Научная статья на тему 'Формирование природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым'

Формирование природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИРОДООХРАННАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL CULTURE / ФОРМЫ РАБОТЫ / FORMS OF WORK / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ / MODEL OF ENVIRONMENTAL CULTURE / ОБУЧАЮЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / COLLEGE STUDENTS / ENVIRONMENTAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

Статья посвящена изучению проблемы формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым. В работе представлены основные формы работы по реализации содержания модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей, разработанные на основе определенных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Environmental Culture of Students of Colleges of the Republic of Crimea

The article is devoted to the study of the problem of formation of environmental culture of colleges of the Republic of Crimea. The paper presents the main forms of work on the implementation of the content of the model of environmental culture of students of colleges, developed on the basis of certain pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым»

Е. Ф. Мазанюк

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

кологическое воспитание и образование подрастающего поколения на современном этапе требует психологической включенности личности в мир природы с последующим поэтапным конструированием системы личностного отношения к природе: теоретическим, эмоционально-ценностным и практически действенным. Такое включение предполагает формирование экологических знаний, использования их воспитательного значения в учебном процессе. Именно в этом заключаются особенности экологического воспитания на основах «глубинной экологии», предусматривающего осознание единства и целостности природы, уникальности и неповторимости живых систем, взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы, понимание человека как неотъемлемого звена во взаимозависимых компонентах природы, утверждение уважения человека ко всем формам жизни, гармоничного развития человека и природы [2]. Результатом экологического воспитания должна быть сформированная природоохранная культура личности [1].

Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Крыма. Указанный вид культуры характеризуется:

- разносторонними знаниями об окружающей среде;

- экологическим стилем мышления;

- ответственным отношением к природе и своему здоровью;

- умением решать экологические проблемы;

- непосредственным участием в природоохранной работе;

20/А'//

- предвидением возможных негативных последствий деятельности человека, оказывающей влияние на изменения природной среды [3].

Для формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Крыма необходимо разработать формы целенаправленной методической деятельности. Поэтому целью данной статьи является отражение сущности форм педагогической деятельности, направленной на формирование природоохранной культуры обучающихся колледжей Крыма.

В рамках исследования была разработана структурно-функциональная модель формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым. Реализация структурно-функциональной модели осуществлялась в четыре этапа:

- мотивационно-ориентировочный;

- когнитивно-познавательный;

- продуктивно-деятельностный;

- рефлексивно-творческий.

Обратимся к рассмотрению форм педагогической деятельности, направленной на формирование природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым, составивших основу разработанной поэтапной модели.

На первом этапе реализовывалось педагогическое условие - «обеспечение устойчивой мотивации обучающихся к природоохранной деятельности и осознание значимости личного участия каждого человека в сохранении природных богатств». Данное условие реализовывалось путем применения таких форм работы, как:

- изучение различных информационных источников для определения экологической ситуации на полуострове;

- проведение дней экологической защиты;

- проведение эколого-биологической олимпиады;

- создание буклетов и листовок природоохранной тематики;

- реализация «Поляны экологических почемучек»;

- проведение экспресс--викторины экологической тематики;

- написание мини-сочинений и эссе.

Для определения экологической ситуации в Крыму и рассмотрения экологических проблем полуострова обучающимся колледжей было предложено проанализировать данные различных источников информации. Среди основных экологических проблем полуострова были выявлены следующие: снижение плодородия почвы; загрязнение воды нефтепродуктами; сбрасывание бытовых и промышленных стоков и мусора; браконьерство.

В рамках такой формы работы, как «Проведение дней экологической защиты», обучающиеся изучали один из объектов природы на выбор. Обучающиеся наблюдали объект, собирали о нем различную информацию, определяли, в связи с чем он требует экологической защиты. В рамках данной формы работы были проведены акции «Защити птиц», «Чистые реки, озера, море», «Наш цветущий Крым», «Зеленый Крым» и т. д., направленные на сохранение чистоты моря и водоемов, сохранение зеленых насаждений, цветов, животного мира.

Одной из форм работ первого этапа стало проведение эколого-биологической олимпиады, в рамках которой участникам были предложены задания четырех типов. Задания первого типа предполагали выбор правильного утверждения («да», «нет»). Задания второго типа предусматривали выбор верного ответа из четырех предложенных и были сформулированы в виде тестовых заданий. Задания третьего типа предусматривали выбор правильного ответа из предложенных и его обоснование. Задания четвертого типа предполагали самостоятельный правильный ответ.

