Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов'

Педагогическое сопровождение формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LIFE PLANS / SELF-DETERMINATION / FUTURE EMPLOYEES / CAREER PLANNING / ORIENTATION / EDUCATIONAL SUPPORT / PERSONALITY / ACTIVITY / JOB PROSPECTS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Валерьевна

Рассмотрена проблема педагогического сопровождения формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов, специфика которых обусловлена особенностью деятельности юридического вуза. Выделены особенности воспитательной работы, определены факторы, способствующие успешности работы по формированию жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов в воспитательно-образовательной среде юридического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical support of life plans formation of future law enforcement officers

The problem of pedagogical support of the formation of life plans for future law enforcement officers, which is due to specific features of the legal institution, has been considered. The features of educational work have been revealed, the factors contributing to the success of the work on the formation of life plans in the educational sphere have been identified.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:34

Е. В. Максимова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Рассмотрена проблема педагогического сопровождения формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов, специфика которых обусловлена особенностью деятельности юридического вуза.

Выделены особенности воспитательной работы, определены факторы, способствующие успешности работы по формированию жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов в воспитательно-образовательной среде юридического вуза.

Ключевые слова: жизненные планы, самоопределение, будущие сотрудники, жизненный путь, планирование, направленность, педагогическое сопровождение, личность, деятельность, профессиональная перспектива, воспитательно-образовательный процесс.

E. V. Maximova

The pedagogical support of life plans formation of future law enforcement officers

The problem of pedagogical support of the formation of life plans for future law enforcement officers, which is due to specific features of the legal institution, has been considered.

The features of educational work have been revealed, the factors contributing to the success of the work on the formation of life plans in the educational sphere have been identified.

Key words: life plans, self-determination, future employees, career planning, orientation, educational support, personality, activity, job prospects, educational process.

Особый интерес к проблеме формирования жизненных планов личности связан с изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества и, соответственно, неоднородности условий, в которых строятся и реализуются жизненные проекты людей. Личность все больше входит в процессы глобализации, на нее воздействуют как прямо, так и опосредованно экологические, демографические, экономические, военно-политические процессы [1].

В контексте поэтапности жизнепостроения задача формирования долговременных адекватных жизненных планов личности органически входит в целостную социально-воспитательную систему и фактически

МАКСИМОВА Елена Валерьевна - к. п. н., методист учебной части Центра профессиональной подготовки МВД по РС (Я).

E-mail: maksle 1972 @ mail.ru

может рассматриваться как одно из операционных определений его цели, поскольку предусматривает наиболее полное развитие всех структур личности, самостоятельности, активности и инициативы, критического мышления, творчества, способности принимать решения, готовности к личностному и профессиональному росту, к непрерывности образования [2]. В педагогической практике жизненные планы реализуются как система целенаправленно созданных условий, «психолого-педагогических воздействий для проявления активности личности в значимых сферах жизнедеятельности и межличностного взаимодействия, которые способствуют удовлетворению мотивационно-потребностных основ личности» [3, с. 8]. Опираясь на тезис о детерминированности уровня жизненного планирования, можно отметить некоторые социальнопсихологические характеристики юношеского возраста. В этот период происходит дифференциация умственных способностей и интересов, развитие механизмов

самосознания, становление мировоззрения, выработка активной жизненной позиции, что способствует определению жизненного пути и выбору профессии.

Основой для формирования жизненных планов выступает жизненное самоопределение. Это положение раскрыто в исследованиях А. В. Мордовской: «Процесс жизненного и профессионального самоопределения личности окажется наиболее эффективным тогда, когда сформированное целостное самосознание будет побуждать к определенной деятельности, выбору будущей профессии» [4, с. 48].

Обобщая различные взгляды на содержание и сущность жизненных планов, можно определить, что они представляют собой активную деятельность, направленную на будущие события, определяющую в настоящем поведение человека, детерминирующую изменение и развитие его отношений с окружающей социальной действительностью, проявление себя как субъекта своего жизненного пути. Жизненные планы содержат такие элементы, как активность, цель и процесс целеполагания, мотивационную сферу, направленность, представление о себе как о субъекте деятельности во всех сферах жизнедеятельности - профессиональной, личной, семейной, досуговой и др., социальной среде и своем месте в мире в настоящем и будущем, возможностях и путях саморазвития и самоопределения.

Жизненные планы представляют собой сложное многозначное явление социально-педагогической действительности, которое играет в различных условиях разную роль: от побудителя отдельных действий

студента до ведущего мотива и цели деятельности педагога. Практика показывает, что анализ жизненных планов студенчества представляет собой важную педагогическую проблему, что связано с возрастными, психологическими и социальными особенностями этого возраста. Студенчество как специфическая социально-демографическая и социально-

профессиональная группа имеет свои особенности: именно в период студенчества жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы в воспитательно-образовательном процессе могут рассматриваться как своеобразный показатель стремлений студента.

