6. Kaskova M.E., Ustinova O.V., Bolshakova E.K. Phraseological Units with the Word "Bread" in Russian, Frenchand Italian Linguocultures. RFUR Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. Moscow: RFUR, 2020; № 11 (2): 319-329.
7. Bukina N.V. K voprosu metodologii issledovaniya kul'turnyh kodov. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Ulan-Ud'e: BGU, 2010; № 2 (47): 232-237.
8. Savickij M.V. Kul'turnye kody: suschnost', sostav i funkcionirovanie v processe obscheniya. Diskurs professional'noj kommunikacii. 2019. Moskva: MGIMO, 2019; T. 1, № 2 (47): 68-77.
9. Belousov I.V., Mel'nikov D.A., Sedyh V.V. Kul'turnyj kod Rossii i social'nayaznachimost' russkogo yazyka. Social'nayapedagogika vRossii. Moskva: Drevo, 2018; T. 6: 12-17.
10. Shpyneva E.M., Golubchikova M.G. K probleme issledovaniya kul'turnogo koda razlichnyh pokolenij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 80-2: 310-313.
Статья поступила в редакцию 05.02.24
УДК 373.5
Beryozkina O.I., postgraduate, teaching assistant, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
TYPOLOGY OF INFORMAL EDUCATIONAL PRACTICES IN THE ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN TO THE PEDAGOGICAL PROFESSION. The
article describes directions of formal and informal education in the orientation of schoolchildren to the pedagogical profession. The definitions of the concepts of "informal educational activity" and "informal educational practices" have been clarified. The typology of informal educational practices is proposed and substantiated depending on their leading goal: the practice of perception, response, assimilation, organization, interiorization. In accordance with the typology, examples of informal educational practices organized by educational organizations in order to orient schoolchildren to the pedagogical profession have been studied. Informal educational practices of a pedagogical orientation organized by the Omsk State Pedagogical University for students in grades 8-11 from various regions of Russia are listed. The conditions for their organization are indicated. Elective courses are offered for studying classes of psychological and pedagogical orientation. The article solves tasks in the work of teachers and curators of psychological and pedagogical classes, teachers of pedagogical universities and colleges and other subjects of the ecosystem of career guidance work.
Key words: career guidance, pre-professional pedagogical training, informal educational activities, informal educational practices, self-determination, readiness to choose pedagogical profession, involvement
О.И. Берёзкина, аспирант, асс, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
ТИПОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
В статье охарактеризованы направления формального и неформального образования в ориентации школьников на педагогическую профессию. Уточнены определения понятий «неформальная образовательная деятельности» и «неформальные образовательные практики». Предложена и обоснована типология неформальных образовательных практик в зависимости от их ведущей цели: практики восприятия, реагирования, усвоения, организации, инте-риоризации. В соответствии с типологией изучены примеры неформальных образовательных практик, организуемых образовательными организациями с целью ориентации школьников на педагогическую профессию. Перечислены неформальные образовательные практики педагогической направленности, организуемые Омским государственным педагогическим университетом для обучающихся 8-11 классов из различных регионов России. Обозначены условия их организации. Предложены элективные курсы для обучающихся классов психолого-педагогической направленности Данная статья предназначена для учителей и кураторов психолого-педагогических классов, преподавателей педагогических вузов и колледжей и других субъектов экосистемы профори-ентационной работы.
Ключевые слова: профориентация, допрофессиональная педагогическая подготовка, неформальная образовательная деятельность, неформальные образовательные практики, самоопределение, готовность к выбору педагогической профессии, вовлеченность
Актуальность статьи определена рядом обстоятельств. Традиционно ориентация школьников на педагогическую профессию осуществляется через обучение в классах психолого-педагогической направленности. С 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации ведется активная системная работа по развитию классов психолого-педагогической направленности [1]. С целью регулирования данной деятельности были разработаны Концепция профильных психолого-педагогических классов [2], Дорожная карта по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации [3], а также нормативно-правовые акты регионального уровня и локальные документы общеобразовательных организаций. На современном этапе развития образования образовательные организации также обеспечивают включение школьников в неформальные образовательные практики педагогической направленности. Зачастую уровень их организации и содержание зависят от заинтересованности и творческого подхода педагогов каждой организации, наличием у них времени и возможностей. «В данном направлении отсутствует системная и целенаправленная работа, ориентированная на результат. Отсюда появляется противоречие между возможностями неформального образования в решении задач профориентации и недостаточностью их использования в ориентации школьников на педагогическую профессию, а также между необходимостью систематизации и концептуализации неформальных образовательных практик ориентации школьников на педагогическую профессию и реальным уровнем разработанности данной проблемы в педагогических исследованиях» [4, с. 20].
