Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое содействие / повышение квалификации / обучающиеся психолого-педагогических классов / учитель общеобразовательной организации / программа стажировки / сетевое профессиональное сообщество / pedagogical assistance / advanced training / students of psychological and pedagogical classes / teacher of general education organization / internship program / online professional community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д Ф. Ильясов, А А. Барабас, Е А. Селиванова

В статье говорится о важности проведения профориентационной работы в школе на более качественном уровне, предлагается повышать интерес у обучающихся к педагогической профессии за счет создания профильных психолого-педагогических классов. На основе теоретического анализа рассматривается опыт организации и функционирования в Российской Федерации психолого-педагогических классов, определяются проблемы учителей, осуществляющих профориентационную деятельность в данных классах. Постулируется необходимость педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов. Для этого предлагается обеспечить формальное и неформальное повышение квалификации учителей, интеграцию научных знаний и эффективных педагогических практик. Результатом исследования выступает характеристика программы стажировки, описывающая содержательные и организационные аспекты педагогического содействия учителям, которые планируют работать в психолого-педагогических классах. Описаны темы программы, даны рекомендации по ее реализации, раскрыты методы обучения учителей. Также показаны возможности неформального образования в расширении психолого-педагогических знаний учителей через деятельность сетевых профессиональных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д Ф. Ильясов, А А. Барабас, Е А. Селиванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO THE TEACHER IN SUPPORTING STUDENTS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

The article discusses the importance of conducting career guidance work at school at a higher quality level, and proposes to increase students’ interest in teaching profession by creating specialized psychological and pedagogical classes. Based on theoretical analysis, the article examines the experience of organizing and functioning psychological and pedagogical classes in the Russian Federation, and identifies problems of teachers who carry out career guidance activities in these classes. It postulates the need for pedagogical assistance to the teacher in support of students in psychological and pedagogical classes. The work reveals the necessity to provide formal and informal advanced training for teachers, integration of scientific knowledge and effective pedagogical practices. The result of the study is a characteristic of the internship program, describing the substantive and organizational aspects of pedagogical assistance to teachers who plan to work in psychological and pedagogical classes. The program topics are described, recommendations for its implementation are given, and teacher training methods are disclosed. The possibilities of informal education in expanding the psychological and pedagogical knowledge of teachers through the activities of online professional communities are also shown.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

На рис. 2 видно, что после проведения формирующего этапа экспериментальной работы значительно изменились показатели уровней сформированно-сти цифровой компетентности в экспериментальной группе. На высоком уровне изменились значения с 22,2% до 54%, на среднем - с 38,1% до 27%, на низком с 39,7% до 19%.

Таким образом, проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил нам определить содержательную характеристику цифровой компетентности и ее компонентный состав как одной из составляющих функционально-ролевого репертуара современного учителя. Представленные результаты исследования

Библиографический список

уровня сформированности цифровой компетентности будущих педагогов являются практически значимыми в аспекте разработки учебных дисциплин, направленных на формирование профессиональных умений и навыков в цифровой образовательной среде. Перспективу дальнейших исследований в области развития цифровой компетентности современного учителя составляют изучение ее компонентов и диагностического инструментария для ее измерения. Мы делаем вывод, что развитие цифровой компетентности современного учителя является ключевым аспектом его профессионального роста с позиции выполнения им функционально-ролевого репертуара в условиях цифровой образовательной среды.

1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда на 2019-2024 годы». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Available at: https://base.garant.ru/71670570/

3. Солдатова Г.У, Нестик Т. А., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013.

4. Ломаско П.С., Симонова А.Л. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образо-вания. Вестник ТГПУ. 2015; № 7 (160): 78-84.

5. Петрова В.С., Щербик Е.Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций. Московский экономический журнал. 2018; № 5 (3): 237-244.

6. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019: 8-11.

7. Солдатова ГУ., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. Национальный психологический журнал. 2016; № 2 (22): 50-60.

8. Дудина О.В., Горубнова Т.В. Цифровая грамотность будущих педагогов-психологов. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5: 45-49.

9. Ковчур С.А. Формирование цифровых компетенций преподавателей в условиях реализации программы повышения квалификации. Available at: https://clck.ru/3AWPV5

10. Спиридонова Ю.С. Понятие и структура цифровой компетентности будущих педагогов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-2.

11. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов. Психологическая наука и образование. 2015; Т. 20, № 4: 5-18.

12. Martin S., Lopez-Martin E., Lopez-Rey A. et al. Analysis of New Technology Trends in Education: 2010-2015. IEEE Access. 2018. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/326072974_Analysis_of_new_technology_trends_in_ education_2010-2015

References

1. Federal'nyjproekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda na 2019-2024 gody». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

2. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Available at: https://base.garant.ru/71670570/

3. Soldatova G.U., Nestik T.A., Zotova E.Yu. Cifrovaya kompetentnost'podrostkov iroditelei. Rezul'taty vserossiiskogo issledovaniya. Moskva: Fond Razvitiya Internet, 2013.

