Научная статья на тему 'Повтор как художественно-эстетический принцип музыкального мышления в контексте медиапространства'

Повтор как художественно-эстетический принцип музыкального мышления в контексте медиапространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РЕМЕЙК / REMAKE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / AESTHETIC / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / МЕДИАТИЗАЦИЯ / MUSICAL ART / MEDIATIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуркина Мария Ивановна

В условиях цифровой эпохи появляются процессы, требующие научного осмысления. Функционирование музыки в массмедийном пространстве представляет собой процесс, понимаемый как медиатизация музыкального. В данной статье рассматриваются способы презентации музыки в современном медиапространстве и особенности проявления медиатизации как ассимиляции музыкального искусства с основными принципами и логикой функционирования медиа. Предпринята попытка выявления эстетической сущности данных процессов и обусловленных ими художественных приемов. На примере апелляции к музыковедческому пласту работ, позволяющих обозначить преемственность исследуемого музыкального материала, его связь с традицией исследуемого материала, в статье предпринимается попытка привлечь внимание к явлениям, сущность и анализ которых находятся в плоскости разных, но смежных друг с другом наук: эстетика, социология музыки, музыковедение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPEAT AS ARTISTIC AND AESTHETIC PRINCIPLE OF MUSICAL THINKING IN THE CONTEXT OF MEDIA SPACE

Digital era, mediatization musical culture cause the creation of new concepts for many phenomena. However, on closer examination, at times it may be that the "new" it''s just a modification of the "old" in other contexts, different environment. This article discusses the methods of presentation of music in the modern media environment. The same musical phenomenon is presented in the aspect of their sociological and aesthetic functions. Appealing to the musicological reservoir works, reveals the continuity of the development study of musical phenomena. On an example of the test material in the article is an attempt to draw attention to events, the nature and analysis of which are in a plane different but adjacent to each other sciences: aesthetics, sociology of music, musicology.

Текст научной работы на тему «Повтор как художественно-эстетический принцип музыкального мышления в контексте медиапространства»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ОВТОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА

УДК 78.01 М. И. Гуркина

Московский государственный университет культуры и искусств

В условиях цифровой эпохи появляются процессы, требующие научного осмысления. Функционирование музыки в массмедийном пространстве представляет собой процесс, понимаемый как медиатизация музыкального. В данной статье рассматриваются способы презентации музыки в современном медиапространстве и особенности проявления медиатизации как ассимиляции музыкального искусства с основными принципами и логикой функционирования медиа. Предпринята попытка выявления эстетической сущности данных процессов и обусловленных ими художественных приемов. На примере апелляции к музыковедческому пласту работ, позволяющих обозначить преемственность исследуемого музыкального материала, его связь с традицией исследуемого материала, в статье предпринимается попытка привлечь внимание к явлениям, сущность и анализ которых находятся в плоскости разных, но смежных друг с другом наук: эстетика, социология музыки, музыковедение.

Ключевые слова: музыкальное искусство, ремейк, эстетическое, медиапространство, медиатизация.

$ Ф

M. I. Gurkina

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

REPEAT AS ARTISTIC AND AESTHETIC PRINCIPLE OF MUSICAL THINKING IN THE CONTEXT OF MEDIA SPACE

Digital era, mediatization musical culture cause the creation of new concepts for many phenomena. However, on closer examination, at times it may be that the "new" — it's just a modification of the "old" in other contexts, different environment. This article discusses the methods of presentation of music in the modern media environment. The same musical phenomenon is presented in the aspect oftheir sociological and aesthetic functions. Appealing to the musicological reservoir works, reveals the continuity of the development study of musical phenomena. On an example of the test material in the article is an attempt to draw attention to events, the nature and analysis of which are in a plane different but adjacent to each other sciences: aesthetics, sociology of music, musicology. Keywords: musical art, remake, aesthetic, media space, mediatization.

