Научная статья на тему 'Рефлексивно-деятельностный подход как основа организации процесса профессионально-методической подготовки будущего учителя второго иностранного языка'

Рефлексивно-деятельностный подход как основа организации процесса профессионально-методической подготовки будущего учителя второго иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надточева Е. C.

Рассматривается сущность рефлексивно-деятельностного подхода как ключевого в профессионально-методической подготовке будущих учителей второго иностранного языка в условиях языкового факультета педвуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-деятельностный подход как основа организации процесса профессионально-методической подготовки будущего учителя второго иностранного языка»

УДК 378.637 ББК Ч-48-951.85

ГСНТИ 14.35.09; 16.31.51

Код ВАК 13.00.02; 13.00.08

Е. С. Надточева

Екатеринбург

РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рефлексивно-деятельностный подход; второй иностранный язык; профессионально-методическая подготовка.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается сущность рефлексивно-деятельностного подхода как ключевого в профессионально-методической подготовке будущих учителей второго иностранного языка в условиях языкового факультета педвуза.

E. S. Nadtocheva

Ekaterinburg

PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE ESL TEACHERS: REFLEXIVE AND ACTIVITY APPROACH

KEY WORDS: reflexive and activity approach; English as a Second Language; professional and methodology training.

ABSTRACT. The article discusses the reflexive and activity approach as the key approach to the professional and methodology training of teachers of a Second Foreign Language in a pedagogical university.

Процесс профессионально-методической подготовки будущих учителей второго иностранного языка - это активный процесс, в ходе которого должно происходить переосмысление студентами уже имеющегося педагогического опыта и знаний, полученных в результате овладения основной языковой специальностью в педвузе. В связи с этим, процесс профессионального развития студентов второй языковой специальности должен строиться с учетом следующих принципиальных позиций: отказа от прямой передачи знаний и готовых решений проблемных профессионально-методических задач; осознания отсутствия «правильных» и однозначных решений этих задач; рефлексии на собственный и чужой (преподавателя, коллег-студентов) опыт изучения и преподавания языков и культур, его творческое переосмысление; последовательный переход от решения несложных ме-тодико-практических задач к построению более широко структурированных альтернатив деятельности с последовательным увеличением доли самостоятельности. Все сказанное подтверждает, что ключевым подходом к подготовке учителей второго иностранного языка становится рефлексивнодеятельностный.

Рефлексивно-деятельностный подход строится на основе синтеза компетентност-ного, личностно-деятельностного и рефлексивного подходов.

Компетентностный подход является в настоящее время ведущим подходом в образовании, который противопоставляется «знаниевому», при котором учащимися аккумулируются готовые знания, транслируе-

мые преподавателем.

Личностно-деятельностный подход, психологические основы которого заложены исследованиями Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и продолжены в работах П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина, основывается на концепции о неразрывности сознания и деятельности, где второе определяет первое, а не наоборот. В основу современного обучения положена идея, сущность которой заключается в развитии личности посредством различных видов учебной деятельности. Рассмотрим «личностную» и «деятельностную» составляющие этого подхода подробней.

Под деятельностным подходом понимается такой способ организации учебнопознавательной деятельности студентов, при котором они активно участвуют в учебном процессе, а не просто пассивно воспринимают информацию. Эта мысль, применительно к ситуации профессиональной подготовки студентов второй языковой специальности, служит еще одним обоснованием оправданности наполнения всего курса подготовки профессионально ориентированным контентом, так как студенты становятся не пассивными исполнителями заданий практических курсов, а активными участниками процесса своего профессионального развития.

Деятельность преподавателя в условиях деятельностного подхода к обучению также меняется: первоначально он становится

старшим товарищем будущих педагогов, организующим их совместную деятельность с целью развития профессионально-методических умений; со временем, с повышением профессиональной самостоятельности сту-

дентов в проектировании своей будущей профессиональной деятельности, роль преподавателя снова меняется - уже на позицию консультанта.