Целью данной статьи является обоснование типологии неформальных образовательных практик в ориентации школьников на педагогическую профессию и их апробация в опытной работе.
Для решения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме работы;
2. Дать определение понятий «неформальная образовательная деятельность» и «неформальные образовательные практики»;
3. Изучить и типологизировать неформальные образовательные практики, способствующие ориентации школьников на педагогическую профессию;
4. Сформулировать выводы о результативности неформальной образовательной деятельности в ориентации школьников на педагогическую профессию.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована типология практик неформальной образовательной деятельности профориентационной педагогической направленности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория ориентации школьников на педагогическую профессию дополнена знанием о неформальной образовательной деятельности и неформальных образовательных практиках.
Практическая значимость определяется возможностью широкого внедрения в процесс профориентации школьников на педагогическую профессию разнообразных неформальных образовательных практик в соответствии с предложенной типологией.
В ходе исследования использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов и интернет-источников, типологизация, педагогический эксперимент, монографический метод и интерпретация данных, полученных в ходе работы.
Изучением сущности профориентационной работы со школьниками занимались многие ведущие ученые: С.Н. Чистякова, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжни-ков, Е.А. Климов, Л.М. Митина, В.И. Блинов, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев. Целесообразность допрофессиональной педагогической подготовки подчеркивается в работе таких исследователей, как Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, Л.Н. Серебренников, А.П. Чернявская, Н.С. Макарова, Е.И. Зарипова, Э.Р Диких. До-профессиональная педагогическая подготовка выступает первым этапом непрерывного педагогического образования будущих педагогов и является средством ориентации школьников на педагогическую профессию. Результат ориентации школьников на педагогическую профессию заключается в формировании у них готовности к ее выбору [5, с. 66].
С целью достижения данного результата в качестве одной из традиционных форм организации допрофессиональной педагогической подготовки выступают профильные классы. Профильные психолого-педагогические классы раскрывают формальное образование. В процессе допрофессиональной педагогической подготовки оно обеспечивается преимущественно за счет элективных курсов, осваиваемых школьниками в онлайн- и офлайн-форматах. Так, экспертная оценка 53 основных образовательных программ общеобразовательных организаций Омской области показала, что в качестве элективных курсов в 10-11 классах выби-
раются «Основы педагогики», «Основы психологии», «Практика педагогической деятельности».
В Ямало-Ненецком автономном округе психолого-педагогические классы организованы на базе 9-11 классов в соответствии с моделью сетевого взаимодействия и предполагают большой выбор элективных курсов, педагогических практик, реализуемых преподавателями педагогических университетов и институтов из Омска, Сургута, Томска, Тобольска, Екатеринбурга, Шадринска, Санкт-Петербурга. Так, в период с 2021 года по настоящее время преподаватели Омского государственного педагогического университета реализуют программы следующих дисциплин и практик:
«Классный руководитель - классный!»; «Основы конфликтологии»; «Основы менеджмента»; «Основы предпринимательства»; «Публичные выступления»; «Философия образования»; «Волонтерская практика»; «Практика организации и проведения праздников»; «Практика сопровождения проектной деятельности»; «Практика управления собой».
Кроме профилизации в части формального образования, допрофессио-нальная педагогическая подготовка может осуществляться через неформальную образовательную деятельность.
В ходе диссертационного исследования И.Н. Киселевой было определено, что неформальная образовательная деятельность - это «специально организованная деятельность в рамках неформального образования, которая включает в себя различные виды неформального образования» [6, с. 16] и которая не совпадает «с деятельностью формальной системы образования» [6, с. 1].
Мы под неформальной образовательной деятельностью понимаем специально организованную образовательную деятельность в экосистеме профори-ентационной работы, которая предполагает вовлечение школьников в неформальные образовательные практики и ориентирована на удовлетворение их индивидуальных запросов, потребностей и интересов.
