Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МЕДИАТИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МЕДИАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАТИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Командышко Е. Ф., Надолинская Т. В.

Актуальность статьи обусловлена проблемой трансформации системы музыкального образования в контексте глобализации и медиатизации. Целью исследования является методологическое осмысление процесса музыкального образования в России и Китае. В качестве методологической основы представлена эстетико-философская концепция М.М. Бахтина, основанная на идее и интерпретации диалога как способа взаимодействия с явлениями и объектами культуры и искусства, а также показана значимость междисциплинарного диалога для становления систем музыкального образования разных стран. В статье выделены формы педагогического взаимодействия: вариативность тьюторского сопровождения; полихудожественный подход; расширение учебных программ; внедрение мультимедийных технологий; сохранение и развитие гуманистических традиций; визуализация учебной информации. Авторами осуществлен анализ влияния медиатизации на появление интерактивных и дистанционных форм обучения в цифровой среде. Дана содержательная характеристика цифровых компетенций педагога-музыканта, необходимых для осуществления инновационной деятельности в современном виртуальном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MUSIC EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA AND CHINA IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND MEDIATIZATION

The relevance of the article is due to the problem of the transformation of the music education system in the context of globalization and mediatization. The purpose of the study is a methodological understanding of the process of music education in Russia and China. As a methodological basis, M.M. Bakhtin's aesthetic and philosophical concept is presented, based on the idea and interpretation of dialogue as a way of interacting with phenomena and objects of culture and art, and the importance of interdisciplinary dialogue for the formation of musical education systems in different countries is shown. The article highlights the forms of pedagogical interaction: variability of tutor’s support; poly-artistic approach; expansion of curricula; introduction of multimedia technologies; preservation and development of humanistic traditions; visualization of educational information. The authors analyzed the influence of mediatization on the emergence of interactive and distance learning forms in the digital environment. A meaningful characteristic of the digital competencies of a teacher-musician necessary for the implementation of innovative activities in the modern virtual educational space is given.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МЕДИАТИЗАЦИИ»

УДК 371.2

Трансформация системы музыкального образования в России и Китае в контексте глобализации и медиатизации

Transformation of the music education system in Russia and China in the context of globalization and mediatization

Командышко Е.Ф., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», [email protected]

Надолинская Т.В., Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», [email protected]

Komandyshko E., Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education", [email protected]

Nadolinskaya T., Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State University of Economics (RINH)", [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.003

Ключевые слова: глобализация, медиатизация, музыкальное образование, диалог, тьюторское сопровождение, полихудожественный подход, мультимедийные технологии, цифровые компетенции.

Keywords: globalization, mediatization, music education, dialogue, tutor's support, poly-artistic approach, multimedia technologies, digital competencies.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой трансформации системы музыкального образования в контексте глобализации и медиатизации. Целью исследования является методологическое осмысление процесса музыкального образования в России и Китае. В качестве методологической основы представлена эстетико-философская концепция М.М. Бахтина, основанная на идее и интерпретации диалога как способа взаимодействия с явлениями и объектами культуры и искусства, а также показана значимость междисциплинарного диалога для становления систем музыкального образования разных стран. В статье выделены формы педагогического взаимодействия: вариативность тьюторского сопровождения; полихудожественный подход; расширение учебных программ; внедрение мультимедийных технологий; сохранение и развитие гуманистических традиций; визуализация учебной информации. Авторами осуществлен анализ влияния медиатизации на появление интерактивных и дистанционных форм обучения в цифровой среде. Дана содержательная характеристика цифровых компетенций педагога-музыканта, необходимых для осуществления инновационной деятельности в современном виртуальном образовательном пространстве.

Abstract. The relevance of the article is due to the problem of the transformation of the music education system in the context of globalization and mediatization. The purpose of the study is a methodological understanding of the process of music education in Russia and China. As a methodological basis, M.M. Bakhtin's aesthetic and philosophical concept is presented, based on the idea and interpretation of dialogue as a way of interacting with phenomena and objects of culture and art, and the importance of interdisciplinary dialogue for the formation of musical education systems in different countries is shown. The article highlights the forms ofpedagogical interaction: variability of tutor's support; poly-artistic approach; expansion of curricula; introduction of multimedia technologies; preservation and development of humanistic traditions; visualization of educational information. The authors analyzed the influence of mediatization on the emergence of interactive and distance learning forms in the digital environment. A meaningful characteristic of the digital competencies of a teacher-musician necessary for the implementation of innovative activities in the modern virtual educational space is given.

