Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий'

Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий / ИКТ-насыщенная образовательная среда / образование взрослых / Training / training using distance education technology / ICT-rich educational environment / education of adults

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна, Рябышева Елена Витальевна

Важное место среди проблем дистанционного обучения, находящихся в центре внимания ученых, занимают вопросы «Чем взрослый обучающийся отличается от невзрослого?», «Каковы особенности обучения взрослых людей в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды?», «Каковы возможности и способности взрослых к обучению в условиях дистанционного обучения?», «Какую помощь взрослым может оказать преподаватель-тьютор, чтобы новое знание было усвоено?». Ответы на эти вопросы авторы попытались представить в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Important place among the problems of distance learning, at the center of attention of scientists, is occupied by questions «What is the difference between an adult learner and non-adult one?», «What are the features of teaching adults in ICT-rich educational environment?», «What are the opportunities and the ability of adults to learning in terms of distance learning?», «What kind of help for adults can have a teacher-tutor to the new knowledge was learned?». Answers to these questions the authors attempt to present in this article.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий»

УДК 371.14 ББК 74.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Осипова О. П., Рябышева Е. В.

Аннотация. Важное место среди проблем дистанционного обучения, находящихся в центре внимания ученых, занимают вопросы «Чем взрослый обучающийся отличается от невзрослого?», «Каковы особенности обучения взрослых людей в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды?», «Каковы возможности и способности взрослых к обучению в условиях дистанционного обучения?», «Какую помощь взрослым может оказать преподаватель-тьютор, чтобы новое знание было усвоено?». Ответы на эти вопросы авторы попытались представить в данной статье.

Important place among the problems of distance learning, at the center of attention of scientists, is occupied by questions «What is the difference between an adult learner and non-adult one?», «What are the features of teaching adults in ICT-rich educational environment?», «What are the opportunities and the ability of adults to learning in terms of distance learning?», «What kind of help for adults can have a teacher-tutor to the new knowledge was learned?». Answers to these questions the authors attempt to present in this article.

Ключевые слова: повышение квалификации, повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, ИКТ-насыщенная образовательная среда, образование взрослых

Training, training using distance education technology, ICT-rich educational environment, education of adults.

Дополнительное профессиональное образование взрослых на основе использования дистанционных образовательных технологий является одним из наиболее интенсивно развиваемых направлений непрерывного образования в современной России. Важное место среди проблем дистанционного обучения, находящихся в центре внимания ученых, занимают вопросы «Чем взрослый обучающийся отлича -

ется от невзрослого?», «Каковы особенности обучения взрослых людей в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды?», «Каковы возможности и способности взрослых к обучению в условиях дистанционного обучения?», «Какую помощь взрослым может оказать преподаватель-тьютор, чтобы новое знание было усвоено?». Эти вопросы являются предметом постоянных научных дискуссий и, несомненно, актуальны для нашей страны, где только начинают закладываться основы андра-гогики - науки об обучении взрослых людей в условиях информатизации общества.

Самое общее определение взрослого человека дано ЮНЕСКО в 1976 г. В нем взрослым называется «всякий человек, признанный взрослым в том обществе, к которому он принадлежит». Для нас интересно «психологическое определение» взрослого как человека, чье самосознание является самосознанием взрослого. Поэтому мы, вслед за О. В. Топорковой, называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, зрелым и постоянно растущим уровнем самосознания, выполняющего роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимающего на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение [8].

С. Г. Вершловский выделил группу причин, стимулирующих взрослого к принятию решения о дальнейшем образовании: диспропорция между реальным уровнем знаний субъекта и необходимым для его профессии; противоречие между существующим уровнем знаний и требуемым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социальных норм и правил поведения; противоречие между стремлением глубже разбираться в себе и недостаточно развитым механизмом са-

морефлексии; противоречие между уровнем знаний субъекта и новыми проблемными задачами, выдвигаемыми самой личностью в процессе своего развития. Стремление к конкурен -тоспособности на рынке труда также усиливает мотивацию включения взрослого в различные образовательные программы, кроме того, необходимость дальнейшего образования вызвана изменениями в образовательной политике и экономике, главными из которых являются: постоянное усложнение деятельности, творческий вид деятельности, требующий самостоятельных неординарных действий сообразно прогнозу изменяющихся условий; повышение ответственности за результат [2].

