Научная статья на тему 'Проблемы современного дистанционного обучения в высшей школе'

Проблемы современного дистанционного обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / электронная среда / дистанционные образовательные технологии / Интернет

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиуллина С. Г., Федорова Е. Ф.

Статья посвящена современной проблеме неоднозначного и противоречивого отношения к использованию современных дистанционных образовательных технологий в высшей школе. Авторы провели анализ становления и развития нормативной базы в этой сфере и видят решение проблемы в согласованности действий по принятию управленческих решений в высшем звене системы российского образования. Предлагается разработать регламентирующие указания в этой сфере со стороны руководства федеральным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного дистанционного обучения в высшей школе»

УДК 378.14:004.9

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© С. Г. Набиуллина1*, Е. Ф. Федорова2

1Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

Тел.: +7 (347) 243 16 57.

2Единый подготовительный центр «Экзамен»

Россия, 115419 г. Москва, ул. Щукова, 14.

Тел.: +7 (495) 792 54 07.

E-mail: ugntu-zf@mail. ru

Статья посвящена современной проблеме неоднозначного и противоречивого отношения к использованию современных дистанционных образовательных технологий в высшей школе. Авторы провели анализ становления и развития нормативной базы в этой сфере и видят решение проблемы в согласованности действий по принятию управленческих решений в высшем звене системы российского образования. Предлагается разработать регламентирующие указания в этой сфере со стороны руководства федеральным образованием.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронная среда, дистанционные образовательные технологии, Интернет.

Состояние, в котором сегодня находятся российские вузы в использовании дистанционных технологий в обучении, можно обозначить как неопределенность и самоопределение одновременно.

Дидактический потенциал Интернет-образования огромен и признан во всем мире, а ныне и в большинстве образовательных учреждений российского общества. Как утверждает «создатель» электронной педагогики в России профессор А. А. Андреев, не использовать Интернет в учебном процессе в настоящее время - это «признак дурного тона» для вуза, хотя преподаватель все еще предпочитает родное и знакомое «меловое» аудиторное обучение. Сегодня образовательное сообщество понимает, что использование новых технологий в сфере обучения предвещает революцию в образовании, последствия которой - глобальные перемены во всех областях человеческого существования. Образование перестает быть привилегией молодых. Использование информационных и коммуникационных технологий ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров, дает каждому возможность учиться в течение всей жизни, постоянно обновляя и совершенствуя свои знания. Но ошибочно считать, что повышение качества образования в результате применения информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ) в учебном процессе произойдет само по себе. Здесь преподавателям-специалистам предстоит постоянное совершенствование своих знаний в области компьютерной психологии, компьютерной дидактики и компьютерной этики. Так называемый тьютор - это все же преподаватель нового типа, понимающий специфику дистанционного обучения (ДО), способный квалифицированно помогать, корректировать и контролировать обучение в электронной среде. Мировая тенденция сегодня -это широкое распространение тьюторской деятельности как профессии, ведь именно тьютор может помочь войти в мировое образовательное пространство и решать в нем образовательные задачи.

Многие российские вузы активно включились в эту инновационную деятельность с большим энтузиазмом еще в 1995-1996 годах, когда был создан Совет по дистанционному образованию при Министерстве образования и принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в стране. Уже тогда в ней декларировалось: «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования основывается на высокой социальной значимости дистанционного образования, учете сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей; ... высшая цель создания и развития системы дистанционного образования (СДО) - это предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за рубежом равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциалов ведущих университетов, академий, институтов,... расширение образовательной сети в России,... наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования»; притом предусмотрительно подчеркивалось, что «СДО не является антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствуя усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан... , обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. Дистанционное образование является наиболее перспективной формой образования для широких слоев населения России вXXI веке» [ 1].

СДО должна содействовать решению таких социально значимых задач, как:

- повышение уровня образованности общества и качества образования;

- реализация потребностей населения в образовательных услугах;

- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора;

- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

- развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества.

Достоинства дистанционного образования становятся очевидными, а развитие СДО приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:

- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

- формирование новых потребностей населения в современных содержании и технологиях образования;

- политические изменения, способствующие росту международных связей, в т. ч. в области образования;

- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, т.к. именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

К началу этапа полного развертывания (2000 г.) «российская СДО должна располагать возможностями для обучения до 1.5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) и просвещения» [2].

Постулаты этого документа вдохновили многие вузы к активной работе в этом направлении. При анализе подобной деятельности в ряде крупных государственных вузов явно видны схожие ступени развития, или этапы организационнометодического характера. Правда, носят они не всегда поступательно-оптимистический характер.

Неуверенность в продолжении движения по заданному вектору становилась из года в год все более явной и масштабной.

