Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение / межкультурное взаимодействие / виды педагогического сопровождения / pedagogical support / intercultural interaction / types of pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна

В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема межкультурного взаимодействия. Автор подчеркивает, что процесс межкультурного взаимодействия будет эффективным при его целенаправленном педагогическом сопровождении. На основе анализа теории и практики автор пришел к выводу, что педагогическое сопровождение межкультурного взаимодействия целесообразно связывать с наполнением содержания деятельности учащихся межкультурным контекстом. В статье показано, что что для более эффективной реализации целенаправленной работы по межкультурному взаимодействию учащихся педагогам необходимо разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня развития диалогового сознания не только учащихся, но и членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of intercultural interaction that is relevant for modern society. The author emphasizes that the process of intercultural interaction will be effective with its purposeful pedagogical support. Based on the analysis of theory and practice, the author came to the conclusion that pedagogical support of intercultural interaction should be associated with filling the content of students' activities with an intercultural context. The article shows that for more effective implementation of purposeful work on intercultural interaction of students, teachers need to develop personality-oriented forms of interaction of subjects (children, parents, teachers) of the institution, which cause an increase in the level of development of dialog consciousness not only of students, but also of their family members.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Абдуразакова Диана Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема межкультурного взаимодействия. Автор подчеркивает, что процесс межкультурного взаимодействия будет эффективным при его целенаправленном педагогическом сопровождении. На основе анализа теории и практики автор пришел к выводу, что педагогическое сопровождение межкультурного взаимодействия целесообразно связывать с наполнением содержания деятельности учащихся межкультурным контекстом. В статье показано, что что для более эффективной реализации целенаправленной работы по межкультурному взаимодействию учащихся педагогам необходимо разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня развития диалогового сознания не только учащихся, но и членов их семей.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, межкультурное взаимодействие, виды педагогического сопровождения.

Annotation. The article deals with the problem of intercultural interaction that is relevant for modern society. The author emphasizes that the process of intercultural interaction will be effective with its purposeful pedagogical support. Based on the analysis of theory and practice, the author came to the conclusion that pedagogical support of intercultural interaction should be associated with filling the content of students' activities with an intercultural context. The article shows that for more effective implementation of purposeful work on intercultural interaction of students, teachers need to develop personality-oriented forms of interaction of subjects (children, parents, teachers) of the institution, which cause an increase in the level of development of dialog consciousness not only of students, but also of their family members.

Key words: pedagogical support, intercultural interaction, types of pedagogical support.

Введение. Важность обеспечения межкультурного взаимодействия учащихся в образовательных организациях согласуется основными принципами государственной политики в сфере межнациональных отношений. В нормативных документах, регулирующих сферу образования и межнациональных отношений подчеркивается, что необходимо формирование знаний, умений и навыков межкультурного взаимодействия и общения в условиях многонационального государства.

Изложение основного материала статьи. Педагогическое сопровождение рассматривается как часть образовательного процесса в школе, в учреждениях дополнительного образования и является одним из направлений в деятельности педагогов. Существуют различные подходы к рассмотрению сущности понятия «педагогическое сопровождение». С.И. Ожегов в словаре пишет, что: «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [2].

Рассмотрим, как различные авторы вкладывают свой смысл в данную дефиницию:

- И.Э. Куликовская рассматривает педагогическое сопровождение, как системный инструментарий педагогической деятельности[3]);

- А.Л. Уманский подчеркивает, что это процесс взаимодействия педагогов и детей для оказания помощи в реализации их потенциала [6];

- Н.В. Сутковая рассматривает педагогическое сопровождение детей как взаимодействие между участниками образовательного процесса с учетом возрастных особенностей ребенка[51.

В целом, анализ литературы показал, что педагогическое сопровождение учащихся представляет собой не только оказание целенаправленной помощи педагогами, но и стимулирование их активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие.

