Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / FAMILY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / OPTIMAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна, Емельянова Ирина Алексеевна

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, направленного на повышение педагогической, психологической и социальной компетентности родителей. В связи с этим, цель исследования непосредственно связана с созданием оптимальных условий для развития и социального становления личности ребенка, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. А его конкретной задачей является выявление отношения родителей к проблемам, связанным с воспитанием и развитием старших дошкольников, а также к возможности получения психолого-педагогической помощи. Ведущим методом исследования стало анкетирование, с помощью которого получен значительный объем фактических данных, по-новому характеризующих условия и проблемы семейного воспитания старших дошкольников. Материалы и результаты исследования представляют интерес для педагогов дошкольного образования и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна, Емельянова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING OLDER PRESCHOOLERS

The relevance of this research is due to the need for psychological and pedagogical support of families raising preschool children, aimed at improving the pedagogical, psychological, and social competence of parents. In this regard, the purpose of the study is related to the creation of optimal conditions for the development and social formation of the child's personality, both in preschool educational institutions and in the family. And its specific task is to identify the attitude of parents to the problems associated with the education and development of older preschoolers, as well as to the possibility of receiving psychological and pedagogical assistance. The leading method of research was a questionnaire, which obtained a significant amount of evidence that characterizes the conditions and problems of family education of older preschoolers in a new way. The materials and results of the research are of interest to teachers of preschool education and other specialists who provide psychological and pedagogical support to families raising children.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптивности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Психологическая наука и образование : электрон. журн. - 2010. - № 2. -URL : http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf_version.pdf (дата обращения: 02.09.2019).

REFERENCES

1. Dubovitskaya, T.D. and Krylova, A.V. (2010), "Methodology for studying the adaptability of students at a university", Psychological Science and Education, No. 2, available at: http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf_version.pdf (accessed 2 September 2019).

Контактная информация: rend_av@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2020

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ольга Евгеньевна Шаповалова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Алексеевна Емельянова, кандидат педагогических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, направленного на повышение педагогической, психологической и социальной компетентности родителей. В связи с этим, цель исследования непосредственно связана с созданием оптимальных условий для развития и социального становления личности ребенка, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. А его конкретной задачей является выявление отношения родителей к проблемам, связанным с воспитанием и развитием старших дошкольников, а также к возможности получения психолого-педагогической помощи. Ведущим методом исследования стало анкетирование, с помощью которого получен значительный объем фактических данных, по-новому характеризующих условия и проблемы семейного воспитания старших дошкольников. Материалы и результаты исследования представляют интерес для педагогов дошкольного образования и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей.

Ключевые слова: семья, психолого-педагогическое сопровождение, старшие дошкольники, оптимальные условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p551-555

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING

OLDER PRESCHOOLERS

Olga Evgenievna Shapovalova, the doctor of psychological sciences, professor, department chairman, Irina Alekseevna Emelyanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sholom-Aleichem Amur State University, Birobidzhan

Annotation

The relevance of this research is due to the need for psychological and pedagogical support of families raising preschool children, aimed at improving the pedagogical, psychological, and social competence of parents. In this regard, the purpose of the study is related to the creation of optimal conditions for the development and social formation of the child's personality, both in preschool educational institutions and in the family. And its specific task is to identify the attitude of parents to the problems associated with the education and development of older preschoolers, as well as to the possibility of receiving psychological and pedagogical assistance. The leading method of research was a questionnaire, which obtained a sig-

nificant amount of evidence that characterizes the conditions and problems of family education of older preschoolers in a new way. The materials and results of the research are of interest to teachers of preschool education and other specialists who provide psychological and pedagogical support to families raising children.

Keywords: family, psychological and pedagogical support, senior preschool children, optimal conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, сегодня уделяется самое серьезное внимание. Как подчеркивают Л.С. Выготский [2], В.С. Мухина [4] и др., именно на этапе дошкольного детства интенсивно развивается самосознание и высшие чувства, закладываются основы социализации. А T.V. Levkova и др. [10], говорят о значимости дошкольного детства в плане формирования психологического здоровья личности.

Ответственность за обеспечение условий, оптимально способствующих развитию личности каждого ребенка, возлагается на дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит значительную часть времени, и семью, первичную ячейку общества. Рассматривая взаимодействие детского сада и семьи как встречное движение, главной целью и ценностью которого выступает сам ребенок, О.В. Карынбаева и О.Е Шаповалова [3] отмечают, что в дошкольных образовательных учреждениях в основном созданы условия, благоприятные для развития личности каждого ребенка, который давно перестал быть простым объектом педагогических манипуляций. А вот семья далеко не всегда располагает необходимым воспитательным потенциалом и нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, под которым понимается комплексная система мер, направленных на повышение педагогической, психологической и социальной компетентности родителей.

Так, по данным В.В. Таракановой и К.А. Слабожаниновой [6], примерно 20% семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, являются неблагополучными в плане построения детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания. А ведь не все ошибки семейного воспитания можно исправить, и то, что упущено в дошкольном детстве, когда ребенок особенно уязвим к неблагоприятным воздействиям, не всегда можно восполнить.

