УДК 373.6 ББК Ч 45/47
Гришин Алексей Владимирович
кандидат педагогических наук, директор автотранспортного колледжа г. Челябинск Grishin Alexey Vladimirovich Candidate of Pedagogics,
Director of Motor Transport College Chelyabinsk
Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов
на основе деятельности Maintenance of the Students’ Professional Training Quality
on the Activity Basis
В статье рассматриваются деятельностные аспекты обеспечения качества профессиональной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. Определяются основные компоненты модели деятельности как показатели оценки качества профессионального образования личности.
The article considers the activity aspects of maintenance of the students’ professional training quality at high professional education establishments. The basic components of the activity model as indicators of the professional training quality estimation of a person are defined.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, качество профессиональной подготовки, виды деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования
Key words: high professional education, professional training quality, kinds of the students’ activity at high professional education establishments.
Актуальной проблемой современной теории профессионального образования является проблема обеспечения эффективности развития конкурентоспособности специалистов профессиональной школы с учетом специфики процесса актуализации их социально-педагогической инициативы и с учетом потенциала системы среднего профессионального образования, отвечающего современным требованиям рынка труда. Содержание проблемы определяется необходимостью удовлетворения образовательного заказа на подготовку конкурентоспособного специалиста среднего звена. Важным аспектом проблемы является определение путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования.
Особенностью рассматриваемой проблемы в современных условиях является необходимость учета процессов становления и развития рыночных отно-
шений, структурных преобразований в экономике России. Это приводит к изменению требований к содержанию профессионального образования в целом, к содержанию среднего профессиональному образованию на всех его уровнях и во всех звеньях. Это означает также необходимость поиска новых форм взаимодействия между производством и образовательными учреждениями.
За годы рыночных преобразований в сфере экономики и производства произошел значительный отток рабочей силы в другие сферы (торговля, предпринимательство, обслуживание населения, организация досуга и т.д.), резко сократилось количество квалифицированных специалистов, снизился уровень их профессиональной компетентности. Наблюдается сокращение молодых кадров на производстве, средний возраст рабочих в настоящее время колеблется от пятидесяти до пятидесяти пяти лет. Во многих случаях работодатель, выступающий в роли потребителя квалифицированных кадров, недостаточно заботится о воспроизводстве кадров молодых специалистов.
Во многих случаях можно наблюдать значительное ослабление связи предприятий с образовательными учреждениями по части финансирования, при определении содержания среднего профессионального образования. Это сказывается на качестве профессионального образования в целом.
Решение проблемы предполагает учет того фактора, что среднее профессиональное образование функционирует и развивается в едином образовательном поле России. Оно является компонентом системы образования. Как подсистема образования, среднее профессиональное образование реализует важнейшие функции - социальную, образовательную и экономическую [2, 6].
В образовательном пространстве система среднего профессионального образования занимает достаточно важное место, однако в экономическом пространстве место среднего профессионального образования сегодня недостаточно четко определено в силу следующих объективных причин:
- отсутствия долгосрочного и краткосрочного прогноза рынка труда;
- недостаточная координация взаимодействий с социальными и производственными партнерами;
- низкая профессиональная мобильность специалистов различного уровня подготовки, способных самостоятельно приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям производства [5].
Среднее профессиональное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых реформированием экономики и модернизацией образования в России. Трудности этого этапа системы обусловлены целым рядом проблем, связанных с реализацией важнейшей экономической функции, которую выполняет система среднего профессионального образования - воспроизводство квалифицированных кадров, - согласование целей системы с новыми социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, с концепцией перехода к рыночному хозяйствованию.
При определении путей решения поставленной проблемы мы считаем важным учет комплекса факторов. Это следующие факторы.
Во-первых, активно реализуемый в России переход к рыночной экономике изменяет характер требований к подготовке профессиональных кадров, к содержанию профессионального образования, а также к качеству этого образования. От специалиста требуется высокий уровень профессиональных знаний, умений, активности, самостоятельности, гибкости мышления, нестандартного подхода к принятию решений.
Во-вторых, развитие системы профессионального образования должно носить прогрессивный нарастающий характер и касаться всех его сторон - содержательной, методической, организационной, материальной обеспеченности. При этом ставится цель - достичь уровень образования адекватный мировому уровню общей и профессионального образования и профессиональной культуры.
В оценке того, в какой степени данный аспект актуальности будет обеспечен в рамках Болонского соглашения, к которому присоединилась Россия и в соответствии с которым намечен ряд преобразований в системе профессионального образования, существует достаточно много полярных мнений.
В-третьих, в современной науке в качестве основного варианта совершенствования содержания профессионального образования отмечается необходи-
мость смены парадигмы профессионального образования личности - переход от узкоспециальной (функциональной) подготовки к формированию и развитию способностей к творческой деятельности. В этом случае возникает необходимость ориентации профессионального образования на особенности личности обучающегося.
В-четвертых, проблемам профессионального образования в современной науке уделяется достаточно большое внимание. Но при этом, на наш взгляд, в исследованиях не в полной мере учитывается личностный и деятельностный аспект организации профессионального образования обучающихся. Это можно сделать лишь при условии его адаптации к особенностям личности обучающегося.