Современное социокультурное пространство как реальность эпохи цифровых технологий и медиатизированного общества формирует собственные принципы функционирования музыкального искусства. Один из таких принципов обозначен в европейском исследовательском контексте как "hook", что в переводе с английского означает «ловушка». Он

появляется в целом ряде работ, связанных с практическим интересом музыкантов в поисках адекватных современному слушателю музыкальных форматов, а также в работах, внимание которых направлено на выявление новых эстетических доминант современного общества. Особенностью таких исследований становится сложный дискурсивный поиск ме-

308 ГУРКИНА МАРИЯ ИВАНОВНА — аспирантка кафедры теории культуры, этики и эстетики

308 Московского государственного университета культуры

GURKI^ MARIA IVANOVNA — doctoral student of Department of theory of culture, ethics and aesthetics, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: m.i.gurkina@mail.ru © Гуркина М. И., 2014

^ Искусствознание

Ф

тодологического пути эстетики как науки, осмысляющей явления искусства в контексте их функционирования в современном обществе, или функциональной эстетики.

Кроме научно-исследовательского пафоса, "hook" аккумулирует различные воззрения продюсеров, композиторов, музыкантов, как панацея, рецепт для привлечения современного слушателя, привыкшего к потреблению медийных продуктов. "Hook" становится музыкальной альтернативой такому ключевому элементу маркетинговой стратегии медиа-пространства, как "attention span". "Attention span" — временной период наиболее активного внимания аудитории, принцип, ориентированный на широкого потребителя. Кроме того, "hook" становится основополагающим принципом в конструировании медийных музыкальных «мифологем» — современных музыкальных продуктов, функционирующих в медиапространст ве.

Первоначально, "hook" является композиционным приемом популярных песен, обозначая суггестивные средства музыкального языка. Он представляет собой повтор. Это такие элементы, как повтор одной ноты — репетиции, повтор интонационных оборотов и т.п. Наиболее употребителен в завершении музы-каль ных фраз, в зоне ка дан си ро ва ния, производя, таким образом, эффект музыкальной рифмы, а также в припевах, или в других значительных архитектонических зонах композиции. Использование подобных приемов на прав ле но на то, что бы харак тер ный ин тона цион ный обо рот на дол го ос тал ся в па мя-ти слушателя. В целом, этот прием показателен для методов определения маршрутов слухового внимания через механизм антиципации. В то же время апелляция к повторно-сти на са мых раз ных пара мет рах ком по зи ции позволяет соотнести описываемое явление к определенному типу музыкального мышления, получившего в музыковедении название «мифологического». Мифотворчество развивается не только на композиционном уровне. Миф здесь становится инструментом претворения композиции в медиапространстве. Тем же принципом, который участвует в «конструировании социальной реальности» средст-

вами массовой информации. Принципом медиатизации музыкальной композиции. Этот потенциал, содержащийся в семантике повтора, раскрылся по мере развития "hook" от композиционного приема до уровня культурного кода.

Совпадая с рамками периода перехода Интернета на платформу WEB 2.0., в результате которого внимание аудитории стало необходимым ресурсом медиаполитики, понимание "hook" расширяется до масштабов всей истории музыкальной культуры. В поле зрения деятелей медиапространства попадают все музыкальные жанры, которые имеют подобные музыкальные приемы. Появляются такие музыкальные альбомы, как "Hooked On Classics". Радиостанции составляют списки, содержащие перечень музыкальных произведений, которые могут быть использованы в актуальных форматах, формируя, таким образом, своеобразный «медиа канон». Классические произведения, такие, как, например, «Болеро» Мориса Равеля, входят в эталон «хукированного» музыкального мышления. Те же произведения, которые в силу грандиозности своих замыслов, значительно пре-вы ша ют же латель ную про тя жен ность и раз-вертываемость композиции во времени, редуцируются до элементов, в которых потенциально содержится искомый прием. В этом контексте, например, тематизм Симфонии № 5 Л. ван Бетховена может стать приемлемой основой для многочисленных ремейков, благодаря «хукированности»своего главного тематического ядра. Эту же участь, по мнению агентов массмедиа, вполне может разделить и Симфония № 40 В.-А. Моцарта и т.п.

