Научная статья на тему 'Школьная проектная олимпиада: результаты эксперимента'

Школьная проектная олимпиада: результаты эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНКУРС / ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ю.Ю., Князькова Е.А., Пастухова Л.С., Чигарина А.Ю.

Статья посвящена анализу основных результатов первого Всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада». Показаны механизмы отбора лучших практик развития проектных компетенций школьников. Названы основные проблемы социального проектирования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены пути интеграции внеурочной проектной деятельности с развитием школ и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная проектная олимпиада: результаты эксперимента»

мирового сообщества посредством гуманизации образования есть императив третьего тысячелетия нашей эры. Очевидно, это и составляет главное направление в поиске объекта и предмета философий образования и социальной педагогики. Одновременно это обстоятельство определяет и сущностную основу синтеза философии, образования и социальной педагогики. Поэтому будущее их развития определяется не их «самостийностью» и обособленностью, а сотрудничеством и партнёрством.

Смыслы бытия определяют наше движение сегодня и в будущем (в отношении «непредсказуемого» прошлого в том числе). Они связывают нас с прошлым и настоящим, формируют стратегию индивидуального, национального и мирового пути развития в единстве их исторической перспективы. Философия вместе с социальной педагогикой отвечает на вопросы: что есть и куда идёт человек, общество, страна, мир. Костяк (скелет) науки образуют теории, а их несущие конструкции - законы и закономерности. Философия социальной педагогики должна быть живой, т. е. диалектичной, прагматичной - полезной и целесообразной наукой, указывать пути к достижению единения человека и общества, построению гуманистического (оптимистического) мира (сообщества). В этом смысле XXI век должен стать веком гуманитарно-социальных наук.

Примечания

1. Беляев В. И., Савченко Т. А. История социальной педагогики : учеб. пособие для студ. вузов социального профиля / под ред. В. И. Беляева. М. : Ритм, 2011. С. 18.

2. Философия науки / под ред. С. А. Лебедева. Изд. 5-е. М. : Изд-во «Академический проект. Альма Матер», 2007. С. 6.

3. Там же. С. 8-9.

4. Беляев В. И., Савченко Т. А. Указ. соч. С. 225-226, 230-232.

5. Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Философия образования. М. : Центр инноваций в педагогике, 1999. С. 69-73.

6. Философия науки. С. 661-662.

7. Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Указ. соч. С. 63-64.

Ю. Ю. Власова, Е. А. Князькова, Л. С. Пастухова, А. Ю. Чигарина

ШКОЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ОЛИМПИАДА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Статья посвящена анализу основных результатов первого Всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада». Показаны механизмы отбора лучших практик развития проектных компетенций школьников.

Названы основные проблемы социального проектирования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены пути интеграции внеурочной проектной деятельности с развитием школ и регионов.

Ключевые слова: проектная деятельность, социальное проектирование, конкурс, экспертиза проектов.

© Власова Ю. Ю., Князькова Е. А., Пастухова Л. С., Чигарина А. Ю., 2017 14

На современном этапе стратегическим приоритетом политики России в отношении детей и молодежи является воспитание гармоничной личности, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной и в то же время профессионально и социально ориентированной, неравнодушной.

Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года закрепили: «...ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [1]. Достижение этой задачи возможно посредством социального проектирования (лат. рщесШБ - «выдвигающийся вперед», «бросающий вызов») - вида деятельности, относящегося к сфере социальной инженерии, направленного на моделирование общества, его всестороннее улучшение.

Проектный подход укрепил свои позиции в нормативных правовых и программно-политических документах, что свидетельствует о наличии диалога между государством и гражданским обществом, совместном поиске решений социально значимых проблем.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты, реализация которых закреплена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», трактуют учебно-исследовательскую и проектную деятельность как способы достижения всех значимых целей образования: интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

Продолжается переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. В данной связи значение проектной деятельности в развитии ключевых (по ФГОС) компетенций учащихся трудно переоценить: формирует проектное мышление как основу исследовательской деятельности, обучает методам научного исследования; расширяет и углубляет знания в различных предметных областях; способствует развитию творчества и креативности; предоставляет возможность самостоятельного поиска ответов на возникающие вопросы (нет готовых рецептов, универсальных технологий решения проектных задач); повышает уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различными источниками информации, а также работу с современной техникой; развивает коммуникативные навыки (ученик примеряет на себя разные роли - от исполнителя до лидера проекта, а также учится взаимодействовать с представителями органов государственной власти, местного самоуправления, лидерами общественных объединений и др.); помогает социализироваться в обществе, осмыслить собственное место и роль в социальном окружении; создает ситуацию успеха как переживание радости от самостоятельных открытий; формирует готовность использовать полученные знания и умения в решении практических задач.

