№1 (20). - С. 290-293.
5. Беляев, А.В. Характеристика соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов : методическая разработка / А.В. Беляев. - Москва : [б. и.], 1990. - 24 с.
6. Бил, Д. Волейбол не стоит на месте / Д. Бил // Методический сборник ВФВ. - 2008. - № 1. - С. 9-15.
7. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю. Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 4. - С. 30-33.
8. Спирин, М. П. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития / М.П. Спирин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 34-37.
REFERENCES
1. Airapetyants, L.R. (2006), Volleyball: textbook for higher educational institutions, Zar qalam, Tashkent.
2. Alexandrova, N.E. (2002), "Main trends in the development of modern volleyball", At the turn of the XXI century. The year is 2002. Scientific almanac, Vol. IV, pp. 92-96.
3. Ananyin, A. S. (2018), Dynamics of changes in the content of competitive activity in volleyball in connection with changes in the competition rules, dissertation, Moscow.
4. Ashibokov, M. D. (2006), "Criteria for evaluating the technical and tactical readiness of volleyball teams", Bulletin of the Adygeya State University, No. 1 (20), pp. 290-293.
5. Belyaev, A.V. (1990), Characteristics of competitive activity of highly qualified volleyball players: methodological development, Moscow.
6. Bil, D. (2008), "Volleyball does not stand still", Methodical collection of the WWF, No. 1. pp.
9-15.
7. Zheleznyak, Yu.D., Shipulin, G.Ya. and Serdyukov, O.E. (2004), "Trends in the development of classical volleyball at the present stage", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 30-33.
8. Spirin, M. P. (2007), "Competitive activity of volleyball players at the present stage of development", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 34-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2020
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Ольга Владимировна Карынбаева, кандидат педагогических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена обеспечением равного доступа к образованию всех обучающихся и, соответственно, включением детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций. Одним из главных условий реализации инклюзивного образования является наличие специально подготовленных педагогов, владеющих различными образовательными и коррекционно-развивающими технологиями работы с детьми. Цель исследования заключается в раскрытии содержания работы по формированию инклюзивной компетентности педагогов в системе повышения квалификации кадров. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является обобщение опыта работы по изучению и формированию инклюзивной компетентности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, что позволит выявить разнообразие форм подготовки и повышения их квалификации. В статье выделены профессиональные компетенции педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, обозначены основные подходы к подготовке педагогов к инклюзивному образованию в системе повышения квалификации. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей специальной психологии и коррекционной педагогики, а также для специалистов,
реализующих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: формирование, подготовка, инклюзивная компетентность, педагог, дети с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации, инклюзивное образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p155-160
FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF
PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Olga Vladimirovna Karynbaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shol-om-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan
Abstract
The relevance of the problem under study is due to ensuring the equal access to education for all students and, accordingly, the inclusion of children with disabilities in the educational process of the general education organizations. One of the main conditions for the implementation of inclusive education is the availability of specially trained teachers, who possess various educational and correctional technologies for working with children. The purpose of the research is to reveal the contents of work on the formation of inclusive competence of the teachers in the system of professional development. The leading method to study this problem is to generalize the experience of studying and forming inclusive competence of teachers to work with children with disabilities in General education organizations, which will reveal a variety of forms of training and improving their skills. The article highlights the professional competencies of teachers working with children with disabilities in General education organizations, identifies the main approaches to preparing teachers for inclusive education in the system of professional development. The materials of the article can be useful for teachers of the special psychology and correctional pedagogy, as well as for specialists who implement inclusive education for children with disabilities.
Keywords: formation, training, inclusive competence, teacher, children with disabilities, professional development, inclusive education.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений развития социальной и образовательной политики нашего государства является инклюзивное образование. Это подтверждается рядом следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Государственная образовательная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы и др.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [7]. Анализ исследований ведущих специалистов показал, что одна из проблем реализации инклюзивного образования порождается противоречием между необходимо -стью его внедрения и недостаточной готовностью педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. Ее преодоление в значительной мере связано с формированием инклюзивной компетентности у психолого-педагогических кадров образовательных учреждений.
Исследования С. В. Алехиной [2], О.С. Кузьминой [3], [4], Ю.В. Мельник [5] и др. показали, что профессиональная компетентность педагога инклюзивного образования напрямую связана с ценностными установками, которые позволяют определить то, что является важным и значимым в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения. Специалисты подчеркивают, что, прежде всего, педагог должен владеть не только знаниями специальной педагогики и коррекционной психологии, но, в первую очередь, принять философию инклюзивного образования.
С.В. Алехина [2] указывает, что должно быть переосмысление педагогом своего собственного функционального назначения и его роли в процессе формирования инклю-
зивных образовательных основ.
