Научная статья на тему 'ДНИ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КЛАССАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ДНИ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КЛАССАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ДЕНЬ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берёзкина Октябрина Игоревна, Диких Элина Радиковна, Зарипова Елена Игоревна, Макарова Наталья Станиславовна

В статье обоснована значимость неформальных образовательных практик профориентационной работы в классах психолого-педагогической направленности. Определены характеристики неформальных образовательных практик, а на основе идей событийного подхода - специфика их проектирования для ориентации школьников на педагогическую профессию. Выявлены педагогические особенности дней единых действий как формы организации педагогического взаимодействия, широко распространенной в современной образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берёзкина Октябрина Игоревна, Диких Элина Радиковна, Зарипова Елена Игоревна, Макарова Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAYS OF UNIFIED ACTIONS IN THE SYSTEM OF CAREER GUIDANCE IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

The article substantiates the importance of non-formal educational practices of career guidance in classes of psychological and pedagogical orientation. The characteristics of non-formal educational practices are determined, the specifics of their design for the orientation of schoolchildren to the teaching profession are determined on the basis of the ideas of the event approach. The pedagogical features of the days of unified actions as a form of organization of pedagogical interaction, widespread in modern educational practice, are revealed.

Текст научной работы на тему «ДНИ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КЛАССАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 374.1 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-147-152

Науч. спец. 5.8.1

Октябрина Игоревна Берёзкина

Омский государственный педагогический университет, ассистент кафедры педагогики, Омск, Россия

e-mail: oktjabrina@omgpu.ru

Элина Радиковна Диких

Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Омск, Россия e-mail: bagautdinova1987@mail.ru

Елена Игоревна Зарипова

Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Омск, Россия e-mail: e_zaripova00@mail.ru

Наталья Станиславовна Макарова

Омский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, Омск, Россия e-mail: maknat1@yandex.ru

Дни единых действий в системе профориентационной работы в классах психолого-педагогической направленности

Аннотация. В статье обоснована значимость неформальных образовательных практик профориентационной работы в классах психолого-педагогической направленности. Определены характеристики неформальных образовательных практик, а на основе идей событийного подхода — специфика их проектирования для ориентации школьников на педагогическую профессию. Выявлены педагогические особенности дней единых действий как формы организации педагогического взаимодействия, широко распространенной в современной образовательной практике.

Ключевые слова: неформальное образование, профессиональная ориентация, классы психолого-педагогической направленности, день единых действий, образовательное событие, событийный подход в педагогике.

Oktyabrina I. Beryozkina

Omsk State Pedagogical University, Assistant Professor of the Department of Pedagogy, Omsk, Russia

e-mail: oktjabrina@omgpu.ru

Elina R. Dikikh

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of

the Department of Pedagogy, Omsk, Russia e-mail: bagautdinova1987@mail.ru

Elena I. Zaripova

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of

the Department of Pedagogy, Omsk, Russia e-mail: e_zaripova00@mail.ru

Natalia S. Makarova

Omsk State Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs,

Omsk, Russia e-mail: maknat1@yandex.ru

© Берёзкина О. И., Диких Э. Р., Зарипова Е. И., Макарова Н. С., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 3 (36), с. 147-152. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 3 (36), pp. 147-152.

Days of Unified Actions in the System of Career Guidance in Psychological and Pedagogical Classes

Abstract. The article substantiates the importance of non-formal educational practices of career guidance in classes of psychological and pedagogical orientation. The characteristics of non-formal educational practices are determined, the specifics of their design for the orientation of schoolchildren to the teaching profession are determined on the basis of the ideas of the event approach. The pedagogical features of the days of unified actions as a form of organization of pedagogical interaction, widespread in modern educational practice, are revealed.

Keywords: non-formal education, professional orientation, classes of psychological and pedagogical orientation, day of united actions, educational event, event approach in pedagogy.

Введение (Introduction)

В последние годы конкурс при поступлении в педагогические университеты, средний балл результатов единых государственных экзаменов поступающих на программы подготовки педагогов растет, но не так значительно, как всем бы этого хотелось. В этой связи примечательно, что первое ключевое направление программы развития педагогических вузов, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, утвержденной осенью 2020 г., — разработка единой системы выявления и поддержки педагогически одаренной молодежи.

