Научная статья на тему 'Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе'

Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8041
1155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THE EDUCATIONAL PROCESS / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Тимошкина Наталья Викторовна

Новая парадигма высшего профессионального образования ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности образовательного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям, запросам населения и работодателей. Практика показывает, что развитие дистанционного обучения изменяет способы, методы и средства образовательного процесса в высшей школе, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает информационное ресурсное обеспечение, является предпосылкой для разработки качественно новой методики обучения студентов в вузе. В статье рассматриваются интерактивные и инновационные методы преподавания, обеспечивающие оптимизацию процесса обучения, повышающие его качество и способствующие интеграции теории и практики. Поскольку дистанционное обучение приобретает всё большее значение в современном учебном процессе, то, по мнению авторов, результаты настоящего исследования представляют интерес, как для преподавателей, так и для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Тимошкина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new paradigm of higher education focuses on providing educational community variability of educational systems and institutions, the flexibility and dynamism of the educational process in higher education, its adaptability to the social conditions of the population and needs of employers. Practice shows that the development of distance learning modifies methods, techniques and tools of the educational process in higher education, contributes to the intensification of the educational process, improves resource providing information is a prerequisite for the development of qualitatively new methods of teaching students in high school. The article deals with interactive and innovative teaching methods to ensure optimization of the learning process, increase its quality and facilitate the integration of theory and practice. Since distance learning is becoming increasingly important in today's educational process, then, according to the authors, the results of this study are of interest for both teachers and students alike.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе»

Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе

Кочисов Валерий Константинович профессор, д.п.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», ул. Ватутина, 46, г. Владикавказ, 362025, (928)8641277 kaf-pp@rambler.ru

Гогицаева Ольга Урузбековна к.п.н., доцент межфакультетской кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», ул. Ватутина, 46, г. Владикавказ, 362025, (928)2358333 gogitsaeva@yandex.ru

Тимошкина Наталья Викторовна к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»,

ул. Ватутина, 4 6, г. Владикавказ, 362025, (928)8585597 timnatvik@rambler.ru

Аннотация

Новая парадигма высшего профессионального образования ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности образовательного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям, запросам населения и работодателей. Практика показывает, что развитие дистанционного обучения изменяет способы, методы и средства образовательного процесса в высшей школе, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает информационное ресурсное обеспечение, является предпосылкой для разработки качественно новой методики обучения студентов в вузе. В статье рассматриваются интерактивные и инновационные методы преподавания, обеспечивающие оптимизацию процесса обучения, повышающие его качество и способствующие интеграции теории и практики. Поскольку дистанционное обучение приобретает всё большее значение в современном учебном процессе, то, по мнению авторов, результаты настоящего исследования представляют интерес, как для преподавателей, так и для студентов.

The new paradigm of higher education focuses on providing educational community variability of educational systems and institutions, the flexibility and dynamism of the educational process in higher education, its adaptability to the social conditions of the population and needs of employers. Practice shows that the development of distance learning modifies methods, techniques and tools of the educational process in higher education, contributes to the intensification of the educational process, improves resource providing information is a prerequisite for the development of qualitatively new methods of teaching students in high school. The article deals with interactive and innovative teaching methods to ensure optimization of the learning process, increase its quality and facilitate the integration of theory and practice. Since distance learning is becoming increasingly important in today's educational process, then, according to the authors, the results of this study are of interest for both teachers and students alike.

Ключевые слова

информационные и коммуникационные технологии, образовательный процесс, дистанционное обучение, высшее учебное заведение, студент information and communication technologies, the educational process, distance learning, higher education, student

Введение

Современная практика модернизации высшего профессионального образования (ВПО) показывает, что все сложнее становится с помощью традиционных средств осуществлять поиск направлений и качественных параметров изменений в системе подготовки кадров, адекватно реагировать на возникающие проблемы использования в учебном процессе большого количества своевременной и точной информации, оперативности ее получения независимо от местонахождения обучающегося, в удобное для него время и графика учебы, возможности для обучающихся самостоятельно ее перерабатывать, делая тем самым процесс обучения более осмысленным [1].

