Научная статья на тему 'Интернет в высшей школе: состояние и проблемы'

Интернет в высшей школе: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ / ИКТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / INTERNET EDUCATION / ICT / INTERNET TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Александр Александрович

В статье рассматриваются актуальные проблемы Интернет-обучения как составной части электронного обучения (e-Learning). Эти проблемы касаются этапов внедрения Интернет-обучения в вузе, учебно-методического и программного обеспечения, а также реализации учебного процесса с использованием интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet technologies at higher school: current state and problems

Burning issues of Internet education as a constituent of e-Learning are discussed.

Текст научной работы на тему «Интернет в высшей школе: состояние и проблемы»

ми стандартов семейства ИСО 9000. Предложение было одобрено членами Пятой рабочей группы и принято решение о включении в повестку следующего заседания доклада российской делегации по этому вопросу.

В этой связи особую актуальность приобретает деятельность национального ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании » по разработке комплекса национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании - ИКТО », гармонизированных с основополагающими международными стандартами. В рамках Плана национальной стандартизации на 2009 г. завершена разработка трех национальных стандартов:

• ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-1. «Ин-

формационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход (модернизированная версия международного стандарта)»;

• ГОСТР «Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-1 к информационно-коммуникационным технологиям в образовании»;

• ГОСТР «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».

В соответствии с резолюцией 20-го Пленарного заседания следующее Пленарное заседание ИСО/МЭК СТК1/ПК36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» будет проведено с 6 по 12 марта 2010 г. в г. Осака (Япония).

POZDNEEV B., KOSULNIKOV U., SUTYAGINM., SEMKINA T. THE NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF E-LEARNING

This article presents the information about international standardization in e-learning, activities of ISO/IEC JTC1/SC36 "Information technologies in learning, education and training" and participation of TC 461 "Information-communication technologies in education" members in the 20th Plenary session SC36 (September, 2009, Umea, Sweden).

Keywords: ICT, electronic learning, quality assurance, international standardization.

AA АНДРЕЕВ, профессор Интернет в вьюшей

Московская финансово- ШКОЛе: СОСТОЯНИе

промышленная академия

и проблемы

В статье рассматриваются актуальные проблемы Интернет-обучения как составной части электронного обучения (e-Learning). Эти проблемы касаются этапов внедрения Интернет-обучения в вузе, учебно-методического и программного обеспечения, а также реализации учебного процесса с использованием интернет-технологий.

Ключевые слова: Интернет-обучение, ИКТ, Интернет-технологии в учебном процессе.

Закономерным следствием процесса что приводит к широкомасштабному при-информатизации сегодня является стреми- менению Интернета в учебном процессе. тельное развитие средств информационных Интернет-технологии используются на и коммуникационных технологий (ИКТ), всех уровнях и во всех формах получения

30

Высшее образование в России • № 12, 2009

образования. Анкетирование экспертов показало, что в ближнесрочной перспективе соотношение чисто очного, полностью через Интернет и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно: 54,7%, 13,7% и 31,6% [1]. Для сравнения: в США аналогичные данные составляют 20%, 20% и 60% [2].

В национальном стандарте ГОСТ Р 52653-2006 «ИКТ в образовании. Термины и определения», введенном с 01.07.2008, дается следующее определение: «Электронное обучение (е-Ьеагшгщ) - это обучение с помощью ИКТ». Таким образом, Интернет-обучение является составной частью электронного обучения (е-Ьеагшгщ). Обучение с использованием сети Интернет часто называют онлайн-обучением, хотя более правильно говорить об Интернет-обучении . Кроме того, нам кажется не совсем правильным отождествлять е-Ьеагп1п§ с дистанционным обучением (ДО).

Сети Интернет немного больше 30 лет, и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателя Интернет выступает как совокупность компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой широким выбором информационно-образователь-ныхи телекоммуникационных услуг. Прогресс в использовании сети Интернет, точнее www, обусловлен ее дидактическими свойствами, которые обеспечивают:

1) публикацию учебно-методической информации в гипермедийном варианте;

2) педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

3) открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Можно утверждать, что именно благодаря этим простым и понятным свойствам (публикация, общение, доступ) Интернет не ждет печальная участь, которой закончились попытки использования в образовании кино и телевидения. Вместе с

тем отметим, что со стороны консервативно настроенной части научно-педагогической общественности наблюдается, как минимум, безразличное, а чаще отрицательное отношение к «присутствию» сети в учебном процессе. Думаю, в связи с тем, что они недостаточно знакомы с ее дидактическим потенциалом. Все-таки Интернет остается инструментом молодых, хотя и наблюдается тенденция «повзросления» его пользователей. Основную группу пользователей Интернетом составляет молодежь в возрасте 16-20 лет, а средний возраст преподавателей вуза в России сейчас 50-60 лет...

