Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслюков Роман Сергеевич

Автор статьи обосновывает потребность современных специалистов во владении межкультурной компетентностью, аргументирует необходимость формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в процессе их подготовки в российских вузах. На основе анализа близких по смыслу терминов (профессиональная компетентность, социальная компетентность, социокультурная компетентность, коммуникативная компетентность) выделяются обобщенные характеристики позволяющие полнее раскрыть сущность межкультурной компетентности. Рассматриваются подходы к пониманию содержания и структуры межкультурной компетентности, дается ее авторская интерпретация. Выделяются трудности формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в российских вузах, предлагаются пути их преодоления. В качестве основных педагогических условий формирования межкультурной компетентности иностранных студентов автор выделяет: целенаправленную ориентацию учебного процесса на развитие всей совокупности элементов межкультурной компетентности; организация межкультурного пространства взаимодействия участников учебного процесса; активное включение иностранных студентов в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS

The author of the article substantiates the need of modern specialists in the possession of intercultural competence, argues the need for the formation of intercultural competence of foreign students in the process of their preparation in Russian universities. Based on the analysis of terms that are close in meaning (professional competence, social competence, sociocultural competence, communicative competence), generalized characteristics are distinguished that allow to reveal the essence of intercultural competence more fully. Approaches to understanding the content and structure of intercultural competence are considered, its author's interpretation is given. Difficulties in the formation of intercultural competence of foreign students in Russian universities are highlighted, and ways to overcome them are suggested. As the main pedagogical conditions for the formation of intercultural competence of foreign students, the author identifies: a targeted orientation of the educational process towards the development of the entire set of elements of intercultural competence; organization of intercultural space for interaction between participants in the educational process; active involvement of foreign students in practical intercultural communication activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

6. Ватунский, А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании / А.А. Ватутинский // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 225-226.

7. Волканова, Е.В. Этнокультурный модуль как единица организации содержания обучения при формировании иноязычной этнокультурной компетенции старшеклассников / Е.В. Волканова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т.12. - Вып. 9. - C. 401-405.

8. Иванова, С.В. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи / С.В. Иванова, Л.С. Пастухова Л. С. // Философия образования. - 2018. - № 76. - Вып. 3. - С. 3-18.

9. Казаринова, Д.Б. Траектории развития постсоветских идентичностей: подходы, модели, тенденции / Д.Б. Казаринова, Н.А. Дунамалян // Политическая наука. - 2022. - № 1. - С. 52-79.

10. Конкрикова, И.В. Педагогические возможности этнокультурного образования в процессе формирования коммуникативных умений у обучающихся / И.В. Конкрикова, Я.Б. Аппаева // Кант. - 2020. - № 4(37). - С. 418-422.

11. Кутергин, Н.Б. Современные педагогические технологии, расширяющие организационно-методический инструментарий образовательного процесса / Н.Б. Кутергин, А.А, Тарасенко, Л.Л. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 134-138.

12. Пичугина, Т.А. Роль библиотек в формировании культуры межличностных коммуникаций молодёжи в Удмуртской Республике: социологический аспект / Т.А. Пичугина // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сборник научных статей. - Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2019. - С. 302-305.

13. Попова, М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде / М.Н. Попова // Мир науки, культуры, образования. - 2019.- № 1(74). - 2019. - С. 142-144.

14. Трубина, Г.Ф. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося / Г.Ф. Трубина, Э.Ф. Зеер, М.В. Мащенко // Образование и наука. - 2017. - Т.19. - № 6. - С. 9-32.

15. Чжу, Ф. Развитие социальных компетенций студентов в коллективных мероприятиях вуза / Ф. Чжу // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6(73). - С. 112-115.

16. Шустова, И.Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип событийности / И.Ю. Шустова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т.1. - № 5(43). - С. 156-168.

17. Tseeva, L.K. Ethno-cultural aspect of the preparation of Bachelor students in the system of higher Education / L.K. Tseeva, B.H. Panesh, R.K. Simbuletova // Colloquium-journal. - 2018. - № 10(21). - Pp. 22-26.