«Образовательные практики представляют собой совокупность опривы-ченных действий, навыков, выработанных в условиях приобретения и усвоения определенных знаний, также включающих в себя типизированные способы поиска и отбора новой информации с помощью различных средств и ресурсов и типизированные способы взаимодействия с другими участниками учебного процесса» [7, с. 323].
Неформальные образовательные практики выступают в качестве частной единицы неформальной образовательной деятельности и представляют собой «способ образовательного взаимодействия, носящий творческий неформальный характер, требующий от обучающегося применения его способностей и интересов, актуализирующий имеющиеся у него знания, умения, навыки, компетенции, а также предполагающий полное включение в деятельность и осознание ответственности за ее результат» [8, с. 13]. Таким образом, образовательную практику можно отнести к неформальным в том случае, если взаимодействие осуществляется как добровольная разноуровневая коммуникация творческого характера, в ходе которой у школьников есть возможность через включение в совместную деятельность удовлетворить свои образовательные потребности, а также продемонстрировать и развить свои способности и интересы.
С целью изучения существующих неформальных образовательных практик, способствующих ориентации школьников на педагогическую профессию и реализуемых в регионах России, был осуществлен анализ 38 сайтов педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации; 30 Дорожных карт по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп), записей страниц ВКонтакте и Телеграмме групп #ПЕДКЛАССЫРОССИИ. Удалось установить, что ежегодно в России проводится более 1200 неформальных образовательных практик на региональном и федеральном уровнях. Анализ рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы демонстрирует, что на уровне образовательных организаций также систематически организуются профориентационные события педагогической направленности: посвящение и выпускные учеников психолого-педагогических классов, привлечение в муниципальные проекты, например, «Будущий учитель - учитель будущего» в Омской области, проведение Дней самоуправления в преддверии Дня учителя и другие. Столь широкое разнообразие неформальных образовательных практик в экосистеме профориентации потребовало их систематизации. Ведущим основанием для систематизации мы считаем приоритетные цели организации неформальной образовательной практики. На основе разработанной Блумом Б. таксономии в аффективной (эмоционально-ценностной) области деятельности [9] мы выделяем практики восприятия, реагирования, усвоения, организации и интериори-зации. Охарактеризуем каждый из типов практик.
Практики восприятия предполагают осознание обучающимися происходящего, готовность и желание воспринимать информацию, демонстрацию избирательного внимания и понимания. В неформальной образовательной деятельности в процессе практик восприятия обучающие способны осознать важность и ценность их будущей профессии, они проявляют уважение и восприимчивость к выступающим. Примерами практик восприятия, направленных на ориентацию школьников на педагогическую профессию, являются просмотр кинофильмов и мультфильмов, содержание которых отражает специфику педагогической деятельности, и их обсуждение (Свердловская, Калининградская области, Чувашская Республика); экскурсии в Технопарки универсальных педагогических компе-
тенций, Кванториумы, педагогические вузы, музеи, библиотеки (Новосибирская и Ленинградская области, Удмуртская Республика, Республика Алтай); лекции преподавателей вузов и встречи с победителями конкурсов профессионального мастерства, ветеранами педагогического труда, студентами и преподавателями педагогических вузов, с опытными и молодыми педагогами, работающими в школе (Астраханская, Белгородская области, Ставропольский край, Республика Дагестан).
Практикам реагирования соответствуют активная позиция обучающихся, реакции на внешние стимулы, интерес к происходящему. Они демонстрируют готовность отвечать на вопросы, выполнять разнообразные действия, помогать, делиться информацией, что доставляет им положительные эмоции, удовольствие, а также повышает мотивацию к неформальной образовательной деятельности. Среди практик реагирования в профориентационной работе педагогической направленности популярными являются круглые столы, например, на тему «Диалог поколений: профессия «Учитель» вчера, сегодня, завтра» (Чувашская Республика); флешмобы; посвящения в педклассовцы/юные педагоги (Ленинградская, Свердловская, Астраханская области, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край).