Среди видов педагогического сопровождения выделены те из них, которые могут способствовать развитию межкультурного взаимодействия условиях образовательных учреждений различных уровней и типов:

- У учащихся дошкольного возраста (развивающий).

- У учащихся общеобразовательной школы (образовательный).

- У учащихся в учреждениях дополнительного образования (студийно - творческий).

- У студентов вузов и СПО (профессиональный).

Анализ практической деятельности учреждений образования и культуры показал, что способности, которыми должен обладать будущий педагог по развитию межкультурного взаимодействия учащихся, что является одной из приоритетных задач современного общества.

Следует отметить, что развивающий вид педагогического сопровождения является начальной, подготовительной фазой развития межкультурного взаимодействия учащихся, а также то, что в этой группе учащихся более значимым является сам процесс воспитания и обучения, а результат в виде коллективного творческого продукта не всегда может быть предъявлен как художественное целое.

Более продуктивными являются такие возрастные группы учащихся, как:

- подростки(10-14 лет),

- старшеклассники (15-18 лет),

- студенческая молодежь (19-23 года).

В этих группах велось наблюдение за педагогической регуляцией развития межкультурного взаимодействия учащихся. Образовательные организации и учреждения культуры творчески подходят к подбору содержания, методов, средств и форм педагогического сопровождения в целенаправленной организации межкультурного взаимодействия учащихся.

Общими требованиями к гуманистическим моделям педагогического сопровождения выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации, ее культурное саморазвитие, а также осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в его адаптации в обществе и жизненном самоопределении.

Разработанные совместно с педагогами направления системы педагогического сопровождения в процессе реальной практики рассматриваются под углом зрения их авторского применения.

В Детской школе искусств №8 г. Махачкалы, где занимаются творчеством дети разных возрастов и национальностей создана образовательная, творчески развивающая среда, способствующая развитию у детей навыков эффективного взаимодействия с представителями разных национальностей и культур.

Педагогами были организованы разные отделения для освоения детьми музыки, хореографии, художественного творчества, театрального искусства и т.д. Следует отметить, что содержательная составляющая образования в детской школе искусств связана с освоением языка искусства и форм художественно-творческой деятельности, поэтому результатом обучения становятся публичные представления: академические концерты, исполнительские конкурсы, творческие смотры, выставки достижений, театрализованные представления, фестивали искусств, циклы спектаклей и т.д.

Хореографический коллектив «Молодость Кавказа» Детской школы искусств объединяет разновозрастных детей. Коллектив принимает активное участие в фестивальном движении, в процессе которого устанавливаются творческие контакты, популяризация культурных традиций народов Дагестана и России.

В хореографическом коллективе в процессе участия в различных учебных и внеучебных мероприятиях учащиеся:

- получают стимул к разностороннему развитию и самосовершенствованию;

- расширяют знания о культуре других народов и о собственной культуре;

- вносят посильный вклад в развитии культурных связей между народами разных стран;

- демонстрируют красоту и своеобразие этнической культуры.

Преобладающий вначале в коллективе эмоциональный компонент постепенно дополняется когнитивным и коммуникативным компонентами. Многие участники ансамбля увлеклись историей и искусством народов многонационального Дагестана, и уже по собственной инициативе посещали Национальный музей Республики Дагестан.

На базе театрально-музыкальной студии было проведено мероприятие, которое потребовало значительных усилий и тщательной подготовки как со стороны учащихся и педагогов, так и со стороны родителей. Для театральных постановок были выбраны сказки народов Дагестана.

Весь процесс подготовки способствовал развитию коммуникативных способностей учащихся, что является одним из условий становления позитивных представлений о культуре другого народа, принятие положительных ценностей другого народа.

Педагогическая регуляция в процессе подготовки театрального представления осуществлялась в направлении развития внимания к собеседнику, диалогических способностей. И это все способствовало совершенствованию такого важного компонента межкультурного взаимодействия, как эмпатия.

