УДК 378
СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИСКУССТВОМ
Е.Ф. Командышко
Аннотация. В статье рассматривается специфика организации творческого развития учащейся молодежи и предлагаются новые практические ориентиры в творческом развитии учащейся молодежи. Автор раскрывает особенности создания условий взаимодействия с искусством и раскрывает основные механизмы, осуществляющие реализацию педагогических условий. Это, прежде всего, организация эстетической среды; применение методики эстетико-педагогических ситуаций; активизация процессов художественного восприятия; художественное проектирование.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, творческое развитие учащейся молодежи, условия взаимодействия с искусством, арт-проект, арт-менеджмент.
THE STUDENTS’ CREATIVE DEVELOPMENT SPECIFICITY
IN THE INTERACTION WITH ART CONDITIONS
E.F. Komandyshko
Abstract. The article considers the specificity of the students’ creative development’s organization and proposes new practical guidance in the creative development of students.. The author reveals the peculiarities of conditions for interaction with art and describes the basic mechanisms of the pedagogical conditions’s implementation. First of all, it is the organization of aesthetic environment; application of the aesthetic and pedagogical situations; activation of the artistic perception processes; artistic design.
Keywords: students, the creative development of students, conditions of interaction with art, art project, art management.
Учитывая постоянно возрастающую значимость творческих качеств личности в динамично меняющейся социальной среде, изучение проблем оптимизации формирования творческих личностных свойств становится одной из важнейших и, очевидным образом, практически востребованных задач современной педагогики. Решение данных задач требует не только обращения к лучшим традициям художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи, но и обстоятельного осмысления роли искусства в сфере гуманитарного знания и образовательной деятельности в условиях создания эстетико-педагогических ситуаций, способствующих как интеллектуальному, так и эстетико-творческому развитию учащейся молодежи.
Учащаяся молодежь - это возрастная категория юношеского периода становления человека, объединяющая старших школьников и студентов от 16 до 20 лет, то есть тех, кто обучается в разных типах учебных заведений (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, средние и высшие учебные заведения) и характеризуется общностью развития психических познавательных процессов, мотивационных установок и общей эмоциональной направленностью (Командышко Е.Ф.) [4,с.4].
Еще в 20-е годы XX века А.В. Бакушинский отмечал, что границы юношеского возраста довольно условны и колеблются между 15-16 и 1921 годами. При этом он отмечал, что душевная жизнь в юношеский период вся построена на противоречиях, на бурных столкновениях противоположных сил. Борьба этих сил становится внутренней борьбой возможных будущих центров, вокруг которых в том или ином соотношении произойдет окончательное объединение личности. Рационализм здесь сталкивается с романтизмом, «импрессионизм» с «экспрессионизмом». Сформировавшаяся личность, противопоставляя себя внешнему миру, не отступает в бессилии перед его напором и утверждает свою волю над его стихийностью, закон и нормы человека - над внечеловеческим порядком [1, с.130].
Рассматриваемый возраст современные ученые (В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач,
В.Г. Зазыкин, В.П. Зинченко, А.Г. Маклаков и другие) условно разделяют на два подпериода: первый - юность (16-19 лет) и второй - ранняя взрослость (20 лет) [6, с.319, там же, с. 404].
Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости молодежи разнообразным переживаниям. Эстетиче-
ские чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника - все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту.
Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» [5, с.40]. Таким образом, в юношеском возрасте происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности или иных переживаний. При этом всё многообразие жизни преломляется через эстетическое сознание личности, этим готовится почва для художественного восприятия, понимания, оценок.
Творческое развитие учащейся молодежи определяется нами (Командышко Е. Ф.) как личностно-мобилизующий процесс, оказывающий существенное влияние на целостное формирование социально-ценных качеств личности, проявляющихся в сложной системе взаимодействия возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей, опыта и направленности на самореализацию в художественном творчестве и проектной деятельности [4,с.4].
Изучение проблемы творческого развития учащейся молодежи в общеобразовательной школе и вузе показывает, что в данном процессе важное значение обретает организация со стороны педагога педагогических условий взаимодействия с искусством.
Условия взаимодействия с искусством определяются нами как предельно широкий спектр организуемых педагогических воздействий, целенаправленно активизирующих развитие эстетического сознания личности в качестве субъекта художественного творчества.
Особое внимание следует обратить на основные механизмы, осуществляющие реализацию педагогических условий взаимодействия учащихся с искусством. Это, прежде всего: 1) организация эстетической среды; 2) применение методики эстетико-педагогических ситуаций;
3) активизация процессов художественного восприятия; 4) художественное проектирование.
