УДК 378.004.9
О.А. Михайленко, канд. пед. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ВУЗА КАК ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА
По прогнозам специалистов, в области стратегических направлений развития современной образовательной системы и ^-технологий [1] уже через 15 лет во всем мире на базе интернет-технологий будут обучаться свыше 45 млн человек. В такой ситуации деятельность большинства преподавателей и студентов, независимо от формы обучения, будет связана именно с применением электронных технологий обучения, где доля аудиторных занятий будет существенно сокращена. Уже сегодня люди становятся свидетелями того, как интенсивно внедряются в практику работы вузов сетевые компьютерные технологии, а информационные образовательные ресурсы глобальной сети под воздействием развивающихся информационно-коммуникационных технологий эволюционируют от простейших информационных сайтов учебных заведений к многофункциональным образовательным порталам.
Как показано в [2], принципиальным отличием портала учебного заведения от информационного сайта является то, что портал обеспечивает не только персонифицированный доступ пользователей к структурированной гипертекстовой информации, но и предоставляет персонифицированную коммуникацию всех пользователей между собой посредством чата, форумов, персональных блогов, внутренней электронной почты, №-телефонии, видеоконференций.
Используя в данном контексте понятие высокотехнологичной дидактической среды в вузе, автор подразумевает, прежде всего, многокомпонентную информационную образовательную среду, в которой субъекты обучения неразрывно взаимодействуют через педагогические и современные информационно-коммуникационные технологии, используя для этого соответствующие адаптивные электронные образовательные ресурсы.
Анализ ситуации в ведущих аграрных вузах России показывает, что наиболее эффективной формой технологической интеграции указанных компонентов в вузе является учебно-методический портал, как правило, построенный на платформе какой-либо системы дистанционного обучения. Прежде всего, это связано с тем, что в настоящее время появилось необходимое и общедоступное программное обеспечение для формирования образовательных порталов. Массовое и свободное распространение таких систем, как ATutor, Drupal, PHP-Nuke,
Moodle, Form@gri в открытых кодах, сегодня позволяет вузам дорабатывать их «под себя», подключать различные общедоступные и бесплатные Web-сервисы, такие как видеоконференции, №-телефония, видеопочта, системы тестирования и др. Все это снимает острую проблему инструментального обеспечения и способствует переходу многих аграрных вузов к практическому использованию в учебном процессе возможностей ИКТ, но программно-техническое оснащение учебного процесса еще не гарантирует обеспечения организационно-дидактического, которое бы максимально отвечало учебным задачам, соответствовало бы основным дидактическим принципам обучения и специфике осваиваемой специальности.
Перенос части образовательного процесса современного вуза из аудиторий в виртуальное пространство предполагает соответствующие изменения в организации учебного процесса, его «лекционно-семинарской» системы обучения. Требуется определенная корректировка применяемых методов и форм традиционной модели учебного процесса, предполагается использование адаптивных электронных образовательных ресурсов, интерактивных систем контроля и оценки знаний. Изменяются функции преподавателя, становятся востребованными новые профессиональные компетенции педагога, связанные с работой в интернет-среде, созданием электронных образовательных ресурсов и формированием в такой среде у студентов новых способов учебной деятельности, таких как способность дистанционно работать с электронными ресурсами и взаимодействовать между собой посредством ИКТ.
Для моделирования подобных условий применения ИКТ в процессе подготовки специалистов, а именно педагогов профессионального обучения со специализацией «Информационные технологии в образовании» и инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании» на инженерно-педагогическом факультете МГАУ, была проведена работа по формированию учебно-методического портала (elms.msau.ru) и апробация его возможностей. В частности, определена структура размещения контента на уровне факультетов, специальностей и отдельных дисциплин, выработана политика разграничения ролей и прав доступа к ресурсам, разработаны пробные сетевые курсы по от-
123
дельным учебным дисциплинам, методические интернет-сервисы для студентов и преподавателей.
Учитывая особенность подготовки специалистов (педагогов и инженеров) в области информационных технологии в образовании, принципиально важным является то, что образовательный портал рассматривается и используется в двух равноправных по значимости дидактических аспектах как инструментальная среда обучения и как объект для изучения — среда будущей профессиональной деятельности.
В качестве инструментального средства обучения портал используется:
• как информационная дидактическая среда для самостоятельной работы студента вне аудитории;
• для доставки по компьютерной сети (с сервера портала) в аудиторию (на видеопроектор) текстографического и мультимедиа контента (включая потоковое видео);
• для документирования самостоятельной работы студента в аудитории (выполнение в электронной тетради письменных заданий, регистрация всех действий студента и их оценка в журнале и т. п.);
• для текущего тестирования и самотестирования уровня усвоения знаний;
• для доступа к электронным образовательным ресурсам (сетевым ЭУМК, электронным библиотекам);
• для удаленного, синхронного и асинхронного общения через встроенные средства коммуникации.