Введение. В настоящее время проблема трансформации системы музыкального образования в контексте глобального изменения всех сфер жизнедеятельности общества содержит больше нераскрытых вопросов, чем четких ответов.

Понятие «глобализация» в словаре иностранных слов раскрывается как явление, характеристикой которого является сложившаяся ситуация последних десятилетий и заключающаяся в проявлении как положительных, так и отрицательных событий (кризисов) за пределы одной, отдельно взятой, страны и приобретении ими общечеловеческого масштаба [2, с.207].

Глобализация также связана с возросшими взаимосвязями и взаимозависимостью различных стран в информационных аспектах, что представляет собой объективный процесс, который развивается по своим внутренним законам и представляет собой историческую форму модернизации. В исследованиях ученых отмечаются не только положительные стороны глобализации, но также и негативный фактор такой формы модернизации, как вестернизация, которая приводит к деструктивным процессам в сфере культуры и образования (О.А. Снегова) [14].

В отличие от глобализации, трактовка понятия «медиатизация» затрудняется многозначностью переводов, не всегда точно отражающих суть явления. Большинство ученых определяют ее как интеграцию медиа в разные сферы общества, в том числе и в область музыкального образования. Наиболее близко нашему исследованию определение

медиатизации, данное И.В. Рогозиной, которая отмечает, что это процесс и результат «глобального воздействия на мышление индивидов при помощи различных медиа, выражающегося в формировании картины мира посредством специфических медийных когнитипов» [12, с.121]. Следовательно, медиатизация представляет собой двусторонний процесс взаимного влияния медиа с общественными, культурными и

образовательными сферами жизни человека, который постоянно усиливается и трансформируется.

Процессы глобализации и медиатизации значительно расширяют формы взаимодействия и взаимовлияния между странами и народами разных стран и континентов, в том числе, между Западом и Востоком. Так, Россия и Китай имеет многосторонние связи в системе общего и профессионального музыкального образования,

которые зародились еще в середине прошлого века и активно развиваются как педагогика сотрудничества в настоящее время.

На наш взгляд, более точным определением изменений в системе музыкального образования России и Китая является понятие трансформация (в переводе с латинского «преобразование») форм, методов и технологий музыкального образования на всех ступенях и уровнях обучения. Отметим также ежегодную активизацию международного сотрудничества по обмену студентов, обучающихся в российских вузах. Ряд ученых (Э.Б. Абдуллин, М.Д. Корноухов, А.С. Петелин, Л.И. Уколова и др.) подчеркивают необходимость ориентации современной системы музыкального образования на диалог культур (М.М. Бахтин) и формирование продуктивного межкультурного диалога в аспекте будущей профессии [11].

Цель исследования - методологическое осмысление процесса трансформации системы музыкального образования в России и Китае на современном этапе развития цивилизации.

Методология исследования. Современные ученые разных государств опираются на наследие М.М. Бахтина. Его эстетико-философская концепция основана на идее диалога, интерпретации диалога не только как формы общения отдельных личностей, но и как способа взаимодействия с явлениями и объектами культуры и искусства. Важной категорией его концепции выступает «полифония». Философ выделяет эту категорию как возможность многоголосия и равноправия существования в мире, и художественных произведениях, сознаний по отношению друг к другу и единому культурному целому. В концепции М.М. Бахтина слово (мысль, сознание) обретает множество новых смыслов только в диалоге и постижении собственного «я» через обращение с «другим» [13, с.72].

Само имя М.М. Бахтина связано с представлением теории полифонии разных голосов и мнений (внутренних и внешних). Не случайно, в современных исследованиях ученых раскрывается полифоническая модель социального взаимодействия. В её основе: теория полифонии и стимулирование креативности. Так, Ю.Г. Кон отмечает: «Сам факт введения множественности вариантов звучания является мощным расширением поля смыслов», что допускает разнообразие прочтений текстов [7, с.13].

