Humanity space International almanac VOL. 3, No 4, 2014: 590-601
Принципы типологии культур в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи
Е.Ф. Командышко
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт художественного образования» Российской Академии Образования
119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1
Federal State Budget Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»
Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: принципы: цивилизационный, концептуальный, культурно-исторический, религиозный, этнонациональный, регионально-территориальный, художественно-эстетический.
Key words: principles: civilization, conceptual, cultural, historical, religious, ethno-national and regional-territorial, artistic and aesthetic.
Резюме: В статье рассматриваются вопросы обновления методических подходов в обучении старших школьников и студентов вузов. Автором статьи последовательно раскрываются особенности принципов типологии культур в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи в процессе расширения культурологических познаний и восприятия произведений искусства.
Abstract: This article discusses methodological approaches in teaching older students and university students' innovation. The author describes the peculiarities of typology of culture's principles in the students' artistic perception and thinking development in the process of cultural knowledge and perception of art's expansion. [Komandyshko E.F. The typology of cultures' principles in the students' artistic perception and thinking development]
В настоящее время пристального внимания требуют процессы приобщения старших школьников и студентов вуза к ценностям культуры и искусства. Современная социокультурная ситуация, как отмечает А.И. Арнольдов, «с особой требовательностью формулирует настоятельную необходимость социально-культурной, просветительско-воспитательной работы с молодежью» (Арнольдов, 2003: 168).
В широком и сложном ряду факторов, существенно влияющих на динамику этих процессов, всегда присутствует фактор уровня художественного восприятия и мышления. Построение модели развития художественного восприятия и
мышления учащейся молодежи рассматривается нами как возможность глубокого осознания полученного объема знаний и впечатлений, которые в целом очерчивают не только основы освоения культуры и искусства, но и дают возможность к проявлению рефлексии эмоционально-чувственной сферы познания.
Как известно, в силу своей структурной и содержательной многомерности подлинные произведения искусства формируют формы творческого воображения и мышления, что непосредственно связано с исследованием различных сторон развития человека, включая формирование эстетической культуры, мировоззрения и других компонентов духовной культуры личности.
Однако анализ состояния проблемы развития художественного восприятия и мышления учащейся молодежи в различных образовательных учреждениях
(общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, вузах) свидетельствует о наличии ряда противоречий:
- между потребностью общества в воспитании и образовании учащейся молодежи, ориентированных на общественно значимые духовные ценности, в концентрированном виде представленные в лучших образцах художественной культуры, с одной стороны, и недостаточностью внедрения новых подходов и приемов восприятия произведений искусства, с другой;
- между многообразием научных исследований культурологического подхода в развитии личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий для развития художественного восприятия и мышления в процессе освоения культуры и искусства, с другой.
В исследованиях ученых XXI века отмечается, что «современное образование в качестве своего метатекста избирает культуру, которая понимается как среда, где происходит рождение и становление самобытного образа человека» (Борисенков, Гукаленко, Данилюк, 2006: 251). Именно такая среда, по мнению ученых, создает условия для самореализации человека, превращает его в личность, позволяет
обрести себя, найти свое место в мире.
Следует отметить, что в настоящее время учеными и педагогами интенсивно разрабатывается широкий круг культурологических проблем образования. В последние годы заметно усилился культурологический подход в обучении школьников и молодежи. В нашем понимании, культурологический - значит, на первооснове культуры, то есть опирающийся на принципы типологии культур и ценностное отношение к произведениям искусства.
Рассмотрим основные принципы типологии культур в контексте специфики развития художественного восприятия и мышления учащейся молодежи:
I. Цивилизационный принцип трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации.
Понятие цивилизация - одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова «культурный» и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ).
В середине XIX в. в работах Н. Данилевского «Россия и Европа», позднее в первой половине XX века в трудах О. Шпенглера, а затем А.Тойнби сформировалось значение этого термина как локальной моно - или полиэтнической общности с выраженной культурной спецификой, заметно отличающей ее от соседей, т.е. концепции «исторических цивилизаций»: древнеегипетской, вавилонской, греческой, римской, китайской, индийской и т. п.
В последние годы получает распространение определение цивилизации как локальной межэтнической общности, формирующейся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в формах и механизмах их социальной организации и регуляции (в правовых и политических системах, формах хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, системе образования и т.д.).
В исследованиях современных ученых (Р.Г. Абдулатипов,
А.А. Аронов, А.Я. Флиер и др.) отмечается, что цивилизационный принцип разделяет весь культурный процесс на несколько основных периодов: биогенный включает древнейшие формы существования культуры; духовно-культурный - связан с развитием духовной культуры; технотронный период совпал с активным влиянием цивилизации на культуру. Потому следует учитывать и отрицательное воздействие на культуру цивилизационных процессов, так как цивилизация порождает чуждые культуре явления: массовость, технократию и др. При этом духовное начало отступает перед развитием машинного производства, искусственных технологий. Возникают понятия прагматизма, утилитарности, массовости, стандарта.
