Научная статья на тему 'Квалификационная характеристика как основа для повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения'

Квалификационная характеристика как основа для повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1591
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / DISTANCE EDUCATION / DISTANCE TEACHER / JOB REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуличева Наталья Викторовна

В российской педагогике сегодня отсутствует профессионально-должностной статус (квалификационная характеристика) преподавателя дистанционного обучения (ДО): должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации. Появление такого регламента поможет разработать единые требования для подготовки и переподготовки преподавателя ДО, нормативы по учету и контролю его педагогической деятельности, экономическую систему оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никуличева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualification Data as a Basis for Teacher Training Distance Learning

At present, the professional status of the teacher of distance education as well as his professional requirements and characteristics is not officially presented in Russian pedagogics: either his functions, or requirements to knowledge and requirements to qualification. Occurrence of such regulations will help to develop uniform requirements for preparation and retraining of the distance-learning teacher, specifications under the account and control of his pedagogical activity, new economic system of payment of the distance-learning teacher, adequate to its true expenditures of labor.

Текст научной работы на тему «Квалификационная характеристика как основа для повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения»

УДК 378 126 Н.В. Никуличева

ВАК 13.00.01 J

РИНЦ 14.01.79

Квалификационная характеристика как основа для повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения

В российской педагогике сегодня отсутствует профессионально-должностной статус (квалификационная характеристика) преподавателя дистанционного обучения (ДО): должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации. Появление такого регламента поможет разработать единые требования для подготовки и переподготовки преподавателя ДО, нормативы по учету и контролю его педагогической деятельности, экономическую систему оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам.

Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватель дистанционного обучения, должностные обязанности.

QUALIFICATION DATA AS A BASIS FOR TEACHER TRAINING DISTANCE LEARNING

At present, the professional status of the teacher of distance education as well as his professional requirements and characteristics is not officially presented in Russian pedagogics: either his functions, or requirements to knowledge and requirements to qualification. Occurrence of such regulations will help to develop uniform requirements for preparation and retraining of the distance-learning teacher, specifications under the account and control of his pedagogical activity, new economic system of payment of the distance-learning teacher, adequate to its true expenditures of labor.

Keywords: distance education, distance teacher, job requirements.

Дистанционное обучение... Дистанционный преподаватель... Сегодняшняя система образования уже немыслима без этих понятий. Не мы «созрели» до организации дистанционного обучения (ДО), а оно само пришло к нам в виде запросов от наших учеников, студентов, слушателей.

Как подготовить преподавателя ДО и организовать его работу? Как правильно контролировать его деятельность, оплачивать его труд и повышать его квалификацию? Такими вопросами задаются едва ли не все организаторы ДО. Школа, колледж, вуз, институт повышения квалификации (ПК) - учреждения всех уровней образования сегодня готовы внедрять ДО, разрабатывать дистанционные курсы и электронные учебники, осваивать программное обеспечение, строить свою систему ДО. Что же затрудняет процесс развития ДО?

В контексте решения поставленных перед системой образования задач актуализируется проблема качественной подготовки педагогических кадров для работы в условиях ДО, от успешности решения которой во многом зависит не только результат обучения, но и достижение необходимого уровня личностного развития обучающегося. Современный преподаватель должен быть компетентным как в области реализации основных направлений информатизации образования, так и прикладных аспектов применения средств информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

ДО в настоящее время является одной из самых востребованных услуг в системе образования, поэтому с каждым годом возрастает потребность в квалифицирован-

ных специалистах в области ДО: разработчики дистанционных курсов, педагоги ДО, организаторы учебного процесса ДО. В системе СПО и ВПО нет учебных заведений, где бы готовились специалисты (преподаватели) ДО, поэтому образовательное учреждение (ОУ) для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации образовательных программ организует ПК руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах). На сегодняшний день существует ряд курсов ПК подготовки специалистов по ДО, реализуемых в очной, дистанционной и очно-дистанционной форме. Наряду с ними в образовательном сегменте сети Интернет создано несколько виртуальных сообществ, где начи-

Наталья Викторовна Никуличева,

зав. кафедрой дистанционного обучения

Эл. почта: [email protected] Федеральный институт развития образования, г. Москва http://www.firo.ru

Natalia V Nikulicheva,

Head of Department of Distance Education E-mail: [email protected] Federal Institute of Education, Moscow http://www.firo.ru

нающие и опытные преподаватели ДО обсуждают профессиональные темы на форумах, в блогах, на ве-бинарах (Ассоциация e-Learning специалистов e-Learning PRO, Сообщество специалистов электронного обучения E-learning.by).