Педагогика

УДК 378

аспирант Маслюков Роман Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Автор статьи обосновывает потребность современных специалистов во владении межкультурной компетентностью, аргументирует необходимость формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в процессе их подготовки в российских вузах. На основе анализа близких по смыслу терминов (профессиональная компетентность, социальная компетентность, социокультурная компетентность, коммуникативная компетентность) выделяются обобщенные характеристики позволяющие полнее раскрыть сущность межкультурной компетентности. Рассматриваются подходы к пониманию содержания и структуры межкультурной компетентности, дается ее авторская интерпретация. Выделяются трудности формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в российских вузах, предлагаются пути их преодоления. В качестве основных педагогических условий формирования межкультурной компетентности иностранных студентов автор выделяет: целенаправленную ориентацию учебного процесса на развитие всей совокупности элементов межкультурной компетентности; организация межкультурного пространства взаимодействия участников учебного процесса; активное включение иностранных студентов в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, межкультурный диалог, межкультурная компетентность, иностранные студенты, формирование межкультурной компетентности, педагогические условия.

An^Mion. The author of the article substantiates the need of modern specialists in the possession of intercultural competence, argues the need for the formation of intercultural competence of foreign students in the process of their preparation in Russian universities. Based on the analysis of terms that are close in meaning (professional competence, social competence, sociocultural competence, communicative competence), generalized characteristics are distinguished that allow to reveal the essence of intercultural competence more fully. Approaches to understanding the content and structure of intercultural competence are considered, its author's interpretation is given. Difficulties in the formation of intercultural competence of foreign students in Russian universities are highlighted, and ways to overcome them are suggested. As the main pedagogical conditions for the formation of intercultural competence of foreign students, the author identifies: a targeted orientation of the educational process towards the development of the entire set of elements of intercultural competence; organization of intercultural space for interaction between participants in the educational process; active involvement of foreign students in practical intercultural communication activities.

Key words: intercultural interaction, intercultural dialogue, intercultural competence, foreign students, formation of intercultural competence, pedagogical conditions.

Введение. Современные специалисты работают в условиях глобализации и цифровизации. Указанные общемировые тенденции приводят к тому, что многие отрасли экономической и общественной деятельности сегодня характеризуются расширением межкультурных контактов и взаимосвязей, возрастанием значимости построения конструктивного межкультурного диалога. Продуктивность межкультурного диалога в свою очередь зависит не только от наличия у его участников знания соответствующих языков, но и от понимания культурных норм и обычаев вовлеченных сторон, психологических особенностей, поведенческих стандартов, культурных и исторических традиций партнеров по взаимодействию, знания механизмов организации самого коммуникативного акта, наличия способностей к прогнозированию трудностей в понимании представителей иных культур.

Таким образом актуальные особенности социально-экономической сферы детерминируют потребность в специалистах, способных к быстрой интеграции в межкультурную профессиональную среду, эффективному ведению межкультурного

диалога, вследствие чего возникает вопрос о приоритетах в формировании компетенций в процессе их профессиональной подготовки. На наш взгляд, с учетом вышесказанного одной из наиболее востребованных становится межкультурная компетентность, лежащая в основе эффективной профессиональной адаптации, профессиональной мобильности, профессиональной самореализации в условиях глобализационных процессов. В данном контексте возрастает значимость повышения эффективности формирования межкультурной коммуникации будущих специалистов в отечественных вузах.

Особую важность рассматриваемая проблема приобретает в разрезе подготовки иностранных студентов в отечественных вузах. Обучение иностранных студентов зачастую осложняется несформированностью у них межкультурной компетентности, позволяющей максимально быстро приспособиться к условиям обучения в иной культурной и языковой среде, более полно реализовать имеющиеся образовательные потребности. От иностранных студентов требуется не только определенный уровень владения русским языком, но готовность понять и принять нормы и правила общения в новой культурной среде, изменить привычное коммуникативное поведение. Успешность решения указанных задач зависит не только от мотивационных установок иностранных обучающихся, их индивидуальных склонностей, потребностей и возможностей, но также от принятия целенаправленных мер по формированию межкультурной компетентности в процессе профессионального обучения.