4. Lomasko P.S., Simonova A.L. Osnovopolagayuschie principy formirovaniya professionals IKT-kompetentnosti pedagogicheskih kadrov v usloviyah smart-obrazovaniya. Vestnik TGPU. 2015; № 7 (160): 78-84.

5. Petrova V.S., Scherbik E.E. Izmerenie urovnya sformirovannosti cifrovyh kompetencii. Moskovskil'ekonomicheskilzhurnal. 2018; № 5 (3): 237-244.

6. Kartukova A.A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Sankt-Peterburg: Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty, 2019: 8-11.

7. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Modeli cifrovoi kompetentnosti i deyatel'nost' rossiiskih podrostkov onlain. Nacional'nyipsihologicheski!zhurnal. 2016; № 2 (22): 50-60.

8. Dudina O.V., Gorubnova T.V. Cifrovaya gramotnost' buduschih pedagogov-psihologov. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2022; № 5: 45-49.

9. Kovchur S.A. Formirovanie cifrovyh kompetencij prepodavatelej v usloviyah realizacii programmy povysheniya kvalifikacii. Available at: https://clck.ru/3AWPV5

10. Spiridonova Yu.S. Ponyatie i struktura cifrovoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-2.

11. Soldatova G.U., Shlyapnikov V.N. Cifrovaya kompetentnost' rossijskih pedagogov. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2015; T. 20, № 4: 5-18.

12. Martin S., Lopez-Martin E., Lopez-Rey A. et al. Analysis of New Technology Trends in Education: 2010-2015. IEEE Access. 2018. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/326072974_Analysis_of_new_technology_trends_in_ education_2010-2015

Статья поступила в редакцию 14.05.24

УДК 378.046.4

Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute for Educational Development

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Barabas A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Rector, Chelyabinsk Institute for Educational Development (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Selivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute for Educational Development

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO THE TEACHER IN SUPPORTING STUDENTS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES. The article discusses the importance of conducting career guidance work at school at a higher quality level, and proposes to increase students' interest in teaching profession by creating specialized psychological and pedagogical classes. Based on theoretical analysis, the article examines the experience of organizing and functioning psychological and pedagogical classes in the Russian Federation, and identifies problems of teachers who carry out career guidance activities in these classes. It postulates the need for pedagogical assistance to the teacher in support of students in psychological and pedagogical classes. The work reveals the necessity to provide formal and informal advanced training for teachers, integration of scientific knowledge and effective pedagogical practices. The result of the study is a characteristic of the internship program, describing the substantive and organizational aspects of pedagogical assistance to teachers who plan to work in psychological and pedagogical classes. The program topics are described, recommendations for its implementation are given, and teacher training methods are disclosed. The possibilities of informal education in expanding the psychological and pedagogical knowledge of teachers through the activities of online professional communities are also shown.

Key words: pedagogical assistance, advanced training, students of psychological and pedagogical classes, teacher of general education organization, internship program, online professional community

Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, Челябинский институт развития образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

А.А. Барабас, канд. пед. наук, ректор, Челябинский институт развития образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., Челябинский институт развития образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

В статье говорится о важности проведения профориентационной работы в школе на более качественном уровне, предлагается повышать интерес у обучающихся к педагогической профессии за счет создания профильных психолого-педагогических классов. На основе теоретического анализа рассматривается опыт организации и функционирования в Российской Федерации психолого-педагогических классов, определяются проблемы учителей, осуществляющих профориентационную деятельность в данных классах. Постулируется необходимость педагогического содействия учителю в сопровождении

обучающихся психолого-педагогических классов. Для этого предлагается обеспечить формальное и неформальное повышение квалификации учителей, интеграцию научных знаний и эффективных педагогических практик. Результатом исследования выступает характеристика программы стажировки, описывающая содержательные и организационные аспекты педагогического содействия учителям, которые планируют работать в психолого-педагогических клас-сах.Описаны темы программы.данырекомендациипо еереашзациераскрытыметоды обучения учителей. Также показаны возможности неформального образования в расширении психолого-педагогических знаний учителей через деятельность сетевых профессиональных сообществ.

