УДК 373 : 349.6
Игнатов Сергей Борисович
Ignatov Sergey Borisovich
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Г уманитарного института Тюменского государственного нефтегазового университета тел.: (3452) 23-00-31
Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of theory and methodic of professional education, Humanitarian Institute of Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3452) 23-00-31
ПРОФИЛАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕВИАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
PREVENTION OF ENVIRONMENTAL DEVIANCE OF THE YOUTH IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL
INSTITUTION
Аннотация:
The summary:
В статье изучены возможности, условия и средства профилактики экологической девиантности учащейся молодежи в процессе изучения элективных поддерживающих курсов экокуль-турной направленности.
The article studies the opportunities, the conditions and the means of preventing the ecological deviance of the student youth in the process of studying of elective supporting courses of e^-cultural orientation.
Ключевые слова:
экологическая девиантность, профилактика, содержание образования, технологии.
Keywords:
ecological deviance, prevention, education content, technologies.
Поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых и социально одобряемых норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией, называют девиантным. Отклонение в поведении зависит от множества факторов, в том числе от специфики среды обитания человека, его личностных, возрастных, ролевых, социальных особенностей, характера профессиональной деятельности и других.
Понятие «девиантность» является общепринятым для характеристики поведения человека в социуме. Сегодня оно распространяется и на его отношения с природой. Поэтому правомерно говорить об экологической девиантности (ЭД), которая отражает патологию экологического сознания индивида. Формы ее проявления различны. Это и чрезмерное извлечение природных ресурсов, и их нерациональное использование, и непреднамеренное загрязнение окружающей среды, и нарушение правил поведения в природе, и использование запрещенных или несвоевременных способов охоты, рыболовства, заготовки дикоросов, и истребление особо охраняемых видов и т.д.
Отклоняющееся поведение в природе существовало всегда. Механизмы его преодоления и средства профилактики изначально формировались в мировых религиях, экологических традициях народов, их верованиях и обычаях поклонения природе. Но сегодня они уже не срабатывают в полной мере. И этому есть несколько причин:
1. Мировая цивилизация в течение последних нескольких столетий обрела технократический характер и сформировала человека, привыкшего к жизни в условиях роста потребления и экстенсивного освоения природы.
2. Жадность и эгоизм, умноженные на возможности техники, создали тот социокультурный фон, когда потребительское отношение к природе, погоня за материальным благополучием любой ценой, расточительный образ жизни стали обычными явлениями.
3. С ростом численности населения возросли и масштабы нарушений, которые приняли массовый характер и, в конечном итоге, стали причиной глобальных экологических проблем.
В сложившихся условиях необходимо искать новые средства, чтобы убедить каждого человека умерить пыл своих потребительских амбиций, помочь справиться со своим эгоизмом [1], найти в себе силы и возможности подчиниться требованиям экологического императива и тем самым преодолеть присущую ему девиантность. А это связано с изменением его менталитета, формированием у него экологического сознания, глобального мышления, высочайшей ответственности за свои действия и поступки.
Общество должно подготовить для этого плодородную почву, изменить социальные ориентиры, образование и общественное воспитание, направить их в русло формирования нового образца культуры - экологической (ЭК). Необходимо создание такого социокультурного фона, когда одобряемым становится экологический стиль жизни.
Его отличительными признаками являются «здоровый» прагматизм, экономия, бережливость, экологически обоснованная деятельность, неукоснительное выполнение норм и требований экологи-
ческого императива, ответственность, законопослушание. Приоритетными становятся универсальные экологические ценности: природа, жизнь и ее разнообразие, человек и его здоровье, биосфера как среда обитания человечества, ее качество, неразрушимость и устойчивость, сохранение которых -важнейшее условие выживания человека на Земле. Современному человеку необходимо не просто быть готовым к такому образу жизни, а уже сегодня его вести, выстраивая свои жизненные стратегии и программы, личную жизнь и профессиональную деятельность в соответствии с этими позициями.
В семидесятые годы прошлого столетия мировая общественность предприняла попытку создания новой модели развития цивилизации, отличной от технократической. В концептуальных документах России она получила название «устойчивое развитие» (УР). Основные ее позиции нашли отражение в таких государственных документах, как «Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития», «Экологическая доктрина Российской Федерации» и ряде других. Право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде декларировано в Конституции РФ (статья 42). Наряду с этим ему вменяется обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Эта тема находит свое продолжение в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, которые послужили основой для развития нового направления юриспруденции - экологического права. Его XIII глава (статьи 71-74) указывает на необходимость развития системы экологического образования, воспитания и просвещения населения РФ с целью повышения уровня экологической культуры. Более детально концептуальные основы этого образца культуры раскрыты в «Московской международной декларации по экологической культуре». В контексте перехода к УР важнейшим элементом культуры становится эколо-го-правовая компетентность (ЭПК), которая проявляется в установках и внутренних побуждениях личности не переступать законодательно оформленные границы, в рамках которых дозволены поведение и деятельность человека в природе [2].
Однако практика показывает, что, несмотря на принимаемые политические решения и законодательные документы, уровень экологической культуры населения стремительно снижается. Об этом свидетельствует и возросшее в последнее время число техногенных аварий и катастроф, в которых погибли тысячи людей, и полыхающие по всей стране лесные пожары, и растущие горы токсичных отходов, и свалки мусора. О недостаточности внимания общества и государства к этой проблеме свидетельствует и динамика роста официально фиксируемых экологических правонарушений в области земельного, лесного и водного законодательств.
С целью выявления истоков и причин роста экологической девиантности мы обратились к анализу результатов социологических исследований, посвященных выявлению экологических позиций, ценностно-смысловых приоритетов и установок учащейся молодежи 14-20 лет. Как отмечается в исследовании О.В. Остроухова, А.А. Телышева, А.Л. Чеблакова, многие молодые люди «живут одним днем, о будущем думают мало... Каждый считает, что вот у него все будет, но откуда - не каждый знает» [3, с. 31]. В рейтинге приоритетов, на которые обращалось внимание исследователей, экологическая обстановка и качество природной среды стоят на седьмом месте. Их состояние вызывает обеспокоенность лишь у 17 % молодежи. Судьба страны волнует около 8 %, отношения с окружающими -около 4 %. Отклонение поведения от эколого-правовых норм большая часть респондентов, обеспокоенных состоянием окружающей среды, связывает с элементарной эколого-правовой неграмотностью, отсутствием осознания необходимости приобщения к ценностям экологической культуры, освоения экологического стиля жизни, представлений о мере ответственности за экологические нарушения и мере последующего наказания.
Доминирующим фактором в преодолении этой ситуации выступает система образования. Однако законодательная и концептуальная базы, определяющие развитие образования в РФ (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» и другие), слабо отзываются на основополагающие позиции документов, касающихся перехода к УР.
Вместе с тем система образования имеет огромный и пока слабо реализуемый на практике эколого-правовой потенциал [4].
Эколого-правовой потенциал - это те источники и составляющие учебно-воспитательного процесса (УВП), возможности и средства, которые могут быть приведены в действие и использованы для обеспечения успешности преодоления экологической девиантности обучающихся.
Его базовым источником является экокультурная среда образовательного учреждения. В качестве ее основных структурных элементов выступают: содержание образования, технологии, методики и формы организации УВП, пространственно-предметное окружение, специально организованная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде. В иерархии выделенных элементов ключевую роль играет содержание образования. Оно является тем полигоном, на котором происходит взращивание личности, приобретаются общие и профессиональные компетенции, формируются технологии и методики обучения и воспитания.
Можно предложить несколько направлений его оптимизации с целью усиления экологоправовой направленности:
1. Использование междисциплинарного подхода при проектировании и моделировании содержания базовой части образования, блочно-модульное его структурирование, создание междисциплинарных модулей, которые бы могли быть органично вписаны в содержание учебных дисциплин федерального компонента.
2. Рациональное использование вариативной части учебных планов, создание и внедрение системы элективных поддерживающих курсов экокультурной направленности, которые обучающиеся могли бы выбирать в зависимости от своих интересов, предпочтений и будущей профессиональной деятельности.
3. Использование таких форм подачи учебного материала, которые бы позволили наиболее полно применять технологии и методы обучения, способствующие актуализации эколого-правовой информации, заложенной в содержании образования.
