Профессиональное образование
УДК 377.78.06
Формирование художественного восприятия в профессиональной подготовке будущих музыкантов: культурологический подход
Artistic perception formation in the professional training of future musicians: cultural approach
Командышко Е.Ф., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», elkom04@gmail. com
Коняхина М.С., Московское военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В.М. ХалиловаМинистерства Обороны РФ, [email protected]
Komandyshko E., Federal State Budgetary scientific Institution «Institute of Art education and Cultural sciences of the Russian Academy of education», [email protected]
Konyakhina M., Military Music Colledge named after Lieutenant General V.M. Khalilov Ministry of Defense of the RF, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.015
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих музыкантов, художественное восприятие, общекультурное развитие, культурологический подход, информационный смысл, анализ музыкальных произведений.
Keywords: professional training of future musicians, artistic perception, cultural development, cultural approach, informational meaning, analysis of musical compositions.
Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме формирования художественного восприятия обучающихся и поиску наиболее эффективных условий общекультурной подготовки музыкантов в среднем профессиональном образовании. Предметом исследования является процесс формирования художественного восприятия у обучающихся профильного музыкального образовательного учреждения. Целью исследования выступает научное обоснование форм и методов обучения, способствующих формированию художественного восприятия у будущих музыкантов на основе культурологического подхода. Методологической основой исследования выступают комплексные исследования ученых по проблеме художественного восприятия, характеризующих данный процесс с позиций философской, психологической, искусствоведческой и научно-педагогической литературы, включая историко-философские концепции о сущности чувственного познания в процессе восприятия, а также исследования художественного восприятия в разных культурологических ракурсах как источника информативности и др. В статье показана специфика формирования художественного восприятия у обучающихся в условиях освоения учебной дисциплины «Анализ музыкальных произведений» и применения разработанной технологической модели «Алгоритм аналитической работы по формированию художественного восприятия».
Abstract. The authors address the problem of student's artistic perception formation and search of the most effective conditions for cultural training of musicians in secondary professional education. The subject of the research is the process of forming artistic perception among students of a specialized musical educational organization. The research goal is to provide a scientific substantiation for the training forms and methods that facilitate to the artistic perception formation of future musicians based on a cultural approach. The methodological basis of the research is a complex science research on the of artistic perception problem, which characterize this process from the positions ofphilosophical, psychological, art history and scientific and pedagogical literature, including historical and philosophical concepts about the essence of sensory knowledge in the process ofperception, as well as research of artistic perception in different cultural perspectives as a source of information, etc. The article shows the specific features of the students' artistic perception formation in the conditions of development the discipline "Analysis of musical compositions" and the application of the developed technology "Algorithm of analytical compositions on the formation of artistic perception ".
Введение. Глобальные преобразования в современном обществе, в экономической, политической, социальной и духовной сферах, радикально влияют на процесс профессиональной подготовки будущих музыкантов, что требует глубокого переосмысления целей подготовки
востребованных и конкурентноспособных студентов как в сфере музыкально-исполнительской, так и преподавательской деятельности.
В настоящее время актуализируются потребности общества в подготовке специалистов, обладающих ответственностью за сохранение и развитие культурного наследия, понимающих важность своей профессиональной деятельности и творческой самореализации. В силу своей специфики, деятельность музыканта-исполнителя, а также преподавателя музыкальных дисциплин, неразрывно связана с развитием общей культуры личности и формированием, в целом, художественного восприятия.
На современном этапе профессиональной музыкальной подготовки приоритетными являются задачи воспитания уважительного и бережного отношения к культурному наследию своего и других народов, исторической памяти, трансляции культурных ценностей и традиций, сопряжения продуктивной познавательной, профессиональной и преобразовательной деятельности.
Следует отметить, что инструментальное исполнительство (по видам инструментов) и профессиональные качества, формируемые в учреждениях среднего профессионального музыкального образования, рассматриваются в общем комплексе профессиональных и общих компетенций, включая:
- целостное и грамотное восприятие и исполнение музыкальных произведений;
- освоение сольного, оркестрового и ансамблевого репертуара;
- выполнение теоретического и исполнительского анализа музыкальных произведений и др.
Существует мнение, что музыкальное искусство является своеобразным обобщением культурологических событий исторической эпохи, что произрастает из тесной связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой и т.д. В музыке, как и в других видах искусства, раскрываются событийные аспекты личной и общественной жизни, художественной культуры и деятельности человека. Потому в профессиональном
становлении будущих музыкантов особенно значимым представляется формирование художественного восприятия, направленного на осмысление музыкальных произведений в контексте исторических и культурологических событий духовной жизни общества.
