Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №3, Том 10 / 2022, No 3, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-3-2022.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/05PDMN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Черненко, М. А. Реализация программы «Связующая нить»: по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи / М. А. Черненко, Л. Л. Лашкова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN322.pdf
For citation:
Chemenko M.A., Lashkova L.L. Implementation of the program «Connecting thread»: on the interaction of preschool educational organizations and families. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(3): 05PDMN322. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 13.00.01
Черненко Марина Александровна
МАДОУ «Колокольчик», Когалым, Россия Старший воспитатель
БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
Аспирант
E-mail: [email protected]
Лашкова Лия Луттовна
БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
E-mail: [email protected]
Реализация программы «Связующая нить»: по взаимодействию дошкольной образовательной
организации и семьи
Аннотация. В статье представлена актуальная проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) и семьи. Поставлена цель — представить инновационный опыт детского сада г. Когалым по данному направлению.
Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и обосновании авторской программы по взаимодействию с родителями (законными представителями) «Связующая нить», которая в 2017 году разработана в рамках гранта Администрации города Когалыма в номинации «Лучший педагог (воспитатель) дошкольной образовательной». Программа удостоена золотой медали «Территория ФГОС».
Результаты инновационной деятельности отражают динамику сотрудничества ДОО и семьи, а также компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Реализация программы позволила авторам статьи выявить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников: мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, консультации и др.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что ее содержание отвечает требованиям современной образовательной стратегии воспитания в РФ, в рамках которой педагоги дошкольных образовательных организаций создают оптимальные условия для оптимизации сотрудничества с семьей, в основе которого лежит их двухстороннее взаимодействие и партнерские отношения.
Практическая значимость обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, реализация данной программы может способствовать формированию единой образовательной среды.
Во-вторых, разработанный методический продукт способен значительно повысить уровень заинтересованности и ответственности родителей за процесс воспитания их ребенка посредством развития их психолого-педагогической компетентности.
Новизна данной статьи сводится, прежде всего, к использованию наиболее современных и передовых методов работы и образовательных технологий, которые, в свою очередь, помогают активизировать деятельность родителей в качестве субъектов образовательного процесса. В результате правильной организации сотрудничества можно обеспечить не только правовую, но и психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере воспитания детей и их последующего развития.
Ключевые слова: взаимодействие; сотрудничество; программа; дошкольная образовательная организация; семья; педагоги; родители воспитанников
Введение
Роль семьи в воспитании детей раннего и дошкольного возраста трудно переоценить. Прежде всего, это первый социальный институт, в котором ребенок приобретает свой первый социальный опыт, формируются его нравственные качества, развивается эмоциональный и социальный интеллект. Из содержания ст. 44 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»1 следует, что именно родители являются первыми педагогами своих детей. В частности, на них возложена обязанность по формированию основ физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Между тем, как показывается практика, не все родители относятся к исполнению данной обязанности добросовестно.
Происходит это, как правило, по различным причинам: отсутствие желания, необходимых знаний и умений, непонимание важности образовательной деятельности в домашних условиях и др. Значительная часть родителей в настоящее время сконцентрирована, прежде всего, на вопросах материального благополучия, что, в свою очередь, влечет за собой их самоустранение от участия в обучении и воспитании своих детей. Многие осуществляют воспитание интуитивно, вслепую, что, соответственно, не приносит каких-либо положительных результатов. Данную проблему, на наш взгляд, можно нивелировать в процессе взаимодействия ДОО и семьи, инициаторами которого должны выступить педагоги, поскольку именно они обладают необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
Вместе с тем, зачастую между данными институтами, не смотря на наличие общей цели, отсутствует взаимопонимание. В результате единственным пострадавшим от этого становится ребенок. В основе непонимания, возникающего между родителями и детскими садами, может лежать неправильное понимание родителями роли детского сада в жизни ребенка: многие родители рассматривают ДОО исключительно в качестве места присмотра и ухода за их детьми. Родители практически не интересуются вопросами воспитания своего ребенка во время пребывания в детском саду, ограничивая свое внимание лишь вопросами питания и сна.
