УДК 378
Электронные информационные ресурсы в художественном самообразовании учащейся молодежи
E-learning informational resources in art self-education of studying youth
Командышко Е.Ф., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», elkom04@gmail. com
Нагаева И.А., Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙМЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», [email protected]
Komandyshko E., Federal State Budgetary scientific Institution «Institute of Art education and Cultural sciences of the Russian Academy of education», [email protected]
Nagaeva I., Autonomous noncommercial organiation of higher education "INTERNATIONAL UNIVERSITY IN MOSCO W", [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.012
Статья подготовлена в рамках проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства», № государственной регистрации проекта: АААА-А20-120030590088-6, 2020г.
Ключевые слова: электронное обучение, информационные ресурсы, художественное самообразование, художественные коммуникации, принцип равных возможностей и поливалентного обучения.
Ключевые слова: e-learning, informational resources, art self-education, art communication, the principle of equal opportunities and polyvalent education.
Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме формирования художественного самообразования учащейся молодежи и поиску наиболее эффективных приемов обучения в опоре на электронные информационные ресурсы. Предметом исследования является процесс художественного самообразования студентов гуманитарных факультетов вузов в условиях электронного обучения. Целью исследования выступает обоснование технологий электронного обучения студентов, способствующих повышению их профессиональных компетенций. Методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме электронного обучения, а также характеризующих процесс обучения с позиции художественных коммуникаций. В статье показана специфика художественного самообразования студентов в условиях реализации принципа равных возможностей и поливалентного обучения, который не зафиксирован жестко на подготовке к какой-либо одной художественной специальности, но позволяет учащейся молодежи осваивать весь спектр новых технологий и материалов, получать специальные гуманитарные знания на основе виртуальных художественных ресурсов.
Abstract. The authors of the article refer to the problem of art self-education formation of the studying youth and to the search of the most effective learning solutions based on electronic informational resources. The research subject is the art self-education process of Humanitarian faculty students of higher education institutions in the conditions of e-learning. The research purpose is to substantiate the e-learning technologies that promote for improving their professional competencies. The methodological research basis is the work of Russian and foreign scientists on the e-learning problem of, also describing the learning process from the position of art communications. The article shows the specificity of student's art self-education in the conditions of the principle of equal opportunities and polyvalent education realization, which is not strictly fixed on the preparation for any art specialty, but allows young pupils to master the full range of new technologies and materials, to obtain special humanitarian knowledge based on virtual art resources.
Введение. В контексте происходящих инновационных изменений современного общества все более становится очевидным, что в настоящее время возникла необходимость существенных перемен в традиционных образовательных системах и технологиях, и, соответственно, разработка новых путей их развития на основе электронного обучения и инновационных технологий.
Тенденции информационного общества, отражающиеся в развитии дистанционного обучения, цифровых технологий, мультимедиа и других интернет-ресурсов, освещались в работах зарубежных (П. Верхаген, С. Доунс, И. Иллич, Д. Кормье, Д. Корнели, И. Сейнен, Д. Сименс, С. Френе и др.) и отечественных ученых (А.А. Андреев, С.В. Агапонов, Г.С. Гершунский, А.В. Густырь, Е.И. Машбиц, М.В. Моисеева, В.И. Овсянников, Е.С. Полат, А.В. Хуторский, С.А. Щенников и др.).
В работах современных исследователей по проблемам художественного образования постоянно совершенствуются теоретические и практические ресурсы электронного обучения детей и молодежи. Так, в исследовании И.М. Красильникова раскрыт развивающий потенциал электронного музыкального творчества как нового вида учебно-художественной
деятельности [4]; в работах Е.М. Акишиной отмечается использование информационных ресурсов медиакультуры на занятиях в системе музыкального образования [1]; педагогические исследования Т.В. Селивановой раскрывают необходимые педагогические условия интеграции компьютерных технологий в процесс художественной коммуникации [7] и многие другие.
В настоящее время электронные информационные ресурсы являются составной частью процесса интеллектуализации общества, включая перспективные и мобильные формы получения профессионального образования учащейся молодежи.
Наибольшую эффективность технологии электронного обучения находят в практике разных специализаций гуманитарного образования (журналистика, арт-менеджмент, реклама и PR-коммуникации).
Вместе с тем, несмотря на ценность существующих сегодня исследований, до сих пор теоретически не обоснована и практически не апробирована концепция электронного обучения в ее приложении с опорой на художественное самообразование студентов гуманитарных факультетов вузов.
