Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ'

ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TRAINING / RETRAINING / HIGHER EDUCATION / REGIONAL UNIVERSITY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карынбаева О. В., Шкляр Н. В.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью подготовки психологопедагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования в вузе на территории Еврейской автономной области. В связи с этим цель исследования непосредственно связана с совершенствованием подготовки и переподготовки специалистов на основе инновационных образовательных технологий для психолого-педагогического сопровождения развития детей с различными нозологическими группами в образовательных организациях. Задачей является обобщение опыта работы кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема в аспекте оптимизации и реализации социальных запросов к образованию. Ведущим методом исследования является анализ нормативно-правовых документов, профессиональной деятельности кафедры, с помощью которого получены данные, отражающие современные подходы и требования к подготовке дефектологов к профессиональнопедагогической деятельности. Материалы и результаты исследования представляют интерес для руководителей и сотрудников выпускающих кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPEECH PATHOLOGISTS AT THE REGIONAL UNIVERSITY

The relevance of this research is due to the need to train the psychological and pedagogical personnel for the system of special and inclusive education in higher education institutions in the Jewish Autonomous region. In this regard, the purpose of the study is directly related to the improvement of training and retraining of specialists based on innovative educational technologies for psychological and pedagogical support of the development of children with different nosological groups in educational organizations. The task is to summarize the experience of the Department of correctional pedagogy, psychology and speech therapy of the Amur State University named after Sholom Aleichem in the aspect of optimizing and implementing social requests to education. The leading method of research is the analysis of normative legal documents, professional activity of the Department, which provides data reflecting the modern approaches and requirements for the training of defectologists for professional and pedagogical activities. The materials and results of the research are of interest to managers and employees of the graduating departments.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ»

УДК 378

ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

Ольга Владимировна Карынбаева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Шкляр, кандидат психологических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования в вузе на территории Еврейской автономной области. В связи с этим цель исследования непосредственно связана с совершенствованием подготовки и переподготовки специалистов на основе инновационных образовательных технологий для психолого-педагогического сопровождения развития детей с различными нозологическими группами в образовательных организациях. Задачей является обобщение опыта работы кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема в аспекте оптимизации и реализации социальных запросов к образованию. Ведущим методом исследования является анализ нормативно-правовых документов, профессиональной деятельности кафедры, с помощью которого получены данные, отражающие современные подходы и требования к подготовке дефектологов к профессионально-педагогической деятельности. Материалы и результаты исследования представляют интерес для руководителей и сотрудников выпускающих кафедр.

Ключевые слова: подготовка, переподготовка, высшее образование, региональный университет, профессиональная компетентность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p146-150

TRAINING OF SPEECH PATHOLOGISTS AT THE REGIONAL UNIVERSITY

Olga Vladimirovna Karynbaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Valerievna Shklyar, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan

Abstract

The relevance of this research is due to the need to train the psychological and pedagogical personnel for the system of special and inclusive education in higher education institutions in the Jewish Autonomous region. In this regard, the purpose of the study is directly related to the improvement of training and retraining of specialists based on innovative educational technologies for psychological and pedagogical support of the development of children with different nosological groups in educational organizations. The task is to summarize the experience of the Department of correctional pedagogy, psychology and speech therapy of the Amur State University named after Sholom Aleichem in the aspect of optimizing and implementing social requests to education. The leading method of research is the analysis of normative legal documents, professional activity of the Department, which provides data reflecting the modern approaches and requirements for the training of defectologists for professional and pedagogical activities. The materials and results of the research are of interest to managers and employees of the graduating departments.

Keywords: training, retraining, higher education, regional University, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема строится в соответствии с наиболее актуальными проблемами специального и инклюзивного образования в Российской Федерации. Одной из актуальных является проблема готовности психолого-педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы подготовки педагогов для системы специального и инклюзивного образования отражены в работах С.В. Алехиной, М.Н. Алексеевой и Е.Л.

Агафоновой, Ю.А. Герасименко, О.С. Кузьминой, Е.А. Мазовой и Л.Ф. Хайртдиновой, А.И. Сергеевой, И.А. Филатовой, Н.В. Шкляр, И.М. Яковлевой, О.У. КагуиЪаеуа и др. Н.В. Шкляр [7], [8] и О.В. Карынбаева [8] указывают на уникальность и востребованность социально значимой профессии педагога-дефектолога. Е.А. Мазова и Л.Ф. Хайрт-динова [4] отмечают, что на дефектолога возлагается ответственность, связанная с овладением тонкостями специальной педагогики для оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

А.И. Сергеева указывает на необходимость обновления содержания подготовки дефектологов в вузе с учетом новых тенденций, связанных с внедрением инклюзивного образования [5].

