References
1. Vasilyev V.I., Ilyasov B.G., Valeev S.S., Zhemakov S.V. Intelligent control systems using neural networks: tutorial. Izd-vo UGATU, 1997. P. 175. [in Russian].
2. Galushkin A.I. Modern directions of development of neurocomputers in Russia // Zarubezhnaya radioelek-tronika. M.: Radiotechnika, 1998. №. 1. P. 98-99. [in Russian].
3. Galushkin A.I. Neural networks theory. M: EPRI, 2000. P. 194. [in Russian].
4. Gorban A.N., Rossiev D.A. Neural networks on PC. Novosibirsk: Nauka. Sib. izd. firma RAN, 1996. P. 281. [in Russian].
5. Gorban A.N. Training neural networks. M: SP ParaGraf, 1990. P. 348. [in Russian].
Сведения об авторе: Зар Ни Аунг,
аспирант кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем, Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, Kmail: [email protected]
Information about the author: Zar Ni Aung,
Postgraduate student,
Department of Software
and Administration of Information Systems
Kursk State University,
Kursk, Russian Federation,
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480
А.В. Иванова
ПОСТРОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается структура, содержание дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для магистров педагогического образования, а также методические особенности преподавания данного предмета. Представлены примерный учебно-тематический план дисциплины, содержание практических занятий с описанием работы и формируемыми умениями.
Ключевые слова: подготовка магистрантов педагогического образования, ИКТ-компетенция, информационные технологии в педагогической деятельности.
A.V. Ivanova
STRUCTURING THE "INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY" DISCIPLINE IN THE PROCESS OF TRAINING MASTERS OF TEACHER EDUCATION
The article discusses the structure and content of the "Information technologies in professional activity" discipline for masters of teacher education and some methodological peculiarities of teaching
the subject. The paper presents a sample of the discipline curricular, the content of practical exercises including work description and skills to be formed.
Key words: training of masters of teacher education, ICT competences, information technologies in teaching.
В настоящее время информатизация образования декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в образовательной области [5]. Консолидация и активное внедрение автоматизированных систем учебного назначения, организация единого информационно-образовательного пространства образовательных организаций необратимо изменяют учебно-педагогический процесс, а именно его содержательную, методическую и организационную основы. С другой стороны, в профессиональном стандарте «Педагог» [3] в качестве одного из необходимых умений для выполнения общепедагогической функции выделяется владение ИКТ-компетентностью, которая включает в себя общепользовательскую, общепедагогическую и предметно-педагогическую компоненты. Общепользовательская компонента данной компетенции должна быть сформирована еще на уровне общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования одним из метапред-метных результатов освоения обучающимися основной программы является сформированная ИКТ-компетенция. В связи со всем вышесказанным перед высшей школой ставится задача подготовки магистранта, обладающего данной компетенцией и способного создавать условия для ее формирования.
Помимо этого, согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов решать различные профессиональные задачи, в том числе следующую: «организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям».
Для выполнения данной профессиональной задачи магистрант должен обладать рядом компетенций, среди которых можно выделить следующие [4]:
• способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
• способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
На формирование данных компетенций направлена учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», включенная в учебный план магистрантов педагогического образования, обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете.
Рассмотрим структуру и методические особенности преподавания данного предмета. На изучение дисциплины отведено 3 зачетные единицы (108 часов), из них аудиторные занятия составляют 32 часа, самостоятельная работа обучающихся - 49 часов. Целью изучения данной дисциплины является повышение уровня ИКТ-компетентности магистрантов для системной реализации положений ФГОС в образовательном процессе.
Задачами освоения дисциплины являются:
Углубление и систематизация знаний об информационных технологиях.
Формирование системы практических умений и опыта эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
• формы и методы ресурсного обеспечения практической деятельности;
о
X -Û
го
о ^
О i
о го ш m -О- о
1Г «
О (О ^^
СЮ CÛ О
го
о о
X X О) I-
-Û ф
|о
го ¡3 S s
о Го
-8- s X ф
s *
CD ~ о
s s
4 о с
-J ш
о Л
M
ф о
H ф -Û
â! I— го к
о <и с ^
• основные способы поиска и обработки информации с помощью информационных технологий;
уметь:
• определять задачи и реализовать процесс ресурсно-информационного обеспечения;
• приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения для их использования в практической деятельности;
владеть:
• способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности;
• основными приемами поиска и обработки информации с помощью информационных технологий.
Примерный учебно-тематический план дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» представлен в табл. 1.