Приказ № 137 Министерства образования и науки от 06.05.2005, утвердивший «Порядок использования дистанционных образовательных технологий», не оказал серьезного влияния на развитие дистанционного образования. Сыграло негативную роль и то обстоятельство, что многие продуманные в этой области приказы Министерства в последние годы утратили силу и были аннулированы. Остался лишь короткий из 12 пунктов Приказ №137, недостаточно разъясняющий некоторые позиции вновь вступающим на путь внедрения новых образовательных технологий в учебную деятельность. Видимо, поэтому даже в вузах с уже накопленным положительным опытом внедрения ДОТ стали происходить деструктивные явления, фактически направленные на потерю богатого положительного опыта, накопленного в этой сфере.

Например, в глубоко продуманном, но впоследствии тоже аннулированном документе Министерства образования «Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования» разъяснялось:

«...При соблюдении настоящих Требований педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающегося при проведении очных видов учебных занятий (консультаций) в аудитории в течение академического часа и работа обучающегося за этот же период времени со специально разработанными учебно-методическими комплексами (далее - УМК) (вне зависимости от способа и технологии их доставки), а также различные виды взаимодействия преподавателя с обучающимися с помощью средств телекоммуникации приравниваются по дидактической эффективности...» [3].

Но этот постулат сегодня многие уже не воспринимают как аксиому, а требуют дополнительных разъяснений и доказательств того, что виртуальная (электронная, телекоммуникационная) аудитория - это тоже аудитория, вполне адекватная реальной, особенно при наличии дидактически проработанного электронного контента. Отсутствие нормативного документа в этой сфере со стороны государственных органов управления образованием только лишь усиливает деструктивные процессы и тормозит реальное внедрение инновационных технологий в современный образовательный процесс. Этим, видимо, и объясняются такие массовые явления в вузах, как реорганизации, закрытия центров ДО, преобразования их в иные структуры, сокращения.

Выжили сегодня наиболее крепкие и гибкие, преобразовавшись в иные полезные для ДО структуры.

Опыт Южно-Уральского государственного университета

Одним из первых вузов Урала, откликнувшихся на этот призыв, был Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ). Созданный в 1996 году Центр дистанционного образования (ЦДО) вуза уже через два года был преобразован в Институт открытого дистанционного образования (ИОДО), а с 2001 года здесь начался сетевой учебный процесс в рамках повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и подготовки преподавателей средней и высшей школы для обучения с использованием ДОТ. За четыре года здесь прошли обучение по новой методике более 600 человек из разных уголков России и стран СНГ.

Опыт проведения курсов подтвердил необходимость специализированной подготовки кадров для системы дистанционного образования. Причем повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава необходимо в двух направлениях: 1) по созданию методической базы (учебные и методические материалы) процесса дистанционного обучения; 2) по педагогическому сопровождению собственно учебного процесса (готовность преподавателей вести сетевой учебный процесс). В результате планомерной работы в ЮУрГУ были подготовлены необходимые кадры и методическая база для реализации образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ)», что «позволило в 2004 году объявить набор студентов по программам высшего образования экономического, юридического и инженернотехнического направлений» [4].

Значит, на подготовку необходимой учебнометодической базы для дистанционного обучения вузу понадобилось три года. Далее можно было переходить к собственно учебному процессу с применением ДОТ со студентами. И к решению этого вопроса в ИОДО ЮУрГУ подошли взвешенно и педагогически целенаправленно: обучение в этом вузе осуществлялось по заочной форме с применением ДОТ и начиналось с освоения дисциплины «Основы дистанционного обучения», цель которой - подготовить студента к процессу обучения в электронной среде.

Этот краткий сетевой курс был рассчитан на 2-3 недели, в ходе которых студент знакомился на практике с особенностями обучения в ИОДО. На сайте института был предусмотрен специальный раздел «Студентам». Для проведения дистанционных учебных занятий по конкретным дисциплинам для каждой учебной группы в этом разделе сайта располагались специальные подразделы (их можно назвать «виртуальными аудиториями»):

«Чат - для проведения семинарских занятий в режиме реального времени;

Форум - для проведения семинарских занятий в режиме отложенного времени;

Класс консультаций - для проведения групповых консультаций перед зачетами и экзаменами, а также по мере необходимости по ходу учебного процесса;

Доска объявлений - для оперативного информирования студентов о новостях» [5].

Интересно, что сетевые занятия являлись обязательными и проводились в соответствии с расписанием, которое рассылалось всем студентам и дублировалось на сайте. Таким образом, действительно, «логика проведения дистанционных учебных занятий в ИОДО ЮУрГУ» соответствовала «логике организации традиционных очных занятий»..., когда, «нажимая на соответствующую

кнопку, преподаватель и студенты оказываются в «виртуальной аудитории», где проходят определенные занятия» [6].

