Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОЦЕССАХ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОЦЕССАХ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колеошкина Светлана Николаевна

Рассмотрены проблемы отношений родителей и детей в периоды адаптации и социализации ученика начальной школы, а также особенности взаимодействия учителя с семьей в непростых ситуациях школьной жизни. Анализируя данные научных исследований, автор дает рекомендации об организации работы по информированию, просвещению и консультированию родителей детей, обучающихся в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY IN THE PROCESSES OF ADAPTATION AND SOCIALIZATION OF THE CHILD AT SCHOOL

The article deals with the problems of relations between parents and children during the periods of adaptation and socialization in primary school, as well as the peculiarities of interaction between a teacher and the child’s family in difficult situations of a school life. Analyzing the data of scientific research, the author gives recommendations how to organize the work on informing, educating and advising parents whose children are studying in primary school.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОЦЕССАХ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Научная статья УДК 37; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-162-166 NIION: 2018-0077-3/22-195 MOSURED: 77/27-024-2022-03-394

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Педагогическое сопровождение семьи в процессах адаптации и социализации ребенка в школе

Светлана Николаевна Колеошкина

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, skoleoshkina@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены проблемы отношений родителей и детей в периоды адаптации и социализации ученика начальной школы, а также особенности взаимодействия учителя с семьей в непростых ситуациях школьной жизни. Анализируя данные научных исследований, автор дает рекомендации об организации работы по информированию, просвещению и консультированию родителей детей, обучающихся в начальной школе.

Ключевые слова: педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, адаптация к школе, школьная социализация

Для цитирования: Колеошкина С. Н. Педагогическое сопровождение семьи в процессах адаптации и социализации ребенка в школе // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 162-166. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-3-162-166.

Original article

Pedagogical support of the family in the processes of adaptation and socialization of the child at school

Svetlana N. Koleoshkina

Smolensk State University, Smolensk, Russia, skoleoshkina@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problems of relations between parents and children during the periods of adaptation and socialization in primary school, as well as the peculiarities of interaction between a teacher and the child's family in difficult situations of a school life. Analyzing the data of scientific research, the author gives recommendations how to organize the work on informing, educating and advising parents whose children are studying in primary school.

Keywords: pedagogical impact, pedagogical interaction, adaptation to school, school socialization

For citation: Koleoshkina S. N. Pedagogical support of the family in the processes of adaptation and socialization of the child at school // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):162-166. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-162-166.

Термин «сопровождение» активно используется в современных психолого-педагогических исследованиях (Е. И. Казакова, М. Р. Битянова) и коррелируется с понятием «поддержка» (О. С. Газман, А. В. Мудрик и др.). Сопровождение в образовательном процессе -это организованная во времени и пространстве, целенаправленная и планируемая деятельность педагога [1; 3].

В концепции сопровождения как образовательной технологии, разработанной Е. И. Казаковой, важным положением выступает утверждение, что «носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение» [3, с. 12]. Это позволяет рассматривать само понятие «педагогическое сопрово-

ждение» не только в отношении ребенка, но и в отношении других участников образовательного процесса, в контексте системно-ориентированного подхода.

В концепции М. Р. Битяновой сопровождение направлено на максимальное раскрытие потенциала личности ребенка посредством проектирования культурной образовательной среды. Организация такой среды означает создание условий для позитивного развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и основных новообразований возраста [1].

В работах отечественных ученых почти синонимичные понятия «психологическое», «психолого-педагогическое» и «социально-психологическое» сопровождение имеют некоторые различия в расстановке акцентов

© Колеошкина С. Н., 2022

162

применительно к адресату воздействия. Психологическое сопровождение направлено на внутренний процесс развития личности и содействует раскрытию внутреннего потенциала ребенка, социально-психологическое - на социализацию личности и формирование у ребенка опыта социального поведения, психолого-педагогическое - на развитие личностных качеств, необходимых для спешной учебной деятельности (активности, инициативности, самостоятельности). Вне зависимости от методологического подхода к понятию «сопровождение» существуют сходные виды деятельности профессионалов для решения актуальных педагогических задач, это - диагностика, развивающая и коррекционная работа, консультирование и просвещение педагогов, родителей и детей [2; 7].

В нашем исследовании мы будем применять понятие «педагогическое сопровождение», имея в виду то, что большую часть работы по взаимодействию семьи и школы в период сложных для ученика ситуациях школьной жизни берет на себя учитель начальных классов. Наше содержание также раскрывает задачи психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в системе общего образования в отношении детей с нормативным развитием.