По нашему мнению, в России и Китае накоплен солидный творческий опыт в работе со школьниками и подготовке педагогов-

музыкантов. Однако еще не проведено ни одного фундаментального исследования общих и различных тенденций трансформации системы музыкального общего и профессионального образования в двух странах. В связи с этим в исследовании особое внимание уделяется вопросам освоения музыкального искусства в условиях сосуществования множественности культур, а также медиатизации системы музыкального образования в цифровой среде.

Материалы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что на процесс музыкального образования влияет полиэтническая среда обучения и ярко выраженные национальные особенности музыки различных этносов, с их полиритмикой, полистилистикой и т.д.

К методам исследования следует отнести: теоретический анализ научных исследований российских и китайских ученых; педагогическое наблюдение; выявление и обобщение основных тенденций трансформации системы

музыкального образования.

Вопросы, касающиеся освоения российской академической музыкальной культуры студентами КНР раскрывают значимость оптимизации существующих методов и внедрения новых форм педагогического взаимодействия. Среди них:

1. Вариативность тьюторского сопровождения и поддержка индивидуальной траектории, влияющей на повышение компетентности студентов и уровень их музыкального интеллекта, в целом. Данная форма работы способствует пониманию музыкальных произведений, накапливанию музыкального «багажа». Так, к примеру, исследование Го Хуэйчжэнь, преподавателя Хубэйского университета искусств и науки, раскрывает значимость внедрения тьютерского сопровождения для студентов КНР при восприятии музыкальных произведений русских композиторов (А.П. Бородина, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и др.) [4].

2. Полихудожественый подход при восприятии музыкальной классики. Как известно, концепция полихудожественного подхода была разработана Б.П. Юсовым в Институте художественного образования Российской академии образования (Москва). По меткому замечанию Б.П. Юсова, полихудожественный подход оказывает помощь в понимании разных видов искусства и переложении одного художественного события на язык другого. Опыт Гуань Юе, Чжоу Фанчжу и вовлечение китайских студентов в полихудожественную деятельность

раскрывает возможности понимания логики музыкального мышления через художественную образность и выразительность разных видов искусства [5].

3. Расширение учебных программ. Китайский исследователь Чунь Шинь Е подчеркивает, что в последние десятилетия расширение учебных программ осуществляется посредством включения в них музыкальных стилей мира [16]. Изучение разнообразной музыки актуально и для Китая, так как он объединяет 56 национальностей, которые отличаются своей историей, культурой, религией и музыкальными традициями. Между тем разнообразные культуры, несмотря на различия, придерживаются общей философии и не теряют своей индивидуальности.

При этом в Китае, в отличие от России, музыкальное образование не свободно от политического влияния. Начиная с Конфуция, музыкальное образование тесно было связано с моралью, ритуалом, красотой и добром. Целью современного музыкального образования в Китае является воспитание в учениках любви к своей стране, народу, труду и социализму, т.е. предпочтение дается утилитарным и социальным функциям музыки.

4. Сохранение и развитие гуманистических традиций.

Педагогика искусства во многом несет на себе груз ответственности за сохранение и развитие гуманистических традиций, что способствует сохранению национальной идентичности. К примеру, исследователь Ван Вэй обращается к очень сложной, многоаспектной проблематике, в которой неразрывно связаны мировые процессы глобализации, ее положительные и негативные влияния, в том числе - угроза утраты национального единства и идентичности, поиск эффективных методов преодоления несомых процессом глобализацией угроз, обращение к влиянию культурной среды современного города, обоснование широких возможностей вокально-хоровой деятельности в достижении певческого единства нации [3].

5. Визуализация учебной информации. В настоящее время интенсивно используются информационные телекоммуникационные технологии обучения, которые позволяют перейти от пассивного восприятия к активному, через осознанное овладение знаниями. В исследованиях И.А. Нагаевой отмечается, что метод визуализации учебной информации с настоящее время обрёл важное знание, так как его использование превращает наглядность в продуктивное методическое средство,

эффективно влияющее на быстрое и качественное восприятие нового материала. Отметим, что по данным ЮНЕСКО, человеку свойственно запоминать до 12% услышанной и 25% увиденной информации. А при аудиовизуальном восприятии данный процесс повышает усвоение нового материала до 65% [10, с.27].