Как видно из анализа опыта работы ИОДО ЮУрГУ, за сравнительно небольшой период был подготовлен весь комплекс учебно-методических и нормативно-управленческих материалов по методике дистанционного обучения. В результате недостаточной работы по кадровому обеспечению и отсутствию соответствующей поддержки со стороны управленческих структур данный опыт не был закреплен и транслирован в другие российские вузы.

Опыт Тюменского государственного нефтегазового университета

История научно-исследовательского института электронных образовательных ресурсов (НИИ ЭОР) Тюменского государственного нефтегазового университета (ТГНГУ) началась так же, как и в большинстве вузов, с организации Центра дистанционного образования ТГНГУ в 1996 году. В 2006 году Центр был уже реорганизован в НИИ ЭОР.

«В нашем институте осуществляется методическая поддержка дистанционной технологии обучения, разрабатываются электронные учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам.

Наши электронные образовательные ресурсы используются в ТюмГНГУ, его филиалах, университетах Москвы, других городах России и ближнего зарубежья.

Наши компьютерные лабораторные работы и имитационные тренажеры формируют и совершенствуют профессиональные навыки и интуицию, а также развивают творческие способности, что позволяет повышать квалификацию любого работника на предприятии.

Наши комплексы предназначены и для проведения лабораторных работ в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, что позволяет делать обучение в университете как можно более интересным, а постоянное введение новых технологий дает возможность практически познакомиться со сложным оборудованием. Любимые всеми студентами системы виртуальной реальности позволят глубоко окунуться в изучение любимого предмета.

Система поддержки учебного процесса создана для повышения качества образовательных услуг за счет применения информационных технологий. Она позволяет создавать электронные учебнометодические комплексы (ЭУМК) по разным дисциплинам. ЭУМК включает в себя: учебную программу дисциплины, курс мультимедийных лекций, практические задания, базу тестовых заданий, компьютерные имитационные тренажеры, а также учебные видеоматериалы (обучающие видеоролики, фильмы, презентации). С помощью системы осуществляется контроль знаний студентов посредством электронного тестирования» [7].

Исходя из информации, предоставленной сайтом, можно судить о глубокой методической работе в сфере подготовки электронного образовательного контента в этом вузе. Выросший из Центра ДО и развившийся в одном, но очень важном направлении, сегодня НИИ ЭОР имеет несколько отделов по подготовке электронных изданий: отдел разработки виртуальных лабораторных работ, организационнометодический отдел, который курирует разработку электронных учебно-методических комплексов самими преподавателями (в состав этого отдела входит еще и Центр тестирования, который занимается консультированием преподавателей по разработке тестовых материалов) и отдел подготовки кадров, который занимается обучением преподавателей по подготовке учебных материалов и разработке ЭУМК.

Кроме того, в этом университете внедрена автоматизированная система поддержки сетевого учебного процесса “Бёисоп”, созданная на базе открытого кода системы дистанционного обучения “МооШе”. Эта система позволяет отслеживать учебный процесс студента и разрабатывать электронный учебный курс. Система позволяет добавлять различные документы в ходе учебного процесса: учебные пособия, лекции, презентации, тесты, задания для самостоятельной работы в любом формате.

Здесь разработан даже собственный стандарт электронного учебно-методического комплекса - солидный документ на 37 страницах, подробным образом описывающий все элементы ЭУМК дисциплины, направления и их структурную соподчиненность.

Можно сделать вывод: начатая ранее широкомасштабная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в основной учебный процесс вуза трансформировалась в одно весьма важное направление - глубокая и качественная разработка оригинального электронного контента для обучения с применением ДОТ.

Опыт Уфимского государственного нефтяного технического университета

Вначале будущие «нефтяники» на «ура» воспринимали каждый новый «кейс», а двери кабинета Центра информационных образовательных технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) буквально не закрывались от желающих получить доступ (логин,

пароль) в электронную среду - систему дистанционного обучения «Прометей» [8] - или просто консультацию по правилам пользования дистанционными технологиями любого вида. Встречи и опросы студентов обнадеживали, и говорили, что вуз идет верным путем.

Сегодня в системе ДО университета подготовлены более 100 преподавателей вуза для тьютор-ской деятельности, около 100 электронных курсов, так называемых ЭУМК, по дисциплинам основных образовательных программ обучения и более 40 -по дополнительным программам, подготовлена новая электронная учебная среда для сетевого обучения студентов “Moodle” [8], организованы курсы повышения квалификации преподавателей «Методика дистанционного обучения». Но система собственно сетевого обучения студентов до сих пор не отлажена. Причина кроется в той же самой проблеме несогласованности в развитии приоритетных направлений информатизации образования в высшей школе со стороны федеральных органов образования.