Более того, по мере развития, понятие "hook" включает в себя не только повтор какого-либо музыкального оборота, но и «цитату», «аллюзию», выходя в пространство ин тер текстуальности. Медиаком позиция становится полем оперирования культурными кодами и смыслами. В этом случае уже не принципиально: целиком или частями классическое музыкальное произведение стано-вит ся ос но вой для кон ст руи рова ния массме-диа. Важно то, что оно включается в процесс ритуализации медиа, согласно логике мифо-

Ф

3G9

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

творчества. И важно то, что слушатель продолжает испытывать «радость узнавания» в многочисленных повторах и способах тиражирования когда-либо найденных художественных приемов, находя свою ментальную опору в этом неустойчивом и постоянном меняющемся мире.

Тем не менее, сам феномен повтора как эстетическое явление, также привлекает внимание исследователей. Его трактовка неоднозначна. Так, У. Эко обращает внимание на то, что в совре мен ном ис кус ст ве час ты обра ще-ния к разнообразным приемам повтора, которые образуют новые жанровые феномены, как на при мер, ре мейк. Ин тер тексту альность Ю. Кристевой — как своеобразное объяснения феномена «повтора», или «вторичности», «реинтерпретации», во всех их проявлениях: как цитаты, как стилизации и др. Ж. Бод-рий ар ви дит в по вто рах при зна ки де гра да ции искусства и девальвации ценностей, В то же время Р. Барт намечает путь к спасению через гедонизм «узнаваемости» приемов и форм искусства. Ж. Делёз ищет генезис проблемы в текстах Платона, С. Кьеркегора, К. Юнга, Ф. Ницше. Он подчеркивает неизбежность повторения, но неизбежность эта, согласно «идее вечного возвращения», свойственна для жиз ни и всех жи вых су ществ. Повто ре ние — процесс син теза, задающий ал горит мы при-вы чек и па мя ти, обра зую щий бес соз на тельное, архетипы. Повторы в искусстве призваны обеспечивать маршруты памяти от привычек к высшим повторениям сознания.

Ю. Н. Холопов в глобальном труде «Введение в му зы каль ную форму» ис сле дует ге не зис музыкальных форм, осмысливая процесс их ста нов ления, пре ж де все го как ста нов ление эс те ти че ско го по ряд ка. Там же, рас смат ри вая эс те ти че скую сущ ность повто ра и его роль в формировании музыкального мышления на примере песенной формы как «протоформы», некоего начала, в котором содержится ключ к познанию логики музыкального мышления и формообразования, он подчеркивает: «Одна из форм, бесконечно варьируясь в различных жанрах, особен но в раз лич ных стилях, обнаруживает в своих глубинных логических ос но вах не что по стоян ное. Это веч ная форма

музыки — все та же песенная форма».

Вспомним, тот факт, что "hook" является не только строи тель ным материа лом для ре-мей ков и дру гих му зы кальных ком по зи ций, функционирующих по законам медиаформа-тов, это, по существу, композиционный прием пе сен ных жан ров.

Как повтор, рассматриваемый в контексте музыкального искусства, "hook" представляется не столько инновационным «изобретением» медиаконтента, сколько «обретением» и развитием весьма традиционной логики музыкального мышления и ее эстетических за-коно мер но стей на но вом уров не, в но вой для нее сфере.

Основны ми функция ми "hook" как музыкально-эстетического феномена становится вычленение в музыкальном потоке сущностных элементов с последующим присвоением им семантической интерпретации; воплощение раз лич ных му зы кальных и вне музы каль-ных ко дов; че рез за кре п ле ние в па мя ти стандартизированных элементов музыкальной лексики — формирование интонационного фон да и др. Опи ра ясь на ин вари ант ные сущностные элементы, охваченные тезаурусом слушателя, "hook" становится одним из важней ших средств ор га ни за ции смыс ла и ка те-горией современного музыкального медиати-зированного мышления.

