Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ / ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи, которая на сегодня рассматривается как важный источник развития личности обучающегося начальной школы. Основная цель педагогического взаимодействия - вовлечение семьи в единое образовательное пространство, где родители с помощью учителя станут ведущим субъектом в процессе образования и воспитания младшего школьника. В исследовании обозначены типы педагогического взаимодействия учителей и родителей, цели, направления, принципы и варианты взаимодействия школы и семьи, указываются факторы, препятствующие сотрудничеству как со стороны учителей, так и со стороны родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COOPERATION OF TEACHERS AND PARENTS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A YOUNGER STUDENT'S PERSONALITY

The article is devoted to the problem of interaction between school and family, which today is considered as an important source of personality development of a primary school student. The main goal of pedagogical interaction is to involve the family in a single educational space, where parents, with the help of a teacher, will become the leading subject in the process of education and upbringing of a younger student. The study identifies the types of pedagogical interaction between teachers and parents, goals, directions, principles and options for school-family interaction, and identifies factors that hinder cooperation on the part of both teachers and parents.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Далее представлен пример, когда учащимся кроме управления самолетом (шаблон «Самолет») необходимо быстро и правильно применить вычислительные приемы (https://wordwall.net/ru/resource/33061389).

Способность обучающегося сохранять сформированные вычислительные умения на длительное время говорит об их прочности. Проблема организации отложенной во времени вычислительной деятельности может быть решена с помощью онлайн-сервисов. Рассмотрим несколько вариантов их использования в указанном аспекте.

Во-первых, если учитель использует только один онлайн-сервис на протяжении длительного времени, то рекомендуется зарегистрировать в нем учащихся. В большинстве онлайн-сервисов возможности личного кабинета схожи. Здесь представлены:

- коллекции доступных интерактивных упражнений, сгруппированных в соответствии с формируемым вычислительным приемом;

- результаты выполнения обучающимися интерактивных упражнений;

- таблицы лидеров для оценки учащимся своей позиции в рейтинге.

Преимущества данного варианта состоят в том, что дети привыкают к определенному сервису и его интерфейсу, у них не возникает вопросов при поиске определенного упражнения или результата его выполнения. Логин и пароль от личного кабинета чаще всего сохранен в диспетчере паролей. Таблицы лидеров мотивируют учащихся выполнять упражнения несколько раз, добиваясь улучшения позиции в рейтинге, таким образом формируя прочность вычислительного умения.

Учителю доступен анализ статистики выполнения упражнений, результаты которого выявляют сформированность вычислительного умения. Единая коллекция упражнений (как общедоступных, так и частных) сервиса позволяет предлагать учащимся упражнения на ранее сформированные умения, добиваясь их прочности.

Во-вторых, упражнения, разработанные в онлайн-сервисе, педагог может сделать общедоступными, предоставив соответствующую ссылку по электронной почте, в социальных сетях или с помощью других средств. Выполнение упражнений учащимися в данном варианте возможно без регистрации.

В-третьих, если учитель имеет свой собственный блог или ведет страницу в социальных сетях, то упражнения можно встроить с помощью фрагмента HTML-кода на веб-сайт. В этом случае учащиеся выполняют вычисления в привычной для себя среде: блог учителя, страница в социальных сетях или цифровая образовательная среда школы.

Выводы. Онлайн-сервисы позволяют активизировать и интенсифицировать процесс формирования полноценных вычислительных умений за счет обеспечения возможности:

- полноценного осознания школьниками содержания вычислительного приема посредством визуального моделирования составляющих его арифметических операций;

- оперативного контроля правильности вычислений;

- быстрого генерирования большого числа вычислительных упражнений, охватывающих все возможные случаи вычислений;

- вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность при выполнении интерактивных вычислительных упражнений;

- усиления мотивации вычислительной деятельности задействованием игровых ситуаций, элементов соревнования;

- выбора учащимся индивидуальной траектории освоения вычислительного умения;

- организации дистанционного обучения.

