Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / НИЗКОМОТИВИРОВАННЫЕ И СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / КИНОПЕДАГОГИКА / МЕТОД СГУЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / КЕЙС-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Селиванова Елена Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования связывается с повышением качества общего образования, результативности педагогической работы с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками, что предполагает владение учителями общеобразовательных организаций научными психолого-педагогическими знаниями. Учитывая их низкую мотивацию к освоению научно аргументированных, эмпирически подтвержденных знаний по педагогике и психологии, несистематическое применение их в практике, цель настоящей статьи связывается с определением и обоснованием активных методов популяризации научных психолого-педагогических знаний, изучением возможностей применения таких методов в дополнительном профессиональном образовании учителей. Методология (материалы и методы). Для достижения поставленной цели предполагается использование метода теоретического анализа научных источников, опросного метода (анкетирование) для изучения готовности учителей к применению научных психолого-педагогических знаний. Результаты исследования связаны с разработкой, теоретическим обоснованием и апробацией педагогических инструментов популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей, которые представлены в виде методов обучения взрослых. Раскрыты преимущества (наглядность, эмоциональности, динамичность) и особенности применения методов кинопедагогики, сгущения информации, кейс-метода в рамках повышения квалификации учителей. Показаны возможности их практического использования в дополнительном профессиональном образовании учителей общеобразовательных организаций. Описан критериальный-оценочный аппарат для определения готовности учителей к применению научных психолого-педагогических знаний. Раскрыто содержательное поле указанных методов на примере реализации дополнительной профессиональной программы. Продемонстрировано влияние активных методов популяризации на расширение у учителей научных психолого-педагогических знаний. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании активных методов популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций: кинопедагогики, метода сгущения информации, кейс-метода. Практическая значимость представленных педагогических инструментов заключается в расширении у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования арсенала активных методов курсовой подготовки взрослых обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Селиванова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE METHODS OF POPULARIZING SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE AMONG TEACHERS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the research is associated with improving the quality of general education, the effectiveness of pedagogical work with low-motivated and low-achieving schoolchildren, which involves the possession of scientific psychological and pedagogical knowledge by teachers of general educational organizations. Taking into account their low motivation to master scientifically substantiated, empirically confirmed knowledge of pedagogy and psychology, unsystematic use of them in practice, the goal of this research is connected with the definition and substantiation of active methods of popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge, the study of possibilities of such methods application in additional professional education of teachers. Methodology. This goal is achieved by using the method of theoretical analysis of scientific sources, survey method (questioning) to study the readiness of teachers to apply scientific psychological and pedagogical knowledge. The results of the research are related to the development, theoretical justification and validation of pedagogical tools for the popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers, which are presented in the form of methods of adult education. The advantages (visibility, emotionality, dynamism) and peculiarities of the use of methods of cinema pedagogics, condensed information, and the case-method in the professional development of teachers are revealed. The possibilities of their practical use in additional professional education of teachers of general educational organizations are shown. The criterion-evaluation apparatus for determining the teachers' readiness to apply scientific psychological and pedagogical knowledge is described. The content field of these methods is revealed on the example of the implementation of an additional professional program. The influence of active methods of popularization on the expansion of teachers' scientific psychological and pedagogical knowledge is demonstrated. Scientific novelty lies in the theoretical substantiation of active methods of popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers of general educational organizations: cinema pedagogics, method of condensed information, case-method. The practical significance of the presented pedagogical tools is to expand the arsenal of active methods of course training of adult learners for teachers of institutions of additional professional education.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Научные сообщения

УДК 37.015.3+378.091.398

Активные методы популяризации

научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций

Д. Ф. Ильясов

https://orcid.org/0000-0003-0905-7081 dinaf_chel@mail.ru

Е. А. Селиванова

https://orcid.org/0000-0001-7326-3950 sel_lena@mail.ru

Active methods of popularizing scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers of general educational organizations

D. Е Пyasov

E. A. Selivanovа

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования связывается с повышением качества общего образования, результативности педагогической работы с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками, что предполагает владение учителями общеобразовательных организаций научными психолого-педагогическими знаниями. Учитывая их низкую мотивацию к освоению научно аргументированных, эмпирически подтвержденных знаний по педагогике и психологии, несистематическое применение их в практике, цель настоящей статьи связывается с определением и обоснованием активных методов популяризации научных психолого-педагогических знаний, изучением возможностей применения таких методов в дополнительном профессиональном образовании учителей.

Методология (материалы и методы).

Для достижения поставленной цели предполагается использование метода теоретического анализа научных источников, опросного метода (анкетирование) для изучения готовности учителей к применению научных психолого-педагогических знаний.

Результаты исследования связаны с разработкой, теоретическим обоснованием и апробацией педагогических инструментов популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей, которые представлены в виде методов обучения взрослых. Раскрыты преимущества (наглядность, эмоциональности, динамичность) и особенности применения методов кинопедагогики, сгущения информации, кейс-метода в рамках повышения квалификации учителей. Показаны возможности их практического использования в дополнительном профессиональном образовании учителей общеобразовательных организаций. Описан

критериальный-оценочный аппарат для определения готовности учителей к применению научных психолого-педагогических знаний. Раскрыто содержательное поле указанных методов на примере реализации дополнительной профессиональной программы. Продемонстрировано влияние активных методов популяризации на расширение у учителей научных психолого-педагогических знаний.