/Злжчевьые слыца педагмгомескоеыедейсовиа,пывышение кмалификацие, обфчажщисся прихолого-пенагогочеокезклнысдв.ееиколь общеобразовательной организации, программа стажировки, сетевое профессиональное сообщество

Современная общеобразовательная организация должна создавать условия для всестороннего развития личности обучающегося, его социализации иaдепчaкииекocтoянеo мигающихся и обнеЕтоющихся социаеьчо-екыномичо-ских условиях. Первоочередной задачей обучения ребенка сегодня является со-здинде предкоселтк длиооменоя егоеспешнестд. М квдго к этем реалезеется федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образо-вaиие».3немпoстеоlннo мнажeхтв»кaд»ч,нзи»лцкотoпыxосбoта перцноеК профориентации детей. На этом основании разворачиваются новые проекты, поеоаые орго^с^п^^ школяниконксамосаоетельному и осознанному выбору профессии с учетом современных производств и внедрения инновационных технологий. Так, в рамках проекта «Билет в будущее» ставится цельфдрсиреваних «гоуевсосеи керяфессиодалсносу симоонредедепию обц-чающихся 6-11 классов образовательных организаций» [1, с. 4]. Для повыше-пияэффикпиине»тзнаясeыенеотиоч имеееёп эзoмнапмaвлениепaнpа0ocaны методические рекомендации по реализации профориентационного минимума. Укбз«ныоазлзчзрle фoомыеcпщeвтвеeоияпpoфдpиентаакoнцoйоaЦoтlо чуриз урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, профессио-нальныесрыбн- всармф^е^ида pодpceыямпФcoщьнpкoв.

Одна из перспективных форм такой профессиональной ориентации связывается с созданием в школе профильных предпрофессиональных классов. аoнcцaрpcceтея,птoихдвмcplcocтзoцзoеpееностeн регаоиа тa«p«Фaоcкl ме-гут иметь различную направленность: инженерную, медицинскую, предприни-мaоeльпкеюисp. [Г<.Bзaзecтне»н pеeccольнoззaеаopo епотеобиocтpке>фcгр региона страны является наличие квалицированных педагогических работников, иодготонка мoтовppoкaннlорнкеипатпнтнех брдещpxcчпмeбeC.B скяикс эары « каждом субъекте Российской Федерации рекомендуется организовать деятель-нoетcпcкxoыoгo-педaгoгpоecкpанl»кcав наИезе общеубразоватсльяых омгенн-заций.

В Челябинской области несколько лет реализуется данная инициатива, есдьсоонпазнтовныеуедубьтатыр иекоеорТ1е алджнастн. ^емат^иата, кха

разработаны соответствующие методические рекомендации по открытию классов психолого-педагогической направленности [2], существуют определенные мeпoвичеc«pe и пeдaиoгpчeскpeиaтpудцeнпеc ^стеыдй, раиооающих в данных классах. Они связаны с тем, что многие учителя, к сожалению, не в полной мере нлaдeммиcнxел ого-пддпroгпчцeкpмп знaкpямфeачпeтpхпоeе«ны использовать их в своей педагогической деятельности, в коммуникации с обучающимися и их COдетолямз.MaФкeнакo■гoуыeучьтeля н е пр^л/^етм^т^дхнж агро р методы обучения, обеспечивающие увлекательность образовательного процесса, способству-ющиесффешсна^ уевдению зпений дбхчеФщpммeа.Bхвяза с этим возникает необходимость осуществления педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов.

о°мо ^с^^ск, нущмсоя^т ад крдбыема, авязанная с низ-

кой заинтересованностью руководителей и педагогов общеобразовательных онган pиaцpКкоткпPГ»PФПзp»flлцге-ce»оroгpч^ основе лежит

предубеждение о том, что обучение в психолого-педагогических классах непре-рдко e«якз.нaф»я с иpoбдcоиoнaмнной С4ащихся на учительскую

профессию. Как нам представляется, это объясняется предельно узким и непол-дым истедкoвaнедмpллкезнaчeния педaгe<pкeeкeзмаяаeщьности в различных профессиях. В этой связи мы осуществили исследование федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям пкдотевор С^.д^ьцои бокаыдв|ке«(ФГОС Воо [д].

Задача такого анализа заключалась в том, чтобы установить направления под гдтевcиехаящицеaкaлевртв,в чассе еезegp»отев акуещеткле ния профессиональной деятельности которых выделяется педагогическая деятельность или peшезиззaмачнедеroгучтcьoгo тяпа. Мыиакже иис^ти из традиционных и закрепившихся в научной литературе представлений о типах профессий: «человек -чeоoвтк»ф<нелевек - тихкнке», «ч^г^а^^к- жнвкяпр ирод а», «человек -художественный образ», «человек - знаковая система». Принято считать, что решение задач педагогической деятельности характерно для профессий типа «чилыворм зeнавск».овоc»e с тощим уз ФГОС ВОсо казал, что решение задач

Рис. 1. Педагогическая деятельность в содержании профессиональной деятельности специалистов различных типов профессий

педагогического типа выделяется для многих профессий. Исключением являются профессии типа «человек - техника» и «человек - живая природа». Для всех остальных типов профессий образовательные стандарты нацеливают будущих бакалавров на освоение способов решения задач педагогического типа. На первый взгляд, это обстоятельство кажется удивительным, но оно действительно является верным и подтверждается обращением к п 1.12 раздела «Общие положения» ФГОС ВО. Например, по направлению подготовки бакалавров 010000 Математика и механика решение задач педагогического типа является целевой установкой подготовки будущих бакалавров по таким направлениям, как «Математика» (01.03.01), «Прикладная математика и информатика» (01.03.02). Причем по направлению подготовки «Математика» решение задач педагогического типа стоит на первом месте и выделяется наряду с задачами научно-исследовательского, организационно-управленческого и проектного типов.

