22. Осетрова, О. В. Организация образовательного процесса научной подготовки преподавателя [Текст] / О. В. Осетрова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 3.- С. 267 - 271.
23. Здор, Д. В. Структурно-содержательная взаимосвязь проблемы и цели прикладного педагогического исследования [Текст] / Д. В. Здор // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 311 - 317.
24. Ефимова, Е. В. Научно-исследовательская деятельность бакалавров и магистров в системе управления качеством профессионального образования [Текст] / Е. В. Ефимова, Г. И. Кали-муллина// Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 2. - С. 469 - 475.
УДК 37
Гришин Алексей Владимирович
Кандидат педагогических наук, директор Челябинского автотранспортного колледжа, [email protected]). Челябинск
Лашин Алексей Валерьевич
Директор Магнитогорского строительного колледжа, [email protected]. Магнитогорск
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Grishin Alexey Vladimirovich
The candidate pedagogical sciences, the director of motor transportation cotlege, [email protected]. Chelyabinsk
Lashin Alexey Valerevich
The director of Magnitogorsk building college, pedagogfa),masu.ru. Magnitogorsk
PEDAGOGICAL QUALITY MANAGEMENT OF FORMATION OF STUDENTS OF COLLEGE
В России приоритет должен быть отдан профессиональному образованию различного уровня (НПО, СПО и ВПО). Существует острая необходимость реформирования всей системы профессионального образования. При этом среднее профессиональное образование является базовым компонентом данной системы.
Профессиональное образование рассматривается нами как целостный процесс обучения и воспитания личности будущего специалиста. Результатом профессионального образования является личность, владеющая комплексом знаний, умений и навыков среднего профессионального уровня, обладающая комплексом качеств, способствующих активному выполнению профессии, а также ее развитию.
В теории представлены многочисленные подходы к решению проблемы профессионального образования личности. Общим для них мы можем определить то, что все они одним из значимых аспектов профессионального образования определяют его качество. При этом в качестве факторов, обуславливающих необходимость.
Одним из возможных направлений обеспечения качества профессионального образования - это ориентация среднего профессионального об-
разования на максимально полное удовлетворение заказа на профессиональную подготовку личности по выбранной специальности.
Под качеством среднего профессионального образования понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта профессиональной деятельности, эмоцио-нально-ценностных отношений), развития будущего специалиста, который достигается на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями студентов и целями воспитания и обучения.
Качество профессионального образования, в большинстве случаев, рассматривается как интегральная характеристика образовательного процесса в колледже и его результатов, выражающая меру их соответствия образовательному заказу.
В современных исследованиях качество профессионального образования связывается с качеством его цели, совокупностью его полезных свойств, характеристик, признаков.
Таким образом, мы имеем возможность выделить ряд признаков понятия «качество образования студентов колледжа», реализация которых позволяет вести речь об управлении им:
- интегративный характер среднего профессионального образования;
- соответствие образовательному заказу, выраженному в требованиях образовательного стандарта;
- личностная ориентация, выраженная в степени удовлетворения потребностей (ожиданий) личности.
В основе подготовки специалистов должно лежать, таким образом, полное раскрытие возможностей и способностей личности. В соответствии с данным подходом педагогический процесс в учреждениях профессионального образования должен быть направлен на удовлетворение комплекса интересов государства, общества, личности и предприятий.
Переориентация среднего профессионального образования на личностные потребности требует изменения содержания образования и создания соответствующих условий обучения и воспитания, а также профессиональной подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности, уровень развития личности учащихся.
Проблемам профессионального образования в современной науке уделяется достаточно большое внимание. В аспекте профессиональной педагогики опубликованы многочисленные работы, в которых рассматриваются закономерности, принципы, формы и методы профессионального образования, определяются содержание и условия обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов [4, 5].
Но, на наш взгляд, в этих работах не в полной мере учитываются педагогические аспекты управления качеством среднего профессионального образования с учетом особенностей и потребностей личности обучающегося.
На наш образования него профе< полнения ог ловий.В час
- реал рактера по г держания и
- разр сиональногс жанию обр; функционщ
- под1 го образова
В связі условий не управления зующим Э1 нально ком понентами колледже я вательного и развития При рі деятельное - СОЕ циалистов
- П01
лей, создаї
- поі создание >
Важн фессионал адаптивнь разующая ном завед ет его орі-роннее ра Тая ъ тельного : ный стан; чеством ( мы в пері образовав С уч нального
профессио-
[ понимает-ия (знаний, :ти, эмоцио-гсиста, кото-;есса в соот-студентов и
гве случаев, ильного про-:оответствия
ного образо-го полезных
ризнаков по-ция которых
го образова-
:у в требова-
эвлетворения
ким образом,
В соответст-ниях профес-овлетворение цприятий. аия на лично-ания и созда-аюке профес-дивидуальные
генной науке •ессиональной )рых рассмат-юфессиональ-■печения каче-
итываются пе-ессионального ти обучающе-
На наш взгляд, повышение эффективности управления качеством образования студентов колледжа как одного из типов учреждений среднего профессионального образования может быть обеспечено путем выполнения определенного комплекса организационно-педагогических условий. В частности, нами рассматриваются следующие условия:
- реализация во взаимосвязи комплекса мер управленческого характера по гуманизации, индивидуализация и дифференциации целей, содержания и технологий образования студентов колледжа;
- разработка программы обеспечения адаптации процесса профессионального образования к особенностям личности студентов, к содержанию образовательного заказа, к социально-экономическим условиям функционирования и развития колледжа;
- подчинение базовых компонентов содержания профессионального образования студентов колледжа образовательным стандартам СПО.