В основе данной системы: во-первых, организация профильной педагогической подготовки в общеобразовательных организациях; во-вторых, систематическое проведение «школ», профильных смен, лагерей для старшеклассников, ориентированных на педагогическую профессию; в-третьих, реализация дополнительных общеразвивающих программ для школьников профильных психолого-педагогических классов.

Предметом рассмотрения в настоящей статье выступает второе направление, предполагающее создание единой образовательной среды, насыщенной событиями педагогической направленности, когда у участников есть возможности для самоактуализации, самоопределения, приобретения субъектного опыта. В этих условиях актуальным становится поиск оригинальных форм организации неформальных образовательных практик, помогающих школьникам в выборе профессии. Среди широко распространенных в образовательной практике, но наименее разработанных в теоретическом отношении подобных форм выделяются дни единых действий.

Цель настоящей статьи заключается в обосновании характеристик дней единых действий как неформальных образовательных практик, в определении специфики их проектирования для ориентации школьников на педагогическую профессию.

Методы (Methods)

В качестве теоретико-методологической базы в исследовании используются идеи концепции непрерывного образования, на основе которой раскрываются особенности дней единых действий как неформальных образовательных практик. Обоснование эффективности дней единых действий осуществляется с использованием методов теоретического исследования: анализ, синтез, систематизация подходов

к неформальному образованию и образовательным событиям, терминологический анализ понятия «день единых действий», обобщение педагогического опыта на основе апробации разработанных авторами сценариев дней единых действий для обучающихся классов психолого-педагогической направленности.

Литературный обзор (Literature Review)

Термины «формальное образование» и «неформальное образование» ввел Ф. Кумбс в работе «Кризис образования в современном мире», отмечая, что система образования включает не только несколько ступеней и видов формального образования, но и «все те систематические программы и формы образования и подготовки, которые лежат за их пределами... так называемые неформальные виды образования» [1, с. 14].

Оно носит личностно-ориентированный индивидуализированный характер, практико-ориентировано и отвечает на конкретные образовательные запросы обучающихся. Привычные для формального образования формы контроля в неформальном образовании отсутствуют, ему присущи самоуправление, демократический способ оценки результата, самоаттестация, самооценка на основе личностно значимых критериев, а также взаимооценка. Следовательно, результат неформального образования во многом зависит от собственной мотивации обучающихся и их внутренней ответственности. В силу своих особенностей неформальное образование осуществляется через неформальные образовательные практики в различных образовательных учреждениях: частных, государственных, а также вне их: посредством вовлечения детей в клубную, кружковую деятельность.

М. Р. Илакавичус в статье «Практики как педагогическая категория» отмечает, что «понятие практики заимствовано педагогикой из социологии, в которой им обозначаются устоявшиеся столетиями модели действий.», и в основу «образовательных практик заложен не привычный для формального образования теоретический нарратив, а практико-ориентированный ход "демонстрация — воспроизведение"» [2, с. 10]. Неформальные образовательные практики — это способ образовательного взаимодействия, которое носит творческий неформальный характер, требует от обучающегося применения его способностей и интересов, актуализации имеющихся у него знаний, умений, навыков, компетенций, а также полное включение в деятельность и осознание ответственности за ее результат [3, с. 13].

С целью ориентации школьников на педагогическую профессию наравне с формальными образовательными практиками сегодня применяются и неформальные, которые позволяют достигнуть желаемого результата благодаря практико-ориентированности, а также соответствию современным трендам в образовании и запросам школьников. Профориентация рассматривается как инструмент противодействия социальному неравенству, развития демократии путем предоставления социальных лифтов. Знакомство со всем многообразием окружающего мира, представленного в том числе и в многообразии профессий, рассматривается как первостепенная задача, решаемая с помощью неформальных образовательных практик [4, с. 284].

В классах психолого-педагогической направленности, где осуществляется профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию, активно применяются неформальные образовательные практики. Вовлекаясь в них, школьники познают себя, «примеряют» образ будущей профессии, реализуют творческий, интеллектуальный потенциалы, проявляют креативность, развивают коммуникативные способности и способность к совместной деятельности.