Музыкальная индустрия в то же время наследует логику эстетических функций музыкального языка, логику тех художественных приемов, которые веками обеспечивали наличие шедевров. Россини, Верди, Бизе и многие другие выдающиеся композиторы, чьи мелодии запоминаются всеми, кто их слышал, подозревали ли они, какие ловушки оставили в наследие?

Эти положения приводят к выводам, что ис-сле дуе мое яв ле ние — яркий при мер ин те гра-ци он ных про цес сов совре мен ной культу ры, когда элитарное и массовое смещаются в одну смы сло вую плос кость. Ка ко ва при рода этих процессов? Возможно ли познать их законы? Проблема изучения подобных явлений требует привлечения обширного исследовательского поля и поиска новых методологических ори ен ти ров.

Ф

^ Искусствознание

Примечания

1. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. Москва, 1992. С. 134—156.

2. Воеводина Л. Н. Массмедиа и информационная регуляция социокультурного пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6. С. 45—50.

3. Сыров В. Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: Элита и массы : сборник статей / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева. Нижний Новгород : НГК им. М. И. Глинки, 2004. С. 280—288.

4. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. Москва : Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006, 432 с.

5. Burns. G. A typology of'hooks' in popular records, Popular Music, Vol. 6, No. 1. (Jan., 1987), pp. 1—20.

6. Kramer B. The Mediatization of Music as the Emergence and Transformation of Institutions: A Synthesis // International Journal of Communication 5 (2011), pp. 471—491. URL:http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/929

АЗВИТИЕ ЯЗЫКА НАТУРНОГО» НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО НАЧАЛА XXI ВЕКА

УДК 791.43 Е. А. Елисеева

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК)

Статья посвящена анализу визуальных образов, изобразительных решений предметно-пространственной среды фильмов, вышедших на экраны в последние годы; исследованию тенденций развития «натурного» направления в языке отечественного кино начала XXI века. В статье подробно анализируется изобразительное решение фильмов «Волчок» (режиссер В. Сигарев), «Бубен, барабан» (режиссер А. Мизгирев), «Нирвана» (режиссер И. Волошин). Автор рассматривает и выделяет новые тенденции в подходах отечественных кинематографистов к решению предметно-пространственной среды фильмов, созданных за последние годы в нашей стране. Материал, изложенный в статье, представляет интерес для кинематографистов-практиков, для научно-теоретического изучения, для людей, обучающихся кинематографическим профессиям. Ключевые слова: «натурное» направление в отечественном кинематографе, визуальные образы в кинематографе, изобразительное решение фильма.

E. A. Eliseeva

Russian State University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (VGIK), Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Wilhelm Pieck str., 3, Moscow, Russian Federation, 129226

LANGUAGE DEVELOPMENT "NATURAL" DIRECTION IN RUSSIAN CINEMA XXI CENTURY

This article analyzes the visual images, graphic solutions of the object space environment in the films, released in recent years; research development trends "in-kind" in the language areas of the national cinema of the early 21-th century. The paper analyzes in detail the graphic solution films "Peg-top" (directed V. Sigarev), "Tambourine, Drum" (directed A. Mizgirev), "Nirvana" (directed I. Voloshin). The author examines and identifies new trends in approaches to solving local filmmakers object space environment films made in recent years in our country. The material presented in this article is new, not yet explored, and is of interest for film practitioners for scientific and theoretical study, for people studying cinematic professions.

Keywords: "natural" direction in the domestic film, visual images in film, visual solution to the film.

ЕЛИСЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА — кандидат искусствоведения, доцент Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова, заслуженный работник культуры Российской Федерации

ELISEEVA ELENA ALEKSEEVNA — Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Russian State University of Cinematography n.a. S. Gerasimov (VGIK), Honored worker of culture of the Russian Federation 311

e-mail: ehelen60@mail.ru © Елисеева Е. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.