Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2862
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛИ / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL INTERACTION / TEACHER / PARENTS / MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петраш Елена Александровна, Сидорова Татьяна Владимировна

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении эффективности виртуальных форм общения педагога с родителями в цифровом образовательном пространстве. В статье авторы классифицировали виртуальные формы взаимодействия современной школы и семьи, проанализировали актуальный цифровой инструментарий и обозначили существующие проблемы дистанционного общения педагогов и родителей. Научная новизна работы состоит в том, что на основании проведенного теоретико-практического исследования выявлены и обоснованы эффективные формы виртуального взаимодействия с родителями учащихся как дополнительные каналы общения, а также уточнены проблемные зоны дистанционного взаимодействия школы и семьи. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена значимость организации взаимодействия с родителями, в том числе и в виртуальной среде, что позволит повысить информационную компетентность учителя и родителя, а также преодолеть проблемы, возникающие при организации дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петраш Елена Александровна, Сидорова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL INTERACTION BETWEEN TEACHER AND PARENTS IN MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION

The research objective includes theoretical and empirical justification of efficiency of virtual teacher-parents interaction in digital educational environment. The authors classify virtual forms of family-school interaction, analyse the existing digital tools and reveal relevant problems of distance communication between teachers and parents. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on the conducted theoretical and applied research, the authors have identified the most efficient forms of virtual teacher-parents interaction considered as an additional communication channel, revealed the existing problems of virtual family-school communication. The conducted empirical research justifies importance of interaction with parents, including virtual interaction, which allows improving information competence of a teacher and parents and helps to overcome typical problems of distance learning.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

i rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 5. С. 604-609 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 604-609

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации

Петраш Е. А., Сидорова Т. В.

Аннотация. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении эффективности виртуальных форм общения педагога с родителями в цифровом образовательном пространстве. В статье авторы классифицировали виртуальные формы взаимодействия современной школы и семьи, проанализировали актуальный цифровой инструментарий и обозначили существующие проблемы дистанционного общения педагогов и родителей. Научная новизна работы состоит в том, что на основании проведенного теоретико-практического исследования выявлены и обоснованы эффективные формы виртуального взаимодействия с родителями учащихся как дополнительные каналы общения, а также уточнены проблемные зоны дистанционного взаимодействия школы и семьи. В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена значимость организации взаимодействия с родителями, в том числе и в виртуальной среде, что позволит повысить информационную компетентность учителя и родителя, а также преодолеть проблемы, возникающие при организации дистанционного обучения.

Virtual Interaction between Teacher and Parents in Modern Educational Institution

Petrash E. A., Sidorova T. V.

Abstract. The research objective includes theoretical and empirical justification of efficiency of virtual teacher-parents interaction in digital educational environment. The authors classify virtual forms of family-school interaction, analyse the existing digital tools and reveal relevant problems of distance communication between teachers and parents. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on the conducted theoretical and applied research, the authors have identified the most efficient forms of virtual teacher-parents interaction considered as an additional communication channel, revealed the existing problems of virtual family-school communication. The conducted empirical research justifies importance of interaction with parents, including virtual interaction, which allows improving information competence of a teacher and parents and helps to overcome typical problems of distance learning.

Введение

Актуальность исследования. Сегодня невозможно отрицать, что жизнь современного человека состоит из взаимодействия реального и виртуального миров. Переход в культуру «дополненной реальности» в настоящее время необратим. Данная статья затрагивает сущностные проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса образования, в частности родителей и педагогов, в эпоху Digital. Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна, однако часто педагоги оказываются не готовы (как в техническом, так и в психологическом плане) к взаимодействию с родителями в онлайн-формате, а родители, в свою очередь, не соблюдают регламент и этику общения. Главным лейтмотивом настоящего исследования является тезис о том, что цифровизация образования и опосредованное общение - это не столько электронные социальные, образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии, сколько пути изменения привычных форм взаимодействия с семьями учеников как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. В связи с этим обоснование наиболее оптимальных виртуальных форм взаимодействия школы и родителей в современных условиях является актуальным.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретико-методологические основы виртуального взаимодействия родителей и педагогов в образовательной организации;

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200144

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

- выявить и охарактеризовать возможные способы виртуального взаимодействия педагога и родителей;

- определить актуальный цифровой инструментарий, которым пользуются педагоги школ г. Пскова;

- обозначить перспективы и проблемы в использовании цифрового инструментария в процессе организации виртуального общения «родитель - учитель».