Особенностями профессиональной деятельности в правоохранительных органах, которые предъявляют к сотрудникам целый ряд требований, создающих повышенную нагрузку на личность: нормативность, властный, обязательный характер полномочий, творческий характер, персональная (для многих повышенная) ответственность и явно выраженный деонтологический характер. Все эти требования в полной мере проявляются уже в процессе подготовки

слушателей в юридических вузах. На наш взгляд, ограниченность жизненных планов в системных специфических образованиях, к которым относятся правоохранительные органы, порождает необходимость целенаправленного организованного педагогического руководства формированием жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов в юридическом вузе.

Важность комплексного теоретического исследования и практического обеспечения формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов обусловлена, во-первых, потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе моделей поведения студенчества

- резерва трудового потенциала общества; во-вторых, личностными трудностями и противоречиями формирования индивидуальных траекторий развития молодого поколения в условиях системного кризиса; в-третьих, нечеткостью обоснованных подходов к диагностике и построению жизненных планов молодежи в различных социально-профессиональных группах; в-четвертых, отсутствием конкретных технологий, позволяющих осуществлять педагогическое обеспечение жизненного планирования будущих сотрудников правоохранительных органов как особой группы

студенчества.

В последние годы появилось большое

количество работ, рассматривающих сотрудников правоохранительных органов как специфическую

социально-профессиональную группу, особенности их социализации, проблемы профессиональной

деформации и педагогического сопровождения при высвобождении из профессии данных специалистов. Проблемы становления личности в вузах МВД рассматриваются в исследованиях последних лет с самых разных точек зрения: профессионального воспитания в высших учебных заведениях военизированного типа, самовоспитания профессиональных качеств сотрудника, становления профессиональной самооценки слушателей, экзистенциальной педагогики и экзистенциальной направленности обучающихся, духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел (ОВД), профессиональной самореализации, реализации личностно-ориентированного подхода к непрерывному профессиональному образованию сотрудников ОВД.

Специфика воспитательно-образовательного пространства будущих сотрудников правоохранительных органов состоит в том, что система обучения в таких учебных заведениях имеет сложный характер, сочетающий теоретическое обучение в служебных условиях, накладывающее повышенную ответственность на обучающихся, и проектирование своей профессиональной деятельности с учетом ее экстремального характера.

Принципиальным отличием правоохранительной

деятельности от большинства существующих профессий является ее деонтологический характер. Работа сотрудника полиции связана с большими моральными затратами и риском. Помимо этого, служба в правоохранительных органах предусматривает ограничение некоторых собственных прав и общегражданских свобод сотрудника. Г. В. Дубов и А. В. Опалев указывают, что «применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов ... этические нормы приобретают строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями» [5, с. 16]. В документах, регламентирующих правоохранительную деятельность, закреплены нормы профессиональной деонтологии, которые однозначно устанавливают границы должного поведения личности в профессиональной сфере и носят конкретно-императивный характер, то есть не дают права выбора поведения, они закрепляются и обеспечиваются в нормативных актах.

К сотруднику правоохранительных органов предъявляются особенные моральные требования: отношение к закону как к высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок как и личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности как отвечающим главным своим особенностям и потребностям, установкам на использование законных и цивилизованных способов решения профессиональных задач, взвешенное отношение к трудностям профессии и другие.

Специфика юридических вузов обусловлена еще особенностями организации деятельности силового ведомства, призванного выполнять государственные задачи по охране правопорядка и борьбе с преступностью. В правоохранительных органах действует принцип единоначалия и подчинения вышестоящему командиру, начальствующему составу. В полной мере это относится к организации жизнедеятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку сотрудников правоохранительных органов, где происходит учет ограничений возможностей целенаправленного сопровождения студентов и педагогического влияния на личность молодого человека за счет множества объективных и субъективных факторов. К объективным можно отнести влияние общей социально-экономической обстановки в стране, уровень развития общественного сознания, преобладающих ценностных ориентиров, тиражируемых средствами массовой информации и т. п. К субъективным относятся сформированные ко времени поступления мотивы выбора профессии и вуза, индивидуальнотипологические особенности обучающихся и уровень их интеллектуального развития. Элементы тех и других факторов являются изменяемыми, формируемыми, однако для этого требуется время, превышающее срок обучения в вузе.

