Z0 гроглото
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2023. Том 8. Выпуск 9 | 2023. Volume 8. Issue 9
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста из семей военнослужащих в условиях военного конфликта
Сычёва М. В., Куликова А. С.
Аннотация. Цель исследования - рассмотрев современные подходы к проблеме педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, отцы которых были призваны на военную службу в рамках проведения специальной военной операции (далее - СВО), определить ключевые характеристики педагогического сопровождения таких детей: понятие педагогического сопровождения, его цель, принципы. В статье предлагается авторская точка зрения на понимание педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, т. к. на сегодняшний день мало внимания уделено проблеме педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих в условиях локального военного конфликта. Научная новизна исследования заключается в установлении сущностно-содержательных характеристик педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей участников СВО и граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации. В результате продемонстрированы современные взгляды ученых на проблему педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих и влияния условий военного конфликта на эмоциональное состояние детей, дается собственное определение понятия педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, отцы которых были призваны на военную службу в рамках СВО, конкретизированы цели и принципы педагогического сопровождения, констатируется, что педагогическое сопровождение необходимо ребенку из семьи военнослужащих, который учится строить свою линию поведения, значимую и необходимую для него.
EN
Pedagogical support for preschool children from military families in the conditions of military conflict
Sycheva M. V., Kulikova A. S.
Abstract. The study aims to determine the key characteristics of pedagogical support for preschool children from military families whose fathers were called up for military service as part of a special military operation, i.e. the concept of pedagogical support, its purpose, principles, by considering modern approaches to the problem of pedagogical support for such children. The paper offers the authors' point of view on the understanding of pedagogical support for preschool children, since little attention has been paid to the problem of pedagogical support for preschool children from military families in the conditions of a local military conflict. The scientific novelty of the study lies in identifying the essential and content-related characteristics of pedagogical support for preschool children from the families of special military operation participants and citizens called up for military service during partial mobilization. As a result, scientists' modern views on the problem of pedagogical support for preschool children from military families and the influence of the conditions of military conflict on the children's emotional state are demonstrated, the authors' own definition of the notion of pedagogical support for preschool children from military families whose fathers were called up for military service during a special military operation is given, the goals and principles of pedagogical support are specified. It is stated that pedagogical support is necessary for children from military families learning how to develop their own line of conduct, meaningful and necessary for them.
Введение
Актуальность темы определяется современным социальным контекстом, в котором проявляется тенденция к возникновению различного рода конфликтов и террористических угроз. Такая ситуация приводит к психологической напряженности и нестабильности каждого человека.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230133
© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
В связи с происходящими событиями на Украине жители нашей страны испытывают непрерывное эмоциональное напряжение. Дети, которые растут в семьях, где отцы были мобилизованы в рамках частичной мобилизации, переживают сильный стресс из-за тревожной обстановки в семье, изменившегося уклада жизни, переживаний матери и других близких, чувствуют неуверенность и подавленность, что влияет на их успеваемость в школе, интерес к играм и общению в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). Различные общественные организации оказывают семьям психологическую поддержку очно и с использованием доступных средств связи. В то же время дети дошкольного возраста часто не в силах успешно пользоваться помощью психологов, так как их мозг еще не достаточно развит для саморефлексии и преодоления сложных ситуаций.
В наши дни проблема педагогического сопровождения детей из семей военнослужащих в условиях военного конфликта стала одной из актуальных проблем общества. Ее сложность обусловлена многогранным характером проблемы, включающим в себя социальные, правовые, медицинские и психолого-педагогические аспекты. Поддержка материнства и детства в настоящее время - это важный вопрос на всех уровнях власти. Педагогическое сопровождение является залогом успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей участников СВО и граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации. Именно по этой причине следует отметить, что важным элементом сопровождения таких семей выступает организация для них профессиональной поддержки, как за счет мобилизации собственных возможностей (индивидуально-психологических особенностей личности), так и за счет привлечения: окружающих (родителей, педагогов, сверстников); квалифицированных социальных работников, а также государственных и негосударственных структур социальной помощи населению. При этом важной задачей современных ДОО является обеспечение благоприятного вхождения дошкольников в социум.