1 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 02.07.2017).
Сломать такие стереотипы может лишь эффективное сотрудничество ДОО и семьи. В основе отношений «воспитатель-родитель», как диктует нам ФГОС ДО, должны лежать принципы свободы выбора и сотрудничества. При этом, сотрудничество не должно ограничиваться лишь педагогической пропагандой, в процессе осуществления которой активную позицию занимает лишь педагог, а родитель выступает в качестве объекта воздействия. Родители также должны принимать активное участие, что, в свою очередь, должно находить отражение в активизации их педагогического самообразования, осуществлении консультативной поддержки, а также содействии со стороны родителей в гармонизации отношений, связанных с воспитанием. На современном этапе необходимо разработать новую философию взаимодействия родителей с дошкольными образовательными организациями, в основе которой должны лежать такие понятия как «взаимодействие», «сотрудничество», «поддержка» при одновременном сохранении приоритета семейного воспитания.
На основе измененного законодательства к началу 2000 года родители становятся активными участниками образовательного процесса. Для системы образования в указанный период характерна подчиненность принципам демократизации и вариативности, что сопровождалось внедрением различных инновационных программ. В результате система дошкольного образования стала нуждаться в поиске новых путей решения проблем взаимодействия педагогов и родителей.
Особый интерес представляет исследование данного вопроса в некоторых зарубежных государствах. Например, в Англии исследованием указанных проблем занимаются такие авторы, как Д. Лешли, Б. Тайзард и Г. Паг [9]. Научные труды обозначенных авторов стали основой для выделения следующих подходов к сотрудничеству:
1. Исследование детских трудностей исключительно в качестве семейных, без отрыва от семьи. Соответственно, возможность устранения указанных трудностей напрямую зависит от убежденности иных членов семьи, без участия которых трудности не могут быть преодолены в принципе.
2. Родители способны не только препятствовать образовательной работе, но и выступать в качестве одного из ее участников. Таким образом, родители рассматриваются не в качестве части проблемы воспитания детей, а в качестве части решения данной проблемы. Так, при наличии желания родители способны освоить новые знания, умения и навыки, которые могут способствовать повышению их роли в образовательном процессе.
3. Признание права родителей на получение информации об образовательном процессе, включая право родителей на получение консультативной помощи с целью оказания наиболее благоприятного влияния на процесс воспитания своих детей.
4. Родители считают себя умелыми взрослыми.
Исследованием проблем в сфере организации взаимодействия родителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций занимались многие отечественные ученые. В частности, в научных трудах выработаны средства и методы плодотворного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Е.П. Арнаутова [1], Т.Н. Доронова [2], Т.А. Маркова [12] и др.); особенности самообразования как родителей, так и воспитателей (Е.П. Арнаутова [1], А.В. Козлова [8], Л.Ф. Островская [14] и др.); интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей (Т.Н. Доронова [3], О.Л. Зверева, Т.К. Кротова [7], О.В. Солодянкина [15], Н.В. Микляева [13] и др.).
О.Л. Зверева и Т.К. Кротова [7], исследуя взаимоотношения родителей и педагогов, обращают особое внимание на ориентированность дошкольных образовательных организаций на потребности семьи, включая ее запросы. Более того, авторы полагают необходимым не ограничиваться исключительно озвучиванием для родителей лекций и докладов, а стараться развить у них воспитательные умения посредством поддержания их уверенности в собственных силах, проведения общего досуга, развития общих традиций и др.
0.В. Солодянкина [15] в сфере формирования сотрудничества между детьми и взрослыми считает наиболее целесообразным обращать особое внимание на представление коллектива детей, родителей и педагогов в качестве единого целого (например, в качестве большой семьи, деятельность которой является совместной и организованной). Данный подход способен обеспечить взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса.