табл. 1. Примерный учебно-тематический план дисциплины
го ш о
X
го ш
СП <
№ п/п Название темы Всего часов
Трудоемкость Всего Аудиторные занятия -из них Самостоятельная работа Текущий контроль успеваемости
Семинарские занятия Практические занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел 1. Информационные технологии
1.1 Информатизация общества как социальный процесс 4 2 2 2 Семинарское занятие 1, Самостоятельная работа 1
1.2 Информационные технологии 4 2 2 2 Семинарское занятие 2, Самостоятельная работа 2
1.3 Информационно-образовательная среда образовательной организации 4 2 2 2 Семинарское занятие 3, Самостоятельная работа 3
1.4 Рубежный контроль 6 6 Решение кейсов
Раздел 2. Использование информационных технологий в педагогической деятельности
2.1 Использование ИТ при подготовке к учебным занятиям 24 12 12 12 Практические работы 1-4, Самостоятельные работы 4-6
2.2 Использование ИТ при проведении занятий 8 2 2 6 Практическая работа 5, Самостоятельные работы 7, 8
2.3 Использование ИТ для контроля знаний учащихся 10 4 4 6 Практические работы 6, 7, Самостоятельные работы 9, 10
2.4 Использование ИТ при обработке данных психолого-педагогических исследований 4 2 2 2 Практическая работа 8, Самостоятельная работа 11
2.5 Использование ИТ в управлении образованием 6 2 2 4 Практическая работа 9, Самостоятельная работа 12
2.6 Дистанционные образовательные технологии 11 4 2 2 7 Семинарское занятие 4, Практическая работа 10, Самостоятельная работа 13
2.7 Рубежный контроль Портфолио выполненных практических работ
Промежуточная аттестация 27 Экзамен
ВСЕГО 108 32 8 24 49
Учебный процесс по дисциплине проводится в форме семинарских, практических занятий и самостоятельной работы обучающихся. При подборе форм и методов преподавания данного предмета необходимо использовать учебный материал, максимально приближенный к будущим профессиональным ситуациям. Материал курса состоит из двух разделов, следующих друг за другом в логической последовательности.
Основной формой изучения раздела 1 являются семинарские занятия, которые представляют собой выступления магистрантов и преподавателя с демонстрацией слайд-презентации или фрагментов учебных фильмов с последующим обсуждением. Здесь важно перед показом фильма поставить перед аудиторией несколько ключевых вопросов, что послужит в дальнейшем основой для обсуждения. В заключении подводятся итоги занятия, формулируются общие выводы. В результате изучения данного раздела магистрант должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать роль и место информатизации образования, информационных технологий в информационном обществе и науки;
уметь:
• выделять аспекты использования информационных технологий в образовании;
• анализировать информационно-образовательную среду, выделять предоставляемые ею возможности для учебного процесса;
• выделять перспективные направления развития ИТ в образовании и проблемы их использования;
владеть:
• основными приемами поиска и обработки информации с помощью информационных технологий.
В качестве рубежного контроля по разделу 1 является решение кейсов. Обучающиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание, максимально приближенное к будущим профессиональным ситуациям.
Изучение раздела 2 носит практический характер. Тем не менее в начале занятия преподавателю необходимо довести до магистрантов основные теоретические моменты, раскрыть теоретическую и практическую значимость темы занятия, а также определить порядок и требования к выполнению работы. Преподаватель знакомит обучающих-
о
X
.0 ^
га х о
ся с информационными технологиями, их возможностями для эффективной организации и проведения учебных и внеучебных занятий. Далее обучающиеся получают задания. Результатом их выполнения является учебный материал, который пополняет методическую копилку магистранта. Данные задания носят творческий характер, так как обу-
чающиеся самостоятельно определяют наполнение создаваемого материала в соответствии с такими особенностями, как возраст учеников, методика преподавания предмета.
Содержание практических работ с описанием работы, условиями выполнения и формируемыми умениями представлены в табл. 2.
табл. 2. Содержание практических работ
Темы лабораторных занятий Описание работы Формируемые умения
1 2 3
Практическая работа 1. Использовании ИТ при планирование учебных занятий Создать план занятия, используя функциональные возможности информационные технологии (на примере Google документов и ментальных карт) Применять он-лайн-сервисы для планирования занятий
Практическая работа 2. Поиск и работа с источниками учебных материалов Используя поиск и язык запросов, создать аннотированный список ресурсов сети Интернет, полезных в педагогической деятельности (в конкретной предметной области). Поместить ссылки на сайты из аннотированного списка в сервисе социальных закладок Применять язык запросов при поиске учебной информации; применять возможности социальных средств хранения закладок в учебном процессе
Практическая работа 3. Использование ИТ при подготовке учебных материалов Провести анализ инфографики, ленты времени по предмету. Создать инфографику, ленту времени, виртуальную доску по теме урока Оценивать качество учебных материалов, созданных в сетевых сервисах; создавать учебные материалы с помощью сетевых сервисов
Практическая работа 4. Использование ИТ для хранения и распространения учебных материалов Составить резюме социального медиахранилища по заданному плану. Оформить его в виде презентации, которую нужно выложить на один из сервисов по хранению презентаций Использовать социальные медиахранилища для хранения и распространения учебных материалов
Практическая работа 5. Экспертиза образовательных электронных изданий (ОЭИ) Ознакомиться с принципами и критериями проведения экспертизы ЭОИ [2]. Провести экспертизу ЭОИ Оценивать качество ОЭИ (на основе педагогических, дидактических и эргономических критериев)
Практическая работа 6. Использование ИТ при проведении опроса С помощью сервиса Google создать опрос для родителей «Общие сведения об учащемся» Создавать опросники с помощью соответствующих онлайн-сервисов
Практическая работа 7. Использование ИТ для создания мультимедийных интерактивных упражнений Создать в сервисе LeamingApps мультимедийное интерактивное упражнение, класс. Дать классу упражнение Создавать мультимедийные интерактивные упражнения
Практическая работа 8. Использование MS Excel для обобщения первичных результатов Провести статистическую обработку данных Применять табличный процессор для обобщения первичных результатов, полученных в результате наблюдений и экспериментов
m
<
1 2 3
Практическая работа 9. Автоматизированные информационные системы Провести анализ автоматизированных систем управления образованием по заданным критериям Описывать функционал АИС для управления учебным процессом; осуществлять выбор АИС для управления образовательным процессом
Практическая работа 10. Оценка качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий Провести анализ качества одного дистанционного курса. На основании анализа заполнить таблицу. Сделать общий вывод о качестве дистанционного курса Выделять показатели и критерии оценки качества дистанционных курсов; оценивать качество дистанционных курсов
В заключительной части занятия преподавателю следует проверить степень и качество выполнения работы у каждого обучающегося, подвести итоги: дать объективную оценку работы каждого магистранта и учебной группы в целом.
