Научная статья на тему 'Социальный аспект взаимодействия преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения'

Социальный аспект взаимодействия преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SOCIAL INTERACTION / EDUCATIONAL SPACE / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION / REMOTE FORMATION / REMOTE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рак Евгения Алексеевна

В работе рассматриваются особенности взаимодействия преподавателя и студента высшей школы через парадигму непрерывного образования, представлены результаты социологического исследования мотивации получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий, самооценки студентами навыков и умений в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this research was to find out the main features of students' socio-demographic portrait and to learn their opinion to the distant forms of education, including their motivation, level of satisfaction and also the students' self evaluation of their skills and abilities in the sphere of the distant educational technologies. Particularities of the interaction of the teacher and student of the high school are considered

Текст научной работы на тему «Социальный аспект взаимодействия преподавателя и студента в процессе дистанционного обучения»

Евгения РАК

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В работе рассматриваются особенности взаимодействия преподавателя и студента высшей школы через парадигму непрерывного образования, представлены результаты социологического исследования мотивации получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий, самооценки студентами навыков и умений в сфере информационных технологий.

The aim of this research was to find out the main features of students’ socio-demographic portrait and to learn their opinion to the distant forms of education, including their motivation, level of satisfaction and also the students’ self evaluation of their skills and abilities in the sphere of the distant educational technologies. Particularities of the interaction of the teacher and student of the high school are considered.

Ключевые слова:

социальное взаимодействие, образовательное пространство, информационные технологии, информатизация, дистанционное образование, дистанционное обучение; social interaction, educational space, information technologies, informatization, remote formation, remote education.

РАК Евгения Алексеевна — старший преподаватель кафедры социальной информатики и Института информационных технологий ВВАГС

Фундаментальная подготовка студентов, независимо от направления обучения, на современном этапе развития информационных технологий невозможна без использования сетевых Интернет-технологий, и сегодня практически каждое отечественное высшее учебное заведение готово предоставить своим учащимся возможность получения знаний через Интернет. Автоматизация деятельности образовательных учреждений является одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2006 — 2010 гг.» (ФЦПРО), Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» и многих других проектов1. Кроме того, учебные заведения, эффективно использующие современные образовательные технологии, более устойчивы и успешны в условиях конкуренции и формирования рынка образовательных услуг.

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий даёт основание говорить о реальной возможности создания в XXI в. глобальной системы дистанционного образования. Это позволит на основе новых подходов обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Становление и последующее развитие системы дистанционного образования должно в будущем привести к созданию электронных библиотек и университетов распределённого типа, которые заложат реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, которые по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.

Использование возможностей, предоставляемых дистанционными образовательными технологиями (ДОТ), ведёт к преодолению многих принципиальных проблем развития содержания образования, связанных с резким ростом объёма преподаваемого материа-

1 Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (с изменениями от 26 июля 2004 г., 15 августа 2006 г.); Интернет-технологии в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» / Под общ. ред. Л.Д. Реймана. — М. : Известия; НТЦ ФИОРД-ИНФО, 2003, 271 стр.

ла, его постоянным обновлением, трудностей подготовки образовательных текстов и развития образовательной среды.

В процессе использования электронного учебно-методического комплекса, включающего обучающие, развивающие, контролирующие, тестирующие, справочные, имитационные, инструментальные и другие группы программных педагогических средств, все вышеперечисленные виды деятельности могут быть реализованы при условии взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационных технологий. Из этого следует, что электронный учебный комплекс будет выступать средством формирования готовности студентов к творческому саморазвитию.

В январе-марте 2009 г. среди студентов Волго-Вятской академии государственной службы (факультеты управления, экономики и права очного обучения, факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки) и Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (радиофизический факультет, очное обучение) проводилось социологическое исследование с целью изучения мотивации студентов различных форм обучения на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), удовлетворённости слушателей организацией учебного процесса с использованием ДОТ, определения степени информированности студентов о возможностях ДОТ и их самооценки навыков и умений в сфере информационных технологий. Основным методом исследования был выбран анкетный опрос слушателей, проводимый в учебных аудиториях академии и университета. В итоге было проанализировано 320 анкет. Результаты проведённого исследования обработаны с помощью математикостатистического пакета SPSS.

В процессе социологического исследования студентам был задан вопрос о средствах и возможностях дистанционного обучения. Большинство респондентов имеют представление об электронных учебно-методических комплексах в форме компакт-дисков и электронных учебнометодических комплексах на сайте дистанционного обучения учебного заведения, Интернет-тестировании. Гораздо меньше знают о таких эффективных возможностях сотрудничества и взаимодей-

ствия с преподавателем с использованием ДОТ, как консультации преподавателя в режиме on-line, получение информации посредством электронной доски объявлений, а также общения с преподавателем и студентами в рамках виртуального класса, чата или форума группы. Анализ полученных результатов социологического исследования позволяет сделать вывод о том, что больше всех информированы о возможностях дистанционных образовательных технологий лица, получающие второе высшее образование в возрасте 24—40 лет и владеющие основными приёмами работы на персональном компьютере и в сети Интернет. Именно они рассматривают ДОТ как наиболее предпочтительный вариант получения дополни -тельного образования.

