И.А. ПРЕСС, доцент Северо-Западный государственный заочный технический университет
О некоторых психолого-педагогических аспектах применения e-Learning
Обсуждается необходимость психолого-педагогического обоснования применения информационных обучающих технологий в среде е-Ьеагтщ.
Ключевые слова: информационное общество; e-Learning; е-педагогика; педагогическая система; информационно-обучающая среда; электронные образовательные ресурсы.
В условиях информатизации окружающего мира возникает и становится все более насущной потребность в смене парадигм образования, в фундаментальной реформации и глубокой модернизации образовательной системы, обязанной адекватно ответить на вызовы и проблемы формирующегося общества знаний.
Существующая ныне образовательная система уже не удовлетворяет тем высоким требованиям, которые предъявляет к ней сама жизнь. В качестве ее основных недостатков можно указать следующие: репродуктивное (в основном) воспроизведение информации как цель обучения, недооценка роли самостоятельной работы студента, недостаточный контроль систематичности этой работы, преобладание линейной схемы организации учебного процесса.
Нынешнее молодое поколение - поколение в основном сетевое. Для современных молодых людей электронный способ получения информации является нормальной и необходимой составляющей их обыденной жизни, а информационные коммуникационные технологии давно стали их рабочим инструментом. Совершенно очевиден тот факт, что высокие технологии в образовании являются жизненно необходимыми. Именно электронное обучение (е-Ьеагшгщ) призвано стать базовой технологией современной образовательной системы.
Информационно-коммуникационные технологии давно перестали быть модной новинкой, заняв свое место среди других
компонентов единой образовательной среды учебных заведений. Однако вопросы эффективности и рациональности их применения в образовании продолжают быть предметом дискуссий и объектом педагогических исследований. Речь идет о рациональном сочетании традиционных педагогических и новых информационных технологий в единой информационной обучающей среде [1].
Информационно-образовательная среда - конгломерат технологий, методов, средств, учебно-методического сопровождения и педагогического содержания [2]. Именно педагогическое содержание составляет ее ядро, формирует пути ее развития. Однако ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не способна обеспечить прочный теоретический базис для системы обучения в виртуальной образовательной среде. Опыт показывает, что попытки трансформировать традиционные методологии обучения для теоретического сопровождения е-Ьеагшгщ оказываются малоэффективными. Употребление термина «электроннаяпедагогика» («е-пе-дагогика») подчеркивает то обстоятельство, что для проведения образовательного процесса в виртуальных средах требуется своя, особая педагогика, учитывающая специфику е-Ьеагп1п§.
Развитие и совершенствование ИКТ в настоящее время происходит по трем глобальным направлениям:
• сопровождение традиционного про-
цесса обучения (face-to-face) - возможность предоставления участникам образовательного процесса дополнительных информационных ресурсов и средств коммуникации;
• поддержка дистанционного обучения - реальная возможность проводить обучение на расстоянии;
• собственно on-line-обучение - обучение в режиме реального времени.
Методика электронного обучения может реализовываться в двух режимах: асинхронном и синхронном. При асинхронном обучении студент самостоятельно работает над учебным материалом в том темпе, который для него доступен и удобен, отправляет выполненные задания на учебный сайт для проверки их преподавателем, проходит процедуры текущего тестирования. Немаловажным условием успешности такого обучения является достаточно высокий уровень самодисциплины, ответственности и мотивации студента. Синхронное электронное обучение предполагает использование интерактивных информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия между всеми участниками обучения в режиме реального времени (обучение on-line). При этом студенты объединяются в единой виртуальной аудитории независимо от их реального местоположения и работают совместно друг с другом и с преподавателем.
На сегодняшний день наиболее перспективной считается смешанная модель, которая подразумевает сочетание асинхронного (Web-базированного) и синхронного форматов. В настоящее время для реализации такой модели имеется достаточно разнообразный инструментарий: системы по организации и управлению обучения (LMS: MOODLE, Blackboard, SAKAI и др.), программное обеспечение для проведения интерактивных Web-конференций (Adobe Connect Pro, Elluminate и др.), а также технологии Web 2.0 и Web 3.0: блоги, wiki, подкасты, виртуальные миры.