Литература:

1. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. - 1993. - №11. - С. 38-43

2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

3. Коробейникова, Н.А. Использование сервиса Wordwall при обучении младших школьников / Н.А. Коробейникова, Н.А. Курганова // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: Материалы III Всероссийской научной конференции, Омск, 11 ноября 2021 года. - Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2021. - С. 89-92

4. Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Реестр примерных основных образовательных программ // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. - 2015. - 339 с. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/378432e63fc983b0b474460483478fd9.pdf (дата обращения 22.10.2022 г.).

6. Хеннер, Е.К. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Е.К. Хеннер; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2022. - 110 с. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения 22.10.2022 г.).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи, которая на сегодня рассматривается как важный источник развития личности обучающегося начальной школы. Основная цель педагогического взаимодействия -вовлечение семьи в единое образовательное пространство, где родители с помощью учителя станут ведущим субъектом в процессе образования и воспитания младшего школьника. В исследовании обозначены типы педагогического взаимодействия учителей и родителей, цели, направления, принципы и варианты взаимодействия школы и семьи, указываются факторы, препятствующие сотрудничеству как со стороны учителей, так и со стороны родителей.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, сотрудничество учителей и родителей, типы межличностных взаимодействий, направления педагогического взаимодействия, типы педагогической помощи.

Annоtation. The article is devoted to the problem of interaction between school and family, which today is considered as an important source of personality development of a primary school student. The main goal of pedagogical interaction is to involve the family in a single educational space, where parents, with the help of a teacher, will become the leading subject in the process of education and upbringing of a younger student. The study identifies the types of pedagogical interaction between teachers and parents, goals, directions, principles and options for school-family interaction, and identifies factors that hinder cooperation on the part of both teachers and parents.

Key words: pedagogical interaction, cooperation of teachers and parents, types of interpersonal interactions, directions of pedagogical interaction, types of pedagogical assistance.

Введение. Взаимодействие школы и семьи - важный источник и механизм личностного развития ребёнка. Конец прошлого века в отечественной системе образования охарактеризовался рядом серьёзных перемен, связанных с реформацией общества. Возросло количество требований как к педагогам, так и к родителям, что, конечно же, отразилось на взаимоотношениях школы и семьи. Проблема отношений образовательных учреждений и взаимодействия школы и семьи всегда актуальна. Педагог, наряду с родителями, становится значимым взрослым в жизни школьника, именно поэтому умение учителя взаимодействовать с членами семьи обучающегося играет важную роль в формировании личности ученика. В современном мире отношения школы и семьи не всегда можно назвать идеальными. Часто учителя и родители выступают противниками, стремящимися к единовластному влиянию на ребёнка, что нарушает важнейшие принципы конструктивного взаимодействия субъектов образования. Основу современного образовательного процесса во многом составляют вопросы взаимодействия. Исследование особенностей педагогического взаимодействия между учителями и родителями особенно актуально на сегодняшний день ещё и потому, что без опоры на активное соучастие в процессе познания проблематично организовать педагогический процесс.

Изложение основного материала статьи. В современном мире меняются не только условия образования, но и во многом - условия развития семьи. Нельзя не отметить, что общество всё чаще обращается к нуждам и проблемам семей, в том числе разрабатываются программы, направленные на повышение значимости воспитания и образования детей. Однако следует обратить внимание и на то, что некоторые факторы ведут к обострению семейных проблем. Нестабильная экономическая ситуация негативно влияет на материальный уровень семей, в связи с чем родители уделяют большую часть времени работе и часто пренебрегают воспитательной функцией. Из чего следует, что помощь квалифицированных педагогов весьма необходима нынешним родителям.

Взаимодействие семьи и школы, прежде всего, должно быть нацелено на подробное включение родителей в образовательный процесс. Важное условие таких взаимоотношений - инициатива учителя в непосредственном процессе, поскольку именно педагог имеет специальную подготовку и является профессионалом в обучении и воспитании детей.

В «Педагогическом словаре» доктора педагогических наук Г.М. Каджаспировой приводится такое толкование термина «взаимодействие»: «...особая форма связи между участниками образовательного процесса, предусматривающая взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса» [7, С. 17].