Первым признаком самообразования является наличие конкретной цели. Заниматься самообразованием «просто так», «вообще», «для удовольствия», «для проверки интеллектуальной формы», - бессмысленно. Ставя перед собой цель, человек получает стимул для деятельности и мобилизует творческие силы. Таким образом, активная самостоятельная познавательная деятельность приобретает для него новый смысл. Среди методов, полученных в результате исследования проблемы формирования художественного самообразования учителя музыки, Ж.Б. Кармазина выделяет «предметное или тематическое интегрирование» [2, с.93].
Следует отметить, что Б.П. Юсов одним из первых определил важное значение интеграции предметной области «Искусство» с содержанием разных предметных областей. Он отмечал, что при интеграции происходит учет географических, исторических, культурогенных факторов создания произведений искусства в едином потоке культуры, а также установление связи искусства с науками в едином поле творческого проявления человечества, где они питаются достижениями друг друга и нередко совмещаются в едином целом [10].
В исследованиях ученых отмечается, что использование культурного наследия наиболее помогает осуществить процесс личностного развития, так как объекты культурного наследия обладают важным свойством, -«информативностью». Являясь фрагментом реальности, они фиксируют определенный опыт человечества и аккумулируют в себе сведения об исторических явлениях и культурных процессах, предопределивших их появление и бытование. Данный процесс художественного
самообразования связан с познавательной деятельностью и опорой на продуктивные методы освоения культурного наследия, включая интерактивную экскурсию, учебную прогулку, городской квест, образовательное путешествие, социальный эксперимент, музейно-
педагогическое занятие, культурно-
познавательное путешествие и пр. [9, с.44].
Однако, исходя из состояния системы электронного обучения студентов, можно констатировать наличие противоречий между нормативными требованиями Министерства науки и высшего образования России к уровню профессиональной квалификации студентов (гуманитарный профиль обучения), с одной стороны, и отсутствием системы непрерывной подготовки и повышения качественного уровня электронного обучения и художественного
самообразования на основе электронных художественных ресурсов, с другой стороны.
Электронные художественные ресурсы, представленные в сети Интернета или Интранета, носят виртуальный характер и называются сетевыми или виртуальными ресурсами.
Электронные художественные ресурсы, материализованные в виде электронных книг, статей, документов, «виртуальных музеев», «виртуальных экскурсий», репродукций произведений искусства и т.п., образуют базу мультимедийных художественных ресурсов.
Электронные художественные ресурсы, как часть информационных ресурсов, объединяют информацию, отражающую знания человека об опыте своей деятельности и сведения об искусстве и культуре, а также всю вторичную информацию, образующуюся в результате обработки и переработки получаемой информации. Таким образом, информация обладает уникальным свойством
репродуцирования (воспроизведения) знаний и повышения эффекта их накопления (суммирования), что приводит к постоянному росту информационных ресурсов, появлению новых знаний.
Материалы и методы. Чтобы решить проблемы технологического и методического характера, связанные с повышением уровня художественного самообразования в условиях электронного обучения учащейся молодежи, необходим универсальный набор
образовательных ресурсов, который
поддерживает: планирование учебного процесса; использование готовых и разработку новых курсов и тестов; ведение архива документов учебного процесса; взаимодействие с имеющимися системами и т.д.
Электронный учебно-методический ресурс может состоять из модулей, которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения (как самостоятельно, так и по рекомендации преподавателей).
В зависимости от форм обучения в учебном плане электронный учебно-методический ресурс включает следующие составляющие блоки, см. рисунок 1):
- презентационный (представление учебного ресурса, информация о дисциплине и её месте в учебном процессе);
- контентный (учебные материалы, включая рабочую программу учебной дисциплины, краткое содержание лекционных, семинарских и практических занятий, разработанные аудио-, видео-лекции; иллюстрации и т.д.);
- методического обеспечения (методические рекомендации к изучению теоретического курса дисциплины, самостоятельной работе, написанию рефератов др.;
- контрольный (перечень вопросов к зачёту, экзамену; тестовые и другие задания);
- адаптивного обеспечения (предназначен для обучаемых с ограниченными возможностями по здоровью);
- программно-технологический (информационно-поисковые справочные системы; программы-тренажёры; программные средства виртуальных лабораторий; отбор Интернет-сайтов по тематике с аннотацией каждого ресурса; ссылки на электронные ресурсы и т.д.);
- коммуникативный - средства общения студентов с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции, форум, чат) и так далее.
Рисунок 1. - Структура электронного учебно-методического ресурса
Следует отметить, что коммуникативный блок в нашем исследовании расширяется за счет целевой направленности на художественное самообразование и художественную
коммуникацию.
