Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПАРТНЕРСТВА ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПАРТНЕРСТВА ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / ребенок дошкольного возраста / педагогическое сопровождение / сотрудничество / партнерство / воспитание / личность / эффективное взаимодействие / family / preschool child / pedagogical support / cooperation / partnership / upbringing / personality / effective interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Вера Викторовна, Чуприна Анжела Анатольевна, Тоторкулова Марьям Анзоровна

В работе рассматривается проблема педагогического сопровождения взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как необходимого условия эффективного сотрудничества и партнерства. Внимание акцентируется на обусловленности степени эффективности данного направления работы ДОО с семьёй принципами взаимодействия, выступающими основой созидательно направленного сотрудничества с семьями воспитанников. Уделяется внимание значимости всей совокупности педагогического мастерства в структуре профессиональной компетентности воспитателя ДОО в организации эффективного сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников. Авторы статьи делают вывод о том, что для реализации педагогического сопровождения эффективного сотрудничества и партнерства ДОО с семьями воспитанников является крайне важным необходимость создания условий для профессионального самосовершенствования педагогов ДОО, которое предполагает расширение педагогических знаний, обогащение психологической составляющей в структуре профессиональной компетентности воспитателей ДОО и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Вера Викторовна, Чуприна Анжела Анатольевна, Тоторкулова Марьям Анзоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the problem of pedagogical support for the interaction of preschool educational institutions with the families of pupils as a necessary condition for effective cooperation and partnership. Attention is focused on the conditionality of the degree of effectiveness of this area of work of the preschool educational institution with the family by the principles of interaction, which are the basis of creatively directed cooperation with the families of pupils. Attention is paid to the importance of the whole set of pedagogical skills in the structure of the professional competence of the preschool teacher in organizing effective cooperation and partnership with the families of pupils. The authors of the article conclude that for the implementation of pedagogical support for effective cooperation and partnership of preschool education with the families of pupils, it is extremely important to create conditions for professional self-improvement of preschool teachers, which involves the expansion of pedagogical knowledge, the enrichment of the psychological component in the structure of professional competence of preschool educators, etc.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПАРТНЕРСТВА ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Журавлева Вера Викторовна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат философских наук, доцент кафедры дошкольного образования Чуприна Анжела Анатольевна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Тоторкулова Марьям Анзоровна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ПАРТНЕРСТВА ДОО С

СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В работе рассматривается проблема педагогического сопровождения взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как необходимого условия эффективного сотрудничества и партнерства. Внимание акцентируется на обусловленности степени эффективности данного направления работы ДОО с семьёй принципами взаимодействия, выступающими основой созидательно направленного сотрудничества с семьями воспитанников. Уделяется внимание значимости всей совокупности педагогического мастерства в структуре профессиональной компетентности воспитателя ДОО в организации эффективного сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников. Авторы статьи делают вывод о том, что для реализации педагогического сопровождения эффективного сотрудничества и партнерства ДОО с семьями воспитанников является крайне важным необходимость создания условий для профессионального самосовершенствования педагогов ДОО, которое предполагает расширение педагогических знаний, обогащение психологической составляющей в структуре профессиональной компетентности воспитателей ДОО и др.

Ключевые слова: семья, ребенок дошкольного возраста, педагогическое сопровождение, сотрудничество, партнерство, воспитание, личность, эффективное взаимодействие.

Annotation. The paper considers the problem of pedagogical support for the interaction of preschool educational institutions with the families of pupils as a necessary condition for effective cooperation and partnership. Attention is focused on the conditionality of the degree of effectiveness of this area of work of the preschool educational institution with the family by the principles of interaction, which are the basis of creatively directed cooperation with the families of pupils. Attention is paid to the importance of the whole set of pedagogical skills in the structure of the professional competence of the preschool teacher in organizing effective cooperation and partnership with the families of pupils. The authors of the article conclude that for the implementation of pedagogical support for effective cooperation and partnership of preschool education with the families of pupils, it is extremely important to create conditions for professional self-improvement of preschool teachers, which involves the expansion of pedagogical knowledge, the enrichment of the psychological component in the structure of professional competence of preschool educators, etc.

Key words: family, preschool child, pedagogical support, cooperation, partnership, upbringing, personality, effective interaction.

