Е. МИННИБАЕВ, профессор, ректор
Восточная экономико -юридическая гуманитарная академия
Ровно десять лет назад на конференции ЮНЕСКО был принят документ «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры ». В нем говорилось о том, что ожидает человечество в будущем. В частности, прогнозировались следующие позиции.
Во-первых: «Бурное развитие новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Важно также отметить, что новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию ».
Во-вторых: «Высшие учебные заведения, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями, должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики и результатов образования путем создания новых форм учебной среды, начиная от средств дистанционного образования и вплоть до полноценных «виртуальных » высших учебных заведений и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо социально-экономического развития и демократизации...»
И, в-третьих, что показывает масштабность международных проектов и их глобальный характер, -это задачи создания и деятельности «виртуальных образовательных комплексов» не только на базе ре-
Дистанционное образование в России: реальные условия и проблемы развития
гиональных, но и «континентальных или глобальных сетей».
По прошествии этих десяти лет можно с полным основанием заявить, что не только обозначенные в декларации перспективы развития образования в мире успешно реализуются во многих странах, но и масштабы и темпы преобразований, осуществляемых на базе информационно-коммуникационных технологий, постоянно нарастают. Об этом свидетельствуют конкретные факты.
Все большее количество государств ставят задачу не сокращения числа вузов, как в нашей стране, а перехода к всеобщему высшему образованию своих граждан. Быстрые темпы развития ИКТ в странах, где
образование является действительным приоритетом, привели ктому, что в 2005 г. численность студентов открытого дистанционного образования составила 100 млн. человек, что превышает количество студентов (97 млн.), обучающихся по традиционным формам. Если в 2007 г. в мире было оказано услуг на основе ДОТ на 33,6 млрд. долл., то в 2010 г. эта цифра может возрасти до 52 млрд. долл., т. е. в полтора раза.
Прогнозы по России были еще более оптимистичны: рост от 171 млн. долл. в 2007 г. к 1,5 млрд. в 2010 г. Однако отсутствие реальной политики по развитию ДО, более того, сворачивание сети и ограничения, наблюдаемые в последнее время, не дают оснований для подобного оптимизма. Если эта цифра и будет достигнута, то только за счет иностранных вузов, оказывающих образовательные услуги российским студентам. Предложение этих услуг, особенно американскими вузами, постоянно возрастает. В этой связи проблема импорта и экспорта образовательных услуг особенно обостряется. Для реального обеспечения экспорта российского образования требуется неотложное решение целого ряда вопросов и снятие ограничений на открытие филиалов и представительств за рубежом. Более того, государство должно компенсировать потери и упущения последних десятилетий и создать стимулирующие условия для продвижения дистанционного образования, русского языка и российской культуры для свободного пользования иностранными студентами нашими образовательными ресурсами.
Скорее всего, не будет выполнен и один из важнейших целевых показателей «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». В ней планировался рост удельного веса численности выпускников учреждений профессионального образования с использованием методов дистанционного обучения с 5% в 2006 г. до 20% в 2010 г. По имеющимся данным, сейчас доля выпускников-дистанци-онщиков составляет примерно 8%.
Сегодня мы еще только пытаемся определить уровень технологического развития российского инновационного образования. По мнению экспертов, лишь ограниченный круг отечественных вузов начал осваивать третье поколение дистанционного образования - е-Ьеагшгщ, основанное на двустороннем Интернете. В заоблачных высотах смутно видится выход на мобильные всеохватывающие ИКТ и создание собственной индустрии е-Ьеагп1п§.
В нашей стране часто и на разных уровнях декларируется необходимость формирования информационного общества, построения экономики, основанной на знаниях, вложений в человеческий капитал и т. д. В то же время мало кто обращает внимание на мобильность информационной сферы, ее динамизм и многообразие. Все это настоятельно требует от государства и общества уже сейчас, на дальних подступах к новым рубежам, создания принципиально новой, столь же динамичной системы профессионального образования, способной постоянно и кардинально обновлять знания, умения и навыки, доучивать и переучивать людей системно и на протяжении всей жизни. Именно образовательные технологии с эффективным пользованием ИКТ могут решить давно назревшую и по-прежнему актуальную проблему вариативности всех уровней российского образования.