Игровое общение (по мнению Т.В. Надолинской, с которой мы солидарны в этом вопросе) рассматривается как способ организации совместной художественно-творческой деятельности, гуманных взаимоотношений, основанных на разумном понимании и целенаправленной передаче знаний, мыслей и переживаний персонажей (главных и второстепенных) в соответствии с условиями проведения конкретной театрализованной игры» [4].

Таким образом, педагогом определяется, что игровое общение является таким видом духовной деятельности, который наряду с передачей знаний об искусстве включает в себя и создание нового - в данном случае - формирование гуманной, творческой личности.

В процессе проведенного исследования было установлено, что реализованная в процессе взаимодействия учащихся между собой и педагогами совместная творческая деятельность, способствовала формированию коммуникативного компонента межкультурного взаимодействия.

Так же, по мере более активного вовлечение обучаемых в совместную творческую деятельность возрастало желание общения, которое перерастало в формирование искреннему интереса к сверстникам, а в последствии, на более старших ступенях, формирование навыков осознанного продуктивного общения.

Далее было отмечено, что накопление опыта межкультурного общения обучаемых способствовало развитию перцептивной составляющей межкультурного взаимодействия.

Так же наблюдался рост когнитивной составляющей межкультурного взаимодействия обучаемых. Это выражалось в обогащении учащихся знаниями истории развития региональной культуры, культуры народов России, а так же и мировой культуры.

В процессе проведённого исследования были выделены следующие уровни проявления опыта межкультурного общения учащихся:

- спонтанный - получение первого опыта межкультурного общения;

- устойчивый - более продвинутый;

- планируемый уровень - наиболее высокий.

Следует отметить, что изучению вопросов совместных действий педагогического коллектива и семьи в вопросах развития межкультурного взаимодействия учащихся необходимо посвятить отдельное исследование.

Некоторые аспекты этой сложной проблематики были раскрыты в работах В.А. Караковского, В.И. Журавлева, A.B. Зосимовского, Е.В. Семеновой и др. Они подчеркивают взаимосвязь ценностного отношения к семье, ее традициям и уровня развития межкультурного общения, взаимодействия молодежи.

Исследователи также отмечают возникающую в современных условиях опасность формирования антиценностных отношений личности к такой важнейшей сфере жизнедеятельности, как создание и функционирование семьи [1].

Профилактика интолерантного поведения основана на создании ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения. Органичное развитие межкультурного взаимодействия проходит прежде всего в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки.

На основе анализа практического опыта нами были выделены основные направления совершенствования учебно -воспитательной работы с обучаемыми по развитию межкультурного взаимодействия:

- учет позиции учащегося как активного субъекта организации воспитательно-профилактической работы;

- организация работы с семьей на уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

- организация включения в коллективную творческую деятельность учащихся через педагогическое сопровождения в условиях учреждений дополнительного образования.

Важно подчеркнуть, что для более эффективной реализации целенаправленной работы по межкультурному взаимодействию учащихся педагогам необходимо разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня развития диалогового сознания не только учащихся, но и членов их семей.

В целом, можно заключить, что педагоги, реализующие систему педагогического сопровождения развития

межкультурного взаимодействия, в первую очередь, должны решать проблему создания благоприятного эмоционального фона в семье и культурной, образовательной среды.

Решение этой проблемы нам видится в реализации комплекса мер по воплощению идеи гуманного отношения к детям, как условия для оздоровления эмоциональной атмосферы, включающее объединение усилий заинтересованных организаций и ведомств, привлечение специалистов для организации реальной помощи детям в межкультурном взаимодействии, использование средств массовой информации.

Выводы. Как показали исследования, в процессе целенаправленной работы по межкультурному взаимодействию учащихся проходило изменение уровней творческого проявления учащихся от спонтанного, далее - к устойчивому проявлению и в итоге к планируемому. Безусловно, такие результаты были получены не у всех учащихся, но у большинства было диагностировано улучшение данных показателей.