Введение. Залогом успешного воспитания подрастающего поколения и важнейшим условием благополучного становления личности воспитанника всегда было и остается эффективное взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников. Не требует доказательств тот факт, что от степени согласованности воспитательных усилий ДОО и семьи во многом зависит педагогически грамотное выстраивание тактики взаимоотношений с ребенком, что выступает основой его полноценного развития и дальнейшего социально-личностного становления.

Проблема педагогического сопровождения эффективного сотрудничества и партнерства ДОО с семьями воспитанников в настоящее время приобретает особую актуальность по причине того, что в современных условиях российского общества при существующих тенденциях семейного воспитания дети дошкольного возраста зачастую не имеют возможности получения того спектра необходимой психолого-педагогической помощи, в которой нуждаются (раннее развитие, предшкольная подготовка, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, познавательное развитие, развитие творческих способностей ребенка, коррекция негативных эмоционально-личностных проявлений и многое другое).

В условиях современной российской действительности и с учетом требований современного образования эта проблема приобретает новые очертания, которые в самом общем виде выражаются в изменении типологии семьи в плане разнообразия вариантов её воплощения. А это требует выработки новых подходов, пересмотра традиционных принципов и методов работы с семьей, организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, оказания своевременной и необходимой педагогической помощи семье, что возможно при условии педагогически целесообразного сопровождения сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников в целях благополучного развития и воспитания дошкольников.

Для предотвращения возможных негативных эмоционально-личностных проявлений детей и обеспечения их благополучной социализации, развития индивидуальности, социально-личностного становления необходимо эффективное сотрудничество и партнерство ДОО с семьями воспитанников.

Изложение основного материала статьи. Целью работы является осмысление значимости педагогического сопровождения эффективного сотрудничества и партнерства ДОО с семьями воспитанников как важнейшего условия полноценного развития и воспитания личности дошкольника.

В качестве методов были использованы методы культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также общенаучные методы комплексности и релятивности.

Семейное воспитание представляет собой уникальный философско-исторический феномен, исследованию которого посвящены научных труды многих отечественных педагогов и особенно научные изыскания А.Н. Острогорского. Так, им были выявлены и описаны ключевые идеи родительского воспитания, соотносящиеся с сутью антропологического подхода в педагогике семейного воспитания конца XIX - начала XX века [3].

Поскольку антропологический подход основывается как на философских, так и на педагогических теориях развития «человеческого» в человеке, поэтому главным объектов его изучения становится сам человека, рассматриваемый в контексте образования и воспитания. По мнению П.Ф. Каптерева «семейное воспитание можно, до известной степени, назвать новооткрытой областью научной педагогики» [2]. Высоко оценивая значимость семейного воспитания, П.Ф.

Каптерев утверждал, что оно имеет самостоятельное значение, поэтому необходимо содействовать выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера, содержания и форм [2]. Он также указывал на необходимость просвещения родителей в вопросах педагогики, психологии и гигиены.

Современные дети дошкольного возраста оказываются в достаточно дисгармоничных условиях социальных отношений таких организаций, как семья и дошкольная образовательная организация по различным причинам объективного и субъективного характера. ДОО в этой ситуации призваны оказывать предметную и активную психолого-педагогическую помощь семье, необходимую для выработки согласованных требований к условиям развития и воспитания ребенка, его успешной личностной социализации.

Эффективность данной работы во многом, а порой и в решающей степени, зависит от профессиональной компетентности педагогов, воспитателей, специалистов, работающих в ДОО в части их педагогической грамотности и психологической компоненты в структуре профессиональной компетентности воспитателя ДОО в организации эффективного сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников.

Новая жизнь создает новые формы, заменяя ими старые, а иногда и просто упраздняя их. Современная семья переживает значительные трансформации, которые зачастую изменяют саму суть семьи в ее классическом традиционно определении (как «длительный, а в идеале - пожизненный союз мужчины и женщины», в котором и происходит воспитания детей).

По мнению современных исследователей, современная семья, как и современное общество «переживают период трансформации, характеризующийся активным поиском новых моделей функционирования, при этом семья поставлена в жесткие условия выживания в постиндустриальной цивилизации» [1].