Цель обучения на современном этапе развития образовательной системы определяется изменившимся социальным заказом общества. Развивается компетентностный подход к образовательному процессу и его результатам, практико- и личностно-ори-ентированная парадигма обучения. Это требует, в свою очередь, значительного усиления роли самостоятельной работы студентов и повышения уровня интерактивности при проведении учебного процесса. Переход от репродуктивного стиля передачи знаний к принципу повышения мотивации студентов к самостоятельному их приобретению составляет одно из стратегических направлений модернизации системы образования. Научить человека мыслить в критико-творческой манере, способствовать саморазвитию и самореализации его личности, создать необходимые интеллектуальные предпосылки для его последующего социального и профессионального совершенствования - задачи современной личностно-ориентированной образовательной системы.
В связи с этим встает вопрос о необходимости самого серьезного педагогического анализа методики проведения учебных занятий, в первую очередь лекций, в формате видеоконференции. Традиционная, классическая вузовская лекция не может быть чисто формально перенесена в условия видеоконференции: электронный формат вносит существенные изменения и в принципы отбора учебной информации, и в принципы ее предъявления слушателям. Создание лекционного курса подразумевает процесс переконструирования научной информации в учебную. Электронный формат добавляет в этот процесс необходимость учета специфики экранного восприятия учебного материала.
Становится очевидным тот факт, что в условиях е-Ьеагшгщ традиционный, классический формат лекции в виде монолога преподавателя, сопровождающегося работой студентов в роли статистов, активность
которых заключается лишь в процедуре ведения конспекта, изжил себя. Лекция должна быть интерактивна, она должна предусматривать возможность диалога. Древняя мудрость, сформулированная в китайской пословице, гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Позволь мне сделать - и это станет моим навсегда».
Методика проведения занятий в формате видеоконференции требует значительного пересмотра с целью повышения степени их интерактивности. Времена вещания лекторского текста в окружающее пространство давно миновали. Компетентност-ный подход, практико-ориентированное обучение требуют иных методических решений, в том числе направленных на индивидуализацию учебного процесса.
Видеоконференц-лекция базируется на презентационных учебных материалах, значительно усиливающих педагогическое воздействие на аудиторию. Применение презентации в учебном процессе позволяет:
• реализовать дидактический принцип наглядности,
• эмоционально окрасить изложение учебного материала,
• структурировать учебный материал для облегчения его восприятия студентами,
• опосредованно управлять работой студента по конспектированию лекции.
Но главным действующим лицом на лекции является, безусловно, преподаватель! Презентация является лишь вспомогательным средством визуализации, но никак не центральным элементом лекции, в котором преподавателю отводится скромная роль комментатора и обслуживающего персонала. Слайды презентации поддерживают живое выступление лектора, но не заменяют его. Слайды презентации подобны нотной записи, которую нужно озвучить. Педагогическое воздействие лектора, отсутствующим голосом читающего тексты, проецируемые на экран, равно нулю. Передача по Интернет-каналу текстовых массивов
- занятие дорогостоящее и бессмысленное для всех участников учебного процесса - и для студентов, и для преподавателей, и для администрации вуза. На слайдах должны быть представлены ключевые слова - слова, которые вызывают наибольшее число ассоциаций и содержат максимум информации.
Слайды с отсканированными текстами учебника являются показателем полного непонимания преподавателем смысловой нагрузки презентации и педагогического содержания понятия «лекция ». В преподавательской среде возникла опасная тенденция - использовать экран монитора в роли традиционного теле-суфлера, весьма популярного на телевидении. Однако слайды презентации - отнюдь не шпаргалка для лектора, недостаточно хорошо владеющего лекционным материалом. Работа над презентацией должна начинаться совсем не с поиска эффектных картинок, лучшей цветовой гаммы и шрифта, а с решения вопроса о том, что целесообразно представить на слайде, с выделения сущности и ключевых слов, структурирования учебной информации. Каждый слайд, являясь «квантом» учебной информации, должен обладать характером локального педагогического воздействия и попадать точно в цель. Нет необходимости помещать на слайде распространенные предложения -их лектор произносит вслух. На слайде помещается только суть, главное, причем в максимально краткой форме - то, что должно быть зафиксировано студентом в его конспекте. Вводить информацию следует постадийно, по мере ее усвоения студентами. В случае необходимости представления на одном слайде большого объема информации (например, для сравнения данных или параметров) материал лучше вводить постепенно с помощью анимации. Содержание лекции должно быть четко структурировано, включать слайды с названиями разделов, тем, новых понятий.