Заметим, что приобретаемые будущими бакалаврами профессии в соответствии с данным стандартом относятся к типу «человек - знаковая система». К этому же типу профессий относится профессии, приобретаемые в рамках направлений подготовки в области «Языкознание и литературоведение». В соответствующих ФГОС ВО по направлениям «Лингвистика» (45.03.02) также выделяется аспект, связанный с подготовкой будущих бакалавров к решению задач педагогического типа (рис. 1).

Совершенно очевидно, что педагогическая деятельность и, соответственно, решение задач данного типа включается в содержание всех ФГОС ВО по направлению 440000 Образование и педагогические науки. Речь идет о таких направлениях, как «Педагогическое образование» (44.03.01), «Психолого-педагогическое образование» (44.03.02), «Специальное (дефектологическое) образование» (44.03.03), «Профессиональное обучение» (44.03.04), «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (44.03.05). Также отметим, что решение задач педагогического типа выделяется в образовательных стандартах по всем или большинству направлений подготовки в области «Физическая культура и спорт» (490000), «Сестринское дело» (340000), «Искусствознание» (500000), «Культуроведение и социокультурные проекты» (510000), «Сценические искусства и литературное творчество» (520000), «Музыкальное искусство» (530000), «Изобразительное и прикладные виды искусств» (540000), «Экономика и управление» (380000).

Стоит обозначить, что психолого-педагогические знания важны и для представителей других профессий. Так, например, социальный работник при наличии таких знаний сможет более эффективно оказывать социальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, например, детям-сиротам, инвалидам, пожилым и пр. Юрист или менеджер будет более убедителен в работе с клиентами, выстраивая свои профессиональные коммуникации на основе данных знаний. В профессиональной деятельности сотрудника полиции и даже военного психолого-педагогические знания помогут установить продуктивные отношения в коллективе, успешно реализовывать функции наставника или руководителя. Более того, специалист любой профессиональной области играет множество социальных ролей: семьянина, соседа, друга и т. п. Владея психолого-педагогическими знаниями, он сможет более успешно справляться с данными ролями, быть привлекательным для общения, интересным для установления партнерских отношений в микро- и макросоциуме.

Таким образом, при более широком взгляде на эту проблему удается увидеть возможность применения психолого-педагогических знаний в различных профессиональных областях и сферах жизни. Это позволяет заметно увеличить охват обучающихся, желающих поступить в психолого-педагогические классы. В этой связи особое внимание можно уделить мальчикам, которые, как показывает практика, не проявляют желания выбирать данное направление профильной подготовки.

Это обстоятельство указывает на широкую востребованность педагогических знаний в различных областях профессиональной деятельности человека. С этих позиций должна осуществляться работа муниципальных органов управления образованием по стимулированию общеобразовательных организаций к открытию психолого-педагогических классов. Кроме того, данные основания могут быть учтены при осуществлении популяризаторской деятельности среди обучающихся в части принятия решения об обучении в классе психолого-педагогической направленности. Итак, актуализировав проблему, перейдем к рассмотрению вариантов ее решения.

Цель исследования - охарактеризовать средства педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов. Задачи исследования: изучить степень разработанности вопроса; определить профессиональные затруднения учителей психолого-педагогических классов; представить способы и содержание педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов.

Научная новизна исследования состоит в описании инновационных подходов педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся, основанных на интеграции научных знаний и педагогических практик в повышении квалификации учителей. Теоретическая значимость работы определяется возможностью применения описанных рекомендаций по содействию учителям в совершенствовании методологических основ повышения квалификации работников образования. Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения представленной программы стажировки и возможностей сетевых

профессиональных сообществ в совершенствовании профессиональных компетенций учителей психолого-педагогических классов.

Современные ученые и практики активно исследуют потенциал новой формы профориентации. Внедряя модель содействия профессиональному самоопределению старшеклассников через психолого-педагогические классы, они выявляют существующие для этого возможности и ограничения. Описывается региональный опыт создания психолого-педагогических классов, отмечается, что они способствуют «формированию мотивационной готовности школьников к осознанному выбору профессии педагога, ... развитию профессиональных интересов, личностных качеств, основных знаний и умений, необходимых для педагогической деятельности» [4, с. 13]. Раскрываются пути сотрудничества общеобразовательных организаций и организаций высшего образования педагогических кадров, описываются преимущества модели сетевого взаимодействия данных учреждений [5]. Подчёркивается, что в психолого-педагогических классах «выбор профессии осуществляется на основе способностей, потребностей и возможностей будущего специалиста» [6, с. 44], указывается, что данные классы выступают современной эффективной моделью привлечения в школу молодых специалистов.

