Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФГОС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Кимовна, Кононова Саргылана Ивановна

В статье рассмотрены особенности организации социального взаимодействия ДОО и семьи посредством проектной деятельности. Были изучены понятия социальное взаимодействие и проектная деятельность. Выявлены условия социального партнерства семьи и ДОО. Рассмотрены задачи и требования к внедрению проектной деятельности в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIAL INTERACTION BETWEEN DOE AND THE FAMILY THROUGH PROJECT ACTIVITIES

The article examines the features of the formation of social interaction between the ECE and the family through project activities. The concepts of social interaction and project activities were studied. The conditions of social partnership between families and preschool educational institutions have been identified. The tasks and requirements for the implementation of project activities in preschool educational institutions are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. При создании программы развития школы с низкими образовательными результатами необходима помощь ментора на всех этапах ее разработки.

4. При составлении аналитического обоснования программы возможна комбинация элементов SWOT и PEST-анализа.

5. Структура программы развития должна удерживать логику проекта: выявление проблемы (дефицита) обеспечения качества образования, отбор идеи по ее устранению, разработка концепции и системного плана по достижению показателей эффективности мероприятий (контрольных точек проекта), мониторинг, корректировка.

Литература:

1. Волкова Т.А. Тьюторство и менторство в системе педагогической практики. https://cyberleninka.rU/article/n/tyutorstvo-i-mentorstvo-v-sisteme-pedagogicheskoy-praktiki.

2. Ларионова Н.Н. Аналитика социокультурной ситуации. https://cyberleninka.ru/artide/n/anaHtika-sotsiokulturnoy-situatsii-struktura-i-problemy-proektirovaniya/viewer

3. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век». -2013. - 183 с.

4. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании / Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова, Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 182-185.

5. Фаляхов И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1. - С. 45-49.

6. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2013. - 27 с.

7. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. - 608 с.

8. Цирульников А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-osnovaniya-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-metod-sotsiokulturnoy-situatsii

9. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. - 656 с.

10. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала / И.А. Эсаулова // «Стратегии бизнеса», №6. - 2017.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент группы З-БА-ДО-16 Кононова Саргылана Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации социального взаимодействия ДОО и семьи посредством проектной деятельности. Были изучены понятия социальное взаимодействие и проектная деятельность. Выявлены условия социального партнерства семьи и ДОО. Рассмотрены задачи и требования к внедрению проектной деятельности в ДОО.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, социальное взаимодействие, ФГОС, воспитательный процесс, детский сад.

Annotation. The article examines the features of the formation of social interaction between the ECE and the family through project activities. The concepts of social interaction and project activities were studied. The conditions of social partnership between families and preschool educational institutions have been identified. The tasks and requirements for the implementation of project activities in preschool educational institutions are considered.

Keywords: preschool educational institution, social interaction, federal state educational standard, educational process, kindergarten.

Введение. Актуальность исследования социального взаимодействия ДОО и семьи как фактора повышения качества дошкольного образования определяется ориентациями современной системы образования и культуры на интеллектуальное и творческое развитие детей, с одной стороны, и интеграцию усилий образовательных социальных институтов на развитие преемственности дошкольного и начального обучения.

Изложение основного материала статьи. Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. Вопросами социального взаимодействия занимались такие авторы, как Н.Е. Веракса, О.Л. Зверева, Р.Ш. Хабибуллина и др. В настоящее время дошкольное образование находится в состоянии активного развития, однако затрудняется отсутствием системного механизма подготовки дошкольников к новым этапам образования. Это определяет трудности в решении задач деятельности учреждений образования, снижая обучающий и воспитательный эффект.

На современном этапе развития организации дошкольного образования должны стать открытой социальной системой, которая может быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды обучения, осуществляет взаимодействие со многими социальными группами, которые имеют собственные интересы в сфере дошкольного образования.

Для того, чтобы повысить качество дошкольного образования, необходимо активно развивать социальное взаимодействие ДОО и семьи. Отметим, что любая образовательная организация, независимо от ее вида, решает задачи образования ребенка, его вхождения в мир культуры, получения новых знаний о мире. Данное замечание подчеркивает близость целевой направленности деятельности всех образовательных и культурных дошкольных организаций и их высокую значимость и потенциал в реализации цели повышения качества дошкольного образования.