Одна из главных задач коммуникации -
завладеть вниманием аудитории. Постоянное и неусыпное внимание практически неосуществимо. Каждые 2-3 минуты внимание аудитории приходится активизировать, используя такие приемы, как:
• включение в основной текст изложения конкретных примеров, способных заинтересовать аудиторию,
• чередование изложения с демонстрациями иллюстративного материала,
• диалоговое общение с аудиторией в режиме вопрос-ответ.
Создать хорошую лекцию - тяжелый и очень кропотливый труд. Любая лекция, прочитанная талантливым преподавателем, сродни театральному спектаклю, в котором лектор исполняет роль и сценариста, и режиссера, и актера. Как и театральное зрелище, лекция - живое событие, рождающееся и происходящее именно в данный момент времени. В следующий раз она будет другой.
Преподаватель - это больше призвание, чем профессия. В профессии преподавателя, как и в любой творческой профессии, есть несколько ступеней ее постижения: «Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет» (Я. Коменский).
Несовершенство традиционной концепции обучения, принятой в нашей высшей школе, заложено уже в самой трактовке понятия «знание», в соответствии с которой знания, как и мысль, могут быть переданы. В свете этой концепции роль лектора сводится к ретрансляции готового знания, непосредственной и прямолинейной передаче учебного материала. Напротив, знания должны в буквальном смысле добываться студентом в результате затраченных им интеллектуальных усилий, преодоления определенных интеллектуальных барьеров. Педагог должен учить тому, как это делать.
Пассивная форма лекции пришла к нам из средневековья. Те или иные положения,
провозглашаемые в средние века магистром, считались истиной в последней инстанции, а слова «учитель сказал» (на латыни "magister dixit") пресекали попытку любой дискуссии. Слушать и запоминать (но не творчески мыслить) - вот что требовалось от учащихся. Сегодня такой средневековый подход к проведению учебного процесса в вузе явно устарел. Тем более он явно несочетаем с нынешним техническим оснащением учебного процесса. Вместе с тем именно средними веками веет подчас с той самой плазменной панели...
Современная учебная деятельность требует особых условий развития и сопряжена с необходимостью смещения акцента в организации учебного процесса с заучивания информации на ее активный поиск, на развитие инициативы, творчества и личной ответственности студентов за собственную учебную деятельность. Одним из наиболее важных условий такой организации учебного процесса является рациональное управление учебной деятельностью студента со стороны преподавателя и специально разработанные средства обучения. К современному выпускнику вуза предъявляются такие требования, как умение мобильно адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной деятельности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Вряд ли традиционно построенный учебный процесс способен реализовать поставленные задачи в полной мере. Учебный процесс необходимо коренным образом модифицировать. И в первую очередь это касается вузовской лекции.
Четкого ответа на вопрос, какой должна быть лекция XXI века, академическая общественность пока не предложила. Не вполне понятно, где ставить главный акцент - на обучении профессии или на развитии способностей к самообучению и самовоспитанию. Как не потерять фундаментальность образования в угоду «натаскиванию » на узкий перечень профессиональных умений?