Именно через образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения детям должна прививаться проектная культура, которая представляет собой интегративную характеристику образованности, сознательности, функциональных умений и навыков проектирования, психологическую готовность применять инновационные подходы, находить

нестандартные креативные решения проектировочных задач. Развитая проектная культура - необходимый элемент в системе непрерывного образования, характеризующегося переходом от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение жизни» (Life Long Learning). Результатом непрерывного образования, основанного на проектном подходе, являются быстрая обучаемость, творческое мышление, мобильность, сформированность личностной, профессиональной и социальной позиций человека.

Высока роль учителя в развитии проектной культуры школьников. Здесь педагог не столько передает знания, сколько выступает в роли наставника, тьютора: консультирует (но ни в коем случае не вмешивается в процесс проектирования), мотивирует, задает вопросы, помогает школьникам взглянуть на проект глазами разных людей - целевой аудитории, государственных и муниципальных служащих, инвесторов, экспертов, наблюдает за разработкой и реализацией проекта, фиксируя изменения, произошедшие в результате проектной деятельности, учит рефлексии как способности обращать внимание на самого себя и продукты собственной активности.

Таким образом, запрос общества, государства, системы образования на качественную проектную деятельность сегодня очень высок. История применения проектного метода в образовании позволяет по-новому оценить его возможности в развитии проектных компетенций учащихся, подвести некоторые итоги и обозначить перспективы.

На основе 14-летнего опыта проведения Всероссииского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие россииских территории «Моя страна - моя Россия», в 2017 г. в экспериментальном режиме организован и проведен первый Всероссийский конкурс для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада» (далее - Конкурс).

Данная инициатива является ключевым направлением деятельности Лаборатории проектных методов в образовании - уникального российского проекта, в основе которого идея поиска, совершенствования, масштабирования и тиражирования методов, технологий, инструментов развития научно-исследовательских и проектных компетенций российских школьников.

Организаторами Конкурса в 2017 г. выступили Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы» и АНО «Центр развития детей и молодежи «Пламенный». Конкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров». Научно-методическое сопровождение Конкурса осуществляет Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Целями Конкурса являются развитие и реализация гражданского потенциала школьников посредством проектной деятельности, выявление и тиражирование лучшего педагогического и управленческого опыта организации проектной работы со школьниками.

Задачи Конкурса:

• привлечение внимания школьников к проблемам социально-экономического развития российских территорий (регионов, городов и сел);

• формирование у подрастающего поколения активной и ответственной позиции в вопросах личного участия в решении проблем местного сообщества, региона, России в целом;

• привлечение внимания подрастающего поколения к истории, вопросам формирования и развития образа будущего малой родины;

• выявление, поддержка и поощрение творческих, талантливых, целеустремленных и патриотично настроенных россииских школьников лидеров школьных проектов;

• популяризация лучших практик реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов в части организации проектной деятельности с обучающимися;

• выявление и поддержка талантливых педагогов, применяющих проектный метод в воспитании и обучении детей и молодежи;

• развитие партнерских связей между образовательными организациями, активно развивающими на своей базе проектный метод в учебной и воспитательной работе с детьми и молодежью;

• развитие социального и экспертного диалога в области детского и молодежного социального проектирования;

• выявление механизмов, определяющих развитие проектных компетенций российских школьников.

Уникальность Конкурса заключается в том, что в процессе работы над конкурсными заданиями индивидуально и в группе формируются и реализуются проектные компетенции школьников, развиваются навыки командной работы, применяется технология наставничества. В Конкурсе могут принимать участие как единоличные авторы, так и представители проектных команд - обучающиеся 5-11-х классов под научным руководством педагогов-консультантов.

К работе в проектной команде могут привлекаться обучающиеся нескольких образовательных организаций, в том числе находящихся на территории разных муниципальных образований.