Кроме этого, проводятся исследования готовности педагогов к работе в психолого-педагогических классах. Выявляются «устойчивые затруднения в методическом, психолого-педагогическом, коммуникативном, организаторском и других компонентах педагогической деятельности» [7, с. 13]. Отмечается необходимость «оптимизации содержания и форм переподготовки и повышения квалификации педагогов, реализующих тьюторское сопровождение допрофессиональных программ» [8, с. 724] в психолого-педагогических классах. Для решения этой проблемы предлагается популяризировать психолого-педагогические знания, формировать у педагогов интерес к науке, размещать информацию об интересных исследованиях в сетевых сообществах учителей [9]. Констатируется значимость расширения психолого-педагогических знаний учителей в рамках содействия профессиональному самоопределению обучающихся, ознакомления их «с перспективными формами и методами профориентационной деятельности» [10, с. 117].

Таким образом, можно отметить существенный интерес государства и общества, ученых и практиков к вопросу организации и функционирования психолого-педагогических классов. Данная модель профориентации является достаточно перспективной с точки зрения исследователей, так как обеспечивает непрерывность педагогического образования, подготовку молодых мотивированных кадров для педагогической профессии. При этом обнаруживаются и определенные барьеры в развитии рассматриваемой модели ранней профориентации обучающихся. Они связываются преимущественно с недостаточной готовностью самих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в психолого-педагогических классах. Это, в свою очередь, может привести к формальному функционированию указанных классов. Поэтому имеется существенная необходимость в организации педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов.

Такое содействие, на наш взгляд, может успешно реализоваться через интеграцию формального и неформального повышения квалификации учителей, привлечение к распространению психолого-педагогических знаний преподавателей-ученых и педагогов-практиков. Так, в рамках деятельности региональных институтов развития образования функционируют центры непрерывного повышения профессионального мастерства учителей. В данных центрах реализуются краткосрочные программы повышения квалификации. Они могут быть осуществлены не только преподавательским составом института, но и менторами - педагогами-практиками, у которых имеется опыт осуществления профессиональной деятельности, в том числе и в психолого-педагогических классах. Для придания данному опыту методической окраски целесообразно обобщить и описать его в форме программы стажировки. Цель данной программы стажировки уместно связать с совершенствованием профессиональных компетенций педагогов в освоении способов содействия школьникам психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении. Таким образом, в педагогическом содействии учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов интегрируются усилия двух категорий специалистов. Во-первых, преподавателей ЦНППМ, владеющих способами концептуализации научных психолого-педагогических знаний и разработки программ повышения квалификации, и, во-вторых, учителей, имеющих непосредственный опыт взаимодействия с обучающимися, в том числе в рамках функционирования психолого-педагогических классов.

Раскроем применяемые в программе стажировки содержание и методы обучения учителей, которые в перспективе планируют работу в психолого-педагогических классах. Анализ научных исследований показал, что профессионально компетентный учитель должен характеризоваться такими значимыми качествами, как коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, рефлексивные способности и нравственность. Учитывая, что данные качества являются интегративными, в них можно выделить более конкретные, такие как умения продуктивной коммуникации, эмоциональный интеллект, рефлексивное мышление и социальная ответственность. В этой связи в содержание программы стажировки целесообразно включить вопросы по развитию данных качеств у обучающихся психолого-педагогических классов.

При этом педагогическое содействие предполагает не только ознакомление слушателей с содержательными аспектами работы, но и с технологиями осу-

ществления профориентационной деятельности среди учащихся психолого-педагогических классов. В частности, достаточно перспективными технологиями и методами для развития указанных качеств будущих педагогических работников выступают наставничество, кинопедагогика, тренинг, социальное проектирование. Данные качества будущего педагога развиваются на основе разных технологий, которые можно применять в интегрированном виде и в качестве самостоятельных педагогических инструментов.

Так, для формирования коммуникативных навыков и умений школьников можно использовать наставничество. Чтобы школьники учились конструктивно взаимодействовать, учителю стоит инициировать коммуникации в системе «ученик - ученик». При этом умения продуктивной коммуникации хорошо развиваются и в рамках тренинга или при обсуждении просмотренных фильмов на основе метода кинопедагогики. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся полезно осуществлять путем проведения тренинговых занятий. Однако способность личности понимать свои чувства и обеспечивать их эффективную саморегуляцию может совершенствоваться через рефлексивные сессии, проведенные в рамках метода кинопедагогики. Вместе с тем мы считаем, что метод кинопедагогики обладает большим потенциалом для формирования рефлексивного мышления взрослых и детей. Поэтому он будет применяться в данном аспекте. Развитие еще одного качества обучающихся разных возрастов - социальной ответственности - уместно осуществлять путем вовлечения их в волонтёрскую деятельность, социальное проектирование. Кроме того, практики добровольчества способствуют совершенствованию и других ранее отмеченных качеств: умения продуктивной коммуникации, эмоционального интеллекта, рефлексивного мышления. Таким образом, в программу стажировки включим четыре указанные технологии и обозначим их направленность на развитие рассмотренных качеств обучающихся психолого-педагогических классов.

