Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическое сопровождение взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей / methodological support for interaction of teachers of educational organization with family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Джумалиева, З.М. Миназова, С.А. Башаева

В статье дается анализ методической литературы по выявлению специфики методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, который позволил автору представить методическое сопровождение педагогов в данном процессе как функцию управления, отличительной особенностью которой выступают люди как субъекты и объекты управления; рассмотреть понятие «методическое сопровождение» как специально организованное системное взаимодействие педагогов и семей воспитанников дошкольной образовательной организации, сущность которого состоит в направленном оказании методической поддержки родителям в решении актуальных проблем по воспитанию и обучению детей и выявлению типичных трудностей, которые могут возникнуть в ходе жизненных ситуаций в конкретной семье; содержанием понятия выступают вовлеченность родителей в образовательные технологии работы с дошкольниками, в досуговую деятельность с детьми конкретного возраста, планирование содержание мероприятий на основе потребностей и интересов родителей. Автор пришел к выводу, что эффективное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие ДОО социуму, что, в свою очередь, предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Джумалиева, З.М. Миназова, С.А. Башаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF INTERACTION OF TEACHERS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH CHILDREN’S FAMILIES

The article provides methodological literature on identifying the specifics of methodological support for the interaction of teachers of a preschool educational organization with the family, which allow the authors to present the methodological support of teachers in this process as a management function, the distinctive feature of which is people as subjects and objects of management. The research considers the concept of methodological support as a specially organized systemic interaction of teachers and families of pupils of a preschool educational organization, the basics of which is the directed provision of methodological support to parents in solving urgent problems in raising and educating children and identifying typical difficulties that may arise during life situations in a particular family. The content of the concept is the involvement of parents in educational technologies of work with preschoolers, in leisure activities with children of a particular age, planning the content of events based on the needs and interests of parents. The authors come to conclusion that the effective interaction of teachers and parents implies opening of the preschool to society, which in turn implies changes in the field of management, organization of the educational process, etc.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

8. 'Ellis T.Dzh., Ko'en M.S. Sovershenstvovanie distancionnogo obucheniya s pomosch'yu multimedia: besproigryshnyj variant? XII Mezhdunarodnaya konferenciya po prepodavaniyu i obucheniyu v kolledzhah. 2001: 59 - 66.

9. Rodzherson-Revell P. Konstruktivnoe soglasovanie tehnologij s obucheniem i ocenkoj v magisterskoj programme distancionnogo obrazovaniya. Distancionnoe obrazovanie. 2015; T. 36 (1): 129 - 147.

10. Perumalla S., Mak Dzh., Ki N., M'et'yuz S. Integraciya veb-prilozhenij dlya obespecheniya 'effektivnoj sredy distancionnogo onlajn-obucheniya dlya studentov. Informatika. 2011; T. 3: 770 - 784.

11. Hachikyan E.I., Zaborina M.A., Konkina A.O. Rol' distancionnyh form obucheniya v processe formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti studenta vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 254 - 257.

12. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314 - 316.

13. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 313 - 315.

14. Nasibullov R.R. Razvitie distancionnoj formy obucheniya buduschih uchitelej (konec XX- nachalo XXI vv.): monografiya. Kazan': Tatarskoe Respublikanskoe izdatel'stvo «H'eter», 2013.

15. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

16. Sokolova N.I. Cifrovye resursy dlya organizacii distancionnogo obucheniya anglijskomu yazyku. Distancionnoe obuchenie: aktual'nye voprosy: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. BU ChR DPO «Chuvashskij respublikanskij institut obrazovaniya». Cheboksary, 2020: 80 - 83.

17. Molchanova I.I. 'Effektivnost' ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebno-metodicheskogo posobiya dlya studentov inzhenernyh special'nostej. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2014; № 2: 119 - 123.

Статья поступила в редакцию 01.06.22

УДК 373.2

Dzhumaliyeva A.A., postgraduate, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: fbilan@mail.ru

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Bashaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bashaeva78@mail.ru

METHODOLOGICAL SUPPORT OF INTERACTION OF TEACHERS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION WITH CHILDREN'S FAMILIES. The article provides methodological literature on identifying the specifics of methodological support for the interaction of teachers of a preschool educational organization with the family, which allow the authors to present the methodological support of teachers in this process as a management function, the distinctive feature of which is people as subjects and objects of management. The research considers the concept of methodological support as a specially organized systemic interaction of teachers and families of pupils of a preschool educational organization, the basics of which is the directed provision of methodological support to parents in solving urgent problems in raising and educating children and identifying typical difficulties that may arise during life situations in a particular family. The content of the concept is the involvement of parents in educational technologies of work with preschoolers, in leisure activities with children of a particular age, planning the content of events based on the needs and interests of parents. The authors come to conclusion that the effective interaction of teachers and parents implies opening of the preschool to society, which in turn implies changes in the field of management, organization of the educational process, etc.