И.Н. Хафизуллина [6] под инклюзивной компетентностью учителей понимает ин-тегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, с учетом разных образовательных потребностей учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
С.В. Алехина, М.А. Алексеева и Е.Л. Агафонова [1], О.У. КагуиЪаеуа и др. [8], [9] отмечают, что педагоги общеобразовательных учреждений нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области специальной педагогики, коррекционной психологии и т.д. Особое значение в решении данного вопроса отводится повышению квалификации педагогов.
Научная работа кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема связана с подготовкой и переподготовкой педагогов в области специального и инклюзивного образования, одним из аспектов которой, является формирование инклюзивной компетентности педагогов общеобразовательных организаций в системе повышения квалификации кадров.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Достижение цели исследования стало возможным благодаря обобщению опыта работы кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема в период 2010-2020 гг. по формированию инклюзивной компетентности у педагогов общеобразовательных организаций Еврейской автономной области и г. Биробиджана в системе повышения квалификации кадров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ работ специалистов и изучение нормативно-правовых документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт педагога, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ) позволили определить профессиональные компетенции педагогов в области инклюзивного образования. К ним относятся следующие компетенции: принятие детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление особенностей психофизического развития детей, владение специальными методиками обучения и коррекционно-развивающими технологиями, способность создавать единую образовательную среду, умение составить адресную программу развития ребенка с особыми образовательными потребностями, способность и готовность к формированию толерантного отношения общества к детям различных нозологических групп и др.
Выделение ключевых компетенций стали основой для определения содержания работы с педагогами общеобразовательных организаций в системе повышения квалификации кадров. Преподаватели кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии применяли разнообразные формы работы по повышению квалификации психолого-педагогических кадров образовательных организаций: лекции-дискуссии, семинары-диспуты, консультации, круглые столы, деловые игры, решения проблемных ситуаций и др. При проведении групповых консультаций мы уделяли особое внимание формированию представлений педагогов о сущности инклюзивного образования, о роли учителя в данном инновационном процессе и т. д. На индивидуальных консультациях решали проблемы, связанные с определением специфики организации обучения и воспитания в инклюзивных классах, совершенствованием традиционных методик, ускоряющих и облег-
чающих процесс овладения знаниями, подбором и использованием разнообразных кор-рекционных средств обучения и т.д.
Проведение круглых столов по проблемам моделирования инклюзивной образовательной среды и применения методов коррекционной работы способствовало определению путей и средств эффективности процесса образования. В ходе обсуждения актуальных проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, педагоги отмечали, что результативность работы будет зависеть от системы сотрудничества с учениками и родителями, а также от глубоких знаний психологических особенностей детей, что, в свою очередь, требует повышения квалификации, переподготовки и постоянного самообразования. Педагоги активно участвовали в работе региональных научно-практических семинаров. Такая работа способствовала обмену мнениями в контексте решения проблем инклюзивного образования в общеобразовательных школах Еврейской автономной области и г. Биробиджана. Большая часть научно-практических семинаров была проведена совместно со специалистами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях г. Биробиджана и г. Хабаровска. Такая форма организации работы является одной из оптимальных, т.к. педагоги имели возможность обсудить наиболее интересующие их вопросы, относительно коррекционной направленности процесса обучения, с педагогами-дефектологами.
Проведение семинаров, лекций, дискуссий, диспутов способствовало свободному обмену мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, раскрытию взаимосвязи теории и практики, а также рассмотрению обсуждаемых вопросов с позиций современной науки. Особое значение в подготовке педагогов в ходе проведения семинаров уделялось деловым играм. Именно такая форма организации обучения способствовала воссозданию реальных ситуаций, в которых изображались определенные фрагменты действительности. Выполняя игровую роль (учитель, родитель, ребенок), вступая в условно реальные отношения с другими играющими, педагоги приобретали опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также навыки социальных отношений.
Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, поэтому данной форме мы уделили особое внимание. При планировании работы были учтены трудности и образовательные запросы педагогов. Данная работа включала в себя подготовку библиографии по интересующим вопросам в области инклюзивного образования, анализ специальной педагогической литературы, посещение уроков ведущих специалистов и обобщение их передового опыта и т.д.
С целью развития исследовательской компетенции, обобщения опыта работы и самоанализа своей деятельности педагоги принимали активное участие в научно - практических конференциях и региональных конкурсах научно-практических работ.
Педагоги прошли обучение на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» по программе переподготовки «Культура психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образования». По итогам прохождения программы им был выдан диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Также учителя прошли обучение по программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». По результатам освоения программы педагогам было выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Реализацию программ осуществлял профессорско-преподавательский состав кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
ВЫВОДЫ
Таким образом, особое место в структуре подготовки педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях,
уделяют формированию их инклюзивной компетентности. Планирование и осуществление работы в данном направлении напрямую зависит от интересов и запросов со стороны специалистов, участвующих в процессе организации совместного обучения. Обозначенные организационные формы работы и методы обучения педагогов в системе повышения квалификации кадров способствуют формированию у них готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Проведенное исследование подтвердило высокую актуальность заявленной проблемы и необходимость дальнейшей разработки вопросов относительно формирования профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина, C. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011.- Т. 16, № 1. - С. 83-92.