Существующие программы курсов ПК, наряду с несомненным позитивным опытом, традициями и имеющимся значительным педагогическим потенциалом, обладают рядом недостатков (выявлены на основании входного анкетирования слушателей курсов ПК):

• не отвечают современным тенденциям развития образования;

• содержат ориентиры на разные концепции ДО;

• излишне теоретизированы;

• сложно реализуемы на практике в силу ограниченного набора предлагаемых в рамках курсов методик ДО;

• подразумевают минимальное изучение практической стороны вопроса (приобретение навыков работы в сети Интернет, применение педагогических технологий ДО на практике и др.);

• имеют формальный подход (навязывание коммерческих систем ДО);

• часто ориентированы на самообразование.

Все это приводит к низкому уровню подготовки преподавателей ДО, что, несомненно, является следствием отсутствия квалификационных требований к преподавателям ДО, которые могли бы послужить ориентирами для всех институтов, занимающихся подготовкой преподавателей ДО. Сегодня после окончания подобных курсов педагог ДО попадает в ситуацию неопределённости - он не знает своих обязанностей, границ ответственности и формальных показателей, по которым его могут оценивать, контролировать при работе с дистанционными учениками.

Развитие ДО в ОУ возможно при наличии квалифицированных преподавателей ДО, проблема качественной подготовки которых сегодня стоит на первом месте среди проблем внедрения ДО в учебный процесс. Для этого необходимы четкие требования к преподавате-

лю ДО - квалификационная характеристика, которая является одним из инструментов системы качества образования.

Утвержденный в августе 2010 г. приказом Минздравсоцразвития РФ новый раздел Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» не содержит квалификационные требования к преподавателям ДО. Такое положение создает сложности с пониманием «должностных обязанностей» преподавателей ДО, предъявляемых требований к знаниям, к квалификации, что существенным образом затрудняет развитие ДО в ОУ России, сказывается на рейтинге России в международных исследованиях качества образования (PISA и др.). Необходимо формирование условий для совершенствования профессионально-должностного статуса преподавателя ДО в российской педагогике.

Проблема подготовки качественных кадров для ДО остро стоит сегодня как в сфере образования, так и в сфере корпоративного обучения в бизнесе. Для успешного построения системы ДО следует учесть ряд особенностей учебного дистанционного процесса, которые условно можно разделить на дидактические и организационные. Под дидактическими особенностями процесса ДО мы будем понимать ряд дидактических свойств и функций: основные характеристики, признаки, отличающие ДО от очного (заочного) обучения, существенные для дидактики в плане теории и практики, назначение, роль в учебно-воспитательном процессе для достижения определенных дидактических целей. Под организационными особенностями процесса ДО мы будем понимать специфические формы и способы построения учебного процесса, характерные только для ДО.

Рассмотрев структурные составляющие процесса ДО (процесс обучения, участники процесса, компоненты учебного процесса, средства обучения и ИКТ) с точки зрения дидактических и органи-

зационных характеристик, можно констатировать особенности, отличающие ДО от очного, заочного и другого обучения, которые нужно учитывать, создавая эффективную систему обучения (табл. 1).

Проведённый анализ проблем подготовки преподавателей ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике показал, что российское образование ещё переживает этап решения мотиваци-онных и экономических проблем, вызванных дополнительными объёмами работы преподавателей, между тем как за рубежом эти проблемы регламентируются трудовыми договорами и подразумеваются при работе преподавателя изначально. Судя по опыту зарубежных стран, через 5-10 лет данные проблемы будут решены и в России в сторону слияния преподавательской дея-

тельности в разных формах и средах и логичного совмещения очной преподавательской деятельности с виртуальной.