Как подчеркивают С.А. Козлова и Т.А. Куликова [1], продуктивное взаимодействие с семьей опытных, квалифицированных специалистов (педагога, психолога) является одним из важнейших условий, оптимально способствующих развитию и социальному становлению личности ребенка. Но основу такого взаимодействия должно составлять осознанное отношение родителей к имеющимся проблемам, а также к возможности получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь. Что, к сожалению, не характерно для неблагополучных семей.

Научная работа кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии непосредственно связана с изучением и оптимизацией условий психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, как в образовательном учреждении, так и в семье [7, 8, 9] и др.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья называют тех, у кого имеются нарушения психического или физического развития. Причем, благодаря чуткому, внимательному отношению родителей, большая часть таких нарушений выявляется уже в дошкольном возрасте.

Данное исследование направлено на изучение наиболее важных и требующих пристального внимания вопросов, касающихся психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Его целью является выявление отношения родителей к проблемам, связанным с воспитанием и развитием старших дошкольников, а также к возможности получения психолого-педагогической помощи.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

И.Ю. Левченко и С. Д. Забрамная [5] пишут, что особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении родители старших дошкольников. Они чаще других обращаются к специалистам с вопросами, связанным с развитием детей и их подготовкой к школьному обучению. В этом возрасте требования к ребенку возрастают, и не всем родителям удается адекватно оценивать как его возможности, так и собственные воспитательские позиции.

В ходе нашего исследования мы предложили родителям детей 5-6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения города Биробиджана (№ 5, № 39 и № 37), в письменной форме ответить на вопросы, затрагивающие наиболее важные аспекты семейного воспитания. В анкетировании, которое проводилось анонимно, пожелали принять участие 35 матерей. Они могли выбрать один (или несколько) подходящих вариантов, либо предложить свой ответ на каждый вопрос анкеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как выяснилось, все наши испытуемые называют свои семьи вполне благополучными, а условия жизни и воспитания детей - приемлемыми. Семь участниц анкетирования (20%) ответили, что воспитывают детей без отцов, но не считают свои семьи неполными, поскольку есть бабушки, дедушки и другие родственники, которые помогают с воспитанием и поддерживают семейные традиции. По словам 16-ти матерей (45,7%), у них в семье растет единственный ребенок, и других детей они в ближайшем будущем не планируют. В 14-ти семьях (40%) по 2 ребенка, а 5 родительниц (14,3%) воспитывают троих детей.

Согласно полученным данным, все дети наших испытуемых (мы имеем в виду только старших дошкольников) посещают детский сад не менее 3-4 лет. За это время у них должны были сложиться устойчивые, доверительные взаимоотношения с педагогом. Но ответы на вопрос о том, к кому они обращаются за советом, если возникают проблемы, связанные с воспитанием ребенка, оказались неоднозначными. Так 25 участниц (71,4%) заявили, что подобного рода проблемы они всегда решают сами, иногда при этом используют ресурсы интернета. Еще 5 испытуемых (14,3%) ответили, что им время от времени приходится советоваться с родными или просто знакомыми людьми. И только 5 родительниц (14,3%) в качестве надежного советчика назвали воспитателя. Такое положение дел не может не беспокоить педагогов дошкольных образовательных учреждений. Они отмечают, что многие родители не только не задают вопросов и довольно слабо реагируют на замечания воспитателя об особенностях поведения и развития их ребенка, но и, ссылаясь на занятость, даже не посещают обязательные родительские собрания.

Хотя абсолютно все участницы исследования отметили, что если бы им потребовалась психолого-педагогическая помощь, лучше всего было бы получить ее именно в детском саду. Причем индивидуально, от специалиста самой высокой квалификации, разумеется, бесплатно и в удобное для них время.

На вопрос о том, приходилось ли им обращаться за консультативно-методической помощью к психологу, логопеду или дефектологу (за пределами детского сада), 15 испытуемых (42,85%) ответили отрицательно. По словам еще 15-ти мамочек (42,85%), их дети посещают занятия логопеда, и 5 родительниц (14,3%) отметили, что обращались к психологу по вопросам эффективной подготовки детей к школе.

Мы видим, что к дефектологу не обращалась ни одна участница исследования. Между тем, описывая свои родительские проблемы, 14 испытуемых (40%) подчеркивали, что им неоднократно приходилось реагировать на некоторые отклонения в поведении и эмоциональном развитии ребенка, что их беспокоит крайне отвлекаемое внимание любимого чада и его быстрая утомляемость. А 8 родительниц (22,8%) ответили, что хотели бы больше знать о мерах профилактики и преодоления возможных нарушений психического

развития. По вопросам такого типа была бы вполне уместна консультативная помощь и психолога, и педагога дефектолога.

Большинство участниц анкетирования (28 чел., 80%) в числе других проблем отметили развитие речи детей в аспекте их подготовки к школьному обучению. Учитывая высокую значимость этого вопроса для родителей, мы неоднократно рассматривали его в качестве предмета отдельного исследования [5].

