Личностные качества формируются не ради получения обратной связи для получения информации, а во благо уметь участвовать в любых видах общения, применяя различные диалоговые технологии. Литература:
1. Кваша Б.Ф., Олейников В.С., Щеглов А.В. Акмеология: методологический аспект, Учебное пособие. / Под ред. В.С. Олейникова. СПб: СПбГУ, СПб Академия МВД России, 1998. - 107 с.
2. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. Издание 2. Стереотипное / Под. ред. А.С. Маркосян. Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. М.: Смысл, 2019. - 271 с.
3. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) - Авторы Козача В.В., Гарбер Е.И. - Самара, 2002.
4. Психология делового общения / С.И. Самыгин [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 222 с.
5. Соловьёва Е.С., Окладников В.И. Типология личности. - Иркутск. 1997. -104 с.
6. Филатова Е.С. Соционика для всех: наука общения, понимания и согласия / Е.С. Филатова. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. - 283 с.
Педагогика
УДК 371
аспирант Еловикова Наталья Дмитриевна
Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); аспирант Холманских Татьяна Дмитриевна
Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); аспирант Черпалюк Елена Дмитриевна
Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается понятие педагогического сопровождения. Применение новых технологий в образовательном пространстве формирует индивидуально-личностный потенциал старшеклассника и ответственность за совершаемый им выбор, что способствует его самоопределению и самосовершенствованию. Приобретаемый под руководством педагога творческий опыт, в результате творческой деятельности развивает креативность, умение творчески мыслить и учит сотрудничеству. Самоорганизация побуждает осуществлять контроль и анализ своих действий, а самоопределение обосновывает мотив выбора будущей профессии. Актуальностью педагогического сопровождения является комплекс мер, направленных на развитие интеллектуально-творческой самостоятельности обучающихся, самоорганизации учебной деятельности и формирования профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, интеллектуально-творческая самостоятельность, самоорганизация, профессиональное самоопределение.
Annotation. The article considers the concept of pedagogical accompaniment. The application of new technologies in the educational space creates the individual-personal potential of the high school student and responsibility for his choice, which contributes to his self-determination and self-improvement. Creative activity is seen as a productive form of activity aimed at mastering creative experience in cooperation with the teacher, self-organization encourages monitoring and analysis of its activities, and self-determination substantiates the motive for choosing a future profession. The topicality of pedagogical support is a set of measures aimed at developing the intellectual-creative independence of students, self-organization of educational activities and formation of professional self-determination of high school students.
Keywords: pedagogical support, intellectual-creative independence, self-organization, professional self-determination.
Введение. В современных условиях система образования должна сформировать способность у школьников к креативной деятельности, личностную ответственность за собственную жизнедеятельность, гибкость и быструю приспособляемость к постоянно меняющимся социокультурным условиям. Особенно ярко это показали события последнего года, когда весь мир охватила пандемия и людям пришлось выживать в новых условиях, искать более эффективные стратегии, которые позволили бы функционировать в условиях изоляции, принимать самостоятельные решения [3].
Всё это детерминировало необходимость применения в образовательной практике разнообразных инновационных технологий.
Изложение основного материала статьи. По мере появления новых технологий, внедряемых в образовательное пространство, происходит переосмысливание учебной стратегии, способствующей разработке инновационных методов обучения в общеобразовательной школе, в том числе следующих технологий. которые активно применяются в профессиональном обучении:
- проектно-исследовательской деятельности;
- дистанционного обучения;
- развивающего и проблемного обучения;
- оценивания портфолио;
- разноуровневого обучения;
- модернизации;
- профессионально-ориентированного обучения;
- интеллект-карт;
- информационные технологии;
- обучение в сотрудничестве;
- игровые педагогические методы;
- развитие критического мышления;
- активных методов обучения;
- здоровьесберегающих [5].
Педагогическая технология рассматривается как системный подход к развитию школьника, приоритетом которой является формирование индивидуально-личностного потенциала и важность за совершаемый выбор. Из чего следует, что педагогическое сопровождение является опорой в создании оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования обучающихся.
Исследователь М.В. Шакурова рассматривает педагогическое сопровождение как «вспомогательный процесс становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами» [7].
Педагогическое сопровождение в современной школе обеспечивает развитие интеллектуально-творческой самостоятельности, самоорганизации и профессионального самоопределения обучающихся старших классов [3].
Для развития интеллектуально-творческой самостоятельности у обучающихся необходимо сформировать навык самостоятельной работы, способность преодолевать возникающие затруднения и готовность к новым знаниям. Все эти взаимосвязанные элементы структуры интеллектуально-творческой самостоятельности соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта в части формирования портрета современного выпускника.
Сочетание творческой, репродуктивной и интеллектуальной деятельности обучающихся воспроизводится в конкретных результатах - интеллектуальных продуктах.
Следует заметить, что не существует абсолютно творческого результата, при этом не существует интеллектуального продукта, полученного без минимальных творческих усилий. Не любая интеллектуальная деятельность является творческой работой, одновременно любой творческий результат - продукт интеллектуальной деятельности [9].
Мы обращаемся к понятию творческая познавательная деятельность, которая квалифицируется следующими свойствами:
а) под контролем педагога при выстраивании работы происходит корректировка и регулировка заданных ориентиров;
б) педагог осмысливает действия обучающихся, воспроизводит их в своей творческой фантазии и вербализирует интуитивно найденное решение.
Самоорганизация учебной деятельности начинается, как правило, с самопознания — процесса постижения учеником содержания, навыков и возможностей своего «Я».
