ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Рефлексия, интегральная индивидуальность, структура интегральной индивидуальности, рефлексивно-деятельностные технологии обучения.
Прогрессивные тенденции обновления и модернизации профессионального педагогического образования требуют внедрения таких моделей и технологий подготовки будущего учителя, которые способствовали бы осознанию обучающимися собственных действий, пониманию ими себя и других, развитию у них коммуникативной и рефлексивной культуры, субъектности, самостоятельности, творческой активности и способности к саморазвитию. При этом подразумевается, что профессиональное и личностное развитие (саморазвитие) будущего учителя не должно стать «косвенным эффектом от инновации», а должно быть целью и результатом внедрения новых образовательных технологий при изучении учебных дисциплин, включенных в стандарт высшего педагогического образования.
По мнению Б.З. Вульфова, важной задачей в профессиональной подготовке учителя является задача «задать» рефлексию. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы человек захотел и начал рефлектировать: анализировать свои действия, соотносить полученные результаты с желаемыми, видеть ошибки, искать варианты их преодоления, предвидеть хотя бы вербально возможные варианты последствий принятого решения [Вульфов 1997]. Этим требованиям соответствует организация рефлексивной среды в современных рефлексивнодеятельностных образовательных технологиях.
В рефлексивной психологии и акмеологии под рефлексией принято понимать процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний, осмысление собственных действий и их законов, способствующих в дальнейшем самокоррекции, саморазвитию и самореализации человека как творческого субъекта деятельности. Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна, И.Н. Семенова, центральными элементами структуры рефлексивного сознания (самосознания) являются рефлексивный анализ, рефлексивная оценка, рефлексивный контроль и рефлексивное планирование [Рубинштейн 2003; Семенов 2007]. В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова и других ученых описаны различные виды и уровни рефлексии, исследовано значение рефлексии в успешности выполнения различных видов исполнительской и управленческой деятельности, предложены методики изучения рефлексивности, а также эффективные технологии ее формирования и развития [Карпов 2004; Семенов 2007; Степанов 2000]. Между тем в большинстве исследований рефлексия как профессионально значимое качество личности исследуется вне целостной и системной характеристики индивидуальности человека как субъекта профессиональной деятельности.
Новизна нашего исследования состоит в том, что мы, опираясь на теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, изучаем рефлексию во взаимосвязи с другими качествами личности и индивидуальности человека [Мерлин 1986]. Согласно В.С. Мерлину, индивидуальные свойства человека и множество закономерностей, относящихся к человеку, следует понимать как большую систему, состоящую из иерархически взаимосвязанных и соподчиненных подсистем. Совокупность подсистем, из которых складывается эта большая система, характеризует сложную интегральную структуру индивидуальности. В структуре интегральной индивидуальности В.С. Мерлин выделял следующие уровни, или подсистемы свойств: свойства организма (биохимические и нейродинамические особенности); свойства
Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009 (1). ПСИХОЛОГИЯ
индивидуума (свойства темперамента и психические процессы); психические свойства личности (мотивы и отношения личности); социально-психологические характеристики группы и коллектива.
В экспериментальных исследованиях интегральной индивидуальности было установлено, что между одноуровневыми индивидуальными свойствами существует жесткая линейная взаимооднозначная статистическая связь. При исследовании взаимодействия свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, было найдено наличие много-многозначной связи. По мнению В.С. Мерлина, в отличие от взаимооднозначной жесткой связи между свойствами, относящимися к низшим иерахическим уровням индивидуальности, в характере много-многозначной связи между свойствами низших и высших иерархических уровней отсутствуют жесткость и однолинейность, возможна изменчивость. Установлено, что опосредующим звеном в изменении характера взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности могут служить индивидуальные особенности организации деятельности (индивидуальный стиль деятельности и общения, стиль интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной активности). В настоящее время ведется поиск других опосредующих звеньев и системообразующих механизмов во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
Гипотезой нашего исследования послужило предположение, что в качестве опосредующего фактора в системообразовании и гармонизции структуры интегральной индивидуальности будущих педагогов могут выступать образовательные (в частности, рефлексивнодеятельностные) технологии.
