Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / педагогическое взаимодействие с семьей / младший школьник / дистанционное обучение / interaction / pedagogical interaction with family / younger schoolboy / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Мустафаева

В предлагаемой статье рассмотрено взаимодействие педагогов с семьей младшего школьника в условиях дистанционного обучения. На основе аналитического изучения теоретических источников осмыслены такие педагогические понятия, как «педагогическое взаимодействие», «дистанционное образование». В статье понятие «педагогическое взаимодействие» рассмотрено как в широком смысле, так и в узком. Проанализированы педагогические технологии в работе с семьей учащихся начальных классов. Для успешной организации процесса дистанционного образования выявлены некоторые недочеты. Подробно представлены результаты проведенного автором анкетирования родителей учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Выявлены основные трудности семьи, включенной в дистанционное обучение детей-школьников. Раскрыты новые тенденции во взаимодействии семьи и школы в современных условиях цифровизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS WITH THE FAMILY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

The proposed article deals with interaction between teachers and the family of an elementary schoolboy in a distance learning environment. Based on the analytical study of theoretical sources, pedagogical concepts are comprehended: “pedagogical interaction”, “distance education”. In the article, the concept of “pedagogical interaction” is considered both in a broad sense and in a narrow sense. Pedagogical technologies in work with the family of elementary school students are analyzed. For the successful organization of the process of distance education, some shortcomings are singled out. The results of the author’s survey of parents of elementary school students at the elementary school “SOSH № 22” in Abakan, Republic of Khakassia, are presented in detail. The main difficulties of the family involved in distance education for schoolchildren are identified. New trends in interaction between family and school in the modern conditions of digitalization of society are revealed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

34

lb ■

5

Рис. 2. «Какие виды практико-ориентированных занятий вы считаете наиболее эффективными при обучении иностранным языкам?»

По остальным вопросам анкеты примерно одинаковое количество студентов выбралиответы «да»,<<возможно»,«проект ная раббта», «кейс-технология». Кроме того, в конце анкеты студенты написали свои отзывы и предложения по данному занятию.

Отсмоаследуетвевод, что»редогавпинныМкей««Аверитнбгезоероводе» дал положительный эффект как практико-ориентированное обучение с примете н«ожкоос-тирн6»огии.еакое вменое и пвложео«лбноебыебоб»по данномо кейсу - это мотивированность студентов в виду того, что данная тема относится к ее РудрщбРерофессионрльроо де«белзвос»з, твплогазеснаОжению и пвнрр»я-ции. Студенты имеют разные уровни владения английским языком. На третьем курсе пятого семестра они изучают деловой иностранный язык, где очень важно (^вл^^к^рнктожп^^^поыо «зыюм^^ррс^^нжлр^сресноекльвога общвнзн. По

признанию студентов, выполнение данного задания по кейсу потребовало дополнительную работу с литературой и источниками по специализации, а также прочтение документов, регламентирующих проведение земляных работ, что занимает большее количество часов по работе с кейсом. Данный практико-ориен-тированный подход в обучении английскому языку с применением кейс-метода способствует не только формированию иноязычной коммуникативной компетенции, но и формированию практического опыта и ключевых компетенций, которые будут использованы в профессиональной деятельности. Одно из требований при работе с кейсом - это учёт количества отведенных часов. Практика показывает, что одному только преподавателю иностранного языка не справиться с данной ролью: занятие следует проводить вдвоем с преподавателем специализирующейся кафедры, так как необходимо присутствие консультанта-профессионала при анализе, обсуждении конкретной реальной ситуации [9].

Хочется отметить, что практико-ориентированные занятия приводят к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Также это огромная возможность использовать английский язык как средство для поиска новых знаний в своей профессиональной деятельности. В этом контексте идет формирование научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов через активную мыслительную работу.

Таким образом, можно сделать вывод по результатам анкетирования, что данный подход вызывает интерес и привлекает внимание студентов, дает широкие возможности для развития профессионального мастерства, способствует совершенствованию профессиональных умений будущих инженеров-строителей. Положительные изменения, имевшие место в ходе занятий по иностранному языку, а именно: мотивация, активность, самостоятельное решение проблемы, рефлексивная самооценка, подтверждают эффективность данного подхода в обучении. Все это позволяет сделать вывод, что данный подход способствует неординарному подходу к решению профессиональных задач будущих специалистов вобластистроительства.