Key words: methodological support for interaction of teachers of educational organization with family

А.А. Джумалиева, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: fbilan@mail.ru

З.М. Миназова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

С.А. Башаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: bashaeva78@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ

В статье дается анализ методической литературы по выявлению специфики методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, который позволил автору представить методическое сопровождение педагогов в данном процессе как функцию управления, отличительной особенностью которой выступают люди как субъекты и объекты управления; рассмотреть понятие «методическое сопровождение» как специально организованное системное взаимодействие педагогов и семей воспитанников дошкольной образовательной организации, сущность которого состоит в направленном оказании методической поддержки родителям в решении актуальных проблем по воспитанию и обучению детей и выявлению типичных трудностей, которые могут возникнуть в ходе жизненных ситуаций в конкретной семье; содержанием понятия выступают вовлеченность родителей в образовательные технологии работы с дошкольниками, в досуговую деятельность с детьми конкретного возраста, планирование содержание мероприятий на основе потребностей и интересов родителей. Автор пришел к выводу, что эффективное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие ДОО социуму, что, в свою очередь, предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и др.

Ключевые слова: методическое сопровождение взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей.

Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что дошкольная образовательная организация и семья выступают первыми институтами социализации детей дошкольного возраста. Конечно, функции, которые выполняют эти институты по воспитанию, обучению и социальному развитию личности детей, несколько отличаются, но для всестороннего развития ребенка взаимодействие этих социальных институтов, основанное на принципе взаимодополнения, взаимодействия, безусловно, играет важную роль.

При анализе научных исследований и практики дошкольных образовательных организаций выявлены трудности, которые испытывают многие семьи в воспитании и социальном развитии детей. Эти трудности часто определяются личностными проблемами отдельных семей, в т. ч. тревогой родителей за безопасность жизни ребенка, психическим и физическим перенапряжением родителей, проблемами неполных семей, кризисов, которые происходят в обществе [1-6].

Таким образом, решение обозначенной проблемы по изучению методического сопровождения взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - изучение методического сопровождения взаимодействия педагогов образовательной организации с семьей.

Основные задачи статьи видятся в следующем: выявить специфику методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей; рассмотреть понятие методическое сопровождение как специально организованное системное взаимодействие педагогов и семей воспитанников дошкольной образовательной организации, сущность которого состоит в направленном оказании методической поддержки родителям в решении актуальных проблем по воспитанию и обучению детей и выявлению типичных трудностей, которые могут возникнуть в ходе жизненных ситуаций в конкретной семье.

Научная новизна статьи заключается в изучении специфики методического сопровождения взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей. Теоретическая значимость обозначена в расширении педагогического знания о взаимодействии педагогов ДОО с семьей. Практическая значимость состоит в том, что выявлен потенциал таких форм работы при методическом сопровождении, как семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, в которых имитируются бытовые (жизненные) ситуации взаимоотношений родителей и детей в семье.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в ДОО.

Современные родители (и лица, их замещающие) в силу различных причин не владеют достаточным уровнем знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка и нередко все свои надежды на успешное воспитание и социализацию детей делегируют на профессиональную подготовку педагогов дошкольной образовательной организации.

Однако Федеральный государственный образовательный стандарт определяет важной составляющей работы дошкольной образовательной организации выстраивание субъект-субъектных отношений с семьями воспитанников для полноценного развития формирующейся личности ребенка, где отмечается, что родители являются субъектами образовательного процесса. В этом случае перед руководителями (педагогами) дошкольных образовательных организаций встает задача реализации дифференцированного подхода к семьям воспитанников, учитывающего их социальные запросы по воспитанию детей и их статус.

Для осуществления поставленной задачи руководители дошкольных организаций (старшие воспитатели, методисты) осуществляют методическое сопровождение педагогов по взаимодействию детского сада и семьи, которое рассматривает, в т. ч., вопросы, направленные на выстраивание партнерских отношений между дошкольной образовательной организацией и родителями, а повышение профессиональной компетентности педагогов - в реформировании и совершенствовании системы дошкольного образования.