Деятельность не существует без «потребности», лежащей в основе мотива. Конкретизируя данное утверждение к процессу подготовки учителей второго иностранного языка, мы делаем вывод о наличии у студентов познавательного мотива: осознанию того, что изучение иностранных языков им необходимо для интеллектуального развития и получения образования; а развитие профессионально-методических умений -часть процесса профессионального становления в качестве учителя иностранного языка. Поэтому педагогической основой профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, исходя из концепции деятельностного подхода является мотивация учения.

Мотив как «опредмеченная потребность» порождает деятельность, с одной стороны, и задает цель, определяющую действия, синтез которых составляет данную деятельность. В зависимости от конкретных условий одно и то же действие осуществляется разными операциями. Результатом познавательной деятельности является как новый факт предметного содержания, так и новообразования личности (субъекта деятельности), характеризующие развитие ее интеллекта [6]. Таким образом, одним из главных законов развития личности является взаимосвязь деятельности и развития личности (С. Л. Рубинштейн).

Личностный подход к обучению, согласно В. И. Загвязинскому, предполагает формирование в процессе обучения определенных личностных качеств, в том числе креативности, воли, эмоциональной сферы, активной общественной позиции и т. д. [4]. Одной из основных идей данного подхода является необходимость конструирования таких учебных форм, в которых воедино сливаются как собственно учебная деятельность (в нашем случае учебная деятельность студентов второй специальности, нацеленная на развитие коммуникативной компетенции во втором иностранном языке), так и ее осмысление (рефлексия) и поисковоисследовательская работа (этап подготовки и осуществления квазипрофессиональной деятельности), в которой и происходит развитие личностной педагогической позиции будущего учителя второго иностранного языка в русле его собственной образовательной траектории.

Применяя личностно-деятельностный подход в обучении студентов второй языковой специальности, мы организуем учебную работу так, чтобы студенты являлись субъек-

тами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить профессиональнометодическую проблему, самостоятельно могли поставить цель получения информации для более детального изучения того или иного вопроса для ее решения, применяли полученные знания на практике в проектировании и осуществлении квазипрофессио-нальной деятельности.

Раскрывая суть личностно-деятельностного подхода в обучении, В. И. Загвязинский также указывает на то, что все педагогические меры в учебном процессе должны быть направлены на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, т. к. только через непосредственно осуществленную деятельность «человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» [5].

Согласно теории профессионального образования, ведущая цель процесса профессиональной подготовки — формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности. Готовность личности рассматривается как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (в нашем случае - педагогической в качестве учителя второго иностранного языка).

Таким образом, личностно-деятельностный подход основан на теории деятельности, главное положение которой заключается во взаимообусловленности сознания и деятельности. Деятельность каждой личности направлена на достижение определенных целей, в том числе образовательных и профессиональных. Следовательно, компетенции формируются в деятельности и это подтверждает тот факт, что компетентностный и личностно-деятельностный подходы органично дополняют друг друга и реализуются посредством третьего - контекстного, сформулированного в начале 90-х годов ХХ в. известным исследователем высшей школы профессором А. А. Вербицким.

Контекстный подход предполагает максимально широкое введение в процесс высшего профессионального образования видов, форм и методов деятельности студентов, так или иначе имитирующих их будущую профессиональную деятельность.

А. А. Вербицкий выделил шесть тенденций в образовании, которые проявляются в разной степени в рамках контекстного подхода [2]. Рассмотрим подробнее некоторые из них. Во-первых, контекстный подход предусматривает использование активных методов и форм обучения, содержащих элементы проблемности, научного поиска; широкое использование резервов самостоятельной работы. Следующая тенденция со-

относится, по А. А. Вербицкому, с переходом от жестко регламентированных, алгоритмизированных способов организации и управления учебным процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым и т.д. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности студентов. Еще одна тенденция, выделенная ученым, говорит о необходимости перемещения акцента с обучающей деятельности преподавателя на активную, познающую деятельность студента [2].