Мы также определили, как значимую, проблематику сопровождения семьи в таких важных периодах и ситуациях школьной жизни, как адаптация и социализация ученика начальной школы. Анализируя современные отечественные подходы к адресной работе с детьми и их родителями, мы пришли к выводу о том, что эффективное взаимодействие обеспечивается качественной организацией работы по информированию, просвещению и консультированию учителем семьи школьника.

Таким образом, сопровождение семьи в период адаптации и социализации ребенка в процессе обучения в начальной школе - это помощь в виде совокупных последовательных действий, позволяющих родителям определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию своих действий.

Создание условий для процесса сопровождения семьи ученика - это длительный динамический процесс, поэтому необходимо определение реперных точек. Актуально рассмотреть проблемы и трудности адаптации и социализации ученика в начальной школе. Адаптация ребенка, поступившего в школу, и подготовка к адаптации и к обучению в 5 классе основной школы имеют общие концептуальные основы, но принципиально разное наполнение по содержанию. Именно поэтому так важно информировать, консультировать и просвещать родителей детей данных возрастов. Процесс социализации в начальной школе понимается, как формирование умения быть учеником. Важно заниматься именно этими позициями, потому что в современных социокультурных условиях утраты традиционности в воспитании ребенка наставничество со стороны профессионального педагога требуется не только ученику, но и его родителям.

Будущим учителям начальных классов на нашем факультете преподаются дисциплины «Педагогическая

риторика», «Взаимодействие участников образовательного процесса», «Основы конфликтологии», поэтому технические вопросы организации процесса общения учителя и родителей мы опустим, сосредоточившись на содержании той информации, которая должна будет доведена до семьи по ее запросу или по инициативе школы.

Как мы уже упоминали выше, эффективное взаимодействие обеспечивается качественной организацией работы по информированию, просвещению и консультированию учителем семьи школьника. Существуют и другие классификации подачи необходимой информации по функциям. Наш выбор сделан по принципу «необходимого и достаточного», чтобы этими тремя позициями охватить все области взаимодействия с родителями, разложить информацию на обязательную и рекомендуемую, показать, как общие для всей группы детей проблемы, так и проблемы индивидуальные.

Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя и не всегда и не все осознают этой потребности. Часто воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере, родителям не хватает знаний об особенностях возраста ребенка, о задачах развития личности ученика в образовательном учреждении, а также - как ни странным это может показаться - об индивидуальных особенностях их собственного ребенка. Вот как в отечественной науке определяется педагогическая культура родителей. Она включает в себя: знания по психологии, медицине, праву; педагогические знания и умения; компетентность в вопросах общения; осведомленность относительно программ и методик воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, понимание ими своей роли и ответственности за воспитание, их педагогические убеждения.

Рассмотрим, как этот огромный объем необходимых знаний разложить с учетом функций взаимодействия семьи и школы - информационной, просвещенческой и консультационной.

Информирование родителей по проблемам адаптации и социализации должно носить обязательный и безотлагательный характер.

Принято считать, что учитель обязан информировать родителей о ходе образовательного процесса в условиях адаптации - об этапах адаптационного процесса, об особенностях проведения уроков и характере диагностических методик, проводимых в это время. Это информация-отчет о работе учителя, а для пользы дела необходимо подключить «тылы»: разъяснить семье то, что после напряжения в ходе борьбы за знания ученик должен быть счастлив дома. Это основная стратегия взаимодействия семьи и школы. Подготовка информационного обеспечения родителей означает подбор такого содержания знаний, который поможет учителю создать позитивный фон развития детей в новой для них социальной ситуации и в школе, и в семье. Во-первых, это озвучивание перечня стрессогенных факторов, которые должны быть срочно устранены в семье. Во-вторых, это краткие рекомендации по режиму дня ученика и по организации внутри семьи совмест-

СКИЕ НАУКИ 163

ных с детьми игр, которые направлены на осознание родителями важности режима и игры для формирования у ребенка умения планировать и умения у него исполнять роль ученика соответственно. В-третьих, это рекомендации по организации моторной деятельности ребенка дома - как крупномоторной, так и мелкомоторной. Речь идет о подвижных играх (которые не заменяются спортивными занятиями в секциях), где дети отрабатывают умения играть по правилам с учетом смены ролей - о дворовых играх, народных в своей основе. Речь также идет о развитии мелкой моторики кисти руки в ходе изобразительной деятельности и конструирования. Помощь учителя в рамках такой работы должна быть предельно конкретна, она выражается в передаче родителям специально отобранных, одинаковых для всех детей в классе заданий на развитие моторики руки и кратких письменных аннотаций для взрослого [2; 4; 5].