Сфера образования взрослых в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных, прежде всего, тем фактом, что ее контингент - это лица, так или иначе совмещающие учебно-познавательную деятельность с непосредственным участием в различных областях практической жизни. Взрослый занимает особую позицию в образовательном процессе, которая характеризуется рядом противоречий: между социальным статусом, возрастным статусом и статусом слушателя; между принятием себя, как состоявшегося профессионала, и необходимостью контакта с преподавателем; между признанием своей профессиональной компетентности, как основы состоятельности, и некомпетентности в области, составляющей предмет обучения; сложившимися профессиональными стереотипами и необходимостью осваивать новое, овладевать современными тех -нологиями [1; 5]. Данные обстоятельства рассматриваются нами применительно к условиям ИКТ-насыщенной образовательной среды, под которой мы понимаем образовательную среду, складывающуюся на основе использования субъектами образовательного процесса средств информационно-коммуникационных технологий для обеспечения возможности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся (школьников, учащихся, студентов, слушателей), а также как изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки обучаемых образовательных учреждений к условиям жиз-

ни в информационном обществе («обществе, основанном на знаниях») [3].

Однако за рамками перечисленных особенностей остаются вопросы о возможностях взрослых эффективно усваивать новое знание, используя дистанционные образовательные технологии. В какой степени способность человека к обучению меняется на протяжении его жизни? Какую помощь взрослым может оказать преподаватель-тьютор в условиях дистанционного обучения, чтобы новое знание было ус -воено? Это - очень важные и непростые вопросы, поиском ответов на которые занимаются ученые разных специальностей - педагоги, психологи, физиологи, а также специалисты информационных технологий.

Несмотря на снижение некоторых функций человеческого организма взрослого человека, задействованных в процессе повышения квалификации, эффективность повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий зависит от организации учебного процесса, учета психологических особенностей обучающегося, а также установок и активности самих слушателей. Это подтверждается данными разных исследователей, которые доказывают, что способности к обучению взрослых людей от 20 до 60 лет существенно не меняются, а у людей умственного труда они сохраняются еще дольше. Результаты исследований Е. И. Степановой свидетельствуют о том, что самый высокий уровень интеллекта, как правило, отличает тех взрослых, которые систематически повышают свою квалификацию, учатся, испытывают умственное напряжение. Они полнее раскрывают причинно-следственные связи на наглядном и словесном материале, их поиски путей решения задач отличаются большей гибкостью, тогда как для необучающихся взрослых характерна «прикованность» к привычным способам решения. У обучающихся значительно выше показатели развития запечатления, сохранения, воспроизведения, а также свойств внимания [5].

Слушатель дополнительных профессиональных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий имеет специфические особенности субъекта обучения: самостоятельность, осознание себя самоуправляемой личностью, преоб-

ладание самообразования, самовоспитания, саморазвития; наличие уникального жизненного и профессионального опыта, который становится источником обучения его самого и других обучающихся. Взрослый, как правило, имеет готовые, опробованные алгоритмы принятия решений, к которым может апеллировать преподаватель-тьютор; наличие ИКТ-компетент-ности и опыта обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды; вместе с тем, получение предыдущего опыта обучения в другой образовательной парадигме; наличие подсознательного опыта. Именно через осмысление опыта человек может осознать иные реалии, помимо тех, к которым он был подготовлен [2; 3].

Смысл субъектной позиции взрослого заключается в его целенаправленной и конструктивной активности, самостоятельности, самопознании и преодолении препятствий в жизнедеятельности, его открытости к самосовершенствованию и саморазвитию. Слушатель способен самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития, занимая позицию субъекта в учебной деятельности как целепола-гающего, целостного, свободного, развивающегося индивида, что приводит многих теоретиков образования взрослых к мысли о ведущей роли взрослых в своем обучении. Однако, как справедливо отмечает Л. М. Митина, именно преподаватель несет ответственность за определение целей обучения, выбор или разработку программ и результативность всего учебного процесса [2].