Приветствуется привлечение к проектной команде школьников младших классов и лиц, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования и самообразования, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школьная проектная олимпиада - это среда:

- творческая, интерактивная, активизирующая, развивающая проектный потенциал школьников со всех уголков России;

- способствующая гармонизации отношений в классе, в школе: работа над проектом сплачивает весь школьный коллектив;

- соединяющая школьников с наставниками, лидерами муниципальных образований, регионов, инвесторами;

- доброжелательная к детям. Хотя конкурсные мероприятия и проходят в духе конкурентной борьбы, представляют собой события, насыщенные дружбой, творчеством, общением, обменом опытом проектной работы;

- формирующая социально активную и полезную обществу личность;

- профориентационная, стимулирующая интерес к востребованным направлениям развития научного знания, профессиям, актуальным в России будущего;

- мотивирующая школьников к социальному предпринимательству. Социально-экономический проект - первая ступень к социальному предпринимательству, на которой способности и таланты школьников монетизируются, приобретают ценность и общественную значимость.

Школьная проектная олимпиада - это система, привлекающая педагогов, наставников, специалистов по работе с молодежью, экспертов, всех

заинтересованных в развитии и совершенствовании проектного метода в работе со школьниками.

Конкурс проводится в соответствии с Положением, определяющим цели и задачи, условия участия, порядок организации и проведения Конкурса (в том числе конкурсные номинации), порядок работы Экспертного совета, процедуру награждения [2].

Конкурс проводится по следующим номинациям:

1) Номинация «Моя школа» включает проекты, направленные на развитие родной школы, создание ее привлекательного образа в глазах обучающихся и их родителей, учителей, местного сообщества.

В проекте необходимо представить историю школы, значимые события из ее истории, актуальные проблемы и способы их решения с участием обучающихся, педагогов, родителей, органов местного самоуправления.

2) Номинация «Моё село» включает проекты, направленные на развитие родного села, формирование его привлекательного образа в глазах местных жителей, гостей, инвесторов.

В проекте необходимо представить историю и современное состояние сельской территории, предложить механизмы социально-экономического развития территории, обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

3) Номинация «Мой город» включает проекты, направленные на развитие родного города, создание его привлекательного образа в глазах местных жителей, гостей и инвесторов.

Проект должен содержать краткую информацию о городе (визитная карточка, историческая справка), а также идеи по его развитию. Необходимо оценить исторический опыт, текущее социально-экономическое состояние, предложить авторский вариант решения существующих в городе проблем.

4) Номинация «Мой регион» включает проекты, направленные на развитие родного края, создание его привлекательного образа в глазах местных жителей, гостей, инвесторов.

Проект должен содержать краткую информацию о регионе (визитная карточка, историческая справка), а также идеи по его развитию. Необходимо оценить исторический опыт, текущее социально-экономическое состояние, предложить авторский вариант решения существующих проблем и улучшения качества жизни в регионе.

В соответствии с условиями Конкурса конкурсная работа должна представлять собой актуальный, нацеленный на практическую реализацию проект, ориентированный на достижение позитивных социальных, экономических, экологических изменений, способствующий личностному развитию, гражданскому участию, военно-патриотическому воспитанию, развитию информационных компетенций школьников.

Конкурсная работа может как носить комплексный характер, так и содержать предложения по решению отдельной проблемы в одной конкретной отрасли (например, безопасность дорожного движения детей в городе, развитие сельского туризма и др.).

Критерии оценки проектов:

- актуальность поставленной проблемы;

- социальная значимость проекта;

- наличие в конкурсной работе результатов самостоятельного исследования;

- структурное и/или содержательное разделение проекта на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы прошлое, настоящее и будущее;

- новизна проекта;

- творческий замысел, оригинальность проекта;

- наличие организационных механизмов реализации проекта;

- финансово-экономическое обоснование проекта;

- возможность практической реализации проекта;

- наличие предложений по кадровому обеспечению реализации проекта (в том числе наличие команды единомышленников, готовых приступить к реализации проекта);

- наличие рекомендаций от государственных и муниципальных органов власти, хозяйствующих субъектов;

- возможность тиражирования проекта (использование с учетом адаптации в других условиях).