В. И. Слободчиков обозначает сущностный признак события как общность бытия людей, в которой они проявляют соучастие через взаимодействие и отношения с понятными и принятыми целями, оставляющее эмоциональный след в памяти участников [5, с. 139]. Д. В. Григорьев подчеркивает, что взаимодействие организуется как сотрудничество взрослых и детей в сфере совместного бытия [6, с. 92]. Внутри со-бытийной общности индивид раскрывает свое отношение к определенным объектам через свои действия, поведение; приобщается к определенным формам культуры; создает новые формы, проявляя свою индивидуальность, само-бытность.

В рамках педагогической науки события классифицируются по различным признакам [7, с. 104]. По эмоциональному отклику события подразделяются на положительные (связаны с радостными, счастливыми переживаниями) и отрицательные (приносят неприятности). По степени воздействия на сознание человека выделяют биографические (своеобразный поворотный пункт в биографии индивида; определяют ее траекторию) и критические (вызывают существенные изменения в жизни человека) события. Последние бывают нормативными (происходят обычно в определенном возрасте и имеют определенное содержание) и ненормативными (нетипичны для большинства людей, непредсказуемы). Исходя из предметной области, события дифференцируют на события-впечатления, события-мысли, события-поступки. Среди наиболее распространенных форм проведения событий разной направленности — конкурс, квест, праздник и др.

На основе позиции Н. Б. Крыловой выделяются следующие условия возникновения событийности в образовании:

- ситуации разворачиваются не по специальному замыслу, а естественным путем;

- осуществляется ориентация на сотрудничество и взаимопомощь между всеми участниками образовательного процесса, включающая общение школьника с взрослыми, сверстниками, детьми младшего и старшего возраста;

- школьнику обеспечивается та деятельность, к которой он стремится и которая позволяет ему проявлять самостоятельность, инициативность и ответственность в процессе взаимодействия [8, с. 139].

Носителем «события», по мнению З. А. Степанчук, может стать:

- совместная творческая деятельность детей и взрослых, превратившаяся в со-бытие, т. е. в совместное проживание действительности;

- фильм, спектакль, прочитанная книга, которые помогут неожиданно найти ответ на вопрос, важный для личностного роста, поиска эстетического, нравственного решения при выражении ребенком собственного отношения к миру через продукт творческой деятельности;

- «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след в жизни ребенка [9, с. 141].

Как известно из психолого-педагогической теории, педагогическая направленность — это мотивация, интерес к педагогической деятельности, который выражается в эмоционально-ценностном отношении к профессии, в склонности к видам деятельности, воплощающим специфику профессии, в профессионально значимых качествах личности. Причем мотивация может раскрываться через интерес к содержанию конкретного предмета, через мотивы общения и/или мотивы совершенствования.

Таким образом, к проектируемому событию педагогической направленности предъявляются следующие требования:

- связь с реальной педагогической ситуацией, которая актуальна для всех участников события;

- целеполагание взрослых на основе ценностей педагогической деятельности, с учетом не только собственных смыслов, но и смыслов ребенка, который свободно и ответственно готов сотрудничать со взрослыми;

- педагог, проектируя событие, учитывает возможности для личностного самоопределения школьника;

- для создания ситуации со-бытия педагогической направленности организуется «погружение» в педагогический контекст и возможность для выбора школьником содержания и видов деятельности, характерных для педагогических профессий, позволяющих каждому проявлять самостоятельность, инициативность и ответственность в процессе активного взаимодействия;

- ориентация в организации на диалоговое общение, сотрудничество и взаимопомощь между педагогами, студентами, школьниками разных возрастов;

- организация итоговой коллективной рефлексии события.

Один из примеров неформальной образовательной

практики, обладающей всеми признаками образовательного события, реализуемой в классах психолого-педагогической направленности, научно-методическое сопровождение которых осуществляют преподаватели Омского государственного педагогического университета, — «День единых действий».

«День единых действий» — всероссийская акция, направленная на формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции, содействие развитию самостоятельности и вовлечение педагогов, обучающихся

общеобразовательных организаций и их родителей в деятельность Российского движения школьников. Организатор проекта — федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (Рос-детцентр); соорганизатор проекта — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ) [10, с. 41].

Очевидно, что эта идея реализует важную образовательную задачу актуализации ценностей, которые транслируются в рамках предлагаемого образовательного события.