Таким образом, сегодня семья - это те люди, с которыми живет ребенок, и которые составляют его ближайшее окружение. Как показывает практика, не всегда это могут быть родители. Данное обстоятельство накладывает определенный отпечаток на весь процесс воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, предъявляя особые требования к педагогу ДОО в части его профессиональной компетентности в организации эффективной работы с семьями воспитанников. Что же предполагает педагогическое сопровождение эффективного сотрудничества ДОО и семей воспитанников и каковы принципы построения этого сотрудничества?

Для ответа на этот вопрос обратимся к содержательной стороне понятий «педагогическое сопровождение», «сотрудничество» и «партнерство».

Педагогическое сопровождение - это комплексная система (или совокупность мер) взаимодействия педагогов ДОО и семьи с целью разрешения субъективных педагогических проблем воспитанника и оказания своевременной и необходимой психолого-педагогической помощи семье в деле воспитания и развития личности ребенка.

Данное понятие в современной педагогике и психологии рассматривается в контексте гуманистического подхода и его использование обусловлено потребностью интеграции процессов обеспечения, сопровождения, поддержки и защиты, оказания помощи и самостоятельности субъекта в принятии решения [7].

Отечественные исследователи (Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская и др.) рассматривают педагогическое сопровождение как системную комплексную технологию социально-психологической помощи личности [7]. Сотрудничество в педагогике понимается как гуманистическая идея совместной деятельности, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом ходя и результатов совместной деятельности.

Поскольку современная семья отличается широким спектром разнообразных типов, то это взывает к необходимости более глубокого и комплексного изучения ее особенностей воспитателями ДОО с тем, чтобы установить и поддерживать эффективное сотрудничество в вопросах развития и воспитания дошкольников.

В чем выражаются эти особенности и что необходимо знать воспитателю ДОО о семье ребенка для того, чтобы обеспечить педагогическое сопровождение эффективного сотрудничества ДОО и семьи? Для ответа на этот вопрос, прежде всего, следует помнить о необходимости интеграции усилий служб ДОО и семьи, в центре которых стоит личность воспитанника.

В качестве особенностей следует выделить следующие:

- состав семьи,

- структура семьи,

- количество детей в семье,

- стиль семейного воспитания,

- тип детско-родительских отношений,

- особенности характеров членов семьи и специфика их отношений внутри семьи,

- характер взаимодействие семьи с социумом.

Это самые общие показатели, которые требуется учитывать воспитателю в работе с семьями воспитанников ДОО для организации педагогического сопровождения сотрудничества ДОО с семьями дошкольников. Сотрудничество ДОО и семьи в контексте рассматриваемой проблемы можно определить как систему взаимоотношений педагога и семьи, представленную целями, задачами, формами и методами работы.

Партнерство можно охарактеризовать как форму организации деятельности сторон, созданную на основе взаимных договоренностей, включающих права, обязанности и ответственность каждой из сторон [4; 7].

В соответствии с положениями ФГОС ДО, ДОО призвана обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, содействовать повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей [6].

Партнёрство представляет собой особый тип совместной деятельности между родителями и педагогическими работниками ДОО, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития личности воспитанника [4; 7].

Вместе с тем, педагогическое сопровождение эффективного сотрудничества и партнёрства ДОО с семьями воспитанников предполагает осуществление работы по нескольким основным направлениям работы, которые нацелены на получение достоверной информации о потребностях воспитанников и особенностях семейного воспитания:

- педагогическое просвещение семьи в вопросах предупреждения негативных эмоционально-личностных проявлений детей, профилактика нарушений психологического здоровья детей дошкольного возраста, создание условий для полноценного развития и гармоничного воспитания личности ребенка;

- диагностическая работа, направленная на получение необходимой информации для выработки тактики взаимодействия с семьёй в целях оказания своевременной психолого-педагогической помощи воспитаннику;

- развивающая и коррекционная (в случае необходимости) работа с детьми, которая направлена на решение имеющихся проблем у ребенка индивидуально-психологического и социально-личностного характера. В этом направлении сотрудничество ДОО и семье особо ценно, поскольку осуществление данного вида помощи воспитанникам должно

базироваться на принципах, соблюдаемых как в ДОО, так и в семье. Очень важна разъяснительная и консультативная работа воспитателя с семьёй с целью обогащения педагогического тезауруса родителей и выработки общих установок педагогически оправданного взаимодействия с ребенком, а также, в целях психолого-педагогического просвещения родителей в решение имеющейся проблемы у ребенка.