Изложение основного материала статьи. Проблематика межкультурной компетентности достаточно слабо представлена в отечественной науке, повышение интереса к ней отмечается только с 2000-х годов XX века. Поэтому анализ отечественных подходов к пониманию сущности и структуры межкультурной компетентности, на наш взгляд целесообразно начать с раскрытия близких по смыслу понятий «профессиональная компетентность», «социальная компетентность», «социокультурная компетентность», «коммуникативная компетентность». Мы не будем детально останавливаться на нюансах интерпретации указанных терминов, а ограничимся приведением наиболее обобщенных и общепризнанных их трактовок.

Профессиональная компетентность наиболее емко раскрывается в рамках акмеологического направления, как один из атрибутов профессионализма, включающий в себя необходимые для эффективного осуществления конкретной профессиональной деятельности знания и готовность к их непрерывному приращению, профессиональную направленность мышления и способность к системному анализу, совокупность профессиональных умений и навыков (в том числе организационных и коммуникативных), комплекс личностных качеств, как востребованных в определенной профессиональной сфере, так и носящих универсальный характер (креативность, самостоятельность, целеустремленность, гибкость мышления, коммуникабельность, поведенческая гибкость и т.п.).

Социальная компетентность с позиции интегративного подхода представляет собой многокомпонентное качество субъекта социального функционирования в состав которого входят: стремление к познанию социальной действительности; понимание своего места и роли в системе социальных отношений; широкий репертуар стратегий социальных действий; осознанное принятие социальных норм и регламентов, ценностное к ним отношение; устойчивая ориентация на самоопределение и саморазвитие; принятие ответственности за выбор жизненного пути.

Под социокультурной компетентностью как правило понимают способность участников коммуникативного акта к конструктивному ведению диалога, основанному на понимании культурных различий и особенностей. Содержание социокультурной компетентности составляют: способность к быстрой ориентации в коммуникативной ситуации; понимание и готовность принять культурное и социальное своеобразие партнера по взаимодействию; знание языковых норм и культурных традиций представителей различных культур; умение использовать средства коммуникации, приемлемые или одобряемые в соответствующей социокультурной среде; умение аргументированно высказывать свою точку зрения, объективно воспринимать аргументы других участников коммуникативного процесса; способность понимать и прогнозировать состояние, смысл действий партнеров по межкультурному диалогу.

Коммуникативная компетентность тесно связана с социокультурной и может быть представлена в качестве интегральной личностной характеристики, элементами которой являются интеллектуальные способности личности (в частности, высокий уровень социального интеллекта), комплекс лингвистических знаний и умений, ориентация субъекта на проявление активности в коммуникативном взаимодействии вне зависимости от его сложности. В плане раскрытия содержания и структуры коммуникативной компетентности мы придерживаемся положений высказанных Е.В. Сальниковой, которая в качестве основных составляющих коммуникативной компетентности выделяла:

- лингвистическую составляющую - знания и умения, отвечающие за грамотное использование в процессе коммуникации языковых средств (лексических, грамматических, фонетических);

- социолингвистическую составляющую - способность подбирать и применять языковые формы, соответствующие конкретной коммуникативной ситуации;

- социокультурную составляющую - наличие сформированных представлений о культурном разнообразии мирового сообщества, готовность осваивать культурные традиции других стран, стремление к достижению межкультурного диалога;

- дискурсивную составляющую - знания и умения, позволяющие эффективно решать коммуникативные задачи (высказывание своей точки зрения, аргументирование и обоснование высказываний, объяснение и прояснение спорных или неопределенных моментов, убеждение и т.п.);

- социальную составляющую - готовность учитывать социальный и культурный контекст коммуникативной ситуации, принимать особенности партнеров по коммуникации, проявлять толерантность к различным проявлениям «инаковости» [4].

Анализ приведенных определений позволил выделить несколько моментов принципиально важных для дальнейшего рассмотрения понятия «межкультурная компетентность»:

- компетентность представляет собой сложное, многокомпонентное личностное образование в состав которого входят знания и умения в определенной предметной области, набор личностных качеств и способностей;

- компетентность тесно связана с контекстом деятельности и оказывает преимущественное влияние на успешность ее осуществления;

- виды компетентности тесно связаны между собой, зачастую их разделение носит достаточно условных характер и связано с приложением к конкретному аспекту деятельности/жизнедеятельности (коммуникативная компетентность, управленческая компетентность, познавательная компетентность, информационная компетентность и т.п.).