Следующей характеристикой взрослых нами признано выполнение ими определенных социальных ролей, что также не может не влиять на организацию процесса их обучения. Слушатель в условиях дистанционного обучения учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Кроме того, он обычно имеет семейные и социальные обязанности. Поэтому учебная деятельность взрослых людей в значительной мере детерминирована профессиональными, социальными, бытовыми и временными факторами. Интересно отметить, что описанные характеристики можно рассмотреть в двух плоскостях: как возможности и как препятствия обучения. Можно обозначить установки, наиболее характерные для взрослого как субъекта учебной деятельности: носитель и ис-

точник активности; источник познания и преобразования действительности; сформированная система ценностей; способность к саморегуляции и творчеству; саморазвитие; способность разрешать противоречия. Субъект познания пропускает новую информацию, впечатления через фильтр своей собственной системы критериев общественной и личной значимости и, корректируя, усваивает их, обогащая внутренний мир, свою картину мира. Он преломляет внешнее воздействие через накопленный и упорядоченный опыт, переосмысливает его и избирательно реагирует на него [2]. Именно этими характеристиками и отличается взрослый обучающийся от невзрослого.

Тем не менее взрослый как субъект учебной деятельности в условиях дистанционного обучения, нуждается в определенной психологической поддержке, дистанционном сопровождении, которые нацелены на оптимизацию субъектной позиции в обучении, повышение адаптации к ситуации обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Трудности, препятствия обучения взрослых с использованием дистанционных технологий, скорее, имеют психологические причины. Как показывает наш опыт внедрения региональной модели дистанционного сопровождения повышения квалификации, взрослого слушателя чаще всего тревожит изменение своего статуса в новой ситуации, в частности, когда в ситуации обучения человек может оказаться недостаточ -но компетентным. Угроза дополнительной нагрузки имеет место практически всегда при освоении дополнительных профессиональных образовательных программ. Кроме этого, повышение квалификации в условиях дистанционного обучения на начальном этапе требует от слушателя дополнительных затрат времени и сил на переучивание и приспособление. Кроме того, незнакомое содержание деятельности, недостаточный уровень ИКТ-компетентности, опасность быть негативно оцененным в процессе учебы способствуют возникновению повышенной тревожности, настороженности, неуверенности и может вызывать сопротивление слушателя, которое существенно мешает ус -пешно осваивать содержание курсов повышения квалификации. Отношение к взрослому человеку как активному участнику процесса повышения квалификации с использованием

дистанционных образовательных технологий (далее ПКДОТ) - субъекту, учет его субъект -ных особенностей является необходимым условием обеспечения принципов современного образования.

В связи с этим отличительные характеристики субъекта, проявляющиеся во взрослом возрасте, несомненно, должны находить отражение в разработанных дополнительных профессиональных образовательных программах, в частности, в дистанционном обучении. Обучение с использованием дистанционных технологий осложняется еще и тем, что нет прямого, очного контакта преподавателя с обучающимся, поскольку каждый слушатель изучает материалы самостоятельно. Следовательно, актуальным является вопрос адекватного применения средств дистанционных образовательных технологий таким образом, чтобы нивелировать влияние ограничений и в полной мере воспользоваться дополнительными возможностями, к которым относим применение информационно-коммуникационных технологий при обучении взрослых.

Таким образом, максимальный учет особенностей психического развития взрослого обучающегося, специфики его профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной

образовательной среды отражается в конструи -ровании преподавателями-тьюторами адаптированных образовательных программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.

В ГОУ ДПО ЧИППКРО все предлагаемые образовательные программы повышения квалификации являются модульными программами. Модульная образовательная программа -это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет определённые деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается определенным на -полнением содержания учебного материала, усвоение материала диагностируется конкрет-ными заданиями» [7]. Каждый модуль («модуль» от латинского «modulus» - мера), объединяя в себе учебное содержание и технологию овладения им, понимается как целевой функциональный узел и представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идёт по определённым операциям-шагам и способствует формированию компетенций и профессионально-личностному развитию слушателей. Содержание модуля, в свою очередь, структурируют на учебные элементы

Рисунок 1

Принципы построения модульной образовательной программы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий

(УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотноситься с определённым

функциональным элементом профессиональной деятельности работника образования (рис. 1).

Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам организации модульного обучения, приходится констатировать, что технология модульного обучения (далее МО) была применена впервые в начале 60-х годов XX века Международной организацией труда, занимающейся поддержкой развития мирового профессионального образования. Основы модульного обучения разработаны П. А. Юцяви-чене, в дальнейшем идеи ученого были развиты С. Я. Батышевым, К. Я. Вазиной, Н. Н. Суртае-вой, Т. И. Шамовой и другими [9].

Под модульно-накопительной системой повышения квалификации нами понимается пролонгированный, непрерывный процесс повышения квалификации специалистов, при котором слушателям в соответствии с их профессиональными интересами (и/или профессиональными затруднениями) предоставляется возможность выбора программ и содержания курсов обучения (модулей), а также удобных сроков обучения, форм обучения и по результатам которого при прохождении итоговой аттестации слушателям выдается документ установленного образца [7]. Таким документом может быть удостоверение, если совокупность освоенных модульных курсов по объему времени составляет от 72 до 100 часов, либо свидетельство, если совокупность освоенных мо-

дульных курсов по объему времени свыше 100 часов (длительное обучение) [4]. Модульный курс с использованием ДОТ (далее МКДОТ) представляет собой по структуре и содержанию один из разделов (блоков) программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в ГОУ ДПО ЧИППКРО в соответствии с лицензией, по объему не менее шести часов.

Основными целями модульно-накопитель-ной системы повышения квалификации являются: создание образовательной среды в ГОУ ДПО ЧИППКРО для организации повышения квалификации работников образования по индивидуальным образовательным маршрутам (в том числе и с использованием ДОТ); оперативное регулирование содержания, форм и методов работы со слушателями в соответствии с современной образовательной политикой. В таблице 1 представлены модули образовательной программы на основе использования ДОТ «Актуальные проблемы обновления содержания и инновационные подходы к обучению школьников иностранным языкам». Педагогам предлагается инвариантный модуль и вариативные модули, из которых учитель может сам выстроить свою траекторию обучения с учетом своих запросов и профессиональных потребностей.

Таблица 1

Варианты образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий

Наименование модуля образовательной программы: Количество часов

Инвариантный модуль: Контроль уровня сформированности речевых умений по английскому языку. 24

Вариативные модули: Педагогическое исследование в школе. 32

Современный урок в ИКТ-насыщенной образовательной среде. 24

Мотивация профессиональной деятельности учителя. 24

Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя. 24

Формы коллективной творческой деятельности в работе классного руково -дителя. 24

Система работы классного руководителя с одаренным ребенком. 24

Программирование деятельности классного руководителя. 32

Арттерапия и современные образовательные технологии в творческом развитии личности. 32

Современные образовательные технологии в педагогической практике. 24

Создание эффективной презентации средствами Microsoft Office PowerPoint. 24

Таким образом, переход на модульно-накопительную систему обучения с использованием ДОТ обеспечивает слушателям выбор модулей образовательной программы в соот-ветствии со своими профессиональными интересами и уровнем профессиональной подготов -ки; а также возможность планировать обучение в удобные для них сроки, что подтверждается практическим внедрением модульно-накопительной системы в ГОУ ДПО ЧИППКРО. МКДОТ понимается нами как часть образовательной программы повышения квалификации и имеет автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипред-метных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы), систему контроля и реализуется с использованием ДОТ.

Для дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования рекомендуется использовать бесплатную программную среду с открытым кодом МООБЬБ (www.moodle.org). По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими платформами дистанционного обучения, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде -это обстоятельство даёт возможность использовать систему в условиях дополнительного профессионального образования, а при необходимости, встроить в неё новые модули.

Дидактические возможности представленной системы позволяют решать стратегическую цель в организуемой модели ПКДОТ - организация повышения квалификации слушателей (педагогических и руководящих работников системы образования) с использованием дистанционных образовательных технологий, направленной на формирование компетенций и профессионально-личностное развитие. Данная система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и слушателем, так и между самими слушателями. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает воз-

можность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и слушателя: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем и так далее. Сервис «Учительский форум» дает преподавателям возможность обсуждать профессиональные проблемы слушателей. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность слушателей, время их учебной работы в сети.