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) указано: «Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [2].

Как показывает изучение процессов глобализации, формирования общего мирового и европейского образовательного пространства и рынка труда, активное включение стран в Болонский процесс усилили противоречия в системах образования, что и привело, наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании, усилению тенденций к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов [3]. Появляются и действуют технологичные открытые образовательные системы, способные предоставлять образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Широко применяются нетрадиционные методы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях, в первую очередь - системы открытого и дистанционного обучения, основанные на телекоммуникационных и интернет-технологиях.

Современное высшее профессиональное образование обязано быть стратегически направленным, гарантировать возможность человеку приспосабливаться к условиям рискованной экономической деятельности на быстрорастущих рынках, при опережающих темпах развития и растущих требованиях к мобильности и креативности. Модернизируясь, развиваясь, система образования оказывает воздействие на характер происходящих социальных процессов [4].

Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Этот факт не может не найти отражения и в образовании.

Одним из возможных направлений совершенствования высшего профессионального образования является использование в учебном процессе технологии дистанционного обучения (ДО). Анализ практики разработки и внедрения ДО в вузах России показал, что в отдельных вузах в недостаточной степени используется потенциал дистанционных образовательных технологий (ДОТ), многие преподаватели не готовы использовать ДОТ в учебном процессе со студентами.

Способы внедрения системы ДО

Опыт работы в системе дистанционного обучения в ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова» (СОГУ) не велик. В соответствии с реализацией Программы стратегического развития СевероОсетинского государственного университета и в целях модернизации образовательного процесса университета приказом ректора №115 от 28 июня 2012 г. создана научная лаборатория инновационных образовательных технологий (ЛИОТ), цель деятельности которой отражена в положении о ЛИОТ и заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.

Учитывая, что СОГУ один из крупнейших ВУЗов Северного Кавказа, со сложившимися традициями и обладающий огромным научным и обучающим потенциалом и должен соответствовать современным требованиям к образованию, возникла необходимость более интенсивно внедрять в систему образования электронное и дистанционное обучение. В этой связи на сервер университета была загружена платформа МооШе, представляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. На этапе внедрения системы дистанционного обучения в СОГУ мы столкнулись с проблемой выбора СДО. Проанализировав существующую практику внедрения СДО в других вузах, были определены несколько вариантов.

Наиболее распространенным способом приобретения СДО - это покупка готового решения с документированными возможностями, на базе которого организация-заказчик решает задачу развертывания дистанционного обучения. В стоимость программного обеспечения обычно входит подробная документация, методическая и техническая поддержка. При этом, организация-заказчик самостоятельно вводит систему в эксплуатацию.

Второй вариант - ввод СДО в эксплуатацию силами разработчика осуществляется в рамках проекта по внедрению, что значительно дороже и, как следствие, менее распространено в среде российских вузов. К преимуществам данного пути следует отнести то, что по завершению проекта вуз получает уникальную систему, способную решать практически все поставленные задачи.

Третий вариант является наименее рискованным с финансовой точки зрения схема и заключается в использовании ASP-сервиса. Суть предоставляемых услуг сводится к тому, что пользователь получает доступ к уже существующей функциональной СДО, созданной на базе того или иного продукта.

В СОГУ был выбран четвертый вариант - развертывание свободно-распространяемой СДО силами вуза. Такой подход позволяет значительно снизить затраты на реализацию проекта развертывания СДО, приспособить систему под свои нужды и требования (рис. 1). Трудность состояла в том, что вся нагрузка по внедрению системы легла на ИТ-службу организации.

Рис. 1. Интерфейс дистанционной площадки СОГУ

Новое качество отечественного высшего профессионального образования определяется его соответствием актуальным и многообещающим запросам современной жизни государства. Создать одинаковые условия для получения образования, повышения квалификации, прохождения переподготовки и поиска работы поможет дистанционное обучение (ДО).

