Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность школьников по изучению привлекательности экскурсионных объектов Крыма (на примере Массандровского дворцово-паркового комплекса)'

Исследовательская деятельность школьников по изучению привлекательности экскурсионных объектов Крыма (на примере Массандровского дворцово-паркового комплекса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / дворцово-парковый комплекс / экскурсионный объект / музейная педагогика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасёва Антонина Васильевна

Представлена методика и результаты исследовательской деятельности обучающихся в объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности по изучению дворцово-паркового комплекса в Верхней Массандре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность школьников по изучению привлекательности экскурсионных объектов Крыма (на примере Массандровского дворцово-паркового комплекса)»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ КРЫМА (НА ПРИМЕРЕ МАССАНДРОВСКОГО ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО КОМПЛЕКСА)

А. В. Карасёва

ГБОУДО Республики Крым «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»; Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детский экологический центр» муниципального образования городской округ Ялта, РеспубликаКрым, Россия, e-mail: geografi555@gmail. com

Аннотация. Представлена методика и результаты исследовательской деятельности обучающихся в объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности по изучению дворцово-паркового комплекса в Верхней Массандре.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дворцово-пар-ковый комплекс, экскурсионный объект, музейная педагогика.

Исследовательская деятельность в объединениях дополнительного образования краеведческой направленности - важный фактор реализации воспитательных и развивающих задач пред-профильной подготовки обучающихся, планирующих в дальнейшем связать свою деятельность с туристской отраслью региона. Ребята на практике учатся собирать и анализировать материалы, проводить анкетирование, предлагать пути решения ситуативных задач, получая практические навыки работы по изучению экскурсионных объектов [4; 5; 6].

Объектом исследования обучающихся объединения «Юный крымовед» ГБОУДО Республики Крым «ЦДЮТК» стал Массандровский дворцово-парковый комплекс, культурно-просветительные и тематические мероприятия которого воспитанники кружка посещают на протяжении нескольких лет.

Предметом изучения стала деятельность дворца как экскурсионного музейного объекта. Для работы обучающиеся были разбиты на отдельные группы с учетом возрастных особенно-

стей: а) группа по сбору доступной информации; б) группа, которая занималась анкетированием посетителей, сотрудников комплекса, сверстников; в) группа, в задачу которой вошла обработка материалов и подготовка конечного продукта исследования - презентации работы.

В ходе исследования ребята смогли ознакомиться с некоторыми материалами, представленными на сайте музея, получить консультации сотрудников комплекса, а также провели значительную работу по изучению мнения посетителей дворца, предложив ответить им на ряд вопросов. Полученные материалы были проанализированы, представлены графически, позволили обучающимся сделать самостоятельные выводы и предложить пути повышения посещаемости дворца как экскурсионного объекта, стали основой исследовательских работ школьников. Результатами своей работы обучающиеся поделились с сотрудниками музея, получив в свою очередь важные замечания специалистов. Таким образом, школьники смогли на практике применить полученные знания, познакомились с особенностями деятельности музея как экскурсионного объекта, наглядно увидели конечный продукт исследовательской деятельности [5; 6].

Результаты исследований популярности и привлекательности парка и дворцового комплекса Верхней Массандры как туристских объектов были представлены старшими обучающимися на муниципальном и региональном этапах патриотической конференции учащихся образовательных учреждений республики «Крым - наш общий дом», Республиканском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук школьников Крыма «Искатель». Позднее выпускница объединения дополнительного образования представила свой экологический маршрут по Верхнему парку Массандры в Финале Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество», став дипломантом. Обе воспитанницы-выпускницы, которые занимались обработкой материалов исследования и представлением результатов, продолжили обучение на географическом факультете Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского.

Представим основные результаты исследования обучающихся:

Дворец Александра III в Верхней Массандре, филиал ГБУ РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» [7; 8] - популярный экскурсионный объект [1; 2; 3; 8]. Он расположен на склоне горного массива, что придает ему неповторимость и необычайность, и отличается от подобных музейных объектов региона хорошей сохранностью наружной и внутренней отделки, ухоженностью прилегающей территории, небольшим, но красивым регулярным парком [2; ,7].

Юным исследователям удалось выяснить, что на привлекательность Массандровского дворцово-паркового комплекса как экскурсионного объекта влияет ряд факторов. Росту популярности музея способствуют формы и виды работы сотрудников экскурсионного объекта с посетителями [7].

Рис. 1. Посещаемость дворца по месяцам (по данным [1])

В основу исследований были положены отдельные открытые данные отчетности комплекса 2014-2016 гг. Опрос посетителей и школьников проводился в течение весны - осени 2017 г. Анализ отчетов указал на зависимость количества посетителей

от сезона года (рис. 1). Кроме этого, проведенный членами учебной группы мониторинг посещения комплекса позволил проследить динамику в чередовании организованных групп и самостоятельных туристов [7].

Ребята пришли к выводу, что экскурсионная деятельность Массандровского дворцово-паркового комплекса зависит от многих факторов: неравномерности экскурсионной нагрузки в течение года, рыночной стихии туристской отрасли, непредсказуемости курортного сезона [4].