В рамках опытно-поисковой работы (ОПР) мы разработали и предложили отдельным профессиональным учебным заведениям набор поддерживающих элективных курсов и модулей экокультурной направленности, важнейшей составляющей которых стала эколого-правовая.
В Тюменском нефтегазовом университете, образовательный кластер которого объединяет систему НПО, СПО, бакалавриат, магистратуру, систему послевузовского и дополнительного образования, в течение последних четырех лет на отдельных ступенях преподавался курс «Экологическая культурология», включающий модули: «Человек, общество и природа», «Эволюция общества и куль-турогенез», «Экологические уроки прошлого и современные глобальные проблемы человечества», «Новые горизонты развития человечества и экологическая культура», «Деонтологическая составляющая культуры и экологическое право». Выстроенный на интегративно-гуманитарной основе, он может быть легко адаптирован к разным ступеням образования: начальному, основному, полному среднему, а также к общекультурной подготовке студентов профессиональных учебных заведений.
В Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства, включающем ступени начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, были реализованы курсы «Природоохранное право в строительстве», «Тюменская область как субъект Российской Федерации», «Экодизайн», «Садово-парковое хозяйство города» [5].
Важнейшим инструментом реализации предложенных для изучения курсов выступают педагогические технологии и формы организации учебной деятельности, способствующие становлению эколого-правовой компетентности обучающихся, обретению ими навыков природосообразного бытия и преодолению экологической девиантности.
Особой привлекательностью в эколого-правовом образовании и воспитании обладает проектная исследовательская деятельность. Она позволяет преобразовать сложные для восприятия неспециалиста эколого-правовые знания в формы, доступные для понимания учащимися разных возрастов, актуализировать эти знания, заложить азы правоприменения, умений проектирования своей деятельности в окружающей среде с учетом ее экологических последствий, развивать способности к предвидению, моделированию и прогнозированию возможных экологических ситуаций и упреждению их негативных последствий.
Для обучающихся работа над проектом - это и развивающая деятельность, и зона социализации, сотрудничества и сотворчества. Она создает в аудитории особую нравственноинтеллектуальную атмосферу, воспитывает культуру общения, стимулирует духовное развитие, способствует формированию у обучающихся социально-одобряемого стереотипа поведения в природной среде, помогает им привести в соответствие собственные ценностные ориентации с социальными запросами общества, помогает им гармонично сочетать коллективную и индивидуальную, теоретическую и практическую деятельность.
Проектная технология предполагает реализацию в процессе обучения самых разнообразных компонентов: постановку цели, состязательность, коллективизм, усвоение определенных правил, предметную сферу, наличие экспертов, комплект ролей, способ генерирования событий, противоречие, поиски его разрешения и т.д. Ее действенность в значительной мере связана с возможностью использования в ее рамках элементов самых разнообразных современных интерактивных форм организации учебных занятий - работу в малых группах сотрудничества, научные и мониторинговые исследования, деловые, имитационные и ролевые игры, проблемный и поисково-исследовательский методы. Она может быть организована как в виртуальном, так и реальном пространстве.
Так в процессе изучения курса «Природоохранное право в строительстве» обучающимся предлагалась система творческих задач проблемного характера, решение которых стало основой для разработки индивидуальных и коллективных исследовательских проектов.
На базе решения этих задач обучающиеся разработали проекты: «Экодом», «Оптимизация работы городского транспорта», «Купля-продажа земли», «Санитарные нормы и правила в строительстве».
В процессе изучения модуля «Человек, общество и природа» и курса «Тюменская область как субъект Российской Федерации» обучающимся был предложен ряд проблемных ситуаций, разрешение которых в последующем стало основой для разработки проекта «Экосообразность природопользования в традициях коренных народов Тюменского Севера».
В рамках курсов «Экодизайн» и «Садово-парковое хозяйство города» была организована система экскурсий по городу с последующим выполнением проекта «Видеоэкология и архитектура города».