Основой для определения путей, методов и средств формирования личности и жизненного планирования в юридическом вузе служит модель специалиста правоохранительных органов. Данная модель позволяет выделить общие закономерности процесса формирования личности специалиста и особенности педагогического сопровождения формирования жизненных планов будущего сотрудника правоохранительных органов. Базовые требования к специалисту-юристу заложены в модели выпускника университета по юридической специальности на основе четырех подструктур личности: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свойства [6]. В качестве приоритетных направлений работы со студентами юридических вузов МВД выделяют: развитие профессионального и гражданского самосознания будущих сотрудников правоохранительных органов; воспитание интереса к профессии и уважения к её представителям; формирование дисциплинированности и ответственного отношения к делу; развитие организаторских и лидерских качеств у студентов; оказание помощи в самопознании и решении проблем социально-профессионального развития; повышение культурного уровня студентов [1].

Рассматривая методику воспитательной работы в юридическом вузе, можно выделить следующие особенности: 1) четкая структурная организация, объединяющая воспитателей и воспитуемых на уровне курса. Именно в рамках этой структуры руководители и профессорско-преподавательский состав реализуют технологии воздействия на формирующуюся личность студента; 2) воспитывающее влияние руководителей образовательного учреждения, профессорско-преподавательского состава состоит в прямом и опосредованном влиянии как личным примером и непосредственным участием в воспитательно-образовательном процессе, так и через формирование и развитие педагогического коллектива воспитателей и преподавателей. Профессорско-преподавательский состав ведет работу с обучающимися средствами своего предмета в ходе обучения, вместе с тем они участвуют в организации внеучебной деятельности.

Формы и методы профессиональной подготовки студентов объединяются в несколько групп в соответствии с задачами педагогического процесса: 1. проблемные лекции, лекции-беседы, практические занятия, курсовое проектирование, деловые и ролевые игры (обучающие задачи); 2. профессионально ориентированные конференции, конкурсы, убеждение, поощрение, порицание и т. д. (воспитательные задачи); 3. консультирование и психолого-педагогическая поддержка студента - тестирование, психологические, профессиональные тренинги, анкетирование, методы самоконтроля, стимуляция познавательных мотиваций и т. д. (развивающие задачи) [7].

Формирование жизненных планов в учебной, внеучебной и служебной подготовке студентов юридического вуза

X

3

и

55

У я Е? §

«

СЗ

ч

І ^ С 4Ф

ЬЙ

О

А

ч

о

й

оа

о

о

ч

о

0 К

1

О

д

Л

н ^ ° К л

л

н

о

ю

Л

Л

&

о о

а к

о

к

о

С

03

^ о

Я ^

03 §

О 5 & ч

- С?

д §

Л

н

о

ю

Л

Л

А

&

5?

и

§

«

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

а Я

3 3

° Я

2 * а «

Рис. 1. Система учебной, внеучебной и служебной подготовки студентов юридического вуза

г

Системообразующую роль в формировании жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов играет воспитательнообразовательная среда, обеспечивая единство учебной, служебной и внеучебной деятельности, адаптацию к условиям социума, стимулируя личность к самоопределению и саморазвитию. Определяя понятие «воспитательно-образовательная среда», следует полагать, что данная среда включает материальные факторы образовательного процесса и межчеловеческие отношения, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. В. И. Панов рассматривает образовательную среду как единство пространственно-предметного содержания и социальных отношений, тесно взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных. В такой среде каждый субъект воспитательно-образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся в данной среде социальных отношений [8].

Представление воспитательно-образовательной средой той или иной возможности, позволяющей определить доминирующую потребность, провоцирует субъекта проявлять соответствующую активность. Актуализация активности субъекта по использованию возможностей, обеспечиваемых воспитательно-образовательной средой, происходит в том случае, когда эти возможности комплиментарны его установкам. Принципиальным показателем качества воспитательнообразовательной среды является ее способность посредством представляемых возможностей обеспечить удовлетворение комплекса потребностей всех субъектов образовательного пространства, создавая,

таким образом, соответствующую мотивацию их деятельностной активности.

Важным направлением в деятельности образовательного учреждения МВД России является внеучебная деятельность, направленная на формирование личности будущего сотрудника, оказание педагогической поддержки в построении своего личностного образа, приобретение профессионально важных качеств. Достижение поставленных целей осуществляется в различных формах в соответствии с требованиями профессиональной подготовки и спецификой будущей деятельности в правоохранительных органах.

Объединение уровней управления воспитательнообразовательным процессом вуза должно происходить на единой методической основе в процессе согласования, взаимодополнения, преемственности учебной, служебной и внеучебной деятельности (рис. 1).