2. Алехина, С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании/ С.В. Алехина // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы международной научно-практической конференции. - Москва, 2011. - С.20-22.
3. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Вестник Омского университета. - 2013. - № 2 (68). - С. 191-194.
4. Кузьмина, О.С. О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции. - Москва, 2011. - С. 220-221.
5. Мельник, Ю.В. Профессиональная компетентность учителя в области инклюзивного образования: сравнительный анализ западной и российской рефлексии / Ю.В. Мельник // Международный научно- исследовательский журнал. 2012. - № 6-2 (6). - С. 53-56.
6. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Ильмира Наильена Хафизуллина. - Астрахань, 2008. - 22 с.
7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации, от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 15.10.2020).
8. Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations / O.V. Karynbaeva, O.E. Shapovalova, N.V. Shklyar, E.A. Borisova, I.A. Emelyanova // Man in India. - 2017. - Т. 97.16. - P. 263-274.
9. Motivational-personal readiness of teachers to model an inclusive educational environment / O.V. Karynbaeva, O.E. Shapovalova, I.A. Emelyanova, E.A. Borisova, N.V. Shklyar // AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. - 2019. - Special issue No: 09/01/VI/ - Vol. 9. - P. 23 26.
REFERENCES
1. Alekhina, S.V., Alekseeva, M.N. and Agafonova E.L. (2011), "Readiness of teachers as a major factor in the success of an inclusive process in education", Psychological science and education, Vol.16, No.1, pp. 83-92.
2. Alekhina, S. V. (2011), "On monitoring the inclusive process in education", Inclusive education: methodology, practice, technologies: materials of the international scientific and practical conference, Moscow, pp. 20-22.
3. Kuzmina, O.S. (2013), "Topical issues of training teachers to work in inclusive education", Bulletin of Omsk University, No. 2 (68), pp.191-194.
4. Kuzmina, O. S. (2011), "On training teachers to work in inclusive education", Inclusive education: methodology, practice, technology: materials of the international scientific and practical conference, Moscow, pp. 220-221.
5. Melnik, Yu.V. (2012), "Professional competence of teachers in the field of inclusive education: a comparative analysis of Western and Russian reflection", International research journal, No 6-2 (6), pp. 53-56.
6. Hafizullina, I. N. (2008), Formation of inclusive competence offuture teachers in the process of professional training, dissertation, Astrakhan.
7. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 N 273-FZ "On education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (accessed 15.10.2020)
8. Karynbaeva O.V, Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Borisova E.A. and Emelyanova I.A. (2017), "Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations", Man in India, Vol. 97.16, pp. 263-274.
9. Karynbaeva O.V., Shapovalova O.E., Emelyanova I.A., Borisova E.A. and Shklyar N.V. (2019), "Motivational-personal readiness of teachers to model an inclusive educational environment", AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. Special issue no: 09/01/VI/, Vol. 9, pp. 23-26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2020
УДК 796.011.3
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ВОЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Иван Владимирович Катаев, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии Материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург; Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, филиал Военной академии Материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Омск; Владимир Михайлович Петров, доцент, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет; Евгений Борисович Евтушенко, аспирант, Дальневосточная академия физической культуры, г. Хабаровск
Аннотация
В статье рассматриваются личностные особенности курсантов, различающихся специализацией в военно-профессиональной деятельности. При этом выявлено, что динамика развития двигательных способностей коррелирует с особенностями личности, это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в системе физической подготовки. В целом приведенный материал, показал, что личностные особенности курсантов различаются в соответствии специализации в военно-профессиональной деятельности. При этом личностные особенности курсантов обуславливают индивидуальные различия в динамике развития основных двигательных способностей.
Ключевые слова: личностные особенности дифференцированный подход, физическая подготовка, двигательные способности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p160-165
FACTORS THAT DETERMINE THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF
MILITARY EDUCATION
Ivan Vladimirovich Kataev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute (engineering and technical) Military Academy of Logistics named after General of the armyA.V. Khrulev, St. Petersburg; Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, branch of the Military Academy of Logistics named after General of the army A.V. Khrulev, Omsk; Vladimir Mikhailovich Petrov, the senior lecturer, St. Petersburg State Agrarian University; Evgeny Borisovich Evtushenko, the post-graduate student, Far Eastern Academy of physical culture, Khabarovsk
Abstract
The article deals with the personal characteristics of cadets who differ in their specialization in military professional activities. At the same time, it was revealed that the dynamics of motor abilities de-