Научная новизна заключается в теоретическом обосновании активных методов популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций: кинопедагогики, метода сгущения информации, кейс-метода. Практическая значимость представленных педагогических инструментов заключается в расширении у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования арсенала активных методов курсовой подготовки взрослых обучающихся.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the research is associated with improving the quality of general education, the effectiveness of pedagogical work with low-motivated and low-achieving schoolchildren, which involves the possession of scientific psychological and pedagogical knowledge by teachers of general educational organizations. Taking into account their low motivation to master scientifically substantiated, empirically confirmed knowledge of pedagogy and psychology, unsystematic use of them in practice, the goal of this research is connected with the definition and substantiation of active methods of popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge, the study of possibilities of such methods application in additional professional education of teachers.

Methodology. This goal is achieved by using the method of theoretical analysis of scientific sources, survey method (questioning) to study the readiness of teachers to apply scientific psychological and pedagogical knowledge.

The results of the research are related to the development, theoretical justification and validation of pedagogical tools for the popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers, which are presented in the form of methods of adult education. The advantages (visibility, emotionality, dynamism) and

peculiarities of the use of methods of cinema pedagogics, condensed information, and the case-method in the professional development of teachers are revealed. The possibilities of their practical use in additional professional education of teachers of general educational organizations are shown. The criterion-evaluation apparatus for determining the teachers' readiness to apply scientific psychological and pedagogical knowledge is described. The content field of these methods is revealed on the example of the implementation of an additional professional program. The influence of active methods of popularization on the expansion of teachers' scientific psychological and pedagogical knowledge is demonstrated.

Scientific novelty lies in the theoretical substantiation of active methods of popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers of general educational organizations: cinema pedagogics, method of condensed information, case-method. The practical significance of the presented pedagogical tools is to expand the arsenal of active methods of course training of adult learners for teachers of institutions of additional professional education.

Ключевые слова: активные методы, популяризация научных психолого-педагогических знаний, учителя общеобразовательных организаций, низкомотивированные и слабоуспевающие школьники, кинопедагогика, метод сгущения информации, кейс-метод.

Keywords: active methods, popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge, teachers of general educational organizations, low-motivated and low-achieving schoolchildren, cinema pedagogics, method of condensed information, case method.

Введение

Большинство современных школ ежегодно оснащается различными техническими ресурсами, новыми цифровыми платформами, методическими разработками, инновационными программами. Все эти средства направленны на совершенствование образовательного процесса, содействие педагогам в повышении качества образования. Однако такое информационно-технического обеспечение образовательного процесса не является гарантией эффективной педагогической деятельности. Чтобы успешно применять современные разработки

и грамотно интегрировать их в образовательный процесс, учителям необходимо не только владеть предметными знаниями, иметь сформированные цифровые компетенции, общекультурные представления, но и обладать глубокими психолого-педагогическими знаниями. Согласно профессиональному стандарту «Педагог», от учителя требуется владение психолого-педагогическим технологиями взаимодействия с различными категориями школьников. К их числу относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; ученики, имеющие девиации в поведении; низкомотивированные и слабоуспевающие обучающиеся. Этих учащихся можно встретить практически в каждой школе, и, соответственно, от учителя требуется не декларируемая, а фактическая, качественная работа с данными учениками. Кроме того, тревожной тенденцией является увеличение в общеобразовательных организациях детей с ограниченными возможностями здоровья, появление учащихся-мигрантов, не владеющих русским языком. Данные школьники требуют принципиально иных подходов в формировании у них представлений о мире и жизни в нем, нуждаются в адаптированных технологиях, специальных методах обучения. Все вышесказанное подтверждает целесообразность освоения современными педагогами общеобразовательных организаций научных психолого-педагогических знаний.

Способность грамотно и эффективно выстраивать обучение школьников не в идеальной, а реальной педагогической ситуации, как правило, не формируется в педагогических вузах. В различных учебных пособиях, методической литературе, информационных платформах редко можно встретить рекомендации по методике преподавания какого-либо предмета с учетом различных психофизиологических, социально-педагогических особенностей учеников. Многие учителя осваивали преимущественно предметные знания, которые ориентированы на среднестатистического ученика, мотивированного на обучение. Однако на практике учитель сталкивается с совершенно иной ситуацией, когда его предметной подготовки оказывается недостаточно для того, чтобы успешно провести урок. Многие школьники открыто демонстрируют нежелание учиться, ненужность части знаний, предусмотренных

в школьной программе, слабое усвоение предлагаемого материала. Это повышает значимость владения учителями методами мотивации школьников к обучению, наличия способностей выстраивания эффективных педагогических коммуникаций, применения адаптированных под конкретные категории школьников педагогических инструментов.

Очень важно, что учителя понимают целесообразность освоения психолого-педагогических знаний, значимость их применения в своей практике для предупреждения конфликтных ситуаций в школьной среде, повышения познавательного интереса обучающихся, совершенствования социально-психологического климата в организации и пр. Вместе с тем проводимые авторами статьи опросы учителей, беседы на лекционных и практических занятиях в рамках курсовой подготовки педагогов выявляют их недостаточную готовность расширять арсенал имеющихся знаний. В качестве причин называются различные: высокая загруженность учителя, сложность научной терминологии, сомнение в практической применимости научных психолого-педагогических знаний и пр. В результате педагоги склонны действовать по освоенным ранее алгоритмам выстраивания педагогического процесса, которые не адаптируются под меняющиеся реалии, психологические особенности современных обучающихся. Либо они организуют свою деятельность интуитивно, полагаясь на сиюминутные настроения, текущие обстоятельства работы. Данные подходы могут быть ошибочны и даже контрпродуктивны. Особенно если речь идет о работе с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками, выявление характера затруднений которых в учебной деятельности строится на глубоких психологических основах. В этой связи возникает острая необходимость повышения мотивации педагогов общеобразовательных организаций к освоению научных психолого-педагогических знаний.