В настоящее время средством регламентации труда преподавателей является раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационная характеристика - это официальный и достаточно стабильный документ, наряду с образовательным стандартом и учебным планом. С целью дополнения данного справочника нами была разработана квалификационная характеристика преподавателя ДО.

Квалификационная характеристика преподавателя ДО создавалась для описания целей подготовки квалифицированных кадров и слу-

жит для оценки степени мастерства специалистов и назначения им заработной платы. Действующие в настоящее время квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования имеют типовую структуру, не отличающуюся от общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик по должностям служащих, и состоят из разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда» [1]. Разработка квалификационных требований преподавателя ДО осуществлялась с учетом Государственных образовательных стандартов профессионального образования по педагогическим специальностям, поскольку образовательный стандарт - это отражение в свернутом виде социального за-

Таблица 1

Дидактические и организационные особенности современной системы ДО

Структурные составляющие ДО Дидактические особенности Организационные особенности

Процесс обучения ДО (модели учебного процесса) Методические модели ДО учитывают отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Каждая модель имеет своего пользователя и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Организационные модели ДО направлены на формирование организационной структуры системы ДО в ОУ.

Участники процесса (слушатели, ученики, студенты, преподаватели) Контингент лиц, выбирающих ДО: • ученики, нуждающиеся в образовательных услугах, но не имеющие возможности обучаться в традиционных формах; • преподаватели, не имеющие возможности работать в традиционных формах, желающие работать в формате ДО. Индивидуализация ДО: • индивидуальное расписание онлайн-консуль-таций для каждого обучающегося; • личная переписка преподавателя и обучающегося; • групповые формы работы (также приближены к индивидуальным потребностям обучающихся).

Компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, деятельность преподавателя и обучающихся) Специфика построения учебного процесса ДО: • отбор содержания учебного материала для курса ДО; • форма подачи и организации учебного материала; • формы взаимодействия участников образовательного процесса. В основе построения учебного процесса ДО лежат: • принципы ДО; • педагогические технологии ДО; • возможности информационной среды сети Интернет, её услуги. Способы организации процесса ДО: • очное обучение на курсе с последующим дистанционным завершением; • очные установочные занятия с последующим ДО и очной защитой итоговой работы (сдачей зачета, экзамена); • полностью дистанционный курс (с размещением материалов курса на сайте в сети Интернет, в системе дистанционного обучения (СДО), на DVD-диске в виде электронного учебника, в виде рассылки лекций и заданий по электронной почте и т.д.).

Средства обучения и ИКТ Специфика средств обучения и ИКТ при ДО: • практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания; • выбор средств обучения и ИКТ в зависимости от используемых педагогических технологий ДО. Структурная организация учебного материала: • средства ИКТ и их транспортная основа для процесса ДО; • сервисы сети Интернет, (блоги, вики-вики, скайп, ICQ, Живой журнал, твиттер, делишес, форумы, чаты, e-mail и др.); • организация полноценной информационной учебной среды (использование СДО, аккаунтов Google, narod.ru и др.).

каза в системе профессионального образования в отношении минимальных требований к профессиональному образованию обучаемых.

В должностных обязанностях педагогических работников приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых функций исходя из сложившейся практики разделения и кооперации труда. В зависимости от разделения труда, принятого в учреждении образования, обязанности педагогического работника, перечисленные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики как типовые (основные) функции для описания деятельности преподавателя ДО, были изменены. Так, в конкретную должностную инструкцию педагогического работника учреждения образования были включены дополнительные обязанности, конкретизирующие содержание деятельности с учетом специфики ведения учебного процесса в условиях ДО в ОУ При установлении квалификационных требований учитывалось, что должностные обязанности преподавателя ДО - комплекс трудовых функций, которые он выполняет или должен выполнять полностью или частично.

Содержание раздела квалификационной характеристики «Должен знать» устанавливает минимум обязательных теоретических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций, которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» содержит такие показатели, как образование, стаж работы педагогической или по профилю, квалификационная категория (первая, вторая, высшая), наличие ученой степени, наличие ученого звания, стаж научно-педагогический.