Особый интерес у обучающихся на первом этапе реализации модели вызвала форма работы «Создание буклетов и листовок природоохранной тематики». Обучающимися были созданы буклеты: «Накормим птиц зимой», «Спасем мир от экологической катастрофы», «Чистые реки и озера Крыма», «Цветочный ковер» и т. п. Разработанные обучающимися колледжей информационно-иллюстративные материалы содержали интересные сведения, иллюстрации, высказывания выдающихся лю-

дей о красоте и богатстве природы, призывы о необходимости беречь и охранять родную природу.

Содержание работы «Поляна экологических почемучек» заключалось в следующем. Обучающиеся должны были дать развернутые ответы на предложенные вопросы: «Почему весной листья на деревьях зеленеют, а осенью желтеют и краснеют?», «Почему вода в лужах исчезает?», «Почему происходит круговорот воды в природе?» и т. д.

В рамках проведения экспресс-викторины на экологическую тематику обучающимся были поставлены вопросы, предполагающие быстрые ответы, например: «Назови одно-группников, обладающих высоким (низким) уровнем экологической культуры», «Если бы ты, как известный французский ученый Кусто, формировал команду исследовательского корабля по изучению природы, кого бы из своих одногруппников ты взял в свою команду?» и т. д. Большинство ребят не испытывали трудностей при ответе на вопросы викторины, могли четко определить, с кем бы они могли заниматься природоохранной деятельностью, а кто из одногруппников все еще обладает низким уровнем экологической и природоохранной культуры.

Форма работы по написанию мини-сочинений или эссе, включающая тематики «Последствия экологического кризиса»; «Человек и природа - трагедия или гармония?»; «Природа - мастерская или храм?»; «Человек в ответе за жизнь на планете»; «Мое отношение к природе»; «На пути в ноосферу» и т. д., была проведена с такими целями, как:

- развитие экологического сознания;

- формирование ценностных экологических ориентаций;

- формирование системы экологических знаний, знания норм и правил поведения человека в природе;

- воспитание адекватного экологического сознания и поведения учащихся;

- воспитание эмоциональной отзывчивости по отношению к природе, экологических интересов и потребностей;

- формирование способности и потребности к рефлексии своего взаимодействия с природой и т. д.

Следующий когнитивно-познавательный этап внедрения модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей реализовался путем использования таких форм работы, как ознакомление с туристическими маршрутами Крыма; знакомство с заповедниками Крыма; «экологическая тропа»; научно-исследовательская экологическая деятельность обучающихся; составление экологического календаря.

Данные формы работы применялись с целью реализации следующего педагогического условия формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей -«Создание предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учетом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей обучающихся в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания».

В рамках третьего, продуктивно-деятель-ностного, этапа реализовалось следующее педагогическое условие формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым - обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у обучающихся природоохранной культуры в единстве трех направлений: изучение учебных дисциплин «Естествознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», проведение полевых практик; воспитательная и научно-исследовательская деятельность.

Данное условие достигалось путем организации следующих форм работы с обучающимися:

- конкурса природоохранных проектов экологической направленности («Сохраним природу»);

- стендовых докладов «Мы и природа»;

- организации работы природоохранного клуба «Человек и природа»;

- конкурса экологических агитбригад;

- конкурса макетов природопозитивных городов «Экоград».

Каждая из указанных форм работы предусматривала включение обучающихся не толь-

20/S'//-

ко в активную познавательную позицию, но и в эффективную экологически сообразную деятельность.

Заключительный этап реализации модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Крыма был направлен на обеспечение следующего педагогического условия - «Обеспечение технологичности процесса формирования природоохранной культуры: непрерывности, алгорит-мизированности, усложнения задач формирования природоохранной культуры обучающихся от курса к курсу». В рамках рефлексивно-творческого этапа были реализованы следующие формы работы:

- разработка туристических маршрутов;

- организация природоохранных акций «Накорми птиц зимой», «Посади дерево», «Чистый город», «Время Земли»;

- проведение научно-исследовательских экологических экспедиций по заповедным местам;

- проведение фотовыставки «Окружающий мир глазами молодежи»;

- ведение экожурнала;

- проведение веб-квеста «Экологический пикник»;

- создание экоцентра.

Данные формы работы были реализованы с целью ознакомления обучающихся с особенностями заповедных территорий Крыма, с деятельностью научных сотрудников Крымского природного заповедника, вовлечения обучающихся колледжей в природоохранную деятельность, обучения принимать правильные решения для охраны природы.

