Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение в системе «E-learning»'

Педагогическое сопровождение в системе «E-learning» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение в системе «E-learning»»

гда занимают высокие позиции в традиционном совокупном социально-экономическом ранжировании.

Не следует путать образовательное Интернет-пространство с образовательной Интернет-средой, которую можно определить как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и эффективное взаимодействие индивидуумов и групп пользователей различных компьютерных информационных сетей в процессе обучения.

Под учебной Интернет-аудиторией предлагается понимать неоднородную социальную общность, характеризующуюся общим предметом восприятия и отсутствием видимой значимости связей между индивидами и группами пользователей, неформально структурированную по взаимным интересам, социокультурным ориен-тациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и использующую информационные и коммуникационные ресурсы и возможности Интернета для обучения.

Данная статья не претендует на полноту, а лишь намечает определенные направления для дальнейшего изучения феномена Интернета в условиях формирования принципов Web 2.0, развития концепции «семантической паутины», разработки и использования современных протоколов,

сервисов и приложений, появления новых ресурсов, служб и видов услуг, использующихся обществом не только для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей, но и для образовательных целей в интересах человека, общества, государства.

Представленный подход к проблеме требует уточнения производных понятий «Интернет-обучение», «учебное Интернет-сообщество», «образовательные Интернет-ресурсы», «образовательные Интернет-услуги », «Интернет-культура » и др.

Литература

1. Бондаренко С.В. О социологии виртуаль-

ных сетевых сообществ // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции. С.-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. -СПб., 2004.

2. Гибсон У. Нейромант = Neuromancer /

Пер. с англ. - М.; СПб., 2000.

3. Michael H. The Metaphysics of virtual reality

// Virtual reality: theory, practice and promise. - Westport and London, 1991.

4. Тропина Т.Л. Киберпреступность и ки-бертерроризм:поговорим о понятийном аппарате // Сборник научных трудов международной конференции «Информационные технологии и безопасность ». Вып. 3. - Киев, 2003.

Г. ТАРАКАНОВ, доцент Российский новый университет

Условия жизни и труда в информационном обществе диктуют необходимость перехода от «образования на всю жизнь » к «образованию через всю жизнь ». Миллионы людей нуждаются сегодня в высшем профессиональном образовании, а изменение структуры ихобразовательных запро-

Педагогическое сопровождение в системе «e-Leammg»

сов и новые требования к образовательным услугам являются серьезным вызовом системам профессионального образования.

Реформирование образования в современной России ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности образовательных систем и учебных заведе-

ний, гибкости и динамичности учебного процесса, его адаптивности к социальным условиям и запросам населения и работодателей, на широкое и повсеместное внедрение современных образовательных технологий. Одним из стратегических направлений реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. в РФ является внедрение новых принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием ИКТ.

«Обучение в системе е-Ьеагшгщ» следует рассматривать как познавательную деятельность обучающихся в образовательном процессе, как своеобразный учебно-исследовательский процесс, который осуществляется под воздействием, с одной стороны, планирования и управления преподавателем, а с другой - внутренних побуждений личности обучающегося, его ценностных установок и ориентиров.

В системе «е-Ьеагшгщ» происходит значительное расширение круга задач, которые он решает самостоятельно:

• проработка материалов видеоконференций, видео- и слайдлекций;

• восстановление в памяти основных фундаментальных положений из объема знаний, приобретенных ранее;

• планирование самостоятельной работы с перспективой на семестр, а иногда и на более длительный срок;

• творческая работа с постоянно возрастающим потоком литературных источников;

• участие в дискуссиях;

• комплексирование знаний по смежным научным дисциплинам с учетом требований и задач профессиональной подготовки;

• разработка научных сообщений, выполнение контрольных, курсовых, дипломных и научных работ;

• проведение теоретическихи прикладных исследований;

• последовательное и динамичное развитие навыков самостоятельной работы на компьютерной технике;

• систематический контроль за своей познавательной деятельностью и др.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в системе «е-Ьеагшгщ» характеризуется наличием следующих звеньев:

■ выделение обучающимся общей и частных познавательных задач (умение выбрать цель, увидеть задачу, проблему);

■ подбор и распределение способов действий, адекватных путей решения проблемы (умение выбрать пути и средства);

■ выполнение операций контроля за тем, разрешается ли поставленная проблема освоенными способами (умение применить знания и умения в профессиональной деятельности);

■ определение области знаний и умений, которыми необходимо дополнить уже имеющиеся для успешного решения задач (умение выделить знания о незнании).