Актуальность исследования проблемы формирования художественного восприятия у обучающихся в среднем профессиональном музыкальном образовании обусловлена недостаточной разработанностью
педагогических условий и инновационных технологий обучения на основе культурологического подхода.
В исследованиях современных ученых отмечается, что культурологический подход осуществляется в культуросообразной образовательной среде, где все компоненты обучения и воспитания «наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою
индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич) [2].
В исследованиях Е.Ф. Командышко, Т.В. Надолинской вклад культурологического подхода заключается в обновлении музыкального профессионального образования на основе реконструирования традиционного обучения и расширения культурологических проблем, что позволяет учитывать принципы: этнонациональных особенностей, освоения духовных доминант исторических периодов, выразительно-смыслового содержания
произведений искусства [5].
Исследование показало, что
культурологический подход в формировании художественного восприятия наиболее способствует раскрытию типологических принципов культуры, в целом, что способствует ценностному отношению к произведениям искусства, к точному интерпретированию музыкальных произведений и правильному определению его выразительно-смыслового содержания.
Необходимо отметить, что сложившиеся подходы к изучению процессов восприятия сегодня дополняют и обогащают друг друга, создавая более полное представление о художественном восприятии как сложном многогранном процессе.
В определении понятия «художественное восприятие» разными авторами
рассматриваются различные стороны данного явления, включая эмоциональную реакцию на
произведение, отражение в восприятии общих и специальных познаний в области искусства, формирование эстетического отношения и другие. Понятийная сторона восприятия присутствует в трудах не только философских воззрений, но и в исследованиях ученых, стоящих на границе пересечений разных предметных областей.
Методология исследования. Комплексное исследование проблем художественного восприятия в настоящее время включает несколько основных направлений,
характеризующих данный процесс с позиций философской, психологической,
искусствоведческой и научно-педагогической литературы [4]. Выделим основные:
1) историко-философские концепции о сущности чувственного познания в процессе восприятия (И. Кант, И. Фихте, Г.В. Лейбниц, Г. Гегель, Т. Липпс и др.);
2) исследования художественного восприятия в разных культурологических ракурсах как источника информативности (Ю.М. Лотман, У. Найссер, Дж. Гибсон и др.);
3) художественное восприятие как процесс постижения художественного образа (Л.С. Выготский, Г. Маркузе, Т. Адорно и др.);
4) целостный подход в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства (А.И. Борев, Ю.Е. Буров, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, М.Ф. Овсянников и др.);
5) деятельностный подход в теории художественного восприятия (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
В трудах известных музыкантов, ученых и педагогов отмечается, что в музыкальном произведении ясность восприятия связана с наличием как хорошего слуха, так и цепкой музыкальной памяти, что позволяет максимально быстро и оперативно воспринять форму и содержание музыкального сочинения. Так, в концепции Б.М. Теплова выделена «музыкальность» как личностное качество, развитие которого позволяет достаточно тонко и дифференцированно «слышать» и воспринимать музыку [8]. Основным признаком музыкальности, по мнению Б.М. Теплова, является «переживание музыки». В исследованиях ученого, музыкальное переживание по своему существу -эмоциональное переживание, потому «способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности» [там же, с.53]. В своих работах Б.М. Теплов отмечал, что для эмоционального
переживания музыки важно, прежде всего, воспринимать ее звуковую ткань.
Однако в трудах Т. Адорно, известного философа, социолога и музыковеда XX века, подчеркивается, что при слушании музыкального произведения недопустимо полагаться лишь на эмоции, так как это путь, приводящий часто к неверному истолкованию сочинения, в котором функциональная сторона музыки воспринимается на инстинктивном уровне. Он подчеркивал, что в интерпретации музыкального содержания важно определить характерные типы отношения, внутренние структуры произведения, что и будет содействовать развитию опыта восприятия в постижении музыкального содержания.
По Адорно, только осмысленные произведения и четкие структуры, раскрывающиеся в процессе аналитической работы могут быть «восприняты и пережиты в опыте с различной степенью правильности» [1].
Философ выделяет четыре типа слушателей: первый - тип эксперта; второй - тип хорошего слушателя; третий - тип образованного слушателя (потребителя культуры); четвертый -тип эмоционального слушателя. Для последнего типа процесс слушания музыки есть «средство высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации» [1]. По мнению философа, «адекватное слушание невозможно без аффективного участия личности» [1]. При этом его психоэмоциональная составляющая нацелена и сконцентрирована на объекте, предмете и т.п.
В исследовании И.П. Фарман, отечественного современного философа, отмечается, что художественный образ в разных видах искусства реализуется в художественной структуре произведения полностью. При этом его смысловая идея вначале рассматривается как образное представление, а, далее, в процессе активного мышления, приобретает конкретные очертания. Так, по мнению ученого, в памяти человека хранится достаточно большое количество разных впечатлений, которые в определенных условиях «вызываются к жизни силою воображения», трансформируясь в соответствии с замыслом [9].