Созданные с 2006 года электронные учебнометодические комплексы по дисциплинам основных образовательных программ вуза очень популярны в студенческой среде. По словам работников университетской библиотеки, заочники постоянно используют материалы семестровых кейсов ЭУМК, спрос на них велик. Все созданные ЭУМК в гипертекстовом формате размещены и в библиотеке университета, и в электронной среде вуза, и в федеральном депозитарии электронных изданий «Информрегистр», т.е. пополнили Российский каталог электронных библиотек.

Сегодня почти все кафедры университета включены в работу по обеспечению учебного процесса электронными ресурсами, созданию нового образовательного контента. Как правило, преподаватели ответственно относятся к подготовке электронных рукописей будущих ЭУМК, понимая, что после регистрации в научно-техническом центре (НТЦ) «Информрегистр» этот электронный учебный ресурс фактически становится доступен всему миру. Большинство преподавателей имеют четкое представление об этой работе, т. к. лично прошли с сотрудниками отдела программного и методического обеспечения путь от создания электронной рукописи в текстовом процессоре MS Word по своему предмету до разработки конечного продукта -Интернет-ориентированного учебного ресурса в формате HTML, именуемого в вузе как ЭУМК.

Но неработающая пока система ДО вуза не останавливает «продвинутых» в области ИКТ преподавателей. В итоге наиболее подготовленные из них работают самостоятельно, с домашнего компьютера, в онлайновых порталах Интернета, в так называемых социальных сетях, осуществляя фактическую помощь в системе самостоятельной работы студента (СРС), о чем свидетельствует опыт преподавателей-энтузиастов университета.

Заключение

За прошедший период с 2001 года Федеральное агентство по образованию в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» выполнило комплекс работ по введению в эксплуатацию федерального образовательного портала «Российский портал открытого образования» [9]. Была создана информационно-образовательная среда открытого образования Российской Федерации и сеть виртуальных представительств (ВП) в вузах, характеризующихся едиными правилами: независимостью образовательного учреждения в организации и проведении учебного процесса, обеспечением типовым набором сервисных служб, способных реализовать все этапы Интернет-обучения и документирования хода учебного процесса, каталогизацией информационных ресурсов среды, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых учебным заведением.

За эти же годы был сделан основной объем прикладного программного обеспечения, разработаны педагогические сценарии и технологические карты Интернет-обучения. Ведется экспериментальное обучение. Проведена работа с региональными и специализированными виртуальными университетами на базе сотен ведущих вузов России, издано первое в России пособие, имеющее гриф УМО Минобразования России, при Московском педагогическом государственном университете.

Но отсутствие четких рекомендаций и регламентирующих указаний со стороны руководства федеральным образованием тормозит внедрение новых технологий в учебный процесс высшей школы, не дает возможности полноценно использовать

уже имеющиеся ресурсы и накопленный опыт в этой уже достаточно разработанной в нашей стране области образования.

Пора бы иметь утвержденные учебнометодические пособия и стандарты инновационных образовательных услуг. Проведенный краткий анализ учебной деятельности с применением ДОТ всего лишь в трех вузах выявил определенные закономерности в развитии данной сферы: четко виден первоначальный подъем и высокая активность всех структур вуза в обеспечении этого вида деятельности и положительная динамика в ней в первые годы, затем - своеобразная стагнация, некая «остановка» для размышления (в этот момент происходят реорганизация, смена кадров), затем - или уничтожение наработанного, или уход в другую, смежную область, подкрепляющую «силы» прежней структуры.

Причины этого явления кроются, на наш взгляд, в несогласованности и невнятности управленческих решений в недрах самого высшего звена системы российского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демкин В., Майер Г., Трубникова Т. // Высшее образование в России. 2001. №5. С. 99-102.

2. Бюллетень Минобразования России. 2000. №9. С. 5-9.

3. иЯЬ: http://ipk.admin.tstu.ru/resurs/bpi/03.asp

4. Елагина О. Б., Саранская Т. В., Федорова Е. Ф. Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий. Челябинск: Цицеро, 2004. 44 с.

5. иЯЬ: http://ode.susu.ac.ru/

6. Саранская Т. В., Федорова Е. Ф., Шумилина И. В. Основы

дистанционного обучения. Челябинск: Цицеро, 2005. 120 с.

7. иЯЬ: http://eor.tsogu.ru/

8. иЯЬ: http://www.elearning.rusoil.net/

9. иЯЬ: http://www.openet.ru/

Поступила в редакцию 23.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.