УДК 371
Гришин Алексей Владимирович
Кандидат педагогических наук, директор Челябинского автотранспортного колледжа, [email protected], Челябинск
Блохина Татьяна Вячеславовна
Преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Grishin Alexey Vladimirovich
The candidate pedagogical sciences, the director of motor transportation college, [email protected], Chelyabinsk
Blohina Tatyana Vjacheslavovna
The teacher of the Orenburg state pedagogical university, [email protected], Orenburg
REFLECTIVELY-DEJATELNOSTNAJA MODEL OF
FORMATION AT STUDENTS POSITIVE INSTALLATION ON
INCREASE OF EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING
Общепризнанным положением теории профессионального образования является формулировка цели среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных работников по всем основным направлениям профессиональной деятельности.
При достижении этой цели, на наш взгляд, актуальным является социальное партнерство как интеграция деятельности всех субъектов в вопросе организации профессионального обучения с четким определением цели совместной деятельности, принципов взаимодействия, направления, в систему управления образовательным процессом и качеством образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
Положительное решение проблемы профессиональной подготовки специалистов средней профессиональной школы в значительной степени возможно за счет реализации идеи непрерывного профессионального образования. При этом непрерывное профессиональное образование определяется как единая система образования, как процесс постоянного обновления и расширения общеобразовательных, профессиональных и социально-экономических знаний, умений и навыков для эффективного выполнения своих профессиональных функций.
Важным методологическим основанием различных концепций подготовки и развития конкурентоспособных специалистов средней профессиональной школы является то, что содержание и процесс профессионального образования и профессиональной подготовки должен соответствовать природе профессиональной деятельности. Это может быть обеспечено выполнением требований и принципов методологических подхо-
дов к решению проблем профессионального образования, а также путем обеспечения позитивной установки студентов на овладение профессией.
Моделирование образовательного процесса учреждения среднего профессионального образования, направленного на формирование у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессиональной деятельностью, может предполагать: организацию процесса целеобразования, определение факторов, этапов, уровней и критериев формирования у будущих конкурентоспособных специалистов позитивной установки на образовательный процесс, использование средств и методов педагогического воздействия, осуществление контроля над достигнутыми результатами.
При построении данной модели мы исходили из следующих методологических требований:
1) выделение среди многообразных влияний и воздействий тех факторов, которые определяют результаты процесса, а также выявление взаимосвязи основных факторов;
2) учет непрерывного изменения и развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.
В основе решения проблемы формирования позитивной установки будущих специалистов на овладение профессиональной деятельностью и развития их конкурентоспособности средней профессиональной школы лежат положения деятельностного, личностно-ориентированного, системного, технологического и других подходов.
Основные требования деятельностного подхода в данном аспекте заключаются в следующем:
- овладение деятельностью является условием профессиональной и социальной адаптации личности;
- эффективный характер деятельности может быть обеспечен только при формировании признаков - предметность, целенаправленность, преобразующий характер, структурность;
- профессиональная направленность деятельности определяется ее предметом, который исполняет роль мотива деятельности.
Требования личностного подхода в решении проблемы могут быть выражены следующим образом:
- ориентация процесса профессиональной подготовки на личность обучающегося как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;
- придание управлению процессом профессиональной подготовки координирующего и мотивационного характера в целом;
- изменение взгляда работодателей, образовательных учреждений и обучающихся на свою роль и место в процессе образования и управления им.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, как отмечает И.А. Зимняя, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, неповторимый психологический
склад, то есть студент как личность [3]. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет, корректирует весь образовательный процесс в целях развития его личности. Соответственно цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного студента и всей группы в целом.
Реализация системного подхода в решении проблемы формирования позитивной установки студентов техникума на овладение профессиональной деятельностью предполагает выполнение следующих требований:
- определять предмет профессиональной деятельности как системный и исследовать каждый компонент системы в целях определения и обеспечения полноты ее состава;
- определять всю совокупность структурных связей, и в случае необходимости изменять, делать структуру более совершенной;
- определять тенденции и предвидеть уровни развития системы как важнейшее условие совершенствования процесса образования.
Оптимизационный подход в решении проблемы формирования позитивной установки студентов на овладение профессией направлен на обеспечение эффективности и результативности деятельности участников данного процесса. При этом оптимизация - конструктивная система мер, которая позволяет получить наивысшие для конкретных условий результаты деятельности при минимально необходимых затратах.
Главное требование оптимизационного подхода - определение комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах. В нашем исследовании это определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации разрабатываемой нами модели развития конкурентоспособности специалистов и формирования у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией.
Специфичность методологии профессиональной педагогики состоит в рассмотрении ее как учения о наиболее общих принципах и методах научно-познавательного, научно-технического познания, как организации инновационной образовательной, научно-исследовательской, производственной и профессионально-педагогической деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии. Главное отличие профессиональной педагогики от традиционной состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для современной профессиональной деятельности, решения широкого круга инновационных образовательных, научно-исследовательских и производственных задач.
Для специалиста любого профиля важными компонентами подготовки являются:
1. Овладение знаниями основ профессиональной деятельности и умениями применять эти знания в практической деятельности.
2. Формирование готовности к инновационной деятельности - предвидение, моделирование и модифицирование форм, методов и приемов профессиональной деятельности применительно к конкретным условиям.
3. Формирование готовности к творческой профессиональной деятельности - личностная рефлексия (самоорганизация через осмысление себя и своей профессиональной деятельности), интеллектуальная рефлексия (осмысление совершаемого действия в содержании проблемной ситуации и организация действий, преобразующих элементы этого содержания), межличностная рефлексия как самоорганизация студентом своей деятельности через осмысление своей личности и деятельности, также личности и деятельности других студентов как партнеров.
4. Формирование профессионального интереса, высокого уровня понимания значимости творческого решения профессиональных задач и повышение степени самостоятельности и инициативы.
Эти компоненты мы рассматриваем как компоненты позитивной установки студентов на овладение профессиональной деятельностью.
Следовательно, формирование позитивной установки специалиста на овладение профессией в процессе профессиональной подготовки включает в себя методологическую, теоретическую, методическую и практическую профессионально-творческую подготовку [2]. Объединяющим компонентом является рефлексивная подготовка будущих специалистов. Рефлексивная подготовка студентов является одним из факторов эффективности овладения профессией.
Понятие рефлексии является распространенным в современных педагогических исследованиях. По мнению философов, рефлексивность -«одна из важнейших особенностей человеческого сознания, без которой невозможно нормальное функционирование» психических процессов [2.].
В рефлексии максимально используются возможности мышления, творческой работы сознания с образами и представлениями, сконструированными самим же сознанием. Познание опирается на приобретенные опытом знания, отметая сам опыт, перерабатывая созданный мыслительный образ знания в новое понятие. На основе рефлексии строятся самоанализ, самооценка, самовоспитание, словом, идет самопроектирование субъекта, усвоение того, что он считает нужным иметь в своем "Я", что, как мы отметили выше, лежит в основе его позитивной установки к деятельности.
Мы принимаем наиболее общее в педагогических исследованиях определение понятия рефлексии и под рефлексией понимаем компонент мышления (или интеллектуальной деятельности студента), ориентированный на осознание им себя в системе учебно-познавательной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.
Роль рефлексии в формировании позитивной установки студента техникума на овладение профессией заключается в следующем:
— рефлексия является основой осуществления всех видов деятельности;
— на основе рефлексии осуществляется управление деятельностью студента и ее контроль;
— рефлексия является одним из основных механизмов развития деятельности студента, а также его творческих способностей;
— рефлексия необходима при описании феноменологии и механизмов деятельности студента для последующей трансляции и воспроизводства его деятельности.
Применительно к теме нашего исследования формирование у студентов техникума или колледжа позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией возможно только на базе педагогической рефлексии.
Этот вывод определяется тем, что рефлексия является показателем осознанного, позитивного отношения студентов к процессу обучения, к учебно-познавательной деятельности, является инструментом формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе профессиональной подготовки.
Важное методологическое значение для нашей работы имеет вопрос о взаимосвязи деятельности студентов и рефлексии, которая стимулирует творческий характер всех видов деятельности и способствует формированию мотивов и ценностей:
1) учебно-познавательная, учебно-профессиональная и профессиональная деятельность студентов выступают в качестве основы процесса образования и развития личности будущего специалиста;
2) все виды деятельности как процесс осознанного взаимодействия студентов с изучаемым объектом (профессионально значимый учебный материал) по своей природе являются рефлексивными;
3) в структуре деятельности студентов объективно могут быть выделены и реализованы действия рефлексивного характера, в первую очередь - действия целеполагания и мотивации.
Рефлексивный характер организации процесса формирования у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией может быть выражен следующими действиями:
1. Формулирование и осознание студентами с помощью преподавателя целей образования.
2. Формирование студентами мотивов образования и их удовлетворение.
3. Установление и осознание студентами исходного уровня (состояния) образования и оценка необходимости и путей самообразования.
4. Разработка и реализация программы действий учебнопознавательной деятельности в процессе самообразования и образования.
5. Получение и осмысление по определенным параметрам информации о состоянии и перспективах образования и самообразования.
6. Переработка информации, полученной по каналам обратной связи, самооценка, выработка и внесение в образование корректирующих взаимодействий.
На основании выше изложенного мы представляем рефлексивнодеятельностную модель образовательного процесса в техникуме, направленного на формирование у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией.
Проектируемая нами рефлексивно-деятельностная модель образовательного процесса по формированию у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией состоит из следующих основных компонентов - целевой, содержательно-технологический, организационный и результативный.
Целевой компонент включает цель, отражающую главную полезную функцию формирования у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели. Кроме этого, целевой компонент служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели - результата, к которому мы стремимся.
Субъектами в разработанной модели выступают педагоги и студенты. Ими обосновывается и достигается цель, корректируются в дальнейшем средства, методы, формы, результаты, готовится инструментарий для работы.
Важным компонентом модели является содерэюательно-технологический, так как через его развитие наиболее отчетливо просматриваются процесс формирования у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией. Основу данного компонента составляют следующие взаимосвязанные блоки: мотивационный, информационно-когнитивный, операционный и эмоциональнорефлексивный.
Организаг^ионный компонент модели включает в себя реализацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации разрабатываемой нами рефлексивнодеятельностной модели образовательного процесса, направленного на формирование у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией:
- создание рефлексивной направленности процесса овладения профессией;
- формирование способов будущей профессиональной деятельности;
- формирование позитивного фона эмоционально-ценностного взаимодействия студентов в процессе учебно-познавательной, учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности.
Завершающим компонентом представляемой нами рефлексивнодеятельностной модели образовательного процесса, направленного на формирование у студентов позитивной установки на повышение эффективности овладения профессией, является результативный. Результативный компонент включает уровни, критерии и диагностические методики.
Таким образом, достижение цели профессионального образования студентов техникума или колледжа предполагает наличие позитивной установки студентов на овладение профессией, формирование которой наиболее эффективно обеспечивается в рамках рефлексивно-деятельностной модели.
Библиографический список
1. Бажанов, В.А. Наука как самопознающая система [Текст] / В.А, Бажанов. -Казань, 1991.-211 с.
2. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1998,- 126 с.
3. Зимняя, И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 1998, - 156 с.
4. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№3, - С. 61-77.
5. Климова, Т. Е. Метод восхождения в формировании опыта научноисследовательской деятельности студента [Текст] / Т. Е. Климова, Е. П. Романов, М. В. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С, 78-85,
6. Асадуллин, Р. М. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Р. М. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 34 - 43.
7. Исаев, И. Ф. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме [Текст] / И. Ф. Исаев, И. А. Шаршов // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 2. - С. 43 - 54.
8. Камоза, Т. Л. Общепрофессиональная готовность студентов вуза как педагогический феномен - [Текст] / Т. Л. Камоза // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 100- 108,
9. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессиональнопедагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-74.
10. Субетто, А, И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 1. - С. 75-87.
11. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 87-105.
32. Фатеев, В. А. Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного похода в обучении [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 24 - 35.
13, Апарина, Л. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л, А. Апарина// Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 3. - С. 35 - 42.
14, Валеев, А. С. Функциональный анализ педагогической деятельности будущего учителя на основе рефлексивного подхода [Текст] / А. С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 42 - 49.
15, Ахметова, М. Н. Проблемно-модульный и задачный подходы в подготовке студентов к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 4. - С. 7-20.
16. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школе как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 2. -С. 82-101.
17. Сайгушев, Н. Я. Игровое моделирование в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста [Текст] / Н. Я. Сайгушев, Л. И. Сайгушева, А. С. Валеев, С. А. Новикова, Д. А. Савельев // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 2. -С. 114-122.