Одним из процессов, который давно зарекомендовал себя как значимый в продвижении определенных идей, инноваций, знаний, ценностей, является популяризация. Освоение педагогами сложных научных психолого-педагогических знаний может стать интересным, простым и действенным процессом, если выстроить его с применением активных мето-

дов обучения. Эмоционально-насыщенный, деятельно-ориентированный, коммуникативно -визуальный характер обучения способствует популяризации применяемых в нем содержательных аспектов, в данном случае психолого-педагогических знаний.

Цель исследования - определение и обоснование активных методов, обеспечивающих популяризацию научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций.

Обзор литературы. В научных исследованиях достаточно убедительно раскрывается значимая роль психолого-педагогических знаний для совершенствования профессиональной деятельности педагога. Учеными исследуется целесообразность синтеза психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя [1], акцентируется внимание на профессиональных потребностях учителей в психолого-педагогических знаниях [2], их профессиональном опыте как источнике таких знаний [3]. В публикациях отечественных исследователей подчеркивается значимость владения учителем психологическими знаниями для педагогического познания учащихся [4], использования эффективных стратегий воспитания школьников [5], совершенствования индивидуального стиля работы [6].

Вполне очевидно, что такие знания обеспечивают эффективность профессиональной деятельности педагогов не только в общеобразовательных организациях, но и в учреждениях высшего образования. Психолого -педагогические знания рассматриваются как необходимые в профессиональной подготовке будущих учителей [7], будущих инженеров-педагогов [8], курсантов военных училищ [9]. Тем самым обозначается их универсальность, необходимость для представителей различных профессиональных областей, целесообразность применения для повышения качества педагогического процесса в образовательных организациях. Также ученые видят необходимость развития таких знаний и у других участников образовательных отношений, а именно родителей [10; 11].

Таким образом, выявляется бесспорная значимость развития психолого-педагогических знаний у современных педагогов. Причем в фокусе внимания находятся именно научные зна-

ния, так как сегодня наблюдается обилие разного рода информации. Зачастую психологические знания распространяют недостаточно компетентные специалисты, не имеющие даже базового психологического образования. Применение житейских, неподтвержденных эмпирическими исследованиями психолого-педагогических знаний, может не только не помочь, но и навредить работе педагога. Если речь идет об обучении низкомотивированных и слабоуспевающих школьников, то современному учителю важно грамотно выбрать существующие психологические инструменты и педагогические технологии. Важно опираться на те научные решения, которые получили признание ученых и положительные отзывы практиков. Однако, как ранее было отмечено, такие научные знания не пользуются особой популярностью среди педагогов общеобразовательных организаций.

Популяризация научных знаний рассматривается не только как значимый фактор успешности осуществления педагогической деятельности, но и как необходимое условие развития модернизационных тенденций в образовании. По словам Е. Н. Гудзюк, «не только научный мир, но и педагоги, как носители научных знаний, сами заинтересованы в их сохранении и приумножении» [12, с. 21]. Несомненно, что развитие науки способствует повышению конкурентоспособности государства на мировой арене, совершенствованию применяемых технологий в различных сферах, росту экономики, развитию культуры и образования.

Для популяризации науки используются различные ресурсы. Е. Е. Макарова рассматривает популяризацию науки в интернете, выявляя три жанровые группы: информационную, аналитическую, художественно-публицистическую. Отмечаются различные акции научной популяризации, представленные на сайтах: фестивали, конкурсы, интернет-опросы и пр. Выявляется повышение роли форумов и клубов как форм обмена мнениями между разными пользователями интернета [13]. Данным исследователем называются наиболее популярные научные знания, они связываются с космосом, историей, генетикой, медициной. К сожалению, научные психолого-педагогические знания не представлены в списке наиболее популярной информации среди пользователей сети Интернет. Хотя

интернет-ресурсов, аккумулирующих психологические знания, достаточно. Но научные знания представлены в основном на сайтах вузов, специальных научных сообществ, которые не известны обычным пользователям сети Интернет.

Популяризация научных знаний осуществляется в публичных библиотеках. Для этого создаются клубы любителей различные жанров, проводятся мастер-классы, конкурсы. По словам И. А. Павличенко, успех проводимых в библиотеках мероприятий по развитию научной грамотности населения во многом зависит от партнерских отношений. Среди партнеров называются органы государственной власти, академии наук, литературные союзы, объединения ученых, бизнес-сообщества и музеи [14]. Однако важно понимать, что у многих людей нет явного интереса к посещению библиотек. Благодаря наличию множества открытых интернет источников, виртуальных выставок и электронных библиотек расширяется практика использования научных знаний, полученных в цифровой среде. Даже сами деятели науки, педагогические работники склонны обращаться именно к цифровым ресурсам для расширения своих знаний.