Библиографическийсписок

1. Селевко П.К. Современныеобразовательныетехнологии:учебноепособие.Москва:Народноеобразование, 2008.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Москва: Логос, 2012.

3. ЯлаловФ.П Деятельностно-компетентностныйподходкпрактико-ориентированному образованию. Высшее образование в России. 2008; № 1: 89 - 93.

4. Конистерова Е.А., Улитина К.А., Калинина Е.В. Практико-ориентированный метод обучения иностранным языкам как средство совершенствования языкового образовательного пространства неязыкового вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 3: 230 - 237. Available at: http://e-koncept. ru/2017/770270.htm

5. Смолянинова О.П. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. Available at: http://www.ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/ publications/53_0.pdf

6. YinR. Casestudyresearch:Designand methods. Thousand 0aks,CA:Sage,2003.

7. Spodark E. Pedagogical Applications for the Single Computer Teaching Station: A Case Study. Computer Assisted Language Learning. 2000; Vol. 13, № 3.

8. РоговаП.В.идр. Методикаобученияиностраннымязыкамвсреднейшколе. М.:Просвещение,1991.

9. Лукина Н.А. Individual approach in foreign languages training by case method "Construction of Yakut traditional dwelling". SGEM: 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society. Sofia, Bulgaria. 2017; Vol. 5, Book 3: 243 - 249.

References

1. Selevko P.K. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii uchebnoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2008.

2. Sharipov F.V. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2012.

3. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 1: 89 - 93.

4. Konisterova E.A., Ulitina K.A., Kalinina E.V. Praktiko-orientirovannyj metod obucheniya inostrannym yazykam kak sredstvo sovershenstvovaniya yazykovogo obrazovatel'nogo prostranstva neyazykovogo vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 3: 230 - 237. Available at: http://e-koncept. ru/2017/770270.htm

5. Smolyaninova O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case study v obuchenii studentov. Available at: http://www.ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/ publications/53_0.pdf

6. Yin R. Case study research: Design and methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003.

7. Spodark E. Pedagogical Applications for the Single Computer Teaching Station: A Case Study. Computer Assisted Language Learning. 2000; Vol. 13, № 3.

8. Rogova G.V. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. M.: Prosveschenie, 1991.

9. Lukina N.A. Individual approach in foreign languages training by case method "Construction of Yakut traditional dwelling". SGEM: 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society. Sofia, Bulgaria. 2017; Vol. 5, Book 3: 243 - 249.

Статья поступила в редакцию 19.11.20

УДК. 373.3

Mustafaeva S.A., postgraduate, Department of Preschool and Special Education, senior teacher, Department of Pedagogy and Methodology of Primary

Education at the Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: s.m90@inbox.ru

INTERACTION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS WITH THE FAMILY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING. The proposed article deals with interaction between teachers and the family of an elementary schoolboy in a distance learning environment. Based on the analytical study of theoretical sources, pedagogical concepts are comprehended: "pedagogical interaction", "distance education". In the article, the concept of "pedagogical interaction" is considered both in a broad sense and in a narrow sense. Pedagogical technologies in work with the family of elementary school students are analyzed. For the successful organization of the process of distance education, some shortcomings are singled out. The results of the author's survey of parents of elementary school students at the elementary school "SOSH № 22" in Abakan, Republic of Khakassia, are presented in detail. The main difficulties of the family involved in distance education for schoolchildren are identified. New trends in interaction between family and school in the modern conditions of digitalization of society are revealed.

Key words: interaction, pedagogical interaction with family, younger schoolboy, distance learning.

С.А. Мустафаева, аспирант, ст. преп, ХГУ имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: s.m90@inbox.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В предлагаемой статье рассмотрено взаимодействие педагогов с семьей младшего школьника в условиях дистанционного обучения. На основе аналитического изучения теоретических источников осмыслены такие педагогические понятия, как «педагогическое взаимодействие», «дистанционное образование». В статье понятие «педагогическое взаимодействие» рассмотрено как в широком смысле, так и в узком. Проанализированы педагогические технологии в работе с семьей учащихся начальных классов. Для успешной организации процесса дистанционного образования выявлены некоторые недочеты. Подробно представлены результаты проведенного автором анкетирования родителей учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 22» города Абакана Республики Хакасия. Выявлены основные трудности семьи, включенной в дистанционное обучение детей-школьников. Раскрыты новые тенденции во взаимодействии семьи и школы в современных условиях цифровизации общества.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие с семьей, младший школьник, дистанционное обучение.