Таким образом, проблема социальной адаптации детей из семей участников СВО и граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации, стоит особенно остро, потому их педагогическое сопровождение требует повышенного внимания.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- во-первых, продемонстрировать современные взгляды ученых на проблемы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих и влияния условий военного конфликта на эмоциональное состояние детей;
- во-вторых, определить ключевые характеристики педагогического сопровождения детей военнослужащих, отцы которых были призваны на военную службу в рамках проведения СВО: понятие педагогического сопровождения, цель, принципы.
В статье применяются следующие методы исследования: метод контент-анализа содержания публикаций по проблеме педагогического сопровождения и герменевтический метод для толкования данного понятия. С помощью системного подхода обеспечивается раскрытие целостности феномена педагогического сопровождения дошкольников из семей военнослужащих в условиях военного конфликта, выявление его внутренних связей и отношений. Комплексный подход предполагает рассмотрение современных взглядов отечественных и зарубежных авторов на данную проблему в совокупности.
Теоретической базой исследования являются публикации отечественных и зарубежных авторов, освещающие вопросы педагогического сопровождения детей, в том числе дошкольников, из семей военнослужащих (Газман, 1998; Казакова, 2015; Киреева, Мамайчук, 2017; Липский, 2012; Мотунова, 2002; Карабецкая, 2005; Сартр, 1989; BoПnow, 2001).
В то же время мы считаем, что полноценное рассмотрение этой проблемы невозможно без учета влияния условий военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Данный вопрос глубоко проанализирован такими исследователями, как Х. Б. Ахмедова (2003), А. П. Ковалевская (2020), И. Г. Мал-кина-Пых (2005), Н. Г. Осухова (2002).
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что описанные ключевые характеристики педагогического сопровождения детей военнослужащих, отцы которых были призваны на военную службу в рамках проведения СВО, - понятие педагогического сопровождения, цель, принципы - могут быть полезны в дальнейшей работе с детьми дошкольного возраста. Собранный материал составляет основу эмпирического этапа для выработки такой стратегии педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, которая поможет им при переживании стрессовых и травмирующих ситуаций и последующей успешной социализации.
Обсуждение и результаты
В настоящее время уровень социальной напряженности в обществе возрастает в связи с проведением российской спецоперации на территории Донецкой и Луганской народных республик, и подобные межэтнические конфликты из локальных бедствий превращаются в межнациональную катастрофу. Чрезвычайность ситуации затрагивает все население и, несомненно, также влияет на жизнь и благополучие детей. Семьи с детьми, отцы которых мобилизованы, оказались сегодня в непривычной и сложной ситуации. Дети из семей военнослужащих испытывают сильнейший стресс и неуверенность, которые вызваны сменой обстановки и статуса, разлукой с родными людьми, атмосферой тревожности и страха в семье (данный вопрос глубоко проанализирован такими исследователями, как А. П. Ковалевская (2020), И. Г. Малкина-Пых (2005), Н. Г. Осухова (2002)). Схожие трудности испытывают и дети, эвакуированные с территорий проведения СВО.
В статье А. П. Ковалевской исследуется влияние экстремальных условий военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Она также представляет последние научные взгляды отечественных и зарубежных исследователей на эту проблему. Делается вывод, что дети дошкольного возраста находятся на начальном этапе формирования базовой картины мира и в целом под влиянием неблагоприятных условий ухудшается как их жизнедеятельность, так и психологическое и физическое здоровье (Ковалевская, 2020).
По мнению Н. Г. Осуховой (2002), понимание детьми угрозы жизни и потери дома приводит к деформации их образа мира, разрушает их представления о безопасности, их ценности, потребности и способности выжить в этом мире.
Однако следует помнить, что военные экстремальные ситуации - не единственный фактор, влияющий на возникновение психогенных расстройств у детей; индивидуально-психологические особенности личности ребенка-дошкольника также могут влиять на возникающие эмоциональные реакции и состояния. Психологическая травма, нарушающая нормальную жизнь ребенка, является для него сложным травмирующим событием (Ахмедова, 2003; Малкина-Пых, 2005).
Поэтому в условиях полной неопределенности и радикальной смены образа жизни и статуса необходимо помочь им обрести уверенность в себе, доступ к ресурсам, новую идентичность, устойчивость в новой жизненной ситуации.