Модели и примеры Интернет-обучения. Сейчас трудно найти образовательное учреждение (ОУ), которое такили иначе не использует Интернет. Среди схем (вариантов, моделей) применения Интернета можно выделить две группы: полное (чистое) Интернет-обучение и комплексное (смешанное, blended); последнее имеет, в свою очередь, множество видов и подвидов, которые, к сожалению, пока не классифицированы.

Примерами чистого Интернет-обучения являются: мегакампус МФПА (www.mfpa.ru), Интернет-университет информационных технологий (www.intuit.ru), МИМ ЛИНК (www.ou-link.ru), Центр обучения и тестирования «Звезды иС» (www.e-learn.ru), Русский институт управления (www.tantal.ru), Финансовая академия при Правительстве РФ (www.dofa.ru), Московский институт экономики, финансов и права (www.miemp.ru) и др.

Программные средства (оболочки). Рассмотрим некоторые инструменты, с помощью которых организуется Интернет-обучение. Теория и практика ДО показали, что обучение целесообразно проводить в масштабе образовательного учреждения, при этом требуется специальное программное обеспечение (ПО). Типов ПО (оболочек) достаточно много - более десятка только в России.

Отечественные:

• ПРОМЕТЕЙ (www.prometeus.ru);

• eLEARNING 3000 (www.learnware.ru);

• ОРОКС (do.miee.ru);

• ДОЦЕНТ (www.uniar.ru);

• WEBTUTOR (www.websoft.ru);

• COMPETENTUM (www. competentum.ru);

• СДТ REDCLASS (www.redcenter.ru);

• СДО AcademicNT

(http:// de.ifmo.ru/ index.php?node=0). Зарубежные:

• WebCT (www.webct.com);

• Oracle eLearning (www.oracle.com);

• IBM Workplace Collaborative Learning (www.lotus.com);

• Microsoft ClassServer (www.microsoft.com/Rus/Education/

ClassServer/Default.mspx);

• Learn eXact (дистрибьютор -www.mesi.ru );

• MOODLE.

При всем их многообразии оболочки имеют типовую дидактическую структуру, которая позволяет: 1) вести разработку и осуществлять публикацию учебно-методической информации в различных формах (от текста до гипермедийного варианта);

2) организовывать педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса;

3) выполнять организационно-административные функции;4)проводить тестирование [3].

Как показывает педагогическая практика, неприхотливый российский преподаватель с успехом осваивает любые оболочки, устанавливаемые администрацией ОУ. При этом отметим интересную особенность. Каждый вуз, даже зная о наличии насыщенного рынка различных оболочек, по разным причинам предпочитает разрабатывать свои собственные (например, СДО AcademicNT, ЭПОС и др.), не уступающие по некоторым параметрам фирменным. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция использовать несколько оболочек одновременно, часто в комплекте со

свободно распространяемой оболочкой MOODLE.

Этапы внедрения Интернет-технологий в образовательном учреждении. В ближайшей перспективе ожидается интенсификация применения Интернет-технологий в ОУ. Рассмотрим пример организации этого процесса.

Чтобы внедрить Интернет-обучение, надо решить ряд задач, а именно:

■ организовать материально-техническое обеспечение (оболочка, компьютеры, каналы);

■ разработать (приобрести) учебно-методическое обеспечение;

■ сформировать структуру, ответственную за внедрение Интернет-технологий;

■ подготовить кадры (преподавателей и др.);

■ подготовить обучающихся;

■ спланировать Интернет-обучение;

■ провести адаптацию системы документооборота;

■ мотивировать коллектив;

■ заручиться поддержкой руководства.

Эти проблемы надо решать обязательно комплексно, иначе, как показывает практика, ничего хорошего не получится. Лет десять назад администрация и преподаватели полагали, что если ОУ оснащено компьютерами и подключено к Интернету, то учебный процесс пойдет далее сам по себе. Сегодня топ-менеджеры учебных заведений уже так не считают. Убедившись, что дело не идет, и поразмыслив, они сформировали специализированную структуру и принялись за разработку специального учебно-методического обеспечения. Следом организовали и подготовку преподавателей. Один из вариантов содержательной части программы подготовки Интернет-преподавателей включает в себя следующие разделы [4]:

1. Общие понятия о сети Интернет и ее дидактических свойствах.

32

Высшее образование в России • № 12, 2009

2. Информационные ресурсы Интернета (анализ, поиск).

3. Аппаратно-программные средства для проведения Интернет-обучения.

4. Разработка учебно-методического обеспечения для сетевого учебного процесса.

5. Организационные и психолого-педагогические основы проведения сетевого учебного процесса.

6. Нормативно-правовое обеспечение Интернет-обучения. Авторское право.

7. Качество сетевого учебного процесса.

По мере преодоления организационных трудностей стали всплывать проблемы мотивации. Только люди, не имеющие дела с Интернет-обучением, наивно думают, что учебный процесс здесь автоматизируется и упрощается, что все рутинные операции устраняются, и т.д. Между тем Интернет требует от преподавателя значительных физических и психических усилий. По большому счету, без новых научно обоснованных норм трудозатрат и дополнительной оплаты преподаватель предпочтет родное «меловое » аудиторное обучение.

Еще одна трудность - проблемы в реализации документооборота. Зачастую получалось так, что, проведя учебные занятия в Интернете (дистанционное тестирование, защиту курсовых в форуме в режиме off-line и т.д.), преподаватель вынужден был нести экзаменационную ведомость в твердой копии в деканат «пешком». Пришлось решать задачу автоматизации документооборота. И так шаг за шагом.

Базовые дидактические составляющие Интернет-обучения. Для реализации учебного процесса нужно, как минимум, иметь учебно-методическое обеспечение и выбранные в соответствии с поставленными целями обучения организационные формы проведения занятий. Назовем их базовыми составляющими, необходимыми для подготовки и проведения электронного обучения.

Исследования структуры и содержания отечественного и зарубежного учебно-методического обеспечения позволили сформировать оптимальный состав электронного учебно-методического комплекса [5].

Важный этап организации учебного процесса - выбор оптимальных форм проведения занятий из следующего перечня [6]:

1) лекция (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая);

2) консультация (индивидуальная, групповая, аудио, по электронной почте и др.);

3) семинар (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция);

4) лабораторно-практические занятия;

5) проект(групповой,индивидуальный, исследовательский,творческий,ин-формационный);

6) индивидуальные (домашние) задания (эссе, реферат, задачи и др.);

7) тестирование;

8) экзамен, зачет;

9) игры;

10) ситуационные задачи (кейс-стади);

11) учебная научно-исследовательская работа (УНИР);

12) экскурсии;

13) учебное портфолио.

Этот список постоянно обновляется и расширяется. Например, интенсивно исследуются педагогические возможности применения сервисов Веб2.0 для организации совместной комфортной сетевой деятельности в обучении. Сервисы Веб2.0 позволяют совместно работать с веб-документами, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [7].

Большой интерес научно-педагогической общественности к проблемам Интернет-обучения подтвердила прошедшая Третья международная конференция «MOSCOW Education Online 2009», посвященная вопросам применения информационных и коммуникационных технологий в

образовании (www.vovr.ru). Эта конференция инициировала проведение международной заочной конференции «Интернет в образовании», которую организовали Московская финансово-промышленная академия и Современная гуманитарная академия. Конференция будет проходить в среде Интернет без очного присутствия участников в несколько этапов.

На первом этапе (до 21 декабря 2009 г.) будет проходить отбор и публикация докладов на специально организованном сайте конференции( http:// www.conf.muh.ru/ 091012/ thesis.htm).

На втором этапе планируется обсуждение актуальных тем и докладов на виртуальных секцияхв форумах, проведение дистанционных интерактивных видеолекций и веб-семинаров известных экспертов в области применения Интернет-технологий в учебном процессе. Эти мероприятия пройдут с использованием программного обеспечения «Виртуальный класс» (www.v-class.ru), предоставленного компанией Websoft.

Конференция завершится в начале 2010 г. выпуском сборника на твердом носителе и награждением активных участников. Предполагается, что лучшие статьи будут опубликованы в журнале «Высшее образование в России », который является информационным спонсором конференции.

Литература

1. См.: Андреев А.А. Интернет в системе не-

прерывного образования // Высшее образование в России. 2005. №7. С. 91-94.

2. Дрейвс В. А. Преподавание он-лайн. М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАПДО, 2003.

3. Андреев А.А, Фокина В.Н. Программные

средства для педагогического общения при Интернет-обучении // XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании «ИТ0-2006» (6-11 ноября 2006 г.). М.: МИФИ, 2006.

4. Андреев А.А, Рубин Ю.Б, Леднев В.А. К

вопросу о подготовке преподавателей в современной высшей школе // Материалы Международной научно-методической конференции «Информатизация образования - 2006» (Тула, 16-18 января 2006 г.). Тула, 2006.

5. Андреев А.А, Фокина В.Н. Учебно-мето-

дическое обеспечение для Интернет-обучения // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «ИТОН-2007» (6-7 февраля 2007 г.). URL: http:// www.iton.mfua.ru/

6. Андреев А.А. Основы Интернет-обучения.

Электронный УМК на CD. М.: МФПА, 2008.

7. См.: Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества

и обучение. М.:ПЕР-СЭ, 2006.

ANDREEV A. INTERNET TECHNOLOGIES AT HIGHER SCHOOL: CURRENT STATE AND PROBLEMS

Burning issues of Internet education as a constituent of e-Learning are discussed. Keywords: Internet education, ICT, Internet technologies in educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.