В отечественной науке одним из основоположников разработки проблематики межкультурной компетентности является А.П. Садохин, который предложил трактовать данный термин как комплекс соответствующих знаний, умений и личностных характеристик, позволяющий индивиду эффективно выстраивать межкультурный диалог как в рамках профессиональной сферы, так и вне ее. При этом к основополагающим признакам межкультурной компетентности автор относит: открытость к восприятию других культур и культурного своеобразия партнеров по общению; преобладание установки на конструктивный характер взаимодействия с носителями иной культуры; отсутствие стереотипов в восприятии носителей других культур; ориентация на объективную оценку индивидуальных особенностей участников коммуникативного процесса; следование нормам и регламентам, соответствующих формату коммуникативного акта;

разнообразие арсенала коммуникативных средств, наличие способности грамотно применять их с учетом контекста коммуникативной ситуации. С учетом выдвинутых концептуальных положений А.П. Садохин в состав межкультурной компетентности включил такие элементы как: аффективные элементы, составляющие психологический базис межкультурной компетентности (сенситивные способности, толерантные установки); когнитивные элементы, представленные социальной направленностью мышления и сформированными представлениями, необходимыми для интерпретации и объективной оценки собственного коммуникативного поведения и коммуникативного поведения носителей других культур; процессуальные элементы - репертуар стратегий, применяющихся в условиях межкультурного взаимодействия [3].

Определенный интерес для нашего исследования представляют работы А.Д. Карнышева, смещающего акцент на личностные параметры межкультурной компетентности: психофизиологические свойства личности, свойственные индивиду особенности, влияющие на общее мировосприятие; направленность личности (мировоззренческие взгляды, личностное отношение к культурному разнообразию мирового сообщества, своеобразию носителей иных культур, установки, сформированные в процессе непосредственного общения с представителями других культур); способности, отвечающие за реализацию социальных ролей в поликультурном пространстве (знания, умения, навыки, обеспечивающие эффективность межкультурного взаимодействия); оценка себя как представителя своей культуры, своего положения в мировом сообществе в данном контексте; коммуникативный потенциал, отвечающий за эффективность общения, в том числе и в условиях межкультурного взаимодействия [1].

В.И. Наролина расширяет представления о межкультурной компетентности выдвигая ее многоуровневую модель, в рамках которой данный феномен раскрывается как психологическое образование высшего порядка, обеспечивающих эффективность межкультурного общения во всех его проявлениях. Особенностями межкультурной компетентности согласно концептуальной модели В.И. Наролиной являются: проявление только в условиях межкультурного взаимодействия; повышенная вероятность достижения взаимопонимания с представителя других культур даже при недостаточном уровне владения соответствующим языком при понимании и соблюдении правил и норм международного этикета межкультурного взаимодействия; опора на ценностное отношение к культурному разнообразию, признанию культурных традиций участников коммуникативного акта, адекватному восприятию культурных различий [2].

Опираясь на анализ концептуальных моделей межкультурной коммуникации в отечественной науке [5], мы предлагаем ее трактовку как интегративного личностного образования, не только обеспечивающего эффективность межкультурного взаимодействия, но и позволяющего субъекту без потери собственной культурной идентичности приобрести качества «медиатора культур». С этой точки зрения межкультурная компетентность включает в себя: уверенную ориентацию в международных правилах общения; умение донести ценности собственной культуры в адекватных и приемлемых для межкультурного диалога формах и способах их проявления; сформированные представления о культурном разнообразии мирового сообщества, языковой картине мира; понимание принципов и норм построения конструктивного взаимодействия с носителями иных культур; умение идентифицировать культурные особенности участников коммуникативного акта при непосредственном взаимодействии; принятие значимости культурных различий, соответствующее к ним отношение, проявляющееся в адаптации своего поведения под контекст акта межкультурного взаимодействия; наличие потребности в межкультурном взаимодействии, проявлении активности в установлении межкультурного диалога, достижении согласия и взаимопонимания, снижении риска возникновения разногласий и конфликтов.