Однако у педагогов в практике детских садов отмечаются затруднения в организации работы с родителями как в традиционных, так и инновационных формах. Процесс вовлечения родителей в деятельность осложняется не только из-за неподготовленности педагогов (в практическом и методическом планах), но также из-за доминирования в представлении родителей социального заказа на подготовку детей к школе, который вступает в противоречие с ценностно-целевыми установками современного дошкольного образования.

Современная дошкольная образовательная организация выступает первой и очень значимой ступенью общего образования и, как правило, входит в единую структуру образовательного комплекса. Как открытая образовательная система, дошкольная образовательная организация (ДОО) ориентируется на личностный, субъект-субъектный характер взаимодействия между основными субъектами образовательных отношений, поскольку она направлена на индивидуализацию и дифференциацию обучения каждого ребенка и осуществляет целостный подход к личностному развитию.

Анализ научной и методической литературы позволил отметить, что термин «сопровождение» рассматривается как многоаспектное явление: «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение», «методическое сопровождение» и др.

Так, например, исследователи Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин [7, с. 15] рассматривают педагогическое сопровождение с позиции социального взаимодействия и личностно ориентированного подхода но, в то же время имеет свое специфическое видение решения данного вопроса, в частности, в каждой конкретной образовательной организации.

Понятие «методическое сопровождение» в теории отечественного дошкольного образования исследователи часто связывают с понятием «методическая работа».

Организация методической работы в ДОО рассматривается в трудах К.Ю. Белой и др. [2, с. 65], которые, в т. ч., отмечают, что методическую работу в виде методического сопровождения процесса взаимодействия детского сада и семьи необходимо осуществлять целенаправленно, в соответствии с потребностями, стремлениями и запросами родителей как субъектов образовательного процесса.

Методическую работу как целенаправленную систему взаимодополняемых мер, направленных на непрерывное повышение квалификации и профессионального опыта педагогов, отмечает в своих исследованиях В.А. Беляева, А.А Петренко [3, с. 54]. Н.А. Виноградова [4, с. 36] методическую работу представляет как необходимые меры, действия, мероприятия, направленные на повышение педагогического мастерства каждого воспитателя ДОО, раскрытие творческого потенциала педагогов, образовательных, воспитательных процессов для личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей [5, с. 74]. В этом заключается специфика методической работы в ДОО.

Методическая работа в ДОО представляется как деятельность, направленная на обучение и расширение профессионального опыта педагогических кадров; обобщение, распространение передового опыта, разработку собственных образовательных технологий для эффективного обеспечения педагогического процесса и реализации цели выбранной дошкольной организацией образовательной программы по воспитанию, обучению и развитию дошкольников.

Мы под методическим сопровождением рассматриваем специально организованное системное взаимодействие педагогов и семей воспитанников дошкольной образовательной организации, направленное на оказание методической поддержки родителям в решении актуальных проблем по воспитанию и обучению детей и выявлению типичных трудностей, которые могут возникнуть в ходе жизненных ситуаций в конкретной семье.

Особым компонентом методического сопровождения являются формы организации методической работы в детском саду: групповые и индивидуальные.

Этапами методического сопровождения, по мнению К.Ю. Белой [2, с. 47] как составляющими структуры методической работы в системе управления дошкольной образовательной организацией выступают: прогнозирование, программирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция и анализ. В соблюдении последовательности этапов методического сопровождения того или иного образовательного процесса решаются задачи, связанные с выявлением проблемы; определением вариантов выбранных дальнейших действий; проектированием маршрута разрешения проблемы как для конкретного педагога, так и выбранного образовательного процесса; подбором форм для реализации выбранных механизмов разрешения обозначенной проблемы; систематической педагогической помощью руководителя ДОО (старшего воспитателя) педагогу при реализации маршрута его профессиональной деятельности либо образовательного процесса (внедрение технологии) с учетом индивидуальных особенностей педагогов или педагогического потенциала дошкольной образовательной организации; контролем (текущим, промежуточным, итоговым) за результатами проведенной деятельности педагога или процесса, в нашем случае - процесса взаимодействия педагогов детского сада и родителями); методов стимуляции педагогов в их профессиональной деятельности, родителей как активных партнеров, субъектов образовательного процесса; совместным обсуждением руководителями ДОО с педагогами, родителями проведенной работы по разрешению выдвинутой проблемы, определению возможных рисков для дальнейшей деятельности, несоответствия требований, представленных в программах воспитания и обучения дошкольников и существующей практикой в конкретном детском саду и т. д.