Еще в советской педагогике поднимался вопрос о пропаганде психолого-педагогических знаний среди учителей [15], стала активно развиваться наука «Педагогическая психология». Появляется множество учебных пособий для действующих и будущих учителей, в которых рассматривается специфика выстраивания образовательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников, их мотивационной направленности, влияния сотрудничества на учебную деятельность [16; 17]. Однако эти знания касаются учебной деятельности школьников, не испытывающих серьезных затруднений в усвоении знаний. При этом вопросы повышения уровня знаний учеников, выявление причин их неуспеваемости и создания условий для успешного обучения волнуют педагогов уже более 50 лет. Они отражаются в работах Н. И. Мурачковского, А. Ф. Ануфриева, Л. С. Славиной и пр. [18; 19; 20].

Вместе с тем при наличии серьезного внимания научной общественности к проблеме популяризации научных знаний среди педагогических работников общеобразовательных орга-

низаций, в том числе с точки зрения повышения эффективности их работы со слабоуспевающими и низкомотивированными школьниками, отсутствуют целостные педагогические стратегии осуществления данной деятельности, не определены и не обоснованы пригодные для этого активные методы.

Методология (материалы и методы). Достижение поставленной цели обеспечивалось посредством анализа научной литературы, анкетирования педагогов и обобщения результатов эмпирического исследования. В статье определены методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций. Раскрыты ресурсы метода кинопедагогики в повышении интереса учителей к работе с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками. Представлен потенциал метода сгущения информации в систематизации больших объемов научных данных. Описаны возможности кейс-метода как инструмента освоения педагогами алгоритмов решения педагогических ситуаций в образовательном процессе. Используется метод моделирования в обобщении педагогических инструментов популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей в условиях повышения квалификации. Продемонстрированы результаты внедрения указанных методов популяризации научных-психолого-педагогических знаний с использованием дополнительной профессиональной программы «Применение метода кинопедагогики для профилактики агрессивного и противоправного поведения детей». Применены методы математической обработки данных, подтверждающие повышение готовности учителей к использованию психолого-педагогических знаний, в том числе в работе с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками.

Результаты. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций авторами статьи осуществляется в условиях повышения квалификации педагогов. Это обеспечивается путем реализации дополнительных профессиональных программ, интегрирующих в себе предметные, психологические и педагогические знания, необходимые для современного педагога. Профессиональные затруднения

ЧИППКРО

в работе учителя вызывает взаимодействие с обучающимися, демонстрирующими различные девиации в поведении. Именно они в своем большинстве имеют трудности в освоении основных образовательных программ, проявляют учебную неспешность и демонстрируют низкую учебную мотивацию. В этой связи была разработана дополнительная профессиональная программа «Применение метода кинопедагогики для профилактики агрессивного и противоправного поведения детей», которая расширяет представления учителей о выстраивании педагогической деятельности с так называемыми «сложными контингентами» обучающихся. Данная программа ориентирована в первую очередь на педагогов из образовательных организаций, в которых обучающиеся демонстрируют низкие образовательных результаты, испытывают влияние неблагоприятных социальных условий. В рамках данной программы были апробированы три метода, которые, на наш взгляд, обладают наибольшим педагогическим потенциалом в решении задачи популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных школ: метод кинопедагогики, метод сгущения информации, кейс-метод.

Первый метод непосредственно связан с темой программы повышения квалификации и направлен на освоение педагогами возможностей художественных фильмов для повышения учебной мотивации школьников. Применение этого метода имеет несколько эффектов. С одной стороны, учителя видят возможности его использования в работе с низкомотивированными школьниками для усиления их естественного любопытства к усвоению научных знаний об окружающем мире. С другой стороны, данный метод вызывает интерес у самих учителей, поскольку обеспечивает динамичность, эмоциональность, яркость учебного процесса в рамках лекционных и практических занятий. Метод кинопедагогики обладает воздействием на ведущие каналы восприятия информации: зрительный и слуховой. Тем самым обеспечивается максимальное вовлечение слушателей в процесс изучения преподаваемых тем. Кроме того, работа с фильмами представляет собой не только их просмотр, но и анализ, коллективное обсуждение, рефлексию применяемых педагогических стратегий работы с неуспеваю-

щими школьниками. Это способствует лучшему усвоению рассматриваемых вопросов с педагогами по темам преодоления учебной неспешности и корректировки поведения обучающихся.

На материалах кинофильмов со слушателями обсуждаются причины учебных затруднений школьников: психофизиологические, социальные, педагогические. Исходя из данных причин, учителя определяют дальнейшие стратегии работы с учениками: использование различных адаптированных приемов объяснения информации, повышения практической составляющей обучения, объяснение на примерах, обучение в игровой форме, использование динамических пауз и пр. Сами фильмы содержат в себе различные педагогические приемы, неординарные педагогические решения, которые привлекают внимание учеников, меняют их отношение к учебной деятельности. В качестве примеров приведем несколько художественных и мультипликационных фильмов, которые применяются на занятиях: «Любимое уравнение профессора» [Япония, 2006, режиссер Т. Коидзуми], «Классная школа» [Россия, 2013, режиссеры - Я. Плоткин, Е. Корабельник, Д. Карасева], «В стране невыученных уроков» [СССР, 1969, режиссер Ю. Прытков], «Остров ошибок» [СССР, 1955, режиссер В. Брумберг, З. Брумберг] и др. Можно однозначно утверждать, что метод кинопедагогики обладает множеством возможностей. Его основные характеристики (динамичность, эмоциональность и яркость) положительно влияют на восприятие и усвоение психолого-педагогических знаний (рис. 1).