Опрос экскурсантов стал наиболее трудоемкой частью исследования, но позволил определить факторы, влияющие на популярность Массандровского дворцово-паркового комплекса. Интервью провели обучающиеся среднего возраста, представители самой активной частиюных исследователей. Они самостоятельно определили частоту посещений территории парка по сезонам года и по дням недели. Обработку материалов провели старшие обучающиеся, полученные результаты они представили графически (рис. 2).

30000

25000

Рис. 2. Динамика групп и самостоятельных экскурсантов (по данным наблюдений обучающихся)

Ответы добровольных респондентов выглядели следующим образом. Примерно одинаковое число посетителей ответили на вопрос, что знали и хотели посетить дворец, информацию о нем получили из разных источников. Большинство экскурсантов от-

ветили, что хотели увидеть именно этот дворец. Независимо от времени года, большая часть респондентов ответила, что посетила дворец впервые. Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом, увеличилось число посетителей, пожелавших увидеть дворец вновь. Летом преобладали посетители в составе организованных групп, но по сравнению с прошлым годом количество самостоятельных туристов значительно увеличилось. Ответы показали, что организованные группы посещают дворцово-парковый комплекс по определенному маршруту, а самостоятельные посетители предпочитают проводить здесь больше времени, посещая дополнительные экспозиции. На вопрос, понравилась ли экскурсия, почти все посетители дворца ответили утвердительно. Большая часть опрошенных была очень довольна экскурсионным обслуживанием, наличием сувенирной и печатной продукции, состоянием мест общественного пользования и придворцового парка. А основная проблема, по мнению посетителей, - некоторая удаленность комплекса от остановок общественного транспорта.

Проанализировав полученные результаты, обучающиеся объединения предложили следующие пути решения поставленной задачи - поддержания положительной динамики популярности экскурсионного объекта:

- периодически информировать организаторов экскурсий и средства массовой информации о смене экспозиций и экспонатов;

- внедрять новые технологии и постоянно контролировать качество предоставляемых услуг;

- разрабатывать и внедрять новые маршруты;

- предоставлять возможность выборочного посещения экспозиций дворца или полный спектр услуг - «единый билет».

Результатами своей работы обучающиеся поделились с сотрудниками музея, выслушали их замечания и пожелания. Специалисты музейного дела отметили, что данное исследование знакомит школьников с особенностями организации экскурсионной и туристической деятельности в регионе [4; 6].

Для ребят очень важным подспорьем в исследовательской работе стало посещение дворцово-паркового комплекса в рамках программы «Музей - детям», благодаря которой для школь-

ников города проводятся различные образовательные занятия и тематические экскурсии. Участие воспитанников объединения в обучающих программных мероприятиях позволило им познакомиться с правилами атрибуции музейного предмета, расширить знания по истории, архитектуре конца XIX - начала ХХ века, познакомиться с коллекциями картин, портретов и скульптур, старинных фотографий из собрания музея, увидеть замечательные акварели княжны Ольги Александровны Романовой.

В музее постоянно разрабатываются и внедряются развлекательно-познавательные и просветительные программы по линии Министерства культуры («Ночь музеев», «Ночь искусств», тематические выставки картин, роз, цветов, тематические музыкальные вечера и встречи, форумы) [7; 8]. В этом году на территории Массандровского дворцово-паркового комплекса регулярно проводились вечера классической музыки. Хочется отметить, что внимательное и доброжелательное отношение к юным исследователям администрации и сотрудников дворцово-паркового комплекса Александра III в Верхней Массандре и руководства ГБУ РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник», в ведении которого находится музей, вселяет надежду на то, что одно из крупнейших учреждений культуры Республики Крым и в дальнейшем будет активно содействовать реализации научно-исследовательского направления музейной педагогики в регионе.

Литература:

1. Анализ деятельности Массандровского дворцово-паркового комплекса [Электронный ресурс]: Электронный отчет / Материалы АДПМЗ, 2015. - 18 с.

2. Арбатская Ю., Вихляев К. Парки Массандры. - Симферополь: Н. Орiанда, 2014. - 56 с.

3. Будзар М. М., Филатова Г. Г. Имения Ялты. Х1Х - начало ХХ вв. - СПб.: НП-Принт, 2014. - 640 с.

4. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: Учебник. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.

5. Краеведение: Пособие для учителя / А. В. Даринский, Л. Н. Кривонос, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова / Под. ред. А. В. Даринского. -М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

6. Озеров А. Г. История и методика краеведения. - М.: Юный краевед, 2015. -168 с.

7. Воронцовский дворец // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: https://worontsovpalact.org (дата обращения: 22.01.2019).

8. Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://mtur.rk.gov.ru (дата обращения: 22.01.2019).

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. Г. Кийченко

ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга, Россия П. В. Степнов

ГБУДО ДДТ «Фонтанка 32», г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: patefandr@gmail.com

Аннотация. Учебно-исследовательские экспедиции рассматриваются как одна из форм проектной деятельности, способствующих повышению познавательной активности, патриотическому и экологическому воспитанию.

Ключевые слова: учебно-исследовательская экспедиция, проекта, педагогическая технология, экологический туризм, краеведение.

В современной педагогике для формирования познавательной активности школьников предлагается системно-деятель-ностный подход, который является основой концепции новых образовательных стандартов [1]. Одним из способов организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у учащихся, познавательной активности является применение проектно-исследовательского метода в образовании. Проект - это интегрированный, разработанный и подробно структурированный компонент системы образования, имеющий все основные признаки педагогической технологии [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.