Критерии оценки тезисов проектов и описаний педагогических технологий:

лаконичность (краткость и грамотность) тезисов проекта;

описание конкретных форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, используемых консультантом-педагогом для подготовки школьников к научно-исследовательской и проектной деятельности, способствующих их личностному развитию, гражданскому участию, военно-патриотическому воспитанию, информационной компетентности;

оформление описания педагогической технологии в виде методических рекомендаций для педагогов-организаторов научно-исследовательской и проектной деятельности школьников;

возможность тиражирования педагогической технологии (использование с учетом адаптации в других условиях).

Для реализации программы Конкурса сформированы Методическая и исполнительная дирекция конкурса (12 человек). Для проведения профессиональной, объективной и независимой экспертизы и оценки поступивших работ создан Экспертный совет Конкурса (25 человек).

В 2017 г. Конкурс проводился в режиме эксперимента. Для школ России использование метода проектов в образовательном процесс стало привычным. При этом необходимо учитывать, что социальное проектирование отличается от учебного проектирования в первую очередь тем, что реализуется исключительно во внеурочной деятельности. Именно поэтому научно-методическая поддержка Конкурса заключалась в основном в разъяснении организационно-педагогических вопросов.

Как ни странно, широко распространенной практикой в регионах является разработка проектов, приуроченная к проведению конкретного конкурса. Отсутствие систематической целенаправленной и планомерной работы в сфере социального проектирования сказывается на качестве конкурсных заявок. Разработка проекта зачастую проводится в авральном режиме; отличительной чертой таких заявок является актуальность заявленной проблематики и при этом низкий уровень проработки путей решения проблемы. Обучающиеся привлекаются к составлению таких конкурсных заявок лишь формально, основную часть работы педагоги берут на себя. Такая профанация проектной деятельности не позволяет

19

раскрыть ее образовательный и развивающий потенциал, препятствует выполнению требований ФГОС, приводит педагогов не к профессиональному росту, а к профессиональному выгоранию.

Между тем проектную деятельность не зря относят к инновационным педагогическим технологиям. Как отмечает М. В. Кларин, «традиционное образование строится как трансляция культуры. В инновационном образовании субъект генерирует новый опыт, одновременно придает ему культурную форму и осваивает его» [3]. Действительно, в проектной деятельности используются методы, «активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте» [4]. При этом сказанное относится лишь к проектной деятельности, а не к попыткам ее имитации в тексте конкурсной заявки.

Конкурс выявил еще одну распространенную негативную практику -представление в составе конкурсной заявки завершенных проектов. Реализованный проект, у которого нет продолжения, как правило, носит локальный характер. Даже подробное описание схемы реализации проекта с приложением продуктов проектной деятельности и подтверждающих документов не дает заявке шансов на победу в случае, если не показаны векторы развития проектной идеи. Такая заявка по сути являет собой отчет о проделанной работе и свидетельствует о потере интереса авторов к деятельности в этом направлении, а в ряде случаев - о снижении уровня актуальности заявленной проблемы. Миссия конкурса «Школьная проектная олимпиада» - выявление и тиражирование лучших практик социального проектирования, открывающих педагогическим и ученическим коллективам перспективы развития.

Экспертный семинар, проведенный сотрудниками ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» для педагогов Рязанской области, позволил отработать механизмы планирования проектной деятельности, при котором в нее могут быть включены все или почти все обучающиеся образовательной организации в соответствии с их интересами, индивидуальными склонностями и возможностями. В формате деловых игр было доказано, что системно организованная проектная деятельность - универсальный инструмент развития образовательной организации, решения актуальных воспитательных задач, активизации ученического самоуправления, экономии школьных ресурсов.

Научно-методические материалы на эту тему будут размещены на сайте Конкурса школьныйпроект.рф и, по замыслу организаторов, помогут педагогическим коллективам в организации проектной деятельности, а будущим участникам Конкурса - в составлении конкурсных заявок. Судя по результатам «Школьной проектной олимпиады», во многих образовательных организациях России активно поддерживают добрые традиции, развивающие у детей гражданскую активность и чувство ответственности за свой край.