Начать стажировку целесообразно с общих позиций, путем ознакомления учителей с опытом реализации проекта по организации и функционированию психолого-педагогических классов. Учителя-менторы, реализующие программу стажировки, могут представить слушателям проект, раскрыть практику встраивания профиля обучения в основную образовательную программу школы. Также полезно будет показать способы организации социального партнерства с учреждениями среднего и высшего педагогического образования, раскрыть опыт работы с родителями обучающихся психолого-педагогических классов. Для этого в рамках практического занятия может быть организована обзорная экскурсия. Если стажировка реализуется в школе, то наиболее уместна очная форма экскурсии, если в институте повышения квалификации - то виртуальная. Это позволит слушателям изучить условия, необходимые для создания психолого-педагогических классов. После этого целесообразно познакомить слушателей с нормативной базой, провести анализ локальных актов, положений об инновационной деятельности, которые устанавливают функции педагогического состава в организации и функционировании психолого-педагогических классов. Таким образом у учителей формируется более четкое понимание об организационных основах функционирования данных классов. Получив комплексное представление об условиях (материально-технических, кадровых, методических и пр.), необходимых для функционирования указанных классов, учителям необходимо освоить конкретные технологии, применяемые в профориентационной работе.

То есть вторая часть стажировки будет раскрывать особенности развития профессионально значимых качеств обучающихся психолого-педагогических классов: умений продуктивной коммуникации, эмоционального интеллекта, рефлексивного мышления и социальной ответственности. При изучении первого вопроса программы необходимо инициировать обсуждение путей и способов формирования умений продуктивной коммуникации обучающихся, определить существующие для этого педагогические средства, более детально остановиться на возможностях наставничества в этом процессе. В качестве метода обучения уместно применить «круглый стол», который будет способствовать большей открытости и активности слушателей на занятии. В рамках круглого стола следует уточнить, что представляют собой данные умения, в каких педагогических ситуациях они проявляются, к каким профессиональным результатам приводят. Затем целесообразно организовать работу в подгруппах, предложив учителям составить чек-лист умений, способствующих продуктивной коммуникации. Они могут включать не только вербальные умения, но и невербальные, паралингвистику, просодические средства. После этого необходимо осуществить демонстрацию успешной практики реализации технологии наставничества в системе «ученик -ученик». По завершении представления такой практики следует отметить, какие именно умения продуктивной коммуникации в результате развиваются. Также следует определить возможные коммуникативные барьеры, сложности, которые могут возникнуть на первых этапах применения данной технологии.

Раскрывая второй вопрос программы, отметим, что полезно будет организовать дискуссию на тему «Роль эмоционального интеллекта в педагогической профессии», в которой важно обсудить значимость эмоций в педагогической коммуникации, необходимость владения будущими педагогами умениями саморегуляции, самоконтроля. Затем рассмотреть возможности тренинга в развитии эмоциональной саморегуляции личности. Для этого слушателям предложить овладеть психологическими приемами управления эмоциями: снижения тревожности и агрессивности, повышения настроения, развития стрессоустойчивости. Важно представить простые и эффективные техники саморегуляции эмоцио-

нального состояния: дыхательные упражнения, способы мотивирующей визуализации, заземления, релаксации. При этом в начале тренинга следует прояснить ожидания слушателей, предложить им определить собственное эмоциональное состояние на данный момент. В конце тренинга важно установить обратную связь, помочь учителям осознать свое состояние, оценить его динамику в случае преобладания негативных эмоций: тревожности, раздражения и пр. Развитый эмоциональный интеллект учителя обеспечивает не только снижение конфликтов в педагогическом взаимодействии, но и способствует профилактике профессионального выгорания.

При изучении третьей темы следует рассмотреть с учителями значимость рефлексивного мышления в структуре профессионально важных качеств педагога, оценить роль кинопедагогики в его развитии. Затем организовать просмотр фильмов в рамках такой формы занятия, как «Психологический кинозал», на основе которого обсуждаются конструктивные и неконструктивные модели поведения киногероев, их причины и последствия. После этого делается вывод о возможности использования метода кинопедагогики для формирования рефлексивного мышления обучающихся, развития их критичности и осознанности. Внимание стоит обратить на критерии отбора кинофильмов для просмотров с обучающимися психолого-педагогических классов. Это нравственный, эмоциональный, познавательный критерии. По итогам просмотра фрагментов специально подобранных киносюжетов и их обсуждения слушатели разрабатывают алгоритм анализа кинофильмов. Впоследствии его уместно использовать для развития рефлексивного мышления обучающихся психолого-педагогических классов. Это задание стоит применить для проведения текущего контроля профессиональных компетенций слушателей.