Практики усвоения направлены на постижение и принятие ценностей педагогической профессии и предполагают ряд «этапов формирования ценностного отношения: принятие ценностной ориентации (формирование мнения через целенаправленное изучение различных точек зрения), предпочтение ценностной ориентации (формирование устойчивого желания занимать определенным видом деятельности), приверженность/убежденность (формирование идеала)» [10]. Нам удалось установить, что наиболее популярными в регионах России практиками усвоения являются форумы и слёты психолого-педагогических классов (Ставропольский край, Свердловская, Челябинская, Томская, Московская области); тренинги, практикумы, интеллектуальные игры, мастер-классы, а также олимпиады педагогической направленности, например, Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д. Ушинского (Ярославская область), Межвузовская олимпиада школьников «Первый успех» (Ленинградская область), Межрегиональная олимпиада «Педагогическое будущее России» (Московская область).
Практики организации позволяют ученикам отразить их ценностное отношение посредством создания и применения продуктов неформальной образовательной деятельности при взаимодействии с другими обучающимися. Кроме того, в данных практиках позиция ученика предполагает осознание им ответственности за реализуемую деятельность и её результат, а также способствует развитию навыков планирования и организации. При практиках организации обучающиеся самостоятельно инициируют и организуют неформальные образовательные события, а также вовлекают в них других участников. Яркими примерами таких событий, организуемых школьниками, являются акции, например, «Чистые игры» по очистке территории (Чеченская Республика), и внутришкольные праздники: «Посвящение в 5-тиклассники» (Удмуртская Республика, Тамбовская область, Республика Татарстан и др.), новогодние утренники (Краснодарский край); музыкально-танцевальные перемены (Ленинградская область).
Практики интериоризации позволяют ученикам распространить их ценностные ориентации через организуемую ими деятельности, которая является максимально приближенной к профессиональной педагогической. Сложившаяся у обучающихся система ценностей обеспечивает последовательность, предсказуемость, контролируемость их поведения. Так, например, в позиции ассистента классного руководителя на профессиональной пробе обучающийся проявляет уверенность в себе, выполняет соответствующие трудовые функции и при этом транслирует ценности педагогической профессии, которые соотносятся с его системой ценностей. Кроме профессиональных проб примерами практик интериоризации являются профильные лагерные смены психолого-педагогической направленности: Всероссийский юношеский педагогический форум на базе ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» (Краснодарский край); Дальневосточный юношеский педагогический форум на базе ФГБОУ ВДЦ «Океан» (Приморский край); и краткосрочные лагерные смены: «Профессия дальнего действия» (Новосибирская область); «Игротека» (Томская область); «Школа орлятских вожатых» (Хабаровский край).
В период 2021-2022 и 2022-2023 учебных годов Омский государственный педагогический университет совместно с партнёрскими организациями обеспечивал включение в неформальную образовательную деятельность школьников из Омской, Ленинградской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. С целью обеспечения результативности ориентации школьников на педагогическую профессию, неформальная образовательная деятельность строилась на идеях событийного подхода, обеспечивала вовлеченность каждого участника в процесс профессионального самоопределения, носила практико-о-риентированный характер, была направлена на удовлетворение образовательных потребностей школьников и организована как разноуровневая коммуникация, основываясь на технологиях наставничества и педагогического сопровождения. Таким образом, в течение двух учебных годов с целью ориентации школьников на педагогическую профессию было организовано 48 неформальных образовательных практик в онлайн- и офлайн-форматах: практики восприятия - 5; реагирования - 6; усвоения - 6; организации - 14; интериоризации - 17. Их примеры приведены в табл. 1.