Почти половина поступивших на конкурс заявок - заявки по номинации «Моя школа». По всей видимости, это не случайно: именно в стенах родной школы правильнее всего постигать основы социального проектирования. От того, насколько тесно связана жизнь ребенка и жизнь школы, может зависеть и учебная мотивация, и вся жизнь. «Школьная проектная олимпиада» нацелена на выявление инициативных, творческих команд, которые готовы благоустраивать свою жизнь во всех ее проявлениях. Совершенно естественно, что инициативные школьники в первую очередь обращают внимание на проблемы в собственной образовательной

организации, стремятся украсить свою школу и прилегающую территорию, сделать свою жизнь насыщеннее и интереснее.

Одно из наиболее популярных направлений социального проектирования -сохранение памяти о земляках-героях. Необычную форму этой деятельности предложили в своей заявке «Школьный сад Победы» обучающиеся МБОУ «Исадская средняя общеобразовательная школа» Рязанской области. Вокруг школы в селе Исады растут яблони, посаженные в первые послевоенные годы. Яблоневый сад разросся, но за последнее время деревья заметно состарились. Под руководством педагогов школьники разработали проект обновления сада и придания ему статуса социально-культурного центра села. Проведению праздничных мероприятий, концертов и вечеров памяти способствовало бы создание на территории яблоневого сада сцены и зрительного зала под открытым небом. Экспертов обрадовала дизайнерская находка: в основание сцены решили превратить старый грузовичок, много работавший на восстановление мирной жизни села. «Машиной-труженицей» нежно называют этот автомобиль ребята в своей конкурсной заявке. Создание сцены и скамеек уже проводится силами обучающихся и педагогов, а омоложение яблонь запланировано на раннюю весну следующего года. Яблоневый сад станет символом памяти о героических трудовых сельских буднях в военное и в мирное время.

В основе еще одного проекта патриотической направленности, родившегося в деревне Большие Параты Республики Марий Эл, - уникальная сельская традиция пробегать в День Победы 25-километровый марафон. Марафонская трасса проходит через четыре деревни, местами по бездорожью. Но энтузиасты бегут в любую погоду, а лидеры-марафонцы еще и несут государственные флаги. Во многом благодаря этой традиции в деревне поддерживается культ здорового образа жизни, а День Победы отмечается как главный праздник в году. Школьники-авторы проекта решили изучить историю возникновения этой традиции, составить списки односельчан, в разные годы принимавших в нем участие, и создать тематический альманах.

Социальное проектирование воспитывает у детей любовь к малой родине, формирует истинный патриотизм, в этом организаторы многократно убедились в ходе профильной смены «Междисциплинарная проектная школа», которая прошла для лауреатов заочного этапа конкурса во Всероссийском детском центре «Смена». Обучающиеся «Гимназии имени Александра Грина» (г. Киров) в моделировании своего будущего единодушны: из родного города не уедем; жить, учиться и работать будем на Вятской земле. Чувство гордости за свой край - во многом результат постоянных усилий по его изучению (в гимназии реализуется несколько крупных краеведческих проектов), благоустройству и украшению. Не случайно проект «Снежный городок», представленный обучающимися «Гимназии имени Александра Грина», занял 1-е место в номинации «Моя школа». Гимназисты ревностно оберегают традицию создания на территории гимназии зимнего царства ледяных скульптур. Поздней осенью в гимназии проводится конкурсный отбор эскизов, а во втором этапе конкурса участвуют готовые скульптуры, создание которых результат совместного творческого труда обучающихся, педагогов и родителей. В последние годы правила решили усложнить: конкурс стал тематическим, при этом ежегодно коллектив гимназии выбирает новую тему. А в теплое время года территория превращается в цветущий оазис и в пространство для реализации других социальных проектов.

В эпоху Интернета неожиданной проблемой, которую помог выявить Конкурс, является недостаток у педагогов информации о проектах, реализуемых в других образовательных организациях. Очень многие участники конкурса признали, что самым ценным результатом Конкурса стала возможность поделиться друг с другом

опытом реализации проектных идей, получить «обратную связь», экспертные мнения о самых разных проектах. Эмоциональный и конструктивный обмен мнениями и идеями в самых разных формах был характерен для всех практико-ориентированных мероприятий Конкурса - «Экспертного семинара» в Рязани, «Междисциплинарной проектной школы» в Москве, «Форума проектных траекторий» во Владимире, «Педагогического коллоквиума» в Москве. Для нас, организаторов, это означает, что идея Конкурса востребована, что Конкурс будет развиваться, а число его участников - увеличиваться. В 2017 г. на Конкурс поступило 174 заявки. После проверки материалов на соответствие требованиям Положения в Конкурсе приняли участие 154 конкурсные работы, разработанные 462 школьниками под руководством педагогов-новаторов. География участников Конкурса - 34 субъекта Российской Федерации:

• 10 республик: Дагестан, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Чечня, Чувашия;

• 4 края: Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский;

• 2 автономных округа: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• город федерального значения Москва;

• 17 областей: Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Челябинская.