Анализ публикаций, имеющих отношение к теме данного исследования (Мотунова, 2002; Карабецкая, 2005; Райгородский, 2009), выявил также ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с детьми из семей мобилизованных военнослужащих. В частности, они связаны с влиянием профессиональной деятельности военнослужащих на их семьи. Как отмечает Д. Я. Райгородский (2009), отсутствие общения военнослужащих с семьями негативно сказывается на психологическом климате семьи, воспитании детей, их неудовлетворенности вниманием и заботой.
Рассмотрение понятия педагогического сопровождения необходимо начать с терминологического усвоения понятия сопровождения. К данному понятию обращаются многие ученые (Газман, 1998; Казакова, 2015; Киреева, Мамайчук, 2017; Липский, 2012; Мотунова, 2002; Карабецкая, 2005). В толковом словаре Д. Н. Ушакова «сопровождать» означает «идти вместе с кем, кого-то провожать» (Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014). Взгляды на необходимость сопровождения развития личности высказали в своих трудах ведущие философы, педагоги и психологи. Суть взглядов философов-экзистенциалистов Ж.-П. Сартра (1989), В. Морриса и А. Фаллико заключается в том, что целью образования является поддержка личности в процессе саморазвития. О. Ф. Больнов в контексте антропологической педагогики важное место отводил «педагогической атмосфере», включающей параметры безопасности, доверия и сопровождения ребенка (Bollnow, 2001). Р. Мэй, А. Маслоу и К. Роджерс (2018), представляя гуманистическую философию и психологию, отрицали социальное принуждение и считали, что главной задачей образования является принятие, сотрудничество и сопровождение в процессе развития и самореализации личности.
Идея педагогического сопровождения как помощи детям в решении их индивидуальных проблем впервые была выдвинута О. С. Газманом. Он рассматривал педагогическое сопровождение как особую деятельность воспитателя, которая оказывает профилактическую помощь ребенку и способствует развитию его личности (Газман, 1998).
Е. И. Казакова (2015) определяет сопровождение как метод, который создает условия для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Педагогическое сопровождение, как отмечают Л. А. Киреева и И. И. Мамайчук (2017), является особым видом помощи ребенку, позволяющим ему успешно развиваться в образовательных условиях.
Раскрывая сущность педагогического сопровождения, И. А. Липский (2012) определяет его как базовое понятие, выражающее основные черты нового типа образовательной деятельности, ориентированной на личностное развитие каждого ребенка, и как технологию в профессиональной деятельности воспитателя.
Таким образом, взгляды исследователей на понятие педагогического сопровождения неоднозначны. Анализ научно-педагогической литературы (Газман, 1998; Казакова, 2015; Киреева, Мамайчук, 2017; Липский, 2012) позволяет рассмотреть его различные аспекты:
- как помощь детям;
- как особую деятельность воспитателя;
- как создание условий для принятия оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора;
- как направление работы воспитателя;
- как технологию оказания помощи детям.
Изучение научно-педагогической литературы позволило выявить сущностно-содержательные характеристики понятия «педагогическое сопровождение», такие как создание условий для развития ребенка и обеспечение субъектной позиции участников сопровождения. Опираясь на взгляды вышеупомянутых ученых, мы трактуем педагогическое сопровождение дошкольников, отцы которых были призваны на военную службу в рамках проведения СВО, как процесс защиты, действенное участие взрослых в удовлетворении потребности ребенка в общении и поддержке, психолого-педагогическую поддержку в освоении ребенком социального опыта, воздействие на эмоциональную сферу дошкольника при переживании стрессовых и травмирующих ситуаций и, как следствие, эффективное и комфортное вхождение ребенка в социум.
Важно отметить, что сопровождение детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их успешной социализации. Поэтому необходимо обеспечить поддержку и заботу о детях, переживающих ситуацию военного
конфликта, чтобы помочь им преодолеть стресс и адаптироваться к новым условиям. Также важно создать безопасную и поддерживающую атмосферу в семье и ДОО, где дети могут выразить свои эмоции и получить необходимую поддержку. Чтобы помочь детям, переживающим ситуацию военного конфликта, необходимо уделять особое внимание их потребностям и эмоциональному благополучию.