Педагогическая литература насыщена различными подходами к осмыслению феномена взаимодействия. Главная цель взаимодействия школы и семьи на сегодняшний день - это вовлечение родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социальных, психологических и педагогических условий для привлечения семьи к образовательному и воспитательному процессу ребёнка.

Эффективность развития образовательного процесса зависит в большей степени от того, какой характер имеет взаимодействие его участников. Педагоги и психологи (А.Л. Журавлев, Н.И. Шевандрин и др.) выделяют такие типы межличностных взаимодействий: сотрудничество, или активная помощь субъектов в достижении результата; противоборство; уклонение от взаимодействия; одностороннее воздействие; одностороннее противодействие; пассивное принятие; компромиссное взаимодействие [8, С. 122-130].

Доктор психологических наук И. А. Зимняя и конфликт относит к формам взаимодействия. Однако следует отметить, что конфликт в данном случае представляется как итог взаимодействия, к которому приходят противопоставленные стороны в результате противодействия [5, С. 400].

Взаимодействие, в свою очередь, выступает общим, можно сказать родовым, термином, а сотрудничество, противоборство, компромисс - становятся более частными понятиями взаимных действий субъектов в различных ситуациях.

Грамотный учитель должен учитывать совокупность множества факторов, которые присущи той или иной семье и оказывают влияние на воспитание, развитие, образование и формирование личности школьника. Качественно решить проблему личностного развития ребёнка возможно лишь в процессе взаимодействия учителей и родителей. Задача учителя в этом процессе заключается в грамотной организации подходящих стратегий в зависимости от конкретной ситуации. Педагогом должны быть учтены все стороны взаимодействия субъектов образовательного процесса, и он должен уметь направить ход взаимоотношений в нужное русло [8, С. 130].

Анализ работ по исследуемой теме позволяет нам точно утверждать, что сотрудничество школы и семьи, объединение усилий, выработка общих целей и задач, всё это - важный вклад в развитие школьника.

Взаимодействие учителей и родителей должно происходить в форме встречного движения, которое совпадает по направленности, целям, методам и формам реализации. Основная цель данного взаимодействия - вовлечение семьи в единое образовательное пространство, где родители, с помощью учителя, станут ведущим субъектом. Помимо главной цели важно отметить и другие, имеющие также серьёзное значение:

• повышение в сознании ребёнка статуса семьи в целом, а также материнства и отцовства в частности;

• создание подходящих условий для качественного выполнения семьей воспитательной и психологической функций;

• утверждение важнейших семейных ценностей;

• интерес к участию в трудовой и общественной деятельности;

• стремление к познанию, развитию и творчество;

• обращение внимания к традициям.

Любые поставленные перед школой задачи, без участия родителей, их заинтересованности и вовлечённости, не могут быть решены в должной степени.

Позиция родителей в этой ситуации заключается в действенной воспитательной и психологической направленности, которая выражается в конкретных способах взаимодействия с детьми. «В сотворчестве семьи и школы скрыты огромные и

очень действенные резервы, и нужно приложить максимум усилий для того, чтобы семья и школа стали единым творческим коллективом и сообща решали вопросы развития и воспитания школьников» [6].

Родители с самого раннего возраста ребенка начинают заниматься его воспитанием. Придя в детский сад, ребёнок дополняет и расширяет знания и умения, усвоенные дома, в семье. Впоследствии, в школе, начинается образовательный процесс, в ходе которого у детей формируются знания и умения, необходимые для полноценной жизни. В этот период развития связь родителей и учителей становится крайне важным моментом как образовательного, так и воспитательного процесса.

Очень часто во взаимоотношениях учителей, родителей и учеников возникают разногласия и недопонимания. Выполняя свои основные задачи, школа должна уметь регулировать такие отношения. Ведь цель школы не только обеспечить ребёнка основами школьной программы, но и сформировать в человеке необходимые для достойной жизни качества, помочь стать полноценной личностью.

Современное образование непосредственно подчинено требованиям ФГОС НОО, который предполагает активное сотрудничество учителей и родителей как партнеров по организации эффективного педагогического процесса [16].