Приведем авторские основные методические рекомендации к организации творческого развития учащейся молодежи в условиях взаимодействия с искусством:
1. Следует учитывать разновидности методических эстетико-педагогических ситуаций, активизирующих мотивацию и потребность
обогащения эстетико-художественного опыта учащихся. Среди них:
1) ситуации создания творческой атмосферы процесса обучения;
2) появления эмоционального переживания на разных этапах урока;
3) занимательно-проблематизирующего изложения материала;
4) стимулирования творческой активности;
5) проявления мотивов самовыражения в художественно-творческой деятельности.
2. Целесообразно в блок мотивов включить следующие аспекты:
1) познавательные (стремление получить новую информацию, расширение своего кругозора, познания себя и т.д.);
2) эмоциональные (интерес к искусству, интерес к творческой деятельности, мотив привлекательности заданий, мотив получения удовольствия от выполнения творческого задания и т.п.);
3) социальные (стремление к общению, стремление к уважению и признанию со стороны окружающих и т.п.);
4) достижения (успешно закончить учебное заведение, достигать творческих успехов, развивать творческие способности и т.д.);
5) самовыражения (мотивы, направленные на возможность самореализации, самосовершенствования и т.д.).
3. Процесс восприятия искусства следует выстраивать с позиции понимания эстетического не только как прекрасного, но и выразительного (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, А.И. Буров), то есть выражающего своим обликом внешние, характерные, закономерные особенности и внутренние состояния, с помощью которых человек познает не только отдельные предметы и явления, а окружающий мир в целом.
Следует отметить, что благодаря концептуальным философским идеям А.И. Бурова об эстетической сущности искусства в 60-е годы XX века вопрос эстетического воспитания как развивающей педагогической системы выдвинут в качестве центральной проблемы творческого развития личности.
А.И. Буровым обоснованы положения о сущности эстетического как человеческой предметности и субъектности, об искусстве как средстве и источнике формирования целостного человека, с многообразными свойствами. Особенно значима его мысль о том, что «эстетическое начинается там, где человек доходит до самовыражения, до самопознания или самоощущения в предмете, когда он научается выражать через другие формы полноту и богатство своей сущности» [2, с.273]. Таким образом, развивающий потенциал искусства Буров видит именно в том,
что «цель искусства - формирование целостного человека во всем многообразии его свойств и качеств» [там же, с.273].
Как отмечает Л.П. Печко: «Построение и развитие эстетической культуры личности в процессе общего и специального образования на основе принципа эстетической выразительности несомненно содержит глубокий культурно развивающий потенциал, базу для становления эстетического сознания, вкуса, эстетической и художественной впечатлительности, восприимчивости и отзывчивости» [3, с.19].
4. Необходимо обратить внимание на важность формирования творческого воображения учащейся молодежи, а также реализацию эффективных условий его развития в процессе восприятия искусства.
Следует учитывать, что в основе любой модификации творчества находится реальное соотношение и наполнение отражающихся в механизмах сознания человека и его воображения двух тесно взаимосвязанных, но и различающихся слоев: 1) слой непроизвольной чувственно-естественной образности, продуцируемой органами чувств; 2) сложной глубинной интеллектуально насыщенной образности, которая воспитана в контексте художественного опыта человечества и личности и его преобразования в эстетическом сознании.
В этой связи необходимо ставить вопрос о наиболее общих тенденциях развития учащихся, по которым педагог сможет определить уровень становления творческого воображения в процессе обучения. Выделим компоненты, без которых не формируется творческое воображение: 1) эмоциональность (эмоциональная отзывчивость); 2) ассоциативность; 3) художественнообразное представление; 4) проявление личностно-смыслового общения.
5. При подготовке к обсуждению произведения искусства целесообразно применять алгоритм хода обсуждения, чтобы сделать работу учащихся более вариативной. Выбор алгоритма связан с задачей, которую преподаватель ставит в итоге обсуждения. К примеру: «авторская идея ^ художественный образ»; «сюжет ^ жанр ^ мастерство художника»; «нравственная проблема ^ сюжет ^ характер героя» и другие. Алгоритм хода обсуждения намечает «опорные точки» будущего обсуждения. При выбранном алгоритме педагогу значительно легче создать условия для сочетания основных и дополнительных вопросов к ученикам, дифференцировать их по уровню подготовки к оценке произведения в процессе самого обсуждения, соотносить высказываемые учениками нравственные и эстетические суждения, осуществлять контроль за упот-
реблением учащимися терминов и понятий, «видеть» каждого ученика в дискуссии.