С.В. Алехина, М. Н. Алексеева и Е.Л. Агафонова [1], Ю.А. Герасименко [2], О.У КагуиЪаеуа и др. [10], [11] подчеркивают важность сформированности профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений. О. . Кузьмина [3] отмечает, что результатом подготовки педагогов к инклюзивному образованию является формирование у них готовности и способности решать профессиональные задачи. И.А. Филатова [6] обосновывает значимость деонтологической подготовки в формировании профессиональной компетентности дефектологов. И.М. Яковлева [9] уделяет внимание подготовке и повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В целом специалисты подчеркивают, что одним из важных условий осуществления специального и инклюзивного образования является подготовка компетентных педагогов, способных и готовых работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема является региональным университетом на территории Еврейской автономной области. Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров для региона осуществляется на факультете педагогики и психологии - центре педагогического образования.

Одним из структурных подразделений факультета является кафедра коррекцион-ной педагогики, психологии и логопедии, которая занимается подготовкой и переподготовкой педагогов в области специального и инклюзивного образования.

В настоящее время на факультете реализуются программы для бакалавров и магистров по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование. Необходимость и востребованность их на территории Еврейской автономной области определены социальным запросом, о чем свидетельствуют статистические данные комитета образования Еврейской автономной области.

На основании отчетов центральной и территориальной психолого-медико-педагогических комиссий на территории области насчитывается 2325 детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых 1076 детей дошкольного возраста и 1249 детей школьного возраста.

Анализ данных Федерального реестра инвалидов показал, что в Еврейской автономной области проживает 753 ребенка с инвалидностью, в том числе 69 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3-х лет, 166 детей-инвалидов в возрасте от 4 до 7 лет, 358 детей-инвалидов в возрасте от 8 до 14 лет, 160 детей-инвалидов в возрасте от 15 до 17 лет.

Представленные статистические данные и анализ запросов позволили определить направленности подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования: Логопедия, Олигофренопедагогика, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, Организация специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании.

Данное исследование направлено на изучение важных вопросов, касающихся подготовки и переподготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования. Его целью является обобщение опыта работы кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии регионального университета по совершенствованию подготовки и переподготовки специалистов для психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Достижение цели исследования стало возможным благодаря обобщению опыта работы кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема в период 2010-2020 гг. по подготовке будущих дефектологов и переподготовки психолого-педагогических кадров, работающих в образовательных организациях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также анализу нормативно-правовых документов в сфере образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Подготовка и переподготовка квалифицированных психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования осуществляется на кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии в течении 30 лет. За этот период подготовлено более 2000 педагогов, которые в настоящее время исполняют свои трудовые функции не только в Еврейской автономной области, но и в других регионах Дальнего Востока. Отметим, что в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории города и области работают преимущественно выпускники нашего вуза.

Анализ нормативно-правовых документов (Федеральный государственный образовательный стандарт 3++ и Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») способствовал совершенствованию содержания подготовки будущих дефектологов и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Компетентностная модель подготовки в настоящее время отличается высокой прагматичностью и основана на оптимальном сочетании фундаментальной и практико-ориентированной составляющих процесса образования.

Для реализации будущими дефектологами универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций образовательный процесс в вузе имеет практико-ориентированный характер. Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии многие годы плодотворно сотрудничает с образовательными организациями города и области (МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21», МБОУ «Специальная (кор-рекционная) школа», ОГАОУ "Центр образования "Ступени", Детский центр «Элефант»), где будущие бакалавры проходят учебные и производственные практики, выполняют научно-исследовательские работы, совершенствуя свою профессиональную компетентность в практической деятельности.

Подготовка будущих дефектологов занимает важное место, как в образовательной, так и в научно-исследовательской деятельности.

Для формирования общепрофессиональных компетенций (категория: научные основы педагогической деятельности) профессорско-преподавательский состав кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии организует и проводит различные мероприятия: научно-практические семинары, межрегиональные конкурсы научно-исследовательских работ учителей, воспитателей и психологов массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, заседания научного студенческого клуба «Мы вместе» и др. Также студенты активно участвуют в научно-практических конферен-

циях различных уровней (региональный, всероссийский, международный).

На базе кафедры созданы и успешно функционируют Центр коррекционно- развивающих технологий, Центр инклюзивного образования, Консультационно- методический центр оказания помощи семьям, воспитывающим детей в возрасте от 0 до 18 лет. В работе данных центров принимают активное участие студенты старших курсов. Они апробируют практические наработки, что позволяет им совершенствовать профессиональные компетенции (осознание социальной значимости своей будущей профессии, навыки планирования, организации и совершенствования собственной педагогической деятельности, умение анализировать социально-значимые проблемы и процессы, возникающие в ходе профессиональной деятельности и т.д.).

Выпускники, успешно освоившие программу и получившие диплом бакалавра, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре по направлению Специальное (дефектологическое) образование, направленности Инновационные технологии в специальной (дефектологическом) образовании, Психолого-педагогическая поддержка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный уровень образования предполагает более высокую самостоятельность, осознанное стремление к повышению профессиональной компетентности.