От четкой и последовательной организации методического сопровождения зависит эффективность профессиональной деятельности педагога или выбранного процесса, в нашем случае - взаимодействия педагогов (дошкольной образовательной организации) и семьи, а поскольку взаимодействие взрослых как субъектов образовательного процесса в ДОО направлено на развитие личности каждого дошкольника, его особенностей и уникальности, то и к организации образовательного процесса в настоящее время предъявляются качественно новые требования в соответствии с ФГОС ДО.

Для эффективной организации методического сопровождения по взаимодействию ДОО и семьи, как отмечают исследователи, необходимо предъявлять требования к профессиональной компетентности педагогов, уровню их профессионализма, которые влияют на успешность разработки системы мероприятий по работе с родителями по выстраиванию партнерских взаимоотношений.

Однако, как показывает практика, педагоги-воспитатели часто не готовы к качественному выбору содержания, форм, методов включенности родителей в целостный педагогический процесс, в рамках которого учитываются интересы, возможности и потребности каждого ребенка.

В связи с этим методическое сопровождение деятельности воспитателей со стороны руководителя дошкольной организации (старшего воспитателя, методиста) является одним из основных направлений методической работы в дошкольной образовательной организации/учреждении. Для его успешной реализации выделяется ряд педагогических условий, которые могут обеспечить эффективность взаимодействия детского сада и семьи:

- родителям и педагогам желательно объединить усилия на единое понимание поставленных задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста;

- в своей совместной деятельности в едином ключе реализовать комплексный подход к воспитанию ребенка, выстраивая взаимное уважение и доверие в отношениях между педагогами и родителями (лицами их замещающих, членами семей);

- проявление уважения к личности формирующегося в социальной среде ребенка, знакомясь с опытом воспитания детей в разных семьях, и использование данного опыта в управленческой деятельности руководителя (воспитателя), а также применение в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

- подбирать, выявлять новые формы взаимодействия и взаимопомощи родителей в образовательном процессе детского сада, привлекая родителей к участию в познавательных проектах совместно с их детьми;

- выявлять методы и приемы, которые способствуют сближению родителей и педагогов-воспитателей на основе информированности о планируемых мероприятиях, взаимной ответственности за принятие решений, способных улучшить качество образовательного процесса, при необходимости - образовательных услуг;

- применять технологии, которые в совместной деятельности оказывают содействие в создании ситуаций, направленных на позитивное общение и диалог [1, с. 25].

Методическая работа в рамках методического сопровождения педагогов к организации процесса взаимодействия детского сада и семьи может включать несколько этапов:

На первом этапе желательно создать у педагогов устойчивую мотивацию, направленную на формирование рефлексии, т. е. умение оценить на себя как профессионала, включающее отношение к детям, коллегам, родителям, администрации детского сада, а также принять для себя идею личностно ориентированного образования как ценностного ориентира. Такой подход стимулирует у

специалиста потребность к самоорганизации, самоизменению, умению быстро реагировать на те трансформации, которые происходят в системе дошкольного образования. Формами на данном этапе методического сопровождения могут выступать групповые дискуссии, брифинги, семинары-вебинары, мастер-классы, деловые игры и т. п. Такие формы работы параллельно могут включать и педагогическую диагностику, которая на данных мероприятиях покажет степень выявления особенностей взаимодействия педагогов со всеми субъектами образовательного процесса, и наличие психологических качеств: эмпатии, желания к сотрудничеству, способности к рефлексии и др.

Промежуточные результаты этого этапа помогут старшему воспитателю (руководителю, методисту) в дальнейшем планировать и строить методическое сопровождение как отдельного воспитателя в организации его индивидуальной программы профессионального роста, так и конкретного образовательного (воспитательного) процесса с детьми и их родителями.

На втором этапе возможна организация психологических тренингов. Для нашего исследования интерес представляет работа В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др. [6, с. 65], включающая данные о том, что достаточное количество педагогов со значительным психологическим напряжением перестраиваются на личностную модель взаимодействия как с детьми, так и с родителями из-за сложившихся в их практическом опыте педагогических стереотипов. Из предлагаемых технологий методического сопровождения вызывает интерес технология преодоления негативных педагогических стереотипов, деструктивных психологических защит, арт-терапия, работа с рефлексивными алгоритмами, рефлексивный анализ, игровая терапия, а также здоровьесберегающие технологии, направленные на снятие психологической напряженности, профессионального выгорания и др.

Формами работы на данном этапе могут выступать индивидуальные или групповые консультации, ролевые игры, педагогический брифинг, педагогическая

Библиографический список

гостиная, тесты (например, для самооценки затруднений в общении с родителями), педагогический ринг и др.