Цель статьи: актуализировать проблемы взаимодействия педагогов с родителями современных школьников и продемонстрировать значимость сотрудничества субъектов образовательной деятельности в контексте дистанционного обучения.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования одним из условий успешной работы с учащимися начальной школы является взаимодействие учителя с семьей, что «необходимо для обеспечения полноценного развития ребенка» [1]. Аналитическое изучение и осмысление ключевого слова «взаимодействие» приводит нас к принятию его педагогической трактовки как «особой формы связи между участниками образовательного процесса». Это «предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию...» [2, с. 24]. Соответственно, подчеркивается значимость семьи, соучастия родителей в образовательном процессе как равноправных субъектов.

В работах известных учёных В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лий-метса педагогическое взаимодействие трактуется как «сложнейший процесс, состоящий из множеств компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических». Оно обусловлено учебно-воспитательной деятельностью, целями и задачами обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит сотрудничество, присутствует в познавательной, трудовой и творческой видах деятельности [3, с. 144].

Более узкое значение термина «педагогическое взаимодействие» подразумевает «личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [4, с. 12]. Если исходить из того, что родители и семья в целом - это активные субъекты целостного педагогического процесса, его социальные заказчики, заинтересованные в конечном результате, то взаимодействие с семьей - это главное условие успешного осуществления образовательной деятельности педагогов.

Каждая семья как ячейка социума обладает своим определённым набором традиций, ценностных ориентаций, путей и методов воспитания детей, т.е. налицо многообразие педагогического и социального опыта, поэтому организация и реальное осуществление взаимодействия с семьей для педагога представляет определённые трудности. По справедливому утверждению отечественных учёных-педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, здесь не может быть одинаковых «рецептов» и единого подхода ко всем, в работе с семьей не может быть готовых технологий коммуникации.

В последнее время особую актуальность приобретает взаимодействие педагогов с семьей в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение всех учащихся. Что такое дистанционное обучение в школе? В первую очередь этот вид обучения подразумевает использование технических средств связи, интернет-технологий. Согласно ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», электронное обучение - это организация «образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» дистанционное обучение не подразумевалось как основное, вместо посещения образовательного учреждения оно предполагалось на ступени профессионального образования или в особых ситуациях.

Основателями дистанционного обучения из зарубежных исследователей являются Исаак Питман, Анна Элиот Тикнор, А. Кей, Д. Кееган, из отечественных - С. Шляхтина, А.Л. Назаренко и др. [5; 6; 7].

Сложившаяся неблагоприятная эпидемиологическая ситуация показала, что обучение детей на расстоянии несколько меняет профессиональные

функции педагогов: они не просто передают знания, но и оказывают методическую помощь родителям вместе с детьми. Они становятся своеобразным профессиональным помощником в семье, что подразумевает использование различных подходов к каждому родителю и ребенку-ученику. Индивидуальная коммуникация с родителями на виду у детей всегда требует максимального такта и аккуратности в общении. Более того, у ребенка должны сформироваться устойчивая учебная мотивация и прочные знания. Огромные временные затраты при таком обучении также снижают психофизиологические ресурсы педагогов, что неминуемо ускоряет профессиональное выгорание.

Для достижения образовательных программных результатов, в свою очередь, родителям в ускоренном порядке необходимо заново пройти курсы «обучения в школе», чтобы при необходимости быть способными помогать своим детям. Неоднократно возросшая морально-психологическая и образовательная нагрузка на родителей в условиях вынужденного дистанционного обучения детей сопряжена с организацией быта, режима дня и расписания всех членов семьи. Дистанционное обучение вызывает стрессовое состояние как у родителей, так и детей. На родителей ложится роль поддерживающего, стимулирующего, сопровождающего и проверяющего человека в условиях пространственного ограничения. А дети в семье также должны научиться организовать своё время, что их дисциплинирует и обучает ценить время [5; 6; 7].