Тем самым способность к самоорганизации - это умение учащегося проектировать собственную учебную деятельность, осуществлять контроль, анализ и коррекцию своих действий, моделировать предстоящую деятельность, определять ее структуру и этапы, предвидеть возможные результаты собственной деятлеьности.
Т.В. Анохина отмечает, что основополагающими принципами обеспечения педагогической поддержки могут служить следующие подходы:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- доброжелательность и безоценочность по отношению ко всем учащимся;
- опора на личные силы ребенка и его потенциальные возможности;
- создание ситуаций, в которых будет реализована способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия;
- ориентация на сотрудничество, содействие развитию потенциала;
- защита здоровья, прав человеческого достоинства каждого ребёнка, создание атмосферы «защищённости»;
- реализация подхода «Не навреди» и др. [1].
Педагогическая поддержка самоорганизации учебной деятельности будет рассматриваться нами как педагогическое сотрудничество учителя и ученика, направленное на формирование умения проектировать свою деятельность, стимулировать актуализацию своих возможностей, контролировать, анализировать и осуществлять коррекцию своей деятельности, моделировать предстоящую деятельность, определять ее структуру и этапы.
Тем самым необходимо на практике реализовывать новый подход конструктивного взаимодействия между старшим поколением (учителя, родители учащихся) и самими учащимися, при котором детям гарантируется уважение их прав и ценность ребёнка является такой же ценностью, как и у взрослого человека, при котором оказывается активное взаимовлияние поколений друг на друга [9; 10].
Овладение навыками самоорганизации и саморегуляции - это не только залог успешной организации учебной деятельности, но и успешного существования и самореализации в современном обществе. Умение планировать жизнь, прогнозировать возможные ситуации, ставить конкретные цели обеспечивает гибкость и адаптацию в стремительно меняющихся условиях жизни человека, способствует его самоопределению, что соответствует задачам гуманизации современного образования [2].
Потребность в самоопределении является признаком желания в достижении личностью высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свою собственную позицию в структуре информационных, духовных, коммуникативных, профессиональных и прочих связей с другими людьми [6].
Длительное время в педагогике самоопределение обучающихся не воспринималось как самостоятельное направление, при этом не учитывались личностные качества ученика. Следует уточнить, что самоопределение - это тот центральный механизм, который оказывает влияние на становление зрелости личности, внутри которой происходит осознанное избрание своей будущей профессии.
В современном образовании возникшая проблема профессионального самоопределения обучающихся решается зачастую «в надежде на самостоятельное решение старшеклассника», которые совершают выбор полагаясь на свою интуицию, на то, что им диктует общество, школа, друзья или родители, которые навязывают свою точку зрения.
Решением данной проблемы может стать введение профильной и предпрофильной подготовки в образовательное пространство, с привлечением представителей и специалистов различных сфер деятельности по типу социального партнёрства. Взаимодействие с ними должно быть направлено на улучшение системы
развития рынка труда и системы образования; создание в каждом образовательном учреждении соответствующих социальных и педагогических условий для работы по становлению правильного профессионального самоопределения учащихся [6].
Профессиональное самоопределение старшеклассников является ведущим критерием эффективности работы по педагогическому сопровождению, которое включает в себя:
- выявление интересов и способностей учащихся,
- обоснование мотивов выбора той или иной специальности,
- проведение цикла бесед, необходимых для выбора профессии,
- создание условий для осознанного выбора профессии, а не на таких мотивов как престижность будущей профессии, хорошо оплачиваемость, желание приобрести профессию «за компанию» с друзьями и
др. [4].
В формате педагогического сопровождения мы выделяем в качестве основных педагогических условий следующие:
- структурирование программы сопровождения педагогом самоопределения обучающихся;
- построение индивидуального маршрута самоопределения старшеклассников в профессии;
- организация проектно-исследовательской деятельности при реализации профильного обучения.
Выводы. Педагогическое сопровождение рассматривается как комплексное явление, которое
объединяет участников образовательного процесса в социальной сфере, определяет умение педагога сопровождать старшеклассника в обучении, в развитии интеллектуально-творческой самостоятельности, самоорганизации и помогает в профессиональном самоопределении. При этом субъектом развития в педагогическом сопровождении будут обучающиеся и родители (законные представители), а также педагоги [8].
В педагогической поддержке заложена идея самодвижения личности по пути познания истинного «Я», реализации своего предельного потенциала в деятельности и во взаимоотношениях, где главной задачей педагога является обучение не как таковое, то есть целенаправленный процесс, а как стремление помочь ребенку обнаружить то, что в нем заложено.
В данной статье педагогическое сопровождение рассматривается, как способность педагога находится рядом с учеником, следовать за ним, сопровождая в его интеллектуально-творческом развитии, самоопределении и самоорганизации, в индивидуальном продвижении в различных видах деятельности и личностном становлении.
Литература:
1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 63-81
2. Волкова, О.А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 407-408. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/ (дата обращения: 09.10.2020)
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271
4. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://scienceforum.ru/2012/article/2012001444">http://scienceforum.ru/2012/article/2012001444</a> (дата обращения: 09.10.2020)
5. Усманова, А.И. Организация творческой деятельности младших школьников // Начальная школа. -2007. - №9. - С. 57-59.
6. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников, М.: Академия, 2005 - 122 с.
7. Шакурова, М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук - М., 2012. - 47 с.
8. Сорокопуд Ю.В., Козьяков Р.В., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 400-402.
9. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия // Нана. 2006. № 5. С. 30-35.
10. Ярычев Н.У. Взаимодействие поколений в контексте современных цивилизационных процессов -Кисловодск, 2015.
11. Stewart И. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. - N.; L., 1997. - P. 148.