Особого внимания заслуживает работа «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» Л.Ф. Островской [14], целью которой является оказание воспитателям детских садов помощи в наиболее успешном овладении педагогическими знаниями, а также обогащение и активизация воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
К числу программ по взаимодействию родителей и педагогов отнесена программа «Из детства — в отрочество», разработанная Т.Н. Дороновой [3]. Содержание программы включает в себя и условий выбора соответствующих приемов и методов взаимодействия педагогов с родителями, а также построения наиболее рациональной стратегии их взаимодействия. К числу таковых могут быть отнесены следующие условия:
1. Необходимость ознакомления родителей с результатами диагностики развития их ребенка в целях формирования у них установки на сотрудничество с педагогами.
2. Согласование позиций педагогов и родителей по вопросу воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольных образовательных организациях (в том числе посредством проведения семинаров).
3. Необходимость обозначения проблем педагогического сотрудничества родителей и педагогов посредством организации и проведения групповых и индивидуальных консультаций с отдельными родителями.
4. Обучение педагогов и родителей наиболее важным функциям сотрудничества посредством использования как традиционных, так и нетрадиционных методов общения.
5. Развитие творческой и интеллектуальной инициативы ребенка и его родителей;
6. Педагогическая целесообразность программы «Связующая нить».
Парциальная программа «Связующая нить»
На основе анализа нормативных документов, достижений науки и практики в детском саду «Колокольчик» г. Когалым ХМАО — Югры разработана парциальная программа «Связующая нить», которая представляет собой в достаточной степени целостную и продуманную систему взаимодействия ДОО и семьи, включающую в себя как элементы психолого-педагогического просвещения родителей, так и их непосредственное участие в образовательном процессе. В основу программы положено единство взглядов родителей и педагогов на воспитательный процесс, наличие общих целей и задач, а также путей их достижения.
Актуальность программы обусловлена тем, что ее содержание отвечает требованиям современной образовательной стратегии воспитания в РФ, в рамках которой педагоги дошкольных образовательных организаций создают оптимальные условия для оптимизации сотрудничества с семьей, в основе которого лежит их двухстороннее взаимодействие и партнерские отношения.
Практическая значимость программы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, реализация данной программы может способствовать формированию единой образовательной среды. Во-вторых, разработанный методический продукт способен значительно повысить уровень заинтересованности и ответственности родителей за процесс воспитания их ребенка посредством развития их психолого-педагогической компетентности.
Новизна программы сводится, прежде всего, к использованию наиболее современных и передовых методов работы и образовательных технологий, которые, в свою очередь, помогают активизировать деятельность родителей в качестве субъектов образовательного процесса. В результате правильной организации сотрудничества можно обеспечить не только правовую, но и психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере воспитания детей и их последующего развития.
Итак, основная цель программы — вовлечение родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений в процесс осуществления воспитательной деятельности посредством внедрения современных образовательных технологий. Задачи конкретизируют цель и заключаются в следующем:
• установить партнерские отношения между родителями и сотрудниками дошкольных образовательных организаций на основе их эмоциональной взаимоподдержки и общности интересов;
• разработать и внедрить инновационные формы взаимодействия с родителями (законными представителями), построенные на принципе субъект-субъектного взаимодействия (главное сотрудничество, а не наставничество);
• познакомить родителей с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями;
• повысить уровень педагогической компетентности родителей, а также уровень их психолого-педагогической культуры в сфере воспитания и развития детей (включая укрепление и охрану здоровья);
• повысить уровень педагогической компетентности воспитателей в части применения современных образовательных технологий взаимодействия с семьями воспитанников;
• повысить степень заинтересованности родителей (законных представителей) в организации и пополнении развивающей предметно-пространственной среды для полноценного и своевременного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Для достижения результатов успешного взаимодействия с родителями в детском саду «Колокольчик» г. Когалым с 2018 по 2021 гг. используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, технология портфолио дошкольника, игровые технологии и др. Использование вышеперечисленных образовательных технологий способствует созданию атмосферы сотрудничества и доверия среди всех взрослых —
родителей и воспитателей. Кроме того, это влечет за собой повышение психолого-педагогической компетентности родителей, налаживанию конструктивного диалога педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников.