Преимущества метода кинопедагогики заключаются в следующем. Он: а) обладает положительным воздействием на эмоциональную и когнитивную сферы личности; б) способствует повышению учебной мотивации и формированию социально ориентированного мировоззрения личности; в) не требует сложного технического оснащения и легко воспроизводим.

Второй метод популяризации научных психолого-педагогических знаний, который нашел активное применение в развитии представлений учителей о работе со слабоуспевающими школьниками, - метод сгущения информации. Данный метод способствует интенсификации образовательного процесса, позволяя

Дииамика: герои фильмов демонстрируют образцы педагогических приемов

кино-

Эмоциональность: переживания персонажей затрагивают чувства зрителей, способствуя погружению в обучение

педагогика

Яркость: применяемые визуальные и аудиальные средства вызывают интерес -

Рис. 1. Общая характеристики метода кинопедагогики

г

Наглядность: эстетически привлекательные образы (картинки,символы, графики, таблицы, схемы)

Систематизация: большие объемы информации по разным темам объединяются

в одном ооразе

Сгущение информации

Упрощение информациии: сложные темы и термины преподносятся в понятной

форме, второстепенная информация исключается

Усвоение знаний: информация лучше запоминается благодаря символьному отображению и активизации ассоциативного мышления

Рис. 2. Особенности метода сгущения информации

за наименьшее количество времени дать наибольшее количество информации. Согласно данному методу, происходит сжатие информации, ее структурирование, визуализация и кодирование [21]. Для того чтобы систематизировать рассматриваемые с педагогами знания, используются различные таблицы, схемы, рисунки, графики, пиктограммы. Предлагаемые слушателям презентации содержат не столько линейный текст, сколько нелинейные материалы. Внимание слушателей привлекается за счет цвета, шрифтов, графического дизайна материалов. В процессе обсуждения учителя получают понимание того, каким образом эти средства позволяют интенсифицировать образовательный процесс в работе со слабоуспевающими школьниками. Например, применение мнеми-ческих таблиц способствует наилучшему запоминанию стихотворений и других текстов слабоуспевающими школьниками. Использование

картинок в образовательном процессе с небольшим текстовым сопровождением (инфо-графики, скрайбинга, облака слов и пр.) вызывает интерес у учащихся, способствует лучшему пониманию материала. Так, сегодня все чаще в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются социальные истории (графически оформление мини-плакаты), объясняющие правила поведения в общественных местах: на улице, в школе, больнице, в транспорте. Таким образом, применение метода сгущения учебной информации также дает несколько эффектов как для повышения мотивации педагогов к расширению психолого-педагогических знаний, так и для интенсификации образовательного процесса (рис. 2).

Данный метод обладает такими параметрами, как наглядность, систематизация, упрощение информации и усвоение знаний. Благодаря

систематизации разрозненной информации в единые графические образы, упрощения сложных вопросов становится возможным его применение для популяризации психолого-педагогических знаний. Учителя, использующие в своей работе такой метод, имеют возможность просто, понятно, наглядно преподнести школьникам изучаемые темы и помочь им упорядочить большие объемы данных. Особенно это важно для слабоуспевающих учащихся, которые испытывают сложности в переработке информации, нуждаются в визуальных опорах.

В качестве третьего метода, который обеспечивает популяризацию научных психолого-педагогических знаний среди учителей, выступает кейс-метод. Он представляет собой решение педагогических ситуаций, которые возникают в работе учителей, особенно при выстраивании взаимодействия с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками. Данный метод применяется на практических занятиях и показывает важность понимания психологических механизмов поведения учеников, специфики их отношения к учебному процессу в силу имеющихся внутренних противоречий, вызванных определенными жизненными обстоятельствами. Решая педагогические ситуации, учителя, как правило, опираются на имеющийся собственный педагогический опыт, делятся эффективными приемами. Наряду с этим они обновляют устаревшие педагогические подходы, которые могут носить авторитарный и кон-фликтогенный характер, способствовать развитию агрессивного и даже противоправного поведения школьников.

Большинство учителей предлагают для рассмотрения педагогические ситуации, возника-

ющие в их профессиональной деятельности, получают ценный опыт коллективного педагогического творчества. Педагогические ситуации могут быть связаны не только с нарушением дисциплины на уроке учащихся, но и с трудностями освоения определенных тем, сложностями коммуникации со сверстниками или взрослыми, проблемами профессионального самоопределения и пр. Также такие ситуации могут представлять и конфликты с родителями обучающихся, коллегами, администрацией. Сталкиваясь со сложной проблемной ситуацией, учителя в данном случае обращаются к психолого-педагогическим знаниям. Преимущества этого метода заключаются в том, что он отличается практикой направленностью, проблемно-стью и инициацией педагогов к сотрудничеству (рис. 3).

Для успешного решения педагогических ситуаций преподаватель может порекомендовать учителям соответствующую литературу, в которой более детально рассмотрены определенные вопросы. Это актуализует потребность учителей в расширении своих знаний и обращении к научным источникам.