Возвращаясь к вопросам формирования межкультурной компетентности иностранных студентов в российских вузах следует отметить, что данный процесс сопряжен со следующими трудностями: снижение потенциала методического приема опоры на родной язык, поскольку иностранные студенты оказываются в новой для них языковой среде и вынуждены интенсивно осваивать русский язык; эффект межъязыковой интерференции, затрудняющий восприятие смыслового значения культурных норм и традиций страны пребывания; присутствие существенных различий в культурной среде российского общества и среде, привычной для иностранных обучающихся, что приводит к затруднению межкультурной коммуникации как в процессе обучения, так и при адаптации к новым условиям проживания; сложность освоения русского языка, высокий порог вхождения в культурную специфику коммуникации носителей русского языка; увеличение нагрузки при освоении русского языка в ущерб возможностей сформировать не языковые элементы межкультурной компетентности; разнообразие иностранного контингента обучающихся в российских вузах, что затрудняет учет их особенностей, потребностей и возможностей; наличие у иностранных обучающихся лишь самых общих представлений о культуре, менталитете и образе жизни в России, и как следствие неоправданность ожиданий, неготовность к преодолению возникающих проблем.

Для преодоления указанных проблем процесс формирования межкультурной компетентности иностранных студентов необходимо реализовывать поэтапно:

1. Проведение диагностических мероприятий по выявлению изначального уровня межкультурной компетентности, готовности иностранных студентов к ее развитию в рамках освоения избранной академической программы.

2. Проведение дополнительной индивидуальной и групповой работы по формированию ключевых элементов межкультурной компетентности.

3. Создание условий для закрепления опыта межкультурного взаимодействия с учетом профессионального, социального и культурного контекста.

4. Предоставление возможности реализовать полученные знания и умения, приобретенные личностные новообразования в практико-ориентированной деятельности.

В качестве педагогических условий формирования межкультурной компетентности иностранных студентов мы выделяем:

- целенаправленную ориентацию учебного процесса на развитие всей совокупности элементов межкультурной компетентности, применение интерактивных методов обучения;

- организация межкультурного пространства взаимодействия преподавателей и иностранных студентов, иностранных студентов и студентов принимающей страны;

- активное включение иностранных студентов в практическую межкультурную коммуникативную деятельность, для приобретения опыта межкультурной коммуникации в том числе в приложении к избранной профессиональной деятельности.

Выводы. В настоящее время наблюдается повышение спроса на отечественные образовательные услуги. Это приводит к тому, что проблематика адаптации и эффективности профессиональной подготовки иностранных студентов становиться все более актуальной. На наш взгляд, решение многих проблем адаптации иностранных студентов к обучению в отечественных вузах возможно посредством принятия целенаправленных и последовательных мер по формированию их межкультурной компетентности. Межкультурная компетентность не только обеспечивает конструктивность межкультурного взаимодействия, но и позволяет субъекту без потери собственной культурной идентичности приобрести

качества «медиатора культур», что положительно влияет как на качество профессиональной подготовки, так и на дальнейшую успешность осуществления профессиональной деятельности в условиях глобализационных процессов.

Литература:

1. Карнышев, А.Д. Личность и межкультурная компетентность / А.Д. Карнышев // Психология в экономике и управлении. - 2009. - №2. - С. 99-106.

2. Наролина, В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста / В.И. Наролина // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. - URL: http://www.psyedu.ru (дата обращения:16.04.2022).

3. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования / А.П. Садохин // ЖССА. -2007. - №1. - С. 125-139.

4. Сальникова, Е.В. Методические основы формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов в процессе обучения английскому языку / Е.В. Сальникова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 787-790.

5. Терехова, Т.А. Отечественные концептуальные модели межкультурной компетентности / Т.А. Терехова, О.Б. Большаков // Психология в экономике и управлении. - 2011. - №1. - С. 93-105.