В-пятых, особенности образовательного процесса в учреждениях системы СПО в значительной степени определяются содержанием образовательных стандартов среднего профессионального образования. Образовательные стандарты рассматриваются как стандарты качества образования.
В Законе РФ «Об образовании» под качеством образования выпускников понимается «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания» [2].
В большинстве случаев под качеством профессионального образования понимается «степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека» [7, с. 121].
В обобщенном виде качество объекта определяется совокупностью его полезных свойств, характеристик, признаков, а оценка качества отражает уровень полезности, пригодности. В таком случае оценка качества начального профессионального образования может рассматриваться как мера его полезности. То-
гда необходимо вначале спроектировать структуру пользы, а затем определить алгоритм измерения степени этой пользы.
Обеспечение качества профессионального образования студентов учреждений среднего профессионального образования складывается из подсистем внешнего (по отношению к учебному учреждению) контроля качества и подсистемы внутреннего контроля качества, то есть тех, которые функционируют в самих профессиональных училищах.
Важным аспектом эффективности управления качеством СПО является разработка системы оценки качества. Это является одной из задач работы образовательного учреждения. В основе этой системы оценки лежат следующие критерии и показатели:
1) прирост качества знаний (успеваемость, обученность);
2) прогрессивные изменения мотивации профессионального обучения (интересы, цели, потребность в достижениях);
3) повышение уровня овладения деятельность (коэффициент сформиро-ванности умений);
4) прогрессивные изменения характера деятельности (активность, самостоятельность, креативность) [5].
При разработке системы показателей качества профессиональной подготовки студентов необходимо учитывать:
1) представления о качестве (пользе) различных элементов образования у представителей системы СПО как производителей образовательных услуг;
2) представления о качестве (пользе) различных элементов образования у представителей системы органов власти (работодателей);
3) представления о качестве СПО у потребителей образовательных услуг (студентов профессионального колледжа);
Общепризнанным положением теории образования является то, что корректную оценку допускают только результаты деятельности студентов, результаты образования в целом. Для этого должен сравниваться прирост профессионально значимых характеристик студентов и по нему определяться качество
профессионального образования (средств, форм, методов и т.п.). Чем выше прирост, тем эффективнее управление качеством ПО.
Возникает вопрос, что является основанием для определения данного прироста знаний.
Это могут быть образовательные стандарты, как идеальная модель результатов профессионального образования.
Мы считаем, что основу образования личности составляет ее деятельность, направленная на усвоение знаний, овладение навыками и умениями, формирование объективно значимых качеств. При этом структурно деятельность включает компоненты: восприятие изучаемого объекта; его осознание и осмысление; запоминание; обобщение и систематизация; применение.
В связи с этим мы выделяем и рассматриваем следующие основные компоненты модели деятельности:
- цель и задачи деятельности;
- мотивы и ценностные ориентации субъектов деятельности;
- виды деятельности студентов;
- содержание образования, усваиваемое в процессе деятельности;
- личность студентов как субъектов деятельности [1].
В большинстве случаев исходным, системообразующим компонентом модели является цель или система целей деятельности.
Цель - это идеал планируемого результата. Вновь мы вынуждены оперировать понятием «модели». В данном случае - модели о результате деятельности. Вполне может идти речь о качестве личности специалиста как результате его деятельности.
Определение цели деятельности, построение системы целей образования в целом зависит от социально-экономической и образовательной ситуации. Каждая новая ситуация развития общества и образования обуславливает необходимость постановки новой цели и нового ее решения. Например, профессиональной направленности образования. В этом случае деятельность обеспечивает профессиональное самоопределение личности.
Реализация всех компонентов деятельности, представленных в модели, их функционирование и развитие может быть осуществлено на определенном уровне.
Проблема определения и представления в модели уровней функционирования и развития компонентов является наиболее трудной в моделировании. Существует достаточно много вариантов выделения уровней. Например, мы в процессе профессионального образования студентов рассматриваем переход личности обучающегося от эмпирического уровня к нормативному, методическому и теоретическому.
В соответствии с этим мы принимаем к реализации следующие уровни профессиональной подготовки студентов [3]:
1 - общеобразовательная и методологическая подготовка;
2 - теоретическая подготовка;
3 - методическая подготовка;
4 - практическая подготовка;
5 - рефлексивная подготовка.
Общеобразовательная и методологическая подготовка предполагает усвоение студентами следующих компонентов профессионального образования:
- общеобразовательный базовый компонент знаний, умений и навыков;
- учебные и познавательные умения обобщенного характера;
- мировоззренческие знания и качества личности.
Теоретическая подготовка обеспечивает овладение ими теоретическими знаниями по изучаемой профессии - основами наук, лежащих в основе педагогической профессии; понятиями и категориями профессиональной направленности.
Методическая подготовка представляет собой изучение студентами методов, методик и технологий овладения педагогической профессией, профессиональных умений и навыков.