Итак, в качестве активных методов популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций использовались три метода. Это методы кинопедагогики, сгущения информации и кейс-метод. Данные методы служат действенными педагогическими инструментами в повышении квалификации учителей и освоении ими психологических основ организации образовательного процесса, в том числе в части работы со сложенными контингентами обучающихся, демонстрирующими слабую мотивацию и низкую успеваемость (рис. 4).

Практическая направленность: используются педагогические ситуации из Уреальной практики^/

Проблемно сть: решаются сложные ситуации, требующие комплекса научных знаний

Инициация сотрудничества: стимулируется взамодействие у между педагогами

Рис. 3. Преимущества кейс-метода

Рис. 4. Педагогические инструменты популяризации научных психо лого-педагогических знаний

Таблица 1

Критерии и показатели готовности учителей общеобразовательных организаций к применению психолого-педагогических знаний

№ п/п Критерии оценки Показатели

1. Аффилиативный - положительное отношение к психолого-педагогическим знаниям, стремление к их обновлению; - обращение к научным источникам, надежным информационным ресурсам, демонстрирующим действенные психологические приемы и педагогические средства работы с учащимися; - стремление к сотрудничеству с коллегами для обогащения методов работы; - исследование современных подходов к совершенствованию образовательного процесса и повышению качества обучения низкомотивированных и слабоуспевающих школьников

2. Деятельностный - способность предупредить или грамотно разрешить конфликтные ситуации с различными участниками образовательных взаимоотношений; - умение найти эффективные приемы для повышения учебной мотивации учащихся; - способность применять адекватные педагогические технологии в образовательном процессе; - умение адаптировать учебный материал для слабоуспевающих школьников

3. Амплификативный - способность обобщать свой педагогический опыт и распространять его среди коллег; - наличие публикаций в открытых источниках по проблемам повышения качества образования; - размещение своих авторских разработок в открытых источниках (сетевых педагогических сообществах, сайтах образовательных организаций, других ресурсах); - распространение научных психолого-педагогических знаний среди обучающихся и их родителей

ЧИППКРО

Таблица 2

Динамика готовности учителей к применению психолого-педагогических знаний

Уровни Аф филиативный Деятельностный Амплификативный

до, в % после, в % до, в % после, в % до, в % после, в %

Высокий 32,79 39,34 16,39 32,79 13,11 26,23

Средний 49,18 50,82 47,54 50,82 37,71 44,26

Низкий 18,03 9,84 36,07 16,39 49,18 29,51

Эти методы объединяются в единую педагогическую систему, которая может применяться в процессе повышения квалификации учителей общеобразовательных организаций в рамках реализации дополнительных профессиональных программ. Кроме того, она может найти применение во внутриоргани-зационном обучении педагогов и в других образовательных мероприятиях, направленных на содействие профессиональному росту педагогов и повышению качества образования.

Для оценки эффективности предложенных инструментов и их направленности на развитие готовности педагогов использовать психолого-педагогические знания в работе с учащимися (в том числе с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками) была разработана анкета, которая включала в себя несколько блоков вопросов.

Первый блок был посвящен исследованию отношения учителей к психолого-педагогическим знаниям. Второй блок вопросов предполагал изучение характер применения таких знаний в практике работы учителя. Третий блок вопросов способствовал выявлению готовности учителей к распространению таких знаний среди коллег, определению их мотивации к обмену психолого-педагогическими знаниями для повышения качества образовательных результатов учащихся. Анкета конструировалась в соответствии с критериями готовности педагогов к применению психолого-педагогических знаний, которые включали в себя соответствующие показатели (см. табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно отметить положительную динамику готовности учителей общеобразовательных организаций к применению психолого-педагогических знаний. Увеличилось количество педагогов с высоким уровнем готовности по каждому компоненту: по аффи-

лиативному - на 6,55%, по деятельностному -на 16,4%, по амплификативному - на 13,12%. Также отмечается снижение числа учителей с низким уровнем такой готовности - в среднем в 2 раза. Количество учителей со средним уровнем готовности показало небольшую динамику. Эти данные указывают на эффективность педагогических мер по популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций.

Обсуждение. Представленные педагогические инструменты могут найти применение в повышении квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Они способствуют популяризации научных психолого-педагогических знаний, применение которых позволит повысить качество образования школьников. Опора педагогической практики на психологические знания и их компетентное применение в работе с низкомотивированными и слабоуспевающими учащимися позволит перестроить образовательный процесс на решение сложных вопросов педагогической работы. Представленные активные методы популяризации научно-психологических знаний просты в применении, не требуют сложного технического оснащения и значительных временных затрат.

Данные методы обладают свойствами динамичности, наглядности, эмоциональности, яркости, практической направленности, коммуникабельности. Они могут найти дальнейшее отражение и в деятельности учителя по работе со школьниками, испытывающими сложности в обучении, проявляющими низкую учебную мотивации и демонстрирующими девиации в поведении. Эти методы широко представлены в открытых источниках и могут использоваться без их существенной трансформации.

Заключение. Проблема повышения качества образования требует профессионального роста учителей, освоения ими психолого-педагогических знаний. Это ориентирует учреждения повышения квалификации на разработку и применение педагогических инструментов популяризации психолого-педагогических знаний. Применение научных знаний из области психологии и педагогики в работе учителя способствует повышению качества образовательного процесса, его адаптации для учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию и демонстрирующих учебную неуспешность. Обзор научных исследований показал, что проблема распространения психолого-педагогических знаний среди субъектов образовательных отношений не теряет своей актуальности более полувека. Однако интерес ученых был направлен на содержательные аспекты расширения знаний педагогов, внимание не удалялось организационному их сопровождению. Популяризация науки также была в центре внимания исследователей, она важна для формирования к ней интереса у населения. Для этого сегодня применяются различные ресурсы: библиотеки, вузы, интернет-сервисы.