Социально-педагогическое партнёрство в образовании - это взаимосвязь педагогов, детей и родителей в процессе добровольной совместной деятельности на равновыгодных условиях, которая направлена на решение задач воспитания и обучения, основанная на взаимодействии и взаимоуважении. Координирующая роль в построении системы партнёрства отводится образовательной организации. Один из результатов, подтверждающих эффективность взаимодействия, - это повышение уровня родительской компетентности. В представлении Н.В. Белиновой социально-педагогическое партнёрство

- это особый тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими ценностями и целями, долговременными отношениями, добровольностью, осознанием взаимной ответственности за результат сотрудничества [3, с. 29].

A.М. Белякова отмечает, что социально-педагогическое партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия учреждений образования с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, семьей, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса [2, с. 52].

B.А. Бузни отмечает важность взаимодействия «воспитатель-ребенок-родитель», характеризуя его как компетентное соучастие. Развитие партнерских отношений школы и семьи формирует у родителей готовность к сотрудничеству, мотивацию, осознание необходимости подобного взаимодействия, их активность и участие в жизни образовательного учреждения [1, с. 52].

Были выявлены проблемы, затрудняющие организацию социального взаимодействия ДОО и семьи:

1. В настоящее время следует отметить недостаточное взаимодействие дошкольных образовательных организаций и родителей. Это связано с тем, что родители заняты на работы и не готовы разбираться в тонкостях дошкольного обучения и воспитания, что снижает эффективность развития социально-педагогического партнерства.

2. Существует проблема одностороннего воздействия, когда инициатива идёт не от самих родителей, а от педагогов. Одним из важных аспектов социального партнёрства с семьёй является установление взаимоотношений в системе «Педагог

- Родители» [4, с. 25]. У каждого родителя есть своя система требований к воспитателю. Трудность для педагога заключается в том, что невозможно полностью оправдать ожидания всех родителей. Родители доверяют воспитателю самое дорогое - своего ребёнка. Это должны очень хорошо понимать воспитатели и с этой точки зрения выстраивать систему межличностных отношений.

3. Для определенной части родителей характерно проявление недоверия к тому, что воспитатель может разрешить их проблемы. Это свидетельствует о том, что отношение между воспитателем и частью родителей не достигают той меры доверительности, без которой невозможно осуществить эффективный подход к ребенку и совместными усилиями преодолеть трудности его воспитания.

4. Отсутствие программы образовательных целей, которая направлена на развития преемственности дошкольного и начального образования детей.

5. Недостаточность педагогических знаний у некоторых воспитателей приводит к тому, что им сложно выстроить взаимодействие с детьми. Следовательно, воспитателю сложно продумать увлекающую образовательную программу по повышению качества дошкольного образования.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что для организации социального взаимодействия необходимо построить эффективную систему взаимодействия с дошкольного учреждения с объектами социального окружения, которые должны будут способствовать наиболее оптимальному развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Необходимо заметить, что социальное взаимодействие позволяет объединить многие образовательные области. Например, при активном взаимодействии детских школ искусств, дошкольных организаций, спортивных секций дошкольники смогут познакомиться с новыми направлениями деятельности, развить творческие таланты, получить новые навыки и умения.

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели и предусматривающая сотрудничество детей со взрослыми.

Кроме того, проектная деятельность позволит:

- расширить кругозор детей за счет активного времяпровождения (экскурсии, короткие поездки, походы в музеи, посещение спортивных событий);

- сформировать навыки общения детей в различных социальных местах, с другими детьми, познакомиться с новыми профессиями, представителями разных национальностей;

- сформировать отношение к здоровым привычкам, спорту, здоровому образу жизни.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах.

Внедряя технологию проектного обучения в систему образовательной работы, надо соблюдать следующие требования к ее использованию:

- наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность детей;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов («мозговой штурм», наблюдения и др.).

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

В ходе подготовки проектов важно отметить, что происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

1. Активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта.

2. Психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей.

3. Развитие педагогической компетентности родителей.

4. Расширение словарного запаса детей.

5. Развитие мышления, памяти, воображения, креативности.

6. Развитие коммуникативных способностей [4, с. 25].

В настоящее время можно выделить следующие направления развития социального взаимодействия ДОО и семья как фактора формирования проектной деятельности:

- повышения уровня коммуникативной компетенции педагогов по взаимодействию с родителями при формировании семейных традиций;

- повышения уровня психолого-педагогических знаний родителей;

- развития у педагогов и родителей способности к позитивному диалогу;

- использование новых нетрадиционных формы и методов работы с семьей, как фактор повышения обучаемости детей;

- педагогическое и психологическое просвещение семьи через информационные технологии.