Специфика дней единых действий заключается в одновременном проведении образовательного события по одному сценарному плану в разных образовательных организациях. Организация — инициатор акции проектирует образовательное событие:

- определяет дату проведения события;

- определяет цель и задачи события;

- формулирует ценности, транслируемые в процессе проведения события;

- определяет форму проведения события (викторина, театрализация, конкурс, игра, соревнование, кейс-студия, форум, флешмоб и др.);

- разрабатывает сценарный план проведения события;

- готовит методические материалы для проведения события (раздаточные материалы, презентации, аудио-и видеоматериалы, комментарии).

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Рассмотрим примеры проводимых силами Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) дней единых действий как серии событий для классов психолого-педагогической направленности.

Учитывая возрастные особенности старшеклассников, которые уже способны на полемичное взаимодействие, педагогом проектируется ситуация, носящая проблемно-ценностный характер и требующая от каждого участника взаимодействия самоопределения в обосновании смыслов и в отношении к педагогической науке. День российской науки — событие, которое организуется в форме кейс-лаборатории. Совместная деятельность в кейс-лаборатории предполагает, что все участники решают кейс, осуществляя поисковую, учебно-познавательную деятельность исследовательского характера. Приоритетная цель кейс-лаборатории, посвященной Дню российской науки, — это развитие читательской грамотности обучающихся на основе работы с педагогическими текстами. Ведущий описывает общую ситуацию кейса: поздравляет участников с Днем российской науки, рассказывает об истории праздника, характеризует науку как сферу деятельности человека, приводит пример классификации наук по основному объекту изучения; подчеркивает, что педагогика — это особая наука, поскольку имеет двойной статус — социогуманитарной науки, так как изучает человека в процессе получения образования и ищет ответ на вопрос о том, как наилучшим образом организовать процесс образования человека. Основоположник научной педагогики в нашей стране — К. Д. Ушин-ский. Участникам предлагается посмотреть видеоматериалы о К. Д. Ушинском. Далее формулируется общий вопрос

кейса: какие научные идеи К. Д. Ушинского и как реализуются в современном мире? При этом содержание вопроса, его формулировка обсуждаются с участниками и могут быть изменены. Для поиска ответа предлагается разделиться на три группы по интересам. Каждая группа работает с тезисами одной из трех статей К. Д. Ушинского и последовательно выполняет предлагаемые задания:

- по работе «Родное слово». Группа отвечает на вопросы: чему, по мнению Ушинского, учит родной язык человека? какие стороны усиливает и развивает? какие современные проблемы общества, культуры и образования можно выделить, основываясь на статью К. Д. Ушинского «Родное слово»? Ребята составляют синквейн на тему «Родной язык», ориентируясь на материалы статьи Ушинского и на собственные размышления;

- по работе «Труд в его психическом и воспитательном значении». Ребята перечисляют основные педагогические идеи К. Д. Ушинского, изложенные в статье; создают групповой рисунок-схему; отвечают на вопросы: почему человеку важно трудиться? какие педагогические средства предлагает применять Константин Дмитриевич для развития у школьников «привычки к труду»? насколько эти средства современны?

- по статье «О пользе педагогической литературы». Участники группы перечисляют основные идеи работы, отвечают на вопрос: педагогика — это наука или искусство? Подбирают цитаты, подтверждающие свой ответ.

После выполнения всех заданий каждая группа формулирует свой обоснованный ответ на вопрос кейса и представляет его всем участникам. Формулируется общее мнение, и подводятся итоги. Завершая работу кейс-лаборатории, важно отметить, что изучение научных педагогических текстов составляет важнейшую часть работы педагога-исследователя, и дать развернутую характеристику ответов участников с опорой на следующие критерии:

- способность понимать педагогический текст (выявлять буквальный смысл текста);

- способность интерпретировать педагогический текст (передавать содержание своими словами);

- способность обобщать и оценивать информацию, делать выводы и аргументировать свою позицию.