Следующий этап характеризуется умением педагогов применять в своей практике частнометодических знаний, направленных на построение личностно ориентированного характера и сотрудничества при взаимодействии с родителями. Формами работы для этого этапа могут выступать педагогические и методические советы, объединения, круглые столы и т. п.

Четвертый этап включает мероприятия, которые с родителями организует конкретный педагог в пространстве образовательного комплекса. На этом этапе у педагогов-воспитателей, как правило, уже складываются в работе с родителями ряд необходимых профессиональных умений: проективные, конструктивные, аналитико-диагностические и контрольно-коррекционные.

Формами работы при методическом сопровождении для данного этапа могут выступать: семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, в которых имитируются бытовые (жизненные) ситуации взаимоотношений родителей и детей в семье, однако, если разборе этих сюжетных игровых ситуаций педагоги и совершают ошибки в выборе правильного решения, доля ответственности значительно снижается.

Представленные этапы методического сопровождения и формы работы нацелены на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая при реализации моделируемых мероприятий может выступать показателем эффективности взаимодействия детского сада с родителями, характеризующейся степенью вовлеченности родителей в образовательный процесс дошкольной организации.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эффективное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие ДОО социуму, что, в свою очередь, предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и др.

1. Байбородова Л.В. Взаимодействие ДОУ и семьи. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. Москва: ТЦ Сфера, 2006.

3. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования. Москва: АРКТИ, 2005.

4. Виноградова Н.А. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

5. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Москва: Айрис-пресс, 2006.

6. Маралов В.Г, Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. Москва: Юрайт, 2016.

7. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. Москва: МИРОС, 2001.

References

1. Bajborodova L.V. Vzaimodejstvie DOU i sem'i. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, Akademiya holding, 2003.

2. Belaya K.Yu. Metodicheskaya rabota v DOU: Analiz, planirovanie, formy i metody. MoskVa: TC Sfera, 2006.

3. Belyaeva V.A., Petrenko A.A. Deyatel'nost'pedagoga-metodista v sisteme municipal'nogo obrazovaniya. Moskva: ARKTI, 2005.

4. Vinogradova N.A. Detskij sad i molodaya sem'ya: osnovy uspeshnogo vzaimodejstviya. Moskva: Tvorcheskij centr «Sfera», 2010.

5. Vinogradova N.A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa v DOU. Moskva: Ajris-press, 2006.

6. Maralov V.G., Sitarov V.A. Pedagogika i psihologiya nenasiliya v obrazovanii. Moskva: Yurajt, 2016.

7. Mihajlova N.N., Yusfin S.M. Pedagogika podderzhki. Moskva: MIROS, 2001.

Статья поступила в редакцию 05.06.22

УДК 378

Sorokina E.A., senior teacher, Department of Economics of Industries and Markets, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: vkr@csu.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING DIGITAL FINANCIAL LITERACY AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The system of higher professional education in training of specialists in the economic sphere faces the need to form a fundamentally new set of competencies that meet modern requirements in practical activities and everyday life, which ultimately leads to preservation of personal well-being and well-being at the macroeconomic level as a whole. The article discusses fundamentally new pedagogical conditions for the formation of competencies in digital financial literacy. It is concluded that digital financial literacy is necessary for students not only for their future professional activities, but also for everyday life. It has been determined that the pedagogical conditions developed by the teaching staff of Chelyabinsk State University contribute to a more effective assimilation by students of knowledge, skills and abilities in the digital and financial spheres.

Key words: pedagogical conditions, digital financial literacy, virtual educational technologies, situational modeling.

Е.А. Сорокина, ст. преп., Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Е-mail: vkr@csu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Система высшего профессионального образования при подготовке специалистов в экономической сфере сталкивается с необходимостью формирования у таковых принципиально нового набора компетенций, соответствующих современным требованиям в практической деятельности и повседневной жизни, что, в конечном счете, приводит к сохранению личного благосостояния и благосостояния на макроэкономическом уровне в целом. В данной статье рассматриваются принципиально новые педагогические условия для формирования компетенций по цифровой финансовой грамотности. Сделан вывод о том, что цифровая финансовая грамотность необходима студентам не только для их будущей профессиональной деятельности, но и для повседневной жизни. Определено, что разработанные преподавательским составом Челябинского государственного университета педагогические условия способствуют более эффективному усвоению студентами знаний, умений и навыков в цифровой и финансовой сферах.

Ключевые слова: педагогические условия, цифровая финансовая грамотность, виртуальные образовательные технологии, ситуационное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.