В нашем детском саду МБОДУ «Туллукчаана», с. Болугур Амгинского улуса действует проект «Ньургуьунна бэлэхтээ» («Подари подснежник»).

Цель проекта - создание в рамках социального партнерства с родителями системы работы, обеспечивающей субъектно-субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.

Опытно-экспериментальная работа по формированию основ социального взаимодействия ДОО и семьи проводилась в 3 этапа:

1 этап - констатирующий этап - первичная диагностика сформированности взаимодействия родителей ДОО с родителями воспитанников;

2 этап - формирующий этап - организована работа по формированию основ социального взаимодействия ДОО и семьи с использованием разработанного проекта «Ньургуьунна бэлэхтээ»;

3 этап - контрольный этап - анализ сформированности основ социального взаимодействия педагогов ДОО и родителей.

Для диагностики уровня сформированности основ социального взаимодействия ДОО и семьи автором были проведены

анкетирование родителей «Детский сад, в который ходит мой ребенок» и беседа с родителями.

Мы разработали перспективный план работы с родителями, включающий разнообразные формы: выставки, развлечения, спортивные мероприятия, совместная проектная деятельность, акции, конкурсы и т.д.

План работы с родителями по реализации проекта «Подари подснежник»

№ Мероприятия Сроки Участники

1 Род.собрание. Утверждение плана реализации 2 этапа проекта «Ньургуьунна бэлэхтээ» сентябрь Администрация, пед. коллектив родители,

2 «Куьуццу киьи кулбутунэн» дьиэ кэргэн быыстапката сентябрь Воспитанники, воспитатели родители,

3. «Эбээлэрбит, эьээлэрбит барахсаттар» (а5а саастаахтар куннэригэр) октябрь Воспитанники, воспитатели родители,

4. «Байанай алгыьа» уолаттарга уонна а5аларга аналлаах булт туьунан тэрээьин ноябрь Воспитанники, воспитатели родители,

5. «Остуоруйа алыптаах эйгэтэ» дьиэ кэргэнинэн остуоруйа истии декабрь Воспитанники, воспитатели родители,

6. «Ебугэ оонньуулара» дьэ кэргэнинэн курэх январь Воспитанники, воспитатели родители,

7. «Ньургун уол» курэх февраль Воспитанники, воспитатели родители,

8 Конкурс «Ньургуhун Куо» март Воспитанники, воспитатели родители,

9. Выпуск сборника семейных творческих работ «Ньургуhунна бэлэхтээ» март Воспитанники, воспитатели родители,

10. Экологическая акция - посадка овощей и цветов, наблюдение за их ростом - организации субботников на территории берега р. Амга, «Памятник Подснежнику» апрель Воспитанники, воспитатели родители,

11. Открытие «Музея Подснежника» на базе ДОО май Воспитанники, воспитатели родители,

12 Ыьыах «Ньургуьуцца сугуруйэбит» июнь Администрация, пед. коллектив родители,

Выводы. По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы сделаны выводы:

1. После реализации проектной деятельности «Ньургуьунна бэлэхтээ» заметно увеличилось количество родителей заинтересованных в социальном взаимодействии ДОО и семьи, что является показателем эффективности разработанного проекта.

2. Кроме того, улучшение уровня сформированности основ социального взаимодействия ДОО и семьи свидетельствует о стабильности разработанного проекта «Ньургуьунна бэлэхтээ», т.е. проект доступен пониманию и участию родителей.

Следовательно, при правильном построении проектной деятельности возможно успешное формирование основ социального взаимодействия ДОО и семьи.

Таким образом, для повышения качества проектной деятельности необходимо выстроить социально-педагогическое партнерство дошкольной образовательной организации, социальных образовательных и культурных институтов и семьи. Данные взаимоотношения должны быть основаны на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, что приведет к повышению обучаемости и просвещения дошкольников.

Проектная деятельность является оптимальной формой взаимодействия педагогического коллектива, семьи и дошкольных образовательных организаций, направленной на достижение единых целей и наиболее актуальной в современных условиях повышения качества дошкольного образования.

Литература:

1. Бузни, В.А. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования / В.А. Бузни // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1.

2. Белякова, А.М. Социальное партнёрство: детский сад и дополнительное образование / А.М. Белякова // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2.