В рамках освоения четвертой темы преподаватель может провести мозговой штурм, обобщив профессионально значимые качества, необходимые для специалистов сферы «человек - человек». Важно, чтобы слушатели пришли к выводу о значимости данных качеств для достижения референтности, ценности, авторитета личности учителя в глазах учеников. Для систематизации идей уместно составить интеллект-карту, включающую, в том числе, и качество, представляющее собой социальную ответственность. Затем проанализировать возможные способы повышения социальной ответственности обучающихся, определить ресурсы социального проектирования и добровольчества в данном аспекте. Следует обратить внимание на возможность осуществления добровольчества в различных сферах жизни, в оказании помощи детям и взрослым, защите животных и охране объектов природы. Для закрепления полученных знаний уместно смоделировать ситуации вовлечения обучающихся в социальное проектирование и добровольчество. В данных ситуациях слушателям необходимо проявить убедительность, эмоциональность, свои организаторские способности и психологические знания.

Завершить обучение по программе стажировки следует разработкой слушателями индивидуального проекта, который предполагает описание навигатора профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов. В рамках данного навигатора указать этапы деятельности учителя, мероприятия, технологии и методы сопровождения обучающихся психолого-педагогических классов. Кроме того, следует обозначить на каждом этапе ожидаемые результаты работы учителя, тем самым представить завершенный проект. Итак, в качестве одного из средств педагогического содействия учителю в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов может выступать программа стажировки, разработанная и реализуемая преподавателями-учеными и педагогами-практиками. Данная программа разработана в Челябинском институте развития образования и планируется к реализации.

В качестве второго средства педагогического содействия можно назвать организацию просветительской работы в сетевых профессиональных сообществах педагогов. Данные сообщества рассматриваются как современные формы обеспечения непрерывного профессионального развития учителя, способствующие повышению социального капитала личности [11]. На сегодняшний день функционирует множество виртуальных сообществ федерального и регионального уровней, в которых учитель может не только брать информацию для работы, но и предлагать свои педагогические решения, включаться в профессиональные дискуссии, обмениваться знаниями с коллегами. Для развития психолого-педагогических знаний учителей в области профориентационной работы, популяризации науки преподаватели институтов развития образования могут размещать информацию в данных сообществах.

Кроме того, в сетевых профессиональных сообществах уместно обсуждать педагогические ситуации, возникающие в практике работы учителей, проблемные вопросы, в том числе и по обучению школьников психолого-педагогических классов. Эти сообщества могут выступать как методическая копилка, как информационный ресурс, как платформа для педагогического общения. Управление (модерацию) данным сообществом может осуществлять преподаватель учреждения повышения квалификации педагогов при активном участии педагогов-практиков. В Челябинском институте развития образования функционирует несколько таких сообществ педагогов: а) по формированию функциональной грамотности обучающихся, б) по сопровождению слабоуспевающих школьников; в) по взаимодействию со «сложным» контингентом обучающихся; г) по профилактике учебной неуспешности. В них регулярно размещается информация, которая значительно обогащает знания учителей в области возрастной и педагогической психологии,

конфликтологии, психологии общения. Эти знания необходимы им для работы в психолого-педагогических классах, взаимодействия не только с детьми, но и с их родителями, коллегами, социальными партнерами.

Итак, в исследовании описаны два направления педагогического содействия учителям в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов. Первое, основное направление связывается с формальным повышением квалификации слушателей курсов, осуществляемым в рамках стажировки. Подчеркнем, что описанная программа стажировки разработана учеными и педагогами-практиками в научной школе по популяризации психолого-педагогических знаний среди учителей. Она может служить основанием для разработки программ стажировок по иным профильным направлениям: инженерные классы, агропромышленные классы, классы Росгвардии и т. д. Второе направление

Библиографический список

педагогического содействия учителям в сопровождении обучающихся психолого-педагогических классов предполагает неформальное повышение квалификации, реализуемое путём включения слушателей в деятельность сетевого профессионального сообщества. Показаны новые направления интеграции научных психолого-педагогических знаний и эффективных профессиональных решений, объединения усилий преподавателей-ученых и педагогов-практиков в рамках разработки современных способов профессиональной ориентации. Продолжение данного исследования видится в описании принципов педагогического содействия учителям психолого-педагогических классов в осуществлении ими профориентационной деятельности и условий совершенствования социального партнёрства для повышения эффективности функционирования психолого-педагогических классов.

1. О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Письмо Минпросвещения России от 25.04.2023 № ДГ-808/05. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449998/34457da2e41d275cc98e9d0d 514f82c6be05a01c/

2. О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»). Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08. Available at: «https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381430/22a5b14f16e5787e79c5b94b527e88772 5de6cd5/

3. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. Available at: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24

4. Никодимова Е.А., Федотова М.Н. Создание психолого-педагогических классов в региональной системе образования. Источник. 2021; № 2: 11-15.

5. Купцова С.А. Психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства. KANT. 2021; № 3 (40): 239-244.