В основе формирования квалификационных требований преподавателя ДО были использованы принципы фиксации государственных требований к содержанию квалификационных и тарифных требований к работникам (принци-

пы максимальной точности описания функциональных обязанностей должности, значимости функций, минимальной достаточности, соответствия значимости функций затратам на их осуществление и уровню качества, соответствия перечня знаний по должности содержанию подготовки специалиста, одновременного проектирования должностных обязанностей и необходимых для их выполнения знаний) [2].

Анализ специфики работы преподавателя ДО позволяет выявить те компетенции, которыми должен овладеть очный педагог для подготовки к дистанционной работе. Их можно разделить на три группы:

• компетенции в области педагогики: знание педагогических технологий ДО (методики и соответствующие им технологии), дидактических свойств сети Интернет;

• компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах ДО обучаемых разных возрастов;

• компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами ИКТ сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием [3].

Компетентностью для преподавателя ДО является качество педагогической работы, обеспечивающее адекватное и эффективное решение задач по обучению и воспитанию студентов (учеников) в условиях ДО, а также готовность нести ответственность за свои действия. Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа: разработка и реализация дистанционного курса.

В некоторых случаях разработкой дистанционного курса занимаются авторы-разработчики, а не преподаватели. Но как при очном обучении преподаватель должен знать, как методически разрабатывать курс, так и при ДО он должен иметь полное представле-

ние о разработке дистанционного курса. Даже в случае, если он не разрабатывает учебный курс сам, он должен понимать методику разработки, чтобы квалифицированно доработать предложенный ему дистанционный курс, адаптировать под разный уровень обучающихся.

Для разработки дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать информационно-педагогические компетенции, которые заключаются в следующем:

• компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО;

• компетенции разработки, создания, внедрения и применения УМК в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении;

• компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде;

• компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. Для реализации дистанционного курса преподавателю необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции профессионального самосовершенствования:

• компетенции в сфере владения педагогическими технологиями ДО на практике (проведение виртуальных дискуссий, веби-наров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.);

• компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации;

• компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах ДО) [3].

Предложенные компетенции преподавателя ДО являются основой для формулирования квалификационных требований. Предлагаем использовать следующую структуру квалификационных требований к преподавателям ДО:

• цель педагогической деятельности;

• сфера профессиональной деятельности;

• предмет профессиональной деятельности;

• виды деятельности;

• уровни деятельности;

• проблемы, которые решает преподаватель ДО;

• квалификационно-должностные уровни;

• основные задачи педагогической деятельности. Определим цель педагогической

деятельности преподавателя ДО как создание оптимальных условий для развития у учащихся информационной, деловой и социальной компетентностей как основных, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности.

Сферу профессиональной деятельности преподавателя ДО сформулируем как профессиональное обучение с использованием ДОТ в ОУ.

Предметом профессиональной деятельности преподавателя ДО,

по нашему мнению, является проведение дистанционного учебного процесса.

Сформулируем те виды деятельности, к которым должен быть готов преподаватель ДО в условиях своей профессиональной деятельности:

• профессионально-педагогическая - педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с использованием ДОТ;

• научно-исследовательская проведение исследований по теме реализации учебного процесса ДО;

• организационно-управленческая - организация учебно-производственного процесса и ведение обучения дистанционно;

• профессиональная (по базовой специальности) - подготовка содержания курса (дисциплины) для дистанционного преподавания;

• методическая - методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабо-

чих (служащих) с использованием ДОТ;

• научно-общественная - участие в конференциях, семинарах по тематике ДО, выступления и публикация статей, изданий;

• коммерческая - проведение консультаций, курсов ДО на внебюджетной основе при условии разрешения на коммерческую деятельность.

В рамках каждого вида деятельности преподавателя ДО выделим уровни деятельности:

• репродуктивный (узнавание, воспроизведение, репродуктивное применение);

• продуктивный (синтез, оценка, моделирование). Сформулируем основные проблемы, которые решает преподаватель ДО в рамках своей профессиональной деятельности (табл. 2).

Исходя из видов деятельности преподавателей, участвующих в процессе ДО, уровней деятельности и проблем, решаемых ими, предлагается выделить следующие квалификационно-должностные уровни преподавателя ДО:

Таблица 2

Систематизация проблем преподавателя ДО

Вид проблем Круг решаемых вопросов

Организационные • формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями), родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения в условиях ДО, организации учебной и производственной практики, воспитания обучающихся; • документационное обеспечение образовательного процесса с использованием ДОТ; • коммерческая деятельность в ДО (маркетинг, менеджмент, реклама образовательных услуг).