ВЫВОДЫ

Итак, для развития социально успешной личности и качественной подготовки к школьному обучению оптимальные условия должны быть созданы и в детском саду, и в семье, воспитывающей ребенка старшего дошкольного возраста. В этом плане проблема психолого-педагогического сопровождения таких семей представляется особо актуальной.

Эффективное сопровождение семьи - это встречное движение, в котором вектор взаимоотношений между его субъектами направлен в сторону ребенка. И здесь многое зависит от степени осознания родителями ответственности за судьбу своего ребенка, от их готовности осмыслить проблемы, связанные с его воспитанием и развитием, своевременно обратиться к соответствующему специалисту и принять психолого-педагогическую помощь. аше исследование показало, что далеко не все родители старших дошкольников готовы принять такую помощь от воспитателя детского сада, который проводит с детьми много времени и достаточно хорошо их знает. Тем более, не все они осознают необходимость обращения к специалистам, решающим вопросы помощи родителям за пределами дошкольного образовательного учреждения. Исключение, пожалуй, составляет лишь логопед, что уже неплохо. Но в целом проблема психолого-педагогического сопровождения семьи остается актуальной и требует дальнейшей, более глубокой разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка / под ред. С. А. Козловой, Т.А. Куликовой ; Московский городской педагогический университет. - Москва : [б. и.], 2011. - 160 с.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 220 с.

3. Карынбаева, О.В. Отношение педагогов к проблеме взаимодействия с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста / О.В. Карынбаева, О.Е. Шаповалова // Научное мнение. -2019. - № 9. - С. 53-57.

4. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - Москва : Просвещение, 2007. -

296 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -Москва : Академия, 2003. - 320 с.

6. Тараканова, В.В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В.В. Тараканова, К.А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 5. - С. 75-77.

7. Шаповалова, О. Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях / О. Е. Шаповалова // Педагогическое образование и наука. -2011. - № 4. - С. 94-96.

8. Support of Disabled children Psychological and Pedagogical Development / I.A. Emelyanova, O.E. Shapovalova, N.V. Shklyar, E.A. Borisova, G.S. Rodionova, O.V. Karynbaeva, N.V. Koryakina, E.S. Dunaeva // Biology and Medicine. - 2015. - V. 7, Issue 4. - URL : http://www.biolmedonline.com/ (дата обращения: 10.02.2020).

9. Particularities of speech readiness for schooling in pre-school children having general speech underdevelopment: A social and pedagogical aspect / I.A. Emelyanova, E.A. Borisova, O.E. Shapovalova, O.V. Karynbaeva, I.M. Vorotilkina // Journal of Social Studies Education Research. - 2018. - No. 9 (1). -P. 89-105.

10. Psychological health of preschoolers in the context of personal sovereignty of psychological health and attachment to the mother / T.V. Levkova, N.V. Shklyar, O.V. Karynbaeva, E.A. Borisova, O.E. Shapovalova // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - Vol. 7, No 6. - P. 1032-1039.

REFERENCES

1. Kozlova, S.A. and Kulikova. T.A. (Ed.) (2011), Interaction of kindergarten and family in the child's social development, Moscow City Pedagogical University, Moscow.

2. Vygotsky, L.S. (2000), Questions of child psychology, Soyuz, St. Petersburg.

3. Karynbayeva, O.V. and Shapovalova, O.E. (2019), "Attitude of teachers to the problem of interaction with families raising preschool children", Scientific opinion, No. 9, pp. 53-57.

4. Mukhina, V.S. (2007), Psychology of preschool children, Enlightenment, Moscow.

5. Levchenko, I.Yu. and Zabramnaya, S.D. (Ed.) (2003), Psychological and pedagogical diagnostics, Academia, Moscow.

6. Tarakanova, V. V. and Slabozhaninova, K.A. (2012), "Style of family education and features of communication of preschool children with peers", Municipal education: innovations and experiment, No. 5, pp. 75-77.

7. Shapovalova, O.E. (2011), "Research of psychological and pedagogical support of children's development in educational institutions", Pedagogical education and science, No. 4, pp. 94-96.

8. Emelyanova, I.A., Shapovalova, O.E., Shklyar, N.V., Borisova, E.A., Rodionova, G.S., Karynbaeva, O.V., Koryakina, N.V. and Dunaeva E.S. (2015), "Support of Disabled Children Psychological and Pedagogical Development", Biology and Medicine, Vol. 7, I. 4, available at: http://www.biolmedonline.com/ (accessed 10.02.2020).

9. Emelyanova, I.A., Borisova, E.A., Shapovalova, O.E., Karynbaeva, O.V. and Vorotilkina, I.M. (2018), "Particularities of speech readiness for schooling in pre-school children having general speech underdevelopment: A social and pedagogical aspect", Journal of Social Studies Education Research, I. 9, pp. 89-105.

10. Levkova, T.V., Shklyar, N.V., Karynbaeva, O.V., Borisova, E.A. and Shapovalova, O.E. (2019), "Psychological health of preschoolers in the context of personal sovereignty of psychological health and attachment to the mother", Humanities and Social Sciences Reviews, Vol. 7, No. 6, pp. 10321039.

Контактная информация: olya.shapovalova.1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.