В этой связи основными целями педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, по нашему мнению, выступают создание благоприятных психолого-педагогических условий для удовлетворения потребности детей в общении и поддержке в освоении ими социального опыта, повышение их психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, которые связаны с образом жизни их родителей, а также формирование готовности к выбору ответственного отношения к происходящим событиям.
Для того чтобы способствовать формированию социально развитых качеств личности, т. е. сознательно участвовать в нормальной и успешной социализации новых поколений в условиях военного конфликта, ДОО должны моделировать себя как жизненное и социальное пространство. Поэтому им нужно предусматривать многогранную организацию воспитательных воздействий, обучения, социальной среды, окружения и общения.
В русле рассматриваемого вопроса необходимо сказать о такой весьма значимой характеристике педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих, как принципы сопровождения. Принципы сопровождения выражают основные идеи, которые наиболее полезны для достижения целей.
Л. Н. Мотунова (2002) выделяет следующие принципы педагогического сопровождения детей из семей военнослужащих: гуманистическая направленность деятельности педагогического коллектива, системность, внимание к социальной ситуации развития ребенка и индивидуально-психологическим особенностям его личности, согласие, сотрудничество, доброжелательность, конфиденциальность, безоценочность, доступность и своевременность помощи и поддержки ребенка, внимание к способности личности самостоятельно преодолевать препятствия. О. А. Карабецкая (2005) отстаивает принципы гуманизации, систематизации и преемственности между семьями и ДОО в заботе о детях из семей военнослужащих.
Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста из семей участников СВО и граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации, по нашему мнению, определяется следующими принципами:
- принцип уникальности и ценности личности, приоритета личностного развития ребенка - означает признание его самоценности и индивидуальности, вовлечение ребенка в значимую деятельность, придающую смысл его жизни, формирование у ребенка мобилизованного лидерской позиции. Из этого принципа следует, что педагогическое сопровождение детей является не самоцелью, а средством развития индивидуальности каждого ребенка;
- принцип целесообразности и причинной обусловленности. В соответствии с этим принципом вся деятельность педагогов ДОО должна быть направлена на решение конкретных практических вопросов, связанных с оказанием эффективной поддержки детям, проживающим в условиях военного конфликта. Воспитатели всегда должны понимать причины и конечные цели своих действий;
- принцип активности ребенка. Этот принцип предполагает необходимость актуализации и мотивации активной позиции ребенка дошкольного возраста как объекта сопровождения. Его активность, как отмечают многие исследователи, играет огромную роль в эффективности педагогического сопровождения (Бокова, Тарахов, 2019; Казакова, 2015);
- принцип воспитания начал патриотизма и гражданственности. Этот принцип основывается на том, что невозможно воспитать патриота и гражданина без любви к Родине и уважения ее истории и культуры. Особенно важны темы героизма и патриотизма. Героизм, решительность, смелость, готовность к подвигу для защиты Родины - эти характеристики понятны дошкольникам и могут вызвать желание подражать воину российской армии, быть похожим на него;
- принцип поощрения заинтересованности ребенка в своей безопасности. В соответствии с этим принципом педагог должен побуждать детей задавать вопросы о том, что им непонятно или беспокоит, и отвечать на них полно и открыто, с учетом психологической безопасности детей. Например, если нужно объяснить детям смысл военного конфликта, следует обратиться к знакомому им опыту. Так, используя прием сравнения с мультфильмом или сказкой, в которой между героями произошла ссора, рассказать, что иногда ссорятся между собой не только дети, взрослые, но и целые страны. Дать понять, что есть специальные люди -политики, которые могут договориться о мире. Но иногда мирно договориться не удается;
- принцип эмпатии к ребенку. Этот принцип предполагает необходимость признания воспитателем тревожных чувств, страхов, опасений, которые испытывают дети дошкольного возраста. Педагог выражает поддержку и понимание, а также проявляет сочувствие к беспокойству детей за свою безопасность и безопасность близких;
- принцип убежденности ребенка в обеспечении безопасности. Этот принцип означает, что воспитатели должны поддерживать в ребенке чувство защищенности взрослыми и общее ощущение безопасности. Важно убедить детей в том, что взрослые многое делают (и уже сделали) для того, чтобы обеспечить необходимые меры безопасности в условиях военного конфликта. Эти задачи выполняют правительство, военные и взрослое сообщество в целом.