В качестве объекта для изучения портал позволяет формировать у студентов:
• умения проектировать дидактическую структуру сетевого ЭУМК (педагогический дизайн);
• осуществлять отбор и обработку исходных учебных материалов (инженерия знаний);
• навыки размещение содержания в базе данных сетевого курса (Web-программирование);
• программирование тестовых заданий (практические основы тестологии);
• компетенции по оценке качества сетевого ЭУМК и его настройке.
Программно-технической основой учебнометодического портала является широко известная и свободно распространяемая по общественной лицензии GNU система управления обучением LMS Moodle (LMS — Learning Management System) и интегрированные в нее дополнительные модули, расширяющие ее дидактические возможности. По сути, LMS Moodle представляет собой инструментальную среду разработки образовательной информационной системы (портала) с достаточно широкими и гибкими возможностями. В частности, система позволяет создавать и поддерживать взаи-
124
модействие пользователей одновременно в нескольких ролевых конфигурациях, таких как «педагог-студенты», «студент-студенты», «педагог-педагоги». Это дает возможность в пределах одного и того же портала осуществлять обучение студентов, их общение между собой, методическую работу и обмен опытом между преподавателями.
К основным организационно-дидактическим возможностям рассматриваемой системы относятся:
• возможность автоматической или ручной регистрации студентов на курсы;
• создание любого количества учебных групп при любом сочетании зарегистрированных пользователей;
• возможность создания глубокой иерархической структуры размещения контента по категориям (факультет, специальность, специализация, курс обучения, дисциплина, модуль, занятие, ресурс, учебный элемент);
• наличие поисковой системы курсов и локальных ресурсов по ключевым словам;
• возможность создания и использования глоссариев на уровне курсов и всего портала, а также режима автосвязывания контента с глоссарием;
• использование деятельностного подхода в обучении, который включает взаимодействие, активное учение, критическую рефлексию посредством встроенных элементов курса (лекции, семинары, опросы, форум, чат, тесты, электронные тетради и др.);
• развитые интерактивные средства (встроенная почта, форум, чат, новости, объявления, текущие события);
• индивидуализация обучения на основе анкетирования, входного тестирования, творческих заданий типа эссе в рабочих тетрадях и др.);
• возможность текущего контроля успеваемости и детализации индивидуальных результатов на уровне всего курса, отдельного модуля, занятия, отдельного задания;
• возможность использования мультимедийного содержания в курсах в любом сочетании (текст, графика, анимация, звук, видео);
• возможность подключения внешних баз данных и использования прямых гиперссылок на внешние сетевые ресурсы.
В процессе проведенной апробации учебно-методического портала на инженерно-педагогическом факультете МГАУ были реализованы несколько моделей построения учебных занятий сочетающих работу в аудитории (А) и работу в виртуальной сети (В) через портал. Различные сочетания учебной работы можно представить в формализованном виде, используя сокращенные обозначения. Например, модель изучения одного учебного модуля сетевого
курса по дисциплине «Дистанционные технологии в образовании» имела вид:
А(Щ) + Щ2)) + В(С(гъ) + К(1А)),
где ТЦ) — изучение теории в объеме академических часа; П(?2) — выполнение лабораторного практикума; С(?3) — участие в семинаре; К(?4) — тестовый контроль знаний, рассчитанный на ?4 академических часа.
Здесь изучение теории и практика осуществляются в ходе аудиторных занятий (А), а семинары и тестовый контроль через портал (В). Очевидно, что возможных сценариев проведения учебных занятий с использованием учебно-методического портала может быть несколько, а их конкретное содержание и методика проведения будут отличаться в каждом конкретном случае. Между тем, можно выделить инвариантные дидактические особенности, присущие информационным коммуникационным технологиям в целом и электронным образовательным ресурсам рассматриваемого портала, в частности. К числу таких особенностей относится возможность реализации адаптивного обучения за счет особенностей программной среды портала и специальных электронных образовательных ресурсов, в которых механизм адаптации к особенностям усвоения знаний заложен на уровне дидактического алгоритма.
Как показано в [3], современное техническое оснащение системы профессионального образования требует современных подходов, ориентированных на построение систем обучения, как систем адаптивных, с функциями самоорганизации и обратными связями, т. е. таких систем, которые обладают способностью приспосабливаться к различным отклонениям от нормы основных контролируемых параметров.
Применительно к сетевым электронным учебнометодическим комплексам это означает, что дидактические сценарии, по которым они создаются, должны содержать необходимые адаптивные функции, причем на нескольких уровнях и для нескольких параметров. Следует уточнить, что под дидактическим сценарием понимается совокупность планируемых форм, методов, средств учебной деятельности, их регламентация по времени и детализация с учетом необходимого уровня усвоения изучаемого содержания. Сценарий может быть разработан с разной степенью детализации: на уровне всего сетевого курса учебной дисциплины, отдельного модуля, учебного занятия или дидактической единицы.