По оценкам специалистов, современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен на применение совокупности технологий обучения, в рамках которых обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, примерно 40% - на очные, а оставшиеся 20%) - на самообразование, а на заочные формы обучения студентов может приходиться не более 20 % учебного времени, а в остальное время студент усваивает программу самостоятельно. В этих условиях в значительной степени возрастает роль дистанционного обучения, что, в свою очередь требует разработки адекватной ей методики в вузе, создания нового поколения информационно-образовательных ресурсов и способов передачи знаний студентам [5].

Практика показывает, что развитие дистанционного обучения изменяет способы и приемы образовательного процесса в высшей школе, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает информационное ресурсное обеспечение, является предпосылкой для разработки качественно новой методики обучения студентов в вузе.

В наиболее выигрышной ситуации окажутся те высшие учебные заведения, которые накопили опыт подготовки с помощью дистанционных технологий.

Главной задачей вузов является - обеспечение обучающихся в минимальные сроки максимально вероятного и требуемого объема научных и практических знаний, соответствующих предъявляемым к специалистам различных профилей требованиям [6].

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных

кодах - это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.

Преимущества Moodle:

- распространяется в открытом исходном коде - возможность приспособить под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;

- ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;

- широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.;

- возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную);

- полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);

- соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;

- программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур.

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (вебстраницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий (рис. 2).

*- Q . |f Li . 1 Иппология >1фпж1(1|ш 3§Р в бет буйт ё!

airaren If; jj J.Í* rtti* пЫРЛВИТ&З!

's -Inipirrr* /■»♦ítm.t

fta /«lOjírit v .-гтП-т V ГТ-гг

+ Лиши > V —-. CT-rr

ЧЩ* SB V «тГТ-«

■ ------

- 3 £ В " Л ~ |T* 40 ■ К fll "Э * »»

Рис. 2. Пример оформления учебного курса на площадке ДО

Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный и интуитивно понятный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. С помощью

фильтров системы на всех страницах курса осуществляется автоматическое создание ссылок на существующие ресурсы и записи глоссариев [7].

Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок. Для курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса (рис. 3).

. " . . , „ I ■. .Тт...., ----- •''а-.-.-.,, ' '

Рис. 3. Статистические данные результатов тестирования по предмету

Кроме того, на странице блогов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками. В Moodle активно используется e-mail-рассылки копий сообщений с форумов, отзывов учителей, есть возможность отправки e-mail сообщений произвольной группе участников курса.

Web-сайт Moodle бесплатно оказывает пользователям платформы качественную поддержку. Этому способствует многочисленное российское сообщество пользователей данной системы.

Это свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Платформа Moodle ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Управленческое решение, принимаемое руководством вуза относительно организации в нём системы ДО и её элементов, основано на реальной необходимости этого мероприятия, связанного с целым комплексом проблем и затрат.

Из опыта внедрения дистанционного обучения в СОГУ

Вуз, планирующий использование в учебном процессе ДО, обязан отчетливо определить цели, которые ставит перед собой, а также свои возможности и ресурсы для их достижения. На первом этапе реализации стратегии развития системы ДО Северо-Осетинским госуниверситетом приоритет был отдан вопросам организационно-методического характера: мониторинг опыта применения ДОТ в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения, разработка и утверждение Концепции развития системы ДО в СОГУ, разработка основных

требований к УМК и преподавательскому составу в системе ДО, формирование структуры системы дистанционного образования и его структурных подразделений. В последующем, был осуществлен запуск пилотного проекта ДО на базе фармацевтического и химико-технологического факультетов. На данном этапе площадка ДО использовалась как одна из форм самостоятельной работы студентов.

В настоящее время СДО СОГУ обеспечивает следующие уровни и типы подготовки:

- высшее образование на уровне квалификации бакалавра;

- высшее образование на уровне квалификации магистра;

- высшее образование на уровне квалификации специалиста;

- профессиональную подготовку и переподготовку для лиц с высшим образованием.

