Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов'

Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов»

86

Высшее образование в России • № 8, 2007

■ уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений решения учебных задач;

■ уметь завершить решение учебной задачи и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у обучающихся признаков потери интереса к изучаемой проблеме;

■ быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным обучающимся продолжать работать над учебной задачей (проблемой) самостоятельно.

Анализ педагогической практики в системе «е-Ьеагшгщ» позволяет сформулировать следующие требования к преподавателю. Он должен:

• владеть профессиональными знаниями в предметной области и осуществлять все виды учебных занятий реализуемой образовательной программы;

• уметь использовать в образовательном процессе современные ИКТ в объеме, характерном для «продвинутых» пользователей;

• знать и уметь использовать интерактивные методические материалы;

• уметь подготовить и провести групповые аудиторные и виртуальные занятия с использованием современных педагогических технологий;

• уметь обеспечивать единство учебной, социально-коммуникативной и профессиональной сред;

• обладать специальными знаниями и умениями в области организации учебного процесса, мониторинга качества знаний;

• владеть техникой (методами и приемами) индивидуальных виртуальных консультаций.

Таким образом, основная цель педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе «е-Ьеагп1炙 - активизировать учебную работу обучающихся, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать студентам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Исследовательское поведение в системе «е-Ьеагп1炙 является важным залогом превращения процесса обучения и развития личности обучающегося в процесс самообучения и саморазвития.

В. ГРИНШКУН, профессор

Московский городской педагогический университет

Информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, таки внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования,

Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов

появлением необходимого опыта информатизации у педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов.

В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне довольно частого позитивного результата во многих случаях применение информационных технологий никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях

Online Educa

87

имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Кроме того, обучение корректному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов.

Здесь и далее под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Кафедра информатизации образования, созданная в Московском городском педагогическом университете, является одной из первых в России, предпринявшей попытку осуществить на базе ряда дисциплин учебного плана подготовки педагогов («Аудиовизуальные и технические средства обучения», «ИКТв образовании», «Образовательные ресурсы Интернета» и др.) комплексное обучение будущих учителей основам информатизации образования. Для этого предпринят поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку педагогов, сделать ее содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно изменяющихся и развивающихся средств информатизации.

Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности. Основными целями подготовки педагогов в области информатизации образования являются:

• ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

• формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе, о видовом соста-

ве и областях эффективного применения средств информатизации образования, технологий обработки, представления, хранения и передачи информации;

• ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;

• формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, об основных принципах оценки их качества, обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования;

• предоставление дополнительной возможности пояснить обучаемым роль и место информационных технологий в современном мире;

• обучение формирующемуся языку информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии).

Для раскрытия темы статьи введем следующие ключевые понятия.

Электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационно-справочные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.

Образовательное электронное издание (ОЭИ) - это электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Оно должно отличаться высоким уровнем технического исполнения и художественного оформления, качеством методического инструментария, полнотой информации, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Принци-

88

Высшее образование в России • № 8, 2007

пиально важным является то, что образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту (распечатано на бумаге) без потери дидактических свойств.

Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что ОЭИ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний обучающихся.

Внедрение ОЭИ в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах. Знания,умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучающегося.

Качество электронныхизданий и ресурсов должно быть адекватно задачам системы образования, т.е. удовлетворять соответствующим критериям - методическим, психолого-педагогическим, техническим, дизайн-эргономическим, здоровьесберега-ющим и др. Кроме того, будущие педагоги должны ознакомиться также со специальными дидактическими требованиями, обусловленными применением информационных и телекоммуникационных технологий в разработке ОЭИ.

Использование информационных технологий будет оправданным лишь в том случае, если оно удовлетворяет конкретные потребности образовательного процесса, т.е. если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что в систему подготовки педагогов должно войти знакомство с несколькими группами такихпотребностей, опре-

деляемых как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.

К первой группе можно отнести потребности, связанные с формированием у обучающихся систем знаний. Они возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер.

Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями. Они возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Эти потребности возникают и при отработке типовых умений по каждой дисциплине (например, при определении цены деления измерительных приборов в физике, при составлении изомеров по углеродному скелету в химии), при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза; рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

Третья группа потребностей связана с необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Они возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один -наиболее рациональный, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет обучающемуся делать выводы о факторах, оказывающих влияние на их протекание.

Четвертая группа потребностей связа-

Online Educa

89

на с формированием у учащихся определенных личностных качеств. Потребности, относимые к данной группе, возникают при организации моделирования, создающего возможности для нравственного воспитания обучающихся через решение экологических и других глобальных проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, цель которого - научить учащихся не только избегать подобных опасностей, но и давать им нравственную оценку). Потребности в использовании средств информатизации образования могут возникать также при формировании у обучающихся чувства ответственности по отношению к другим людям, к себе, к собственному организму.

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования ИКТ педагогам необходимо знать положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения. Очевидно, что знание таких аспектов поможет преподавателям не только использовать преимущества информатизации, но и минимизировать ее возможные негативные моменты.

Положительных аспектов использования ИКТ в образовании достаточно много. В качестве основных можно выделить следующие:

• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

• введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

• внесение изменений в систему обучения большинству традиционных дисциплин, не связанных с информатикой;

• повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

• организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;

• изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося;

• совершенствование механизмов управления системой образования.

Наряду с изучением положительных аспектов информатизации в систему описываемой подготовки педагогов должно быть включено и ознакомление с возможными негативными последствиями использования средств информатизации. К числу последних можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение межличностного общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или на экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает обучающихся возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение преподавателей с обучающимися, а также учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Обучающийся не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Приведенные в настоящей статье аргументы, с одной стороны, свидетельствуют о необходимости подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования. С другой стороны, упомянутые проблемы говорят о том, что применение средств информатизации в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. В использовании образовательных электронных изданий и ресурсов необходим взвешенный и аргументированный подход. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.