Литература:

1. Абдуразакова, Д.М. Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе становления толерантного сознания учащихся многонационального региона / Д.М. Абдуразакова // Педагогика искусства. - 2009. -№1. - 8С.

2. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: монография / Е.А. Александрова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 200 с.

3. Куликовская, И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение: дис. ... д-ра пед. Наук 13. 00. 07/ Ирина Эдуардовна Куликовская. - Ростов н/Д., 2002. - 450 с.

4. Надолинская, Т.В. Театральные технологии в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта / Т.В. Надолинская // Вестник МГУКИ. - 2008. - №1. - 7 С.

5. Сутковая, Н.В. Феномен педагогического сопровождения в актуальных педагогических исследованиях / Н.В. Сутковая // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). -Челябинск, 2017. - С. 49-52

6. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук / Александр Львович Уманский. - Кострома, 2004. - 318 с.

7. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н.О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. - 2012. -№4.-С. 46-49

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель образовательной программы по педагогике дошкольного и начального образования педагогического факультета Абугалиева Гульшат Сержановна

Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, (г. Уральск);

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры общеобразовательных

и профессиональных дисциплин отделения СПО Гамзаева Мадина Вагидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МНОГОЯЗЫЧИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования полиязычной компетентности будущего педагога в вузе. Рассмотрена роль современного педагога, обладающего расширенным набором полиязычных компетенций способного методически грамотно организовать образовательный процесс в поликультурном пространстве. Автор рассматривает результат формирования профессиональной компетентности, интегрирующие ценностные ориентации полиязычного образования, особенности организации профессиональной деятельности будущего педагога в период обучения в вузе и педагогической практики в школе с целью эффективного решения образовательных задач в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Особенностями процесса формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов являются: открытость, гибкость организации, творческая наполненность, применение заданий разного уровня сложности, тщательное наблюдение и оценка участников, проектная деятельность и др. Автор пришёл к выводу, что ориентация на этнопедагогические основы народных традиций казахов как общее и особенное позволяет содержательно обогатить процесс полиязычного образования в профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: полиязычие, компетентность, педагог, язык, культура, полиэтническая среда, подготовка.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of polylingual competence of a future teacher in higher education. The article considers the role of a modern teacher who has an extended set of multilingual competences and is able to methodically organise the educational process in a multicultural space. The author considers the result of formation of professional competence, integrating value orientations of polylingual education, peculiarities of the organisation of professional activity of the future teacher during the period of study at the university and pedagogical practice at school in order to effectively solve educational tasks in the process of education and upbringing of the younger generation. The peculiarities of the process of formation of polylingual competence in future teachers are: openness, flexibility of organisation, creative content, application of tasks of different levels of complexity, careful observation and evaluation of participants, project activities, etc. The author came to the conclusion that the orientation to the ethnopedagogical foundations of Kazakh folk traditions as common and special allows to meaningfully enrich the process of polylingual education in the professional training of future teachers in higher education.

Key words: polylingualism, competence, teacher, language, culture, multi-ethnic environment, training.

Введение. Происходящие инновационные процессы в социально-экономическом развитии современного мира активно влиять на качество профессиональной подготовки педагогов в вузе и актуализируют значимость интенсификации межкоммуникационного взаимодействия людей - носителей разных языков, культур в поликультурной образовательной среде. Активное развитие социально-экономического взаимодействия Республики Казахстан с иностранными партнерами закладывает основы для построения долгосрочных и взаимовыгодных форм сотрудничества в экономике, производстве, науке, социальной политике, образовании. Ключевой фигурой, способной методически грамотно организовать образовательный процесс в поликультурном пространстве, является современный педагог, обладающий расширенным набором полиязычных компетенций. В условиях социально-экономической ситуации в современном мире наиболее возрастает потребность в педагогах, которые эффективно решают профессиональные задачи в полиэтнической среде независимо от постоянно меняющихся информационных, политических, экономических, социальных, профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.