Вместе с тем от профессиональной позиции педагогического коллектива школы зависит успешность образовательных достижений учащихся. Одним из таких условий выступает взаимодействие с родителями, включающее сотрудничество с родителями в различных формах. Особенности сотрудничества с родителями учащихся начальных классов обусловлены возрастными возможностями самих детей, относительной их самостоятельностью, ограниченностью навыков самообслуживания, эмоциональной неустойчивостью, быстрой утомляемостью, вызываемой гиподинамией. В этом контексте многие родители выражают готовность делать всё вместо детей или, наоборот, излишне полагаются на детские обещания и не контролируют выполнение ими домашней работы в зависимости от возраста ребенка. Неоспоримым моментом в общении с родителями является учет факта привязанности современных детей к гаджетам, интернет-играм и чатам в социальных сетях. Поэтому семье крайне важно вести систематический родительский контроль за интернет-общением своих детей, находить для этого время. Экономия времени в этом вопросе может привести к крайне нежелательным процессам.

Например, если учащимся второго класса дать возможность самостоятельно выполнять домашние задания, то данное решение не всегда приведет к успешному результату в силу возраста и неготовности детей в этом возрасте к полной самостоятельности в учебном процессе.

Проблема взаимодействия школы с семьёй всегда была актуальной и трудной. Трудности общения и сотрудничества с современными родителями обусловлены выбором педагогической позиции, требующей учета индивидуального подхода. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие личности ребенка, поэтому качество работы школы определяет уровень педагогической культуры родителей и, соответственно, уровень семейного воспитания детей. Отсутствие или недостаточность педагогической культуры в семье негативно влияет на растущего ребенка. Даже в общении через интернет-технологии очень важно проявлять культуру взаимодействия, правильно формулировать требования к ученику и чётко вести его действия при выполнении видеоуроков, обеспечивать доступными методическими материалами. Лишать ребенка общения с учителем в режиме онлайн недопустимо. В школах и образовательных учреждениях с дистанционными образовательными технологиями должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Главным критерием выступают их открытость и доступность для обучающихся и их родителей.

С целью изучения особенностей взаимодействия педагога с родителями начальных классов в условиях дистанционного обучения мы провели исследование в форме анкетирования, состоящего из семи вопросов, на базе МБОУ «СОШ № 22» г Абакана Республики Хакасия. Данное исследование проводилось во 2-х и 3-х классах, насчитывающих 120 человек. Результаты опроса сведены в табл. 1.

Таблица 1

Изучение родительского отношения к дистанционному обучению в школе

№ Вопросы Примечания

Варианты ответов Кол-во чел. Кол-во чел.%

1. Оцените Вашу удовлетворенность дистанционной формы обучения в школе? Частично удовлетворены 56 47%

Полностью удовлетворены

Не удовлетворены 64 53%

Другое

2. Какие дистанционные инструменты применяются в процессе обучения Вашего ребенка? Образовательный портал «Российская электронная школа» 31 26%

Социальные сети, мессенджеры, электронная почта 26 22%

Онлайн-лекции ^оиТиЬе) 13 10%

Образовательный портал «ЯКласс» 19 16%

Другое: Учи.ру 31 26%

3. Как Вы оцениваете работу педагогического коллектива школы по данной форме обучения? Все понятно и интересно 12 10%

Хорошо, но хотелось бы больше дополнительного материала по изучаемым темам 16 13%

Удовлетворительно, но материал не открыл ничего нового 23 19%

Неудовлетворительно, материал остался непонятным 69 58%

4. Как Вы оцениваете степень мотивации к обучению в рамках данного формата? Возрастает

Изменяется 12 10%

Уменьшается 98 82%

Затрудняюсь ответить 10 8%

5. В чем, на Ваш взгляд, заключается методическая и технологическая ценность обучения по данному формату? В выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся 56 47%

В обеспечении реального психологического климата с учащимися, взаимопонимания 61 51%

В развитии коммуникативных, регулятивных и других способностей обучающихся в различных видах деятельности 3 2%

6. Какие преимущества нового формата обучения на данный момент наиболее важны для Вас? Гибкость учебного процесса

Технологичность процесса обучения (использование информационных технологий) 13 11%