Общеизвестно, что в разных государствах использование видеоконтента стало одним из ключевых компонентов общего и профессионального образования. Потому основная задача каждого педагога и обучающихся состоит в умении работать с видеоматериалами и медиатекстами учебного назначения в новой, цифровой среде.

Результаты исследования и их обсуждение. Необходимо отметить, что глобализация порождает множество идей, парадигм, нетрадиционных подходов, современных технологий в системе музыкального образования. Анализируя систему музыкального образования, В.В. Ломанович, четко определяет разницу музыкально-педагогических парадигм обучения в России и за рубежом, что заставило её по-новому взглянуть на процесс обучения музыке. Так, работа за рубежом и адаптация к новой образовательной системе потребовала от неё выхода из традиционных подходов. Обучение игре на музыкальном инструменте стало не основной целью, а, прежде всего, средством познания огромного музыкального материала, «мира музыки». К этому объему знаний включено не только эстетическое наслаждение, но и этические ориентиры. Ей потребовалось перейти к освоению технологий, раскрывающих содержание музыкального текста, точность его прочтения, обратиться к источникам знаний в работе над текстами, которые раскрывает герменевтика, культурология, философия [9, с.491].

Исследователь Е.А. Бодина, анализируя современные тенденции развития системы музыкального образования за рубежом, выделяет основные направления так называемой «музыкальной революции», обусловленные деятельностью средств массовой информации [1, с.69]. Особенности потребления современной музыки становятся индифферентными, безоценочными, фрагментальными, мозаичными, с минимальным включением эмоциональной сферы на уровне медиавосприятия.

В начале XXI века цели музыкального образования в России и Китае постепенно сближаются, и утверждается всеобщность и доступность музыкального образования, право «понимать, ценить, чувствовать, исполнять и

сочинять музыку» [8, с.69], а также учащимся даются широкие возможности приобщиться к богатым культурным традициям [15].

Россия и Китай сталкиваются с другой, общей для них проблемой - противоречия между стремлением сохранить традиционные культурные ценности и повсеместным проникновением англо-американской музыки, несущей другие ценности. Одно из направлений связано с внедрением в образовательный процесс рок- и поп-музыки. Принципиальная позиция внедрения данного направления связана с утверждением того, что отсутствие мелодического начала в рок-музыке не означает, что её выразительные средства являются ущербными и неполноценными. Однако при этом зарубежные педагоги утверждают, что музыкальные субкультуры нельзя оценивать так же, как западную классическую музыку.

Благодаря активному развитию СМИ, включая Интернет, она становится доступной для большей части населения мира. Однако Китай в меньшей мере подвержен влиянию западной поп-культуры, поскольку придерживается традиций конфуцианства и в музыкальном образовании, которое направлено на воспитание моральных качеств обучающихся. При этом наряду с традиционным подходом, в системе консерваторского образования активно используются идеи и методы обучения западной музыкальной педагогики, а в системе общего музыкального образования получают признание методы Далькроза, Орфа и Кодая.

С конца XX - первой трети XXI века процессы информации и медиатизации активно влияют на все сферы общества, в том числе и на музыкальную культуру. А.В. Денисов утверждает, что «переосмыслению подвергаются фундаментальные категории искусства - текст, произведение, жанр» [6, с.82]. Это приводит к пересмотру традиционных форм коммуникации и раскрывает множество интерпретаций произведений как классической, так и народной, и современной музыки. При этом в содержании музыкального образования художественная интерпретация произведений разных эпох и стилей не находит места, несмотря на то что они включаются в школьные программы в современной и джазовой обработке, и требуют осмысления новых средств музыкального языка, обработки и аранжировки, включая доступные на платформе разные интернет-порталы (Ютуб, Яндекс и др.). Однако исследований, посвященных развитию закономерностей медиавосприятия художественных и

музыкальных медиатекстов обучающимися до

сих пор не проводилось, не определены уровни медиавосприятия и классификации уровней оценки (анализа) медиатекстов учебного назначения.

Выводы. В настоящее время медиатизация общего и профессионального музыкального образования приводит к актуализации интерактивных и дистанционных форм обучения с использованием технологий мультимедиа в цифровой среде. Интеграция музыкального образования и медиаобразования ставит задачи, которые требуют немузыкальной подготовки в области музыки и медиа, кинематографе, информационно-коммуникационных и облачных технологий, что требует выработки ценностных ориентиров и четких критериев использования в музыкальном или дидактическом аспектах.