Педагогическое сотрудничество - двухсторонний процесс, предполагающий взаимодействие минимум двух субъектов образовательного процесса [14, С. 112].

Сотрудничество как современная тенденция - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), которая основана на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, коллективном анализе хода и результата деятельности [15, С. 247].

Наблюдаются инциденты, при которых учителя обвиняют родителей в недостаточном участие в жизни ребёнка, в то время как семья имеет претензии к работе педагога, обвиняя того в низком профессионализме или недостаточной заинтересованности своей работой.

Актуальность изучаемой проблемы состоит в том, что при тесном сотрудничестве учителей и родителей во много раз возрастает возможность успешного решения педагогических и воспитательных задач. Главная из них - задача взаимодействия школы и семьи, чёткое разграничение функций каждой из сторон, готовность ко взаимной помощи при реализации образовательных и воспитательных целей [12].

Вопросы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, эффективного обеспечения сотрудничества между ними подробно изучены в исследованиях педагогов, психологов (Е.В. Губанихина, Н. Джексон, В.А. Кольцов, А.Ю. Коджаспиров, А.М. Коджаспирова, Т.К. Ким, Л.И. Савинов, М.А. Мазалова, М.М. Прокопьева, Г.Ф. Шафранов-Гуцев и др.).

Как и любой другой процесс, взаимодействие учителей и родителей строится на конкретных принципах. Доктор педагогических наук М.М. Прокопьева считает, что эффективное сотрудничество достигается лишь на базе обоюдно принятых принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности [9].

Для эффективного сотрудничества учителю необходимо сочетать формы и методы работы, учитывая непосредственное отношения родителей к школе.

Так, В.А. Кольцов выделяет три варианта взаимодействия школы и семьи: родители полностью понимают и принимают школу; родители относятся к школе нейтрально; у родителей неприязненное отношение к школе [15, С. 845].

В процессе педагогического взаимодействия школа имеет возможность предложить родителям типы педагогической помощи:

• образовательная (предполагает помощь в обучении и воспитании);

• психологическая (включает социально-психологическую поддержку и коррекцию);

• посредническая (предполагает помощь в организации, координации и информирования в вопросах семейного воспитания) [13, С. 255].

Изучение научной литературы по теме исследования позволяет обратить внимание на тот факт, что в современном мире уровень сотрудничества семьи и школы идёт на спад, что родители все чаще уклоняются от воспитательных функций, перекладывая всю ответственность данной сферы на школу.

Исследователь Е.В. Евстропова находит причину этой проблемы в сложившихся за многие годы стереотипах: за воспитание и обучение школьника отвечает только образовательное учреждение [4].

С.И. Андреева главной причиной считает возможность родителей выбирать позицию «противника», так как борются за влияние на ребёнка, в связи с чем обостряется и их отчуждение от школы [1, С. 23].

Вместе с тем, проблемы во взаимодействии школы и семьи могут возникать также из-за формализации процесса такого взаимодействия. Ведь возможны и такие обстоятельства, при которых педагог не имеет желания или интереса менять ситуацию несмотря на возникающую потребность. В большей степени это касается молодых учителей, чувствующих робость перед родителями и неуверенность в своей компетентности и профессионализме.

На наш взгляд, весомой проблемой педагогического взаимодействия служит тот факт, что в бесконечном потоке претензий родителей и педагогов, прежде всего, страдает психическое и эмоциональное состояние детей.

Кандидат психологических наук Т.А. Гурьянова в своей работе «Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями» говорит о том, что умение выстраивать сотрудничающие взаимоотношения с родителями - это профессиональная компетентность учителей, и призывает педагогов стараться как можно глубже понять саму сущность феномена родительства, уметь определять стиль воспитания в конкретной семье, обращать внимание на проблемы в отношениях детей и их родителей, быть не судьёй, а помощником. Учитель должен научиться понимать специфику взаимоотношений в различных типах семей: неполных, многодетных, семьях мигрантов, семьях с алкоголезависимым родителем [2, С. 38].

Подробно особенности взаимоотношений с такими семьями рассмотрели в своих трудах Е.В. Голубева, Н. Джексон, Н.Н. Минина, Е.В. Пишин, Л.И. Савинов.