Коммуникативные возможности языка искусства рассмотрены в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана и других. В работах указанных исследователей художественная коммуникация преимущественно понимается как механизм познания той информации, которая «закодирована» автором в произведении искусства. В этой связи интересна мысль Ю.М. Лотмана об иконических знаках, раскрывающих особенности построения произведений искусства. Ученый отмечал, что вся информация, заключенная в произведении искусства, «неотделима от языка его моделирования и от его структуры как знака-модели» [8, с.276]. Он поднял важную проблему, раскрывающую необходимость изучать в искусстве скрытые источники информативности, «позволяющие тексту становиться мощным регулятором и строителем человеческой личности и культуры» [там же, с.321].
Следует отметить, что в основе электронного обучения и направленности на художественное самообразование студентов важное значение приобретает принцип равных возможностей и поливалентного обучения.
В нашем исследовании принцип равных возможностей и поливалентного обучения направлен на деятельностное освоение искусства и активизацию художественного
самообразования студентов. При этом равные возможности в получении образования получают все желающие, живущие в отдаленных поселениях, «в условиях неподвижных социальных иерархий и отсутствия социальной мобильности» (Новиков А.М.) [6, с. 112], а поливалентный фактор обучения позволяет осваивать весь спектр новых технологий и материалов, а также расширять специальные гуманитарные и художественные познания.
Электронный учебно-методический ресурс в исследовании опирается на опытную модель учебного курса «Арт-информатика» (автор И.А. Нагаева) [5], включающего образовательные модули: кодирование и хранение информации; создание компьютерной анимации; создание интерактивных презентаций; обработка и редактирование звуковых файлов; обработка и редактирование видеофайлов; создание 3d изображений; создание рисованного видео и анимированной презентации; нотные редакторы; создание интерактивных Web-страниц и другие.
Результаты. Эксперимент показал, что реализация современных информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов позволяет внести новые интерпретации в образовательный процесс, направленный на активизацию художественного самообразования, что помогает учащейся молодежи осмыслить многообразие и многослойность художественных объектов и социокультурных явлений современного общества на основе электронных художественных ресурсов.
Для реализации равных возможностей в обучении студентов к традиционной структуре учебно-методического ресурса добавлены блоки: блок адаптивного обеспечения (предназначен для обучаемых с ограниченными возможностями по здоровью); программно-технологический блок; коммуникативный блок.
Блок адаптивного обеспечения включает технологии специальных возможностей, позволяющие пользователям настраивать компьютеры в соответствии со своими зрительными, слуховыми, двигательными, когнитивными и речевыми потребностями.
Технологии специальных возможностей основаны на продуктах вспомогательных технологий (ВТ-продукты) —
специализированные программные и аппаратные продукты (такие как программы чтения с экрана и распознавания голоса). Подобные продукты тщательно подбираются, чтобы соответствовать потребностям пользователей с одним или несколькими нарушениями по здоровью.
Анализ средств доступа к системе электронного обучения подтвердил и показал, что с применением специальных возможностей и ВТ-продуктов к процессу обучения могут подключаться студенты с различными ограниченными возможностями, включая ограничения возрастные, подвижности и гибкости, ограничения слуха, речи и обучаемости. Разработанные к настоящему времени программные и аппаратные продукты, призванные предоставить дополнительные специальные возможности обучаемым с ограничениями по здоровью, а также учащейся молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (к примеру, самоизоляции), позволяют выбирать требуемые технологии для конкретного учебного заведения.
В результате исследования проблемы художественного самообразования были выделены критерии, по которым можно судить об эффективности использования электронных художественных ресурсов. Среди них: направленность на развитие художественных
потребностей и интересов; «обогащение художественно-эстетического опыта; освоение технологий арт-менеджмента и проектной художественно-творческой деятельности»
(Командышко Е.Ф.) [3, с.304].
Основные результаты включения
дисциплины «Арт-инфоматика» в программу обучения студентов гуманитарного профиля были представлены в виде разработанного и внедренного проекта (мультимедийного проекта), как уникального художественно-творческого продукта, в состав которого могут входить: музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д.
К примеру, в процессе создания проекта «Интерактивный маршрут» разрабатывалась иерархическая навигационная структура, осуществлялся запуск приложений, исполняемых файлов, звуковых и видеофайлов.
Художественное самообразование учащейся молодежи осуществлялось на практических занятиях по созданию проекта «Видеоскрайбинг» средствами Sparkol VideoScribe, т.е. самостоятельно разрабатывался видеоролик способом донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов, осуществлялось дополнение повествования зарисовками и пр.
В итоге учитывались следующие показатели: применение элементов творчества (создание оригинального мультимедийного объекта, разработка анимационных эффектов, использование нелинейной структуры и образного подхода), наличие мультимедийных объектов авторского характера высокого качества, оригинальное отношение автора к
разработке проекта с использованием разных видов искусств.