В результате изучения данного раздела обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:
• знать видовой состав и области эффективного применения средств информационных технологий в педагогической деятельности;
• уметь применять в профессиональной деятельности адекватные поставленным задачам ИТ;
• владеть способами отбора ИКТ, необходимых для решения педагогических задач;
• иметь опыт использования средств ИТ в сфере образования.
Рубежный контроль по разделу 2 представляет собой портфолио выполненных практических работ. Промежуточная аттестация по дисциплине представляет собой экзамен в форме коллоквиума.
Тематика семинарских и практических занятий, а также подробные пошаговые инструкции и дидактические материалы по выполнению практических и самостоятельных работ представлены в пособии [1].
Таким образом, в результате освоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» магистранты приобретают собственный опыт эффективного использования информационных технологий в образовательной деятельности, за счет которого формируется положительная мотивация к использованию информационных технологий для решения профессиональных задач в условиях реализации ФГОС ОО.
о
X .0
го
о ^
о X о го ф ш -О- о
1Г «
0 (О ^^
СЮ ей О
1 г ¡8
и
X !_ £ О
Библиографический список
1. Иванова, А.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Иванова Сургут: РИО СурГПУ, 2017. - 78 с.
2. Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов [Текст] / А.В. Гиглавый, М.Н. Морозов, А.В. Осин, О.И. Руденко-Моргун, Ю.М. Тараскин и др.; под ред. А.В. Осина. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2003. - 108 с.
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2014 г. № 544н.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 35263.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3 ^
-О ф
го ЕЗ
о Го
-8- ^ X ф
^ а ~ о £ ё
с с §■ *
о Л
м
ф о
и
ф -О
I— гО к о <и с ^
го
References
1. Ivanova A.V. Information technologies in professional work: study guide. Program 44.04.01 "Teacher education: master's degree". BU IN Khanty-Mans. ed. district - Yugra "Surgut. GOS. PED. Univ". Surgut: RIO Surgpu, 2017. P. 78. [in Russian].
2. The main provisions of the concept of educational electronic editions and resources / Giglavy A.V., Morozov M.N., Osin A.V., Rudenko-Morgun O.I., Taraskin Y.M. et al. Ed. A.V. Osin. M.: Respublikanskiy media tsentr, 2003. P. 108. [in Russian].
3. Professional standard "Teacher (teaching activities in pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2014 No. 544n.
4. Federal state educational standard for higher education, program 44.04.01 Pedagogical education: (master's degree). Approved by the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 19 December 2014 No. 35263.
5. Federal law of 29December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation".
Сведения об авторе: Иванова Ангелина Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Ivanova Angelina Valer'evna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Mathematics and Computer Science, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 513 ББК 22.151
М.М. Исакова, Р.Г. Тлупова, А.С. Ибрагим
РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С НЕСТАНДАРТНЫМИ ФОРМУЛИРОВКАМИ ВОПРОСОВ
Рассмотрены задания с нестандартными формулировками вопросов по геометрии и их решения, соответствующие профессиональному уровню заданий ЕГЭ. Показана целесообразность использования теорем Менелая и Чевы при решении некоторых геометрических заданий профессионального уровня.
Ключевые слова: геометрия, теорема, треугольник, секущая, нестандартные вопросы.
M.M. Isakova, R..G. Tlupova, A.S. Ibragim
SOLUTION OF GEOMETRIC PROBLEMS WITH NON-STANDARD FORMULATIONS OF QUESTIONS
Problems with non-standard formulations of questions on geometry and their solutions, corresponding to the professional level of the EGE tasks, are considered. The expediency of using the Menelaus and Chevas theorems for solving certain geometric tasks of the professional level is shown.
Key words: geometry, theorem, triangle, secant, non-standard questions.