Помимо обязательного и безотлагательного характера, информирование родителей должно быть кратким и выразительным по форме. Вот как мы представляем памятку для родителей с информацией о стрессогенных факторах развития ребенка. Такая информация может быть как сверка часов семьи и школы, то есть использоваться не единожды, быть вначале в форме бумажной памятки на столе во время родительского собрания, потом письмом в родительский чат и затем - постоянной статичной наглядностью для родителей.

Источниками стресса для личности ребенка могут стать факторы:

- связанные с развитием и питанием: недостаточность сенсорной стимуляции, движения, прикосновений; нехватка межличностной творческой игры и общения; жестокое обращение; недостаток белков и незаменимых аминокислот, диета с большим количества углеводов и сахара; недостаточное потребление воды, как электролита; излишнее воздействие электромагнитных полей; недостаток кислорода;

- связанные с медицинскими показателями здоровья: рождение с низким весом; хронические инфекции среднего уха, плохое зрение и слух; аллергии; злоупотребление антибиотиками, частое применение лекарственных препаратов; несоответствующая диета, избыток дрожжей; несоответствующий режим и время сна; блокирование зрения через экраны гаджетов;

- связанные с коммуникацией: соревновательность как основа оценивания, неподобающие ожидания в семье и школе и сравнение ребенка с другими детьми, принуждение к социальному соответствию и обучение по схеме «победитель - проигравший» вместо организации сотворческих взаимоотношений; отрицательное влияние цифровых носителей на формирование ценностных установок и воображения; недостаток межличностного общения, замена живого общения на виртуальное, кибердевиантность как ответ на транслируемую жестокость;

- связанные с образовательным процессом: негибкие, не соответствующие развитию ребенка учебные планы; незнание и невнимание к уникальным стилям

восприятия информации детьми, представление информации в виде инструкции и лекции, записывание в тишине; неумение учитывать модальности детей и различные типы их обучаемости; постоянное использование тестов, требующих простых навыков [4].

Информирование родителей по вопросам социализации ребенка в рамках образовательного процесса в школе - это не только информирование родителей о его собственных усилиях и стремлении научить ученика учиться, но, и это едва ли не самое важное, - информация о взаимодействии с ребенком дома.

Родители должны быть обязательно осведомлены о том, что домашние задания даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе - до 1 часа, во 2-м - до 1, 5 часа, в 3-м и 4-м -до 2 часов. Учитель должен проводить ежемесячные консультации по обучающей программе: рассказывая о том, как он в классе учит детей выполнять домашние задания, как объясняет и показывает порядок выполнения, как убеждается, что каждый знает как и умеет выполнять, показывает те необходимые действия, которые предстоит выполнить родителю дома. Учитель также должен давать рекомендации о том, как контролировать ход выполнения задания, как оказывать необходимую помощь, как выяснять реальное время и затруднения, которые испытывает ребенок при выполнении задания, как оценивать качество выполнения задания и вносить коррективы в порядок выполнения заданий (по сложности).

Под контроль учителя должны быть поставлены все важные позиции в научении ребенка пересказу, изложению, сочинению, запоминанию стихотворения или таблицы умножения. Используется тот же прием «я расскажу вам, как я учу детей на уроке», а также яркие формулы, описывающие сам процесс помощи детям, например «Я - мы - ты». Учитель не только разъясняет родителям подход к обучению, который должен быть единым в школе и дома, но и снимает страх родителей оказать детям «медвежью услугу» - лишить их своей помощью самостоятельности. Формула объясняет переход ребенка из зоны ближайшего развития, когда он не может обойтись без помощи взрослого, в зону актуального развития, когда он сам «вырывается из пут» помогающего. «Я» - это взрослый, еще раз объясняющий учебный материал, «мы» - совместная учебная работа ребенка и взрослого, «ты» - самостоятельный учебный труд школьника.

Просвещение родителей по проблемам адаптации и социализации, в отличие от информирования, не всегда носит обязательный и безотлагательный характер, эта форма взаимодействия с семьей ученика строится на основе диагностики детей и родителей, корректируется на основе анализа и интерпретации полученных данных. По содержанию и порядку освоения информации эта форма работы более пластична, зависит от желания и потребностей родителей как заинтересованных взрослых. Подготовленные для родителей тексты должны иметь объяснительный характер, а также должны быть адаптированы для восприятия людьми, не имеющими педагогического образования [5; 6].