3. Белинова, Н.В. Проектирование пространства эффективного сотрудничества дошкольной образовательной организации с социумом / Н.В. Белинова, О.В. Фонарева // Economic Consultant. - 2019. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лопсонова, З.Б. Социальное партнёрство как условие повышения качества дошкольного образования / З.Б. Лопсонова // Ученые записки ЗабГУ. - Серия: Педагогические науки. - 2014. - № 5 (58).

Педагогика

УДК 37.026, 373.291

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, профессор Тимохина Татьяна Васильевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. В статье раскрыты различные аспекты развития монологической речи у дошкольников в условиях подготовительных к школе групп дошкольных образовательных организаций. Описываются и характеризуются основные типы и виды монологической речи, рекомендуемые к использованию в работе с детьми дошкольного возраста; позитивная речевая среда подготовительной к школе группе. С позиций общения с практикующими педагогами и собственного многолетнего педагогического опыта авторы раскрывают проблемы развития монологической речи при подготовке к обучению в школе и пути их преодоления.

Ключевые слова: дети, дошкольная образовательная организация, подготовительная группа, монологическая речь.

Annotation. The article reveals various aspects of the development of monologue speech among preschoolers in the conditions of groups of preschool educational organizations preparatory to school. Describes and characterizes the main types and types of monologue speech, recommended for use in working with children of preschool age; positive speech environment for the preparatory group for school. From the standpoint of communication with practicing teachers and their own long-term pedagogical experience, the authors reveal the problems of the development of monologue speech in preparation for schooling and ways to overcome them.

Keywords: children, preschool educational organization, preparatory group, monologue speech.

Введение. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения процентного соотношения дошкольников, имеющих различные речевые проблемы. Дети дошкольного возраста имеют недостаточный словарный запас, неправильное звукопроизношение, недостатки фонетико-фонематического восприятия. Педагоги, работающие в дошкольных образовательных организациях отмечают, что с использованием гаджетов дошкольники стали значительно меньше говорить, зачастую с трудом подбирать слова для выражения своих мыслей.

Старший дошкольный возраст является важным этапом в плане речевого развития детей, потому что в этот период идёт процесс активного усвоения ребёнком литературного языка и происходит становление морфологической, синтаксической и грамматической системы родного языка. В это время диалогическая речь ребёнка постепенно сменяется монологической, которая характеризуется более сложным видом связной речи и требует максимальной концентрации внимания на построение высказывания в целом.

Изложение основного материала статьи. Ряд ученых [1, 5, 7, 8] подчеркивают, что правильное и своевременное развитие связной речи играет большую роль в формировании личности ребёнка, его умственном развитии и социализации его в современном мире. В старшем дошкольном возрасте, когда происходит активная подготовка ребёнка к школе, очень важно, насколько хорошо будущий первоклассник владеть монологической речью, ведь именно при построении монолога проявляются основные речевые умения.

Монологическая речь способствует передаче информации в более развёрнутой форме, выражению ребенком своих мыслей и намерений, построению логически последовательного высказывания с использованием литературной лексики. Развитая монологическая речь в подготовительной к школе группе является важнейшим условием дальнейшего обучения ребёнка и требует высокого уровня речевого развития говорящего.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что развитие монологической речи является значимым условием для полноценного освоения знаний детьми старшего дошкольного возраста, развития их логического мышления, творческих способностей, образованности в целом, а также для выполнения важнейших социальных функций.

Основными сложностями при развитии монологической речи являются:

• нехватка словарного запаса дошкольника,

• неправильное произношение,

• недостаточно сформированный грамматический строй речи.

Они являются причиной того, что высказывания ребёнка получаются недостаточно логичными, без смысловой целостности. Практика показывает, что со стороны педагога дошкольного образования имеется необходимость совершенствования качества работы по развитию монологической речи дошкольников и подбора эффективных средств и методов обучения. На сегодняшний день существует огромное количество методической литературы по развитию монологической речи детей и перед педагогом стоит богатый выбор, какую методику использовать в работе для наивысшего достижения речевого воспитания дошкольников. Но независимо от того, что он выберет, воспитателю необходимо научить детей воспринимать себя правильно, не бояться временных неудач, мотивировать будущих первоклассников на речевое развитие и сделать процесс обучения интересным.

Проблемы и задачи развития речи детей рассматривались и продолжают изучаться в рамках научных и прикладных работ философами, педагогами, психологами, логопедами и методистами. Общие вопросы взаимосвязи развития речи и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.