Содержание дисциплин гуманитарного, социальноэкономического, естественно-научного, специального циклов следует рассматривать в ракурсе наличия условий саморазвития и самоактуализации личности, проектирования жизненных планов в образовательной, профессиональной, личностной и других сферах, участия студентов в их реализации. Можно говорить о том, что занятия естественно-научного профиля обладают опосредованным влиянием в плане формирования жизненных планов студентов. Специальные учебные курсы несут основную нагрузку по профессионализации будущих специалистов правоохранительных органов и направлены, помимо правоведческих знаний, на формирование умений творческой деятельности и межличностного взаимодействия.

Наибольшим потенциалом для формирования

жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов обладают дисциплины гуманитарного цикла - философия, социология, профессиональная этика, конфликтология, юридическая психология и педагогика. Именно в процессе освоения гуманитарных наук у слушателей формируются такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, ответственность и др., происходит развитие представлений о себе и окружающем мире, выстраивается ценностно-смысловая линия жизненного планирования.

Особое внимание следует уделить возрастным особенностям юношества и тем трудностям, которые испытывают юноши и девушки при проектировании жизненных планов. Результаты исследований последних лет показывают, что имеются субъективные трудности при построении своих жизненных планов, связанные как с кризисом идентичности, неопределенностью своего места в системе социальных отношений, так и сложностями выстраивания смысловой линии жизненных планов в связи с общей социальноэкономической аморфностью ситуации. В связи с этим целесообразно введение факультативного курса «Формирование жизненных планов личности». В этом курсе необходима апробация вариантов образовательнопрофессиональных направлений развития студентов, открывающая возможности совместного творчества и личностно-ориентированной поддержки обучаемых, расширения их представлений о системе жизненных планов и индивидуальных проектов развития, реального содействия и помощи в реализации жизненных планов в краткосрочном и долгосрочном аспектах.

Целью этого факультативного курса должно стать развитие у студентов юридических вузов знаний о сущности и целях жизненного плана, умений и навыков жизненного планирования на основе учета индивидуально-личностных характеристик и внешних факторов, а также представлений о формах реализации сформированных планов на практике.

Основными задачами курса являются: форми-

рование представлений студентов о жизненных планах и проектировании жизненного пути; анализ индивидуальных жизненных планов и профессиональной перспективы; выявление особенностей жизненного планирования в специфической социально-профессиональной среде юридического вуза; содействие гармонизации жизненных планов, способностей и возможностей личности; формирование умения саморегуляции, самопрезентации и самомаркетинга. В программе курса можно использовать лекционные формы, семинарские занятия, деловые игры, тренинги, беседы, психологическое тестирование и опросы.

Формы и методы психолого-педагогической поддержки, содействующие дальнейшему жизненному и профессиональному планированию студентов юридических вузов: беседы, например: «Эмоциональное

отношение к выбору профессий», «Принятие решений при планировании жизненного пути» и др.; лекции, например: «Жизненные ценности при выборе профессии», «Жизненные планы и самоактуализация личности» и др., включающие информацию о жизненном проектировании, жизненных целях, профессиональной деятельности юриста, встречи с практическими работниками правоохранительных органов, индивидуальные и групповые практические занятия.

Подтверждение важности факторов, способствующих успешности работы по формированию жизненных планов студентов юридических вузов в воспитательно-образовательной среде юридического вуза: акцентирование значимости преподаваемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности, фокусирование внимания на их роли в становлении спе-циалиста-профессионала при осуществлении жизненных планов; демонстрация педагогической культуры со стороны преподавателей, психологов, воспитателей и управленческих работников; применение дифференцированного подхода к обучаемым с учетом профессионального интереса, психологической подготовки к будущей деятельности и степени сформи-рованности компонентов жизненного планирования; привлечение к научно-исследовательской работе, отражающей устремления, установленные в качестве ориентиров развертывания жизненного пути; применение методов моделирования социально-профессиональной деятельности, что позволяет реализовать в практике вузовской подготовки личностноориентированный подход к процессам педагогической поддержки студентов; использование практикоориентированных форм в воспитательно-образовательном пространстве юридического вуза.

Л и т е р а т у р а

1. Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России // дис. ... д-ра пед. наук . - СПб., 2005. - 300 с.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь мир, 2004. - 114 с.

3. Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие.

- М.: Изд-во Ось-89, 2000. - 160 с.

4. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха).

- М.: ACADEMIA, 2000. - 176 .

5. Дубов Г. В., Опалев А. В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. - М.: Щит-М, 2000. - 443 с.

6. Пробст Л. Э. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в рыночных условиях: аспекты

социализации и воспитания. - Кемерово, 1996. - 274 с.

7. Панина Т. В. Формирование гуманного отношения к человеку у будущих сотрудников правоохранительных органов // автореф. дис. .канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - 21 с.

8. Панов В. И. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. - М.: Психологический институт РАО, 1997. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.