Педагогика

УДК 378.1

доктор физико-математических наук, доцент Милинский Алексей Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

ОПЫТ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Кадровый потенциал страны во многом определяется тем, насколько верно выпускники средних школ учитывают свои личностные качества и способности при выборе профессии. Зачастую они используют ложные ориентиры, что, в конечном счете, может привести к потере интереса к профессии и к низкой эффективности профессиональной деятельности. В данной статье подчеркивается важность профориентации школьников с целью их поступления в педагогические университеты на педагогические направления подготовки, поскольку многие абитуриенты отдают предпочтение классическим университетам. Рассмотрены основные традиционные и инновационные формы профориентации на педагогические профессии, проводимые некоторыми педагогическими и федеральными университетами России. Приводится опыт профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии в Благовещенском государственном педагогическом университете. Обсуждается роль Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций в профориентационной деятельности университета.

Ключевые слова: профориентация, Технопарк, педагогические профессии, конференция, учителя-предметники.

Annotation. The personnel potential of the country is largely determined by how correctly secondary school graduates take into account their personal qualities and abilities when choosing a profession. Often they use false guidelines, which, ultimately, can lead to a loss of interest in the profession and low efficiency of professional activity. This article emphasizes the importance of vocational guidance for schoolchildren with the aim of their admission to pedagogical universities for pedagogical areas of training, since many applicants prefer classical universities. The main traditional and innovative forms of vocational guidance for teaching professions, carried out by some pedagogical and federal universities in Russia, are considered. The experience of professional orientation of schoolchildren to pedagogical professions at the Blagoveshchensk State Pedagogical University is given. The role of the Inter-Faculty Technopark of Universal Pedagogical Competences in the career guidance activities of the university is discussed.

Key words: career guidance, Technopark, pedagogical professions, conference, subject teachers.

Введение. Поставленная перед российским образованием задача о необходимости вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования (Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г.) с учетом социально-экономической турбулентности и курса на импортозамещение требует пересмотреть роль профессиональной ориентации в формировании кадрового потенциала страны. Осознанный выбор молодыми людьми профессии является залогом успешной профессионализации, поскольку человеческий капитал напрямую влияет на масштаб и качество экономической жизни в стране.

Согласно исследованиям, многие выпускники средних школ при выборе будущей профессии зачастую используют ложные ориентиры: желания родителей или родственников, мнение окружающих, престижность профессии, ее оплачиваемость и др. [6]. При этом остаются неучтенными интересы личности, ее возможности и способности, что в дальнейшем может привести к отсутствию стремления к развитию, плохой работоспособности. Все это влечет за собой низкую результативность профессиональной деятельности [4].

По мнению некоторых авторов, несмотря на большое количество исследований в области профориентации школьников, назвать ее эффективной весьма затруднительно [2]. Тем не менее в ВУЗах постоянно идет поиск новых методов привлечения абитуриентов в ряды своих студентов с соблюдением основных требований к успешной профориентационной работе: длительность и непрерывность образовательных ступеней, социальное партнерство между всеми участниками профориентационной деятельности; выбор практикоориентированных профориентационных мероприятий.

Авторы работы [7] указывают на возможность педагогических университетов стать региональными центрами профессиональной ориентации в связи с обладанием ими оптимальных ресурсов. Однако, как показывает практика довузовской образовательной деятельности Благовещенского государственного педагогического университета (ГПУ), подавляющее большинство школьников, с которыми ведутся занятия в стенах ГПУ, отдают приоритет поступлению в классические университеты дальневосточного региона, либо вовсе уезжают в ведущие западные университеты страны. Проведенный опрос среди абитуриентов указывает на два основных фактора, влияющих на выбор не в пользу Благовещенского ГПУ. Во-первых - низкая информированность среди учащихся школ области о направлениях подготовки и профилях университета. Во-вторых - слабая материально-техническая база университета.

Таким образом, цель статьи - изучить опыт профориентационной деятельности ГПУ России и поделиться опытом профориентации в Благовещенском ГПУ.

Изложение основного материала статьи. Педагогические университеты России используют различные формы профориентационной работы со школьниками. При этом анализ имеющихся форм профориентационной практики ГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.