Профессорско-преподавательским составом кафедры университета реализуются профильные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов образовательных организаций города Биробиджана, Еврейской автономной области и других регионов. По запросам педагогической общественности реализуются авторские программы дополнительного профессионального образования, составленные преподавателями кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии («Основы специального (дефектологического) образования», «Культура психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образования», «Основы специального (дефектологического) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»).

ВЫВОДЫ

Анализ и обобщение опыта работы кафедры коррекционной педагогик, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, при условии рациональной организации всех основных видов деятельности, свидетельствуют о качественной подготовке высококвалифицированных и компетентных специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011.- Т. 16, № 1. - С. 83-92.

2. Герасименко, Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Ю.А. Герасименко // Педагогическое образование в России. -2015. - № 6. - С. 145-150.

3. Кузьмина, О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О.С. Кузьмина // Вестник Омского университета. - 2013. - № 2 (68). -С. 191-194.

4. Мазова, Е.М. Подготовка студентов дефектологов к работе с детьми / Е.А. Мазова, Л.Ф. Хайртдинова // Вопросы педагогики. - 2017. - № 11.- С. 42-45.

5. Сергеева, А.И. Инклюзивно-ориентированная подготовка педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата: теоретическое обоснование и моделирование / А.И. Сергеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 4 (26). - С. 84-91.

6. Филатова, И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов /И.А. Филатова // Специальное образование. -2015. - № 2 (38). - С. 105-115.

7. Шкляр, Н.В. Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в региональном вузе / Н.В. Шкляр // Высшее образование в России. - 2015. - № 3. - С. 120-127.

8. Шкляр, Н.В. Профессия педагога-дефектолога и ее социальная значимость / Н.В. Шкляр, О.В. Карынбаева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2016. - Т. 11, № 3. - С. 201-206.

9. Яковлева, И.М. Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Яковлева // Региональное образование: современные тенденции. -2019. - № 3 (39). -С. 126-130.

10. Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations / O.V. Karynbaeva, O.E. Shapovalova, N.V. Shklyar, E.A. Borisova, I.A. Emelyanova // Man in India. - 2017. - Т. 97.16. P. 263-274.

11. Motivational-personal readiness of teachers to model an inclusive educational environment / O.V. Karynbaeva, O.E. Shapovalova, I.A. Emelyanova, E.A. Borisova, N.V. Shklyar // AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. - 2019. - Special issue no: 09/01/VI/ - Vol. 9. - P. 23-26.

REFERENCES

1. Alekhina, S.V., Alekseeva, M.N. and Agafonova, E.L. (2011), "Readiness of teachers as a major factor in the success of an inclusive process in education", Psychological science and education, Vol.16, No.1, pp. 83-92.

2. Gerasimenko, YU.A. (2015), "Professional and personal readiness of a teacher to work in an inclusive education environment", Teacher education in Russia, No. 6, pp. 145-150.

3. Kuzmina, O.S. (2013), "Topical issues of training teachers to work in inclusive education", Bulletin of Omsk University, No. 2 (68), pp. 191-194.

4. Mazova, E.M. and Hajrtdinova, L.F. (2017), "Preparing students of speech pathologists to work with children", Questions of pedagogy, No. 11, pp. 42-45.

5. Sergeeva, A.I. (2019), "Inclusive-oriented training of teachers-defectologists in higher education at the undergraduate level: theoretical justification and modeling", Scientific and pedagogical review, No. 4 (26), pp. 84-91.

6. Filatova, I.A. (2015), "Deontological competence of future teachers-defectologists", Special education, No. 2 (38), pp. 105-115.

7. Shklyar, N.V. (2015), "Training and retraining of psychological and pedagogical staff at a regional University", Higher education in Russia, No. 3, pp. 120-127.

8. Shklayr, N.V. and Karynbaeva, O.V. (2016), "The profession of a teacher-defectologist and its social significance", Scientific notes of the Trans-Baikal state University, Vol. 11, No 3, pp. 201-206.

9. Yakovleva, I.M. (2019), "Current trends in teacher training for inclusive education of children with disabilities", Regional education: current trends, No 3 (39). pp. 126-130.

10. Karynbaeva, O.V, Shapovalova, O.E., Shklyar, N.V., Borisova, E.A. and Emelyanova, I.A. (2017), "Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations", Man in India, Vol. 97.16, pp. 263-274.

11. Karynbaeva, O.V., Shapovalova, O.E., Emelyanova, I.A., Borisova, E.A. and Shklyar, N.V. (2019), "Motivational-personal readiness of teachers to model an inclusive educational environment", AD ALTA: Journal of interdisciplinary research, Special issue no: 09/01/VI/, Vol. 9, pp. 23-26.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.09.2020

УДК 378.178

КАК НАУКА КИНЕЗИОЛОГИЯ ПОМОГАЕТ СТУДЕНТУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ И УСТАЛОСТЬЮ?

Виктория Ивановна Касьяненко, старший преподаватель, Нина Сергеевна Волкова,

старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

В статье изучена актуальная проблема накопления академического стресса и усталости среди студентов университетов. Рассмотрена необходимость и важность поддержания стабильного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.