Просвещение родителей по проблемам адаптации (в начале обучения в школе и при подготовке детей к переходу в средние классы) учитель должен строить на усвоенных в вузе концепциях адаптации, на знаниях о механизмах адаптации, способах, стилях и стратегиях поведения в ситуациях аккомодации (приспособления) и обособления, на знаниях о социальной адаптации личности в целом [8].

Целью просвещения родителей по проблемам адаптации и школьной социализации должен стать не набор информации по темам, а умение родителей определять истинное положение дел относительно процесса развития их ребенка, умение управлять своим поведением, реально оценивать свои педагогические убеждения и свою воспитательную деятельность. Информация о возрастных особенностях развития младшего школьника, об этапах процесса адаптации, о нормах готовности к обучению в школе, о школьных правилах и учебных навыках и так воспринимается ответственными родителями как эталон, поэтому способ подачи материала должен быть максимально корректен, в режиме «у нас с вами...».

Родители должны иметь представление о культурной обусловленности процесса развития: о ведущей деятельности как двигателе развития (Д. Б. Эльконин), о кризисном развитии личности ребенка (Э. Эриксон), об этапах развития мышления и интеллектуальной основе мышления (Ж. Пиаже), об этапах морально-нравственного развития как процесса усвоения норм и правил (Л. Колберг), о социальном интеллекте как особом инструменте познания (Р. Селман), о формировании национальной идентичности (Ж. Пиаже и Т. Марцин-ковская). Все эти данные должны привести родителей к мысли о том, что все процессы детского развития идут под руководством заинтересованных взрослых -учителя и родителей - в той культурной образовательной среде, которая ими и создается [2].

Эта информация о позитивном развитии в идеале. Однако, есть общие темы нежелательного развития ребенка, отклонения, по мнению родителей, от нормы. Мы имеем в виду негативные проявления кризиса 7 лет, а также последствия низкой готовности ребенка к школе и, как следствие, проблем адаптации. Эти темы также должны быть представлены родительскому сообществу, чтобы сами родители могли сформулировать свой запрос на консультативную помощь учителя. Например, учитель озвучивает типичные характеристики детей, в разной степени готовых к школьному обучению, параметры готовности к обучению, частичной готовности и неготовности, а родители пытаются определить реальный уровень собственного ребенка. Для грамотного взаимодействия со своим ребенком в период психологического кризиса (7 лет), который как раз попадает на период его поступления в школу и время адаптации к ней, взрослый должен обладать необходимыми знаниями о природе происходящих изменений в поведении. Были обнаружены следующие характеристики поведения или отношения ребенка к указанию взрослого: пауза (между обращением к нему и реакцией), спор

(как вербальная реакция на указание), непослушание (даже в привычных ситуациях), хитрость (намеренное создание ситуаций, выгодных для себя), манерничанье и кривляние (как карикатурная взрослость), упрямство, навязчивая требовательность к выполнению им обещанного, капризность, неадекватная реакция на критику. Стимулировать родителей к анализу их семейной ситуации может тот факт, что дети с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовы к школе, чем их сверстники со «стертыми» симптомами кризиса. Поэтому, скорее всего, будет конкретный родительский запрос, который определит тему индивидуальной консультации [5; 6].

Кроме того, учитель в процессе просвещения родителей должен контролировать процесс увлечения ими «альтернативными» методиками обучения детей, которые на поверку часто оказываются книгами для родителей с теми же советами: как учить детей запоминать, пересказывать, формировать суждение и пр. Наилучший выход из ситуации - этот процесс возглавить и давать родителям консультации и мини-лекции по содержанию этих книг и даже методик (например, альтернативная методика А. М. Кушнира). Существует масса находок (схем, карт, тренажерных альбомов и систем упражнений) в книгах Шамиля Ахмадуллина, Ренаты Кириллиной, Алексея Михайловича Кушнира, которые учитель более профессионально проанализирует и адресно порекомендует семье ученика. Огромный пласт такого рода литературы требует от учителя не только времени и усилий, но и осознания того, что консультирование родителей о способах воздействия на ребенка с целью научения чему-то дома нужно осуществлять с учетом индивидуальности ребенка.