Нужно подчеркнуть, что необходимость модернизации российского образования после определенного сопротивления признается сейчас практически всеми. Но идея, что информационно-коммуникационные технологии и дистанционное образование - наиболее адекватное и фактически пока единственное решение этой задачи, по-прежнему имеет много противников, прежде всего - среди людей, мало осведомленных о возможностях новых педагогических технологий.
В результате целого ряда факторов российское образование все еще ориентируется на условия индустриального общества и в движении к информационному обществу
находится в арьергарде ведущих стран мира. Так, согласно индексу готовности стран к сетевому миру, Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 66-м месте по такому показателю, как информационно-коммуникационная структура, на 62-м - по программно-аппаратному обеспечению, на 71-м - по использованию ИКТ в учебном процессе и на 38-м - по человеческому капиталу (уровень образования населения, специалисты в области ИКТ, навыки и опыт использования ИКТ, мотивация).
Отставание по этим показателям не только наглядно характеризует уровень нашей экономики и общества в целом, но и является главным тормозом их развития. Иначе говоря, если не брать в расчет нефть и газ, то мы своими руками и головой не можем пока обеспечить себе достойную жизнь. У нас есть выбор: либо мы волевым усилием власти и образовательного сообщества создаем в России инновационную систему непрерывного образования, либо надолго откладываем масштабное решение задач экономики, основанной на знаниях, и многие другие актуальные и амбициозные задачи.
Одной из глобальных проблем современного российского образования является крайне слабое ресурсное обеспечение. Хроническое недофинансирование государственных вузов и отсутствие реальной поддержки негосударственного сектора привели к тому, что при значительной численности вузов их состояние и качество работы оставляют желать лучшего. По мнению А.А. Фурсенко, в России есть всего 1015% «хороших вузов » и только треть студентов пришли в вуз, чтобы получить знания и профессию. При этом нужно иметь в виду, что сейчас мы оцениваем качество работы высших учебных заведений в рамках национальной системы. С выходом же России в общеевропейское образовательное пространство в 2010 г. будут приняты совсем другие, новые для нас критерии материальной базы вузов, их финансового положения и качества профессиональной
подготовки. С позиции этих критериев уровень ресурсного обеспечения российского образования не позволяет говорить о сколько-нибудь серьезной интеллектуальной, технической и технологической инфраструктуре высшей школы. Расходы на одного студента в российском образовании составляют в сопоставимых ценах порядка 40% расходов в странах Организации экономического сотрудничества и развития и примерно в 6 раз ниже, чем в США. К сожалению, быстрый рост расходов на образование в России начала 2000-х гг., носивший, по существу, компенсаторный характер, начиная с 2008 г. (10%) начинает снижаться (в 2010 г. планируется 9,3%).
Недостаток ресурсов и неготовность российского образования к конкуренции на европейском и мировом образовательном пространстве, стали, по-видимому, важнейшими факторами начавшейся структурной перестройки вузов. Выделение федеральных и национальных университетов отвечает задаче создания вузов мирового уровня; прежние вузы будут либо закрыты, либо присоединены к другим или понижены в статусе. Общая концепция очередной структурной реформы пока не ясна, институциональные изменения не обозначены, количественные параметры и сроки не определены, наиболее популярные цифры -100 институтов и 50 университетов - никак не обоснованы. Не обсуждается пока и содержательная часть перестройки: какв новых условиях будут обеспечиваться доступность высшего образования и его качество, за счет чего и насколько эффективно будут работать перестроенные вузы в новых условиях.
Крайне мало ресурсов для образования и у населения нашей страны, что создает специфические социальные проблемы в этой сфере. Согласно опросам ВЦИОМ (2007 г.), персональный компьютер или ноутбук в настоящее время есть в каждой третьей российской семье. По сведениям Министерства информационных технологий и связи, в 2007 г. количество пользова-
телей сети Интернет было на уровне 30 млн., а в 2008 г. может увеличиться до 40 млн. С одной стороны, это говорит о довольно высоких темпах распространения информационных технологий в нашей стране, а с другой - о серьезном экономическом и социальном расслоении,в результате которого большинство населения лишено возможности пользоваться компьютерами и информационными технологиями. То есть налицо так называемое digital divide - неравноправие по признаку доступа к ИКТ. Это неравноправие, усугубляемое отсутствием общественных, коллективных точек доступа к информационным ресурсам, обостряет проблемы трудоустройства и обучения различных социальных и демографических групп населения нашей страны.