В связи с этим мы считаем для обеспечения комплексного характера условий необходимо разработать и реализовать модель педагогического управления качеством образования студентов колледжа, системообразующим элементом которой будет процесс формирования профессионально компетентной личности будущего специалиста. Основными компонентами модели управления качеством образовательного процесса в колледже являются особенности личности студентов, содержание образовательного заказа, социально-экономические условия функционирования и развития колледжа.
При реализации данной модели главными задачами образовательной деятельности колледжа являются:
- совершенствование процесса профессиональной подготовки специалистов с учетом требований современной науки и практики;
- повышение образовательного и культурного уровня преподавателей, создание условий для их всестороннего творческого развития;
- повышение образовательного и культурного уровня студентов, создание условий для их разностороннего творческого развития.
Важным направлением педагогического управления качеством профессионального образования студентов колледжа, обеспечивающим ее адаптивный характер, является гуманизация образования, как идеалообразующая основа образовательного процесса в профессиональном учебном заведении [6]. Гуманизация профессионального образования означает его ориентацию на личность, обеспечивает формирование и разностороннее развитие качеств личности.
Так как нормативной базой функционирования и развития образовательного процесса в колледже выступает государственный образовательный стандарт, то при решении проблемы педагогического управления качеством среднего профессионального образования студентов колледжа мы в первую очередь учитываем требования государственного стандарта образования.
С учетом этих требований мы в содержании среднего профессионального образования выделяем общеобразовательный, профессиональ-
ный, личностный и социальный аспекты. Их реализация обеспечивается педагогическим управлением качеством образования студентов колледжа.
В связи с этим основные направления решения проблемы качества среднего профессионального образования состоят в следующем:
1) учет особенностей личности учащегося, содержания образовательного заказа, социально-экономических условий функционирования и развития учреждений среднего профессионального образования;
2) разработка технологий профессионального образования на основе личностно-ориентированного подхода;
2) стандартизация содержания среднего профессионального образования;
3) разработка и реализации моделей образовательного процесса.
В условиях реформирования системы профессионального образования важно как в теоретическом, так и в практическом плане больше внимания уделять проблемам рефлексивного обеспечения процесса профессионального образования студентов колледжа как одному из факторов повышения эффективности педагогического управления его качеством.
Суть концепции рефлексивной организации процесса профессионального образования студентов заключается в создании условий, когда образование сочетает самообразование и управление. В этом случае проблема педагогического управления качеством профессионального образования решается путём формирования у студентов потребности и способности к саморазвитию, самоанализу, самооценки [5].
Понятие рефлексии, роль рефлексивных процессов в образовании студентов в современных исследованиях занимают одно из центральных мест. При этом в большинстве подходов рефлексивные процессы определяются как процессы отображения одним человеком (учителем) «внутренней картины мира» другого человека (ученика)» [3, с. 16].
Рефлексия определяется как внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. [7].
Рефлексия - форма творческой деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметночувственной деятельностью. Рефлексия в конечном счете есть осознание практики, предметного мира культуры [9].
Различают три вида рефлексии:
1) элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении;
2) научная рефлексия - критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования;
3) философская рефлексия - осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Как
форма познания Р. есть не только критический, но и эвристический принцип: она выступает как источник нового знания. Осознавая неосознанное, познавая познанное, Р. полагает в качестве своего предмета само знание о нем [10].
С учетом этих определений в педагогике вводится и определяется понятие педагогической рефлексии как способности будущего специалиста дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают преподаватели и другие студенты, с кем он взаимодействует в процессе педагогического общения [2].
В этом случае педагогическое управление качеством профессионального образования студентов колледжа сводится к обязательности отражения, осмысления, исследования студентами процесса профессионального познания.
Важными для решения проблемы педагогического управления качеством профессионального образования студентов являются деятельностные аспекты управления. В частности ученые вводят и определяют понятия рефлексии действия и рефлексии деятельности.
Рефлексия действия - операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой не хватает знаний, опыта, и ответить на вопрос самообучения: чему учиться, почему имеющихся средств недостаточно для решения этой задачи. Рефлексия деятельности -от простого припоминания элементов деятельности до построения многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимодействии; результатом рефлексии высшего уровня является построение студентом объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя траектории, сферы и продукты деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их решения [8].