Для включения в общую событийную практику педагогической направленности школьников основной школы подходит кейс-студия. «Кейс-студия в этом случае понимается как пространство для творческого представления результатов решения некой проблемной ситуации, задачи; пространство для нестандартного выражения идей по их решению. Организация работы в студии является формой обучения в концепции театральной педагогики. Работая в студии, человек развивает такие качества, как избирательность восприятия, способность к творческой интерпретации получаемой информации, выражению эмпатии и идентификации, к самоорганизации в эмоциональных проявлениях и самокоррекции поведения» [11, с. 83]. Эта форма организации дней единых действий предполагает взаимодействие на основе сотворчества, решение кейса в процессе выполнения этюдов разновозрастными группами участников. Приоритетной целью кейс-студии «Меж-

дународный день культуры» стало формирование представлений о педагогической культуре и развитие мягких навыков участников. «Погружение» участников в ситуацию кейса начиналось с поздравления участников с Международным днем культуры и комментария слайдов презентации о происхождении термина «культура», истории праздника, о его атрибутике — Знамени Мира как символе международного сотрудничества в деле сохранения и обогащения культуры, а также определения понятия «педагогическая культура» как части общечеловеческой культуры, обсуждения общего вопроса кейса: в чём проявляется педагогическая культура? как можно изобразить на Знамени Мира одну из составляющих общечеловеческой культуры — культуру педагогическую? Для поиска ответа предлагается разделиться на группы. Каждая группа проигрывает предлагаемые этюды, в которых демонстрируются элементы педагогической культуры:

- этюд 1 связан с культурой внешнего вида педагога. Группам предлагается выбрать для конкретного целевого назначения эстетически выразительную одежду учителя и обосновать свой выбор;

- этюд 2 посвящен речи учителя. В группах знакомятся с диалогом из пьесы Г. Полонского «Доживем до понедельника» и отвечают на вопросы: каким требованиям не отвечает речь учителя? какие нормы современного литературного языка нарушены? как такая речь характеризует учителя?

- на этюде 3 группам предлагается мимикой и жестами продемонстрировать реакции учителя в предложенных обстоятельствах, т. е. попробовать применять не только вербальные, но и невербальные средства взаимодействия;

- этюд 4 — это работа участников с целями-ценностями, самоопределение со значимостью предложенных организаторами педагогических ценностей. Способ реализации этюда — игра «Строим стену». При обсуждении в группах определяются фундаментальные педагогические ценности, могут добавляться в «стену» ценности, предложенные участниками;

- этюд 5 — «Обобщающий». Каждая группа проигрывает предложенную педагогическую ситуацию, демонстрируя свое представление о культуре современного педагога; комментирует применяемые педагогические средства, составляющие педагогическую культуру.

После выполнения всех этюдов каждая группа формулирует свой обоснованный ответ на вопрос кейса и презентует всем участникам новый формат Знамени Мира, дополненный символическим изображением педагогической культуры как составляющей общечеловеческой.

Еще одной формой дней единых действий, проводимых ОмГПУ для классов психолого-педагогической направленности, стали проектировочные мастерские. По просьбе ребят работала мастерская «Школьный праздник» поэтапно в группах, желающих создать проект конкретного школьного праздника и состоящих из школьников, студентов, педагога. На первом этапе обсуждалась и описывалась общая идея праздника: выбиралась целевая аудитория, сюжетная направленность; формулировалась цель праздника; определялись название события, его продолжительность, место и форма проведения, планируемые виды деятельности. Далее продумывался план подготовки, распределялись обязанности, сроки, а также разрабатывалась реклама-приглашение. На завершающем этапе работы мастерской группы презентовали свой проект праздника.

Заключение (Conclusion)

Таким образом, приведенные примеры событий позволяют сделать вывод об особенностях дней единых действий как формы культивирования педагогической направленности. Таковыми стали следующие:

- ориентация на осознание участниками важности педагогических идей, участия в обсуждении, формирования собственных взглядов, отстаивания своей позиции, стремления к сотрудничеству, т. е. на осознание ценности познания, культуры, истины, диалога;

- взаимодействие людей разных возрастных групп, представителей разных сообществ, причем позиция педагога — организаторская, а позиция обучающихся предполагает активную деятельность, вовлеченность, самостоятельность;

- содержание взаимодействия предполагает «погружение» в актуальный педагогический контекст;

- ведущие способы совместных действий — интерпретация текстов, мозговой штурм, групповая дискуссия, игра, проектирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- к ожидаемым результатам практики относятся положительный эмоциональный отклик и удовлетворенность участников.