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы), эмпирические (анкетирование родителей и учителей).

Теоретической базой исследования послужили публикации зарубежных авторов [14], Ф. М. Конрад [13], в которых проанализирован опыт поддержки родительства с помощью виртуальных технологий в цифровом образовательном пространстве. В России данную проблему изучают Е. И. Казакова [2], Е. И. Карп [3], И. С. Данилова, Е. Я. Орехова, Н. А. Шайденко [1], Г. В. Нарыкова [8], В. О. Саяпин [9], О. С. Шехурдина, Н. С. Сысоева [11], Р. В. Крюков [4], В. Н. Минина, В. В. Василькова [7] и др., которые интерпретируют процессы виртуального взаимодействия с разных сторон.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированные и апробированные виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями могут быть использованы в практике образовательных организаций как дополнительные каналы взаимодействия школы и семьи, повышающие качество и эффективность взаимного общения и имеющие основание для активного внедрения в массовой школе в современных реалиях.

Теоретико-методологические основы исследования виртуального взаимодействия в образовательной среде

Обратимся к дефинициям «виртуальная коммуникация», «сетевое общество», «виртуальное пространство», сущностно раскрывающим понятие «виртуальное взаимодействие». Ученые из разных областей знания пытаются дать определение этим понятиям (И. С. Данилова, Е. Я. Орехова, Н. А. Шайденко [1], Е. И. Карп [3], В. Н. Минина, В. В. Василькова [7] и др.). Так, социологи утверждают, что виртуальное пространство обладает динамическими свойствами: «структурация, виртуальный конструкт, виртуальное социальное время» [6; 14].

В свою очередь, общество становится сетевым. В таком обществе, по мнению В. Н. Мининой и В. В. Васильковой [7], вовлеченность в сети становится необходимым условием существования людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из общественной жизни. В современных реалиях виртуальное общение воспринимается как естественное средство освоения окружающего мира, ибо живое общение все чаще заменяется виртуальным.

Под виртуальной коммуникацией принято понимать общение с удаленным собеседником или группой партнеров, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [12]. Как правило, такое общение рассматривают как компьютерно-опосредованную коммуникацию, или анализируется только один аспект данного процесса, а именно общение в глобальной сети, что, несомненно, правомерно, но недостаточно полно. Для многих людей виртуальное общение становится приоритетным, удобным, наиболее частотным. Феномен регулярной коммуникации в сети как детей, так и взрослых требует отдельного исследования.

Изучение научных источников по теме исследования позволяет нам констатировать, что виртуальная коммуникация находит свое место и в системе образования [2; 5; 8-11]. Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде мы будем понимать дополненное возможностями современных компьютерных и интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами.

Для того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой образовательной организации целесообразно создать единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП). ЕИОП -это система эффективного и комфортного предоставления информационно-коммуникационных, консультативных психолого-педагогических услуг субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации системы образования в целом [8]. Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для учителя дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями.

Несомненным достоинством данного взаимодействия будет являться экономия времени родителей учеников, что поможет им быть «достаточно информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости. Важно то, что подобное общение между педагогом и родителем не должно приобрести формальный характер, а должно быть персонифицированно направленным в интересах каждого ребенка.

Тем не менее организация виртуального взаимодействия с родителями является одной из интересных и продуктивных форм работы, которая показывает положительный результат и вызывает большой интерес как у педагогов, так и у родителей. В литературе представлен опыт создания и ведения виртуального журнала [11], персонального сайта педагога [5] и пр. Обзор научных исследований, эмпирический анализ и собственный педагогический опыт позволили нам выделить способы, формы виртуального взаимодействия педагога и родителей, а также выявить их плюсы и сложности.

Сайт школы. Все современные учебные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещена дополнительная информация психолого-педагогического характера. Очень редко на школьном сайте можно обнаружить форумы для общения между администрацией и педагогами, родителями. На сайтах муниципальных школ не представлены блоги учителей, и даже иногда отсутствует информация о самих педагогах. Редко на сайте можно обнаружить форму для консультации родителей по различным вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся.