Подчеркнем также, что состояние ребенка сильно зависит от состояния взрослого, который находится рядом с ним. Именно родители могут уменьшить или, наоборот, увеличить эмоциональный стресс своих детей. Таким образом, велика роль и воспитателей, и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, отметим следующее: изучение современных взглядов ученых на проблему педагогического сопровождения детей дошкольного возраста позволило выявить его сущностно-содержательные характеристики, такие как создание особых условий для развития ребенка и обеспечение субъектной позиции участников сопровождения.
В нашем исследовании под педагогическим сопровождением детей дошкольного возраста из семей участников СВО и граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации, мы понимаем процесс защиты, действенное участие взрослых в удовлетворении потребности ребенка в общении и поддержке, психолого-педагогическую поддержку в освоении ребенком социального опыта, воздействие на эмоциональную сферу дошкольника при переживании стрессовых и травмирующих ситуаций и, как следствие, эффективное и комфортное вхождение ребенка в социум.
В ходе исследования определены основные цели педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из семей военнослужащих: создание благоприятных психолого-педагогических условий для удовлетворения потребности детей в общении и поддержке в освоении ими социального опыта, повышение их психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, связанным с образом жизни их родителей, а также формирование готовности к выбору ответственного отношения к происходящим событиям.
В рамках исследования были выявлены следующие принципы педагогического сопровождения детей из семей военнослужащих: уникальности и ценности личности, приоритета личностного развития, целесообразности и причинной обусловленности, активности ребенка, воспитания начал патриотизма и гражданственности, поощрения заинтересованности ребенка в своей безопасности, эмпатии к ребенку, а также убежденности ребенка в обеспечении безопасности.
Подводя итоги, мы можем констатировать, что дошкольное пространство, которое строится на этих принципах, становится для ребенка при переживании им стрессовых и травмирующих ситуаций важным периодом, где формируется его отношение к окружающему миру, людям, уверенность в себе и собственных силах. Педагогическое сопровождение необходимо ребенку из семьи военнослужащих, который учится строить свою линию поведения, значимую и необходимую для него.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы связываем с изучением морально-психологического состояния детей из семей военнослужащих в условиях военного конфликта и выявлением условий благоприятного педагогического сопровождения этих детей и нравственно-психологического климата в семьях.
Источники | References
1. Ахмедова Х. Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации // Психологический журнал. 2003. № 3.
2. Бокова О. А., Тарахов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78).
3. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 8.
4. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка: мат. всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015.
5. Карабецкая О. А. Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона: дисс.. к. пед. н. Ставрополь, 2005.
6. Киреева Л. А., Мамайчук И. И. Психолого-педагогическая помощь семье. СПб.: Питер, 2017.
7. Ковалевская А. П. Влияние экстремальной ситуации военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136).
8. Липский И. А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.
9. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2005.
10. Мотунова Л. Н. Вариативная педагогическая поддержка детей военнослужащих в учебной деятельности: дисс.. к. пед. н. Воронеж, 2002.
11. Мэй Р., Маслоу А. Г., Роджерс К. А. Теория и практика экзистенциальной психологии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018.
12. Осухова Н. Г. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике // Школьный психолог. 2002. № 12.
13. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Самара: БАХРАХ-М, 2009.
14. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов / общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.
15. Bollnow О. Die pädagogische Atmosphäre: Untersuchungen über die gefühlsmäßigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Die Blaue Eule, 2001.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Сычёва Марина Владимировна1, к. пед. н., доц. Куликова Анна Сергеевна2
1 2 Пензенский государственный университет
Sycheva Marina Vladimirovna1, PhD Kulikova Anna Sergeevna2 1 2 Penza State University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 01.08.2023; опубликовано online (published online): 12.09.2023.
Ключевые слова (keywords): педагогическое сопровождение; дети дошкольного возраста; семьи военнослужащих; специальная военная операция; ситуация военного конфликта; pedagogical support; preschool children; military families; special military operation; situation of military conflict.