Методические • отбор содержания обучения для ДО; • формулировка целей, задач, средств обучения обучающихся при ДО; • разработка методического обеспечения процесса ДО; • педагогические технологии ДО; • выбор и реализация системы контроля при использовании ДО.

Коммуникативные • социально-психологическое регулирование деятельности обучаемых в условиях ДО; • воспитание и формирование личности обучаемых в условиях ДО; • профессиональное общение со студентами, коллегами, администрацией, представителями других организаций.

Технические • создание и обновление материально-технической базы для использования ДО; • подготовка технических инструкций для освоения нового программного обеспечения для ДО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саморазвития преподавателя • повышение квалификации; • участие в работе виртуальных сообществ; • участие в научно-исследовательской работе.

1. Преподаватель ДО - это преподаватель, ведущий образовательный процесс со студентами (школьниками, слушателями) через сеть Интернет.

2. Преподаватель-тьютор (репетитор, помощник) организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой обучаемых в форме ДО, находясь непосредственно с обучаемыми.

3. Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом.

4. Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы со студентами.

Задачами педагогической деятельности преподавателя ДО можно назвать следующие:

• создание условий для освоения учащимся нового информационного образовательного пространства;

• обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;

• формирование у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационном пространстве;

• развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности;

• формирование у них потребности самообразования и развитие навыков использования современных информационных технологий для оптимизации процесса обучения.

На основе анализа дидактических и организационных особенностей современной системы ДО и проблем подготовки преподава-

телей ДО в отечественной и зарубежной педагогической практике сформированы концептуальные подходы к разработке компетенций и квалификационной характеристики преподавателя ДО, суть которых в практической ориентированности на виды деятельности, уровни, цели и задачи преподавателя ДО. Путём исследования организации профессиональной деятельности преподавателя ДО сформулированы компетенции преподавателя ДО. На основе компетенций преподавателя ДО разработана квалификационная характеристика преподавателя ДО - его должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации, которые у преподавателя ДО такие же, как и у очного преподавателя, но дополнены спецификой ДО (рис.).

В основу формулирования квалификационных требований к преподавателям ДО положены такие подходы к формированию групп компетенций преподавателя, как:

• основные составляющие компетентности работников образования: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая;

• компетенции в области педагогики, психологии, информационных технологий;

• информационные-педагогические (для разработки дистанционного курса), коммуникативные, коммуникационные компетенции и компетенции профессионального самосовершенствования (для реализации дистанционного курса).

В результате исследования разработана квалификационная характеристика должности преподавателя ДО (см. Приложение), включающая три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации», и учитывающая педагогическую работу в виртуальной среде для обеспечения адекватного и

/Исследована организациях профессиональной

деятельности преподавателя ДО

эффективного решения учебных задач.

Появление должности преподавателя ДО в учебных заведениях позволит решить ряд проблем:

• ввести нормативы для преподавателей ДО по учету и контролю их педагогической деятельности;

• узаконить деятельность тех педагогов, кто до сих пор занимался ДО, но числился очным преподавателем и получал оклад за очные часы (что по трудозатратам совершенно несопоставимо);

• ввести новую экономическую систему оплаты труда преподавателя ДО, адекватную его истинным трудозатратам [3].

В экспериментальном исследовании Проекта квалификационных требований к преподавателям ДО (далее - Проекта) приняли участие 300 преподавателей ДО (41% - работники вузов, 38% - работники учреждений СПО, 20% - работники школ, 1% - работники дополнительного образования) из 42 ОУ Было обработано 300 анкет.

В соответствии с общепринятой логикой психолого-педагогических исследований к оценке Проекта привлекались как начинающие, так и опытные специалисты в области ДО, что позволило дать максимально объективную оценку разработанному Проекту. Участниками эксперимента были преподаватели ДО, представляющие разные педагогические сообщества:

• участники научно-практических и методических конференций, экспертных семинаров и круглых столов;

• участники обсуждения Проекта на площадках педагогических форумов в сети Интернет;

• сотрудники ОУ экспериментальных площадок ФИРО;

• слушатели дистанционных курсов ПК по теме «Подготовка преподавателя ДО».