Создавая модульные курсы для организации дистанционного сопровождения повышения квалификации, по нашему мнению, кроме содержательной составляющей МКДОТ, важно учитывать следующие обстоятельства. По данным отечественных исследователей, зрительная чувствительность в период взрослости находится на оптимальном уровне [5]. Как известно, цвета в дизайне играют огромную роль. Они оказывают сильное влияние на создание необходимой психологической атмосферы и на восприятие материала. Учитывая тот факт, что цветочувствительность взрослого человека к красному и синему снижается, а к зеленому и желтому цвету остается на прежнем уровне, составляется цветовая схема обучающей программы, где выбор останавливается на трёх функциональных цветах, которые используются для демонстрации обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Цветовая схема одинакова на всех этапах прохождения программы, что создает у обучающегося ощущения связности, преемственности, психологической комфортности, предсказуемости и безопасности.

Кроме вышесказанного, у взрослого обучающегося отмечается некоторое снижение уровневых показателей развития внимания [5]. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо уделять большое внимание разработке эле-

ментов МКДОТ, ответственных за концентрацию внимания слушателя. В частности, использование мультипликации способствует концентрации внимания. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее. Эмоционально насыщенные изображения являются эффективным способом возбудить любопытство, привлечь внимание, вовлечь слушателя в учебный процесс. Кроме этого, по результатам психологических исследований восприятие и понимание учебного материала слушателями более эффективно, когда используются схематические изображения, графики и схемы, поэтому тексты, подготовленные преподавателями-тьюторами в рамках МКДОТ необходимо максимально снабжать данными элементами.

Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации. Поэтому рекомендуется там, где возможно (технически и содержательно), использовать для текста и графических изображений звуковое сопровождение. Чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности слушателя.

Процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации. Люди с позитивным эмоциональным настроем открыты получению новых знаний, выносят больше полезных суждений и дают более подходящую обратную связь, чем люди с негативным настроем [5]. В связи с этим задачей МКДОТ является создание таких учебных интерфейсов, которые были бы достаточно убедительны и привлекательны для слушателя, могли вызывать только позитивные эмоции у слушателей. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и творческого подхода, которые являются мощными мотивирующими факторами в процессе ПКДОТ. Эмоции улучшают усвояемость информации и делают

процесс обучения значительным и запоминающимся.

Имея данную информацию, профессорско-преподавательский состав института при создании модульного курса дистанционного со -провождения учитывает личные стимулы, интересы слушателей для нахождения у аудитории эмоционального отклика, подчеркивает значимость материала в профессиональной деятельности и возможные отрицательные последствия, которые связаны с незнанием, апеллирует к опыту обучающихся для уточнения условий, учитывает нестандартные подходы к разрешению заданий, предлагает индивидуальные дополнительные задания, задания разной степени сложности, индивидуальные графики выполнения учебного плана и так далее.

Кроме того, при написании текстов преподаватели учитывают имеющийся профессиональный опыт слушателя и снабжают информацию веской аргументацией, сформулированной в одобрительной тональности. Вызывать эмоциональную реакцию у взрослого обучающегося возможно, например, добавляя неожиданные элементы в учебные курсы, так как если все происходящее рутинно, мозговая активность так же сохраняется на рутинном уровне. Удивительное, неожиданное событие, новизна и нестандартность учебного материала, могут вызвать резкий всплеск мозговой активности.

Психологическому комфорту слушателя способствует повествовательная форма при выполнении заданий, проведении личных бесед с использованием информационно-

коммуникационных технологий, симуляциях и учебных программах с ролевыми играми, поэтому в дистанционном обучении активно используется одна их эффективных техник обучения взрослых - рассказывание историй. Истории - рассказ о прошедшем, об узнанном, иными словами, это описание событий, которые могут быть как правдой, так и вымыслом. Следует заметить, что в 2007 году одной из лучших идей назван сторителлинг. Идея состоит в том, что лучший способ составить кейс, разработать упражнение и передать знания -рассказать историю. Автором «сторителлинга» в современном понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию. Сто-рителлинг - это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание ис-

торий. Несмотря на то что возраст 25-40 лет является периодом повышения функциональных характеристик памяти, тем не менее при разработке содержания программ дистанционного обучения незаменимой технологией обучения взрослых является рассказывание историй. Истории делают содержимое учебного курса запоминающимся, добавляя реальные детали и переживания к предложенному содержимому, обеспечивая более легкое понимание и запоминание материала.