Рассмотрение психических процессов в качестве действий означает, что они выступают не просто как некоторые виды активности, а, прежде всего, как действие, направленное на решение определенной задачи, включенной в практическую или познавательную деятельность субъекта. Исследование показало, что в современной теории восприятия важен
информационный смысл (Дж. Гибсон) [3]. Было замечено, что там, где больше художественной жизни, богаче интеллектуальная среда, в которой существует человек, - выше уровень общеэстетического и общехудожественного развития. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов
произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.
В исследованиях В.Н. Холоповой по проблеме теории музыкального содержания выделен ведущий образно-семантический комплекс, определяющий не только эстетико-конструктивное, но и выразительно-смысловое единство музыкального произведения [10]. По мнению исследователя А.Ю. Кудряшова, данный процесс раскрывает осмысление не только ладогармонических систем,
полифонических и композиционно-формальных закономерностей, но и подводит к «слышанию избирательно-смысловых закономерностей» [7]. В результате чего художественное восприятие выступает как многослойная структура, в которую взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими.
Из вышесказанного вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики - непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных. Однако практика показывает, что в системе среднего музыкального образования недостаточно используется культурологический подход в решении задач познавательного и практико-ориентированного характера,
формирующих сопричастность будущих музыкантов к разным видам искусства и мировой художественной культуре.
В профессиональном становлении будущих музыкантов особенно значимым представляется формирование художественного восприятия в условиях освоения учебного курса «Анализ музыкальных произведений», направленного на осмысление музыкальных произведений.
Результаты исследования. В процессе опытно-экспериментальной работы была разработана и реализована технологическая модель «Алгоритм аналитической работы по формированию художественного восприятия», которая реализуется на трех этапах. Этапы становления и динамика совершенствования аналитических знаний, умений и навыков
обучающихся при освоении учебного курса «Анализ музыкальных произведений» раскрывают методологию работы по формированию художественного восприятия у будущих музыкантов-исполнителей [6]:
Первый этап подразумевает применение аналитико-методических приемов обучения на основе дифференциации тем, характеристики образов, жанровой основы, анализа контрастов, ладогармонических характеристик
(каденционных зон), тонального плана и др., закладывающих структурные параметры.
Второй этап включает детализированные методические приемы по выявлению компонентов структуры тем, компилятивности образов (синкретичность и
дифференцированность), тонально-
гармонического плана произведения
(функциональный разбор). Данные приемы способствуют необходимому раскрытию элементов музыкального языка и средств выразительности музыкальных произведений.
Третий этап (обобщающий) предполагает методическую синкретизацию аналитической работы, в которой раскрывается содержательная сторона тематизма, включая синтезирование музыкально-образной и художественной характеристик (связь с литературой, изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой), а также анализируется общая характеристика ладогармонической структуры произведения, приводящая к упорядоченности и единству формы и содержания. Следует отметить, что именно на данном (третьем) этапе происходит окончательное понятийное осмысление замысла музыкального сочинения, заложенного композитором.
В работе с обучающимися по курсу «Анализ музыкальных произведений» особое значение приобретает художественно-эстетический опыт, в котором систематизируются важные компоненты:
1) раскрытие эмоционально-образных характеристик в опоре на личное восприятие музыкального произведения;
2) культурологический анализ и оценка исторических условий возникновения и создания музыкального сочинения;
3) направленность на определение характерных жанровых и стилистических черт музыкального языка, определенных индивидуальных особенностей;
4) раскрытие формы произведений с помощью конкретных музыкальных инструментариев: мелодии, гармонии, фактуры, тембра, ритма, динамики и т.д.
В исследовании перечисленные компоненты являются действенными критериальными показателями, разделенными на художественно-исследовательские, музыкально-исторические и культурологические. В каждом из них заключается конкретная показательная дефиниция. Так, например:
- художественно-исследовательский критерий включает показатели: точность определения музыкальной формы, текстологическое качество описания, быстрота работы с музыкальным материалом, адекватность восприятия, художественно-образная визуализация музыкального произведения;
- музыкально-исторический критерий раскрывает показатели: определение эпохи создания произведения, характеристика содержания произведения (по В.Н. Холоповой, в контексте специального/неспециального музыкального содержания) [10], определение художественной ценности произведения;
- культурологический критерий раскрывает такие показатели, как: общая культура личности, глубина погружения в музыкальную ткань произведения, ансамблевая сыгранность, свобода владения инструментом, артистизм, широкий художественно-эстетический опыт и др.