Таблица 1
Неформальные образовательные практики, организуемые Омским государственным педагогическим университетом
в ходе профориентационной работы
Тип неформальных образовательных практик Примеры образовательных событий ОмГПУ
Практики восприятия Лекции от лекторов общества «Знание»
Экскурсия по Технопарку универсальных педагогических компетенций им. В.М. Самосудова и Кванториуму им. академика РАО Михаила Павловича Лапчика
Встреча со студентами ОмГПУ - призерами и победителями Всероссийских конкурсов и олимпиад
Практики реагирования Круглый стол «Педагогические династии: семья педклассовца»
Неделя без турникетов
Всероссийский флешмоб видеороликов «педКЛАСС»
Практики усвоения Слёт классов психолого-педагогической направленности
Дистанционный трек для обучающихся классов психолого-педагогической направленности в рамках Региональной психолого-педагогической олимпиады
Обучающий мастер-класс в Экспериментариуме
Практики организации Акции «Коробка храбрости», «Весенняя неделя добра»; Серия акций «День единых действий» (ко Дню знаний, Дню учителя, Дню российской науки, Всемирному дню чтения вслух, Международному дню культуры)
Организация и проведение образовательного события «Новогодний педкласс»
Практики интериоризации Профессиональные пробы (в том числе на Дне самоуправления): педагог-аниматор; менеджер образовательных проектов; педагог инклюзивного образования; продюсер онлайн-курса; тьютор в начальном образовании; графический дизайнер; педагог дополнительного образования (техническая направленность); гейм-дизайнер; оператор лазерного станка; классный руководитель
Проектировочные мастерские: «Школьные праздники», «Образовательные ресурсы», «Игротека»
Тематическая площадка «Университет будущего учителя»: «Создание цифровой квест-комнаты», «Проектирование настольной онлайн-игры», «Продвижение образовательного контента»
Конкурс социально-педагогических и исследовательских проектов обучающихся классов психолого-педагогической направленности. Выпускной экзамен для обучающихся 11 классов психолого-педагогической направленности организаций-партнеров
Участниками 48 неформальных образовательных практик стали более 8 000 школьников с 8 по 11 классы. В рефлексивных листах и мотивационных письмах абитуриенты Омского государственного педагогического университета отмечали значимость и ценность сложившегося у них субъектного опыта и отношения к педагогической профессии посредством включения в неформальную образовательную деятельность. Приведём цитаты обучающихся. Елизавета Е.: «Освоив на профессиональной пробе «педагог-аниматор» в ОмГПУ технологию построения квеста и игровые приёмы, я смогла в школе провести интересное занятие для младших классов. Я с лёгкостью нашла общий язык с учениками. Профессиональная проба помогла мне осознать, что я заряжаюсь положительной энергией от работы с детьми. В очередной раз я смогла убедиться, что хочу быть учителем». Варвара Т.: «Слёт психолого-педагогических классов прошёл интересно! Я задумалась о том, что педагогика - это невероятно тяжелый труд, но очень важный для всех людей. Именно педагоги отчасти формируют в своих
Библиографический список
учениках личностей, а это так важно для будущего! Мне кажется, что пришло время для того, чтобы показать престиж и важность профессии учителя. Ведь без этой чудесной профессии, которая излучает не только знания, но также свет и доброту, люди «пропадут» и станут необразованными».
Таким образом, в заключение мы можем отметить, что систематическая и регулярная вовлеченность обучающихся в разнообразные неформальные образовательные практики позволяет осознать свои интересы, особенности, возможности и соотнести их с требованиями, предъявляемыми педагогической профессией. Кроме того, неформальная образовательная деятельность способствует удовлетворению образовательных потребностей обучающихся. Обеспечение готовности школьников к выбору педагогической профессии является возможным в том случае, если ученик имеет субъектный опыт неформальной образовательной деятельности в практиках восприятия, реагирования,усвоения,организации, интериоризации.
1. Минпросвещения России создаст пять тысяч педагогических классов. Available at: https://edu.gov.ru/press/3524/minprosvescheniya-rossii-sozdast-pyat-tysyach-pedagogicheskih-klassov/
2. Концепция профильных психолого-педагогических классов. Available at: https://apkpro.ru/upload/docs/PPPK/Концепция%20профильных%20психолого-педагогиче-ских%20классов^
3. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023-2024 годы. Available at: https://apkpro.ru/upload/docs/PPPШлан%20мероприятий(<<Дорожная%20карта>>)%20по%20развитию%20сети%20пппк.pdf
4. Березкина О.И. Неформальная образовательная деятельность в классах психолого-педагогической направленности. Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования: сборник научных материалов международного форума. Ярославль, 2023: 19-31.
5. Гаврилова О.М. Формирование готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии в информационно-деятельностном образовательном пространстве «Педагогический университет-школа». Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2019.
6. Киселева И.Н. Неформальная образовательная деятельность как фактор социально-педагогической адаптации студентов вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2018.
7. Пинчук А.Н. Образовательные практики в концептуальном поле социологии. Знание. Понимание. Умение. 2016; № 4: 321-331.
8. Якушкина М.С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов. Человек и образование. 2020; № 1 (62): 9-15.