Вместе с тем отсутствует описание педагогических инструментов, обеспечивающих популяризацию научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций, не представлена характеристика наиболее целесообразных для этого методов. Поэтому актуальна проблема поиска, описания и применения таких инструментов в повышении квалификации работников образования.

В статье представлены активные методы популяризации психолого-педагогических знаний среди учителей, которые нашли применение в учреждении дополнительного профессионального образования педагогических работников. Продемонстрированы особенности и сильные стороны каждого метода (метод кинопедагогики, метод сгущения информации, кейс-метод), которые образуют педагогические инструменты популяризации науки. Показаны возможности применения таких методов в расширении представлений учителей о работе с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками, обога-

щении их знаний о способах повышения учебной мотивации обучающихся, выстраивании образования с учетом учебных затруднений школьников. Данные методы нашли применение при реализации программы повышения квалификации учителей, работающих с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками. Описаны результаты применения педагогических инструментов популяризации психолого-педагогических знаний. На основе анкетирования учителей определялась их готовность к применению таких знаний, которая повысилась в результате обучения. Положительная динамика готовности учителей по аффи-лиативному, деятельностному и амплифика-тивному критериям показывает результативность предложенных решений. Это служит основанием для более широкого применения описанных решений в практике повышения квалификации учителей и их внутриоргани-зационного обучения.

Библиографический список:

1. Файнфельд, И. А. Личностно ориентированная и трансперсональная педагогика / И. А. Файнфельд, В. Н. Никитенко. - Текст : непосредственный // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - Т. 1, № 9. - С. 28-32.

2. Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых; [редкол.: Г. С. Сухобская (отв. ред.) и др.]. - Москва : АПН СССР, 1989. - 86 с. -Текст : непосредственный.

3. Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания ; [редкол.: В. И. Максакова (отв. ред.) и др.]. - Москва : АПН СССР, 1986. - 144 с. - Текст : непосредственный.

4. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 304 с. - Текст : непосредственный.

5. Севрюкова, А. А. Отражение аспектов стратегии развития воспитания школьников в содержании курсовой подготовки педагогических работников / А. А. Севрюкова. - Текст :

непосредственный // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5-1. - С. 199-202.

6. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А. К. Маркова, А. Я. Никонова. -Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1987. - Т. 5. - С. 40-48.

7. Качалова, Л. П. Метод голографического подхода и процесс интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя / Л. П. Качалова. - Текст : непосредственный // Интеграция образования. - 1999. - № 4. -С.27-30.

8. Измайлова, Ю. М. Педагогическая технология обеспечения взаимосвязи теоретического и практического знания при изучении дисциплин психолого-педагогического блока / Ю. М. Измайлова. - Текст : непосредственный // Межвуз. сб. науч. статей. - Саратов : СВИ ВВ МВД России, 2005. - С. 47-50.

9. Арсланбеков, М. М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов / М. М. Арсланбеков. -Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 17, № 43-2. - С. 23-26.

10. Холодкова, О. Г. Особенности психологической компетентности родителей подростков / О. Г. Холодкова, Е. А. Кабанченко. -Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4 (71). -С.358-362.

11. Меркуль, И. А. Представления студентов о родительстве науки / И. А. Меркуль. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 2. -С.106-111.

12. Гудзюк, Е. Н. Популяризация научных знаний как необходимое условие развития мо-дернизационных тенденций в образовании / Е. Н. Гудзюк. - Текст : непосредственный // Инноватика и экспертиза : научные труды. -2011. - № 1 (6). - С. 14-21.

13. Макарова, Е. Е. Популяризация науки в интернете: содержание, формы, тенденции развития / Е. Е Макарова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2013. - № 2. -С.98-104.

14. Павличенко, И. А. Популяризация научного знания в публичных библиотеках зарубежных стран / И. А. Павличенко. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 42. - С. 60-65.

15. Талызина, Н. Ф. Пропаганда психолого-педагогических знаний / Н. Ф. Талызина. -Москва : Общество «Знание» РСФСР, 1986. -47 с. - Текст : непосредственный.

16. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - Москва : Академия, 1998. - 288 с. - Текст : непосредственный.

17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. -Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. -447 с. - Текст : непосредственный.

18. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость у школьников / Н. И. Мурач-ковский. - Минск, 2003. - 164 с. - Текст : непосредственный.

19. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - Текст : непосредственный // Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекци-онные упражнения. - Москва : Ось-89. -1997. - 224 с.

20. Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л. С. Славина. - Москва : Академия, 2008. - 367 с. - Текст : непосредственный.

21. Грушевский, С. П. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании : монография / С. П. Грушевский, А. А. Остапенко. - Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2012. - 188 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Feinfeld, I. A., Nikitenko, V. N. Personally oriented and transpersonal pedagogy [Lichnostno orientirovannaya i transpersonal'naya pedagogika], European Social Science Journal, 2014, Vol. 1, No. 9, pp. 28-32.