В XX веке основным предметом исследования стала психология толпы (Х. Ортега -и-Гассет, С. Московичи и др.) Этому вопросу уделяли внимание и исследователи проблем массовой коммуникации (М. Маклюэн, Ю. Хабермас, Н. Луман).
В настоящее время современное состояние искусства связано с коммерциализацией культуры. Это означает, что произведение искусства и его исполнение становятся товаром. Если к экономической деятельности по продаже этого товара подходить как к бизнесу, приносящему прибыль, то очевидно, что здесь преобладает вовсе не потребность совершенства и высоких духовных идеалов.
Таким образом, цивилизацинный принцип в настоящее время позволяет включить в процесс восприятия не только произведения искусства, но и разные виды художественной деятельности, включая продукты арт-индустрии и новые формы массовых социокультурных мероприятий.
II. Концептуальный принцип дает возможность осмыслить культуру через призму культурологических концепций ученых на примере ведущих научных школ (Абдулатипов, Сапрыкина, Комиссаров, 2011: 44-45). Среди них выделены:
- Антропологическая (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Д. Фрэзер
и др.).
- Цивилизационная (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Тойнби и др.).
- Формационная (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов,
В.И. Ленин).
- Психоаналитическая (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и
др.).
- Социологическая (П.А. Сорокин, А. Вебер и др.).
- Символическая (Э. Кассирер, К. Леви-Строе,
Ю.М. Лотман и др.).
К примеру, рассмотрим символическую школу. По мнению ученых, символическая школа - самое молодое направление в современной культурологии, появление которого вызвано усилением знаковой стороны культуры.
Символ - особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не такой, как она существует, а в более широком и общем смысле. Структура символа характеризуется как тождеством, так и различием смысла и образа. (Краткий философский словарь) (Алексеев, 2010: 345). А.Ф. Лосев в одной их своих работ дает следующее определение символу: «Символ - «идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные, отличные от неё предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком» (Лосев, 1970: 10).
Представители символической школы разных стран дополняли и углубляли концептуальные основы своей теории. Если немецкий философ Э. Кассирер трактовал культуру как «символическую вселенную», то Ю.М. Лотман (1922 -1993) ввел понятие «семиосферы». Семиосфера, в его понимании, предельно широкое понятие, не только включающее в себя весь комплекс знаковых систем, но и охватывающее всю сферу универсальной знаковой деятельности вообще.
Семиосфера Лотмана - это культура, понимаемая как семиотическая, знаковая система. Таким образом, Ю.М. Лотман, по меткому замечанию исследователя Волковой Е.В., от семиотики текста обращался к семиотике взаимоотношений текста с контекстом, с автором, аудиторией, традицией, памятью, «погружая» всех участников коммуникации в особое семиотическое пространство культуры (Волкова, 2010: 39).
Как известно, символизация - один из наиболее
универсальных принципов построения художественного образа. Широта, многогранность, многозначность символа позволяет художнику наиболее адекватно выразить свое эстетическое мироотношение. К примеру, символическим смыслом может обладать любой элемент кинопроизведения: деталь, предмет, изображение животного или человека, целый эпизод кинофильма, символичным может стать лейтмотив. Диапазон примеров широк. Некоторые из них: раскрашенный флаг в «Броненосце» С. Энзейштейна; неоднократно появляющийся в картине А. Тарковского «Зеркало» трепещущий комочек -птица, каждый раз привносящая новый смысловой нюанс в авторское видение мира; ирреальный металлический шар -носитель катаклизма, отрезвляющего толпу в «Репетиции оркестра» Ф. Феллини и другие.
В понимании авторского замысла следует учитывать, что символический образ - лейтмотив, передающий некое ключевое для авторской концепции понятие, одновременно очень важен для восприятия целостности художественного произведения.
III. Культурно-исторический принцип позволяет обратиться к системе различных взглядов в контексте исторического развития социального общества, обращаясь к разным историческим этапам развития культуры и искусства. Данный принцип дает возможность акцентировать духовные доминанты исторических эпох и периодов, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.