9. Krathwohl D.R., Bloom B.S., Masia B.B. Taxonomy of educational objectives: The classifi-cation of educational goals. Handbook II: The affective domain. New York. 1964.
10. Фроленкова А.Л., Огороднова О.В., Кукуев Е.А. Опыт развития ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе освоения программы бакалавриата. Педагогика и просвещение. 2023; № 2: 10-21.
References
1. Minprosvescheniya Rossii sozdast pyat tysyach pedagogicheskih klassov. Available at: https://edu.gov.ru/press/3524/minprosvescheniya-rossii-sozdast-pyat-tysyach-pedagogicheskih-klassov/
2. Koncepciya profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov. Available at: https://apkpro.ru/upload/docs/PPPK/Koncepciya%20profifnyh%20psihologo-pedagogicheskih%20 klassov.pdf
3. Plan meropriyatij («Dorozhnaya karta») po razvitiyu seti profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov (grupp) v sub'ektah Rossijskoj Federacii na 2023-2024 gody. Available at: https://apkpro.ru/upload/docs/PPPK/Plan%20meropriyatij(«Dorozhnaya%20karta»)%20po%20razvitiyu%20seti%20pppk.pdf
4. Berezkina O.I. Neformal'naya obrazovatel'naya deyatel'nost' v klassah psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti. Razvitie kadrovogo potenciala sfery obrazovaniya: perezagruzka sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh materialov mezhdunarodnogo foruma. Yaroslavl', 2023: 19-31.
5. Gavrilova O.M. Formirovanie gotovnosti starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskojprofessii v informacionno-deyatel'nostnom obrazovatel'nom prostranstve «Pedagogicheskij universitet-shkola». Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2019.
6. Kiseleva I.N. Neformal'naya obrazovatel'naya deyatel'nost'kak faktor social'no-pedagogicheskojadaptacii studentov vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2018.
7. Pinchuk A.N. Obrazovatel'nye praktiki v konceptual'nom pole sociologii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016; № 4: 321-331.
8. Yakushkina M.S. Neformal'nye obrazovatel'nye praktiki v prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov. Chelovekiobrazovanie. 2020; № 1 (62): 9-15.
9. Krathwohl D.R., Bloom B.S., Masia B.B. Taxonomy of educational objectives: The classifi-cation of educational goals. Handbook II: The af-fective domain. New York. 1964.
10. Frolenkova A.L., Ogorodnova O.V., Kukuev E.A. Opyt razvitiya cennostnyh orientacij buduschih pedagogov v processe osvoeniya programmy bakalavriata. Pedagogika i prosveschenie. 2023; № 2: 10-21.
Статья поступила в редакцию 29.01.24
УДК 378
Karpova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CREATION OF TEXTBOOKS FOR THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE IN THE PROFESSIONAL SPHERE". The author of the article draws attention to a very important component of didactic support for teaching foreign languages in a higher educational institution, in particular to the development of textbooks in the discipline "Foreign Language in the Professional Sphere", which are the main educational resource and play a key role in achieving goals in training of future professionals. The article presents results of research on the development of foreign language textbooks by both foreign and Russian scientists and practitioners, particularly, on the development of theoretical foundations for the creation of such textbooks. The author of this article summarizes and structures the principles and stages of creating textbooks on a foreign language and, having extensive experience in creating textbooks for studying English in the professional sphere, offers her own concept of the structure of the textbook and his own script for the thematic section of the textbook, which can be used as a basis creating future textbooks of this type. The author also determines prospects for research into the theoretical and practical aspects of creating textbooks for learning a foreign language in the professional sphere.
Key words: English for specific purposes, textbook structure, exercises script, professionally oriented text
Т.А. Карпова, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УЧЕБНИКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»
Автор статьи привлекает внимание к очень важной составляющей дидактического обеспечения преподавания иностранных языков в высшем учебном заведении - к разработке учебников по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», которые являются основным учебным ресурсом и играют ключевую роль в достижении поставленных целей при подготовке будущих профессионалов. В данной статье представлены результаты исследований по разработке учебников по иностранному языку как зарубежных, так и отечественных учёных и практиков, в частности, по разработке теоретических основ создания подобных учебников. Автор данной статьи обобщает и структурирует принципы и этапы создания учебников по иностранному языку и, имея большой опыт в создании учебников по изучению английского языка в профессиональной сфере, предлагает свою концепцию по структуре учебника и авторский сценарий тематического раздела учебника, которые могут быть положены в основу создания будущих учебников подобного типа. Автор также определяет перспективы исследований теоретических и практических аспектов создания учебников для изучения иностранного языка в профессиональной сфере.