Практическая подготовка, на наш взгляд, представляет собой основной этап овладения профессией, так как на этом этапе происходит первоначальное
(пробное) использование приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в условиях реальной профессиональной деятельности.
Рефлексивная подготовка обеспечивает формирование у студентов целостного представления о правильности выбранной профессии, о соответствии собственных качеств требуемым профессиональным качествам. На этом этапе подготовки происходит формирование у студентов четких представлений о перспективах профессионального роста.
Реализация указанных уровней овладения профессиональной деятельностью обеспечивает требуемое качество их профессиональной подготовки. Следовательно, разработка и внедрение модели деятельности в образовательный процесс с учетом специфики образовательной среды, социально-экономической ситуации дает возможность эффективно обеспечивать профессиональную подготовку личности в первую очередь как результат ее деятельности.
Для оценки эффективности управления качеством профессиональной подготовки студентов колледжа на основе деятельностного подхода в конечном итоге можно использовать [4]:
1) критерии факта - установления наличия основных элементов модели (соответствие содержания, методик и технологий поставленной цели и решаемым задачам образования; согласованность планов и действий членов педагогического коллектива; связь различных видов деятельности - учебнопознавательной, учебно-профессиональной и производственной деятельности; наличие образовательных программ и программы развития);
2) критерии качества - определение уровня развития образовательного процесса в целом и каждого его компонента (качество выполнения образовательных услуг; уровень развития личности студентов; эффективность используемых методик и технологий, уровень овладения студентами действиями, входящими в состав того или иного вида деятельности).
Мы считаем, что назрела необходимость изменить отношение к программам профессиональной подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Они в большей степени должны быть нацелены на
формирование профессионально значимых видов деятельности. Разрабатываемые программы подготовки студентов на всех уровнях образования - общее образование, профессиональное образование, производственная подготовка должны носит модульный характер, быть личностно ориентированными и профессионально востребованными. Система профессиональной подготовки, основанная на реальных (деятельностных) возможностях студентов, позволяет им получать качественные знания по предмету своей деятельности.
В таком случае, образовательный процесс должен рассматриваться как комплексное решение трех образовательных задач:
1) информационно-гностическая - приращение общих и специальных знаний, овладение теорией на современном уровне;
2) операционально-деятельностная - овладение всеми видами профессионально значимой деятельности, формирование навыков и умений по использованию знаний в практической работе;
3) задача профессионально-личностного развития студентов - социализация студентов, формирование личностной позиции, профессиональной культуры.
Таким образом, решение этих задач, на наш взгляд, и может обеспечить качество профессиональной подготовки студентов в профессиональном колледже или техникуме.
Но нужно иметь в виду то, что для этого необходимо выполнение определенного комплекса организационно-педагогических условий. В частности следующих условий:
- адаптация процесса профессионального образования к особенностям личности обучающегося, к содержанию образовательного заказа, к социальноэкономическим условиям функционирования и развития колледжа (широкое внедрение инновационных адаптированных технологий ПО; обеспечение соответствия содержания образовательной деятельности колледжа характеру и уровню профессионально значимых мотивов студентов; обеспечение продук-
тивного и контекстного характера всех видов учебно-познавательной деятельности студентов);
- обеспечение во взаимосвязи гуманизации, индивидуализация и дифференциации целей, содержания и технологий ПО;
- подчинение базовых компонентов модели управления качеством образовательного процесса в колледже образовательным стандартам СПО.
Библиографический список
1. Беликов В. А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности : метод. пособие / В. А. Беликов [и др.]. - М.: Владос, 2006. - 394 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа, 1992. - 60 с.
3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. - 126 с.
4. Казаков В.Г. Эффективное управление учреждением профессионального образования в новых экономических условиях / В.Г. Казаков. - М.: Изд-во АПО, 1999. - 39 с.
5. Найн А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр., 1998. - 264 с.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 2002 - 31 декабря. -С.21-29.
7. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - YIII. - 453 с.
Bibliography
1. Belikov, V. A. Pupils’ Education on the Basis of Training-and-Cognitive Activity: Teacher Edition / V.A. Belikov [oth.]. - М.: Vlados, 2006. - 394 p.
2. Kazakov, V.G. Efficient Management of Professional Training Establishment in New Economic Conditions / V.G. Kazakov. - М: Publishing House of APO, 1999. - 39 p.
3. Management of the Personnel: The Encyclopaedic Dictionary / Under Edition of A.Ya. Ki-banov. - М.: INFRA TH, 1998. - YIII. - 453 p.
4. Nayn, A. Ya. Problems of Professional Training Development: Regional Aspect / A.Ya. Nayn, F.N. Klyuev. - Chelyabinsk: Publishing House of the Institute of Professional Training Development, 1998. - 264 p.
5. The Labour Code of the Russian Federation // The Russian Newspaper. - 2002 - December, 31. - P. 21-29.
6. The Law of the Russian Federation «About Education». - М.: New School, 1992. - 60 p.
7. Zeer, E.F. Person-Oriented Professional Training / E.F. Zeer. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Professional Pedagogical University, 1998. - 126 p.