В заключении выделим основные выводы исследования:
1. Исследование показало, что формирование художественного восприятия у музыкантов-
исполнителей, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования, осуществляется наиболее эффективно при организации образовательной среды, в которой создаются условия для соблюдения строгой трехэтапности аналитической работы над музыкальным произведением.
2. Изучение проблемы формирования художественного восприятии в условиях профессиональной подготовки будущих музыкантов-исполнителей показало эффективность реализации культурологического подхода как источника информативности, который позволяет в процессе освоения учебного курса «Анализ музыкальных произведений» использовать алгоритм поэтапной аналитической работы.
3. Благодаря применению культурологического подхода, ценностно-смысловое интерпретирование искусства в современном музыкальном образовании позволяет учитывать различные взгляды к разным историческим этапам развития культуры и искусства, анализировать характерные особенности исторических эпох и периодов, что ведет к существенному расширению общего объема знаний, обогащению художественно-эстетического опыта и повышению уровня общекультурных компетенций будущих музыкантов.
Литература:
1. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки / Т. Адорно. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 443 с.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: учебное пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М., Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.
3. Гибсон ДжДж Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон; пер. с англ. Т.М. Сокольской; общ.ред. А.Д. Логвиненко. - М.: Прогресс, 1988. - 461 с.
4. Командышко Е.Ф., Коняхина М.С. Художественное восприятие как предмет комплексного научного исследования / Е.Ф. Командышко М.С. Коняхина // Искусство и образование. - 2020. - № 2. - С. 67-79.
5. Командышко Е.Ф., Надолинская Т.В. Культурологический подход в исследовании истории отечественного музыкального образования [Электронный ресурс] / Е.Ф. Командышко, Т.В. Надолинская // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2017. - № 3. - Режим доступа: http: //www.art-education.ru/sites/ default/files/journal_pdf/komandyshko _nadolinskaya_125-129.pdf
6. Коняхина М.С. Формирование музыкальной культуры обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины «Анализ музыкальных произведений» [Электронный ресурс] / М.С. Коняхина // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. -2020. - № 1. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdi7konyahina_88-94.pdf
7. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие: 2-ое изд. / А.Ю. Кудряшов. - СПб.: Изд-во «Планета музыки»; Изд-во «Лань», 2010. - 432 с.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.; - Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
9. Фарман И.П. Воображение в структуре познания / И.П. Фарман // РАН, Институт философии. - М.: ИФРАН, 1994. - 214 с.
10. Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание: 2-ое изд. / В.Н. Холопова. -М.: ПРЕСТ, 2008. - 32 с.
References:
1. Adorno T.V. Selected: the sociology of music / T. Adorno. - St. Petersburg: University Book, 1999. - 443 p.
2. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogy: study guide / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich. - M., Rostov-on-Don: TC "Teacher", 1999. - 560 p.
3. Gibson J.J. Ecological approach to visual perception / J. Gibson; trans. from English T.M. Sokolskaya; general ed. HELL. Logvinenko. - M.: Progress, 1988. - 461 p.
4. Komandyshko E.F., Konyakhina M.S. Artistic Perception as a Subject of Complex Scientific Research / E.F. Komandyshko, M.S. Konyakhina // Art and education. - 2020. - № 2. - S. 67-79.
5. Komandyshko E.F., Nadolinskaya T.V. Culturological approach to the study of the history of domestic music education [Electronic resource] / E.F. Komandyshko, T.V. Nadolinskaya // Pedagogy of art: online electronic scientific journal. - 2017. - № 3. - Access mode: http: //www.art-education.ru/sites/ default / files / journal_pdf / komandyshko _nadolinskaya_125-129.pdf
6. Konyakhina M.S. The formation of the musical culture of students in the process of mastering the discipline "Analysis of musical works" [Electronic resource] / M.S. Konyakhina // Pedagogy of art: online electronic scientific journal. - 2020. - № 1. - Access mode: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/konyahina_88-94.pdf
7. Kudryashov A.Yu. Theory of musical content. Artistic ideas of European music XVII-XX centuries.: study guide: 2nd ed. / A.Yu. Kudryashov. - SPb.: Publishing House "Planet of Music"; Publishing House "Doe", 2010. -432 p.
8. Teplov B.M. Psychology of Musical Abilities / B.M. Heat. - M.; - L.: APN of the RSFSR, 1947. - 355 p.
9. Farman I.P. Imagination in the structure of knowledge / I.P. Farman // RAS, Institute of Philosophy. -M.: IFRAN, 1994. - 214 p.
10. Kholopova V.N. Special and Non-Special Musical Content: 2nd ed. / V.N. Kholopova. - M.: PREST, 2008. -32 p.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования