Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование как фактор развития проектного мышления студенческой молодежи'

Педагогическое проектирование как фактор развития проектного мышления студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / PEDAGOGICAL DESIGN / HIGHER EDUCATION / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Горбунова Наталья Владимировна

Статья посвящена рассмотрению педагогического проектирования как фактора развития проектного мышления студенческой молодежи. Рассмотрено несколько примеров проектирования, в том числе проекты, актуальные для Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Design as a Factor in the Development of Project Thinking of Students

The article is devoted to the consideration of pedagogical project as a factor in the development of project thinking of students. Several design examples are considered, including projects of current interest for the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование как фактор развития проектного мышления студенческой молодежи»

20/у//

А. В. Глузман, Н. В. Горбунова

УДК 378.14:37.015

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В условиях модернизации образования и цифровизации общества одним из социально значимых направлений, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, является педагогическое проектирование. Актуальность проблемы, во-первых, обусловлена социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов с критическим, проектным мышлением, готовых к решению профессиональных задач любого уровня сложности; а во-вторых, подтверждается повышенным интересом ученых к разработке теоретико-методологических оснований педагогического проектирования и недостаточной разработанностью механизмов его практической реализации в высшей школе.

Рассмотрим ключевые дефиниции исследования: «проект», «проектирование», «педагогическое проектирование», «проектная технология обучения».

Ученые рассматривают проект как прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности; результат проектной деятельности; результат для внедрения в практику, полученный в процессе индивидуального или группового решения практически значимой в профессиональном плане проблемы (В. И. Заг-вязинский) [3]. Проектирование представляет собой процесс создания проекта и является важнейшей составляющей педагогической деятельности, охватывающей образовательные системы различного уровня, содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль.

Философский словарь трактует понятие «проектирование» как вид деятельности, направленный на создание проектов. Методологическими принципами проектирования являются совокупность сознательных и бессознательных установок, которые определяют будущий продукт согласно схемам деятельности. Среди этих принципов выделяются онтологический слой (слой видения и понимания), и организационно-деятельностный (слой действия и его организации) [9, с. 630].

История проектирования берет начало в период античности. Платон в работах «Государство» и «Законы» предлагает и обсуждает проект «идеального государства». Выступая как практик государственного строительства, Платон предлагает сначала построить государство мысленно, что является одной из первых предпосылок проектирования, которое создается в мысли.

Научное осмысление процесса и результатов проектирования как специального вида деятельности началось на рубеже ХХ-ХХ1 веков, что характеризовалось наличием рефлексии и деятельности проектирования, появлением проектной терминологии.

К середине ХХ века проектирование нашло широкое распространение в гуманитарной сфере. Одним из ключевых педагогических аспектов проектирования является опытно-экспериментальное прогнозирование (Э. Г. Ко-стяшкин, В. О. Кутьев, Л. М. Зеленина) [5]. В основе широкомасштабных образовательных проектов 70-80-х годов прошлого столетия лежат их разработки по перспективам развития общеобразовательной школы, воспитательной работы, содержания образования.

Ключевым отличием прогнозирования от проектирования является систематическое исследование перспектив развития объекта.

Педагогическое проектирование - сложное самостоятельное явление, связанное с решением методологических проблем; влечет расширение терминологического пространства науки, пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесенностью между собой (В. С. Безрукова, В. П. Бес-палько, Е. С. Заир-Бек, Н. Н. Суртаева, Ю. К Чернова, В. З. Юсуров) [1; 2; 6; 8; 10; 11].

Основной технологией формирования ключевых компетентностей учащихся, как показывает зарубежный и отечественный опыт, является проектная технология.

Идея проектного обучения, возникшая в начале XX века (Дж. Дьюи, У. Х. Кильпатрик) [4; 7], получив широкое распространение и популярность в школах США, Великобритании, Бельгии, Израиля, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов, не нашла должного отражения в отечественной педагогической реальности. Главным достоинством проектного обучения является рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением для решения конкретных проблем окружающей среды в совместной деятельности школьников.

В современном образовательном пространстве наблюдается повышенный интерес к проектной технологии. Основная ценность проектной технологии обучения состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание определенного материального или интеллектуального продукта, а не на простое изучение определенной темы.

Учебный проект - это форма организации занятий, предполагающая комплексный характер деятельности всех его участников, направленная на получение образовательной продукции. Целью учебного проектирования является создание педагогом во время учебного процесса таких условий, при которых результатом будет индивидуальный опыт проектной деятельности учащихся. Основные задачи: научить учащихся самостоятельно добывать знания, применять их для решения новых познавательных и практических задач; способствовать развитию коммуникативных навыков, способности работать в различных группах, выполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника); формировать умение пользоваться исследовательскими приемами: собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать с разных точек зрения, выдвигать различные гипотезы, уметь делать выводы.

К организации проекта предъявляется ряд требований: разработка проекта по инициати-

ве обучающихся; вариативность решений и возможность выбора разных путей и форм работы над проектом; одновременное выполнение обучающимися различных проектов; осознание значимости проекта; проведение исследовательской работы; педагогическая значимость, обусловленная приобретением знаний и овладением необходимыми способами мышления; планирование проекта; гибкость и возможность изменений в процессе реализации проекта; ориентация проекта на решение конкретной проблемы, направленность результатов на потребителя; реалистичность проекта с учетом возможности ресурсной базы для его реализации; разнообразность тематики проектов.

Структура образовательного проекта включает название проекта; ключевую идею проекта; цели и задачи проекта; участников проекта; сроки реализации проекта; этапы проведения проекта; условия участия в проекте (организационные, технические); особенности проведения проекта, виды деятельности обучающихся; формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами; критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта; диагностическую и оценочную группу; результаты проекта, их оценку, вознаграждение.

Приведем пример создания проектов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык».

Цель: развитие познавательных навыков обучающихся, критичности и креативности мышления, навыков поиска информации, умения самостоятельно систематизировать учебную информацию, ориентироваться в информационном пространстве; формирование умения применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в педагогической деятельности.

Материал: компьютер.

Ход: обучающимся предложено разработать несколько проектов по английскому языку, название одного из них - «Breaking News!». Работа проходила в рамках изучения темы «Passive Voice».

Начиная работу над проектом, обучающиеся придумывали заголовки тематических

Природоохранный проект экологической направленности «Сохраним природу»

Таблица 1.

Название Природоохранный проект экологической направленности «Сохраним природу»

1 2

Название организации Экономико-гуманитарный колледж

Методы исследования Наблюдение, опрос, изучение

Тип проекта Познавательно-исследовательский

Форма проекта Дневная (в рамках организации образовательного процесса с учетом принципов интеграции)

Материалы и ресурсы необходимые для проекта Технологии - оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система. Технологии - программное обеспечение: программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, текстовые редакторы, электронная почта. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия. Другие принадлежности: инвентарь для уборки мусора. Другие ресурсы: участники проекта в лице обучающихся, преподавателей

Миссия проекта Формирование основ экологической культуры, навыков социального проектирования, умения работать в команде

Цель проекта Осуществление экологического развития обучающихся путем реализации системы практико ориентированной экскурсионной деятельности и ознакомления с эколого-этнографическими объектами Южнобережья, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира, любви к родному краю.

Задачи 1. Сформировать проектные группы. 2. Обучить участников азам социального проектирования. 3. Организовать работу проектных групп. 4. Формирование у обучающихся элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным и этнокультурным объектам. 5. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения. 6. Воспитание бережного отношения к природе. 7. Развитие устойчивого интереса обучающихся к заповедной природе Южного берега Крыма, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы. 8. Организовать информирование общественности. 9. Организовать просветительские акции (фотобиеннале «Заповедные тропинки Южнобережья). 10. Предоставить отчет о результатах проекта дирекции Экономико-гуманитарного колледжа.

Продолжение таблицы 1.

Название Природоохранный проект экологической направленности «Сохраним природу»

1 2

Объект исследования Крымский природный заповедник

Гипотеза Необходимость формировать у молодежи экологической культуры, широкого общеприродного кругозора, знание заповедных уголков Южно-бережья, систематизация экологических знаний и умений

Социальная значимость Для повышения эффективности образовательной и воспитательной работы, ликвидации исторической, экологической и культурологической неграмотности молодежи и исходя из конкретных исторических условий Крыма

Целевые группы Обучающиеся ЭГК, педагоги, работники лесничества

Место реализации ЭГК, Крымский природный заповедник

рубрик газеты. Затем респонденты приводили примеры новостей для каждой части, поставив глагол в форму пассивного залога. После проверки текста на правильность создавались группы по 3-5 человек, которые с помощью видеокамеры на телефоне записывали видео-отрывки сводки новостей.

Следующим этапом работы стало редактирование видео с помощью сервисов онлайн видеомонтажа Life.Film и PopcornMaker и просмотр получившегося результата всей группой. Такое задание позволило отработать тему «Passive Voice» в более интересной форме по сравнению с классическими упражнениями на переконструирование глаголов в предложении на пассивный залог. Кроме этого, респондентам было интересно почувствовать себя в роли ведущих новостных колонок, что позволило также совершенствовать навыки говорения.

Разработка проекта «Job Interview» проходила в пять этапов. На первом этапе обучающиеся должны были создать мультипликационный фильм по предложенной теме при помощи программы Dvolver. Второй этап был направлен на поиск рекламных Интернет-объявлений и составление резюме. На третьем этапе обучающимся было предложено написать заявки на прохождение собеседования. На четвертом этапе необходимо было, работая в парах, провести видео-собеседование

о приеме на работу с помощью Skype. Следовательно, один из обучающихся был работодателем, а другой - претендентом на работу.

Работа по созданию проектов была направлена на развитие творческого потенциала, ориентирована на активное применение ИКТ.

С обучающимися колледжей проводили конкурс природоохранных проектов экологической направленности («Сохраним природу»). Приведем пример природоохранного проекта экологической направленности «Сохраним природу», разработанного обучающимися третьего курса.

В рамках конкурса презентаций, видеороликов, фильмов экологической направленности тема выбиралась в широком диапазоне: гармония природы, эндемические растения Республики Крым, родной пейзаж, практическая природоохранная деятельность, загадки природных явлений, эколого-просвети-тельские маршруты, природа вокруг нас. Участники конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут выбирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме конкурса. Конкурсные работы представляются на DVD носителе в формате PAL DV (avi) (720x576; 25,000 fps). Требования к оформлению конкурсных работ в номинации «Презентация» были следующие: работа выполнена в MS

20/ß//

Power Point, версия не ниже 2003, максимальное количество слайдов для презентации - 15, каждая презентация записывается на CD/DVD-но-ситель отдельным файлом в формате PPS. В презентации обязательно должны присутствовать ссылки на источники, которые использовались при создании презентации.

Обучающиеся колледжей готовили и представляли стендовые доклады «Мы и природа» с целью изучения проблемы взаимоотношений человека и природы. Стендовые доклады базировались на произведениях художественной литературы: Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». На пороге экологической катастрофы резонно звучит вопрос «К чему идет человечество?» В романе Ч. Айтматова «Плаха» показаны издевательства человека над природой: охота на сайгаков, которых расстреливали с вертолетов, поджег камышей, утрата волками своего потомства. Человек превращается в заклятого врага природы, забывая, что земля - его дом, обрекая природу, обрекает самого себя на уничтожение. Люди и звери скреплены нерасторжимой причинно-следственной связью. Трагичность ситуации заключается в том, что природа бывает слепой, и ее возмездие может бать направлено на невинных. Все люди несут ответственность за зло, причиненное природе.

Повесть Б. Васильева рассказывает о трагических страницах жизни природы. Заготконтора объявила прием липового лыка. В погоне за наживой началось истребление леса. Молодые туристы подожгли муравейник. Автор говорит о надругательстве над природой, о том, к каким трагическим последствиям все это может привести. Писатели пробуждают в нас чувство личной ответственности.

Согласно Статьи 11 «Закона о защите окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Подготовка стендовых докладов стимулировала обучающихся не только к сбору информации о тех или иных объектах окружающей природы, но и заставляла задуматься о последствиях пагубной деятельности челове-

ка в природе, воспитывала ответственное отношение к природе.

Приведем пример проекта, направленного на профориентационную работу с потенциальными абитуриентами: «Развитие профильных классов в общеобразовательных школах как механизма эффективной профориентации подрастающего поколения Республики Крым».

Проект направлен на решение фундаментальной педагогической задачи - формирование успешной личности профессионала и активного гражданина Российской Федерации. Обеспечение эффективного профильного образования как основы профессиональной ориентации подрастающего поколения является наиболее значимым направлением в решении данной задачи. Сегодня в Республике Крым наблюдается разрозненная работа по организации профильных классов без учета специфики современного производства и актуальных эксклюзивных и «топовых» профессий, особо значимых для нашего региона.

Решение проблемы подготовки специалистов и «сохранение, удержание» в регионе четко обозначены в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. Достижению этой цели будет способствовать создание и развитие в регионе инновационной инфраструктуры, переход системы образования от традиционных методов обучения к инновационным, что позволит в рамках образовательного процесса получать не просто «профессию», а уникальный набор компетенций, дающий возможность реализовать полученные знания и навыки в высокотехнологичных отраслях экономики. Вместе с тем этому должен предшествовать эффективный процесс профориентации подрастающего поколения, направленный на реализацию основных положений стратегии и концепции «Все включено: живи, учись, работай, отдыхай в Крыму».

Цель проекта - теоретико-методологическое обоснование, разработка и продвижение «Концепции профильного образования Республики Крым» с учетом эксклюзивных и «топовых» профессий и актуальных компетенций для социально-экономического развития региона. Для достижения этого в рамках проекта планируется решить комплекс задач, а именно:

- выявить перечень эксклюзивных профессий и актуальных компетенций для крымского региона, а также актуализировать информацию о деятельности профильных классов и предпрофильной деятельности в образовательных организациях Республики Крым;

- обосновать концептуальные положения модели профильного образования Республики Крым с учетом специфики эксклюзивных профессий и актуальных компетенций для социально-экономического развития региона на основе результатов обобщения эффективных педагогических практик профильного обучения в России и за рубежом;

- обеспечить активное обсуждение общественностью Концепции и модели профильного образования Республики Крым и современных механизмов, средств оптимального обеспечения организационно-методического сопровождения профильного и предпрофиль-ного образования в регионе в рамках проведения научно-практических конференций, круглых столов, в публикациях на региональном и всероссийском уровне.

Таким образом, педагогическое проектирование направлено на развитие креативности, проектного мышления студенческой молодежи как залога профессиональной успешности будущих специалистов разных отраслей экономики и производства.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению педагогического проектирования как фактора развития проектного мышления студенческой молодежи. Рассмотрено несколько примеров проектирования, в том числе проекты, актуальные для Республики Крым.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, высшее образование, Республика Крым.

SUMMARY

The article is devoted to the consideration of pedagogical project as a factor in the development of project thinking of students. Several design examples are considered, including projects of current interest for the Republic of Crimea.

Key words: pedagogical design, higher education, Republic of Crimea.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 344 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

3. Борисенков В. П., Краевский В. В., Ку-тьев В. О., Турбовской Я. С. Философия образования // Педагогика. - 1995. - № 3. -С. 3-28.

4. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / пер. с англ.; послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. - М.: Республика, 2003.

5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 173 с.

6. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб пособие. - СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.

7. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л., 1925. - 52 с.

8. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном процессе. - Омск, 2009. - 180 с.

9. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

10. Чернова Ю. К., Григорьева И. Н. Профессиональная культура и ее формирование // Акмеология делового человека. - Тольятти: ТолПИ, 2000. - 242 с.

11. Юсупов В. З., Коротаев В. Г. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 4. - С. 21-25.

■щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.