К недостаткам взаимодействия через школьный сайт можно отнести такие моменты: на сайтах размещается информация общего характера; учитель не имеет доступа к администрированию сайта; не все родители просматривают содержимое веб-страницы; отсутствует возможность личного общения, так как информация сайта находится в свободном доступе для каждого. Однако, как показал опрос, родители не проявляют высокого интереса к веб-страницам образовательного учреждения, что объясняет невысокую активность родителей как пользователей. Причиной низкой активности пользователей старшего поколения может являться отсутствие информационной ценности цифрового инструментария - веб-страницы школы или недостаточная развитая информационная компетентность родителей. Молодые родители отмечают «формальность» при размещении информации на сайте школы, а также тот факт, что контент обновляется крайне редко и отсутствует визуальная поддержка. Справедливость родительского мнения была подтверждена в ходе анализа содержания веб-страниц образовательных учреждений Псковской области. Контент-анализ сайтов показал, что новостные ленты обновляются весьма редко или не обновляются в течение учебного года в 15% школ и детских садов. На 30% сайтов зафиксированы неактивные модули для получения обратной связи.

Группа в социальных сетях - один из главных инструментов, который позволяет установить равноправные связи между пользователями. При этом способе коммуникации родители становятся активными субъектами, а не просто пассивными слушателями. У родителей появляется возможность делиться опытом воспитания, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение как с педагогом, так и между собой [10].

Подавляющее большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм). Создание сообщества в соцсетях, посвященного определенному классу, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и учителями. Так как просмотр новостной ленты осуществляется многими регулярно, то родители будут всегда в курсе событий в группе, смогут увидеть актуальные фотографии или видео своих детей с занятий, что существенно повысит доверие к школе в целом.

Данный способ взаимодействия является многосторонним, поскольку родители не только могут видеть сообщения, фотографии, видео, которые размещает учитель, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время суток; возможность выкладывания видео и фото; оперативность. К недостаткам отнесем: необходимость постоянно следить за перепиской в группе, чтобы не пропустить важную информацию; неофициальный статус общения; отсутствие подтверждения факта прочтения сообщения.

Мессенджеры. Схожими функциями с группами в социальных сетях обладают мессенджеры, которые устанавливаются на мобильные телефоны. Наиболее популярные из них: WhatsApp, Viber, Telegram. Основные достоинства систем мгновенного обмена сообщениями: оперативность; возможность коллективной и индивидуальной рассылки сообщений; высокая мобильность: камера смартфона позволяет снимать видео/фото и мгновенно выкладывать в группу. Среди недостатков мессенджеров можно отметить высокую стоимость смартфонов (не у всех есть такие телефоны) и излишнюю навязчивость многих «лишних» для конкретного родителя сообщений.

Родительский форум. Для организации родительского форума необходим специальный веб-ресурс. Такой площадкой может стать и сайт образовательного учреждения, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Форумы, как правило, являются общедоступными, но подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.

Блоги и странички педагогов. Личные страницы педагогов становятся все популярнее в приложениях Инстраграм или ВКонтакте. Многие педагоги ведут блоги не только в личных, но и в профессиональных целях. На личных страницах педагогов размещаются информация о профессиональной деятельности, участии в конкурсах, других достижениях, познавательные статьи о развитии и воспитании детей.

Положительным аспектом подобной формы взаимодействия с родителями являются ориентация на повышение их педагогической культуры и наглядное подтверждение компетентности педагога. Так современный учитель может не только сформировать положительный личный бренд, но и повысить свой авторитет, что в конечном счете будет способствовать построению доверительных отношений. Среди минусов отметим некомпетентность многих педагогов в плане ведения своей странички. Для того чтобы писать актуальные статьи, делать качественные фотографии и видео, необходимы особые навыки, к тому же не все педагоги готовы демонстрировать свой сложный путь профессионального роста. Ведение собственного блога занимает много времени, и делать это приходится в нерабочее время.

Проведение вебинаров и видеоконференций. Кроме вебинаров, можно организовать голосовые конференции при помощи программы Zoom или Skype. Практически у всех родителей есть возможность

для установки этих программ. Данные программы помогают осуществить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. При проведении вебинара возможно использовать функцию «демонстрация экрана» монитора и донести до родителей необходимую информацию.