Решение проблемы нами видится не в ликвидации уже имеющихся возможностей доступа к ИКТ в наиболее продвинутых вузах, их филиалах и представительствах, а в системном расширении общественного доступа к информационным ресурсам через учреждения связи, культуры, образования, а также через их подразделения. Кстати, на это же нацеливает и Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», где отмечается: «Вследствие особой географической протяженности и организационной централизации информационных ресурсов России во многих регионах особо важно наличие возможности подключения к отдаленным информационным системам для обеспечения граждан и хозяйствующих субъектов необходимыми сведениями ».
Если мы хотим, чтобы в ближайшие годы Россия действительно стала «электронной », необходимо в оставшиеся два года принять конкретные и действенные меры по обеспечению доступа к ИКТ большинства населения, по созданию во всех регионах и населенных пунктах общественных центров, точек доступа к информационным ресурсам, в том числе и к ресурсам образовательных учреждений. И здесь роль и значение вузов трудно переоценить. Формиро-
вание общедоступных национальных библиотек, цифровых образовательных ресурсов должно идти как сверху, так и снизу, со стороны самих образовательных учреждений. Поэтому настоятельно необходима система стимулирующих мер по развитию электронных образовательных ресурсов вузов и снятию всех надуманных ограничений по доступу студентов к этим ресурсам со всех без исключения вузовских подразделений.
Реально оценить состояние дистанционного образования в России достаточно сложно из-за отсутствия специальной статистики и мониторинга динамики, а также в связи с нормативными ограничениями, которые вынуждают вузы скрывать истинное положение дел и камуфлировать ДО. В настоящее время более половины вузов, как государственных, так и негосударственных, заявляют, что они реализуют профессиональные образовательные программы с применением ДОТ. По данным Министерства образования и науки, 76% таких вузов ведут ДО через свои специальные структурные подразделения, а 24% целиком специализируются на этом, 38% декларируют, что активно разрабатывают учебный контент, приспособленный к ДОТ. 44% вузов заявляют, что с помощью ДОТ они дают высшее профессиональное образование различного уровня. И только 8% утверждают, что реализуют программы высшего профессионального образования полностью на основе ДОТ. По данным Министерства образования и науки, в 2006 г. наиболее активно использовались дистанционные образовательные технологии в 20 вузах, среди которых выделялась группа лидеров в лице Дальневосточного государственного университета, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Томского государственного университета и Томского университета систем управления и радиоэлектроники. К этому списку можно добавить МЭСИ, МИЭМ, РОСНОУ, СГА, ЛИНК, ВЭГУ и еще несколько вузов, реально ли-
дирующих в сфере дистанционного образования. Учебный процесс на основе технологий ДО осуществлялся более чем в 100 техникумах и колледжах и в 21 заочной школе, расположенных в областных центрах Российской Федерации.
По мнению аналитиков министерства, эксперимент по использованию дистанционных образовательных технологий в высшем образовании «показал необходимость и государственную значимость развития дистанционного обучения в России при непременном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам».
Серьезным тормозом на пути внедрения новых современных образовательных технологий и развития вузов, их реализующих, является недостаточное нормативноправовое регулирование инновационных процессов в российской системе образования. Что же нужно сделать?
Первое и, на мой взгляд, самое важное - необходимо юридически и фактически вернуть российскому образованию приоритетное положение, т. е. преференции и льготы, которые оно имело в 90-е гг., когда властью были допущены некоторые демократические перемены в образовании.
Второе - нужно внести изменения в законодательные акты и другие нормативные документы в части регулирования процессов создания, функционирования, лицензирования и аккредитации сетевых инновационных образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы на основе полнообъемного использования ИКТ.
Третье - требуется разработать систему нормативных документов, регламентирующих принципиально новые процессы, организацию труда, отношения с потребителями услуг и другие стороны деятельности сетевых (территориально распределенных) образовательных учреждений ДО.