Особенности рефлексии в процессе профессионального образования мы в первую очередь рассматриваем в отношении учебнопрофессиональной деятельности студентов. Так как образование представляет собой взаимосвязанную деятельность участников образовательного процесса, то в основе организации учебно-профессиональной деятельности должно лежать осознание своего «Я» и преподавателем, и студентом, участвующих в этом взаимодействии [1].
В таком случае рефлексивный характер педагогического управления качеством профессионального образования студентов может быть выражен следующими действиями:
1. Формулирование и осознание студентами с помощью преподавателя целей образования.
2. Формирование студентами мотивов образования и их удовлетворение.
3. Установление и осознание студентами исходного уровня (состояния) образования и оценка необходимости и путей самообразования.
4. Разработка и реализация программы действий учебнопрофессиональной деятельности в процессе самообразования и образования.
5. Получение и осмысление по определенным параметрам информации о состоянии и перспективах профессионального образования и самообразования.
6. Переработка информации, полученной по каналам обратной связи, самооценка, выработка и внесение в образование корректирующих взаимодействий.
Реализация всех действий невозможна без обратной связи. Под обратной связью в большинстве исследований принято понимать информацию, поступающую от объекта воздействия и включающую данные о характеристиках результатов деятельности субъекта и его состояний. Обратная связь в процессе педагогического управления качеством профессионального образования студентов колледжа обеспечивает базу перехода студентов с одного этапа формирования профессиональных качеств будущего специалиста на другой, более высокий этап.
Библиографический список
1. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 347 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Кулготкин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций [Текст] / Ю.Н. Ку-лшткин. — М.: Педагогика, 1981, — 120 с,
4. Назарова O.J1. Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже [Текст] / O.JL Назарова. - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2003.-316 с.
5. Наин А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждениям: теоретические основы [Текст]: монография / А.Я. Наин. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. -328 с.
6. Найн А.Я. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели [Текст] / А.Я. Найн, Л.М. Кустов. - Челябинск: ЧГИФК, 1994. -75 с.
7. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-436 с.
8. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. H.H. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский дом «Восток», 2003.
9. Философская энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: «Советская энциклопедия», - Т.4. - 1967.
10. Философский энциклопедический словарь [Текст] / редколлегия: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф, Ильичев. -2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
11. Бурцева, Г. В. Проектирование программно-целевой системы обучения специалистов культуры: иерархия целей [Текст] / Г. В. Бурцева // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 2. - С. 359-366.
12. Маричев, И. В. Структура управления образовательным пространством морского академического комплекса [Текст] / И. В. Маричев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 367-374.
13. Мальчик, А. Г. Интеграция начального и среднего профессионального образования (на примере ГОУ СПО Юргинский технологический колледж) [Текст] / А, Г. Мальчик, Г. А. Павлючков // Сибирский педагогический журнал. - 2008.- № 2. -С. 375-381.
14. Антопольскал, Т. А. Технологическое обеспечение развития организационной культуры учреждения дополнительного образования детей на основе проектирования [Текст] / Т. А. Антопольская // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. -С. 320 - 333.
'15. Бутакова, О. А. Качество дополнительного образования: формальный или аксиологический подход? [Текст] / О. А. Бутакова // Сибирский педагогический журнал. -2009.-№4. - С. 334 - 337.
16. Швецов, H. М. Проблема расширения общественного участия в управлении образованием [Текст] / Н. М. Швецов, Г. В. Игумнова // Сибирский педагогический журнал. - 2009.-№ 4. - С. 338 - 345.
17. Бирюкова, Н. А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе [Текст] / Н. А. Бирюкова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 346 - 354.
18. Таратопова, E. Е. Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза [Текст] / E. Е. Таратонова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 363 - 369.
19. Давыдова, Ю. В. Реализация компетентностного подхода в учреждениях дополнительного профессионально-технического образования [Текст] / Ю. В. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 367-371.
20. Фатеев, В. А. Профессионализация подготовки будущего учителя физической культуры в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / В. А. Фатеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С, 372-380.
21. Малашихина, И. А. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива как фактор инновационного развития образовательного учреждения (региональный компонент) [Текст] / И. А. Малашихина, В. М. Ковязина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 388-394.
22. Скиба, М. А. Услуги в области образования, их виды и свойства [Текст] / М. А. Скиба // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 272 - 279.
23. Дубровская, Е. О. Формирование результативной образовательной системы колледжа [Текст] / Е. О. Дубровская II Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 3. - С. 279 - 285.
24. Лопанова, Е. В. Развитие профессионального мышления педагога в процессе повышения: квалификации [Текст] / Е. В. Лопанова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 382-392.
25. Поданёва, Т. В. Развитие профессионально-личностного взаимодействия специалистов ДОУ в процессе повышения квалификации [Текст] / Т. В. Поданёва // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. - С. 392-398.