Разработана Л квалификационная

характеристика преподавателя ДО

Сформулированы

компетенции преподавателя ДО

Рис. 1. Этапы разработки квалификационной характеристики преподавателя ДО

Полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы при дополнении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Ква-

лификационные характеристики должностей работников образования» при внесении в него новой должности «Преподаватель ДО». Надеемся, что результаты исследования будут способствовать расшире-

нию научных представлений о развитии качественного ДО, что поможет отечественным исследователям развивать концепцию подготовки высококвалифицированных педагогических кадров в области ДО.

Литература

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26.08.2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116278/?frame=1 (дата обращения: 23.01.2012).

2. Омельченко И.Б. Актуализация Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/ post_219.html (дата обращения: 23.01.2012).

3. НикуличеваН.В. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 212 с.

Приложение

Проект квалификационной характеристики преподавателя дистанционного обучения

Квалификационные требования к преподавателям дистанционного обучения являются одним из инструментов системы качества образования.

Разработка проекта квалификационных требований к преподавателям ДО в настоящее время чрезвычайно актуальна при реализации образовательных программ повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах) по подготовке преподавателя ДО.

Должностные обязанности преподавателя ДО:

1. Организовывает и проводит учебную и исследовательскую деятельность учащихся дистанционно в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Изучает подходы к организации учебного процесса в образовательном учреждении через интеграцию ДО с другими формами получения образования, теоретические основы проектирования и реализации ДО, разрабатывает модели индивидуального и группового обучения при ДО.

3. Совершенствует свою работу со средствами ИКТ для проведения учебного процесса в дистанционной форме.

4. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, их индивидуальные образовательные траектории (программы) с использованием ДОТ, создание учащимися телекоммуникационных проектов.

5. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании в условиях ДО.

6. Обеспечивает посредством ДО достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

7. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса с помощью педагогических технологий ДО.

8. Соблюдает права и свободы обучающихся при общении на форумах, в чатах, по электронной почте и др. средствах коммуникаций. Поддерживает учебную дисциплину, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, соблюдая этикет виртуального общения.

9. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (в т.ч. ведение электронных форм документации).

10. Проводит онлайн- и офлайн-консультации, интернет-конференции, вебинары и др. виртуальные мероприятия.

11. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, принимает участие в деятельности педагогических сетевых сообществ, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы образовательного учреждения.

12. Осуществляет связь с педагогом-куратором, психологом, с родителями или лицами, их заменяющими.

13. Разрабатывает рабочие программы по своей дисциплине и другие материалы для использования в ДО, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель дистанционного обучения должен знать: 1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, организацию ДО. Конвенцию о правах ребенка.

2. Основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления, педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.

3. Основы трудового законодательства.

4. Понятийный аппарат ДО. Модели ДО.

5. Формы организации учебного процесса в ДО. Содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету при ДО.

6. Психолого-педагогические особенности взаимодействия участников учебного процесса при ДО. Сетевой этикет в ДО. Сетевые педагогические сообщества для педагога ДО.

7. Особенности работы преподавателя в системе ДО. Средства ИКТ в работе преподавателя ДО. Управление коммуникативной деятельностью учащихся при ДО.

8. Порядок использования современных форм и методов обучения и воспитания студентов (учеников) в условиях ДО.

9. Теорию и методы управления образовательными системами.

10. Современные педагогические технологии в системе ДО, технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализацию компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, организацию мотивации к обучению, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

11. Основы работы с программным обеспечением процесса ДО, браузерами, мультимедийным оборудованием.

12. Организацию мониторинга ДО. Формы контроля учебной деятельности при ДО.

13. Профессиональные компетенции преподавателя ДО по организации и проведению учебного процесса в виртуальной

14. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации преподавателя дистанционного обучения:

1. Высшее (или среднее) профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (или в области, соответствующей преподаваемому предмету) либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.

2. Стаж педагогической работы не менее 2 лет.

3. Курсы повышения квалификации по направлению «Подготовка преподавателя дистанционного обучения», «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.