Как видим, в дистанционном режиме взаимодействие с родителями может осуществляться в нескольких форматах. Учителю не стоит использовать сразу все каналы взаимодействия, а выбрать 2-3 оптимальных способа связи с разными целями (формальное общение, неформальная беседа, обсуждение индивидуальной проблемы). Дистанционное общение возможно и в тех случаях, когда родители не могут лично присутствовать на мероприятии в школе, но заинтересованы в его содержании.

Эмпирическое исследование

Целью эмпирического исследования стали выявление актуального цифрового инструментария, которым пользуются педагоги школ г. Пскова, и анализ существующих проблем использования современных способов виртуального общения в местном образовательном сообществе. В анкетировании приняли участие 336 педагогов общеобразовательных организаций города Пскова. Кроме того, был проведён экспертный опрос 15 классных руководителей с целью выявления опыта дистанционного взаимодействия с родителями учеников.

Анкета состояла из десяти вопросов, среди которых были такие: «Вы состоите в сообществах родителей в мессенджерах типа WhatsApp, Viber, Telegram?», «Ведете ли Вы свой блог в Инстаграм, ВКонтакте и других соцсетях?», «Какие виртуальные способы связи с родителями Вы используете?», «Какие положительные результаты можно ожидать от использования дистанционного взаимодействия и какие негативные стороны такого взаимодействия Вы можете назвать», «В каком направлении, по Вашему мнению, необходимо совершенствовать виртуальное взаимодействие школы с родителями?» и др.

Из 336 педагогов 256 человек (76%) имеют аккаунт в различных мессенджерах. У 70% опрошенных есть свой личный блог в социальных сетях, у 30% таких блогов нет. И 90% тех учителей, которые ведут свой личный блог, используют его для взаимодействия с родителями учеников. Подавляющее большинство педагогов на вопрос «Нравится ли Вам использование такой связи с родителями?» отвечали положительно и приводили самый популярный аргумент - «это удобный способ держать родителей в курсе всех событий, происходящих с их детьми в учебном заведении». Лишь 7% педагогов выразили недоверие к «виртуальным формам взаимодействия».

Обобщив опыт виртуального взаимодействия учителей с родителями, мы выявили, что среди опрошенных наибольшей популярностью пользуется такие площадки и формы, как группа в социальных сетях ВКон-такте, Одноклассники или Инстаграм (95%); мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram (66%); проведение ве-бинаров по Skype/Zoom с участием всех родителей (14%); родительский форум на сайте школы (10%); проведение индивидуальных консультаций по скайп/зум (5%); личный блог (5%).

На следующем этапе исследования были проанализированы положительные и негативные стороны виртуального взаимодействия (см. Табл. 1).

Таблица 1

Положительные результаты использования виртуального взаимодействия Негативные стороны использования виртуального взаимодействия

Возможность быстро реагировать на возникшие сложности, оперативность Отсутствует личная связь «глаза в глаза», отсутствие реального взаимодействия

Информирование сразу всех родителей, быстрая передача информации Нежелание родителей осваивать новое; негатив, если «что-то пошло не так», который будет переадресован на педагога в дальнейшем

Родители должны быть примером для детей. Если они готовы разбираться в новых формах взаимодействия, это послужит примером для их детей Рассматриваться могут только общие новости/вопросы, т.к. всё личное (как только требуется упомянуть конкретное имя) необходимо решать только индивидуально

Самостоятельность Трудозатратно

Проведение онлайн-собраний Ухудшение здоровья из-за чрезмерного использования ПК

Упраздняются навыки общения и работы в коллективе

Обратную связь осуществляют не все ученики, родители

Педагоги отмечали также то, что навыки виртуального взаимодействия необходимо совершенствовать не только у родителей, но и у педагогов. Целесообразно организовывать обучающие семинары, которые предоставят возможность каждому заинтересованному педагогу создать свой сайт, блог. Однако проблемной зоной остается не только техническая составляющая данного процесса (наличие оборудования, технического оснащения), но и этическая сторона вопроса.