Открытость дошкольной образовательной организации для включения родителей в образовательный процесс в качестве полноправного субъекта способствовало значительному повышению уровня их активности и осознанию важности роли семьи в обучении и воспитании детей. В числе эффективных методов работы в указанной области следует признать: вовлечение родителей в различные мероприятия ДОО, организация для них педагогических библиотечек, различного рода выставок, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов, практических конференций и др. Такая работа велась одновременно по двум направлениям: индивидуально, либо с коллективом родителей.
Промежуточные результаты реализации программы «Связующая нить»
Промежуточные результаты реализации программы «Связующая нить» указали на то, что возросло число родителей, которые заинтересованы в сотрудничестве с ДОО. Это нашло отражение в высоком уровне осведомленности родителей о содержании образовательного процесса, решении проблем, связанных с безопасностью пребывания детей в дошкольных образовательных организациях. Кроме того, необходимо отметить и значительное повышение уровня вовлеченности родителей в процесс реализации образовательных мероприятий, а педагоги дошкольных образовательных организаций получили в связи с этим определенное признание и авторитет (рис. 1).
Рисунок 1. Уровни вовлеченности родителей в образовательный процесс ДОУ по годам реализации программы (составлено автором)
Заинтересованность родителей образовательными технологиями
_75%
80% 60% 40% 20% 0%
30% / 1 [
I
—^ —J 1
W
сентябрь май сентябрь 2018 год 2019 год 2021 год
Рисунок 2. Уровни заинтересованности родителей в образовательных технологиях ДОУ по годам реализации программы (составлено автором)
Говоря о результатах, также следует отметить и то обстоятельство, что возрос уровень педагогической компетентности родителей (рис. 3), что нашло отражение в изучении ими современных образовательных программ, инновационных педагогических технологий, обогащение личного кругозора (рис. 2). В образовательной практике стали распространенными случаи обмена между родителями и педагогами педагогическими знаниями, специальной литературой, необходимой информацией и др.
Уровень педагогической компетентности родителей
98%
60% 45% 1
У 1 1
У 1 р /
сентябрь май сентябрь 2018 год 2019 год 2021 год
Рисунок 3. Уровни педагогической компетентности родителей по годам реализации программы (составлено автором)
Итоги реализации программы
Подводя итоги реализации программы, следует отметить, что использование современных образовательных технологий в работе с семьями воспитанников ДОО дает положительные результаты. Можно констатировать, что образовался особый тип совместной деятельности между родителями и педагогами, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Педагоги и родители разделили между собой ответственность за реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось положительное отношение к детскому саду у родителей через их включение в общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные походы, проекты, соревнования, экскурсии на места работы родителей).
Внедренная программа социально-педагогического партнерства семьи и детского сада была ориентированная на гуманистический подход, поменяла традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом стал ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, его социализация и индивидуализация, а дошкольная организация стала посредником между ребенком и родителями, оказывая помощь в гармонизации их отношений.
В дошкольной образовательной организации была создана психологически комфортная открытая образовательная среда, в рамках которой осуществлялась реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенком группы детского сада до его поступления в школу.
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 2004. 263 с.
Андриеш В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 200 с.
Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья
— единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ М.: Линка — Пресс, 2014. 224 с.
Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания / Издание 3-е, переработанное.
— М.: Глобус; Панорама, 2009. 192 с.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. / М: Мозаика
— Синтез, 2007. — 212 с.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002. 50 с.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект — М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005. 230 с.
Лешли Д., Тайзард Б., Паг Г. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
Лампман В.Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинары / Волгоград: Учитель, 2013. 145 с.
Лампман В.Е. Родитель — педагог — ребенок: модели развития взаимоотношений / Волгоград: Учитель, 2011. 143 с.
Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики — М.: Педагогика, 1979. 192 с.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие для воспитателей ДОУ — М.: Айрис-пресс, 2006. 50 с.
Островская Л.Ф. Педагогические знания — родителям Серия: Материалы семинаров для родителей. М.: Просвещение, 1983. 172 с.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ — М.: Аркти, 2005. 77 с.
Chernenko Marina Aleksandrovna
MADOU «Kolokolchik», Kogalym, Russia Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]
Lashkova Liya Luttovna
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]
Implementation of the program «Connecting thread»: on the interaction of preschool educational organizations and families
Abstract. The article presents the actual problem of interaction between a preschool educational organization (hereinafter referred to as a pre-school educational institution) and a family. The goal is to present the innovative experience of the Kogalym kindergarten in this direction.