К примеру, рассмотрим систему взглядов, основанную на иррациональном способе восприятия и отражения мира, т.е. специфическом типе сознания, характерного преимущественно для первобытной стадии развития. Как отмечает исследователь А.Я. Флиер, мифологическое сознание эпохи первобытности и позднейшей истории существенно различаются. Для мифологического сознания древности (при крайней скудности рациональных знаний о мире) было свойственно стремление к познанию мира посредством реконструкции его генезиса (т.е. через формирование легенд о его происхождении) и латентная попытка объяснить структуру Космоса через аналогию с хорошо знакомой структурой социального устройства общества.
Среди характерных признаков мифологического сознания принято выделять такие представления, как:
- универсальность существования человека в мире (человек не выделяет себя из природы, не относится к миру как к объекту познания и преобразования, а к самому себе как к субъекту этого познания, а стремится к преимущественно магическим, чувственным формам взаимодействия с миром и его процессами и др.);
- холистичность и синкретичность (доминирует нерасчлененная целостность в мироощущении; преобладает хаотическое смешение в восприятии сакрального и мирского, живого и косного, человеческого и природного, реального и вымышленного, неизбежного и случайного и т.п.);
- цикличность восприятия времени и динамичность восприятия пространства (крайняя скудность представлений о линейном времени и преобладание представлений о круговороте времен - вечном повторении (по М.Элиаде), что является основанием для идеи вечности, в которой пребывает мир; перемены же воспринимаются как иллюзия и носят характер неизбежного циркулярного или спиралевидного повтора событий в жизни людей, деяниях богов и пр.; структура мироздания ощущается как еще незаконченная, формирующаяся, «растущая», вращающаяся вокруг некой сакральной оси, «центра мира» и т.п., в целом космогоническое мировосприятие доминирует над космологическим.
Так, культурно-исторический принцип в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи в процессе освоения культурологии позволяет раскрыть некоторые феномены массового политического и национального сознания в Новое и Новейшее время. Среди них: повышенная массовая мистифицированность, вера в кумиров, НЛО и т.п.
И хотя по своим социально-психологическим функциям и генезису искусство действительно очень близко к мифологии и религии, аналогии с собственно мифологическим сознанием представляются поверхностными. В искусстве, как отмечают Флиер А.Я. и Полетаева М.А., действительно присутствуют и магико-проектные сверхзадачи, и идеи образной целостности мира; но даже наиболее абстрактные произведения искусства
выражают личные переживания и образные видения художника - одного из наиболее продвинутых в своей индивидуализации и ощущения интеллектуальной свободы индивида (Флиер, Полетаева, 2008: 176-177).
IV. Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).
Несмотря на торжество новой научной парадигмы мировоззрения, религия продолжает оставаться важнейшим инструментом социальной регуляции даже в самых развитых странах современности, население которых, освоив компьютеры, категорически не желает расставаться с религиозностью как формой коллективной нравственно-психологической саморегуляции общества.
Религиозный принцип в обучении старших школьников и студентов вузов дает возможность упорядочить представления о Бытии и создать психологически комфортное объяснение существенному миропорядку на основании идеи божественного сотворения и управления миром.
Как известно, религия лежит в основе ядра любой национальной культуры, ее система ценностей дополняет светскую и народно-бытовую культуру. По мнению исследователя Барковской С.П., произведения искусства «верующими людьми воспринимаются религиозно-эстетически, а неверущими, нравственно-эстетически, художественно» (Барковская, 1999: 154]. Исследователь Е.Г. Яковлев такое восприятие произведений искусства определяет через двуединство образов и определяет как «художественно-религиозную целостность», хотя и противоречивую (Яковлев, 1959).
Светские искусствоведы, педагоги видят в религиозном искусстве одно из средств нравственного и эстетического воспитания. Человек, общаясь с религиозным искусством, освобождается «от гнета дурных поступков, мыслей». Оно производит на человека «очищающее» воздействие.
Совершается катарсис» (Медушевский, 1996: 43).
Таким образом, религиозный принцип в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи позволяет исходить из двойственной и нерасчлененной природы, познание которой может осуществляться в диалоге двух мировоззрений: с одной стороны, - научного (культурологического), с другой стороны - религиозного.
V. Этнонациональный принцип дает возможность осуществлять анализ произведений искусства и памятников культуры в контексте этнонациональных характеристик. Как известно, каждая национальная культура внутри себя характерна чертами общности (например, культурное сходство восточнославянских народов - великороссов, украинцев, белорусов). Таким образом, данный принцип позволяет раскрыть особенности развития определенных регионов, той либо иной культуры.
Этнос (от греч. - народ, племя) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов (Пушкова, Шельнова, Мирошникова, 2008: 380).
В отличие от этноса - культурного образования, нация -это уже в большей мере политическое образование (хотя такое же территориальное по компактности своего размещения), которое кроме этнического ядра обычно включает в себя и некоторое число этноэтнических групп. В Кратком философском словаре (Алексеев, 2012: 248) нация (от лат. -племя, народ) - это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также общности форм материальной и духовной культуры.