К. Иган, изучающий связи между памятью и воображением, отмечал, что история представляет собой один из наиболее важных способов, изобретенных или обнаруженных для того, чтобы знания социальных групп были надежно закреплены в памяти. Более того, фактологический материал, включенный в историю, запоминается гораздо легче, чем те же факты в чистом виде, что подтверждается и эмпирическими исследованиями памяти. Кроме того, истории позволяют слушателям сравнить информацию с собственным жизненным и профессиональным опытом. Без сомнения, истории помогают облегчить процесс дистанционного обучения вне зависимости от возраста слушателя [6].

В рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации выдвигаются повышенные требования к взаимоотношениям преподаватель - слушатель: необходимо эмоционально окрашенное и информационно насыщенное общение, качественно другая обратная связь, вариативность преподавания с учетом когнитивного стиля обучающегося. Эти требования необходимо учесть в рамках средств дистанционного обучения. К основным средствам ПКДОТ мы относим: электронная почта (email); чат (от англ. to chat - болтать); ICQ (я ищу вас, тебя); вебинар (онлайн-семинар); ви-деоконференцсвязь; форум (от лат. forum); бло-ги (сокр. от англ. weblog - сетевой журнал); живые журналы ЖЖ (англ. LiveJournal, LJ); электронная библиотека (иногда - виртуальная, сетевая библиотека, electronic или virtual library); виртуальный методический кабинет (расположен на официальном сайте образовательного учреждения по адресу: http://www.ipk74.rU/content/blogsection/2 8/149). Используя данные средства, возможно органи-

зовать со слушателем как оф-лайн, так и онлайн общение.

Оф-лайн дополняется информационными роликами - записями лекций (аудио и видео), поясняющими материал, изложенный в текстовой форме, приветственным обращением преподавателя, размещением на сайте отчетов о различных событиях в институте, на кафедре (фото и видео). При этом средства доставки аудио и видео контента слушателю могут быть и не электронные.

Возможности в части он-лайн общения -это замена текстовых чатов на видеоконференции, причем в данном случае появляется возможность объединять семинары разных форм обучения - реальное общение со слушателями очно-заочного обучения и, через видеоконференцию, со слушателями дистанционных курсов. Возможна и односторонняя видеотрансля -ция реальной конференции, при этом у слушателей дистанционных программ обучения может быть возможность текстовым образом задать вопрос или дать ответ. Требования к каналам связи при этом существенно повышаются, поэтому в настоящее время он-лайн видеовоз -можности для слушателей в перспективе.

Несомненно, учет психологических особенностей взрослого обучающегося в повыше -нии квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, требует временного ресурса, дополнительных усилий преподавателей-тьюторов, специалистов информационных технологий и так далее. Однако данный подход позволяет реально повысить качество подготовки специалистов, избежать неоправданных временных потерь, создать для обучающегося обстановку психологического комфорта и как следствие помочь работнику образования выбрать индивидуальную траекторию обучения для решения проблем профессо-нально-личностного развития.

Литература

1. Абрагимович, М. М. Особенности дополнительного образования взрослых [Текст] / М. М. Абрагимович // Дополнительное профессиональное образование. - № 36 (39). - 2007. -С. 8-9.

2. Барвенко, О. Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых

[Текст] : дис. ... канд. псих. наук / О. Г. Барвен-ко. - Ставрополь, 2004. - 230 с.

3. Осипова, О. П. Организация повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] : монография / О. П. Осипова. - Челябинск : изд-во ИИММЦ «Образование», 2009. - 196 с.

4. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

5. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) [Текст] / Л. А. Регуш. -СПб. : Речь, 2006. - 306 с.

6. Скрипюк, И. И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты [Текст] / И. И. Скрипюк. - СПб. : Питер, 2006. - 176 с.

7. Солодкова, М. И. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др.; науч. ред. В. Н. Кеспиков. - М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

8. Топоркова, О. В. Особенности взрослого учащегося и их учет в организации процесса обучения (на материале дополнительного образования взрослых Великобритании) [Электронный ресурс] / О. В. Топоркова. - Режим доступа : http: //www. ngosnews .ru/docs/nwfa/ method /01_andrg/anlrag2.doc.

9. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас : Швиеса, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.