В процессе освоения учебных курсов и отдельных модулей обучающимся предлагалось:
Создать:
- личное портфолио или презентации на темы «Вторая жизнь пластика», «Чистая вода», «Веселые туристы», «Экология за обеденным столом», «Здоровье и окружающая среда», «Домашний аэрофитомодуль», «Скверы и парки Тюмени: вчера, сегодня, завтра», «Нефтяное ожерелье Среднего Приобья»;
- серию плакатов «Экологическая безопасность в быту», «Карта загрязнений Тюменской области», «За чистоту родного края», «Товарные знаки»;
- настенные календари «Красная книга Тюменской области» и «Экологические праздники»;
- проекты на темы «Глобальное потепление», «Устойчивое развитие», «Рекуперация отходов», «Экотранспорт», «Экоцивилизация», «Экологический суд», «Организационные, медицинские и правовые аспекты обеспечения экологической безопасности населения».
Разработать и провести:
- игры «Экологический бумеранг», «Закон и порядок», «Экологично-экономично»;
- экологические аукционы «Плата за выбросы», «Хватит ли на всех?», «Собирательство и охота»;
- вечера «Природа родного края: знай, люби, береги», «Земля - кормилица, Земля - работница, Земля - красавица».
Особое значение в плане профилактики экологической девиантности обучающихся имеют знакомство с работой департаментов имущественных и земельных отношений, природоохранной прокуратуры, посещение заседаний суда, посвященных разбору дел, связанных с экологическими правонарушениями, организация мероприятий, моделирующих их работу: задержание нарушителя, следствие по делу, прокурорская проверка, экологический суд.
Для выявления эффективности вводимых новаций были проведены пилотные диагностические исследования. Так как разработанные нами курсы изучались всего лишь в течение семестра, в качестве реперных точек для диагностики были выбраны начало семестра, середина и конец. При оценке уровней ЭПК и ЭД учитывалась частота их проявления в процессе разрешения проблемных эколого-правовых ситуаций, выполнения специальных заданий, разработки проектов, в практической деятельности в окружающей социоприродной среде. Кроме того, суждение о них составлялось из результатов тестирования, анкетирования и скрытых наблюдений за поведением обучающихся в различных произвольных или специально созданных проблемных экологических ситуациях. Обработка результатов осуществлялась по методу ранговой корреляции [6]. Объем выборок в разных группах испытуемых составлял по 25 человек.
Мы предполагали, что ЭПК и ЭД - две противоположности, и рост уровня первой из них приведет к снижению уровня второй. Как показали расчеты, в динамике частоты проявления ЭПК и ЭД во всех группах испытуемых наблюдалась достаточно сильная обратная корреляция (г = -0,61). Это доказывает с большой долей вероятности достоверность выдвинутой гипотезы и подтверждает, что использованная нами система элективных курсов экокультурной направленности является одним из эффективных средств профилактики ЭД обучающихся.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
2. Игнатов С.Б. Педагогические условия и средства формирования эколого-правовой компетентности учащейся молодежи. Тюмень, 2011.
3. Остроухов О.В., Телышев А.А., Чеблаков А.Л. О некоторых результатах социологического исследования проблем реализации государственной молодежной политики в Тюменской области. Тюмень, 2009.
4. Игнатов С.Б. Указ. соч.
5. Игнатов С.Б., Мулявина Э.А., Тавабилова М.С. Перспективы развития учреждений НПО в региональном образовательном пространстве: от профессионального училища - к прикладному бакалавриату (на примере Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства). Тюмень, 2011.
6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
1. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. M., 1985.
2. Ignatov S.B. Pedagogicheskie usloviya i sredstva formirovaniya ekologo-pravovoy kom-petentnosti uchashcheysya molodezhi. Tyumen', 2011.
3. Ostroukhov O.V., Telyshev A.A., Cheblakov A.L. O nekotorykh rezul'tatakh sotsiologicheskogo issledo-vaniya problem realizatsii gosudarstvennoy mo-lodezhnoy politiki v Tyumenskoy oblasti. Tyumen', 2009.
4. Ignatov S.B. Op. cit.
5. Ignatov S.B., Mulyavina E.A., Tavabilova M.S. Per-spektivy razvitiya uchrezhdeniy NPO v regional'nom obrazovatel'nom pro-stranstve: ot professional'nogo uchilishcha - k prikladnomu bakalavriatu (na primere Tyumenskogo tekhnikuma stroitel'noy industrii i go-rodskogo khozyaystva). Tyumen', 2011.
6. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. SPb., 1996.
- 1З7 -