Получение практических навыков 14 12%

Обучение в комфортной и привычной обстановке 49 41%

Не вижу никаких преимуществ 44 36%

7. Какие проблемы нового формата обучения Вас сейчас особенно волнуют? Недостаточное владение компьютерными технологиями 26 22%

Недостаточное количество дистанционного материала 14 12%

Сложность выполнения практических заданий

Сложность прохождения тестов на образовательных онлайн-площадках

Технические перебои в интернете

Другое: родители заняты, нет возможности уделить время на учебный процесс. Учебным процессом должны заниматься педагоги, а не родители (многие не имеют соответствующей подготовки). Появляются новые проблемы со здоровьем (зрение, осанка, вялость) 80 66%

С помощью данного опроса удалось выяснить ряд проблем, возникающих во взаимодействии педагогов с родителями начальных классов в условиях дистанционного обучения.

На первый вопрос, где родители должны были оценить удовлетворённость дистанционной формой обучения в школе, большинство ответили «не удовлетворены» - 53% (64 чел.) и «частично удовлетворены» - 47% (54 чел).

На второй вопрос «Какие дистанционные инструменты применяются в процессе обучения Вашего ребенка?» прозвучали разные ответы, например: образовательный портал «Российская электронная школа» и «Учи.ру». Доля таких ответов оказалась одинаковой и составила 26% (31 чел.).

На третий вопрос «Как Вы оцениваете работу педагогического коллектива школы по данной форме обучения?» большинство респондентов (58% (69 чел.) ответили: «неудовлетворительно, материал остался непонятым.

На четвертый вопрос «Как Вы оцениваете степень мотивации к обучению в рамках данного формата?» были даны разные ответы, однако 82% респондентов (98 чел.) считают, что «уменьшилось».

На пятый вопрос «В чем, на Ваш взгляд, заключается методическая и технологическая ценность обучения по данному формату?» 47% родителей (56 чел.) считают, что «в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся», а 51% респондентов (61 чел.) ответили, что «в обеспечении реального психологического климата с учащимися, взаимопонимания».

На шестой вопрос «Какие преимущества нового формата обучения на данный момент наиболее важны для Вас?» большинство родителей (41% (49 чел.)

ответили, что обучение проходит в комфортной и привычной обстановке, а 36% (44 чел.) выбрали ответ: «не вижу никаких преимуществ».

На седьмой вопрос «Какие проблемы нового формата обучения Вас сейчас особенно волнуют?» 66% респондентов (80 чел.) дали ответ, что «родители заняты, нет возможности уделить время учебному процессу. Учебным процессом должны заниматься педагоги, а не родители (многие не имеют соответствующей подготовки). Появляются новые проблемы со здоровьем (зрение, осанка, вялость)».

Исходя их полученных ответов, мы наблюдаем отрицательную динамику в сформированности отношения родителей начальных классов к дистанционному образованию.

В заключение отметим, что локальное исследование особенностей взаимодействия педагогов с семьей в условиях дистанционного обучения выявило новые тенденции, обусловленные вынужденной общесоциальной ситуацией в стране. Прежде всего, неготовность как школы, так и семьи к новому формату взаимодействия с точки зрения материальной, методической обеспеченности процесса обучения; признание социальной значимости образования семьей сопровождается снижением мотивации к учению у младших школьников при дистанционном обучении. По оценке родителей, активное использование информационно-коммутативных средств обучения имеет негативные последствия для здоровья детей. Проблема взаимодействия с семьей при дистанционном обучении приобретает еще большую актуальность в условиях цифровизации нашей жизни, поэтому требует постоянного исследовательского внимания.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

2. Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007.

3. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. Москва, 2011.

4. Коджаспирова П.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

5. История развития дистанционного образования. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya/viewer/

6. Лукиных Т.Н., Можаева П.В. Информационные революции и их роль в развитии общества. Гуманитарная информатика. 2005; № 2: 5 - 14.

7. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. Available at: https://compress.ru/article.aspx?id=14659/

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

2. Sergienko T.E. Vzaimodejstvie pedagogov roditelej v formirovanii zdorovogo obraza zhizni doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2007.

3. Holostova E.I. Social'naya rabota s sem'ej: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

5. Istoriya razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya/viewer/

6. Lukinyh T.N., Mozhaeva G.V. Informacionnye revolyucii i ih rol' v razvitii obschestva. Gumanitarnaya informatika. 2005; № 2: 5 - 14.