Ключевые слова: английский язык для специальных целей, структура учебника, сценарий упражнений, профессионально ориентированный текст
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что разработка учебников по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» требует большего внимания к интеграции исследований, проводимых по изучению соответствующих учебников, учебных пособий и практики их использования в высших учебных заведениях. К сожалению, на данный момент большинство исследований посвящено разработке учебников по изучению иностранного языка для общих целей и очень малое количество исследований по созданию учебников по изучению иностранного языка для специальных целей, отсутствует перечень структурных компонентов учебников по изучению иностранного языка для профессиональных целей и их системный обзор, не обобщены требования и принципы построения подобных учебников.
Целью данного исследования является определение системного подхода к разработке учебников по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». В связи с этим определены следующие задачи исследования: проанализировать зарубежные и отечественные научные источники, которые посвящены исследованиям в области создания учебников как по изучению иностранных языков для общих целей, так и по изучению иностранных языков для специальных целей; систематизировать принципы разработки учебников по изучению иностранных языков в профессиональной сфере; определить структурные компоненты учебника по выше указанной дисциплине и дать системный обзор каждого структурного компонента.
Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются основные законы, принципы, категории педагогики, психологии и методики преподавания иностранных языков в вузе. В данной статье используется метод наблюдения, то есть отслеживание изменений к созданию учебников, а также метод сравнения - сопоставление различных подходов к созданию учебников по иностранному языку для профессиональной сферы.
Среди зарубежных учёных, осуществивших исследования в области определения требований к разработке учебников иностранного языка, можно упомянуть Leslie E. Sheldon, Anne Burns S Jack C. Richards, Brian Tomlinson, Molly Xie Pan S Yan Zhu и др. Лесли Шелдон (Leslie E. Sheldon), директор ELT, Pitman Education and Training Ltd, считает, что разработка учебников по изучению ино-
странных языков носит бессистемный и недостаточно исследованный характер и в 1989 году провёл специализированный семинар Британского совета под названием «Учебники ELT и учебные материалы: оценка, эксплуатация, адаптация и дизайн», на котором изложил свои взгляды и предоставил трибуну своим коллегам для оценки существующих учебников и решения конфликта между коммерческими и педагогическими интересами в этой области, а также для оглашения общих качественных критериев разработки учебников по изучению иностранных языков. Критерии для учебников, которые были предложены Лесли Шелдон для обсуждения: следующие рациональность, доступность, ориентация на обучающегося, дизайн, структура представления дидактического материала, сочетаемость представленных дидактических материалов, организация структурных компонентов, физические характеристики учебников, соответствие целям, гарантия подлинности представленных материалов, достаточность представленных материалов, культурная предвзятость, образовательная ценность, гибкость, возможность установить оценочные параметры [1]. Следует отметить, что представленные принципы несколько хаотичны и неструктурированы, может быть, поэтому после ряда попыток создания учебников по разработанным критериям достичь совершенства не получается. Энн Бернс и Джек К. Ричардс (Anne Burns S Jack C. Richards) в коллективной монографии «Кембриджское руководство по педагогике и практике преподавания второго языка» пытаются обобщить просчёты и достижения в преподавании иностранного языка [2]. После довольно продолжительного периода времени проблему создания дидактических материалов в данном направлении поднимает Брайан Томлинсон (Brian Tomlinson), президент Ассоциации разработчиков дидактических материалов по изучению иностранных языков (MATSDA), в коллективной монографии «Исследования SLA и разработка материалов для изучения языков» с привлечением ряда исследователей, большинство из которых считают, что учебники являются основным учебным ресурсом и играют ключевую роль в обучении иностранному языку как в среднем, так и в высшем образовании [3]. Зарубежные коллеги из Китая высказывают мнение, что учебники по иностранному языку не только имеют какие-либо формы для языковых входных данных, но и оказывают огромное влияние на культурные и идеологические основы, моделируют учебную дея-