Научная статья на тему 'Влияние рефлексивно-деятельностных образовательных технологий на развитие интегральной индивидуальности будущих педагогов'

Влияние рефлексивно-деятельностных образовательных технологий на развитие интегральной индивидуальности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / SELF-CONSCIOUSNESS / INTEGRAL INDIVIDUALITY / STRUCTURE OF INTEGRAL INDIVIDUALITY / REFLEXIVE-ACTIVITY TEACHING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пьянкова Галина Семеновна

В статье рассматриваются психологические условия и механизмы профессионального развития будущего учителя. Показано, что рефлексивно-деятельностные методы обучения способствуют развитию профессионально важных качеств и гармонизации интегральной индивидуальности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пьянкова Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of reflexive-active educational technologies on the development of integral individuality of future teachers

The article is devoted to the problem of psychological conditions and mechanisms of the professional development of future teachers. It is shown that reflexive active methods of teaching promote the development of important professional qualities and harmonization of integral individuality of students.

Текст научной работы на тему «Влияние рефлексивно-деятельностных образовательных технологий на развитие интегральной индивидуальности будущих педагогов»

ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Рефлексия, интегральная индивидуальность, структура интегральной индивидуальности, рефлексивно-деятельностные технологии обучения.

Прогрессивные тенденции обновления и модернизации профессионального педагогического образования требуют внедрения таких моделей и технологий подготовки будущего учителя, которые способствовали бы осознанию обучающимися собственных действий, пониманию ими себя и других, развитию у них коммуникативной и рефлексивной культуры, субъектности, самостоятельности, творческой активности и способности к саморазвитию. При этом подразумевается, что профессиональное и личностное развитие (саморазвитие) будущего учителя не должно стать «косвенным эффектом от инновации», а должно быть целью и результатом внедрения новых образовательных технологий при изучении учебных дисциплин, включенных в стандарт высшего педагогического образования.

По мнению Б.З. Вульфова, важной задачей в профессиональной подготовке учителя является задача «задать» рефлексию. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы человек захотел и начал рефлектировать: анализировать свои действия, соотносить полученные результаты с желаемыми, видеть ошибки, искать варианты их преодоления, предвидеть хотя бы вербально возможные варианты последствий принятого решения [Вульфов 1997]. Этим требованиям соответствует организация рефлексивной среды в современных рефлексивнодеятельностных образовательных технологиях.

В рефлексивной психологии и акмеологии под рефлексией принято понимать процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний, осмысление собственных действий и их законов, способствующих в дальнейшем самокоррекции, саморазвитию и самореализации человека как творческого субъекта деятельности. Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна, И.Н. Семенова, центральными элементами структуры рефлексивного сознания (самосознания) являются рефлексивный анализ, рефлексивная оценка, рефлексивный контроль и рефлексивное планирование [Рубинштейн 2003; Семенов 2007]. В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова и других ученых описаны различные виды и уровни рефлексии, исследовано значение рефлексии в успешности выполнения различных видов исполнительской и управленческой деятельности, предложены методики изучения рефлексивности, а также эффективные технологии ее формирования и развития [Карпов 2004; Семенов 2007; Степанов 2000]. Между тем в большинстве исследований рефлексия как профессионально значимое качество личности исследуется вне целостной и системной характеристики индивидуальности человека как субъекта профессиональной деятельности.

Новизна нашего исследования состоит в том, что мы, опираясь на теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, изучаем рефлексию во взаимосвязи с другими качествами личности и индивидуальности человека [Мерлин 1986]. Согласно В.С. Мерлину, индивидуальные свойства человека и множество закономерностей, относящихся к человеку, следует понимать как большую систему, состоящую из иерархически взаимосвязанных и соподчиненных подсистем. Совокупность подсистем, из которых складывается эта большая система, характеризует сложную интегральную структуру индивидуальности. В структуре интегральной индивидуальности В.С. Мерлин выделял следующие уровни, или подсистемы свойств: свойства организма (биохимические и нейродинамические особенности); свойства

Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009 (1). ПСИХОЛОГИЯ

индивидуума (свойства темперамента и психические процессы); психические свойства личности (мотивы и отношения личности); социально-психологические характеристики группы и коллектива.

В экспериментальных исследованиях интегральной индивидуальности было установлено, что между одноуровневыми индивидуальными свойствами существует жесткая линейная взаимооднозначная статистическая связь. При исследовании взаимодействия свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, было найдено наличие много-многозначной связи. По мнению В.С. Мерлина, в отличие от взаимооднозначной жесткой связи между свойствами, относящимися к низшим иерахическим уровням индивидуальности, в характере много-многозначной связи между свойствами низших и высших иерархических уровней отсутствуют жесткость и однолинейность, возможна изменчивость. Установлено, что опосредующим звеном в изменении характера взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности могут служить индивидуальные особенности организации деятельности (индивидуальный стиль деятельности и общения, стиль интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной активности). В настоящее время ведется поиск других опосредующих звеньев и системообразующих механизмов во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Гипотезой нашего исследования послужило предположение, что в качестве опосредующего фактора в системообразовании и гармонизции структуры интегральной индивидуальности будущих педагогов могут выступать образовательные (в частности, рефлексивнодеятельностные) технологии.

