Научная статья на тему 'О ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ'

О ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Шабанова Шахназ Гилаловна

На страницах настоящей статьи рассматривается проблема развития навыков межкультурного взаимодействия у учащихся. Её исследование осуществляется на основе анализа широкого круга специальной литературы, а также обобщения педагогического опыта авторов. При этом выделяются следующие основные предпосылки данного процесса: учебно-воспитательная деятельность, ориентированная на развитие у учащихся навыков межкультурного взаимодействия; использование ценностей культуры; приобщение к культурным ценностям; формирование культурного опыта у учащихся; усиление процессов коммуникации, осуществляемых по ходу учебно-воспитательного процесса; гуманистическое мировоззрение педагога. Раскрываются наиболее значимые механизмы развития навыков межкультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Шабанова Шахназ Гилаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL SKILLS STUDENT INTERACTIONS

On this article’s pages, the skills of intercultural interaction developing among students problem is considered. Its research is based on the analysis of the specialized literature wide range, as well as generalization of the authors’ pedagogical experience. At the same time, the following main prerequisites of this process are highlighted: educational activities focused on the development of students' intercultural interaction skills; the cultural values using; familiarization with cultural values; the cultural experience formation among students; strengthening of communication processes carried out in the educational process; teacher’s humanistic worldview. The most significant mechanisms of the intercultural interaction skills development are revealed.

Текст научной работы на тему «О ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ»

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-podrostkov-imeyuschih-raznuyu-stepen-pogruzhennosti-v-intemet-sredu/viewer

10. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова 1935-1940; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека)

11. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

12. Янтранова, С.С. Развитие пространственного мышления средствами информационных технологий / С.С. Янтранова. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/razvitie-prostranstvennogo-mysЫeшya-sredstvami-mformatsюnnyh-tehnologiy/viewer

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, профессор Абдуразакова Диана Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Шабанова Шахназ Гилаловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

О ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ

Аннотация. На страницах настоящей статьи рассматривается проблема развития навыков межкультурного взаимодействия у учащихся. Её исследование осуществляется на основе анализа широкого круга специальной литературы, а также обобщения педагогического опыта авторов. При этом выделяются следующие основные предпосылки данного процесса: учебно-воспитательная деятельность, ориентированная на развитие у учащихся навыков межкультурного взаимодействия; использование ценностей культуры; приобщение к культурным ценностям; формирование культурного опыта у учащихся; усиление процессов коммуникации, осуществляемых по ходу учебно-воспитательного процесса; гуманистическое мировоззрение педагога. Раскрываются наиболее значимые механизмы развития навыков межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, развитие навыков межкультурного взаимодействия, культура, культурные нормы, культурный опыт.

Annotation. On this article's pages, the skills of intercultural interaction developing among students problem is considered. Its research is based on the analysis of the specialized literature wide range, as well as generalization of the authors' pedagogical experience. At the same time, the following main prerequisites of this process are highlighted: educational activities focused on the development of students' intercultural interaction skills; the cultural values using; familiarization with cultural values; the cultural experience formation among students; strengthening of communication processes carried out in the educational process; teacher's humanistic worldview. The most significant mechanisms of the intercultural interaction skills development are revealed.

Key words: intercultural interaction, development of skills of intercultural interaction, culture, cultural norms, cultural experience.

Введение. Нахождение оптимальных путей формирования у представителей учащейся молодёжи навыков эффективного межкультурного взаимодействия представляет собой одну из приоритетных задач процесса совершенствования образовательной системы в нашей стране [2; 4-5; 10; 13; 16]. В этой связи перед современной педагогической наукой встаёт комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов формирования у представителей учащейся молодёжи основных навыков межкультурного взаимодействия [1; 3; 10-11; 15].

Указанная проблема является актуальной также в смысле противодействия процессам повсеместного нарастания агрессивности. Последние прослеживаются практически во всех сферах жизни современной молодёжи [4; 9; 12]. Соответственно, поиск путей формирования навыков продуктивного взаимодействия между представителями различных культур может снизить социальную напряжённость в данной среде.

Изложение основного материала статьи. В пространстве полиэтничного региона межкультурное взаимодействие может рассматриваться в качестве процесса, реализующегося в нескольких направлениях (Табл. 1).

Таблица 1

Направления реализации межкультурного взаимодействия

Наименование Характеристика

Освоение русской культуры Позволяет приобщить учащихся к русской культуре. Последняя в нашей стране представляет собой основного посредника в установлении контактов как между отдельными национальными культурами, так и между ними с одной стороны и мировой культурой - с другой [2, С. 241].

Приобщение к традициям национальной культуры Способствует формированию у представителей учащейся молодежи осознанного стремления к сохранению и творческому преобразованию наследия собственных национальных культур.

Вооружение учащихся системой знаний об основных тенденциях развития мировой культуры Знакомство с мировой культурой с большой вероятностью будет способствовать оптимизации процесса воспитания обучающихся, основывающегося на позициях общечеловеческих нравственных ценностей [3; 5; 7].

При этом педагог-практик выполняет три важные функции (Табл. 2).