В рамках социологического исследования было предложено оценить важность и значимость общения с преподавателем в процессе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Результаты проведённого социологического исследования показали, что практически всем студентам (78%) необходима консультация преподавателя в процессе работы над электронными учебными материалами, и в особенности обсуждение итогов промежуточной аттестации. Из форм общения с преподавателем наиболее предпочтительными были названы индивидуальные консультации, общение в период аттестации в режиме on-line и обсуждение результатов Интернет-тестирования. Однако о таких эффективных возможностях взаимодействия с преподавателем в рамках работы учебной группы, как электронная доска объявлений, чат, форум группы и общение в виртуальном классе, знают гораздо меньше и, как следствие, меньше их используют.

Использование информационных технологий в образовательном процессе утверждает уникальный тип его организации, обусловливаемый изменением взгляда на опосредующую функцию компьютера в системе социальных взаимодействий: компьютер начинает выступать как одно из средств социализации1. Среди опрошенных не оказалось тех, кто бы абсолютно не использовал в процессе обучения персо-

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М. : ГУ ВШЭ, 2000, 608 стр; Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. — М. : РАО, 1999, 213 стр.

нальный компьютер и ресурсы Интернета. Большинство студентов (84%) имеют возможность использовать Интернет в образовательных целях; используют его интенсивно, практически ежедневно - 63% опрашиваемых; и, как следствие, считают данную форму обучения доступной 84% респондентов.

Интерес к учебной деятельности и удовлетворённость её организацией является одним из важнейших факторов, поддерживающих учебную мотивацию и желание продолжить обучение. В результате большинство слушателей (около 80%) хотели бы получить образование с использованием технологий дистанционного образования, так как считает дистанционное обучение удобной и современной формой получения образования. Остальные респонденты не считают данную форму получения образования эффективной и в качестве основных причин отметили: негативные отзывы о данной форме обучения, недостаточный опыт вузов, предлагающих услуги в данной сфере, отсутствие полноценного общения учащегося и преподавателя, сложность объективной оценки знаний учащихся и отсутствие квалифицированных педагогов и координаторов дистанционного обучения, отсутствие технических возможностей работы в виртуальной среде обучения, низкое качество получаемого образования и недостаточную информацию о данной форме обучения.

Удовлетворённость дистанционной формой обучения высказали 53% респондентов, и, как правило, выбор ДОТ чаще встречается у получающих второе высшее образование либо первое на базе среднего специального образования заочно, чем у получающих высшее образование очно впервые. Обучающиеся на очной форме обучения (1-й, 2-й курс) отдают предпочтение, естественно, очной форме обучения и рассматривают дистанционные образовательные технологии как дополнительные возможности работы с учебным материалом. Это продиктовано отсутствием необходимости совмещать работу и учебный процесс в силу возраста (17-19 лет) или социальной защищённости (как правило, оба родителя - работающие).

Таким образом, основными пользователями этих услуг на сегодняшний день могут являться и являются сформировавшиеся и социализированные индивиды, имеющие высшее или незаконченное выс-

шее образование, которые хотят повысить свой социальный и профессиональный статус, получить новые знания и повысить уровень доходов.

Информационно-образовательные технологии требуют определённой осмотрительности при их применении - по этой причине использование возможностей дистанционного обучения без соответствующей методической подготовки может привести к дискредитации этой формы обучения1. К возможным недостаткам дистанционного обучения можно отнести дополнительные требования к компьютерной грамотности преподавателя и студентов; сложное и дорогое техническое обеспечение учебного процесса; необходимость доступа в Интернет/Интранет и, как следствие, зависимость от коммуникационной инфраструктуры (почты, телефонной связи и т. д.), а также от некоторых производственных отраслей (типографий, телерадиовещательных компаний и т. д.); большая физиологическая и интеллектуальная нагрузка на преподавателей и студентов2.

Говоря об ограничении непосредственного общения между всеми участниками образовательного процесса, необходимо отметить, насколько опасна потеря контактов между всеми субъектами процесса обучения. В этой ситуации обучаемые и преподаватели перестают ощущать себя членами единого сообщества, им остаются только роли получающих и предоставляющих знания анонимов. Этот недостаток может в какой-то мере компенсироваться за счёт использования возможностей администрирования в рамках обучающей системы, размещения информации по проблемам обучения и текущим вопросам на доске объявлений группы, общения с большим кругом участников с помощью телеконференций и онлайновых дискуссий, проведения консультаций в виртуальном классе группы. Однако по данным социологического исследования, проведённого автором статьи, установлено, что об этой достаточно эффективной возможности работы и виде взаимодействия друг с другом посредством компьютерных и телекоммуникаций знают всего 43% студентов.

1 Там же.

2 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М. : ИЦ «Академия», 2007, 192 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.