Цель нашего исследования - изучение влияния рефлексивно-деятельностных образовательных технологий на развитие личностных и профессионально-важных качеств и их взаимосвязь в структуре интегральной индивидуальности будущего учителя.

Задачи исследования заключались в том, чтобы: а) изучить особенности взаимосвязи между разноуровневыми личностными и профессионально значимыми качествами у студентов педагогических специальностей; б) выяснить, какова роль рефлексивно-деятельностных технологий обучения в развитии гармонической структуры и детерминации связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности будущих педагогов.

Выборка исследования была представлена 182 студентами педагогических вузов.

Результаты исследования и выводы:

1. Корреляционный анализ связи показателей рефлексии (рефлексивной самооценки личностных и профессионально значимых свойств, умений ситуативного и демократического общения, умений учебной деятельности) с показателями разноуровневых индивидуальных свойств (нейродинамики, психодинамики, психических процессов и отношений личности), полученный нами до формирующего эксперимента, показал наличие значимых связей в следующих корреляционных плеядах:

а) эмоциональная нестабильность - высокий уровень ситуативной и личностной тревожности - повышенный уровень критичности - заниженная самооценка развитости личностных и профессионально значимых качеств, умений общения и учебной деятельности -низкий уровень самоуверенности - низкий уровень мотивационной готовности к творческой самоактуализации;

б) установочная ригидность - психодинамическая ригидность - низкий уровень рефлексивности - неготовность реализовать свой творческий потенциал - мотивация избежания неудачи - низкий уровень творческой самоактуализации.

Обнаруженные нами виды корреляционных плеяд во взаимосвязи изучаемых разноуровневых свойств характеризовали типичные для овладевающих педагогической профессией особенности структуры их интегральной индивидуальности, мешающие становлению педа-гога-исследователя, педагога-творца.

2. Принимая во внимание особый специфический характер многозначных связей между свойствами различных иерархических уровней индивидуальности, которые были изучены и описаны В.С. Мерлиным, в формирующем эксперименте мы создавали условия, которые могли бы разрушить выявленные линейные взаимооднозначные связи. Нами были разработаны и проведены со студентами спецкурсы и спецпрактикумы, построенные на основе рефлексивно-деятельностного подхода в обучении, спроектированы и апробированы программы рефлексивных тренингов.

3. Анализ корреляционных связей между разноуровневыми показателями личности будущих учителей, полученных после окончания рефлексивных спецкурсов и тренингов, показал, что: а) линейная взаимооднозначная связь сохранилась между нейро- и психодинамическими свойствами; б) связи между свойствами низших уровней интегральной индивидуальности (нейро- и психодинамики) и свойствами высших уровней (отношениями и свойствами личности, уровнями рефлексивности) изменились и перестали быть достоверно значимыми. Следовательно, нам удалось разрушить линейные взаимооднозначные связи между свойствами низших и высших уровней интегральной индивидуальности. Научение студентов рефлексированию и развитие у них рефлексивных способностей способствовали коррекции тревожных состояний, повышению уверенности в себе, в будущем профессиональном самоопределении и становлении. У студентов повысился уровень мотивационной готовности к самоизменению, самосовершенствованию, творческой самоактуализации и самореализации, тогда как их нейро- и психодинамические характеристики остались без изменений. Эти данные свидетельствуют об изменении структуры интегральной индивидуальности студентов и ее гармонизации.

Таким образом, полученные в ходе нашего исследования результаты показали, что становление профессионально значимых качеств у будущих учителей наиболее эффективно происходит при использовании современных рефлексивно-деятельностностных образовательных технологий. Данные технологии позволяют развивать у студентов рефлексивные процессы и рефлексивные способности, стимулировать потребности в самообразовании, самореализации, самосовершенствовании и творческой активности в профессиональной сфере, а также выступают в качестве опосредующих, системообразующих и гармонизирующих механизмов развития интегральной индивидуальности будущих педагогов.

Библиографический список

1. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя / Б.З. Вульфов // Мир образования. - 1997. - № 1. -С. 63-64.

2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.

3. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание, человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Принт, 2003. - 508 с.

5. Семенов, И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности / И.Н. Семенов, И.А. Савенкова // Мир психологии. - 2007. - № 2. - С. 203217.

6. Степанов, С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С.Ю. Степанов. - М.: Наука, 2000. - 174 с.

7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. -С. 73-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.