Одно является на сегодняшний день очевидным: лекция должна быть активной формой проведения учебного процесса в вузе. Студенты на лекции должны работать вместе с преподавателем, не только следуя за ходом его мысли, но и учась мыслить самостоятельно. Пассивное прослушивание лекции не способно дать необходимый педагогический эффект. Необходимость сознательного, активного, творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности подразумевает прежде всего пересмотр отношения к ведущей и системообразующей форме обучения - вузовской лекции. А это, в свою очередь, требует разработки и применения особой педагогической технологии активизации познавательной деятельности студентов на лекции. Мудрые слова Конфуция: «Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю » - дают для этого четкое руководство к действию. Наглядность представленного материала способствует его запоминанию. Предъявление студентам в ходе лекции задач, тестовых заданий, контрольных вопросов повышает степень понимания и освоения темы.
Еще один момент - необходимость конспектирования лекции студентами. Вопрос о конспектировании непосредственно связан с характером самой лекции. Пассивная лекция по сути своей требует обязательного конспектирования - а чем еще на этой лекции можно заниматься??? Лекция превращается в диктант. Скучающее лицо лектора и на одной ноте: «Трением называется ...», «Трением называется ...», «Трением
называется ...» Да покажите вы, наконец, на реальном практическом примере, что такое трение!
Активная лекция не исключает, а скорее приветствует ведение конспекта. Однако здесь речь идет об осмысленном конспектировании, о записи наиболее существенных, ключевых моментов лекции, по которым впоследствии легко восстановить в памяти ее содержание.
В условиях e-Learning особенно важно организовать эффективное взаимодействие между субъектами процесса обучения, которыми являются обучаемые и обучающие. Базисом их взаимодействия в процессе обучения должно быть деловое сотрудничество, ибо и у преподавателя, и у студента цели одинаковые, они по одну сторону «баррикад», по другую - незнание, неумение, необразованность. Без такого сотрудничества об эффективности обучения вряд ли стоит говорить. Оно должно быть важнейшим атрибутом преподавательской деятельности, однако способы его организации и технологии его реализации могут быть различными. Содержательный компонент процесса взаимодействия участников образовательного процесса сегодня коренным образом изменяется. Стрелка весов, на чашах которых понятия «преподавание» ("teaching") и «учение» ("learning"), явно склоняется ко второму: от передачи готовых знаний к обучению методам их самостоятельного добывания. Поэтому роль самостоятельной работы неуклонно повышается, причем для студентов всех форм обучения, в том числе и обучающихся по классической очной (дневной) форме.
В традиционной педагогической технологии «лицом к лицу» ("face-to-face") общение со студентами происходит в ходе очных занятий. Если речь идет о студентах дневной формы обучения, с которыми педагог встречается еженедельно в течение семестра или всего учебного года, то особых проблем не возникает. Экспресс-опросы в ходе занятий, тренинг-тестирование,
задания на дом, студенческие конференции, дискуссии и деловые игры - все это позволяет достичь достаточно высокой степени интерактивности обучения. Применение балльно-рейтинговой системы позволяет придать работе студентов целенаправленный и соревновательный характер. В процессе прямого общения обеспечиваются максимально благоприятные условия для личностного воздействия педагога на аудиторию.
Ситуация меняется коренным образом в случае дистанционной формы обучения студентов в ее классическом (заочном) воплощении. Общение «лицом к лицу» ограничено во времени подчас до такой степени, что возможным становится в лучшем случае запоминание лица преподавателя для последующего его узнавания на экзамене. Некоторые педагоги, сетуя на столь малое число очных занятий, приходят к необоснованному выводу о невозможности организации общения со студентами и управления их самостоятельной работой. Прочитав свои две-три лекции, преподаватели прощаются со студентами до дня экзамена, оставляя их наедине со своими проблемами. При этом студентам рекомендуется длинный список учебной литературы, произносится напутственное слово о необходимости своевременного выполнения контрольных работ, указывается на важность приобретения глубоких знаний именно по данной учебной дисциплине. Разумеется, в такой модели обучения не может быть и речи об использовании балльно-рей-тинговой системы. Студент предоставлен самому себе, и чаще всего никакой самостоятельной учебной работой он не занимается.