Распределение проектов по номинациям: «Моя школа» - 73 проекта, «Моё село» - 39 проектов, «Мой город» - 22 проекта, «Мой регион» - 20 проектов [5].

Школьники-лауреаты заочного этапа Конкурса (52 человека) приняли участие в профильной смене «Междисциплинарная проектная школа» Всероссийского детского центра «Смена» (05.05.2017-18.05.2017) и в Форуме проектных траектории (24.06.2017-26.06.2017, г. Владимир).

Результаты Всероссийского конкурса для педагогов и проектных команд, обучающихся «Школьная проектная олимпиада» демонстрируют интерес российских школьников и учителей к разработке социально-экономических проектов, направленных на развитие школ, муниципальных образований, регионов.

Эмпирические и методические базы всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов молодежных проектов нуждаются в систематизации, оценке, выявлении лучших педагогических практик развития проектных компетенций школьников. На наш взгляд, все усилия необходимо направить на создание прозрачной системы отбора, обучения и дальнейшего сопровождения детей, успешно реализующих вместе с педагогами в рамках общеобразовательных организаций проектную деятельность. Важно обратить внимание политических лидеров, инвесторов, всей общественности на успешные тандемы школьников и их учителей, претворить в жизнь результаты их совместного творчества, тиражировать лучшие практики уже реализованных проектов.

Примечания

1. Распоряжение Правительства Российской федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года».

2. Положение о Всероссийском конкурсе для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада» // Официальный сайт Школьной проектной олимпиады. URL: Ы1р://школьныйпроект.рф/ (дата обращения 10.06.2017).

3. Кларин М. В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4(19). С. 54-62.

4. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 357-359.

5. Аналитическая справка по предварительным результатам Всероссийского конкурса для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада» // Официальный сайт Школьной проектной олимпиады. URL: Ы1р://школьныйпроект.рф/ (дата обращения 10.06.2017).

А. Я. Журкина

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

В статье характеризуется воспитательный потенциал дополнительного образования детей, возможности диагностики результативности воспитательной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал дополнительного образования, диагностика эффективности воспитательной деятельности педагога.

Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества требует переосмысления фундаментальных положений социальной политики государства и выдвижения на передний план вопросов воспитания подрастающего поколения в их новой постановке, соответствующей духу времени. Ибо, по мнению педагогов, психологов, обществоведов, современная ситуация характеризуется отсутствием высоконравственной «идеи, скрепляющей общество» (Ф. М. Достоевский). Ее место сегодня занято идеологией потребления (Л. А. Радзиховский), когда культ денег и уровень культуры располагаются в разных измерениях. Идея потребления материализуется в изобилии товаров, в большей активности и внутренней свободе людей, в культе богатства и посредственности. Новейший образ жизни питает психологию, при которой такие ценности людей, как добро, справедливость, порядочность, детьми просто не воспринимаются всерьез. Многие данные социологических исследований свидетельствуют о глубоком характере противоречий, охватывающих все сферы социальной и духовной жизни нашего общества.

Начавшиеся в мире в начале 90-х гг. реформы в сфере образования и воспитания породили в свою очередь комплекс проблем и противоречий. Формируется новое представление об образовании не как о системе знаний, умений и навыков, а как об упорядоченном способе присвоения ребенком культурных ценностей (Н. С. Дежникова). Знание - великая ценность. Но пользование им в отсутствии культуры приводит к безнравственности. Установка на интеллектуализацию образования детей вступает в противоречие с анимационными способностями детей (у них весьма незначителен живой душевный опыт). Но душа и разум должны быть в гармонии. Массовая бездуховность общества сегодня породилась вследствие недооценки воспитания и как социального явления, и как

© Журкина А. Я., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.