Как правило, общий сценарий изучения курса разрабатывается в рабочей программе по дисциплине и включает в себя регламентацию содержания аудиторной и самостоятельной работы, последовательность и форму проведения занятий, виды итогового контроля и т. д. Детализация такого сценария на уровне учебных модулей и отдельных дидактических единиц представляет собой ключевой
Рис. 1. Граф логических связей дидактических единиц
этап в создании сетевого электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) и может быть представлена в виде графа (рис. 1). Здесь ход изучения учебного материала дисциплины или раздела (модуля) представляется в виде графа (сетевого графика) логических связей дидактических единиц.
Вершины такого графа соответствуют дидактическим единицам содержания в соответствии с ГОС, а дуги — логическим связям между ними. Направление дуги, например, из вершины 1 к вершине 3 означает, что при изучении дидактической единицы 3 используется содержание дидактической единицы 1. В графе, построенном в процессе отбора содержания учебного модуля, должны отсутствовать логически противоречивые связи между вершинами (дидактическими единицами), т. е. должны отсутствовать замкнутые контуры подобные [2-43-2] и [2-4-5-3-2] (рис. 1).
Подобные логические противоречия устраняются через ликвидацию контуров, т. е. в данном случае циклическую связь между вершинами [2-4-3-2]. В результате преобразования, точнее перегруппировки содержания модуля ЭУМК, можно обоснованно и непротиворечиво выстраивать последовательность изучения отдельных дидактических единиц. Возможный сценарий изучения учебного содержания рассматриваемого примера приведен на рис. 2. Анализ полученного графа позволяет выявить основные ограничения на последовательность изучения дидактических единиц (ДЕ) учебного модуля. Так, (ДЕ1) и (ДЕ2) логически не связаны и могут изучаться в произвольной последовательности относительно друг друга, а (ДЕ4) должен изучаться после изучения (ДЕ1) и (ДЕ2), но раньше чем (ДЕ5) и (ДЕ3) и т. д.
Очевидно, что можно построить и другие допустимые последовательности изучения материала модуля. Реализация адаптивного алгоритма изучения такого модуля с использованием функциональных возможностей портала заключается в том,
Рис. 3. Блок-схема построения адаптивного сетевого ЭУМК
что усвоение каждой дидактической единицы завершается текущим тестом на качество усвоения. Такие тесты как бы вплетены в содержание и играют роль логических переключателей между дидактическими единицами, позволяя, при заданных условиях осуществлять циклический возврат (пунктирные линии на рис. 2) студента на повторное изучение материала, но в более детализированном представ-
лении. Блок-схема подобного алгоритма приведена на рис. 3.
Формирование и проведенная апробация возможностей учебно-методического портала, построенного на платформе LMS Moodle, создание и применение сетевых ЭУМК, построенных с использованием адаптивных алгоритмов, дает основания рассматривать его как высокотехнологичную дидактическую среду профессионального обучения в вузе, основанную на интеграции традиционных и информационно-коммуникационных технологий. Дальнейшее развитие учебно-методического портала, как виртуальной дидактической среды, требует проведения дополнительных исследований, направленных на определение оптимальных сочетаний различных форм и видов аудиторной и дистанционной учебной деятельности студентов, изучения психолого-педагогиче-ских аспектов при проектировании адаптивных сетевых электронных образовательных ресурсов.
Список литературы
1. Comparison of Access to the Internet and Use of the Web for Instruction: A National Study of Full-Time and Part-Time Community College Faculty / D. Akroyd [et al.] // Community College Review. — 2004. — Vol. 32.
2. Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Вып. 4 / А.Н. Тихонов [и др.]; ФГУ ГНИИ ИТТ «Ин-формика». — М.: Просвещение, 2007. — С. 346.
3. Извозчиков, В.А. Адаптивное обучение на новом витке развития педагогических идей / В.А. Извозчиков, Е.З. Власова // Наука и школа. — 1999. — № 5. — С. 2-9.
УДК 37.018.57
С.М. Кожуховская, канд. пед. наук, доцент И.Е. Кожуховская, аспирантка
ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова»
ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Цивилизационные процессы конца ХХ — начала XXI века привели к глобальному кризису во всех областях человеческой деятельности. Кризис характеризуется гибелью многих параметров порядка, ростом объема информации и коммуникативных связей, следствием чего является фраг-
ментарность восприятия мира, кризис самоидентификации как личности, так и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфес-сиональных отношениях, отношениях человека и природы, культуры гуманитарной и естественнонаучной. По мнению В.Г. Буданова, кризис совре-