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике и включающих в себя более двух десятков наименований [8, 9,10], для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

Анализ деятельности образовательных учреждений по внедрению СДО показал, что наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения в совокупности с проблемным. В экспериментальном порядке находит применение эвристическое обучение, методология которого разработана А.В.Хуторским [11].

На основе анализа опыта внедрения дистанционных курсов в систему очного обучения другими вузами можно выделить ряд принципов, которые обеспечивают эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, одним из которых является активное вовлечение студентов в процесс получения знаний. Данный процесс превращает их в активных участников, вырабатывающих собственные идеи на базе замечаний коллег и собственного опыта.

Следующий принцип, обеспечивающий эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, - гибкость, позволяющая педагогам создавать и преломлять задания, соответствующие потребностям каждого обучаемого. Стереотип авторитарности педагога, в данном случае, сводится к нулю, утверждая гуманистический стиль отношений «преподаватель-студент» (рис. 4).

Рис. 4. Варианты итогового отзыва преподавателя на работу студента

Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное содействие тому, чтобы заметить в каждом студенте самую сильную его сторону, поддержать веру в свои силы. Конечно, введение дистанционных курсов в очное обучение не приводит к отмене лекционных или семинарских занятий в аудиториях.

Дистанционные курсы являются интерактивной формой обучения, способствующей активизации учебно-образовательного процесса, в том числе и процесса самостоятельной работы студентов. Их использование призвано обеспечить повышение успеваемости. При использовании дистанционных курсов задействованы различные информационные и коммуникационные технологии, а использование каждой технологии зависит от целей и задач, поставленных перед дистанционным курсом. При использования новых информационных технологий в сфере образования как позитив можно выделить следующие:

- на основе учета индивидуальных запросов обучаемых, достижение максимальной дифференциации и индивидуализации обучения,

- развитие навыков самообучения, исследовательской работы;

- уменьшение времени на изучение отдельных курсов без ущерба качеству усвоения;

- формирование коммуникативных навыков, культуры общения [6].

В дальнейшем планируется полноценное функционирование распределенной системы ДО СОГУ, ее развитие и совершенствование, оказание качественных дистанционных образовательных услуг на всех уровнях непрерывной системы образования, экспорт дистанционных образовательных услуг.

Относительно программы Moodle, реализующей дистанционное обучение, надлежит отметить следующие трудности. Во-первых, система не предусматривает создание групп уровня сайта, то есть учебных групп, что делает сложным учет студентов, обучающихся на разных специальностях. Группы в Moodle создаются не для управления правами доступа к курсам, а для разделения групп слушателей в рамках одного курса. Это организовано для того, чтобы одни слушатели не видели активность других. Созданные преподавателем группы внутри курса не могут быть перенесены в другие.

Во-вторых, оценками обучаемого можно оперировать только внутри курса. Нет возможности составить итоговую ведомость, например, по всем дисциплинам семестра, да и само понятие семестра в базовой версии системы отсутствует.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что Moodle - это система, ориентированная на западную модель обучения, когда изучение одного курса осуществляется несколькими группами слушателей. А в условиях организации и управления учебным процессом в отечественном ВУЗе, система дистанционного обучения ориентирована на приоритетное использование учебных групп.

Среди основных аргументов, которые можно привести в пользу внедрения системы ДО, можно выделить следующие:

- расширение географии набора абитуриентов, связанное с практически неограниченной доступностью данной формы обучения, обеспечиваемой использованием информационно-коммуникационных технологий;

- благодаря отсутствию аудиторных занятий снижаются затраты на обеспечение учебного процесса;

- студенту предоставляются разнообразные формы УМК;

- возможность использования наиболее современных методов обучения, связанных с использованием информационных технологий (ИТ);

- оперативность обмена информацией между студентом и преподавателем;

- объективность контроля знаний студентов [3].