Таким образом, контекстный подход комплексно реализует положения личностно-деятельностного и компетентностного подходов в условиях перехода от учебнопознавательной деятельности к профессиональной (имитирующей профессиональную) с помощью комплекса форм, методов, средств обучения, моделирующих содержание будущей профессиональной деятельности студентов, обеспечивая готовность будущего специалиста к полноценному осуществлению профессиональной деятельности.

Однако, учитывая специфику подготовки специалистов по второй языковой специальности в педвузе, мы также считаем необходимым учет положений рефлексивного подхода. Этот подход рекомендует применять Е. Н.Соловова в частности при переподготовке учителей иностранного языка [7]. Мы полагаем, что условия подготовки учителей по второй языковой специальности имеют некоторые общие черты с условиями переподготовки учителей иностранного языка: во-первых, и те и другие владеют необходимыми теоретическими знаниями из курса теории и методики обучения иностранному языку, во-вторых, имеют определенный практический опыт преподавания этого предмета (для студентов это опыт преподавания основного - первого иностранного языка); в-третьих, цель и тех, и других заключается в дальнейшем профессиональном развитии.

Н.Г. Алексеев полагает, что рефлексивный подход к обучению педагогов способен соединить пропасть между знанием теории и умением ее применить, т.к. умение складывается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий и включает видение, понимание, комплексное переосмысление проблемы или ситуации [1].

В связи с этим, становится очевидным, что профессиональное развитие студента педагогического вуза в русле рефлексивного подхода - есть актуальная задача современ-

ной модели подготовки будущего учителя [7].

Говоря о рефлексивном подходе к подготовке специалистов в рамках второй языковой специальности в педвузе, мы, прежде всего, ориентируемся на тот факт, что студенты, изучающие второй иностранный язык, уже имеют определенный багаж знаний по профилирующим предметам, в том числе и по методике обучения иностранным языкам. Поэтому теоретически они способны осуществлять педагогическую рефлексию в целом, а также профессиональнометодическую рефлексию в частности.

Под рефлексией понимается «деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов» [3].

Педагогическая рефлексия помогает будущим учителям определиться в видении себя как профессионала, увидеть свои сильные и слабые стороны, задуматься над своими образовательными потребностями в сфере профессионально-методической подготовки, поставить перед собой цели по ее усовершенствованию, сформулировать свои собственные педагогические идеи.

Итак, еще раз обозначим, что рефлексивно-деятельностный подход, базирующийся на синтезе идей компетентностного, личностно-деятельностного и рефлексивного подходов и включающий такие компоненты, как компетентностный (акцент на способность будущего учителя второго иностранного языка действовать в различных проблемных ситуациях, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности); личностно-деятельностный (создание условий для личностной самоактуализации и личностного роста будущих учителей, ориентация студентов на самостоятельную мотивированную постановку и решение личностно-значимых задач профессионального развития); рефлексивный (организация поэтапной рефлексии учебной и квазипро-фессиональной деятельности будущего учителя, стимулирующей к самостоятельному освоению необходимых знаний, развитию личностно-значимых педагогических умений и освоению новых способов профессиональной деятельности в проблемных педагогических ситуациях), в полной мере учитывает специфику подготовки специалистов второй языковой специальности в педвузе и, следовательно, должен являться ключевым в подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. АЛЕКСЕЕВ Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 2002.

2. ВЕРБИЦКИЙ А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высш. шк., 1991.

3. ДАУТОВА О. Б., ХРИСТОФОРОВ С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации в образовании : сб. материалов конф. / С.-Петерб. фи-лос. о-во ; под ред. Ю. Н. Солонина [и др.]. СПб., 2003. Вып. 29.

4. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И., АТАХАНОВ Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003.

5. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001.

6. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1983. Т. 2.

7. СОЛОВОВА Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход : моногр. М. : Глосса-Пресс, 2004.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.