Заключение

Поддержка родительства является сегодня одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» и должна обеспечивать доступную и открытую информационно-коммуникационную среду

для всех субъектов воспитания и образования детей, поэтому на основании проведенного теоретико-методологического исследования можно констатировать, что цифровизация и глобализация образования, опосредованное общение участников образовательного процесса становятся нормой жизнедеятельности современных образовательных организаций. Во всем мире привычные офлайн-формы взаимодействия педагога с семьями учеников дополняются онлайн-формами общения.

Основными виртуальными способами связи образовательного учреждения с родителями являются: сайт школы, мессенджеры, группа в социальных сетях, проведение вебинаров и видеоконференций, родительский форум, блоги и странички педагогов. К главным достоинствам виртуального взаимодействия учителя и родителей можно отнести:

• экономию времени всех субъектов образовательного процесса;

• нерегламентированность, то есть отсутствие психологического барьера между педагогом и родителями детей;

• оперативность и мобильность;

• возможность вернуться к переписке, к высказанным идеям и рекомендациям, важным сообщениям. Экспертный опрос и анкетирование педагогов показали, что подавляющее большинство учителей ежедневно пользуются дистанционными формами взаимодействия с родителями учащихся. Шиболее частотные формы коммуникации - группы в социальных сетях (95%) и мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram (66%).

Проблемными зонами остаются вопросы информационной компетентности родителей и учителей и недостаточная готовность педагогов применять данные формы. Однако общение родителей и педагогического сообщества не может ограничиваться только виртуальными формами взаимодействия, а должно стать дополнительным средством, содействующим поддержке родительства в условиях современных вызовов.

Список источников

1. Данилова И. С., Орехова E. Я., Шайденко H. А. Поддержка родительства в информационную эпоху XXI века -месседж, который объединяет // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. С. 411-425.

2. Казакова E. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.

3. Карп E. И. Швые формы информационного взаимодействия: роль виртуальных объектов в процессе интерактивного диалога // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 4 (48). С. 139-140.

4. Крюков Р. В. Виртуализация общения как ценность и феномен современного общества // Идеи и идеалы. 2016. Т. 2. № 3. С. 55-59.

5. Кушкарева E. Г. Персональный сайт педагога как средство сетевого взаимодействия участников образовательного процесса // Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов Межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции / под ред. E. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, H. В. Стребковой. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2018. С. 133-133.

6. Леушкин Р. В. Виртуальное социальное пространство: понятийная база исследования // Философская мысль. 2017. № 7. С. 54-63.

7. Минина В. H., Василькова В. В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). С. 1-15.

S. Шрыкова Г. В. «Родительский университет» как форма родительского просвещения и образования // Аллея науки. 2018. № 4. С. 145-153.

9. Саяпин В. О. Виртуализация образования в эпоху глобализации // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1. С. 80-83.

10. Фураева О. Г. Взаимодействие семьи и школы с использованием современных информационных технологий // Семья и дети в современном мире / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 189-192.

11. Шехурдина О. С., Сысоева H. С. Виртуальный журнал - интерактивная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников на межрегиональном уровне // Построение педагогического процесса в контексте стандартизации образования. 2017. № 6. С. 335-338.

12. Computer and Internet Dictionary. Словарь компьютерных и интернет-терминов: англо-русский. М.: М. И. П., 2000. 574 с.

13. Konrad F. M. Dеr Kindergarten: Seine Geschichte von den Anfängen bis in die Gegenwart. Freiburg: Lambertus Verlag, 2004. 251 S.

14. La revue internationale de l'éducation familial. 2017. Vol. 42. Iss. 2. Partnerships between families and early childhood professionals: What links to build? 188 р.

Информация об авторах | Author information

RU

Петраш Елена Александровна1, к. пед. н. Сидорова Татьяна Владимировна2, к. пед. н.

1 Псковский государственный университет

2 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

EN

Petrash Elena Aleksandrovna1, PhD Sidorova Tat'yana Vladimirovna2, PhD

1 Pskov State University

2 Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.09.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.

Ключевые слова (keywords): виртуальные формы взаимодействия; педагог; родители; современная образовательная организация; цифровое образовательное пространство; virtual interaction; teacher; parents; modern educational institution; digital educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.