Выводы. В процессе исследования выявлено,
что:
- применение информационных ресурсов электронного обучения на основе принципа равных возможностей и поливалентного обучения студентов позволяет формировать индивидуальную многопрофильную (в том числе и междисциплинарную) программу обучения и реализовать её как процесс художественного самообразования;
- реализация электронного обучения в художественном самообразовании студентов опирается на комплекс применения инновационных форм обучения, включая вебинары, '^Ы-страницы, дистанционные курсы, электронные библиотеки, виртуальные классные комнаты, эвристические олимпиады, видеоконференции и др.;
- электронное обучение активизирует процесс художественного самообразования и позволяет закрепить у студентов на уровне систематизации, тренировки и дальнейшего совершенствования профессиональные навыки мультимедийного проектирования с использованием современной технической базы и новейших цифровых технологий создания медиа продукта в различных знаковых системах (фото-, аудио, видео-, графической);
- художественное самообразование студентов обеспечивается интеграцией относительно самостоятельных, но, вместе с тем, взаимосвязанных направлений электронного обучения, связанных с использованием электронных художественных ресурсов в результате обработки и переработки получаемой информации.
Литература:
1. Акишина Е.М. Современная музыка и горизонты музыкального образования: монография / Е.М. Акишина. - М.: Издательство «Музыка», 2017. -176 с.
2. Кармазина Ж.Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности (2 глава) / Ж.Б. Кармазина // Интеграционные процессы в современном музыкальном образовании: коллективная монография; под научной редакцией д.п.н. Е.Ф. Командышко. - М.: «ИХОиК РАО», 2018. - С. 62-131.
3. Командышко Е.Ф. Специфика творческого развития учащейся молодежи в условиях взаимодействия с искусством / Е.Ф. Командышко // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4(111). -Ч. 2. - С. 301-304.
4. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного
образования / И.М. Красильников. - Дубна: Феникс+, 2007. - 496 с.
5. Нагаева И.А. Арт-информатика: учебное пособие / И.А. Нагаева. - М.: Издательство «Спутник+», 2020. - 326 с.
6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
7. Селиванова Т.В. От книги до компьютера: художественные коммуникации. Программа. Методические рекомендации / Т.В. Селиванова. - М.: Издательство «Музыка», 2017. - 176 с.
8. Лотман Ю.Н. Статьи по семиотике искусства / Ю.Н. Лотман. - СПб.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2002. - 542 с.
9. Шейко Н.Г. Культурно-образовательный туризм и его роль в становлении локальной идентичности учащихся: сборник научных статей /
Н.Г. Шейко // Образовательные стратегии социокультурного пространства региона / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1112 сентября 2018 г.); редактор-составитель Е.Ф. Командышко. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. -268 с. - С. 39-47.
10. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Б.П. Юсов. - М.: Спутник+, 2004. - 252 с.
References:
1. Akishina E.M. Contemporary music and horizons of musical education: monograph / E.M. Akishina. - M.: Publishing house "Music", 2017. - 176 p.
2. Karmazina Zh.B. Artistic self-education of a music teacher as a condition for the development of his professional competence (Chapter 2) / Zh.B. Karmazina // Integration processes in modern music education: collective monograph; under the scientific editorship of Ph.D. E.F. Commandyshko. - M.: "IHOiK RAO", 2018. - P. 62-131.
3. Komandyshko E.F. Specificity of the creative development of students in the context of interaction with art / E.F. Komandyshko // Kazan Pedagogical Journal. -2015. - № 4 (111). - Part 2. - P. 301-304.
4. Krasilnikov I.M. Electronic musical creativity in the system of art education / I.M. Krasilnikov. - Dubna: Phoenix +, 2007. - 496 p.
5. Nagaeva I.A. Art informatics: textbook / I.A. Nagaeva. - M.: Publishing house "Sputnik +", 2020. - 326 p.
6. Novikov A.M. Russian education in a new era: paradoxes of heritage, vectors of development / A.M. Novikov. - M.: Egves, 2000. - 272 p.
7. Selivanova T.V. From book to computer: artistic communication. Program. Methodical recommendations / T.V. Selivanov. - M.: Publishing house "Music", 2017. - 176 p.
8. Lotman Yu.N. Articles on the semiotics of art / Yu.N. Lotman. - SPb.: Humanitarian agency "Academic project", 2002. - 542 p.
9. Sheiko N.G. Cultural and educational tourism and its role in the formation of local identity of students: collection of scientific articles / N.G. Sheiko // Educational strategies of the socio-cultural space of the region / Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (September 11-12, 2018); editor-compiler E.F. Commandyshko. - M .: FGBNU "IHOiK RAO", 2019. - p. - S. 39-47.
10. Yusov B.P. The relationship of cultural factors in the formation of modern artistic thinking of the teacher of the educational field "Art" / B.P. Yusov. - M.: Sputnik +, 2004. - 252 p.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования