Научная статья на тему 'Деятельностный аспект обеспечения качества образования личности'

Деятельностный аспект обеспечения качества образования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОДГОТОВКА / КРИТЕРИИ ФАКТА / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / GENERAL EDUCATIONAL DEVELOPMENT / METHODOLOGICAL TRAINING / THEORETICAL TRAINING / METHODIC TRAINING / PRACTICAL TRAINING / REFLEXIVE TRAINING / FACT CRITERIA / QUALITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Кривощапова Наталья Геннадьевна

Рассматриваются некоторые общие особенности реализации положений деятельностного подхода в решении проблемы обеспечения качества образования. Предпринята попытка универсализации подхода в области среднего общего и профессионального образования. Разработаны критерии качества образования личности относительно разных направлений подготовки педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Кривощапова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspect of activity for assurance of a personality's education quality

Some common peculiarities of activity approach in solving the problem of education quality assurance are regarded. The author tried to universalize the approach in the sphere of general secondary and professional education. The criteria for a personality's educational quality regarding different ways of teachers' training are observed.

Текст научной работы на тему «Деятельностный аспект обеспечения качества образования личности»

УДК 378.01 ББК 4481.00

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В.А. Беликов*, Н.Г. Кривощапова**

*Магнитогорский государственный университет, **Школа иностранных языков «Лингвист»

THE ASPECT OF ACTIVITY FOR ASSURANCE OF A PERSONALITY’S EDUCATION QUALITY

V.A. Belikov*, N.G. Krivoshchapova**

*Magnitogorsk State University,

**School of foreign languages "Lingvist”

Рассматриваются некоторые общие особенности реализации положений деятельностного подхода в решении проблемы обеспечения качества образования. Предпринята попытка универсализации подхода в области среднего общего и профессионального образования. Разработаны критерии качества образования личности относительно разных направлений подготовки педагогов

Ключевые слова: общеобразовательная подготовка; методологическая подготовка; теоретическая подготовка; методическая подготовка; практическая подготовка; рефлексивная подготовка; критерии факта; критерии качества.

Some common peculiarities of activity approach in solving the problem of education quality assurance are regarded. The author tried to universalize the approach in the sphere of general secondary and professional education. The criteria for a personality’s educational quality regarding different ways of teachers’ training are observed.

Keywords: general educational development, methodological training, theoretical training, methodic training, practical training, reflexive training, fact criteria, quality criteria.

Основная проблема современного образования заключается в обеспечении эффективности подготовки выпускников образовательных учреждений различного типа и уровня к активной деятельности в трудовом коллективе. Частный аспект проблемы заключается в обеспечении качества образования по критерию достаточной подготовленности выпускников к активной трудовой деятельности.

Актуальность поставленной проблемы определяется рядом социально-экономических, психологических и педагогических условий, наличие которых констатируется исследователями и практическими работниками [1,2]. Среди них отметим следующие.

Во-первых, активно реализуемый в России переход к рыночной экономике изменяет характер требований к подготовке кадров, содержанию образования, а также к качеству

этого образования. От выпускника школы, колледжа, вуза, специалиста требуется высокий уровень знаний, умений, активность, самостоятельность, гибкость мышления, нестандартный подход к принятию решений. Это следует учитывать при определении качества результатов образовательного процесса.

Во-вторых, перед системой российского образования ставится цель достижения уровня образования, адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры в аспекте трудовой деятельности. В силу этого развитие системы образования должно носить прогрессивный нарастающий характер и касаться всех его сторон: содержательной, методической, организационной, материальной обеспеченности.

В современной науке в качестве основного варианта совершенствования содержания образования отмечается необходимость сме-

ны парадигмы образования личности - переход от предметной, узкоспециальной (функциональной) подготовки к формированию и развитию способностей к творческой деятельности. В этом случае возникает необходимость ориентации образования на особенности личности ученика или студента.

В-третьих, несмотря на то, что проблемам образования в современной науке уделяется достаточно большое внимание, в исследованиях и в практике образования не в полной мере учитываются личностный и деятельностный аспекты организации образования обучающихся. Это можно сделать лишь при условии его адаптации к особенностям личности обучающегося.

Особенности образовательного процесса в значительной степени определяются содержанием образовательных стандартов. Образовательные стандарты рассматриваются как стандарты качества образования. В связи с этим важным становится вопрос эффективности управления качеством образовательного процесса.

В российском законодательстве об образовании под качеством общего образования понимается «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания» [4]. Под качеством профессионального образования понимается «степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека» [5].

Качество объекта определяется совокупностью его полезных свойств, характеристик, признаков, а оценка качества отражает уровень полезности, пригодности. В таком случае оценка качества образования может рассматриваться как мера его полезности для разных субъектов. Тогда необходимо вначале спроектировать структуру пользы, а затем определить алгоритм измерения степени этой пользы.

При разработке системы обеспечения качества образования нами выделяются следующие блоки:

1) научно-методологические основы качества образования;

2) нормативно-правовые основы качества образования;

3) характер деятельности всех участников образовательного процесса;

4) особенности образовательного учреждения (качество руководства, уровень подготовки преподавателей, обучающихся, качество программно-методического обеспечения и

т.д.);

5) внешние факторы (внешняя образовательная среда - работодатели, выпускники, другие образовательные учреждения и т.д.);

6) технологии и средства контроля соблюдения и оценки достижений стандартов качества [3].

Как видим, каждый блок так или иначе определяется характером взаимодействия учителя-ученика, преподавателя (мастера)-студента.

Система обеспечения качества образования складывается из подсистем внешнего (по отношению к образовательному учреждению) контроля качества и подсистемы внутреннего контроля качества, то есть тех, которые функционируют в самих школах, училищах, техникумах, вузах.

Важным аспектом эффективности обеспечения качества образования является разработка системы оценки качества. Это является одной из задач работы образовательного учреждения. Возможно использование трех видов оценок:

1) аттестационная оценка - констатация достижения обучающимся определенного уровня образования;

2) диагностическая оценка - выявление причин, факторов и условий возникновения и преодоления имеющихся недостатков в образовании;

3) аттестационно-диагностическая оценка.

В основе этих оценок лежат следующие

критерии и показатели:

1) прирост качества знаний (успеваемость, обученность, воспитанность);

2) прогрессивные изменения мотивации обучения (интересы, цели, потребность в достижениях);

3) повышение уровня овладения деятельностью (коэффициент сформированности умений);

4) прогрессивные изменения характера деятельности (активность, самостоятельность, креативность).

Корректную оценку допускают только результаты деятельности обучающихся, результаты образования в целом. Для этого должен определяться прирост значимых характери-

Методологические основания педагогики

стик ученика в школе или студентов в колледже и вузе, и по нему определяться качество образования. Чем выше прирост, тем эффективнее обеспечение качества образования.

Возникает вопрос, что является основанием для определения данного прироста знаний.

Прежде всего, это образовательные стандарты. Но ныне существующие образовательные стандарты не в полной мере отражают когнитивные потребности будущего специалиста.

Адекватное отражение мира в сознании человека невозможно в силу его ограниченности, «маломощности». Это отражение возможно только на уровне субъективных образов, идеальных представлений. Следовательно, моделирование человеком процессов, явлений, объектов, окружающих его, или участником которых он является, есть актуальный метод познания, в том числе познания процесса образования.

В таком случае стандарт образования -это модель результатов образования. Но каких результатов?

Мы считаем, что основу образования личности составляет ее деятельность, направленная на усвоение знаний, овладение навыками и умениями, формирование объективно значимых качеств. Психологически деятельность включает следующие компоненты: восприятие изучаемого объекта; его осознание и осмысление; запоминание; обобщение и систематизация; применение.

Мы выделяем следующие основные компоненты модели деятельности:

— цель и задачи деятельности;

— мотивы и ценностные ориентации субъектов деятельности;

— виды учебно-познавательной деятельности личности обучающегося;

— содержание образования, усваиваемое в процессе деятельности;

— личность обучающегося как субъекта деятельности.

В большинстве случаев исходным, системообразующим компонентом модели является цель или система целей деятельности.

Цель - это идеал планируемого результата. Вновь мы вынуждены оперировать понятием модели как идеального (абстрактного) представления реального явления, объекта, процесса, события, системы и т.п. В данном случае - модели о результате деятельности. Вполне может идти речь о качестве личности выпускника как результате его деятельности.

Определение цели деятельности, построение системы целей образования в целом зависит от социально-экономической и образовательной ситуации. Каждая новая ситуация развития общества и образования обусловливает необходимость постановки новой цели и нового ее решения. Например, профильности образования - задача, которая была актуальна два-три года назад. В этом случае деятельность обеспечивает самоопределение личности.

Реализация всех компонентов деятельности, представленных в модели, их функционирование и развитие могут быть осуществлены на определенном уровне.

Проблема определения и представления в модели уровней функционирования и развития компонентов является наиболее трудной в моделировании. Существует достаточно много вариантов выделения уровней. Например, в процессе образования рассматривается переход личности обучающегося от эмпирического уровня к нормативному, методическому и теоретическому. В соответствии с этим выделяются и реализуются уровни подготовки студентов:

1 - общеобразовательная и методологическая подготовка;

2 - теоретическая подготовка;

3 - методическая подготовка;

4 - практическая подготовка;

5 - рефлексивная подготовка.

Общеобразовательная и методологическая

подготовка предполагает усвоение обучающимися следующих компонентов образования:

— общеобразовательный базовый компонент знаний, умений и навыков;

— учебные и познавательные умения обобщенного характера;

— мировоззренческие знания и качества личности.

Теоретическая подготовка обеспечивает овладение учащимися теоретическими знаниями по какому-либо профилю подготовки, профессии: основами наук, лежащих в основе тех или иных профессий; понятиями и категориями профильной направленности.

Методическая подготовка представляет собой изучение обучающимися методов, методик и технологий овладения содержанием образования, умений и навыков.

Практическая подготовка, на наш взгляд, представляет собой основной этап овладения образованием, так как на этом этапе происходит первоначальное (пробное) использование

приобретенных знаний, умений и навыков в условиях реальной деятельности.

Рефлексивная подготовка обеспечивает формирование у обучающихся целостного представления о правильности выбранной профессии, о соответствии собственных качеств требуемым качествам. На этом этапе подготовки происходит формирование четких представлений о перспективах развития и как личности, и как специалиста.

Таким образом, реализация всех указанных уровней деятельности обеспечивает качество образования. Следовательно, разработка и внедрение модели деятельности в образовательный процесс с учетом специфики образовательной среды, социально-экономической ситуации дают возможность эффективно обеспечивать образование личности, в первую очередь, как результат ее деятельности.

При разработке системы показателей качества образования необходимо учитывать:

1) представления о качестве (пользе) различных элементов образования у представителей системы образования как производителей образовательных услуг;

2) представления о качестве (пользе) различных элементов образования у представителей системы органов власти и будущих работодателей;

3) представления о качестве СПО у потребителей образовательных услуг - учащихся, студентов.

Для оценки обеспечения качества образования на основе деятельностного подхода в конечном итоге можно использовать:

1) критерии факта установления наличия основных элементов модели образовательного процесса и их взаимосвязей (соответствие содержания, методик и технологий поставленной цели и решаемым задачам образования; согласованность планов и действий членов педагогического коллектива; связь различных видов деятельности; наличие образовательных программ и программы развития);

2) критерии качества уровня развития образовательного процесса в целом и каждого его компонента (качество выполнения образовательных услуг; уровень развития личности; эффективность используемых методик и технологий).

Мы считаем, что назрела необходимость изменить отношение к программам образования. Наверное, они в большей степени должны быть нацелены на формирование значимых видов деятельности, а не на передачу и усвоение суммы научных знаний. Разрабатываемые программы на всех уровнях образования - общее образование, профессиональное образование, производственная подготовка - должны носить модульный характер, быть личностно ориентированными и профессионально востребованными. Система образования, основанная на реальных возможностях обучающихся, позволяет им получать качественные знания по предмету своей деятельности.

Таким образом, с позиции деятельностного подхода, образовательный процесс должен рассматриваться как комплексное решение трех учебно-воспитательных задач: 1) информационной - приращение общих и специальных знаний, овладение теорией на современном уровне;

2) операциональной - формирование навыков и умений по использованию знаний в практической работе; 3) задачи профессиональноличностного развития студентов - формирование гражданской позиции, профессиональной культуры, «Я-концепции».

Литература

1. Гаязов, А. С. Образование и образованность в современном мире / А.С. Гаязов. — М.: Наука, 2003. - 255 с.

2. Иванова, Е.О. Содержание образования: культурологический подход /Е.О. Иванова, ИМ. Осмоловская, ИВ. Шалыгина // Педагогика. - 2005. -№ 1. - С 13-19.

3. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса / И. О. Кот-лярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, О.А. Хан-жина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. -Вып. 17.-№29(129). - С. 34-53.

4. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании / В.М. Полонский. -М.: МИРОС; 1995. - С. 20.

5. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Каль-ней. - М.: Педагогическое общество России, 1999.-320 с.

Поступила в редакцию 24 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.