В этой связи в системе «е-Ьеагшгщ» значительно повышается роль педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе педагогического сопровождения преподаватель как субъект образовательного процесса дополняет действия другого субъекта (обучающихся) в целях создания условий для продуктивного решения ими задач обучения, воспитания и профессионального развития.

В Российском новом университете педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности студентов осуществляется преподавателями распределенных кафедр Института дистанционного и заочного обучения на основании функциональной модели «е-Ьеагп1炙 (рис. 1).

Исходя из целей и задач учебного процесса, оно обеспечивается следующими проблемно-ориентированными блоками:

• информационное обслуживание преподавателей и студентов (обеспечение доступа к электронным каталогам, электрон-нымучебникам и глоссариям по темам, электронным энциклопедиям по предметным

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «е-_еагшпд» РосНОУ

(V

^—' Распр.кафедры,

ИДиЗО

Корпоративная информационная система «Вектор»

Рис. 1.

областям и направлениям деятельности, отечественным и мировым информационным сетям, базам знаний и банкам данных);

• организация обучающего диалога в информационно-образовательной среде (объектно-объектная коммуникация, субъ-ектно-объектная коммуникация, субъект-но-субъектное общение);

• телекоммуникационное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности;

• автоматизированные обучение и контроль;

• моделирование изучаемых (исследуемых) явлений и процессов (демонстрационное и интерактивное);

• администрирование учебного процесса.

Современный образовательный процесс

в системе «е-Ьеагп1炙 должен ориентироваться на формирование у обучающихся способности творчески осваивать и перестраивать способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, а это возможно лишь в условиях опоры на исследовательские навыки и умения.

Разработанная и используемая в Институте дистанционного и заочного обучения РосНОУ дидактическая система «е-Ьеагп1炙 имеет следующее содержание (рис. 2).

В системе «е-Ьеагп1炙 обучающиеся не только становятся субъектом образовательного процесса, но и значительно активнее и полнее используют его дидактические возможности. Здесь творческий характер самостоятельной учебно-исследовательской деятельности стимулирует мыс-

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «е-Ьеаш炙 РосНОУ

Содержание обучения

Учебно-методические комплексы (контент)

Педагогические технологии

Методы и средства обучения

Современные образовательные технологии дистанционного обучения

Рис. 2

лительную активность обучающихся, способствует их самоутверждению и профессиональному становлению.

Роль педагога в системе «е-Ьеагп1炙 существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном обучении, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивно-продуктив-ных методов обучения. Преподаватель из ментора превращается в консультанта и помощника обучающегося и становится тем, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению, к профессиональной деятельности, к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение деятельности преподавателя и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения спланировать, организовать и осуществить педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Педагог, подготовленный к педагоги-

ческому сопровождению учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе «е-Ьеагп1炙, должен обладать рядом характеристик:

■ быть способным видеть проблему, уметь находить и ставить перед обучающимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной форме;

■ уметь увлечь обучающихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих обучающихся, их предстоящей профессиональной деятельности;

■ обладать способностью к выполнению функций координатора и партнера в обучении и исследовательском поиске;

■ уметь быть терпимым к ошибкам обучающихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение учебной задачи;

■ уметь поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским действиям обучающихся;

■ уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений решения учебных задач;

■ уметь завершить решение учебной задачи и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у обучающихся признаков потери интереса к изучаемой проблеме;

■ быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным обучающимся продолжать работать надучеб-ной задачей (проблемой) самостоятельно.

Анализ педагогической практики в системе «е-Ьеагп1炙 позволяет сформулировать следующие требования к преподавателю. Он должен:

• владеть профессиональными знаниями в предметной области и осуществлять все виды учебных занятий реализуемой образовательной программы;

• уметь использовать в образовательном процессе современные ИКТ в объеме, характерном для «продвинутых» пользователей;

• знать и уметь использовать интерактивные методические материалы;

• уметь подготовить и провести групповые аудиторные и виртуальные занятия с использованием современных педагогических технологий;

• уметь обеспечивать единство учебной, социально-коммуникативной и профессиональной сред;

• обладать специальными знаниями и умениями в области организации учебного процесса, мониторинга качества знаний;

• владеть техникой (методами и приемами) индивидуальных виртуальных консультаций.

Таким образом, основная цель педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе «е-Ьеагп1炙 - активизировать учебную работу обучающихся, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать студентам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Исследовательское поведение в системе «е-Ьеагп1炙 является важным залогом превращения процесса обучения и развития личности обучающегося в процесс самообучения и саморазвития.

В. ГРИНШКУН, профессор

Московский городской педагогический университет

Информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования,

Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов

появлением необходимого опыта информатизации у педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов.

В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне довольно частого позитивного результата во многих случаях применение информационных технологий никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.