7. Shlyahtina S. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya v mire i v Rossii. Available at: https://compress.ru/article.aspx?id=14659/

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 371.3

Aliev Z.G., Master (Information Technology), senior teacher, Department of the English Language, Faculty of Foreign Languages, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: zerdecs19752001@mail.ru

Abdulaeva R.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Faculty of Foreign Languages, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rezeda1973@mail.ru

Tetakayeva L.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Faculty of Foreign Languages, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: lyelya62@mail.ru

WAYS OF FORMING LEXICAL SKILLS AT THE INITIAL STAGE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article is dedicated to the problem of studying the lexical material of a foreign language by primary school students. The authors focus on the stages of work on the vocabulary of the English language using poems and songs, as well as on the selection criteria for this material, strict adherence to certain patterns and principles that underlie the vocabulary learning process. The article provides examples of exercises and tasks that may be used at various stages of forming lexical skills, their main features goals and objectives. The authors conclude that poetic texts and songs are an excellent material for the rhythm, intonation of foreign language speech, help not only to improve the skills of pronunciation, but also to increase the vocabulary in a non-traditional environment. The way you work on this kind of material can be different and depend both on the stage of learning, and on the goal set by the teacher.

Key words: lexical skills, poems and songs, lexical exercises, game technologies, Internet resources.

З.Г. Алиев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: lzerdecs19752001@mail.ru

Р.Н. Абдулаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: rezeda1973@mail.ru

Л.М. Тетакаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: lyelya62@mail.ru

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья посвящена проблеме изучения лексического материала иностранного языка учащимися младших классов. Основное внимание авторы акцентируют на этапах обучения лексике английского языка с использованием стихотворений и песен, а также на критериях отбора данного материала, строгом соблюдении определённых закономерностей и принципов, лежащих в основе данного процесса. В статье приведены примеры упражнений и заданий, использующихся на различных этапах и ступенях формирования лексических навыков, их характер цели и задачи. Авторы делают вывод о том, что поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, помогают не только совершенствовать навыки произношения, но и увеличить словарный запас в условиях неязыковой среды. Приёмы работы над материалом подобного рода могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель.

Ключевые слова: лексические навыки, стихотворения и песни, лексические упражнения, игровые технологии, интернет-ресурсы.

Формированию лексических навыков с использованием стихотворений и песен в процессе обучения иностранным языкам придаётся большое значение в современном отечественном и зарубежном образовании, но особенно актуальна эта проблема в начальной школе. С самого начала своего обучения учащиеся приобщаются к культуре и традициям страны изучаемого языка, так как люди в раннем возрасте, по мнению психологов, особенно восприимчивы к иноязычной культуре. Вместе с тем необходима общая, единая концепция их применения в учебном процессе, ведь цель обучения - не только приобретение знаний и формирование у учащихся навыков и умений, но и комплексное усвоение ими страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического материала, познание ценностей культуры другой страны через ее поэтическое и музыкальное творчество [1 - 7]. При изучении иностранного языка лексика выполняет одну из самых важных функций, так как именно с её помощью передаётся непосредственный предмет мысли, она функционирует во всех сферах жизни и даёт возможность отразить как реальную, так и воображаемую действительность. Создать прочный язы-

ковой фундамент у школьников без усвоения ими лексического материала невозможно [1, с. 46].

А.А. Миролюбов отмечает, что чем больше словарный запас ученика, тем больше его речемыслительные возможности. Однако при усвоении лексики основные усилия учащихся должны быть направлены не на запоминание изолированных слов, не на количественное увеличение активной лексики, а на формирование умения использования уже усвоенной, причём педагогу следует выделять для обучающихся наиболее употребительные речевые ситуации. Также необходимо стимулировать употребление активной лексики за счёт речевых мотивов к ее использованию [6, с. 164].

Все выполняемые учащимися в классе задания должны их заинтересовывать: интересный увлекательный материал; занимательная содержательная сторона упражнений; личностно значимая проблема, интересная для обсуждения; увлекательная форма выполнения упражнения; привлекательные опоры и т.п. Весь предоставляемый набор упражнений должен включать широкий спектр заданий, что позволяет каждому учащемуся выбрать то, что соответствует его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.