Библиографический список

1. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / пер. с англ. С. Л. Володиной [и др.]. М. : Прогресс, 1970. 261 с.

2. Илакавичус М. Р. Практики как педагогическая категория // Академический вестник. Вестн. С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. 2019. № 3 (45). С. 7-12.

3. Якушкина М. С. Неформальные образовательные практики в пространстве непрерывного образования педагогов // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 9-15.

4. Илакавичус М. Р. Организация взаимодействия формального и неформального образования как направление подготовки педагогических кадров // Научный диалог. 2018. № 5. С. 278-289.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб. пособие. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.

6. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. № 1. С. 90-99.

7. Соловьёв Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 103-111.

8. Крылова Н. Б. Условия проявления событийности образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43, № 1. С. 136-145.

9. Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. М. : Буки-Веди, 2012. С. 140-143.

10. Макарова И. А., Романов С. В., Никишкина В. А. Значение проведения дня единых действий в воспитании подрастающего поколения // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2021. № 3 (27). С. 40-43.

11. Дроботенко Ю. Б., Дука Н. А. Кейс-студия как форма реализации кейсовой технологии в обучении студентов вуза // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2019. № 4 (222). С. 82-89. DOI: 10.25198/1814-6457-222-82

References

Coombs Ph. (1970) [The World Educational Crisis. Asystems Analysis]. Moscow, Progress Publ., 261 p. (in Russian) Drobotenko Yu. B., Duka N. A. (2019) Keis-studiya kak forma realizatsii keisovoi tekhnologii v obuchenii studentov vuza [Case Studio As a Form of Case Technology Realization in University Students Teaching], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], no. 4 (222), pp. 82-89, doi: 10.25198/1814-6457-222-82 (in Russian)

Grigor'ev D. V. (2007) Sobytie vospitaniya i vospitanie kak sobytie [The Event of Education and Education As an Event]*, Pravo i obrazovanie [Law and Education], no. 1, pp. 90-99. (in Russian)

Ilakavichus M. R. (2018) Organizatsiya vzaimodeistviya formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya kak napravlenie podgotovki pedagogicheskikh kadrov [Organization of Interaction Between Formal and Non-Formal Education As Direction of Teachers Training], Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue], no. 5, pp. 278-289. (in Russian)

Ilakavichus M. R. (2019) Praktiki kak pedagogicheskaya kategoriya [Practices As a Pedagogical Category]*, Akademicheskii vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoi akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Academic Bulletin. Bulletin of the Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education]*, no. 3 (45), pp. 7-12. (in Russian)

Krylova N. B. (2010) Usloviya proyavleniya sobytiinosti obrazovaniya [Conditions for the Manifestation of Eventfulness of Education]*, Novye tsennosti obrazovaniya [New Values of Education]*, vol. 43, no. 1, pp. 136-145. (in Russian)

Makarova I. A., Romanov S. V., Nikishkina V. A. (2021) Znachenie provedeniya dnya edinykh deistvii v vospitanii podrastayushchego pokoleniya [The Value of Holding Days of Unified Actions in the Education of the Younger Generation], Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education]*, no. 3 (27), pp. 40-43. (in Russian)

Slobodchikov V. I., Isaev E. I. (1995) Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie vpsikhologiyu sub "ektivnosti [Fundamentals of Psychological Anthropology. Human Psychology: An Introduction to the Psychology of Subjectivity]*. Moscow, Shkola-Press Publ., 384 p. (in Russian)

Solov'ev G. E. (2009) Sobytiinyi podkhod v vospitanii shkol'nikov [Event-Driven Approach in Schoolchildren's Education], Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], no. 2, pp. 103-111. (in Russian)

Stepanchuk Z. A. (2012) Sobytiinost' obrazovatel'nogo protsessa v nachal'noi shkole [Eventfulness of the Educational Process in Elementary School]*, Pedagogicheskoe masterstvo [Pedagogical Excellence]*. Moscow, Buki-Vedi Publ., pp. 140-143. (in Russian)

Yakushkina M. S. (2020) Neformal'nye obrazovatel'nye praktiki v prostranstve nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov [Nonformal Educational Practices in the Teachers' Continuing Education Space], Chelovek i obrazovanie [Man and Education], no. 1 (62), pp. 9-15. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.