Основными принципами педагогического сопровождения эффективного сотрудничества и партнёрства ДОО и семьи выступают:

- принцип природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуально-личностные особенности воспитанников;

- принцип гуманистического взаимодействия, предполагающий уважение к личности ребенка и понимание ребенка равноправным членом семьи;

- принцип личностно-ориентированного подхода в совместной деятельности и вопросах воспитания;

- принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержания и методов социально-личностного и духовно-нравственного воспитания детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических потребностей дошкольников;

- принцип психологической защищённости, направленный на создание и поддержание интересной дружественной психологической атмосферы, способствующей положительному настроению ребенка и созидательно направленному сотрудничеству ДОО и семьи;

- принцип индивидуализации, предполагающий учет индивидуальных особенностей детей и родителей, стиля семейного воспитания, единства требований к ребенку со стороны семьи и ДОО;

- принцип проблемности - выражается в том, чтобы способствовать самостоятельному размышлению семьи о причинах проблем, возникающих у ребенка и педагогических методах и способах их разрешения.

Выводы. Таким образом, педагогическое сопровождение эффективного сотрудничества и партнёрства ДОО с семьями воспитанников представляет собой особую форму осуществления пролонгированной психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста, направленную на поиск потенциальных воспитательных ресурсов семьи, опору на скрытые возможности семьи в развитии и оказании помощи ребенку, определение перспектив его всестороннего развития и дальнейшего личностного становления.

Для реализации педагогического сопровождения эффективного сотрудничества и партнерства ДОО с семьями воспитанников важным следует отметить: необходимость профессионального самосовершенствования педагогов ДОО, которое предполагает расширение педагогических знаний, обогащение психологической составляющей в структуре профессиональной компетентности воспитателей ДОО; изучение передового педагогического опыта, овладение новыми методами и методиками работы, современными педагогическими технологиями; изучение технологий дошкольного воспитания; вовлечение в этот процесс семьи.

В совокупности реализация выше обозначенных мероприятий, в целом, может способствовать установлению созидательно направленного взаимодействия, которое является основой эффективного сотрудничества и партнёрства ДОО с семьями воспитанников.

Литература:

1. Верещагина, A.B. Типологическая характеристика семьи в современно российском обществе / A.B. Верещагина // Вестник института ИАЭ. - 2012. - № 2. - С. 79-91

2. Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное / П.Ф. Каптерев. - URL: https://iknigi.net/avtor-petr-kapterev/101040-zadachi-semeynogo-vospitaniya-izbrannoe-petr-kapterev/read/page-l.html (дата обращения: 15.08.2023)

3. Острогорский, А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение / А.Н. Острогорский. - URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ostrogorskiy_sem.html7ysclid41qam6pktc241752290 (дата обращения: 15.08.2023)

4. Педагогический словарь. - URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2327/napTHepcTBo7ysclid41qo390qmj257113521 (дата обращения: 22.08.2023)

5. Психологическое сопровождение. - URL: https://info.wikireading.ru/563777ysclid41qllbo91g344003886 (дата обращения: 22.08.2023)

6. ФГОС ДО с изменениями и дополнениями. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1692968856&tld (дата обращения: 21.08.2023)

7. Шигабетдинова, Г.М. Партнёрство как конструктивный тип педагогического взаимодействия / Г.М. Шигабетдинова // Экономика и социум. - 2014. - № 1(10). - С. 1171-1183. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/partnyorstvo-kak-konstruktivnyy-tip-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya/viewer (дата обращения: 19.08.2023)

8. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / авт.-сост. Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева и др. -Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. - 109 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий Иванова Марина Евгеньевна

Государственный университет просвещения (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий Хлызова Ирина Валерьевна

Государственный университет просвещения (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Доминирующее значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу воспитания.Цифровое пространство определяет необходимость использования в современных условиях цифровых технологий, направленных на реализацию воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия.Выпускник должен стать комплексно развитой и гармоничной личностью, способной к реализации творческой деятельности, обладающей научным мировоззрением и высокой гражданской ответственностью. Важным аспектом в процессе реализации воспитательной деятельности в современной высшей школе выступает развитие личностных результатов обучающихся. Поэтому в рамках воспитательной работы необходимо использовать виды и формы работы, направленные на обеспечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.