Появление дистанционных форм обучения (синхронных и асинхронных) и новое поколение школьников, развивающееся в виртуальном образовательном пространстве, требует у педагога-музыканта формирования новых -цифровых компетенций. К ним относятся:

- самостоятельный поиск и обработка музыкальной информации;

- организация индивидуальных, групповых и коллективных форм музыкальной работы в цифровой среде;

- умение обработать, хранить и управлять медиатексты в облачных технологиях и сервисах;

- творческое саморазвитие педагога-музыканта и обучающихся в мультимедийной образовательной среде урока, внеклассного мероприятия, предмета, курса;

- коммуникация и общение в цифровой среде.

В заключении следует отметить, что проведенное исследование позволило выявить общие тенденции в трансформации российской и китайской системах музыкального образования, к которым относятся:

1) мультикультурный подход к музыкальному образованию;

2) формирование национальной самоидентификации;

3) медиатизация общего и профессионального музыкального образования в цифровой среде;

4) формирование цифровых компетенций педагога-музыканта.

Изучение основных направлений трансформации системы музыкального образования в России и Китае помогут дальнейшим исследованиям процесса обучения в российских и китайских школах и вузах.

1. Бодина Е.А. Современные тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом / Е.А. Бодина // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт. - М.: ИХО РАО, 2013. - С. 6771.

2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. - М.: Русские словари: АСТ: Астрель, 2007. - 957 с.

3. Ван Вэй. Развитие культурной среды города как фактор достижения певческого единства нации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ван Вэй. - М., 2022. - 24 с.

4. Го Хуэйчжэнь. О влиянии тьюторского сопровождения на развитие музыкальной интеллектуальности студентов и КНР / Го Хуэйчжэнь // Педагогический журнал. - 2020. - Т.10. - № 6А. - С. 90-99.

5. Гуань Юе, Чжоу Фанчжу. Полихудожественный подход в приобщении обучающихся музыкальных школ Китая к музыке европейской традиции: сборник научных статей / Гуань Юе, Чжоу Фанчжу // Культурно-творческие компетенции в гуманитарном образовании / Материалы XXII Международной научно-практической конференции: Юсовские чтения» (16-17 ноября 2021 г.); под общ. ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. - С. 373-378.

6. Денисов А.В. Тенденции развития и проблемы профессионального музыкального образования в России / А.В. Денисов // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 4. -С. 77-83.

7. Кон Ю.Г. "Alea" и деконструкция // Композиторская техника как знак: сб. статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. -Петрозаводск: ПГК, 2010. - С. 7-19.

8. Как учат музыке за рубежом; сост., авт. предисл. Д.Дж. Харгривз, А.К. Норт. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. - 208 с.

9. Ломанович В.В. Диалогическая природа театрально-скрипичных концертов В.А. Моцарта в драматургической монологичности: сб. научных докладов и статей / В.В. Ломанович // Наследие М.М. Бахтина: культура-наука-образование-творчество / Международный Круглый стол, посвящённый М.М. Бахтину (22 мая 2018 года, Орёл); ред.-сост., пер. Е.А. Семенова. - М: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. - С. 229238.

10. Нагаева И.А. Использование видеоконтента в образовательном процессе: сб. науч. статей / И.А. Нагаева // Образование в глобальном мире: инновации, проблемы и перспективы / Материалы Международной научно-практической конференции; отв. ред. Е.Е. Кузьмина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - С. 26-30.

11. Надолинская Т.В. Диалог культур в контексте межкультурной коммуникации / Т.В. Надолинская // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации / Материалы IV Международной научно-практической конференции 16 апреля 2021 г.; ред.-сост. Т.В. Надолинская. - Ростов н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2021. - С. 132-139.

12. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Рогозина Ирина Владимировна. - Барнаул, 2003. - 430 с.

13. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт.; гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.1. - 608 с.

14. Снеговая О.А. Глобализация как историческая форма модернизации / О.А. Снеговая // Исторические, философские, политические и юридические науки,

1. Bodina E.A. Modern trends in the development of music education in Russia and abroad / E.A. Bodina // Pedagogy of art: modern development trends, history and experience. - M.: IHO RAO, 2013. - S. 67-71.