Основные преимущества, которые дает использование информационной системы, реализованной с применением интернет-технологий, можно зафиксировать следующие:

- открытость и прозрачность информации (для студентов, преподавателей, родителей, администрации вуза) за счет образовательного интернет-портала и отражаемой в нем актуальной информации;

- доступность для обучающихся учебно-методических материалов и тренажеров;

- отсутствие субъективности в системе оценивания, а также отсутствие коррупционности за счет процедуры формирования автоматической оценки по дисциплинам.

Следовательно, роль преподавателя в таком обучении сводится к тому, что он не только самостоятельно создает дистанционный курс с учетом собственных методических разработок, но и постоянно поддерживает электронную среду обучения, в которой работают и развиваются студенты. При этом преподаватель выступает в роли полноправного участника процесса обучения и осуществляет подготовку необходимых учебных материалов и управление ходом дискуссий через постановку проблемных вопросов.

Анализ и перспективы развития системы ДО

Параллельно с процессом создания структуры ДО необходимо организовать в вузе подготовку кадров для работы в ней, т.к. обязательной составляющей подготовки к введению системы ДО является работа с профессорско-преподавательским составом, ведь от уровня его квалификации во многом зависит эффективность работы системы ДО. В рамках формирования информационно-коммуникационных компетентностей педагогов СОГУ, с целью освоения современных методов дистанционного обучения и подходов к проектированию электронных пособий, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс вуза ряд преподавателей прошли курс повышения квалификации «Разработка электронных учебно-методических комплексов при электронном и дистанционном образовании» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (Москва).

Учитывая определённый консерватизм значимой доли ППС по отношению к современным формам и методам обучения, а так же то, что для работы педагогов в системе ДО необходима определённая предварительная подготовка, руководство университета приняло решение о проведении курсов по подготовке персонала для работы в системе ДО. Достаточная степень квалификации в сочетании с активностью ППС и вспомогательного персонала при освоении современных форм в обучения является необходимым для получения положительного результатов от её внедрения. В течение 2013 года такие курсы на базе ЛИОТ организовывались дважды по следующим программам «Информационные образовательные технологии и дистанционное обучение», «Основы проектирования электронных образовательных ресурсов».

Одновременно, решая организационные и технические вопросы, необходимо приступить к подготовке учебно-методических материалов. Исходя из нашего опыта внедрения системы ДО в вузе, можно отметить, что продуктивность учебного процесса определяется качеством учебно-методических материалов при любом типе обучения. Центральным звеном любой технологии обучения является образовательный контент, задействованный в ней. Здесь термин «образовательный контент» означает весь комплекс материалов учебного, методического, справочного и иллюстративного характера, используемых в учебном процессе. Процесс создания, обновления и использования образовательного контента в системе ДО является перманентным, поэтому его регламентация и контроль над его выполнением являются обязательными.

Система ДО использует электронную базу учебно-методических материалов, структурированную в виде электронных учебно-методических и информационных комплексов по отдельным дисциплинам. Согласно В.И. Солдаткину, минимальный

комплекс обязательных для освоения любого курса учебно-методических материалов состоит из следующих компонентов:

1) рабочая программа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) навигатор по курсу (методические указания по самостоятельному изучению курса);

3) комплекс методических средств (учебные пособия по выполнению лабораторных, практических, курсовых работ, мультимедийное дополнение образовательного контента, ресурсы базовой электронной библиотеки);

4) конспект лекций по курсу;

5) база тестовых заданий по всем разделам изучаемого курса [12].

Используемая в СОГУ система содержит ЭУМК, в основном

структурированные в соответствии указанному набору компонентов.

К основным требованиям при разработке материалов следует отнести:

1) содержание материалов, структурированное и систематизированное в соответствие с требованиями к конкретной системе дистанционного образования;

2) электронный вид представления;

3) соответствие специальным требованиям программного и технического обеспечения системы дистанционного образования (по объёму данных, по поддерживаемым технологиям доступа и т.д.) [13].