Консультирование действительно затрагивает вопросы индивидуальной помощи ребенку и его семье в вопросах обучения и воспитания, но действенность этой помощи зависит от понимания родителями особенностей личности их собственного ребенка. Неактуально и даже вредно обкатывать на нем все методики и приемы подряд. Поэтому для успешного взаимодействия с собственным ребенком родителю необходимо определить (опираясь на помощь учителя) его модальность, поскольку с индивидуальными особенностями восприятия и деятельности связан успех или неуспех в учебном труде. Учитель должен знать о концепции дифференцированного обучения на основе психологических особенностей школьников, связанных с различиями в латеральной организации мозга, о разнице в учебной деятельности детей с различной межполу-шарной, моторной и сенсорной асимметрией [9].

Для родителей такого рода консультирование должно выглядеть как действенная и эффективная карта личности, где обозначены сильные и слабые стороны ребенка. Порядок составления таких карт должен быть определен учителем (например, вначале - для трудно-обучаемых), а также по запросу родителей. Нам представляется необходимым составление учителем личностных карт по модальностям для всех детей в классе, поскольку от этих знаний зависит и индивидуальный

СКИЕ НАУКИ 165

маршрут учебной работы, как труднообучаемых, так и детей с особыми способностями. Такого рода информация является базовой, она не меняется от возраста ребенка, а значит необходима для использования и периоды адаптации, и в течение всего периода вторичной социализации - школьной [7; 9].

Педагогическое сопровождение семьи в процессах адаптации и социализации ребенка в школе должно решить сложные задачи, поставленные непростыми ситуациями школьной жизни. Качественная организация работы учителя по информированию, просвещению и консультированию родителей детей, обучающихся в начальной школе, обеспечивает, в первую очередь учебную успешность учеников, а также доверие и открытость отношений в их семьях.

Библиографический список

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Изд-во «Совершенство», 1997. 298 с.

2. Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. М. : МГППУ, 2006. 96 с.

3. Казакова Е. П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб. : Питер, 1995. 129 с.

4. Колеошкина С. Н. Взаимодействие семьи и школы // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Вып. 6. Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т. Смоленск: СмолГУ 2019. С. 50-59.

5. Овчарова Р. В. Психология родительства : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2005. 368 с.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Academia, 2000. 180 с.

7. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / [Слюсарева Е. С. и др.] ; под ред.

Е. С. Слюсаревой, А. В. Морозовой. Ставрополь : АГРУС 2019. 173 с.

8. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб. : Прайм-еврознак, 2006. 479 с.

9. Сиротюк А. А. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников : учебное пособие / А. А. Сиротюк. М. : Директ-Медиа, 2014. 292 с.

Bibliographic list

1. Bityanova M. R. Organization of psychological work at school. M.: Publishing house «Perfection», 1997. 298 p.

2. Bityanova M. R. Working with a child in an educational environment: solving problems and problems of development.: Scientific and methodological manual for psychologists and teachers. M. : MGPPU, 2006. 96 p.

3. Kazakova E. P. Pedagogical support. Experience of international cooperation. St. Petersburg : Peter, 1995. 129 p.

4. Koleoshkina S. N. Interaction of family and school // Actual issues of professional training of a modern primary school teacher: materials of the All-Russian scientific and practical conference / Issue 6. Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Small State University. Smolensk : SmolGU. 2019. № 5. РР. 50-59.

5. Ovcharova R. V. Psychology of parenthood: Studies. Manual for students. Higher. Educational institutions. M. : Academy, 2005. 368 p.

6. Polivanova K. N. Psychology of age crises : A textbook for students of higher pedagogical studies. institutions / K. N. Polivanova. M. : Academia, 2000. 180 p.

7. Psychological and pedagogical support of subjects of inclusive education: an educational and methodological manual / [Slyusareva E. S. etc.] ; edited by E. S. Slyusa-reva, A. V. Morozova. Stavropol : AGRUS 2019. 173 p.

8. Rean A. A. Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice / A. A. Rean, A. R. Kudashev, A. A. Baranov. St. Petersburg : PRIME-EUROZNAK, 2006. 479 p.

9. Sirotyuk A. A. Psychophysiological foundations of differentiated education of schoolchildren: textbook. M. : Direct-Media, 2014. 292 p.

Дополнительная информация об авторе С. Н. Колеошкина - доцент кафедры теории и методики начального образования Смоленского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.

Additional information about the author S. N. Koleoshkina - Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education of Smolensk State University, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 06.07.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 20.07.2022.

The article was submitted 06.07.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 20.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.