2. Large illustrated dictionary of foreign words. - M.: Russian dictionaries: AST: Astrel, 2007. - 957 s.

3. Wang Wei. The development of the cultural environment of the city as a factor in achieving the singing unity of the nation: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.02 / Wang Wei. - M., 2022. - 24 p.

4. Guo Huizhen. On the influence of tutor's support on the development of musical intelligence of students and China / Guo Huizhen // Pedagogical journal. - 2020. - V.10. - № 6A. -S. 90-99.

5. Guan Yue, Zhou Fangzhu. A poly-artistic approach in introducing students of Chinese music schools to the music of the European tradition: a collection of scientific articles / Guan Yue, Zhou Fangzhu // Cultural and creative competencies in the humanities education / Proceedings of the XXII International scientific and practical conference: Yusovskie readings "(November 16-17, 2021); under total ed. L.G. Savenkova. - M.: FGBNU "IHOiK RAO", 2021. - P. 373-378.

6. Denisov A.V. Development trends and problems of professional music education in Russia / A.V. Denisov // Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Art and Education". -2013. - № 4. - P. 77-83.

7. Kon Yu.G. "Alea" and deconstruction // Composer's technique as a sign: Sat. articles on the 90th anniversary of the birth of Yuzef Geimanovich Kohn. - Petrozavodsk: PGK, 2010. - P. 7-19.

8. How music is taught abroad; comp., auth. foreword D.J. Hargreaves, A.K. North. - M.: Publishing house "Classics-XXI", 2009. - 208 p.

9. Lomanovich V.V. The dialogical nature of theatrical violin concertos by V.A. Mozart in dramatic monologue: Sat. scientific reports and articles / V.V. Lomanovich // Legacy of

культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - С. 165-167.

15. Сунь Юйян. Освоение русской музыкальной культуры иностранными студентами в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... 13.00.01 / Сунь Юйян. - Воронеж, 2018. - 23 с.

16. Чунь-Шин Е. Китай // Как учат музыке за рубежом; сост. авт. и предисл. Д. Дж. Харгривз, А.К. Норт. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1». - 208 с.

M.M. Bakhtin: culture-science-education-creativity / International Round table dedicated to M.M. Bakhtin (May 22, 2018, Orel); ed.-st., trans. E.A. Semenov. - M: FGBNU "IHOiK RAO", 2018. - P. 229-238.

10. Nagaeva I.A. The use of video content in the educational process: Sat. scientific articles / I.A. Nagaeva // Education in the global world: innovations, problems and prospects / Proceedings of the International Scientific and Practical Conference; resp. ed. E.E. Kuzmina. - M.; Berlin: Direct-Media, 2018. - S. 26-30.

11. Nadolinskaya T.V. Dialogue of cultures in the context of intercultural communication / T.V. Nadolinskaya // Music and art education in the modern world: traditions and innovations / Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference April 16, 2021; ed.-st. T.V. Nadolinskaya. - Rostov n / D.: RGEU (RINH), 2021. - P. 132139.

12. Rogozina I.V. Media picture of the world: cognitive-semiotic aspect: dis. ... Dr. Philol. Sciences: 10.02.19 / Rogozina Irina Vladimirovna. - Barnaul, 2003. - 430 p.

13. Russian Pedagogical Encyclopedia: in 2 vols.; ch. ed. V.V. Davydov. - M.: Great Russian Encyclopedia, 1993. - T.1. - 608 p.

14. Snegovaya O.A. Globalization as a historical form of modernization / O.A. Snegovaya // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. - Tambov: Diploma, 2013. -S. 165-167.

15. Sun Yuyan. Development of Russian musical culture by foreign students in the musical and educational process of a pedagogical university: author. dis. ... 13.00.01 / Sun Yuyan. -Voronezh, 2018. - 23 p.

16. Chun-Shin Ye. China // How music is taught abroad; comp. ed. and foreword. D.J. Hargreaves, A.K. North. - M.: Publishing house "Classics-XXI". - 208 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Командышко Елена Филипповна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики искусства Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», е-mail: [email protected]

Надолинская Татьяна Васильевна (г. Таганрог, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.