Таблица 2

Функции педагога-практика в ходе организации межкультурного взаимодействия

№ п/п Функции

1 Организация специальной образовательной среды, благоприятствующей продуктивному межкультурному взаимодействию.

2 Регулирование взаимодействия между такой средой и каждым учащимся.

3 Контроль хода взаимодействия между специальной образовательной средой и учащимися [8; 10; 12; 15].

Таким образом, в целях успешного освоения учащимися культурных ценностей необходимо создание особой культурно-образовательной среды. Последняя должна стать доминантой всего процесса межкультурного взаимодействия. Именно внутри такой среды могут эффективно формироваться конструктивные поведенческие стратегии членов современного общества. Формирование личности учащихся происходит в ней через активную деятельность, носящую коллективный творческий характер [5-6; 16].

Важной проблемой при этом является самоопределение учащихся. Дело в том, что в ходе учебно-воспитательного процесса каждому из них предстоит преодолеть множество препятствий самого различного характера (бытовых, культурных, субкультурных) с тем, чтобы в итоге остановить выбор на высоких духовных ценностях [3, С. 210-211]. Этот шаг на пути развития навыков межкультурного взаимодействия учащихся отличается сложностью. Однако, лишь сделав его, представители учащейся молодёжи смогут в дальнейшем транслировать эти ценности другим.

В свою очередь, помочь учащимся сделать правильный выбор педагог сможет только при условии непрерывного повышения своей профессиональной, личной, коммуникативной и гуманитарной культуры [4-5; 8; 14]. Высокий уровень гуманистического мировоззрения педагога является важной психолого-педагогической предпосылкой для развития у обучающихся умений и навыков, связанных с продуктивным межкультурным взаимодействием.

Далее, развитию навыков ведения конструктивного межкультурного диалога будет во многом способствовать усиление коммуникативной составляющей образования. Организация образовательного пространства, насыщенного коммуникативными ситуациями, сможет стимулировать саморазвитие учащихся. Последние смогут развить свои навыки межкультурного общения, рефлексии и эмпатии [1; 9; 15]. В целях создания эффективного коммуникативного пространства педагогу-практику следует сформировать собственную личностно-профессиональную позицию как организатора конструктивного общения. Эта позиция должна быть основана на т.н. «правиле трёх «П»» (Табл. 3).

Таблица 3

Структура «правила трёх «П»»

Составляющие Характеристика

Понимание По сути, представляет собой умение видеть своих учеников «изнутри», видеть действительность как со своей, так и с его точки зрения одновременно.

Принятие Безусловное положительное отношение к учащемуся и его индивидуальности вне зависимости от того, радует он педагога в данный момент или нет [6, С. 196].

Признание Означает право учащегося на самостоятельное решение проблем учебной или иной деятельности, право быть взрослым, ответственным и самостоятельным человеком.

В качестве основного результата такой формы организации общения между участниками образовательного процесса выступает возникающая ситуативная, а затем и более постоянная духовная общность учащихся [3; 11; 13-14]. Её формирование, в свою очередь, позволяет закрепить нормы и принципы, усвоенные в общении в дальнейших поведенческих проявлениях. Более того, высший уровень освоения принципов межкультурного взаимодействия, - наличие достаточно развитой системы навыков и стремления транслировать их окружающим, также может быть достигнут в ходе подобного общения [6; 10; 12; 14].

Далее, в ходе освоения культурных норм учащиеся открывают также и культурные способы систематизации своей картины мира. В развитии способности формирующейся личности возвышаться над собственным естеством, утверждая разумные, истинно человеческие основания бытия состоит единственно возможный путь построения конструктивного межкультурного взаимодействия [7; 13; 15].

Таким образом формирование у учащихся навыков продуктивного межкультурного диалога представляет собой результат взаимодействия между несколькими социокультурными средами. Их развитие происходит в ходе участия представителей учащейся молодежи в общественной практике [10; 12; 16]. Организация учебно-воспитательного процесса при этом может быть направлена:

- на приспособление этого процесса к уже достигнутому уровню психического развития учащихся;

- на формирование представлений о дальнейших перспективах такого развития [2, С. 116-117].

Во втором случае педагогу-практику следует опираться на принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу. В случае использования такого подхода представляется возможным создание новых структур личностных ценностей членов постиндустриального общества будущего [8; 11; 13].

Говоря о психолого-педагогических предпосылках развития навыком конструктивного межкультурного взаимодействия учащейся молодежи, нельзя обойти вниманием индивидуальный подход к целенаправленному формированию и развитию личности её представителей. Обучение межкультурному взаимодействию, предусматривающее его широкое применение может быть представлено в форме своеобразного проекта [1; 6; 10]. Этот, последний, может быть реализован с учётом конкретных психологических особенностей каждого учащегося [1; 8; 16].

Завершив обсуждение наиболее значимых, на взгляд авторов, предпосылок развития навыков межкультурного взаимодействия учащихся, следует подвести итоги проделанной работы.