The relevance and novelty of the material lies in the development and justification of the author's program for interaction with parents (legal representatives) "Connecting Thread", which in 2017 was developed as part of a grant from the Kogalym city Administration in the nomination "The best teacher (educator) of preschool educational". The program was awarded the gold medal "FGOS Territory".
The results of innovative activity reflect the dynamics of cooperation between the preschool and the family, as well as the competence of parents in matters of education and upbringing of children. The implementation of the program allowed the authors of the article to identify the most effective forms and methods of interaction with the parents of pupils: master classes, workshops, round tables, consultations, etc.
The relevance of this article is due to the fact that its content meets the requirements of the modern educational strategy of upbringing in the Russian Federation, within which teachers of preschool educational organizations create optimal conditions for optimizing cooperation with the family, which is based on their bilateral interaction and partnerships.
The practical significance is due to the following circumstances. Firstly, the implementation of this program can contribute to the formation of a unified educational environment.
Secondly, the developed methodological product is able to significantly increase the level of interest and responsibility of parents for the process of raising their child through the development of their psychological and pedagogical competence.
The novelty of this article boils down, first of all, to the use of the most modern and advanced methods of work and educational technologies, which, in turn, help to activate the activities of parents as subjects of educational process. As a result of the correct organization of cooperation, it is possible to ensure not only the legal, but also the psychological and pedagogical competence of parents in the field of child rearing and their subsequent development.
Keywords: interaction; cooperation; program; preschool educational organization; family; teachers; parents of pupils
REFERENCES
1. Arnautova E.P. Fundamentals of cooperation between a teacher and a preschooler's family M.: Pedagogy, 2004. 263 s.
2. Andriesh V.A. Aspects of interaction between the DOW and the family. — St. Petersburg.: LLC "Publishing House "DETSTVO-PRESS", 2010. 200 s.
3. Doronova T.N., Solovieva, E.V., Zhichkina A.E. Preschool institution and family — a single space of child development: methodological guide for employees of the DOW M.: Link — Press, 2014. 224 s.
4. Gorshenina V.V. The system of kindergarten work to prevent and overcome the difficulties of family education / 3rd edition, revised. — M.: Globus; Panorama, 2009. 192 s.
5. Evdokimova N.V., Dodokina N.V., Kudryavtseva E.A. Kindergarten and family: methods of working with parents: Manual for teachers and parents. / M: Mosaic — Synthesis, 2007. — 212 s.
6. Zvereva O.L. Methodological assistance to the educator in preparation for communication with parents. // Management of pre-school 2002. 50 s.
7. Zvereva O.L., Krotova T.V. Communication of a teacher with parents in a pre-school: methodological aspect — Moscow: Sphere Shopping Center, 2009. 80 s.
8. Kozlova A.V., Desheulina R.P. DOW's work with the family: diagnostics, planning, lecture notes, consultations, monitoring. Moscow: Sphere Shopping Center, 2005. 230 s.
9. Lashley D., Tayzard B., Pag G. To work with young children, encourage their development and solve problems. M.: Enlightenment, 1991. 223 s.
10. Lampman V.E. Laboratory of pedagogical excellence: master classes, projects, seminars / Volgograd: Teacher, 2013. 145 s.
11. Lampman V.E. Parent — teacher — child: models of relationship development / Volgograd: Teacher, 2011. 143 s.
12. Markova T.A. Preschool education in the family: Questions of theory and methodology — M.: Pedagogy, 1979. 192 s.
13. Miklyaeva N.V. Creating conditions for effective interaction with the family: a methodological guide for preschool teachers — M.: Iris-press, 2006. 50 s.
14. Ostrovskaya L.F. Pedagogical knowledge for parents Series: Materials of seminars for parents. M.: Enlightenment, 1983. 172 s.
15. Solodyankina O.V. Cooperation of preschool institutions with the family: A manual for DOW workers — M.: Arkti, 2005. 77 s.