6. Папуткова ГА., Головина И.В., Медведева Т.Ю. Психолого-педагогические классы как этап профессионального становления будущего учителя. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. 2021; № 4 (58): 44-47.

7. Асхадуллина Н.Н., Талышева И.А. Профессиональные дефициты учителей в построении образовательных стратегий обучающихся профильных психолого-педагогических классов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 3: 13-17.

8. Салаватулина Л.Р и др. Исследование готовности педагогов к тьюторскому сопровождению допрофессиональных программ учащихся психолого-педагогических классов. Перспективы науки и образования. 2023; № 4: 691-704.

9. Анкудинова Е.В. Базовая концепция продвижения психолого-педагогической науки в непрерывном педагогическом образовании (от подготовки в психолого-педагогических классах до непрерывного образования педагогов) Studia Humanitatis. 2023; № 3: 7.

10. Буров К.С. Обновление содержания деятельности педагогов общеобразовательных организаций в решении задач профессиональной ориентации обучающихся. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2024; № 2 (59): 110-119.

11. Пель Н.А. Участие педагогов в профессиональных обучающихся сообществах как фактор профессионального роста. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2024; № 1 (58): 115-124.

References

1. O napravlenii informacii» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami po realizacii proekta «Bilet v buduschee» po professional'nqj orientacii obuchayuschihsya 6-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij RF, realizuyuschih obrazovatel'nye programmy osnovnogo obschego i srednego obschego obrazovaniya. Pis'mo Minprosvescheniya Rossii ot 25.04.2023 № DG-808/05. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449998/34457da2e41d275cc98e9d0d51 4f82c6be05a01c/

2. O napravlenii metodicheskih rekomendacij» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij po otkrytiyu klassov «Psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti» v ramkah razlichnyh profilej pri realizacii obrazovatel'nyh programm srednego obschego obrazovaniya»). Pis'mo Minprosvescheniya Rossii ot 30.03.2021 № VB-511/08. Available at: «https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381430/22a5b14f16e5787e79c5b94b527e887725de6cd5/

3. FGOS VO (3++) po napravleniyam bakalavriata. Available at: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24

4. Nikodimova E.A., Fedotova M.N. Sozdanie psihologo-pedagogicheskih klassov v regional'noj sisteme obrazovaniya. Istochnik. 2021; № 2: 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kupcova S.A. Psihologo-pedagogicheskie klassy kak sredstvo formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. KANT. 2021; № 3 (40): 239-244.

6. Paputkova G.A., Golovina I.V., Medvedeva T.Yu. Psihologo-pedagogicheskie klassy kak 'etap professional'nogo stanovleniya buduschego uchitelya. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021; № 4 (58): 44-47.

7. Ashadullina N.N., Talysheva I.A. Professional'nye deficity uchitelej v postroenii obrazovatel'nyh strategij obuchayuschihsya profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 3: 13-17.

8. Salavatulina L.R. i dr. Issledovanie gotovnosti pedagogov k t'yutorskomu soprovozhdeniyu doprofessional'nyh programm uchaschihsya psihologo-pedagogicheskih klassov. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2023; № 4: 691-704.

9. Ankudinova E.V. Bazovaya koncepciya prodvizheniya psihologo-pedagogicheskoj nauki v nepreryvnom pedagogicheskom obrazovanii (ot podgotovki v psihologo-pedagogicheskih klassah do nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov) Studia Humanitatis. 2023; № 3: 7.

10. Burov K.S. Obnovlenie soderzhaniya deyatel'nosti pedagogov obscheobrazovatel'nyh organizacij v reshenii zadach professional'noj orientacii obuchayuschihsya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2024; № 2 (59): 110-119.

11. Pel' N.A. Uchastie pedagogov v professional'nyh obuchayuschihsya soobschestvah kak faktor professional'nogo rosta. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2024; № 1 (58): 115-124.

Статья поступила в редакцию 01.07.24

УДК 372.881.111.1

Kazanskaya N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

JAM METHODOLOGY AS AN EFFECTIVE TOOL FOR DEVELOPING ORAL SPEAKING AND PRESENTATION SPEECH SKILLS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS. The article explores one of the effective methods known as JAM. The primary challenge faced by undergraduates of non-linguistic universities in developing their public speaking skills is fluency and various strategies can be employed to boost students' confidence in delivering their speech. This study aims to collect data and outline the implementation of JAM, assess its impact, and analyze students' perceptions of this technique. A case study approach is utilized for this research, with qualitative data gathered through observation, questionnaires, and interviews. The findings indicate that JAM can be successfully integrated into formal English classrooms in universities, its application stimulates the development of presentation speech has a positive effect on enhancing students' speaking fluency, and is well-received by students. This study recommends that English teachers consider using JAM as a tool to assist their students in developing speaking fluency.

Key words: JAM-method, sequencing strips, presentation speech, presentation slides, fluency, accuracy

Н.В. Казанская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.