6. Организация педагогических приемов в работе с учащейся молодежью должна быть направлена на:
1) формирование зрительных и синестезий-ных ассоциаций;
2) развитие художественно-образных представлений;
3) интерпретацию образно-метафорических сравнений («метафора» - оборот речи, выраженный в переносном смысле);
4) развитие художественных потребностей;
5) обогащение художественно-эстетического опыта;
6) освоение технологий арт-менеджмента и проектной художественно-творческой деятельности (работа над арт-проектом).
Арт-проект - новый вид творческого продукта. Предполагает воплощение художественных идей и реализацию творческих замыслов, соответствующих новым прогрессивным процессам современного общества и культурным запросам потенциальных потребителей.
Работа над замыслом арт-проекта требует от студентов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего художественно-эстетического опыта.
В начале XXI века система образования в России значительно обогатилась новыми технологиями обучения, эффективно переходящими от репродуктивных к продуктивным формам и методам обучения. Данный период также ознаменовался значительным прорывом в теории и практике менеджмента - открытием значения организационной культуры как мощного инструмента управления, используемого во всех сферах человеческой деятельности.
Следует отметить, что учебные программы по изучению основ менеджмента стали популярным новшеством во многих образовательных учреждениях. Такие дисциплины, как «Социальный менеджмент», «Информационный менеджмент массовых коммуникаций», «Менеджмент организации», «Арт-менеджмент» в настоящее время изучаются во многих образовательных учреждениях России и других государств.
Арт-менеджмент включает достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, выставок произведений изобразительного искусства, про-
изводство аудио и видеопродукции и др. Наиболее полно воспроизводит спектр деятельности арт-менеджера объединение его функций в следующие группы: 1) проектно - технологическая; 2) художественно-творческая; 3) организационно-управленческая; 4) маркетинговая; 5) коммерческая и финансово-экономическая; 6) юри-дически-правовая. Таким образом, специфика арт-менеджмента основана на двух сторонах деятельности: эстетической и организационной.
Внедрение в образовательный процесс современной школы и вуза технологий арт-менеджмента устанавливает связь развивающей-
Литература:
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / Составитель Н.Н.Фомина. -М.: Карапуз, 2009. - 304с.
2. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства.- М.: Искусство, 1956. - 290с.
3. Печко, Л.П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Сборник научных трудов. Выпуск II. - М, 2008. - 298с.
4. Командышко, Е.Ф. Универсальная модель творческого развития учащейся молодежи. Методические рекомендации. - М.: ИХО РАО, 2011. -72с.
5. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.
6. Психология человека от рождения до смер-
ти / Под ред. А.А. Реана. Большая Университетская библиотека. - Санкт-Петербург: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2006. - 651с.
ся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление, развивает творческое воображение учащихся, позволяет выйти за пределы одного вида искусства в полихудожественную деятельность.
Таким образом, готовность педагога создавать условия взаимодействия с искусством раскрывает специфику практического преломления эстетико-педагогических ситуаций в современном образовании, что свидетельствует о возможности находить теоретические основания и новые практические ориентиры в творческом развитии учащейся молодежи.
References:
1. Bakushinskij, A.V. Hudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie / Sostavitel' N.N.Fomina. -M.: Karapuz, 2009. - 304s.
2. Burov, A.I. Jesteticheskaja sushhnost' iskusstva. - M.: Iskusstvo, 1956. - 290s.
3. Pechko, L.P. Obshhaja i jesteticheskaja kul'tura v obrazovanii i razvitii lichnosti // Kul'tura, opyt, vo-obrazhenie razvivajushhejsja lichnosti v hudozhestvennom obrazovanii. Sbornik nauchnyh trudov. Vypusk II. - M, 2008. - 298s.
4. Komandyshko,,E.F. Universal'naja model' tvorcheskogo razvitija uchashhejsja molodezhi. Metodicheskie re-komendacii. - M.: IHO RAO, 2011. -72s.
5. Leont'ev, A.N. Potrebnosti, motivy i jemocii. - M., 1971.
6. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti / Pod red. A.A. Reana. Bol'shaja Universitetskaja biblio-teka. - Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2006. - 651s.
Сведения об авторе:
Командышко Елена Филипповна (г.Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Komandyshko E.F. (Moscow, Russia), doctor of of pedagogical sciences, associate professor, senior researcher, Federal state budget research institution "Institute of art education and culturology of the Russian academy of education", e-mail: [email protected]