Цель нашего исследования - изучение влияния рефлексивно-деятельностных образовательных технологий на развитие личностных и профессионально-важных качеств и их взаимосвязь в структуре интегральной индивидуальности будущего учителя.
Задачи исследования заключались в том, чтобы: а) изучить особенности взаимосвязи между разноуровневыми личностными и профессионально значимыми качествами у студентов педагогических специальностей; б) выяснить, какова роль рефлексивно-деятельностных технологий обучения в развитии гармонической структуры и детерминации связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности будущих педагогов.
Выборка исследования была представлена 182 студентами педагогических вузов.
Результаты исследования и выводы:
1. Корреляционный анализ связи показателей рефлексии (рефлексивной самооценки личностных и профессионально значимых свойств, умений ситуативного и демократического общения, умений учебной деятельности) с показателями разноуровневых индивидуальных свойств (нейродинамики, психодинамики, психических процессов и отношений личности), полученный нами до формирующего эксперимента, показал наличие значимых связей в следующих корреляционных плеядах:
а) эмоциональная нестабильность - высокий уровень ситуативной и личностной тревожности - повышенный уровень критичности - заниженная самооценка развитости личностных и профессионально значимых качеств, умений общения и учебной деятельности -низкий уровень самоуверенности - низкий уровень мотивационной готовности к творческой самоактуализации;
б) установочная ригидность - психодинамическая ригидность - низкий уровень рефлексивности - неготовность реализовать свой творческий потенциал - мотивация избежания неудачи - низкий уровень творческой самоактуализации.
Обнаруженные нами виды корреляционных плеяд во взаимосвязи изучаемых разноуровневых свойств характеризовали типичные для овладевающих педагогической профессией особенности структуры их интегральной индивидуальности, мешающие становлению педа-гога-исследователя, педагога-творца.
2. Принимая во внимание особый специфический характер многозначных связей между свойствами различных иерархических уровней индивидуальности, которые были изучены и описаны В.С. Мерлиным, в формирующем эксперименте мы создавали условия, которые могли бы разрушить выявленные линейные взаимооднозначные связи. Нами были разработаны и проведены со студентами спецкурсы и спецпрактикумы, построенные на основе рефлексивно-деятельностного подхода в обучении, спроектированы и апробированы программы рефлексивных тренингов.
3. Анализ корреляционных связей между разноуровневыми показателями личности будущих учителей, полученных после окончания рефлексивных спецкурсов и тренингов, показал, что: а) линейная взаимооднозначная связь сохранилась между нейро- и психодинамическими свойствами; б) связи между свойствами низших уровней интегральной индивидуальности (нейро- и психодинамики) и свойствами высших уровней (отношениями и свойствами личности, уровнями рефлексивности) изменились и перестали быть достоверно значимыми. Следовательно, нам удалось разрушить линейные взаимооднозначные связи между свойствами низших и высших уровней интегральной индивидуальности. Научение студентов рефлексированию и развитие у них рефлексивных способностей способствовали коррекции тревожных состояний, повышению уверенности в себе, в будущем профессиональном самоопределении и становлении. У студентов повысился уровень мотивационной готовности к самоизменению, самосовершенствованию, творческой самоактуализации и самореализации, тогда как их нейро- и психодинамические характеристики остались без изменений. Эти данные свидетельствуют об изменении структуры интегральной индивидуальности студентов и ее гармонизации.
Таким образом, полученные в ходе нашего исследования результаты показали, что становление профессионально значимых качеств у будущих учителей наиболее эффективно происходит при использовании современных рефлексивно-деятельностностных образовательных технологий. Данные технологии позволяют развивать у студентов рефлексивные процессы и рефлексивные способности, стимулировать потребности в самообразовании, самореализации, самосовершенствовании и творческой активности в профессиональной сфере, а также выступают в качестве опосредующих, системообразующих и гармонизирующих механизмов развития интегральной индивидуальности будущих педагогов.
Библиографический список
1. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. - 1997. - № 1. -С. 63-64.
2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.
3. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание, человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Принт, 2003. - 508 с.
5. Семенов, И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности / И.Н. Семенов, И.А. Савенкова // Мир психологии. - 2007. - № 2. - С. 203217.
6. Степанов, С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С.Ю. Степанов. - М.: Наука, 2000. - 174 с.
7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. -С. 73-74.