Для обучающихся информационная система предоставляет следующие возможности, которые в той или иной мере повышают качество образования и полученных образовательных результатов:

- on-line-доступ ко всем материалам учебных дисциплин (конспекты лекций, электронные учебники, ссылки на источники) с любого компьютера, имеющего доступ в сеть Интернет;

- возможность дистанционного прохождения тестов, выполнения заданий и лабораторных работ;

- возможность улучшения своих результатов путем многократного прохождения тестов в рамках образовательных дисциплин;

- on-line-общение с преподавателями с помощью реализованных в портале форумов;

- объективность системы оценивания посредством реализации в системе процедуры автоматической оценки по дисциплине;

- просмотр сформированных системой результатов освоения курса.

Для преподавателей информационная система предоставляет возможности, связанные с организацией учебно-методического материала:

- инструмент для формирования образовательных модулей и дисциплин (структурирование учебных материалов и перевод их в электронный вид;

- формирование электронных учебников, которые доступны обучающимся с любого компьютера, имеющего доступ в сеть Интернет;

- разработка тренажеров и тестов с возможностью их прохождения on-line или дистанционно);

- on-line-общение с обучающимися для получения обратной связи с целью пересмотра содержания или структуры учебной дисциплины.

Для администрации вуза информационная система предоставляет следующие возможности, которые влияют на повышение качества образования:

- инструмент для оптимального и гибкого планирования учебного процесса с учетом всех ресурсов, а также запросов рынка труда;

- мониторинг реализации учебного процесса;

- аналитические отчеты о ходе учебного процесса;

- актуальная и пополняемая база образовательных модулей и технологий.

Исходя из собственного опыта разработки и применения дистанционных

курсов в программной платформе Moodle, считаем, что на этапе создания новых

курсов целесообразным будет выбор тематического формата, который, в отличие от других возможных вариантов, позволяет студентам изучать материал в произвольном порядке и в удобное для них время, поскольку каждая тема является логически завершенной частью учебного материала. Безусловно, наличие гибкого обучения будет способствовать активизации познавательной деятельности студентов, поскольку избавит их от необходимости изучения уже известного им учебного материала.

Поскольку в информационной среде дистанционного курса предусмотрена возможность обмена сообщениями, каждый студент при необходимости может получить индивидуальную консультацию от преподавателя по учебному материалу. Такое сотрудничество позволяет сформировать профессиональную компетентность студента, то есть его способность решать те или иные проблемы и задачи, которые возникают в реальных ситуациях профессиональной деятельности, учитывая собственные знания, умения, навыки, личностные качества, жизненный опыт и ценности.

Как показывает практика, систематическая работа с дистанционным курсом мотивирует студентов к более глубокому осмыслению теоретического программного материала, активизирует их самостоятельную познавательную деятельность. Более того, возможность публикации собственных научных идей, гипотез и наблюдений в тематических форумах, созданных на основе платформы Moodle, существенно повышает мотивацию студентов к овладению профессиональным языком для общения в глобальной сети Internet с другими слушателями данного курса, усиливает точность формулировок, логичность изложения собственных мыслей [14,15].

Заключение

Дистанционные технологии максимально экономно относятся к свободному времени студента. В основном он учится дома (или на работе) и не тратит время на поездку в вуз. Он может учиться именно в те моменты времени, когда не загружен другими делами, т.е. в наименее ценное время.

Главную роль в учебном процессе играл, играет и будет играть преподаватель, его личность, и квалификация. Дистанционное образование удобно тем, что позволяет учиться в соответствии со своим темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями, не ограничивает в выборе учебного заведения и образовательных возможностей. Необходимо использовать в процессе обучения современные технологии, то есть, параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе. Студент может самостоятельно планировать время и расписание своих занятий, а также последовательность изучаемых дисциплин, учиться в наиболее приятной и способствующей продуктивности обстановке, создавая для себя комфортную атмосферу. Индивидуальный темп образовательной деятельности студента, разный способ восприятия и освоения учебного материала, несомненно, являются преимуществами ДО.

Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить отсутствие личного общения между преподавателем и студентом. При этом необходимо наличие у студента сильной личной мотивации, умения учиться самостоятельно. Студенты не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением - иметь компьютер и постоянный выход в Интернет.