Одной из главных целей внедрения инновационных технологий является обеспечение планомерной, систематической самостоятельной работы студента под руководством преподавателя. При этом студент-заочник становится полноправным участником учебного процесса, его работа
находится под пристальным вниманием, контролируется и оценивается. Роль преподавателя в педагогическом и методическом сопровождении учебной работы студента при этом существенно повышается. К традиционным обязанностям преподавателя (разработка и издание учебно-методической литературы, постановка и проведение лекционных курсов, практических занятий и лабораторных работ, проверка контрольных и курсовых работ, прием зачетов и экзаменов и т.д.) добавляется необходимость систематического общения со студентами в индивидуальном (e-mail) и групповом (чаты, форумы) режиме через Интернет. Преподаватель приобретает статус преподавателя-тьютора, т.е. педагога-наставника, руководителя и помощника. Его роль ретранслятора готовых знаний уходит в прошлое.
Бытует точка зрения, что в век информационных технологий и электронного обучения роль преподавателя вуза заметно снижается. С этим невозможно согласиться. Преподаватель всегда будет центральной фигурой учебного процесса, ибо именно он - творец и создатель, конструктор и вдохновитель. Однако сегодня преподаватель вуза вынужден работать в новых для него условиях, овладевать новыми технологиями и средствами обучения, в том числе осваивать методику e-Learning. Само время поставило перед педагогом кардинально новые задачи: изменение содержания обучения, пересмотр методических принципов его осуществления, характера взаимоотношений между субъектами обучения. Адаптация к новым информационным условиям требует иных подходов к содержанию и технологиям профессиональной деятельности преподавателя, постановки новых дидактических целей и педагогических задач, изменения средств и способов их достижения. Ведение педагогической деятельности сегодня невозможно без базовой компетентности в области информационных технологий, без необхо-
димого уровня общей информационной культуры.
Информационная компетентность преподавателя является основой повышения качества образования, базой для обеспечения такого уровня педагогического взаимодействия «обучающий - обучаемый», который необходим сегодня для саморазвития субъектов обучения. В связи с этим в деятельности любого вуза встает актуальная задача профессиональной переподготовки педагогических кадров в области рационального и дидактически обоснованного применения информационных обучающих технологий в учебном процессе. Совершенно очевидным становится тот факт, что процесс переподготовки преподавателей высшей школы так же, как и образовательный процесс в целом, требуют пересмотра в плане применения педагогических новаций. Традиционная система подготовки пе-дагогическихкадров, направленная на изучение предметного содержания и усвоения готовых методических разработок, не учитывает специфики изменений, произошедших в характере деятельности преподавателя современной высшей школы. При этом педагогическая компетентность у большин-
ства преподавателей формируется стихийно, в связи с чем существенно усиливается роль комплексной системы переподготовки преподавательских кадров, которая должна быть создана на базе компетентност-ной модели и модульного принципа построения учебных курсов.
Сегодня мы декларируем переход от зна-ниевой модели обучения к практико-ориен-тированной, компетентностной. От «знаю, что » к «знаю, как». Электронное обучение как нельзя лучше отвечает требованиям этой модели. Степень интерактивности процесса обучения здесь может быть очень высокой. «Может быть » - потому что все по-прежнему зависит от преподавателя...
Литература
1. Пресс И.А. Интеграция классических и
информационных технологий как педагогический базис модернизации современной образовательной системы // Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2010: Сб. трудов V Международного конгресса. М.: Global Conferences, 2010. С. 496-498.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы.
М.: МЭСИ, 2002.
PRESS I. ABOUT SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF E-LEARNING APPLICATION
The psychological and pedagogical grounds for the application of information and communication technologies-(ICT) in higher school educational process is discussed.
Key words: information society; e-Learning; e-pedagogy; pedagogical system; informationtraining environment; electronic educational resources.
Е.Д. ПАТАРАКИН, доцент °тКрЫтая
Нижегородский государственный образовательная сеть педагогический университет как «паутина соучастия»
Статья посвящена рассмотрению актуальной научной задачи - формирование открытой образовательной сети, основанной на принципах соучастия в создании, видоизменении и использовании цифровых объектов. В работе представлен анализ коммуникаций «паутины соучастия.», опыт создания и применения мультиагентной модели для описания и изучения феноменов, наблюдаемых внутри образовательной сети.