Обобщая вышеизложенное, заключим, что на современном этапе развития отечественного и мирового социума человечество сталкивается с глобальными экологическими проблемами, вызванными в большей степени нерациональным и необдуманным отношением людей к окружающей среде и природным богатствам.

Сегодня понимание указанных проблем реализуется путем вкрапления экологического компонента в деятельность многих наук, из которых педагогика не составляет исклю-

чения. Так, одними из ведущих направлений современной педагогики являются экологическое образование и экологическое воспитание, нацеленные на формирование экологической и природоохранной культуры представителей общества, в частности, подрастающего поколения.

Для реализации данной цели, по нашему мнению, необходима разработка специальной модели формирования природоохранной деятельности, в основе которой лежит содержание экологического знания, обличенное в продуктивные формы работы с обучающимися, основные из которых были представлены в нашем исследовании.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению проблемы формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей Республики Крым. В работе представлены основные формы работы по реализации содержания модели формирования природоохранной культуры обучающихся колледжей, разработанные на основе определенных педагогических условий.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, природоохранная культура, педагогические условия формирования природоохранной культуры, формы работы, модель формирования природоохранной культуры, обучающиеся колледжа.

SUMMARY

The article is devoted to the study of the problem of formation of environmental culture of colleges of the Republic of Crimea. The paper presents the main forms of work on the implementation of the content of the model of environmental culture of students of colleges, developed on the basis of certain pedagogical conditions.

Key words: environmental upbringing, environmental education, environmental culture, environmental culture, pedagogical conditions of environmental culture, forms of work, model of environmental culture, College students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамедов Н. М. Основания экологического образования // Философия экологиче-

ского образования / гл. ред. И. К. Лисеев. -М., 2001. - 390 с.

2. Сидельковский А. П. Человек и природа: формирование отношений. - Ставрополь, 1975. - 209 с.

3. Ягодин Г. А., Третьякова Л. Г., Проблемы экологического образования: сб. докладов III Всесоюзной конференции «Образование в области окружающей среды». - Казань, 1990. - Т. 1. - С. 3-14.

З. Ш. Таирова

УДК: 37.013

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ МУСУЛЬМАН КРЫМА

нимание к традициям разных народов способствует укреплению национального самосознания, развитию национального культурного богатства. Изучение педагогического наследия каждого народа, грамотное и продуманное его использование в образовательном процессе - приоритеты государственной политики в сфере образования каждого современного государства. Для Республики Крым изучение педагогического наследия коренных, а также долгое время проживающих на крымских землях мусульманских народов -одна из составляющих реализации этой образовательной политики на территории Крыма.

Целью статьи является обзор источников, содержащих сведения о педагогических воззрениях мусульманских народов Крыма, особенностях использования традиций в педагогическом процессе .

Известный педагог Г. Н. Волков определил этнопедагогику как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации» [4, с. 8]. Ученый отмечает, что «этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий» [4, с. 8]. Специфичность предмета исследования обуславливает следующий круг источников: изучение фольклорных материалов, письменных источников, археологических материалов, религии и так называемые полевые исследования.

Фольклору Крыма были посвящены исследования таких ученых, как А. Х. Кондара-ки, В. В. Радлов, А. Н. Самойлович, А. Кон-чевский, А. Крымский, С. Д. Коцюбинский, А. Олесницкий, Ю. С. Околов, А. Боданинский, О. Мурасов, Л. Филоненко, Г. А. Бонч-Осмо-ловский, Н. Морис, И. Березин и др.

Как отмечал С. Д. Коцюбинский, «Крымский фольклор необычайно богат, но богат он не только количественно. Это также и качественное богатство. Ведь ни одна область нашей страны не испытала такой изменчивой истории, какая выпала на долю этого маленького полуострова. В Крымской народной поэзии - в сказках, песнях пословицах, загадках и поверьях - можно различить отражения тех великих исторических сдвигов, которые в течение трех тысячелетий потрясали этот клочок земли, оставляя на нем глубокие и неизгладимые следы <...> В крымских сказках звучат отголоски богатой фантазии Шехе-резды и сочного юмора декамероновской Италии. Могло ли быть иначе на старом стыке морских дорог с караванными путями? Но это отнюдь не мешает крымскому фольклору быть самостоятельным местным социальным и художественным памятником» [6, с. 11].

Источниками этнопедагогики в фольклоре служит арсенал пословиц и поговорок, загадок и песен, сказок, легенд и дестанов. С незапямятных времен пословицы и поговорки служили правилом, позволяющим строить взаимоотношения людей на основах нравст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.