Австрийский психолог А. Адлер отмечает, что родители - это не квалифицированные педагоги и в вопросе воспитания руководствуются традициями и интуицией, а значит, не могут нести ответственность за все плохие качества ученика [2, С. 130]. Педагогу необходимо научиться выстраивать отношения с родителями использую профессиональные навыки и не принимать происходящее «близко к сердцу».

Кандидат философских наук И.Ф. Дементьева говорит о том, что взаимодействие школы и семьи носит вынужденный характер, т. к. каждая из сторон испытывает потребность в содействии и помощи другой [3].

В своей статье «Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС» Ю.В. Пистун даёт такое определение: «...родители - это равноправные участники педагогического процесса, которые должны быть включены в жизнедеятельность школы всегда, а не только тогда, когда педагоги уже не справляются с ситуацией» [10, C. 71].

Выводы. Таким образом, активное сотрудничество учителей и родителей в полной мере может способствовать положительному отношению родителей к школе и их полной готовности к участию в процессе образования и воспитания ребёнка.

Для решения подобных проблем и устранения причин их возникновения участника процесса следует ясно осознавать значимость данного сотрудничества, в котором каждый следует конкретной роли, выполняет определённые функции и в полной мере берёт на себя ответственность за свои обязанности.

Изучив научную литературу о взаимоотношениях школы и семьи, а также проблемах в данной области, констатируем, что для получения положительного результата, в первую очередь, следует сформировать у родителей потребность во взаимодействии со школой в вопросах образования ребёнка. Сотрудничество педагога с семьёй должно демонстрировать обоюдную заинтересованность в проявлении совместных усилий для решения воспитательных задач. И нельзя не согласиться с доктором педагогических наук М.М. Шубович, что основная задача родителей - сделать школу своим союзником, единомышленников в вопросе обучения и воспитания своего ребенка.

Литература:

1. Андреева, С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - С. 22-25

2. Гурьянова, Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А. Гурьянова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - С. 38-40

3. Дементьева, И.Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? / И.Ф. Дементьева // Проблемы современного образования, 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/semya-i-shkola-part.

4. Евстропова, Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе / Е.В. Евстропова // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015011636/

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. Идрисова, В.М. Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания школьников / В.М. Идрисова // Современные инновации, 2015. - 2 (2). - С. 85-86

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.К. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001.

8. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2008. - 276 с.

9. Находкин, В.В., Корякина, Т. Г. Основные проблемы педагогики семьи в научной жизни профессора Марии Михайловны Прокопьевой / В.В. Находкин, Т.Г. Корякина // ВЕСТНИК СВФУ. - № 5 (67). - 2018. - С. 118-119

10. Пистун, Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС / Ю.В. Пистун // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы международной науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. - Т. 1. - С. 160-162

11. Прокопьева, Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. - Т. 26. - С. 255-256

12. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. -М.: Дашков и К°, 2014. - 260 с.

13. Приказ МОиН РФ от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373». - Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. №26993.

14. Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. №15785.

15. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». - М.: Российская газета. - Федеральный выпуск, 2015. - № 6693 (122).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом №373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация №17785. -М.: Просвещение, 2014.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.091.26-057.874

старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Красникова Татьяна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье описана сущность проблемы внедрения дистанционного обучения в образовательное пространство школы; проанализированы компоненты психологического комфорта при дистанционном обучении; охарактеризована роль специалистов психологической службы, их функции и алгоритм работы в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, педагог-психолог, социальный педагог, образовательное учреждение. Annotation. The article describes the essence of the problem of introducing distance learning into the educational space of the school; analyzes the components of psychological comfort in distance learning; characterizes the role of psychological service specialists, their functions and algorithm of work in distance learning.

Key words: distance learning, educational psychologist, social pedagogue, educational institution.

Введение. Современное дистанционное образование объединяет педагогические, психолого-педагогические, информационные и телекоммуникационные технологии, способствуя обеспечению равных прав для каждого человека в образовательном пространстве. При этом перенос образовательного процесса в дистанционную образовательную среду с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.