Анкетирование, проведенное среди студентов - пользователей системы ДО показало, что самым большим препятствием на пути внедрения стало непонимание смысла и сути электронного обучения (ЭО). Многие руководители среднего звена, заведующие кафедрами, преподаватели, не понимая того, что такое электронное обучение, что оно дает, рассматривают его как некоторого опасного конкурента традиционной модели обучения. В некотором смысле их опасения обоснованы, так как те, кто начинают эффективно использовать электронное обучение, электронные

курсы, уже не вернутся обратно к чисто традиционной форме обучения. Также, они боятся дальнейшего сокращения аудиторных часов. Поэтому, несмотря на приказ ректора, заняли выжидательную позицию. Хотя, если взглянуть на проблему с содержательной стороны, всем ясно, что далее сокращать аудиторную нагрузку уже просто некуда и в настоящее время просто не решить проблему эффективной организации, контроля самостоятельной работы студентов (СРС), контакта с обучающимися другими способами, кроме как с помощью технологий ЭО.

Есть также преподаватели, которые ясно понимают, что с внедрением новых технологий им придется менять сформированный за последние годы формальный стиль обучения и авторитарный стиль общения со студентами и, поэтому сопротивляются внедрению элементов обратной связи и взаимодействия со студентами.

Можно отметить и другие важные связанные с перечисленными проблемы: низкий уровень информационной культуры у преподавателей (недостаточно навыков и системности в работе с информационными технологиями); слабое знание передовых методик и практик; устаревшая система мотивации преподавателей, падение дисциплины, слабая конкурентная среда.

Самым главным результатом массового внедрения стало то, что появилась достаточно большая группа активных преподавателей, которым электронные курсы и электронное обучение помогли организовать работу со студентами и, которые научились применять технологии ЭО для организации СРС.

Конечно, создать хороший электронный курс за один семестр очень сложно и не все преподаватели смогли сделать, но активные преподаватели и методисты поняли основные преимущества, которые дают им новые инструменты, и уже начали перестраивать схему работы со студентами с целью повышения эффективности обучения и уменьшения объема рутинной работы преподавателя.

На сегодняшний день большинство студентов СОГУ имеют доступ к дистанционным курсам. К началу следующего учебного года в нашем университете запланировано включение в систему ДО всех специальностей.

Конечно, в рамках данной статьи невозможно проанализировать многие проблемы, с которыми довелось столкнуться при внедрении системы ДО в СОГУ В перспективе, мы планируем проанализировать опыт преодоления характерных проблем, возникающих в процессе введения ДО в СОГУ.

Внедрение и развитие дистанционного обучения в вузах сегодня - это не самоцель и не случайность в системе современного образования, а мощное и продуктивное средство решения актуальных проблем всего цивилизованного общества. За этой технологией, как нам видится, будущее единого мирового образовательного пространства.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года /Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. - № 1756-р.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р

3. Кузнецова З.М. Фисенко Г.С. Управление качеством дистанционного образования //Фундаментальные исследования. - 2006. - № 1. - С. 43-45. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=4627 (дата обращения: 21.04.2014).

4. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

5. Сигаркина Л.Н. Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах //Диссер. канд. пед. наук, М., 2007. -179 с.

6. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 262 с.

7. Организация системы дистанционного обучения. URL: ra-kurs.spb.ru (дата обращения: 20.04.2014).

8. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышев А.П. Этюды дидактики высшей школы. - М.: НИИ ВО, 1994, - 135 с.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -186 с.

10. Александров Г.Н., Иванкова Н.И., Тимошкина Н.В., Чшиева Т.Л. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании //Образовательные технологии и общество. 2000. - Т. 3. - № 2. - С. 134-149.

11. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - №2. - С.30-35.

12. Преподавание в сети Интернет /Под ред. В.И. Солдаткина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 47 с.

13. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева /Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

14. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Тимошкина Н.В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе //В мире научных открытий. - №11(59). -2002. - С. 143-160.

15. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - № 4. -2013.- С. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.