2. The Professional Needs of Teachers for Psychological and Pedagogical Knowledge: Proceedings of Scientific Works [Professional'nye po-

trebnosti uchitelya v psihologo-pedagogicheskih znaniyah], Moscow, 1989. 86 p.

3. Pedagogical Experience as a Source of Psychological and Pedagogical Knowledge about the Collective and the Person of the Schoolchild: Proceedings of Scientific Works [Pedagogicheskij opyt kak istochnik psihologo-pedagogicheskih znanij o kollektive i lichnosti shkol'nika], Moscow, 1986.144 p.

4. Bordovskaya, N. V., Rean, A. A. Pedagogy: Textbook [Pedagogika: Uchebnoe posobie], Saint Petersburg: Peter, 2006. 304 p.

5. Sevryukova, A. A. Reflection of aspects of the development strategy of the upbringing of schoolchildren in the content of the course training of teachers [Otrazhenie aspektov strategii razvitiya vospitaniya shkol'nikov v soderzhanii kursovoj podgotovki pedagogicheskih rabotnikov], Fundamental Research, 2014, No. 5-1, pp. 199-202.

6. Markova, A. K., Nikonova, A. Y. Psychological features of individual style of activity of the teacher [Psihologicheskie osobennosti individu-al'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya], Problems of Psychology, 1987, Vol. 5, pp. 40-48.

7. Kachalova, L. P. Method of holographic approach and the process of integration of psycho-pedagogical knowledge of the future teacher [Metod golograficheskogo podhoda i process inte-gracii psihologo-pedagogicheskih znanij budush-chego uchitelya], Education Integration, 1999, No. 4, pp. 27-30.

8. Izmailova, Y. M. Pedagogical technology of ensuring the relationship of theoretical and practical knowledge in the study of disciplines of psychological and pedagogical block [Pedagog-icheskaya tekhnologiya obespecheniya vzai-mosvyazi teoreticheskogo i prakticheskogo znaniya pri izuchenii disciplin psihologo-pedagogicheskogo bloka], Interuniversity proceedings of scientific articles, Saratov, 2005, pp. 47-50.

9. Arslanbekov, M. M. Perfection of psycho-pedagogical training of military cadets of higher educational institutions [Sovershenstvovanie psi-hologo-pedagogicheskoj podgotovki kursantov voennyh vuzov], Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2007, Vol. 17, No. 43-2, pp. 23-26.

10. Kholodkova, O. G., Kabanchenko, E. A. Features of psychological competence of parents of teenagers [Osobennosti psihologicheskoj kom-

petentnosti roditelej podrostkov], World of Science, Culture, Education, 2018, No. 4 (71), pp.358-362.

11. Merkul, I. A. Students' perceptions of parenthood science [Predstavleniya studentov o roditel'stve nauki], Bulletin of the Moscow State Regional University. Series Psychological Sciences, 2011, No. 2, pp. 106-111.

12. Gudziuk, E. N. Popularization of scientific knowledge as a necessary condition for the development of modernization trends in education [Pop-ulyarizaciya nauchnyh znanij kak neobhodimoe uslovie razvitiya modernizacionnyh tendencij v obrazovanii], Innovation and expertise: scientific papers, 2011, No. 1 (6), pp. 14-21.

13. Makarova, E. E. Popularization of science on the Internet: content, forms, development trends [Populyarizaciya nauki v Internete: soderzhanie, formy, tendencii razvitiya], Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2013, No. 2, pp.98-104.

14. Pavlichenko, I. A. Popularization of scientific knowledge in public libraries of foreign countries [Populyarizaciya nauchnogo znaniya v pub-lichnyh bibliotekah zarubezhnyh stran], Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 2018, No. 42, pp. 60-65.

15. Talyzina, N. F. Propaganda of psychological and pedagogical knowledge [Propaganda psi-hologo-pedagogicheskih znanij], 1986. 47 p.

16. Talyzina, N. F. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaya psihologiya], Moscow: Academia Publishing Center, 1998. 288 p.

17. Zimnya, I. A. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaya psihologiya], Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological-Social Institute; Voronezh: MODEK, 2010. 447 p.

18. Murachkovsky, N. I. How to prevent under-achievement in schoolchildren [Kak predupredit' neuspevaemost' u shkol'nikov], Minsk, 2003. 164 p.

19. Anufriev, A. F., Kostromina, S. N. How to overcome difficulties in teaching children [Kak preodolet' trudnosti v obuchenii detej], Psychodiagnostic tables. Psychodiagnostic methods. Correctional exercises, Moscow, 1997. 224 p.

20. Slavina, L. S. Individual approach to failing and undisciplined students [Individual'nyj podhod k neuspevayushchim i nedisciplinirovannym uchenikam], Moscow: Academy, 2008. 367 p.

21. Grushevskii, S. P., Ostapenko, A. A. Den- uchebnoj informacii v professionalem obra-sification of educational information in profes- zovanii: Monografiya], Krasnodar: Kuban State sional education: Monograph [Sgushchenie University, 2012. 188 p.

Образец для цитирования статьи:

Ильясов, Д. Ф. Активные методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. -№ 2 (51). - С. 5-18.

Example for article citation:

Ilyasov, D. F., Selivanovа, E. A. Active methods of popularizing scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers of general educational organizations [Aktivny'e metody' populya-rizacii nauchnyx psixologo-pedagogicheskix znanij sredi uchitelej obshheobrazovatelnyx organizacij], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 2 (51), pp. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.