К примеру, у народной музыки есть два «золотых» свойства, объясняющих её непреходящую ценность: первое свойство заключается в том, что она в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа; второе свойство - многовековая шлифовка временем.
Так, созданная безвестным автором, песня закреплялась в
памяти исполнителей, каждый из которых вносил в нее свои поправки, и всё более ценное, что было создано народной мудростью, составляло фольклор - основу дальнейшего профессионального творчества композиторов всех стран. Не случайно замечательные достижения народной музыки проникли практически во все области музыки профессиональной. Каждой национальной музыкальной культуре свойственны острохарактерные ритмические рисунки (ритмическая канва танцев также зародилась и шлифовалась в народной музыке).
Таким образом, этнонациональный принцип позволяет осуществлять восприятие искусства в некоторой последовательности: от познания национальной культуры и принятия этнокультурных различий к выстраиванию понимания этнокультурного многообразия как позитивного явления во взаимодействии с другими людьми.
VI. Принцип регионально-территориальный позволяет в работе с учащейся молодежью обратить внимание на то, что облик и судьба той или иной культуры находятся в прямой зависимости от географических и климатических условий природной среды. Это связано с народными обычаями, специфическим укладом жизни и т.д., что достаточно наглядно и полно отражается в развитии разных видов искусства.
В процессе освоения культурологии единицей анализа региональных типов культуры служит их территориальное расположение. То есть единицей анализа становятся крупные регионы, намного предвосходящие одно государство или один этнос. Самыми крупными типами, на которые можно разделить мировую культуру по этому достаточно условному основанию, оказываются восточный и западный.
К западному типу культуры обычно относят европейскую и американскую культуры, к восточному - культуры стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.
VII. Художественно-эстетический принцип в развитии художественного восприятия учащейся молодежи и их мировоззрения в социокультурном контексте осуществляет одну из специализированных сфер культуры, функционально
решающей задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.
Раскрытие художественно-эстетического принципа в контексте социокультурных функций искусства в значительной мере связаны:
1) с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах;
2) с задачами социализации и инкультурации личности, введения её в актуальную для сообщества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравственном аспекте реальный социальный опыт человеческих взаимоотношений, а также в искусственно конструированный нравственный опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий (М. Каган). Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, формирование их мышления.
Таким образом, в работе с учащейся молодежью следует придавать важное значение созданию особой атмосферы, готовности к восприятию произведений искусства, непосредственного приобщения к кругу учебных вопросов на основе выделенных принципов типологии культур и применения эффективных методических приемов: 1) этнонациональных характеристик и метафорических образов народного творчества; 2) духовных доминант исторических эпох и периодов; 3) выразительно-смыслового содержания произведений искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Арнольдов А.И. 2012. Гуманитарное образование - социокультурный феномен.
- Гуманитарное пространство. Международный альманах. 1(2): 249261.
Арнольдов А.И. 2003. Открытие мира культуры (беседы с молодыми). М.:
МГУКИ. 171с.
Барковская С.П. 1999. Нравственно-эстетические ценности русского
православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки. - Современные подходы к теории эстетического воспитания. Материалы и тезисы Буровский чтений. Москва.
Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. 2006. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. М.: Изд-во ООО «Педагогика». 464 с.
Волкова Е.В. 2010. Эстетико-семиотические аналогии и контрасты в работах Ю.М. Лотмана. - Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства. Материалы IV Овсянниковской международной эстетической конференции. М.: МГУ. 303 с.
Краткий философский словарь. 2-ое издание. Отв. ред. А.П. Алексеев. М.: РГ-Прогресс, 2012. 496 с.
Культурология в исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Авторский коллектив:
Абдулатипов Р.Г., Сапрыкина В.А., Комиссаров С.Н. и др. М.: МГУКИ, 2011. 520 с.
Культурология. Авторский коллектив: Пушкова Ю.Б., Шельнова Н.И.,
Мирошникова Д.Г. и др. 2-ое изд. М.: Издательство «Экзамен», 2008. 384 с.
Лосев А.Ф. 1970. Символ. Философская энциклопедия в 5 т. Т.5. Москва.
Медушевский В.В. 1996. Христианизация светского образования. Русская школа: Духовно нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово.
Флиер А.Я., Полетаева М.А. 2008. Тезаурус основных понятий культурологии. М.: МГУКИ. 284 с.
Яковлев Е.Г. 1959. Искусство и мировые религию М.: Знание. 36 с.
Получена /Received: 03.10.2014 Принята/Accepted: 15.11.2014