К сожалению, в последнее время, напротив, принимаются решения, ухудшающие положение инновационных вузов, работа-
ющих по развитию ИКТ. Благие намерения по повышению качества образования привели к принятию нового Типового положения о вузе (14 февраля 2008 г.), которое ликвидировало статью о функциях представительства по осуществлению консультирования и промежуточной аттестации студентов заочного, в том числе и дистанционного, обучения силами преподавателей головного вуза. В результате:
1) наряду с представительствами, незаконно ведущими образовательную деятельность в полном объеме, стали закрываться и представительства, оказывавшие помощь студентам в доступе к информационным ресурсам вузов;
2) обострилась недобросовестная конкуренция, т.к. административными методами из регионов стали «выдавливаться» представительства и филиалы вузов из других регионов и столиц;
3) создалась правовая и административная ситуация, препятствующая реальному развитию информационно-коммуникацион-ныхтехнологий, сетевых (распределенных) образовательных учреждений и серьезно осложняющая доступ к высшему образованию значительных групп населения.
Все это в корне противоречит цели Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.», где говорится о формировании современной модели образования, повышении его доступности, соответствии современным потребностям общества и каждого гражданина. В п. 4 проекта программы указывается, что «в процессе самообразования гражданам будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам...». В п. 5 речь идет о доступности и сервисе образования на основе ИКТ «для широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и прочих граждан, нуждающихся в специальной образовательной поддержке ». Если это не пустые декларации, то необходимо вернуться к публичному обсуждению и определению функций
представительств вузов с позиции перспектив инновационного развития образования и его действительной доступности.
Можно только приветствовать декларируемое в программе развитие конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств. Как известно, конкуренция реально стимулирует организации к эффективной и качественной работе. Поэтому на государственном уровне нужно, на наш взгляд, особо подчеркнуть и определить нормативные гарантии равноправия субъектов в этой конкуренции, указав, что образовательные учреждения не только всех уровней, но и всех организационно-правовых форм финансируются государством на основе нормативно-подушевого принципа. В дополнение и развитие положений Государственной программы, на наш взгляд, необходимо:
1) разработать специальную программу развития инновационного образования с использованием ИКТ в целях обеспечения условий для становления информационного общества и экономики, основанной на знаниях;
2) найти ресурсы для внедрения системы управления образованием и образовательными учреждениями на основе информационных технологий;
3) обеспечить государственную поддержку вузам и колледжам в создании открытых образовательных информационных ресурсов и цифровых библиотек, а также в организации сети общественных центров доступа к информации;
4) принять меры по стимулированию деятельности вузов, научных и академических структур по разработке новых технологий, новой педагогики и методики обучения на основе ИКТ. Здесь наиболее актуальным является системное обобщение имеющегося отечественного и зарубежного опыта и целевая научная разработка учебно-методического обеспечения инновационного образования. Особенно важной является координация работы вузов по разработке образовательных программ и электронных учебников, централизованная политика по системному обеспечению российского образования программным продуктом по всем видам организации, управления и
деятельности образовательных учреждений;
5) организовать систему профессиональной подготовки и переподготовки руководителей вузов, сотрудников и преподавателей, а также чиновников для работы в сфере управления и обучения с использованием новейших достижений и опыта внедрения ИКТ в ведущих зарубежных и отечественных вузах;
Б. ПОЗДНЕЕВ, профессор, проректор по информатизации Московский государственный технологический университет «Станкин»
Стремительное развитие глобальной информационной сети и насыщение образовательных учреждений всех уровней средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловили появление новых подходов в практике обучения. В этой связи приведем ряд основополагающих терминов из нового национального стандарта ГОСТ Р 52653-2006 - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (введен в действие с 01.07.08).
Дистанционные образовательные технологии (distant learning technology) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационныхи телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Открытое образование (open education) -
6) ввести необходимые правовые нормы, регулирующие деятельность сетевых инновационных вузов, условия и порядок их лицензирования и государственной аккредитации;
7) обеспечить условия для развития равноправной конкуренции вузов, привлечения средств населения и бизнеса, повышения эффективности работы образовательных учреждений.
Стандартизация и сертификация - основа гарантий качества в сфере е-Ьеагтпд
система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.