Выводы. Завершая наше исследование, в первую очередь следует отметить, что поиск эффективных путей развития навыков продуктивного межкультурного взаимодействия у представителей учащейся молодёжи является одной из приоритетных задач процесса совершенствования образовательной системы.

Соответственно перед педагогической наукой на современном этапе её развития встаёт комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов формирования основных навыков межкультурного взаимодействия учащихся.

Эта проблема выходит за рамки педагогики. Она является актуальной также в смысле противодействия процессам повсеместного нарастания агрессивности.

В полиэтничном регионе межкультурное взаимодействие может рассматриваться как процесс, реализующийся в нескольких направлениях. К ним относятся: освоение русской культуры; приобщение к традициям национальной культуры; вооружение учащихся системой знаний об основных тенденциях развития мировой культуры.

При этом функции педагога-практика в ходе организации межкультурного взаимодействия включают: организацию специальной образовательной среды, благоприятствующей продуктивному межкультурному взаимодействию; регулирование взаимодействия между такой средой и каждым учащимся; контроль хода взаимодействия между специальной образовательной средой и учащимися.

В свою очередь, для успешного освоения учащимися культурных ценностей необходимо создание особой культурно-образовательной среды. Последняя должна стать доминантой всего процесса межкультурного взаимодействия. Внутри такой среды могут эффективно формироваться конструктивные поведенческие стратегии членов современного общества.

Развитию навыков ведения конструктивного межкультурного диалога будет во многом способствовать усиление коммуникативной составляющей образования. Организация образовательного пространства, насыщенного коммуникативными ситуациями, с высокой вероятностью будет стимулировать саморазвитие учащихся. Последние смогут развить свои навыки межкультурного общения, рефлексии и эмпатии.

В целях создания эффективного коммуникативного пространства педагогу-практику следует сформировать собственную личностно-профессиональную позицию. Он должен идентифицировать себя как организатора конструктивного общения.

Формирование у учащихся навыков продуктивного межкультурного диалога представляет собой результат взаимодействия между несколькими социокультурными средами. Их развитие происходит в ходе участия представителей учащейся молодежи в общественной практике.

При этом организация учебно-воспитательного процесса при этом может быть направлена как на приспособление этого процесса к уже достигнутому уровню психического развития учащихся, так и на формирование представлений о дальнейших перспективах такого развития.

Кроме того, рассматривая основные психолого-педагогические предпосылки развития навыков межкультурного взаимодействия у учащейся молодежи, нельзя обойти вниманием индивидуальный подход к целенаправленному формированию и развитию личности обучающихся.

Литература:

1. Багичева, Н.В. Межкультурные проекты как средство формирования универсальных компетенций студентов / Н.В. Багичева // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 13-21

2. Бердичевский, А.Л. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе / А.Л. Бердичевский, И.А. Гиниатуллин, Е.Г. Тарева. - Москва: Флинта, 2019. - 368 с.

3. Библер, В.С. От науконаучения - к логике культуры / В.С. Библер. - Москва: Политиздат, 1990. - 413 с.

4. Борисова, Н.В. Языковая политика в регионах современной России: ресурсные возможности, общественный запрос и политические ограничения / Н.В. Борисова // Социо- и психолингвистические исследования. - 2020. - № 8. - С. 7-16

5. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - Москва: Совершенство, 1998. - 607 с.

6. Глумова, Е.П. Региональная образовательная среда в полилингвальных вузах России и Узбекистана / Е.П. Глумова, С.Х. Мухамедова, Н.Б. Рашидова // Язык и культура. - 2022. - № 59. - С. 178-201

7. Глумова, Е.П. Региональный аспект межкультурной коммуникации / Е.П. Глумова // Проблемы современного образования. - 2017. - № 6. - С. 92-104

8. Глумова, Е.П. Языковая политика Российской Федерации в области обучения иностранным языкам / Е.П. Глумова // Языковая политика и лингвистическая безопасность: материалы второго международного научно-образовательного форума. - Нижний Новгород: НГЛУ, 2018. - С. 30-37

9. Данилов, С.В. Кластерный подход как методологическая основа управления инновационными процессами в системе образования / С.В. Данилов // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 42-59

10. Илюшина, А.В. Мотивация студентов медицинского вуза к межкультурному взаимодействию / А.В. Илюшина, Л.М. Царёва // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - № 7(36). - С. 469-478

11. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 1990. - 111 с.

12. Ореховская, Н.А. Обучение межкультурной коммуникации: методический базис и инструменты / Н.А. Ореховская // Власть. - 2019. - № 6. - С. 137-143

13. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Москва: Политиздат, 1982. - 255 с.

14. Сорокопуд, Ю.В. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования / Ю.В. Сорокопуд, С.А. Сиротина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1(80). - С. 187-189

15. Фирсова, С.П. Условия формирования и развития благополучной поликультурной среды в высшем профессиональном образовании / С.П. Фирсова, Ф.З. Гарифуллина // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2019. - С. 137-141

16. Якушев, М.В. Особенности разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе межкультурных проектов / М.В. Якушев // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2018. -№ 3(80). - С. 430-434

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.